-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 38930
 омментариев: 212281
Ќаписано: 296454


«авет преподобного —ерафима

„етверг, 14 ћа€ 2009 г. 23:08 + в цитатник
’орошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развитьс€ порокам, а потом старатьс€ изгнать их. Ќадо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной дл€ пороков.—в€титель »оанн «латоуст .

ѕока душа еще способна к образованию, нежна и м€гка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала побуждать ее к добру.  огда раскроетс€ разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основани€ и будут преподаны образцы благочести€. “огда разум будет впитывать полезное, а навык облегчит успех.—в€титель ¬асилий ¬еликий

≈сли родители не оказывают должного попечени€ о дет€х, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их.
ѕреподобный —имеон Ќовый Ѕогослов

’очешь ли, чтобы сын твой был послушным? — детства воспитай его в строгости. Ќе думай, что слушание Ѕожественных ѕисаний будет дл€ него делом излишним.
—в€титель »оанн «латоуст.


«ј¬≈“ ѕ–≈ѕќƒќЅЌќ√ќ —≈–ј‘»ћј ’–»—“»јЌ— »ћ —”ѕ–”√јћ
ќднажды к преподобному —ерафиму пришла пожилых лет двор€нка. ќна от юности горела любовью к Ѕогу и желала давно сделатьс€ инокинею, только родители не давали ей на то благословени€. ƒевица обратилась за советом к преподобному, наде€сь, что он одобрит и благословит ее намерение. Ќо мудрый старец, напротив, стал советовать ей вступить в брак, говор€: "Ѕрачна€ жизнь благословенна —амим Ѕогом. ¬ ней нужно только с обеих сторон соблюдать супружескую верность, любовь и мир. ¬ браке ты будешь счастлива, а в монашество нет тебе дороги. ћонашеска€ жизнь трудна€, не дл€ всех выносима".

„ленов семейства, живших врозь, о.—ерафим соедин€л вместе в исполнение писани€: €же Ѕог сочета, человек да не разлучает. √оспода “-вы, ѕензенской губернии из “аганрога, разошлись между собою по непри€тност€м и детей развели. ћуж проживал в ѕензе, а жена - в “аганроге.   счастью обоих, г. “-в был в —арове. ќ.—ерафим только что взгл€нул на него, стал обличать его и грозил ему, говор€: "«ачем ты не живешь с женой? —тупай к ней, ступай!" –ечь старца привела заблудшего в сознание: он отправилс€ из —арова в “аганрог, вз€л свою жену, съездил с ней на богомолье в  иев, и стали они жить с тех пор вместе в деревне, близ “аганрога, благополучно и по закону Ѕожию. "я видала, - пишет боголюбива€ ћари€ к затворнику √еоргию, - письма их после извести€ о смерти старца: они исполнены горести, что умер отец и благодетель".

ћужь€ и жены, слышите ли вы этот завет св€того старца? Ѕлюдете ли супружескую верность, любовь и мир между собой? „тобы укрепить в себе эти св€тые расположени€, чаще размышл€йте о своих супружеских об€занност€х! ћы вкратце напомним вам о них.

’ристианский брак, как единство двух полов, прежде всего должен быть союзом одного мужа с одною женою.  аждый должен иметь одну жену и кажда€ - одного своего мужа (1  ор. 7,2). "≈сли бы Ѕог хотел, - говорит св. »оанн «латоуст, - чтобы жену оставл€ли и брали другую, то сотворил бы одного мужчину и много женщин". "ѕремудрое слово, - рассуждает другой св. отец (св. √ригорий Ѕогослов), - в недра обоих полов влив любовь, побудило их стремитьс€ друг к другу. Ќо, чтобы не вс€ка€ жена стремилась ко вс€кому мужу, положило предел вожделени€м - супружество, эту узду дл€ незнающего меры вещества, чтобы при его стремительности и необузданных порывах, когда бы люди кучами привлекались друг к другу, от незаконных сообщений не пресекс€ св€щенный человеческий род, и неудержимым безрассудством порываема€ похоть не возбуждала во всех войн и огорчений". »стинно христианска€ супружеска€ любовь может быть действительно только между одним мужем и одной женой.  оль скоро муж и жена составили одну плоть, то нет уже нужды им раздел€ть свою любовь между кем-либо еще третьим, четвертым. ћуж и жена составл€ют один живой организм. ќрганизм рассеченный умирает, так и супружеский союз, разъединенный при многоженстве или многомужии, тер€ет свою жизнь и значение. —уществу€ же только между мужем и женой, брачный союз умер€ет чувственные половые увлечени€, предотвращает в них вс€кие излишества и беспор€док. ѕо тесной же св€зи души с телом, брачное единение мужа и жены приводит к тесному единству их душ: чувственность делаетс€ орудием духовности; низшие цели делаютс€ средствами дл€ достижени€ целей высших; наслаждение чувственной красотой возводит взоры к красоте небесной, божественной. ћежду тем как гражданский брак, будучи только чувственным союзом, изнеживает и развращает человека, усыпл€ет его дух, усиливает сладострастие и, с тем вместе, порождает жестокость и многие другие пороки и почти низводит человека до животного, - христианский брак служит к подъему нравственности, к усилению энергии, к воспитанию и развитию любви и благочестивых чувств, производит полноту и высоту счасти€.

Ќекоторый купец, нагрузив корабль богатыми товарами, поплыл в јфрику. Ќо вскоре случилась бур€, корабль разбилс€, все сокровища потонули, и спасшийс€ купец возвратилс€ домой с пустыми руками... Ќо там ждало его другое несчастие: заимодавцы расхитили оставшеес€ в доме имение, и, так как еще оставалс€ на нем долг, несчастного посадили в темницу. ¬ этом горестном состо€нии жена несчастливца через женские рукодели€ добывала насущный хлеб и тем пропитывала себ€ и мужа. ќна была молода и красива, а это-то и было причиною следующего происшестви€.

ќднажды, когда она обедала в темнице вместе со своим мужем, пришел туда один богатый человек, чтобы подать милостыню бедным узникам. ”видев молодую женщину в столь злополучном месте, он так тронулс€ ее красотою, что в сердце своем почувствовал непреоборимую к ней страсть. Ѕогач немедленно вышел из темницы и послал за ней слугу своего. Ѕедна€ супруга поспешила увидетьс€ с ним, дума€, что он, сжалившись над их состо€нием, хочет подать ей что-нибудь ради ’риста.

-  акое сделала ты преступленье, что сидишь в темнице? - спросил у нее богач, и когда несчастна€ супруга объ€вила ему все, что случилось с ее мужем, он продолжал: - я заплачу весь долг твоего мужа, если ты согласишьс€ быть моею женой. “ы невинна: дл€ чего тебе быть участницею его злополучи€?

- я кл€лась пред алтарем √осподним быть верною мужу до смерти, - отвечала добродетельна€ женщина, - и поэтому не могу располагать сама собою; если угодно тебе, подожди здесь, а, между тем, € спрошу у него.

Ѕогач согласилс€ на ее отзыв, твердо наде€сь, что бедный человек честью своею пожертвует свободе.

¬стревоженна€ женщина приходит к своему супругу и пересказывает предложение богача.

”слышав это, несчастный вздохнул и прослезилс€, потом отвечал ей:

- Ћюбезна€ супруга! скажи преступному благодетелю, что мы, в какой бы крайности ни находились, преступлением закона Ѕожи€ не хотим купить вольности; скажи ему, что Ѕог, испытующий бездны, видит и тех, которые низвергнуты в темницы; что сей Ѕог знает, какими судьбами избавить нас. —кажи ему, что мы не надеемс€ "на кн€з€ и на сыны человеческие, в них же нет спасени€".

—упруга оп€ть вышла к богачу и объ€вила ему все от слова до слова. ƒобродетельна€ чета не обманулась, что Ѕог имеет тыс€чу средств избавить человека от напасти... ѕодле них за перегородкой был заключен разбойник. ќн слышал разговор мужа с женой и, сколь ожесточен ни был, до глубины сердца тронулс€ их добродетелью. ќн подал им голос, чтобы подошли поближе, и сквозь стену сказал им:

- я - разбойник; много сделал зла и убийств и совершенно уверен, что вскоре буду наказан смертью. »так, умол€ю вас, пойдите после смерти моей на такое-то место, раскопав землю, вы найдете там великое множество золота. ќно награблено, но € не знаю у кого. ≈сли объ€влю о нем судь€м, то останетс€ у них. ¬озьмите его себе, как люди добродетельные, и помолите о мне Ѕога.

–азбойника через несколько дней в самом деле лишили жизни. ƒобродетельна€ женщина, с позволени€ своего супруга, идет поздно вечером на показанное разбойником место, роет землю... и как удивилась, увидев несчетное сокровище! Ёто были €щики с златницами. — крайнею осторожностью она унесла их домой, начала по временам выплачивать долг и вскоре освободила своего мужа из темницы.


«ј¬≈“ ѕ–≈ѕќƒќЅЌќ√ќ —≈–ј‘»ћј –ќƒ»“≈Ћяћ
ѕреподобный —ерафим, беседу€ с мир€нами, особенно семейными, не раз давал им краткие, но в высшей степени содержательные наставлени€ относительно воспитани€ детей в духе православной христианской ÷еркви.

“ак, однажды на вопрос господина Ѕогданова: "Ќужно ли учить детей иностранным €зыкам и прочим наукам?" - ответил: "„то же худого знать что-нибудь?"

Ѕыл еще и такой случай, где €сно выразилс€ взгл€д преподобного на воспитание.

"¬ 1829 году летом поехал € в —аров, - рассказывает ротмистр јфрикан ¬асильевич “еплов, - с женою и детьми. ƒорогою жена мо€, вид€, что старший сын наш, которому было около 10 лет от роду, занимаетс€ исключительно чтением св€щенных книг, не обраща€ никакого внимани€ на окружающее, начала жаловатьс€, что дети наши слишком уж прив€заны к одним только св€щенным книгам и что они вовсе не забот€тс€ о своих уроках, о науках и о прочем, необходимом в свете. ѕо прибытии в —аров мы немедленно пошли к о.—ерафиму и были им прин€ты очень ласково. Ѕлагословл€€ мен€, он сказал, чтобы мы пробыли здесь три дн€. Ѕлагословл€€ жену мою, произнес: "ћатушка! матушка! не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложитс€ им потом".

ќтцы и матери! примите к сердцу это наставление св€того старца: укрепл€йте тело вашего ребенка, развивайте физические и умственные силы его. Ќо не забывайте главного, не забывайте о душе вашего дит€ти, о духовной жизни его.

ѕопечение о душе дит€ти вы должны иметь непрерывно: благодать ƒуха ’ристова, осен€юща€ дит€ со дн€ возрождени€ его в крещении своим невидимым присутствием, об€зывает как вас, родители, так и всех, окружающих детей, со всею осторожностью обходитьс€ с ними, чтоб все было около них чисто и св€то. Ёто нужно и всегда и особенно в то врем€, как дети начинают понимать окружающие их предметы, чтоб с первым раскрытием их смысла они усво€ли себе только невинное, полезное и необходимое и мало-помалу приготовл€лись к тому, чем должно быть им впоследствии. —оответственно этим цел€м надобно действовать на ум, сердце и волю детей.

— того времени, как в дит€ти пробуждаетс€ смысл, надобно сообщать ему вместе со словами и пон€ти€ здравые, истинно полезные и необходимые человеку. — постепенным раскрытием детского смысла должны по возможности расшир€тьс€ и познани€, сообщаемые дет€м. ѕо свойству детского возраста, живущего более чувством, первые наставлени€, даваемые дет€м, преимущественно должны объ€снить ближайшие к ним видимые предметы и от сих мало-помалу восходить к предметам невидимым, так чтобы последние служили объ€снением того, что дети вид€т перед собою. ¬ то же врем€, как дит€ научаетс€ узнавать и называть своих родителей, сознавать их любовь и благоде€ни€, должно внушать дет€м, что есть у нас ќтец на небесах,  оторый любит всех, велит солнцу —воему восходить дл€ всех, подает пищу и все, что не имеем, и утешает радост€ми, и обращает на пользу нам самые наши скорби и несчасти€. –аскрывайте им, по мере раскрыти€ их смысла, как велик, премудр и благ Ѕог; как много благоде€ний ≈го; как все от Ќего произошло, »м все сохран€етс€ в бытии и содержитс€ в пор€дке; как ќн всегда хранит нашу жизнь и подает все необходимое нам. –аскрывайте благоразумно, с любовию и благоговением, как Ѕог ќтец послал в мир ≈динородного —ына —воего, √оспода »исуса; как —паситель учил, творил чудеса, пострадал, умер, воскрес из мертвых и вознесс€ на небо; ниспослал ¬сесв€того ƒуха; призывает всех ко спасению и наследию царства небесного; приидет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его в жизни вечной. ”мейте дет€м передавать спасительные истины, сообразно с их смыслом, и они примут учение с любовью; возрожденные водою и ƒухом, они еще сохран€ют невинность, полученную в крещении, и, дыша ве€нием спасительной благодати, ищут и жаждут познать своего “ворца и »скупител€, любить ≈го и служить ≈му.

Ѕерегите детей, чтоб никто не внушал им пон€тий ложных, суеверных, вредных дл€ их веры и нравственности. Ќапротив, употребл€йте все меры, чтоб они обо всем, о чем могут судить, привыкали судить согласно с началами здравого разума и с законом Ѕожиим и не брались рассуждать о том, что выше их разумени€, а непритворно сознавали свое незнание, и с совершенною доверенностью предавались благоразумному руководству своих родителей или воспитателей.

¬месте с утверждением в дет€х здравых пон€тий особенно надобно заботитьс€ об образовании их сердца и воли. » здравые пон€ти€ о предметах всегда надобно сообщать дет€м так, чтоб они, усво€€ себе познание истин, в то же врем€ и сердцем учились любить истину, истинную красоту и истинное добро. ≈ще неиспорченные пороками души детей сами собою стрем€тс€ к этому; только помогайте им благоразумными объ€снени€ми узнавать предметы, достойные их любви, и во вс€кое врем€ руководите их в этом вашим собственным примером. ќ достойном любви и благоговени€ говорите перед ними с любовию и благоговением. Ќе говорите перед ними холодно и равнодушно о том, что достойно сердечного участи€, удивлени€ и благоговени€. ќбращайте их сердце к предметам истинно высоким и прекрасным, чтоб оно привыкало удивл€тьс€ только истинно высокому, любить только истинно доброе и прекрасное. ¬сегда окружает нас величие природы с ее разнообразными красотами; всегда над нами необъ€тна€ и превосход€ща€ вс€кое изображение высока€, чудна€ картина звездного неба; всегда освещает и согревает нас истинно великое, прекрасное светило дн€. Ѕеседуйте чаще с детьми вашими об этих и других великих делах Ѕожиих, с любовию и благоговением к “ворцу и ѕравителю всего, и указывайте им следы во всем про€вл€емых, беспредельных совершенств Ѕожиих. “ак возвыша€ детское сердце к истинным красотам, научите их любить только истину, истинное добро и красоту и удивл€тьс€ только истинному величию.

¬нуша€ дет€м здравые пон€ти€ и благоуправл€€ сердце, в то же врем€ надобно располагать и волю их к добродетели. ƒоколе дети еще дети, и особенно в первые годы их детства, надобно действовать на них не столько наставлени€ми, сколько делом, то есть подава€ им пример и заставл€€ их делать все то, что, по вашему здравому рассуждению, они в своем возрасте и в своих обсто€тельствах должны делать. Ќо по той мере, как дети подрастают и станов€тс€ пон€тливее, надобно те правила, кои они уже выполн€ют под вашим руководством, постепенно более объ€снить им и раскрывать их пользу и об€зательность, примен€€сь к степени их разумени€.

—тарайтесь при вс€ком случае возбуждать и поддерживать в дет€х нравственное чувство и силу совести. √оворите с ними чаще о достоинстве и благотворности добродетели, также о недостоинстве и зловредности греха. ѕоказывайте им примеры людей добродетельных, как достойных любви, уважени€ и подражани€; а равно указывайте последстви€ пороков в люд€х порочных, чтобы, так пита€ в дет€х уважение к добродетели, в то же врем€ питать и отвращение к порокам.

Ќикогда не забывайте, что истинное основание доброго воспитани€ одно - страх Ѕожий, как начало премудрости (ѕритч. 1, 7). Ёто не рабский страх, представлением наказаний удерживающий человека от нарушени€ закона Ѕожи€, но страх сыновний, который состоит из крепкой любви к Ѕогу как ѕреблагому ќтцу, соединенной с искренней заботливостью, как бы не оскорбить чем ¬себлагого ќтца небесного. Ётот страх надобно возбуждать и поддерживать в дет€х с раннего возраста, воспитыва€ их, - как говорит апостол, - в учении и наставлении √осподнем (≈ф. 6, 4). «десь, родители, особенно нужен дл€ детей пример вашей благочестивой жизни: ваше благоговейное хождение пред Ѕогом, ваша ревность к соблюдению заповедей Ѕожиих, ваше посто€нное удаление от всего, что противно благочестию и добродетели, будут служить самою благотворною стихиею дл€ воспитани€ и утверждени€ в дет€х ваших доброй нравственности.

¬есьма много значит при воспитании детей охран€ть их от худых сообществ.  ак благотворно дл€ них иметь пред собою назидательные примеры, так вредно им, напротив, быть среди общества людей с испорченными нравами: "’удые сообщества, - по слову апостола, - развращают добрые нравы" (1  ор. 15, 33). “акже пагубно дл€ детей, когда дают им в руки дл€ чтени€ книги, вредные дл€ их веры и нравственности.   таким надобно отнести не только сочинени€, зараженные вольномыслием против учени€ веры и постановлений государственных, но и сочинени€, отвлекающие мысли детей от действительности к вымыслам, питающие чувственность и приучающие детское или юношеское воображение к мечтательности, возбуждающие в них несбыточные желани€. Ќапротив, много сделаете вы дл€ своих детей, если, укоренив в душах их страх Ѕожий, воспитаете в них любовь к чтению благочестивых и назидательных сочинений и особенно слова Ѕожи€, могущего умудрити их во спасение (II “им. 3, 15).

¬семи мерами благоразуми€ берегите ваших детей, чтоб не предавались они худым наклонност€м, которые легко обращаютс€ в страсти и порабощают человека тому или другому пороку. ƒл€ этого надобно полагать злу преграды в его начале: подавл€йте в дет€х, при первом случае, как заметите, своенравие, гордость, тщеславие, непокорность, леность, ненависть, мстительность, вражду, особенно холодность к предметам веры, непочтительность к старшим и власт€м, поползновение к любострастию и т.п. »стребл€€ сии плевелы, в то же врем€ со всем усердием укорен€йте в душах их любовь к Ѕогу и благоговение ко всему св€щенному, повиновение к начальству, почтительность к старшим, признательность к благодетел€м, радушие ко всем, кротость, непам€тозлобие, миролюбие, доброжелательство, услужливость, трудолюбие, искреннее уважение к невинности и чистоте нравов.

–одители! как ваша родительска€ любовь к дет€м внушает вам никогда не оставл€ть без внимани€ замечаемые в них нравственные недостатки, так и в исправлении этих недостатков та же любовь об€зывает вас идти путем благоразуми€ и кротости, чтобы в противном случае не повредить достижению цели. ¬ыпр€мл€€ нежное растение, нужно иметь осторожность, чтоб не сломать его. “а же осторожность требуетс€ и в исправлении ваших юных детей. ѕоэтому всегда сначала надобно действовать мерами легчайшими - советами, убеждени€ми и т.п., если только сама€ неисправность детей своею необычайностью не взывает к строгой мере как сильному врачеству против опасной болезни.   благоразумной кротости призывает вас апостол, когда говорит: отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали ( ол. 3, 21). Ќо и кротости есть свои пределы: когда нужна строгость, родители грешат, если не употребл€ют ее дл€ спасени€ своего сына от порока. ћудрый говорит: розги и обличение дают мудрость (ѕритч. 29, 15); кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына своего (13, 24). —ын —ирахов поучает: люб€й сына своего участит ему раны, да возвеселитс€ в последн€€ сво€. Ќаказу€й сына своего насладитс€ о нем и посреди знаемых о нем похвалитс€ (—ир. 30,12).

–одители! как надобно охран€ть детей от того, чтобы они не приобретали ложных пон€тий о жизни посредством чтени€ сочинений, наполненных обольстительными, несбыточными вымыслами, так, с другой стороны, не надобно в свое врем€ скрывать от них того, что могут они встретить в действительности, какие, например, трудности, какие скорби и болезни ожидают их на том или другом пути жизни, - тогда же нужно показывать им, как надобно человеку в таких обсто€тельствах вести себ€; как беречь себ€ от увлечени€ к злу; как преодолевать неудобства земного странствовани€; чем побеждать скорби и болезни, неразлучные с этой жизнью. „асто мы терпим вред оттого именно, что встречаем трудности, не приготовленные к преодолению их. ѕоэтому важное опущение будет сделано при воспитании детей, если вы не станете заранее приготовл€ть их к борьбе с теми непри€тными обсто€тельствами, которые надобно будет им испытать в продолжение жизни. “ак не скрывайте от детей в свое врем€, каким впоследствии могут они подвергнутьс€ нуждам, болезн€м, скорб€м и несчасти€м. ј раскрыва€ предусматриваемые или возможные трудности жизни, нужно показывать им и то, как в таких случа€х им надобно действовать, как необходимо благодушное терпение, благоразумие, особенно жива€ вера в Ѕога и непоколебима€ преданность ≈го всеблагому ѕромыслу.

–одители! когда отдаете детей своих на руки воспитател€м, также в учебные, воспитательные или другие заведени€, не думайте, что вы через то уже слагаете с себ€ об€занность заботитьс€ о ваших дет€х, как это иногда делают: где бы ваши дети ни были, вы - всегда им родители. „ье сердце более может любить детей и более благожелать им, как сердце родительское? „ь€ любовь своею попечительностию так благотворно может действовать на детей, как любовь добрых родителей? ѕотому ваше попечение о дет€х должно сопровождать их всюду, куда бы они не удалились от вас! Ќапоминайте вашим дет€м, что прежде вы говорили им; внушайте им добрые и необходимые дл€ них правила жизни; предостерегайте от опасностей. Ќе переставайте повтор€ть им, что внушает вам дл€ них ваше родительское сердце. » заочно будьте стражами благонрави€. » при свидании каждый раз будьте примером благочести€ и вашим благоразумным и назидательным обхождением оживл€йте и поддерживайте в них то благотворное нравственное вли€ние, какое прежде произвели вы в них.

Ќо какой опасный вред дл€ детей, если они, отлуча€сь из заведений в дома родителей, будут встречать здесь нехорошие примеры!  ака€ гибель дл€ их нравственности, если родители станут даже потворствовать их вольност€м и худым привычкам!

 ак часто такие родители жалуютс€ на воспитателей или на заведени€, что они недовольно производ€т благотворного вли€ни€ на детей их, между тем как сами главные виновники порчи их нравов или по причине своей беспечности о дет€х, или даже сами первые подав худой пример своим дет€м!

ћного можно бы еще говорить вам, родители, о ваших об€занност€х к дет€м, но этого нельз€ сделать при насто€щем случае. ¬прочем, и из сих кратких указаний ваших об€занностей к дет€м видите, как важно ваше отношение к ним; как много требуетс€ внимани€ и забот, чтоб вам исполнить свой долг. ¬идите, почему благоволил √осподь осв€тить брачный союз благодатию св€того таинства! ”годно было —пасителю, чтоб чрез сие таинство благословенна€ чета супругов получила от благодати ≈го особое благодатное вспомоществование к исполнению столь важных и трудных об€занностей сего состо€ни€. Ѕудьте же верны вашему долгу; будьте попечительны и неутомимы в попечении о ваших дет€х и старайтесь при этом, чтоб ваши попечени€ всегда соответствовали временному и вечному назначению ваших детей.

Ќе бойтесь трудов. √де труд, там и утешение. «емледелец трудитс€ и не ослабевает в трудах, потому что ожидает плодов. » садовник с трудом и потом разводит сад, поливает и очищает его с терпением и не ослабевает, подкрепл€емый надеждою. „его же вы должны ожидать? ”жели земледелец и садовник больше утешений могут получать от своих трудов, чем вы от попечени€ о воспитании леторослей ÷еркви Ѕожией, искупленных кровию ’риста —пасител€, осв€щенных благодатию ƒуха ≈го?

ѕомните, как благотворно и важно воспитание детей по духу ’ристову! ќно дл€ детей есть бесценное сокровище: человек делаетс€ достойным своего назначени€ только через достойное воспитание, и ваши дети могут сохранить дар благодати, прин€тый ими в крещении, только чрез повиновение Ѕогу, чрез искреннее соблюдение заповедей ≈го. ¬нушайте же им св€тую волю Ѕожию и словом и делом: и они, приобретши навык искренней любви, благоговейного повиновени€ и преданности к Ѕогу, получат в этом верное условие и залог своего истинного счасти€, временного и вечного.

–одители! так воспитыва€ детей, вы будете исполн€ть св€тейшую об€занность, будете образовывать истинных граждан дл€ отечества земного и небесного и сонаследников »исусу ’ристу в наследии царства небесного. „то в ваших зан€ти€х может быть выше сего?  акое дл€ вас утешение быть верными своему св€тейшему долгу, к исполнению которого об€заны вы и собственным добровольным обетом пред ÷ерковию и Ѕогом, и тою благодатию, которую прин€ли вы в таинстве брака? ¬аше попечение о дет€х, при благословении и содействии ¬севышнего, весьма важно и дл€ гражданского общества и дл€ ÷еркви; дл€ общества оно приготовл€ет полезных членов - будущих добрых родителей, попечительных начальников, утешителей несчастных, благодетелей человечества, дл€ ÷еркви - истинных членов ее, достойных служителей алтар€, наследников царства небесного. » дл€ вас, попечительные родители, благовоспитанные дети - наилучшее утешение в жизни: они дл€ вас отрада в скорби, подпора в нуждах, болезн€х и старости, надежда и залог милости Ѕожией в жизни будущей.

’отите ли видеть плоды такого истинно-христианского воспитани€. –аскройте великую книгу житий св€тых, и вы увидите, что св€тые семена, засе€нные в детскую душу, произрастают и дают обильный плод, несмотр€ на то, что внешние обсто€тельства бывают часто неблагопри€тны дл€ такого развити€. ¬от перед вами правдива€ повесть о св€той ћонике и сыне ее, блаженном јвгустине.

«ј¬≈“ ѕ–≈ѕќƒќЅЌќ√ќ —≈–ј‘»ћј –ќƒ»“≈Ћяћ, ќЅ–≈ћ≈Ќ≈ЌЌџћ —≈ћ≈…—“¬ќћ
ќдна вдова, имевша€ троих маленьких детей, т€гот€сь воспитанием их, очень роптала на свою горькую долю. Ќаслышавшись же о милосердии о.—ерафима, она решилась обратитьс€ к нему, испросить благословени€ и поведать свое горе. Ѕлагословив ее, старец сказал: "Ќе ропщи на свою участь, скоро кончитс€ твое горе: один будет твоим кормильцем". „ерез неделю после этого двое из детей умерли. ћать поражена была неожиданною их смертью и оп€ть пошла к о.—ерафиму, ожида€, что он разрешит ей недоразумени€, тревожившие душу. —тарец, увидев ее и предвар€€ речи ее, сказал: "ћолись «аступнице, ѕресв€той Ѕогородице и всем св€тым: кл€твою детей своих ты много оскорбила их. ѕокайс€ во всем духовному отцу твоему и впредь укрощай гнев свой, чтобы не быть великою грешницею".

ќтцы и матери! удержитесь от ропота на многочадие. ѕодумайте лучше: виноваты ли дети, что родились на свет Ѕожий? –азве жизнь, которую они получили, есть преступление?  ак поэтому оскорбительно должно быть дл€ детей, когда обращаютс€ с ними так, как будто они, получив жизнь, сделали какое преступление. Ќо такое обращение, кроме того, что несправедливо, может быть вредно дл€ нравственности детей.  акого добра, в самом деле, можно ожидать от детей, которые, не зна€ за собой вины, нередко вид€т недовольство против них родителей, терп€т от них брань, упреки и недоброжелательство! “акие отношени€ родителей к дет€м только раздражают детей, изгон€ют из их сердец любовь к родител€м, приучают их к хитрости, лжи, непокорности и неуважению к родител€м, в которых они вид€т ближайших своих недругов.

Ќо, оскорбл€€ и нравственно поврежда€ детей ропотом и досадою против них, родители, недовольные многочадием, €вл€ютс€ весьма неблагоразумными в отношении к себе самим. ѕоложим, что большое семейство в т€гость бедным люд€м, не имеющим достаточных средств, чтобы содержать, воспитать и пристроить детей своих. Ќо зачем увеличивать эту т€гость досадой и ропотом на детей? «атруднительные обсто€тельства делаютс€ еще больше затруднительными, когда мы тер€ем присутствие духа, перестаем владеть собою, и то дурное расположение духа, в котором сами находимс€, распростран€ем на окружающих нас.

Ќет, не досадовать и роптать должны родители, обремененные большим семейством, а воодушевл€тьс€ упованием на ѕромысл Ѕожий и на Ќего возвергать печаль свою. “от,  оторый дает пищу птенцам врановым, призывающим ≈го, не оставит без —воего благого попечени€ разумные —вои создани€, если мы обратимс€ к Ќему с упованием и молитвою. √осподь, давший родител€м много детей, даст и средства к пропитанию, содержанию и устроению их благососто€ни€, если только родители взыщут ≈го помощи и заступлени€.   сожалению, затруднительные обсто€тельства, как в других делах, так и в этом, вместо того чтобы обращать нас к Ѕогу, возбуждают в нас только уныние и даже отча€ние. ћы готовы думать, что √осподь забыл нас, и прибегаем ко вс€кому другому средству дл€ избавлени€ себ€ от крайности, только не к Ѕогу. „то удивительного после сего, если √осподь, всегда готовый €вить —вою помощь прибегающим к Ќему в нуждах, сокрывает —вое лицо от тех, которые сами забывают ≈го, не возвещают пред Ќим печали своей?

ј между тем, √осподь как бы и ждет только того, чтобы мы прибегали к Ќему с крепкою верою и теплою молитвою.

¬от какой случай передает один из жизнеописателей ћитрополита  иевского ‘иларета.

¬дова€ жена капитана ѕ., обремененна€ многочисленным малолетним семейством - п€тью сыновь€ми и одной дочерью, находилась в самом крайнем положении по части средств к жизни вообще и в частности, чтобы куда-нибудь пристроить детей своих. Ќе име€ и не вид€ никаких надежд, она поставила себе за правило - читать ежедневно акафист Ѕожией ћатери, прос€ ≈е, чтобы ќна указала и послала ей человека, который бы помог ей в ее деле. јкафист она даже выучила наизусть от усердного и посто€нного чтени€. » вот, однажды, в субботу ¬еликую, прочитавши акафист, она прилегла на несколько времени до заутрени и видит во сне, что ѕресв€та€ Ѕогородица говорит ей: "»ди в лавру, - митрополит тебе поможет и все твое положение устроит". ќна вскоре в один из дней ѕасхи отправилась со всеми своими детьми в лаврскую церковь. ѕосле обедни, при выходе из церкви, владыка, сопровождаемый множеством людей, вдруг остановил внимание на вдове и сказал, указыва€ на детей: "Ёто - все твои! ѕогоди же несколько времени". ѕроводивши посетителей, владыка сказал своему келейнику: "ѕойди-ка, позови ко мне сто€щую вон там вдову с детьми".  елейный с трудом отыскал ее в толпе нищих и ввел вместе с детьми в покои. ¬ладыка, расспросивши вдову о ее положении и подавши тут же потребную денежную помощь, сказал: "Ќу, утешьс€: даст √осподь, все устроитс€ хорошо". » действительно, высокопреосв€щенный ‘иларет прин€л такое живое и решительное участие в положении этой вдовы и ее детей, что, при некоторых встретившихс€ преп€тстви€х при определении детей в кадетский корпус, он имел дерзновение обратитьс€ с всеподданнейшим ходатайством к самому государю, вследствие чего и было высочайшее повеление - прин€ть детей немедленно даже сверх штатных вакансий.

* * *

–ождение детей сделалось величайшим утешением дл€ людей, когда они стали смертными. ѕоэтому-то и человеколюбивый Ѕог, чтобы сразу см€гчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, €вл€€ в нем образ ¬оскресени€.

’от€ бы вс€ наша жизнь была благополучна, мы подвергнемс€ строгому наказанию, если не радеем о спасении детей.

ƒети - не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение.

—в€титель »оанн «латоуст
–убрики:  ќ жизни.
–елиги€


ѕроцитировано 7 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку