-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 38680
 омментариев: 211816
Ќаписано: 295718


” –ј»Ќ— јя ∆≈Ќў»Ќј ¬–≈ћ≈Ќ  ј«ј„≈—“¬ј

—уббота, 27 »юн€ 2009 г. 18:36 + в цитатник

ћы уже упоминали, что в крепости «апорожской —ечи под страхом смертной казни запрещалось приводить женщин.  роме того, запорожцы считали нежелательным казаку женитьс€ с молодых лет. ¬ основе этих обычаев было, во-первых, желание иметь регул€рное войско с высокой боевой готовностью. Ёто достигалось за счет отречени€ запорожцев от семей, женщин вообще, и концентрации всех своих умственных и физических сил на военном деле. ¬о-вторых, у казака была очень опасна€ жизнь, над ним посто€нно ходила смерть, так что иметь жену и детей при таких обсто€тельствах значило сознательно обрекать их на сиротство.




 ак сообщает ƒ. яворницкий, на одном из запорожских флагов был изображен казак на коне, а под ним - надпись: " азак куда хочет, туда и скачет, никто за ним не заплачет". Ќо, к сожалению, очень ошибались казаки, потому что у каждого была мать, были и сестры, возлюбленные, невесты, были и жены с детьми. » плакали, отправл€€ казака на —ечь, в поход, ждали годами их возвращени€, а не дождавшись, снова ждали ... ¬ели без мужчин домашнее хоз€йство, растили и воспитывали сыновей и снова их провожали вслед за отцами ... ѕроводам казаков, разлуке сына с матерью, парн€ с девушкой, мужа с женой посв€щено много народных песен и литературных произведений. —реди самых попул€рных песен этого жанра - Д√ом≥н, гом≥н по д≥бров≥...Ф, Д…шли корови ≥з д≥брови...Ф, Дѓхав козак за ƒунайФ, Д«а св≥т встали козаченькиФ и другие.
ѕожалуй, невозможно найти человека, который бы не слышал песни "–еве та стогне ƒнепр широкий ...", но не все знают, что это только начало баллады “араса Ўевченко "ѕричинна ", где на фоне тревожной природы происходит страшна€ трагеди€. ѕотер€в надежду дождатьс€ возвращени€ казака, девушка погибает, а казак, вернувшись, от гор€ кончает жизнь самоубийством. ћы восхищаемс€ любовью –омео и ƒжульетты и не знаем, что имеем о любви казака и девушки непревзойденные шедевры про€влени€ этого чувства в украинском народном творчестве и в произведени€х поэтов, писателей, в частности “араса Ўевченко. »ли читали вы его стихотворение "“опол€"? ќ девушке, котора€ превратилась от напрасного ожидани€ своего любимого в тополь (*в украинском €зыке тополь женского рода Ц Ђтопол€ї), - судьба украинской женщины:



“аку п≥сню чорнобрива

¬ степу засп≥вала.

«≥лл€ дива наробила Ц

“ополею стала.

Ќе вернулас€ додому,

Ќе д≥ждала пари;

“онка-тонка та висока Ц

ƒо самоњ хмари...



“ема разлуки казака с девушкой нашла отражение также в народной живописи, в частности в вышивках.



ѕосто€нный отсутствие мужа-казака, который упошел на —ечь, в поход или погиб, способствовала формированию в украинской женщине независимого характера, высокого авторитета и уважени€ в семье.



¬от как об этом вспоминает мать выдающегос€ ученого-создател€ космических кораблей, славного сына ”краины —ерге€  оролева: "...’оз€йничала в доме, как и положено, мо€ мать - энергична€, волева€, разбитна€ женщина - ћари€ ћатвеевна. ¬есь Ќежин знал ее острый ум и бурную, веселую и одновременно крутую удачу. ≈ще бы - ведь мы по тогдашним общественным разделением относились к казакам. » не только на бумаге.  огда были на —ечи «апорожской такие славные казаки - ‘урса. ќдин из них даже ходил в есаулах. „ислились в реестре —ечи ћоскаленко и Ћазаренко. ¬се это - мои деды и прадеды.  ак истинные рыцари, они показывали свою храбрость и силу на поле бо€ и в походах, а вот дома всю власть отдавали женщинам. —колько помню и насколько знаю из преданий, в нашем роду владычествовал матриархат.  огда что-то спрашивали у моего отца, он говорил: "—просите матери.  ак она скажет, так и будет! "



Ќа независимые черты характера украинской женщины обратил внимание уже упоминавшийс€ нами Ѕоплан. ¬ своей книге "ќписание ”краины" он пишет: "«десь, в отличие от обычаев и традиций других народов, девушка первой сватаетс€ к молодому человека, которого себе выбрала. »х традиционный и несокрушимый обычай почти всегда девушке в этом помогает, и она более определенна€ успеха, чем парень, если бы осмелилс€ первым свататьс€ к избранной девушке. ¬от как это выгл€дит. ¬любленна€ девушка идет в дом молодого человека, которого любит, в то врем€, когда надеетс€ застать дома отца, мать и своего суженого. Ќа пороге приветствуетс€ словами: "ѕомогай Ѕог", которые значит почти то же, что наше "ƒа благословит √осподь" и €вл€етс€ обычным их приветствием, когда заходишь в чьей-то дом. ¬ойд€ в дом, девушка беретс€ восхвал€ть того кто пришелс€ ей по сердцу. ќбращаетс€ к нему, называ€ »ван, ‘едор, ƒмитрий, ¬ойтик, Ќикита, одним из наиболее распространенных здесь имен и говорит: "¬ижу с твоего лица, что ты человек хороший, будешь бережным и любить свою жену. Ќадеюсь, что из теб€ получитс€ хороший хоз€ин. Ёти твои хорошие качества заставл€ют мен€ склоненно простить вз€ть мен€ в жены ". ѕроизнес€ это это, она обращаетс€ с подобными словами к отцу и матери парн€, покорно попросив согласи€ на их брак. ј если же получит отказ или отговорку, €кобы парень еще молод и не готов к бракосочетанию, то девушка отвечает, что не оставит их дома, пока он ее не женитс€ и не возьмет ее себе в жены. ј произнес€ это, девушка упр€мо стоит на своем и не выходит из комнаты, пока не получит того, что требует. „ерез несколько недель родители вынуждены не только согласитьс€, но и убеждаешь сына, чтобы тот внимательнее присматривалс€ к девушке, как к своей будущей жене. ј молодой человек, вид€, как упорно девушка желает ему добра, теперь начинает смотреть на нее, как на свою будущую обладательницу. Ќастойчиво просит у родителей разрешени€ ее любить. ¬от как влюбленные девушки в этом крае устраивают свою судьбу, заставл€€ родителей и суждений выполнить свое желание ... ќбычай, который описал водитс€ только между людьми равного положени€, поскольку в этом крае все кресть€не одинаково богатые, и нет большой разницы в их состо€нии ".



ќб относительной независимости украинской женщины и уважение к ней в казацкие времена свидетельствует ее высока€ образованность. ѕавел ’алебський в 1654 году записал: "ќт города –ашкова и по всей земле казаков мы заметили прекрасную черту, которые разожгли наше удивление: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают пор€док церковных служб и церковные песнопени€ ... "



 ак свидетельствуют источники, в казацкие времена (XVI-XVII вв.) Ќезависимости украинской женщины-шл€хтанкы могла позавидовать двор€нка любой европейской страны. »бо она была равноправной с мужем, имела такие же гражданские права, личную независимость, как ее муж-шл€хтичи. ∆енщина была членом церковных братств, основывали школы, монастыри, богодельни, служила в армии (!), —вободно выбирала себе жениха, воспитывала детей, сама роспор€жалась своим имуществом, управл€ла им, разрывала брак.



”важение к матери, бабушки, сестры, котора€ имела место и пропагандировалась в семейном воспитании, у парн€ - будущего казака - постепенно перерастало на уважение к девушке, к будущей жене. Ёто рыцарство влюбленного юноши с большой силой передано в украинских лирических песн€х, в которых юноша, нар€ду с обращением к любимой с нежнейшим и очаровывающими словам, за€вл€ет о своей готовности всегда заботитьс€ о ней, быть ее защитником и опорой:



я ж тебе, в≥рна€, аж до хатиноньки

—ам на руках однесу.



»так, еще раз подчеркнем, что обычай запрета по€влени€ женщины на —ечи и пропагандировани€ безбрачии€ среди запорожцев был вызван не пренебрежением к женщине, а наоборот - высоким уважением к ней и ответственностью казака за свои мужские об€занности перед девушкой, женой, матерью. ƒа это и закономерно: сильные духом люди - мы имеем в виду прежде всего мужчин - никогда не обид€т женщину, не про€в€т к ней пренебрежени€. “ам, где герои - там мужество и нежность идут р€дом.

јтмосфера –ыцарской доблести, чести, человеческого достоинства и пор€дочности, что существовала среди казачества, а также рыцарское отношение казака к девушке и жене создавали высокую нравственную чистоту добрачных и брачных отношений.



ќсобенно позорным преступлением считалась измена любовь, измена жене (мужу) или другу. Ќародный осуждение этого €влени€ было вызвано тем, что человек, непор€дочный в личной жизни не может служить своей земле, ќтчизне. ≈сли кто-то способен предать близкого человека, то он предаст и –одину.



Ќа этом фоне и сформировалс€ неповторимый по своей женской красотой образ ћаруси „урай, в котором с особой силой про€вились уже упоминавшиес€ нами прекрасные черты характера украинской женщины.

ƒевушкой из легенды, украинской —афо называют ћарусю „урай, потому что считают ее автором многих народных песен, в частности: Д«а св≥т встали козаченьки...Ф, Дќй не ходи, √рицю...Ф, Д¬ к≥нц≥ гребл≥ шумл€ть верби...Ф и других.



»стори€ не оставила нам ее портретного изображени€, но это никого не волновало, потому что ее черты в меньшей или большей степени имела кажда€ козачка. ѕоэтому не удивительно, что народные художники изображали и изображают ћарусю „урай соответствии со своим воображением и с конкретными чертами лица местных девушек.



„увство достоинства и уважени€, которые окружали украинскую женщину в казацкие времена, способствовали тому, что она возносилась к высокому пониманию интересов народа и ќтечества.



“ак, ќлэна √орностаева, происходила из семьи кн€зей „арторийських, была основателем ѕересопницького монастыр€, где сохранилось знаменитое ѕереспоницьке ≈вангелие, переведенное на живом русском €зыке (1556-1561 гг.) ќлэна составила дл€ этого монастыр€ оригинальный устав, основала госпиталь дл€ нищих и больных, а также школу дл€ детей.



јнна √ойська в XVI веке основала ѕочаевский монастырь, где была типографи€, а сближени€ ”краины ярмолинська - «агаецький.



—офи€ ћихайловна „арторийська открыла в своем имении –ахманив на ¬олыни типографию и сама переводила с греческого на русский €зык книги св€того письма (евангельские и апостольские).

—ближени€ ”краины ћогил€нка ¬ишневецка€ (1589-1619 гг.) ѕоддерживала православную веру, оказывала помощь √устынский, ћгарському, Ћадинському монастыр€м, а также известному церковному де€телю, игумену √устынский монастыр€ »саии  опинському.



√нна Ѕорзобагата- расенська управл€ла казной Ћуцкой епархии, делала наезды на имени€ соседей-шл€хтичей, даже отказывалась выполн€ть приказы и требовани€ самого корол€.  огда против нее было организовано общее ополчение целого воеводства, то эта бесстрашно женщина одела доспехи и, оруду€ √айдуком с пушками, мужественно отразила атаки шл€хты и разгромила его войско. ’орошо знала законы и вела судебные дела.



—офи€ –ужинська, волынска€ кн€гин€, во главе шеститыс€чного (!) войска с музыкой и флагами приступом одержала 1608 года замок кн€зей  орецкий в городе „еремоше, сожгла его и ограбили городок.



√алшка (≈лизавета) √улевичивна (? -1642 √.) была одной из основательниц  иевского братства, монастыр€ и школы при нем, госпитал€ дл€ детей мещан и шл€хты (1615 год).



¬о врем€ обороны городка Ѕуши (ныне село ямпольского района ¬инницкой области) в но€бре 1654 года, когда большинство защитников полегли в неравном бою и польское войско ворвалось в крепость, жена сотника (по другим данным, √авратенка) ≈лена подожгла пороховой погреб, от взрыва которого погибло много врагов. √ероический подвиг ≈лены отобразил украинский писатель ћ. —тарицкий в исторической повести "ќсада Ѕуши и в исторической драме" ќборона Ѕуши ".



»звестно также, что сестра полковника »вана ƒонца в роли кавалериста принимала непосредственное участие в боевых действи€х против польских войск на ¬олыни в 1649 году. ¬о врем€ одной из атак погиб.



—охранились административные универсалы жены Ѕ. ’мельницкого јнны —ќћ , свидетельствующие о ее таланте как верного соратника и помощника √етьмана.



¬о врем€ гайдамацких восстани€ городска€ беднота городка Ћыс€нка (теперь в „еркасской области) помогла в 1768 году гайдамацких отр€дам получить Ћыс€нский крепость. ќб этом событии “арас Ўевченко в поэме "√айдамаки" пишет:



—меркалос€. ≤з Ћис€нки

 ругом засв≥тло:

ќто •онта з «ал≥зн€ком

Ћюльки закурили.

.

ѕодавив восстание польска€ шл€хта устроила в Ћис€нке жестокую расправу, казнив 600 повстанцев. ¬ знак траура по убитыми гайдамакам лис€нськи девушки более ста лет заплеталы в косы черные ленты нар€ду с лентами других цветов.



¬ысокий уровень земледели€ в сочетании с трудолюбием и душевной красотой украинской женщины превратил ее в золоторукую хоз€йку-волшебницу. Ёта черта женщины считалась с давних времен в ”краине ведущей в определении ее достоинств. ¬от как это поетс€ в одной из кол€док:



” нашого хаз€њна хороша жона:

–аненько встаЇ, по двору походжаЇ,

ѕо двору ходить, €к зор€ сходить,

ѕо дрова п≥шла Ц золото внесла,

ѕо воду п≥шла Ц мед-вина внесла,

¬ св≥тлоньку вв≥йшла Ц все панове встало,

¬се панове встало, шапочку ≥зн€ло.

ќдин каже: Ц ÷ар≥вна ув≥йшла,

ƒругий каже: Ц  орол≥вна ув≥йшла,

ј трет≥й каже: Ц ÷е не цар≥вна ≥ не корол≥вна,

÷е бо жона пана хаз€њна.



ѕожалуй, нет в ”краине человека, который бы не слышал или не была знакома хот€ бы из кинофильмов с украинскими вечерницами - одной из форм общени€ молодежи в прошлом. Ќа вечерницы девушки занимались рукоделием - вышивкой, ткачество, роспис€ми и другим. √лавна€ цель вечерницы дл€ девушки - продемонстрировать перед реб€тами свое мастерство. ¬ свою очередь парню родители приказывали присматриватьс€ не на черные брови, а на волшебство рук. »бо считалось, что красота человека - в красоте ее работы.



 азацкие времена способствовали поэтическому, песенному пробуждению украинского народа. ѕолагают, что только записано украинских песен свыше 200 тыс€ч. Ќи один народ не может назвать такого количества.



ѕоэтому не случайно, что писенность, музыкальность и чувство юмора стали национальной чертой украинцев.



ќбщеизвестно, что песн€ вли€ет на состо€ние человеческой души, формирует ее красоту. ¬от как о воздействии на человека искусно совершенной украинской песни писал еще в 1654 году ѕавел ’алебський: "ѕение казаков радуют душу и исцел€ет от печали, потому что идут они от сердца и выполн€ютс€ как бы из одних уст".



ѕесенно-поэтический духовный мир времен казачества имел большое вли€ние на материальную культуру украинцев, на художественно-эстетическое оформление жиль€, отделки его интерьера, домашних вещей, одежды и других сторон быта. ѕесенна€ душа украинской женщины в сочетании с ее трудолюбием и хоз€йственными способност€ми, вылились в волшебные вышивки и росписи, уют беленьких хат с вишневым садочком.



¬ышивкой занимались почти в каждой кресть€нской избы. ѕопул€рной она была и в городской среде. ѕесн€ми сопровождались все процессы работы над вышивкой, ибо последн€€ €вл€етс€ порождением первой. Ќе случайно в народе говор€т: "я цю вишивку виспиваю, доспиваю". јнализа серебристых переливов вышивки белыми нитками на белом фоне, звонкое звучание вышивки красными и белыми, красными и синими, красными и черными нит€ми, красочной сочностью многоцветной гаммы дает возможность утверждать, что в области вышивки наиболее много и разнообразно раскрылась колоритна€ одаренность украинской женщины.



„ерез красоту своей души в вышивке, роспись пысанок и домашних вещей украинска€ женщина высветила неповторимую красоту своей родной земли, природы, солнца, человека.



¬ волшебном мире, который создавала в семье украинска€ женщина-мать, брали свое начало идеалы народной педагогики, в основе которых было воспитание любви к труду и чувство человеческого достоинства. ” мальчика, будущего казака, воспитани€ этих черт, а также таких, как отвага, самоотверженность, происходило на гуманистической почве, который создавалс€ матерью в семье посредством песни и эстетического содержани€ быта.

 акой же имела внешний вид украинска€ женщина XVI-XVIII веков? ќ ее красоте и много говоритс€ в народных песн€х и думах, построенных на сравнении или отождествлении женской красоты с красотой природы, мес€ца и солнца.



‘ранцузский мемуарист конца XVII столети€ Ѕожьей (ƒалерак), тринадцать лет служил при польском королевском дворе, пишет, что украинские женщины очень красивы, даже по селам. ќсобенно при€тно звучит украинский €зык в их устах. ѕесни и танцы украинок более трогательные, чем песни и танцы польских женщин. ¬о врем€ праздников и в воскресенье девушки нос€т веночки из ароматных трав.



–исунки внешнего облика украинских женщин, которые сделали иностранцы, а также украинский портретный живопись XVI-XVIII столетий дают представление об черты их лица и одежду. ќт кн€гини Ѕеаты ќстрожской (1539 г.) до сел€нок XVIII столети€ на нас смотр€т красивые, грациозные красоты женщины с большими глазами, со взлетом бровей, как полет чайки, маленьким ртом и из€щным носом с горбинкою.



¬нешнюю красоту украинцев и их обычай носить хорошую одежду подчеркивает Ѕоплан в своем произведении "ќписание ”краины":

∆енска€ одежда жен р€довых казаков была подобена кресть€нской, состо€ла из вишиваной рубашки, юбки (—а€н), наперсник (шнуровки), каптана, шубы, головного убора, украшений, обуви. «ато женщины старшин носил шелковые, расшитые серебром и золотом рубашки. ёбки изготавливали из ценных тканей (штоф, парчи, люстрины т.п.) в зависимости от достатка подкладывали полотном, кинд€ком или сукном, обрабатывали позументом и кружевом.

»з тех же ткани, из которых изготавливали по€сной одежду, шили и верхний - кунтуши, которые отличались от мужских преимущественно богатыми и пышными украшени€ми. —таршие женщины носили шапочки темных цветов, иногда с мехом, молодеж - кораблики-шапочки из черного бархата с напускамыми рожками, спереди и сзади.



ћинуло со времен  азачества более чем два столети€. «а это врем€ судьба украинской женщины прошла т€желые испытани€: крепостничество, войны, голод, репрессии... Ќо не потер€ла она такие черты духовной красоты, как доброта, милосердие, щедрость, верность, трудолюбивость, остроумие, веселость, напевность. ѕрисмотритесь внимательнее к любой девушке или женщине, и вы увидите, что в каждой из них живет –оксол€на и ћарус€ „урай.



»ван —“ќ–ќ∆≈Ќ ќ
–убрики:  ќ женщинах
»стори€


ѕроцитировано 3 раз



Ѕогомолка   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 28 »юн€ 2009 г. 08:28 (ссылка)
—пасибо за пост, мила€
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 28 »юн€ 2009 г. 12:49 (ссылка)
богомолка, ѕожалуйста!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Rosa_Dossen   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 28 »юн€ 2009 г. 15:03 (ссылка)
хороша€ стать€, спасибо большое! нам бы сейчас такие обычаи, да здравствует ћатриархат!!! € читала эту статью, только на украинском €зыке....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 28 »юн€ 2009 г. 17:33 (ссылка)
Rosa_Dossen, —ейчас наступют времена нового матриархата!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку