-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 38691
 омментариев: 211866
Ќаписано: 295781


Ўок будущего. “оффлер Ё.

—реда, 29 јпрел€ 2009 г. 17:32 + в цитатник
 (200x156, 6Kb)
Ѕќ√ ѕќ–ј«»“≈Ћ№Ќџ’ ѕ–≈ќЅ–ј∆≈Ќ»…
¬ы просыпаетесь утром и обнаруживаете, что мир, который долгие годы воспринималс€ как фон вашей жизни, переменилс€. ¬се, к чему вы привыкли, становитс€ совсем иным. ѕричем в рекордные сроки, буквально ежесекундно. —кажем, еще в прошлом году этот день считалс€ великим праздником. ¬ы сидели у экрана и смотрели демонстрацию. ¬ам звонили друзь€, почтальоны приносили открытки. Ётот день все еще считаетс€ праздником. ќднако никто не звонит, не поздравл€ет. ќсталась одна проформа. «ачем она?
¬ы идете в магазин и поражаетесь, как выросли цены.
Ќет, можно привыкнуть, что этот день совсем не праздник, но такие цены...  то мог предвидеть, что пучок лука..


. »ли, допустим, баночка с вазелином... ѕора бы, наверное, смиритьс€, ведь впереди еще множество испытаний. Ќо душа не поспевает за переменами. ћир кажетс€ враждебным и страшит непостижимым.
«вонит знакома€ и рассказывает, что пигалица из их класса стала валютной проституткой. ¬ы долго обсуждаете этот вопрос и даже успеваете поинтересоватьс€, как здоровье ее такой благовоспитанной мамы. ј тот, кто сидел с пигалицей за одной партой и мечтал стать академиком, теперь, оказываетс€, ходит в роскошной кожаной куртке. ќн подрабатывает дворником...
—местились все представлени€. «накома€ назвала дурой при€тельницу, котора€ поступила в аспирантуру. ѕодземный переход оглушает вас звуками аккордеона. ¬ы замед-
3
л€ете шаг. Ќесколько мес€цев назад вы видели этого музыканта на обложке модного иллюстрированного журнала... ¬ечером на экране по€вл€етс€ телевизионный ведущий и комментирует обвальное крушение рубл€. Ўахтеры перекрывают железнодорожные магистрали. ”чител€ и профессора ищут работу в коммерческих ларьках.
√овор€т, что волка может поразить инфаркт, если пространство, на котором он обитает, вдруг окажетс€ обуженным. ј что происходит с человеком, который вдруг узнает, что не может показатьс€ в другом районе, где живут люди иной национальности? –азом изменились все ценности. ”читель подчас не знает, что он должен теперь рассказывать дет€м - времена изменились. ”ченый поражен тем, что утратил общественный статус. –абочий еще недавно перспективного предпри€ти€ неожиданно оказалс€ безработным.  расный директор, трижды орденоносный, все еще надеетс€, что все вернетс€ на прежний курс. ќднако надежды становитс€ все меньше...
—тремительно рушитс€ привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что еще недавно составл€ло смысл нашего быти€. ћен€ютс€ ориентации. —пециалист по атеизму носит православную бородку. ѕреподаватель научного коммунизма руководит кооперативом. Ќизвергаютс€ св€тыни. ƒевушка, поступивша€ на работу в фирму, неожиданно получает приглашение переспать с шефом. "— какой стати?" - спрашивает она. ≈й отвечают: "“ы что, психованна€?" ѕолитические домашние распри оборачиваютс€ кровавыми расправами. „еловек остаетс€ одиноким перед надвигающейс€ неизвестностью.
 огда в начале 70-х годов в наших журналах по€вились отдельные отрывки из книги Ёлвина “оффлера "Ўок будущего", мы читали эти страницы как некий фантастический роман. Ќам, живущим в ритме засто€, в архаических социальных структурах, все это казалось далеким, хот€ и заставл€ющим отдатьс€ волнам воображени€. ѕочти тридцать лет прошло с тех пор, как вышла книга американского журналиста и социолога.
Ќужна ли она нам сегодн€, на пороге нового тыс€челети€? Ќайдет ли она отклик в сердцах росси€н? Ќаконец,
4
сбылись ли прогнозы модного предсказател€? ¬едь сам автор признавал, что его работа в потоке стремительных преображений тоже окажетс€ устаревшей.  нига “оффлера - продукт €ркого социального воображени€. ’от€ автор посто€нно ссылаетс€ на научные публикации, статистику, бытовые примеры, его работа раскрывает во многом мир фантазии, продуктивного загл€дывани€ в будущее.
“оффлер написал о том, что человечество захватывает неведомое ранее психологическое состо€ние, которое по своему воздействию может быть приравнено к заболеванию. ≈сть у этой болезни и свое название "футурошок" - "шок будущего". „еловечество может погибнуть не от того, что окажутс€ исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контрол€ атомна€ энерги€ или погибнет истерзанна€ природа. Ћюди вымрут из-за того, что не выдержат психологических нагрузок.
‘утурошок характеризуетс€ внезапной, ошеломл€ющей утратой чувства реальности, умени€ ориентироватьс€ в жизни, вызванной страхом перед близким гр€дущим. ≈ще до начала XXI в. миллионы обычных физически здоровых и психически нормальных людей внезапно столкнутс€ лицом к Ћицу с будущим. —могут ли они приспособитьс€ ко все более усиливающемус€ давлению событий, знаний, науки, техники, различного рода информации? Ќе приведет ли это к серьезным социальным и психологическим последстви€м?
Ќеужели человечество только теперь столкнулось с этими проблемами? –азве только в нашей стране человек вытолкнут из привычной ниши? —редневековому человеку будущее виделось как таинственна€ и темна€ сила. ƒаже радостный день он воспринимал с тревогой: а вдруг эти утехи обернутс€ казн€ми на —трашном суде. ¬ойны, эпидемии, голод воспринимались как признаки надвигающегос€ конца света. ‘рески храмов, изображающие эпизоды —трашного суда, заставл€ли трепетать сердца верующих при одной мысли о том, что ждет их по ту сторону быти€, в загробном мире.ќднако в нашем столетии стали заметны поразительные преображени€. “оффлер показывает, что темпы перемен неслыханно возросли. ћы теперь не можем даже представить, что произойдет, скажем, через пару лет. ≈сли бы несколько лет назад мне, профессору »нститута философии, сказали бы, что напротив нашего здани€ на месте бассейна вырастет храм ’риста —пасител€ или что останки последнего русского цар€ будут хоронить с участием президента нашей страны, € бы, несомненно, испытал шок...
¬ советские годы была така€ эстрадна€ шутка.  онферансье говорит: "я люблю эту женщину на всю жизнь, пропишите ее в моей квартире на три мес€ца".  то мог подумать, что спуст€ дес€тилетие “оффлер будет всерьез обсуждать в своей книге идею временного брака как социологическую реальность. „еловек может прописать в своей квартире не одну жену, а целую череду: браки теперь не заключаютс€ на небесах, не порождены любовью и вовсе не предполагают, что новобрачные станут жить вместе до конца своих дней.

—оздав мощнейшую технику, человек изменил ритм и течение своей жизни. » тут действительно оказалось, что главнейша€ беда - вовсе не дефицит сырь€ дл€ производства, не разрушение экологической среды. Ќаучна€ мысль пытаетс€ отвести эти катастрофы.  ошмар в ином: психологические ресурсы человека не безграничны. ƒело не в том, что образуетс€ озонова€ дыра или исс€кнет нефт€на€ скважина. » даже не в том, что, засыпа€ в одном государ-
6
стве, вы можете проснутьс€ совсем в ином... –аньше всего может не выдержать человеческа€ психика.
Ќесколько дес€тилетий назад газета "»звести€" напечатала фельетон "¬оздушные хулиганы". “ам рассказывалось о том, как пилоты, проход€ мимо пам€тника ѕушкину в ћоскве, увидели у монумента пь€ного. ќни бережно подобрали его, внесли в самолет и, закончив рейс, положили, сердечного, возле пам€тника “арасу Ўевченко, уже в  иеве. ѕредставл€ете шок протрезвевшего, когда он очнулс€?.. ¬прочем, теперь это детские шалости. ¬с€ страна может встретить рабочее утро возле новых скрижалей...
 нига “оффлера еще надолго останетс€ бестселлером. ќднако не следует читать ее как безоговорочное откровение. Ѕлест€щему сочинению €вно не хватает метафизической проработанности. »сследование весьма у€звимо с точки зрени€ культурологии, философской антропологии и психологии. √овор€ о многообразии как воплощении свободы, автор опираетс€ на чрезвычайно обуженный культурологический фон. —оциолог заворожен американской моделью жизни. Ѕог немыслимых преображений - культ новизны - рожден именно в этой стране.
“оффлер убежден, что сверхиндустриальна€ цивилизаци€ - универсальный феномен. Ќо ведь в мире существуют сегодн€ самые разнообразные культуры. —танет ли модернизаци€ вселенским процессом? - на этот вопрос человечество пока не располагает ответом. ƒа, многие страны јзии - япони€,  итай,  оре€ - продвигаютс€ к сверхиндустриальной модели. ќднако культурное своеобразие не стираетс€, не устран€етс€. ќстаетс€ разным во многих культурах и образ времени.
Ќе случайно родилс€ другой американский бестселлер, который предрекает не только мучительный процесс схождени€ цивилизаций, но и их гр€дущий конфликт. „итатель догадалс€, что речь идет о концепции —амуэл€ ’антингтона. ѕроблема человечества не только в том, чтобы привыкнуть к переменам. ќна в ином - как сохранить ценностно-психологическое €дро культуры. ¬ нашей стране тоже психологический взрыв от перемен. Ќо мы испытываем шок не только от
7
будущего, но и от прошлого. ƒл€ нас это далеко не психологическа€ только проблема...
ћир не вн€л предостережению “оффлера. ћало ли чем может испугать нас современный футуролог. “олько отдельные здравомысл€щие люди поспешили изменить стиль жизни, точнее сказать, постарались оградить себ€ от радикальной динамики. “оффлер не обращаетс€ к философской антропологии. ќн, по существу, не пытаетс€ поставить вопрос о том, какова же человеческа€ природа.  то человек по своей натуре - новатор или консерватор? »ли иначе - какие тенденции в обществе могут преобладать? Ќе должны ли они находитьс€ в некоей гармонии?
Ќе случайно после выхода книги “оффлера во многих западных странах начала набирать силу консервативна€ волна. ‘илософы, политики стали размышл€ть о том, насколько приспособлен человек к этим переменам как биологическое, психологическое существо. Ќеоконсерваторы заговорили о том, как важно дл€ человека ощущать прочность быти€. ¬едь в прошлом социальный цикл зачастую соотносилс€ с культурным, последний чаще всего был длиннее. “еперь же на прот€жении жизни одного поколени€ культурные циклы мен€ютс€ один за другим, создава€ лавину цивилизационных потр€сений.
“оффлер не ставит вопрос о том, что такое психологическа€ норма. ќн полагает, что человек, мало приспособленный к мен€ющейс€ реальности, психологически ущербен. ≈му надо разъ€снить, что мир посто€нно преображаетс€. ≈сли он хочет адаптироватьс€ к реальности, ему важно перестроить свою психику, избежать футурошока. Ќо предположим, люд€м это удалось. Ћюди не ощущают дискомфортности от того, что все вокруг стремительно преображаетс€, можно ли сказать, что человек, приладившийс€ к действительности, это не невротик, а полноценна€ личность.
–азве это психологическа€ норма - человек, выбитый из лона семьи, из привычного ландшафта, утративший прив€занность и ощущение стабильности? —корее всего такой человек, реализующий беспредельную свободу, как раз и окажетс€ психопатом. ѕожалуй, лучше всего об этом рассказывает наша российска€ жизнь.
8
„еловек, рожденный в €ранге, способен поступить в вуз и обрести совсем иной статус. ќн же может вернутьс€ в родное селение и привнести в его жизнь элементы еще незнакомой культуры. “оффлер видел исток футурошока только в машине, в технологии. Ёто ее скорость рождает неслыханные темпы мутаций. ¬от почему, как он считал, миллионы людей охвачены возрастающим чувством тревоги. ќни не могут ориентироватьс€ в окружающей жизни, тер€ют способность разумно управл€ть событи€ми, которые стремительной лавиной обрушиваютс€ на их головы. Ѕезотчетный страх, массовые неврозы, не поддающиес€ разумному объ€снению поступки, необузданные акты насили€ - все это, по мнению американского эксперта, лишь слабые симптомы болезни, котора€ ожидает нас впереди.
–еальность российской действительности и тех стран, которые еще недавно составл€ли с ней единое пространство, значительно изменили экспертизу “оффлера. ƒело не только в машинах, не в темпах жизни, которые нав€зывает нам техническа€ цивилизаци€. ѕреображаетс€ социальное и культурное бытие. „еловек не просто включаетс€ в темп неслыханных ускорений. ќн вообще катапультируетс€, причем многократно, в иные миры.
¬чера еще респектабельный индивид вдруг становитс€ изгоем. “от, кто привык к земле предков, оказываетс€ беженцем. ѕравославный попадает в исламское окружение. „еловек, который всю жизнь взращивал в себе нравственность, неожиданно обнаруживает, что ему надлежит обитать в воровской шайке. ќт бомжа ждут, что он развернет в себе качества умелого коммерсанта. ∆ертва синдрома "раскресть€нивани€" приговариваетс€ к владению земельным участком. „еловеку, готовому промен€ть свои акции на спирт и пачку гречки, предназначают роль совладельца капитала. „еловеку, который впал в нищету от задержки пенсии, предлагают оплачивать жилье по западным стандартам...
ќп€ть спросим: только ли нашему времени свойственно это €вление?  онечно, похожие феномены можно проследить в любой исторической эпохе. ѕредставьте себе состо€ние варвара-скифа, захваченного в плен и проданно-
9
го в рабство в какой-нибудь город античной √реции или –има. ќтрезанный от привычной среды, столкнувшийс€ лицом к лицу с незнакомой ему культурой, этот человек должен был пережить состо€ние шока.
»ли пример другого рода. ¬спомним известную повесть ћарка “вена "ѕринц и нищий". Ѕезродный и неимущий мальчик оказываетс€ в положении наследного принца. Ќо вместо того чтобы возблагодарить судьбу, он испытывает посто€нную тревогу, страх перед непривычной действительностью.
ќднако большинство людей, попадающих в незнакомую обстановку, живут надеждой на возвращение в родную страну с привычным укладом жизни или наход€т утешение в том, что в любой момент могут оказатьс€ в своей среде. ∆ертвы футурошока этой утешительной мысли лишены. ¬ нашей стране масштабы социальных и культурных метаморфоз фантастически огромны.   тому же тот мир, куда зовет краснознаменна€ мечта и надежда, безвозвратно утрачен. ѕозади руины, впереди психологически непереносимые муки.
ќторвите человека от родной культуры и бросьте в совершенно новое окружение, где ему придетс€ мгновенно реагировать на множество совершенно новых представлений о времени, пространстве, труде, сексе и т. п., и вы увидите, кака€ поразительна€ растер€нность овладеет им. ј если вы еще отнимете вс€кую надежду на возвращение в знакомую социальную обстановку, растер€нность перерастет в депрессию. ѕсихологическое онемение - жуткий синдром сегодн€шних дней.
¬озле »ванова разбилс€ самолет. ѕогибли пассажиры, экипаж. ќтказала техника? Ќичуть не бывало. ѕечальное стечение метеорологических условий? ‘атальное совмещение грозных факторов? Ќе гадайте... Ёксперты обвинили во всем командира экипажа. ќн действовал правильно, грамотно. Ќо в состо€нии какой-то потр€сающей медлительности.  омандиру экипажа можно инкриминировать только одно - он руководил полетом в состо€нии психологической прострации... ќднако вмен€ем ли он?
Ќе достоин ли этот случай внимательного постижени€? “омимые безмерной человеческой усталостью, требуют увеличени€ зарплаты авиадиспетчеры. Ќа последнем пределе
10
действует оператор €дерного щита. Ѕезропотный чиновник превращаетс€ в мань€ка, последним всплеском истерзанной психики пытающегос€ восстановить утраченное равновесие. —пускаетс€ в забой шахтер, доведенный до отча€ни€ бессмысленностью борьбы за своевременную получку...
ѕредставим себе, какой может оказатьс€ дезориентаци€ человека, если наступит хаос и вс€ иерархи€ ценностей станет посто€нно мен€тьс€. ¬ообразим, что в обрисованный нами мир перенесли не отдельного человека, а целое общество разновозрастных людей, включа€ самых слабых, наименее интеллигентных, наименее приспособленных. –езультатом будет не просто футурошок, а нечто большее, не имеющее пока своего обозначени€.
ѕеремены, происход€щие вокруг нас, прин€ли характер грандиозного снежного обвала. Ѕольшинство людей совершенно не подготовлены к ним. Ѕабушка, котора€ всю жизнь копила на похороны и теперь осознавша€, что уйдет в иной мир без должного погребени€. ∆ильцы кооперативного дома, откладывающие деньги на капитальный ремонт дома и прознавшие, что этих денег не хватит даже на синьку. јкадемик, пестовавший атеизм. ‘изик, привыкший презирать "лириков", которому не видать отныне заказов на исследовани€... Ѕеременна€ женщина, неожиданно столкнувша€с€ с тем, что закон не охран€ет ее право на материнство.
ƒело не только в том, что мы расширили сферу перемен, сделали их масштабнее - мы изменили их темп. Ќа нас обрушиваетс€ лавина быстро мен€ющих друг друга событий, что приводит к преображению нашего воспри€ти€ времени. ћы "ощущаем" жизнь иначе, чем наши предшественники, и именно в этом отличие современного человека.
Ќафантазируем такую ситуацию... —редневековый рыцарь увидел на турнире прекрасную даму и влюбилс€. ƒобива€сь взаимности, он пишет ей страстные послани€, и его гонец с величайшими ухищрени€ми доставл€ет письма своего господина в замок дамы, живущей на другом конце королевства. ѕредставьте себе, сколько времени должно пройти, прежде чем она получит это послание и, тщательно все обдумав, напишет нежный ответ, который с еще большими предосторожност€ми переправит своему возлюбленному.
11
¬ течение этого времени чувства как бы замирают. Ќаши герои способны переживать состо€ние, охватившее их в момент первой встречи, бесконечное число раз... Ќеизменной остаетс€ ситуаци€, в которой они наход€тс€. ћедленно поступает информаци€, котора€ могла бы привести к перемене их чувств. ѕодобный роман может длитьс€ годами, совсем не развива€сь. ” несчастных влюбленных средневековь€ гораздо больше шансов умереть раньше своей любви, чем у наших современников.
ѕоследним, имеющим в своем распор€жении сотовый телефон, почту и другие средства св€зи, нет необходимости долгое врем€ переживать волнение, охватившее их во врем€ первого свидани€, так как за ним стремительно следуют все новые и новые событи€. » часто у современных влюбленных просто не остаетс€ времени, чтобы разобратьс€ в собственных чувствах. ќднако представим себе ситуацию в духе рассуждени€ “оффлера о превратност€х брака, о том, что брак будет многоразовым. ƒопустим, пушкинска€ “ать€на говорит ќнегину: " ак хорошо, что ты вернулс€. ћой брак с генералом как раз завершаетс€. “еперь € могу быть с тобою в течение нескольких лет..." ѕолучаетс€ диалог совсем в духе Ѕернарда Ўоу:
- ћожно ли вас на минуточку?
- ’оть на целую вечность, если это ненадолго...
∆изнь современного молодого человека мало чем напоминает жизнь его отца. ѕропасть, раздел€юща€ поколени€, стремительно расшир€етс€. ¬ прошлые века жизнь текла гораздо медленнее. »стори€ прекрасной дамы могла произойти как с ее прабабушкой, так и с ее внучкой. –азмеренный ритм жизни крепко св€зывал поколени€ друг с другом, не дава€ прерватьс€ "св€зи времен".
—овременные люди, ускорив темпы перемен, навсегда порвали с прошлым. ћы отказались от прежнего образа мыслей, от прежних чувств, от прежних приемов приспособлени€ к измен€ющимс€ услови€м жизни. »менно это ставит под сомнение способность человека к адаптации - выживет ли он в новой среде? —может ли приспособитьс€ к иным императивам?
”скорение темпов жизни больше не укладываетс€ в рамки нормального человеческого существовани€, под его на-
12
пором сотр€саютс€ все социальные институты общества. ” моего шефа украли машину. ќн звонит высокому чину в милицию. ќттуда раздаетс€ нечто утешительное: "≈сли угнали с ведома милиции, поможем, найдем. Ќо если это неорганизованна€ преступность, извините, не отыщем..."  ак приспособитьс€ к новому статусу стражей пор€дка?
Ќарастание темпов перемен оказывает губительное воздействие на нашу психику, оно нарушает внутреннее равновесие, мен€ет образ нашей жизни. “аким образом, внешнее ускорение переходит во внутреннее... ”скорение перемен сокращает длительность жизненных ситуаций. Ёто оказывает разрушительное воздействие на психику.
«атева€ социальные нововведени€, обсужда€ детали дальнейших "реформ", мы совершенно не учитываем симптомы названного нами феномена. «десь царит полнейшее благодушие. ѕолнейшую апатию принимают порой за спокойное здравомыслие. ѕсихологическое онемение - за верноподданничество. »нтеллигенци€ более истерична, чем народ, вещает с экрана руководитель правительственной команды.
"Ќе драматизируйте ситуацию", - увещевают нас. ’очетс€ писать о лучезарном. Ќо означает ли это, что мы должны проходить мимо грозных и неотвратимых предвестий, о которых говоритс€ в книге “оффлера.
≈ще один аспект книги “оффлера - в ней много говоритс€ о научных открыти€х, которые став€т массу этических и философских проблем. — некоторым промедлением, нежели предполагал “оффлер, заговорили о клонировании человека, о возможност€х модульного принципа человеческих отношений. —овсем недавно биологи открыли ген, который несет в себе завершение жизни природного организма. »менно в нем заложена информаци€, котора€ исчерпывает себ€ в распаде клетки, в смерти индивида. ¬от она, тайна конечности человеческого существовани€, заведомый приговор к погибели.  стати, ген опознан, и с помощью лазера можно выжечь его. „еловек станет бессмертным? ¬озможно. Ќе исключено, что в кругозоре биологии проблема выгл€дит предельно €сной...
ј в доминионе философии? ћожет быть, только мудрец способен предостеречь человечество от пос€гательства
13
на таинство жизни и смерти. “олько философ благодар€ своему призванию об€зан представить на суд специалистов древние интуиции-предостережени€, результаты огромной интеллектуальной работы мыслителей, толкующих о загадках жизни и смерти. Ћишь философу надлежит придать проблеме обостренное метафизическое звучание.
‘илософи€ - кладезь вс€ких возвещений, многие из которых вообще не имеют под собой теоретических оснований. ѕодчас эти откровени€ наивны, лукавы, безрассудны, оскорбительны дл€ здравомысли€. Ќо если пресечь эту фонтанирующую мощь воображени€, человек перестанет быть самим собой. ќскудеет и его разум. —ознание утратит собственный метафизический потенциал.
” “оффлера есть замечательный образ. ќн рассказывает о том, что карты средневековь€ способны вызвать сегодн€ усмешку. Ќо без них не было бы современного видени€ мира. „ерез догадку, через воображение, через философское постижение люди идут к распознаванию мира.
Ќо надо ли абсолютизировать скорость, перемены, смену ситуаций, возможность перемены мест. ѕомню, в годы засто€ мне удалось поехать в ћонреаль на ћеждународный философский конгресс. ¬ернувшись, € с воодушевлением рассказывал всем о неожиданных впечатлени€х, об открытии иных культурных стандартов. «накомый художник, остудил мен€ фразой, смысл которой все чаще открываетс€ мне теперь:
- ќдин радуетс€, что пробежал по проспектам эксцентричного города, другой счастлив, что разгл€дел куст под окном.
„еловечеству нужна активна€ де€тельность, но потребно и созерцание. ќно должно обладать огромным потенциалом адаптированности. ќднако не повредит люд€м и здоровый консерватизм. —вобода - это сбрасывание уз, но это и ограничение. Ќе стоит быть рабом мимолетностей, бесконечных новых впечатлений, потока перемен. ∆аль человека, который посадит дерево, но так и не увидит, как оно растет.
ѕ. —. √уревич, профессор

„итать книгу здесь:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toff_Shok/intro.php
–убрики:  ќ жизни.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку