Цитата сообщения галина_суханова
Федор Андреевич Бронников (1827-1902). ч.1.
Автопортрет, 1856

Фёдор Андреевич Бронников (1827, Шадринск, Пермская губерния — 1902, Рим) — русский художник, профессор исторической живописи.
Родился в 1827 году в семье шадринского иконописца. С детских лет увлекался рисованием. Отец дал ему первые уроки живописи. После смерти отца шестнадцатилетним отправляется с попутным обозом в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Но двери этого заведения оказались закрытыми для Бронникова. Тогда он становится учеником в гравёрной мастерской. На способного юношу обратил внимание известный скульптор Пётр Клодт. Он и выхлопотал ему бесплатный билет вольнослушателя классов рисования академии. Фёдор Бронников успешно проходит все классы и получает серебряную медаль. Но только после того, как, по ходатайству покровилей художника, в Шадринске в 1850 году дали согласие отчислить его из своего мещанского общества, он становится учеником Академии, где занимается у профессора исторической живописи А. Т. Маркова. В 1851 году Бронников получил обе - Малую и Большую - серебряные медали за портреты с натуры и за картину "Возвращение Улисса в свой дом", в 1852 году - Малую золотую медаль за картину "Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне".
В 1853 году Ф. А. Бронников оканчивает Академию. За картину на заданную тему «Божия матерь — всех скорбящих радость» получает большую Золотую медаль, звание художника и командировку в Италию. Перед поездкой за границу Фёдор Андреевич побывал в родном городе. В Италии он остаётся и после скончания срока командировки, так как слабое состояние здоровья требует тёплого и мягкого климата. Бронников пишет картины на темы из древнегреческой, древнеримской истории, а также на темы современной ему итальянской народной жизни.
В 1863 году Бронников привозит в Россию большое полотно: «Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету». За эту работу он получает звание профессора исторической живописи. Поездка на Родину явилась переломным моментом в творчестве Фёдора Бронникова. Здесь он сближается с передвижниками и под их влиянием пишет ряд жанровых картин: «Бедное семейство, выгоняемое из квартиры», «Старик-нищий» (Третьяковская галерея), «Золотая свадьба» и другие.

Старик-нищий. 1869
А в 1873 году Ф. А. Бронников вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Протокол о его приёме подписан Крамским, Мясоедовым, Перовым, Шишкиным, Клодтом, Саврасовым и другими. Вместе с лучшими русскими мастерами Федор Андреевич экспонирует свои работы. В их числе — «Больной у католического монастыря», «Покинутая», «Художники в приёмной богача». Последняя пользуется большим успехом у зрителей и знатоков. Известный критик В. В. Стасов писал: «Одна из самых замечательных картин передвижной выставки — это небольшая картина г. Бронникова „Художники в приемной богача“, … одна из удачнейших маленьких комических сцен, выраженных живописью, работа деталей превосходна…»
В 1878 году Фёдор Бронников создаёт замечательное полотно «Проклятое поле», трагический живописный рассказ о жестокой расправе рабовладельцев-патрициев над рабами. «Эта картина — образец удивительного воздействия композиции, красок и рисунка… всё полно правды, все говорит, всё обличает»,— писал В. В. Стасов.
Состояние здоровья вынудило художника по окончании пенсионерской командировки навсегда остаться в Италии. Бронников поселился в Риме; на Виа Виттория у него была своя студия. В Италии он много работал: писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории Древнего Рима и Средневековья.
Ф. А. Бронников умер в 1902 году, похоронен на русском кладбище в Риме. Прожив долгие годы в Италии, он никогда не забывал своего отечества, родного города. Об этом свидетельствует его завещание о передаче Шадринску свыше 300 картин, эскизов, рисунков и 40 тысяч рублей для основания здесь художественной школы. Желание живописца было выполнено только в советское время. Сейчас в городе открыто такое учебное заведение. А завещанные работы стали основой художественного отдела краеведческого музея.
Известные произведения Бронникова — «Гимн пифагорийцев восходящему солнцу», «Освящение Гермы», «Проклятое поле» и другие находятся в Государственной Третьяковской галерее. Часть его картин — за границей: в Англии, Дании и других странах. Лучшие работы нашего земляка экспонировались на Всемирных выставках вместе с выдающимися произведениями русской школы.

Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. 1869

Покинутая. 1873

Проклятое поле. Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы. 1878

Чтение смертного приговора Тразею Пету.

Исторический сюжет. Возвращение Улисса в свой дом

Художники в приемной богача. 1876

Пейзаж с деревом

Площадь в Риме

Больной у стен католического монастыря. 1874

Портрет отца художника. 1871

Портрет матери художника. 1871

Портрет жены художника. 1889

Автопортрет художника в молодости. 1853

Автопортрет. Середина 1850-х

Автопортрет. 1859

Пейзаж с развалинами. 1880-е

Портрет художника К.Д. Флавицкого.

У часовни. 1858

Крещение князя Владимира.

Умирающий гладиатор. 1856