-÷итатник

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

— наступившим! :)) - (4)

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 37642
 омментариев: 210317
Ќаписано: 293091

Ќаслаждение - враг счасть€

ѕонедельник, 20 »юл€ 2009 г. 21:50 + в цитатник
ѕомните ли вы историю о ƒориане √рее, вместо которого старел его портрет? ќн продал свою душу за вечную молодость и наслаждени€ в земной жизни и действительно имел все, что только мог пожелать. ј расплатилс€ Ч потерей ценностей, опустошенностью, презрением к себе. » это не единичный случай. ¬ мировой литературе много историй о том, как люди заключали сделку с дь€волом и тот исполн€л все их желани€ и прихоти в обмен на обладание их бессмертной душой.


Ќо нельз€ ли обойтись без нечистой силы? Ќеужели мы сами не можем наслаждатьс€ жизнью, и именно так, как нам хочетс€, не расплачива€сь за это адскими муками? ќказываетс€, что нет, и расплата наступает в большинстве случаев уже при жизни, а не только за ее пределами. ƒь€вол вкрадываетс€ как раз в то, чего нам больше всего хочетс€, чего мы страстно желаем. ј как показывает весь опыт человечества, начина€ с наших библейских прародителей јдама и ≈вы, мы зачастую хотим совсем не того, что соответствует мировым (божественным) законам. ћы не любим ограничений и не желаем понимать их значение дл€ нашего блага. » только набив множество шишек, некоторые из нас начинают осознавать, что, возможно, человек изначально стремитс€ к тому, что не приносит счасть€, неважно, достигает он этого или нет.

Ћюди часто путают счастье и наслаждение, хот€ они вовсе не одно и то же. ƒл€ достижени€ счасть€ или психологического благополучи€ важно не только само переживание при€тных эмоций, но и осознание того, что они получены достойным путем. ƒл€ наслаждени€ же источник при€тных эмоций совершенно не важен, главное, чтобы их можно было посто€нно черпать, все равно откуда. »ногда даже само нарушение закона (морального или юридического) усиливает эффект. Ќапример, вор получает психологическое удовольствие не только от того, что ему удалось присвоить себе чужие деньги или ценные вещи, но и от того, что удалось про€вить свою Ђсмелостьї, Ђловкостьї, обмануть, перехитрить других людей и даже органы власти.

¬ основе счасть€ очень часто лежат прошлые страдани€, через которые человек прошел, смысл которых постиг и которые сумел преодолеть. ѕоэтому состо€ние психологического благополучи€ относительно устойчивое, ведь оно базируетс€ на поведении человека, на его собственном умении быть счастливым, иногда даже вопреки внешним услови€м. Ёто искусство почти утрачено в современном мире.

¬ отличие от счасть€, наслаждение зыбко, мимолетно, возможно, оно даже Ђукраденої у жизни и в любом случае не св€зано с духовным трудом человека. ѕоскольку Ђворовствої может быть неоднократным, то эфемерность наслаждени€ не исключает возможности его повторени€ в течение какого-то времени, и даже есть опасность надолго погр€знуть в тр€сине удовольствий.



“е, кто знакомы с психологией, знают, что левое и правое полушари€ нашего мозга выполн€ют разные задачи.  роме того, преимущественное развитие одного или другого полушари€ существенно сказываетс€ на нашем эмоциональном самочувствии. ƒоминирование левого полушари€ способствует хорошему настроению, а если правое на какое-то врем€ вообще усыпить, то человек впадает в самую насто€щую эйфорию. ќн приходит в восторг от чего угодно, главным образом от самого себ€, и ему кажетс€, что все другие также восторгаютс€ и любуютс€ им. ќн беспрерывно говорит, скорее даже тараторит, совершенно не обраща€ внимани€ на реакции окружающих. ќн не думает о том, что в данном случае уместно, а что Ч нет, его сдерживающие центры выключаютс€ и перестают работать. »ногда случаетс€ так, что правое полушарие не просто временно усыпл€етс€, а по-насто€щему выходит из стро€, например, после кровоизли€ни€. ј человек, оставшись с одним левым полушарием, не ощуща€ своей беды, про€вл€ет маниакальные реакции. ≈го субъективное состо€ние кайфа основано на объективном несчастье!

»так, неумеренна€ активность левого полушари€ создает ни на чем не основанную иллюзию блаженства. Ѕлагодар€ научным экспериментам и житейским наблюдени€м мы теперь точно знаем, что состо€ние блаженства вполне возможно в отрыве от реальности и даже при ухудшении действительного положени€ вещей. „еловеческий мозг устроен так, что он может перерабатывать не только реальную информацию, но и вымышленную, иногда не отлича€ первую от второй.

Ќаш мозг имеет также центр удовольстви€, раздража€ который самыми разными способами, хот€ бы искусственными, мы можем посто€нно пребывать в блаженном состо€нии. ”ченые заинтересовались, как будет вли€ть активизаци€ этого центра на поведение животных. ¬ лабораторных услови€х были поставлены специальные эксперименты на крысах.  рыс научили нажимать на педаль, в результате чего их центр удовольстви€ получал стимул€цию. ∆ивотные могли по своему усмотрению включать и выключать возбудитель удовольстви€, когда хотели.   чему же это привело? ќказалось, крысы приходили в такое возбуждение, что забывали обо всем, что прежде доставл€ло им естественную радость, и, истощенные, измученные, из последних сил все нажимали и нажимали на эту педаль, не в силах оторватьс€ от источника иллюзорного блаженства. ” них даже пропали инстинкты самосохранени€ и продолжени€ рода. » хот€ сверхпри€тные ощущени€ были Ђненасто€щимиї, крысам это было неважно.

 рысы действительно не знали, что такое поведение быстро приближает их к смерти. ј вот люди могут пон€ть это, но не всегда хот€т понимать. »ногда они даже стараютс€ поменьше знать о последстви€х своего разрушительного поведени€, чтобы €кобы не нести ответственности за свой выбор. Ќо неосознанный выбор не освобождает от ответственности, ведь расплата все равно наступает. ќбманыва€ себ€, мы не используем свои возможности и действуем во вред себе.

¬ чем это про€вл€етс€? ѕримеров сколько угодно. Ќекоторые, убега€ от непригл€дной реальности, начинают принимать наркотики, чтобы перенестись в волшебные неземные миры. ¬ большинстве случаев этот выбор поначалу делаетс€ сознательно, а потом человек тер€ет способность управл€ть собой. ѕодобно крысам, нажимающим на педаль центра удовольстви€, он расплачиваетс€ потерей своей личности и преждевременной смертью. Ќо в отличие от крыс он мог понимать и выбирать.  ратковременное блаженство, эйфори€ в этом случае налицо. Ќо какой ценой она покупаетс€? ћожно ли говорить при этом о счастье или психологическом благополучии? ќтвет очевиден: нет, нет и нет.

ќднако не надо думать, что только сумасшедшие и наркоманы плат€т за исполнение своих желаний разрывом с реальностью. Ќормальные люди иногда делают то же, хот€, конечно, последстви€ при этом не столь разрушительны. ¬сем нам бывает т€жело, когда дела не идут, когда нами незаслуженно пренебрегают и кажетс€, что не видать конца-кра€ черной полосе. ќбычно это временное состо€ние, и если не впадать в отча€нье и не опускать руки, то выход найдетс€, по€витс€ свет в конце тоннел€. Ќо в трудные моменты многие не вер€т в благополучный исход и не хот€т ждать, им хочетс€ получить утешение немедленно, пр€мо сейчас. ƒл€ этого не об€зательно принимать алкоголь или наркотики, есть и другие иллюзорные и разрушительные, но на первый взгл€д социально приемлемые средства.

–азличие между насто€щим и мнимым стремлением к психологическому благополучию можно видеть у людей, обращающихс€ за помощью к психологу. Ќекоторые приход€т, чтобы просто выплакатьс€, ища понимани€, сочувстви€, которых им так не хватает в жизни. ≈сли они все это наход€т, то испытывают восторг. Ќо эти при€тные чувства не содержат в себе никаких ростков будущего благополучи€. ¬едь если поведение останетс€ прежним, то завтра у человека снова возникнут похожие проблемы, и они оп€ть приведут его к тому же самому психологу. ѕолучаетс€ замкнутый круг. „еловек может даже попасть в зависимость от психолога, ибо окажетс€ не в состо€нии обойтись без посто€нного понимани€ и сопереживани€, которые ему удаетс€ приобретать только за деньги. Ќо измен€ть свое воспри€тие мира, людей, себ€, а тем более вести себ€ по-другому ему не хочетс€. «ачем думать, работать, напр€гатьс€, когда так сладостно пр€мо сейчас пить из чаши понимани€ и сочувстви€ к себе? » психологическа€ помощь при таких установках превращаетс€ в своеобразный наркотик. ƒобросовестные психологи обычно долго не работают с такими клиентами, поскольку считают своей задачей помочь человеку найти собственный путь, а не быть жилеткой, в которую можно в любой момент выплакатьс€ за деньги.

ЂЌо разве мы не должны стремитьс€ к тому, чтобы нам было хорошо?ї Ч возможно, спросит читатель. Ќа этот распространенный вопрос € хочу, в свою очередь, задать вопрос: чем вы готовы пожертвовать ради блаженства, вы согласились бы приобрести его любой ценой? Ќапример, сойти с ума и принимать психиатрическую лечебницу за царский дворец, а себ€ за цар€ в нем? »ли превратитьс€ в животное, не ведающее страданий, допустим, в любимую собачку доброй хоз€йки? Ѕольшинство людей отвечают на подобные вопросы отрицательно, даже если перед тем жаловались на свою несчастную долю. ќни интуитивно чувствуют, что состо€ние блаженства Ч это все же не самое главное. ¬ажно также принимать во внимание, какой ценой оно куплено, от чего пришлось отказатьс€ ради него.

ќднако своим поведением люди чаще демонстрируют обратное, получа€ наслаждение от курени€, переедани€, лени и менее распространенных дурных привычек. ѕоскольку путь к насто€щему счастью очень труден, многие предпочитают делать то, что легче. ј легче про€вл€ть несдержанность и идти на поводу у своих импульсов, чем ими руководить и направл€ть их в нужное русло. ƒелать по утрам гимнастику труднее, чем лежать лишние дес€ть минут. “рудно планировать и начинать новые дела, легче продолжать старые. ѕисать собственную книгу труднее, чем конспектировать написанные другими книги. ≈ще труднее вообще сменить образ жизни и направление де€тельности, гораздо легче идти по накатанной дороге, даже если она ведет в никуда...



  устойчивому счастью приводит только развитие, а оно невозможно без преодолени€ трудностей. ≈сли же кратковременное удовольствие было получено заведомо недостойным способом, то оно вызывает в душевной сфере синдром Ђпохмель€ї. Ќельз€ стать счастливым, про€вл€€ распущенность, обманыва€ жизнь и Ђвору€ї у нее крохи наслаждени€. «а это придетс€ расплачиватьс€ быстрым и значительным ухудшением здоровь€, снижением самооценки, а то и самым насто€щим презрением к себе. ѕодлинное психологическое благополучие отнюдь не тождественно эйфории. ќно Ч в понимании и нахождении своего места в мире, в относительной гармонии с собой и окружающими людьми, в посто€нном развитии, движении ко все новым достойным цел€м, в обретении смысла жизни. Ќо этот путь сопровождаетс€ отнюдь не только положительными эмоци€ми (хот€ они должны преобладать): прежде чем преодолеть преп€тствие, необходимо напр€жение, борьба, исход которой про€сн€етс€ не сразу. ѕсихологическое благополучие невозможно без развитого волевого начала, которое помогает человеку совершать усили€ или даже насилие над собой, преодолевать временное неблагополучие.

Ёта закономерность наблюдаетс€ почти во всех сферах жизни. „еловеку творческому, например, нужно уметь заставл€ть себ€ преодолевать нетворческие состо€ни€, когда кажетс€, что нет вдохновени€ и дело совершенно не идет. Ђ–аботаю как прокл€тыйї Ч так говор€т о себе люди не только т€желого физического труда, но и творческие. ¬ эти периоды особенно требуетс€ усидчивость и даже умение какое-то врем€ поскучать. ѕравда, они обычно вознаграждаютс€ приходом вдохновени€ и повышением самооценки.

Ќаучитесь терпеть необходимую долю жизненных страданий. »збежать этого нельз€, ведь мы еще пока не находимс€ в раю. ”бега€ от страданий, мы только усиливаем их в будущем. Ќасто€щее психологическое благополучие не означает немедленного удовлетворени€ всех мыслимых и немыслимых желаний. „тобы его обрести, зачастую необходимо делать то, чего не хочетс€ в данный момент, но что необходимо дл€ будущего. —о временем, когда преодоление превращаетс€ в привычку, оно даетс€ все легче и легче, а активные усили€ постепенно станов€тс€ внутренней потребностью. “ак происходит развитие собственных ресурсов человека, и невозможное сегодн€ оказываетс€ возможным завтра.

Ќасто€щее счастье не так €рко, оно не похоже на эйфорию, как иллюзорное. ¬едь оно состоит не только из радости, но и из напр€жени€, которое необходимо преодолевать. «ато подлинное психологическое благополучие отличаетс€ от иллюзорного гораздо большим запасом прочности. ќно не рассыпаетс€, как карточный домик, при изменении ситуации. ¬едь оно опираетс€ не на случайные благопри€тные обсто€тельства (часто только кажущиес€), а на готовность и способность самого человека преодолевать преп€тстви€, не отчаиватьс€ даже в сложных случа€х, искать и находить выход. ≈го источник не вне человека, а в нем самом: в его отношении к жизни, в его позиции, характере. » уже само поведение такого человека будет создавать обсто€тельства, к которым он стремитс€.

Ћюдмила ¬олынска€, кандидат социологических наук
 (600x395, 42Kb)
–убрики:  ќ жизни.
философи€


ѕроцитировано 4 раз



люби_мен€_ѕариж   обратитьс€ по имени ¬торник, 21 »юл€ 2009 г. 10:54 (ссылка)
а ƒориан хоть был молодым и всЄ у него было..
а тут и не продал душу дъ€волу,а всЄ равно никому не верим,несЄм зло,ненавидим всех и при первой возможности готовы затоптать др. друга.
так не лучше ли поступить как ƒориан?
чем всю жизнь "терпеть"(а главное за что терпеть и почему? что мы сделали?) и ненавидеть и стареть..
так что все мысли ¬олынской сплошна€ утопи€.
пусть сама так живет ,к чему призывает.
только души то наши чЄрные и вонючие не нужны никому..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
люби_мен€_ѕариж   обратитьс€ по имени ¬торник, 21 »юл€ 2009 г. 10:55 (ссылка)
а за материал -спасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬торник, 21 »юл€ 2009 г. 20:20 (ссылка)
MayNess, «ачем же так... ƒуши наши светлые и прекрасные! ј вот мысли и желани€ не те что надо. ћатериальные блага могут сделать человека несчастным быстрее.
≈сли потакать страст€м, то ни чего хорошего не будет... Ќадо попробовать любить людей ....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку