-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в MiaDama

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.07.2016
«аписей: 11
 омментариев: 0
Ќаписано: 45


 ак проходили съемки фильма Ђ¬ бой идут одни ДстарикиУї

„етверг, 10 ћа€ 2018 г. 17:09 + в цитатник

Ђ¬ бой идут одни "старики"ї Ч художественный фильм Ћеонида Ѕыкова, сн€тый по воспоминани€м советских летчиков, по праву считаетс€ лучшим советским фильмом о ¬еликой ќтечественной войне

»де€ сн€ть этот фильм пришла в голову Ћеониду Ѕыкову давно. ¬ годы войны он мечтал стать летчиком, однако из-за маленького роста его не вз€ли в летное училище. Ќо любовь к люд€м этой героической профессии продолжала жить в нем посто€нно. ѕосле того как в начале 70-х Ѕыков перебралс€ из Ћенинграда в  иев, он решил свои первый фильм на тамошней киностудии сн€ть именно про военных летчиков

¬ соавторстве с двум€ сценаристами Ч ≈вгением ќноприенко и јлександром —ацким Ч им был написан сценарии, основанный на подлинных событи€х времен ¬еликой ќтечественной воины. ¬ частности, под личностью командира эскадрильи гвардии капитана “итаренко (он же ћаэстро) скрывалс€ √ерой —оветского —оюза, парень с јрбата ¬италий ѕопков.

¬ годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием ¬асили€ —талина, и его эскадриль€ была прозвана Ђпоющейї за то, что в ней имелс€ собственный хор, а два самолета были подарены фронту оркестром ”тесова и на одном красовалась надпись Ђ¬еселые реб€таї.   слову, полк ¬асили€ —талина дошел до Ѕерлина и сбил рекордное количество вражеских самолетов Ч 744, имел в своих р€дах 27 √ероев —оветского —оюза (14 из них служили под началом непосредственно ћаэстро, а самому ѕопкову после войны в ћоскве установили бюст как дважды √ерою)

 огда Ѕыков писал сценарий, он старалс€ не слишком отходить от действительных событий, хот€ кое-что все-таки домыслил и изменил. Ќапример, он придумал новый персонаж Ч  узнечика. Ќа самом деле низкие виражи над аэродромом перед девушками выделывал не кто иной, как сам ѕопков, за что командир приказал запретить ему боевые вылеты на мес€ц. Ќо таких отклонений от реальных событий в сценарии было немного, и львина€ дол€ того, что мы видим в фильме, Ч правда

Ёто и любовь узбекского –омео (насто€ща€ фамили€ летчика была ћарнсаев) к русской ƒжульетте, и их последующа€ гибель (девушка погибла во врем€ бомбежки столовой, а –омео сложил голову в одном из боев)Е

Еи привычка механика крестить перед вылетом самолетыЕ

Еи попадание ћаэстро в плен к своим (дл€ доказательства своей принадлежности к  расной јрмии ему пришлось врезать одному из конвоиров по морде) и т.д. и т.п.

ћежду тем, когда сценарий был написан и отправлен Ђнаверхї, оттуда вскоре пришел неожиданный ответ: дескать, материал негероический. ¬ысокие цензоры возмущались тем, что советские летчики изображены во многих сценах как поющие клоуны.  ороче, ставить такой фильм Ѕыкову поначалу запретили. Ќо он не отча€лс€. „тобы доказать обратное, Ѕыков вз€лс€Е Ђобкатыватьї сценарий на сцене.

„тение им отдельных кусков сценари€ в самых разных городах —оветского —оюза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведени€ у цензоров уже не возникало. ј тут еще за сценарий стали заступатьс€ люди, которые сами не понаслышке знали о войне. ¬ частности, 14 но€бр€ 1972 гола на киностудию ƒовженко прислал письмо начальник штаба войсковой части 55127 полковник Ћезжов. ќн писал, что прочитанный им сценарий Ч это честный рассказ о войне и о люд€х, которые добыли в ней победу

20 феврал€ 1973 года фильм был запущен в подготовительный период. » здесь Ѕыкову тоже пришлось столкнутьс€ с р€дом трудностей.   примеру, много нервов ему стоило утверждение на роль автотехника ћакарыча ленинградского актера јлексе€ —мирнова. “от был известен широкому зрителю прежде всего как актер комедийного плана, а у Ѕыкова ему предсто€ло стать фронтовиком. ”знав об этом, чиновники от кино резко воспротивились: ЂЌе бывать этому! ” него же тупое лицо!ї

Ќо когда Ѕыков за€вил, что откажетс€ снимать фильм, если в нем не будет —мирнова, когда рассказал о том, что Ђактер с тупым лицомї Ч сам бывший фронтовик, вернувшийс€ с войны полным кавалером орденов —лавы, сопротивление чиновников было сломлено.  стати, отчество киношному технику Ѕыков дал то же, что на самом деле носил —мирнов Ч ћакарыч

Ѕольшую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, легендарный летчик јлександр ѕокрышкин.  огда Ѕыков напросилс€ к нему на прием, чтобы добитьс€ от него выделени€ дл€ съемок насто€щих самолетов времен войны, маршал поначалу отнесс€ к этой просьбе настороженно. —лишком много в те годы выходило проходных фильмов о войне, чтобы маршал с ходу поверил в затею Ѕыкова сн€ть Ђнетленкуї.

ќн опросил оставить ему на несколько дней сценарий, чтобы поближе познакомитьс€ с материалом. Ќо нескольких дней не понадобилось. Ѕуквально за одну ночь ѕокрышкин проглотил сценарий и распор€дилс€ выдать киношникам не один, не два, а целых п€ть самолетов: четыре Ђяк-18ї и чехословацкий ЂZ-326ї, внешне похожий на Ђћессершмитт-109ї. ћашины доставили на киевский аэродром Ђ„айкаї, где их перекрасили и придали им фронтовой вид

—ъемки фильма начались 22 ма€ в павильоне студии ƒовженко в декораци€х Ђблиндаж  ѕї и Ђблиндаж комбатаї. «атем съемки переместились на натуру: в конце ма€ начали снимать воздушные бои Ђ€ковї с Ђмессерамиї. ¬от как вспоминает об этом участник тех съемок Ч оператор ¬италь  ондратьев: Ђƒл€ удобства воздушных съемок € придумал особое устройство, которое крепилось между первой и второй кабинами и позвол€ло брать кадр крупным планом пр€мо во врем€ полета. Ѕыков мое изобретение одобрил и тут же решил первым подн€тьс€ в воздух, чтобы испытать его в деле.

ѕилот выписывал в небе Ђбочкиї и Ђмертвые петлиї, а Ћеонид ‘едорович включал камеру, давил на гашетку и кричал в объектив: Ђ—ерега, прикрой! јтакую!ї ѕосле нескольких дублей самолет садилс€, € мен€л кассету с пленкой, и машина снова поднималась в небо. ¬ конце съемочного дн€ Ѕыков буквально вывалилс€ из самолета и плюхнулс€ на зеленую траву аэродрома. ЂЌу, как дела?ї Ч спросил €, подбежав к нему, и услышал в ответ: Ђѕро€вим пленку Ч увидим!ї

¬ начале июн€ начали снимать эпизоды Ђна аэродромеї. ѕоскольку Ѕыков не любил, когда его дублировали, он все трюки старалс€ делать сам. » за врем€ съемок вполне прилично освоил управление самолетами. ѕравда, в воздух он их не поднимал, но зато самосто€тельно запускал двигатель и рулил по аэродрому. »ной раз без накладок не обходилось.  ак-то он не смог рассчитать курс, и правое колесо попало в €му от пиротехнического взрыва. —амолет клюнул носом, полетели лопасти пропеллера, заднее колесо отломилось вместе со стойкой. Ѕыков заработал на лбу здоровенную шишку, но расстроилс€ не из-за этого.

ƒело в том, что авари€ произошла на том самом Ђякеї с нарисованными на борту нотами и скрипичным ключом. ѕоскольку везти самолет дл€ ремонта в  иев значило потер€ть уйму времени, было решено восстанавливать Ђжелезную птицуї на месте, своими силами. ѕредусмотрительный механик захватил из  иева несколько запасных лопастей, которые тут же установили на поврежденную машину. Ќо дл€ заднего шасси нужна была сварка. » тогда за дело вз€лс€ оператор ¬.  ондратьев.

ќн положил изувеченную деталь в багажник своего авто и поехал в „ернигов на станцию юных техников, где у него имелись друзь€. ќднако когда он приехал, на станции никого не оказалось. ѕришлось оператору Ђвылавливатьї их по домам. ”знав, что он с Ѕыковым снимает кино о фронтовых летчиках, мастера с радостью согласились им помочь. —тойку заварили, и на следующее утро самолет был снова готов к полетам

ћежду тем через несколько дней случилось новое „ѕ: с картины ушел исполнитель роли —мугл€нки јнатолий ћатешко, который прельстилс€ главной ролью в другом фильме. ƒалее послушаем рассказ оператора фильма ¬.  ондратьева: Ђѕомню, тем утром € встретил Ѕыкова в буфете. ќн сто€л расстроенный и м€л в руках какую-то бумажку. ¬ ответ на мой удивленный взгл€д он прот€нул мне телеграмму с киностудии: Ђ—рочно отправьте в  иев ћатешкої. „то тут поделаешь?

ѕоехали на съемочную площадку, а тут как раз ассистент режиссера привез из  иева Ђжелторотиковї Ч молодых реб€т Ч студентов театрального института, только что окончивших первый курс. »х представили Ѕыкову. ќн осмотрел начинающих актеров профессиональным взгл€дом, выискива€ нового —мугл€нку, и остановилс€ на дев€тнадцатилетнем пареньке, —ереже ѕодгорномЕї

ћежду тем до конца съемок оставалс€ еще мес€ц, а 8-10 сент€бр€ уже снималс€ финал: ћаэстро, ћакарыч и  узнечик наход€т могилу двух летчиц, одна из которых была невестой их боевого товарища –омео.  ак мы теперь знаем, фильм завершаетс€ эпизодом, когда ћаэстро и ћакарыч сид€т в степи возле пам€тника, и на фоне этого финального кадра будет звучать песн€ Ђ«а того парн€ї.

¬ середине сент€бр€ группа перебазировалась на  иностудию имени ƒовженко, где предсто€ло отсн€ть павильоны. “ак, 20-24 сент€бр€ снималс€ эпизод в декорации Ђстолова€ї:  узнечик, мастерски завалив Ђмессераї на глазах родной эскадрильи, приходит в столовую, где товарищи устраивают ему торжественный прием

¬ эти же дни был отсн€т и другой Ђстоловыйї эпизод: когда летчики Ђвторой поющейї поминают погибшего —мугл€нку. ¬ последующие несколько дней были отсн€ты эпизоды в декораци€х: Ђхата девчатї, Ђпалаткаї, Ђхата 2-й эскадрильиї. ѕараллельно снимались воздушные бои

—ъемки фильма закончились в середине окт€бр€, после чего началс€ монтаж. ќн длилс€ до 6 декабр€. Ўесть дней спуст€ фильм без поправок прин€ли на студии, а 27 декабр€ состо€лась сдача ленты в √оскино ”краины. Ќа нее были приглашены не только высокие чины украинского кинематографа, но и те, о ком, собственно, и рассказывал этот фильм Ч летчики-фронтовики.

ќдним из них был прославленный советский ас, трижды √ерой —оветского —оюза, сбивший в 156 воздушных бо€х 59 фашистских самолетов, јлександр ѕокрышкин. Ћента его буквально потр€сла.  огда в зале зажгли свет, от присутствующих не укрылось, что ѕокрышкин вытирает слезы

ј потом картину посмотрел и сам прототип ћаэстро ¬италий ѕопков. ¬от его рассказ об этом: ЂЅыл по службе в  иеве, позвонил Ћене Ѕыкову, поехали с ним в ћинистерство культуры ”краины, прокрутили фильм. ћинистр упорствует: что это за фильм, говорит, люди не возвращаютс€ с боевых заданий, гибнут, а живые песенки распевают. » резюмирует: такого на фронте не было и быть не могло. —прашиваю министра: был ли он сам на фронте? Ћогика чиновника удивительна: не был, отвечает, но знаю.

» тогда € рассказал министру, что летал на одном из двух самолетов, купленных на деньги джаза ”тесова и подаренных нашему полку. » что Ћеонид ќсипович со своими музыкантами приезжал к нам на аэродром, и мы вместе играли и вместе пели. ”бедил. Ќа него подействовали, наверное, не столько мои доводы, сколько генеральские эполеты и две геройских «вездыЕї

” мен€ кстати есть фото надгробного пам€тника с Ќоводевичьего кладбища, где похоронен ¬италий ѕопков.

¬о многом именно благодар€ хорошим отзывам бывших фронтовиков, успевших посмотреть фильм до его выхода на широкий экран, √оскино ———– прин€ло решение поощрить создателей картины. 6 феврал€ 1974 года был издан приказ о выплате им денежного вознаграждени€. Ёто было справедливое решение, если учитывать, что лента была сн€та с большой экономией средств: из отпущенных на ее постановку 381 тыс€чи рублей было потрачено 325 тыс€ч. ¬ числе поощренных было 39 человек.

ѕри награждении особо выдели режиссера-постановщика Ћеонида Ѕыкова: ему выплатили 200 рублей премии и присвоили звание Ђрежиссера-постановщика 1-й категорииї (дл€ примера: актерам ј. —мирнову, ¬. “алашко и —. »ванову выплатили по 50 рублей)

ћежду тем руководству  иностудии имени ƒовженко сумма вознаграждени€ главным создател€м фильма покажетс€ недостаточной, и оно будет ходатайствовать перед √оскино ———– о том, чтобы авторам сценари€ (Ћ. Ѕыкову, ≈. ќноприенко и ј. —ацкому) подн€ли гонорар с 6 тыс€ч рублей до максимального Ч 8 тыс€ч.

ќднако этот трюк не пройдет: в √оскино посчитают, что Ђработа коллектива поощрена достаточно убедительно и увеличение гонорара не представл€етс€ целесообразнымї. Ёто при том, что через несколько мес€цев фильм Ђ¬ бой идут одни Ђстарикиї соберет множество призов на различных кинофестивал€х и принесет доход в сотни миллионов рублей

Ќа широкий экран фильм вышел 12 августа 1974 года. » уже к концу года собрал на своих сеансах 44 миллиона 300 тыс€ч зрителей (4-е место), что €вилось большой неожиданностью: к тому времени фильмы о ¬еликой ќтечественной войне такой Ђкассыї практически не собирали.

источник

27.02.2014




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку