билеты по лит-ре
кусок 40 и до конца
Лирика Лермонтова:
Лермонтов являлся романтиком. Конечно же, он не достиг уровня Пушкина. Все его творчество – это спор с Пушкиным. Он брал его любимые темы и пытался доказать, что Пушкин в этом не прав. Мотивы лирики: 1. Тема свободы. Формулируя свой взгляд, он спорит с Пушкиным. Лермонтов считает, что каждый человек должен полностью быть свободен. Борьба за свободу – очень важное качество. «Парус» - речь идет о человеке и о человеческой жизни. Он постоянно находится в постоянной борьбе с бурей и не может жить без нее. 2. Патриотическая лирика: Лермонтов ненавидел русскую монархию. Свою любовь к России он называет «странною любовью». Россия – это империя. Элемент спора. Он рисует простых людей, живущих в гармонии с природой, живущих простой жизнью. Он считает, что это мило (Например, стихотворение Родина). 3. Интимная лирика. У Лермонтова практически отсутствует дружеская лирика. Тема поколений. Стихотворение «Дума» - его поколение лишнее, бесплодное и бездушное. Тема противостояния поколению декабристов. Пушкин любил учить, а Лермонтов обличает вместе со своим поколением и себя. Любовная лирика. У Пушкина она светлая и оптимистичная, а у Лермонтова в центре находится лирический герой, она писимистична, наполнена ненавистью к любимой женщине. «Я вас любил» Пушкина «Нищий» Лермонтова. Его интересуют только собственные чувства. 4. Тема поэта и поэзии. Пушкин считает, что поэт – это пророк («Пророк»). Лермонтовский «Пророк»: по сюжету стихотворение начинается с того места, где заканчивается стихотворение Пушкина. Поэт не должен служить людям. Он не должен быть пророком. 5. Поэзия и быт. У Пушкина – «Разговор книгопродавца с поэтом». Поэт тоже человек и его труд должен оправдываться и быть оплачен. У Лермонтова – «Журналист, читатель и писатель». Писатель бросает рукопись в камин. Люди все равно его не поймут. «Смерть поэта» - Лермонтов не верит в память о поэте после смерти. Поэту нужно признание при жизни. 5. Психологическая лирика. Метод письма Пушкина объективный – его интересуют поступки героев. Лермонтов же пытается разобраться в психике человека. Например, «Герой нашего времени». Стихотворение «Сон» - яркое проявление сравнения сна и смерти. Состояние человека может оцениваться по-разному со стороны самого человека и его близких.
41) Романтизм и пушкинская традиция в поэмах Лермонтова («Мцыри»; «Песня про купца Калашникова»).
(верхняя строчка с цыферкой)«Мцыри» - (1839)
(нижняя строчка с цыферкой)«Песня про купца Калашникова» - (1838)
I Общие моменты.
1. Поэмы посвящены нравственно-философской проблематике и лишены злободневности. I Общие моменты.
1. Поэмы посвящены нравственно-философской проблематике и лишены злободневности.
2. В современном обществе Лермонтов не видел материала
для такого рода конфликта.
2.В современном обществе Лермонтов не видел материала для такого рода конфликта.
II Различия.
1. Поэма написана от первого лица. Это исповедь главного героя.
1. Поэма написана от третьего лица.
2. Сюжет: внутренние переживания героя. Он не свободен. 1) Стремление к свободе. 2) Радость борьбы (например,
бой с барсом). 3) Трагедия невозможности обретения свободы. Сюжет романтический.
2.Сюжет: внешние поступки героев. Есть экспозиция: царский пир. Завязка. Жену главного героя звали Алена Дмитриевна.
Развитие действия.
Кульминация (кулачный бой, Смерть опричника). Завязка – казнь.
Сюжет приближается к пушкинским.
3. Место и время действия безразличны для основного конфликта. 20-е годы 19-ого века при генерале Ермолове (покоритель Кавказа).
3.Время и место действия четко закреплены. Важно,когда это происходило.
4. Главный герой не мотивирован обстоятельствами его жизни и судьбой.
4.Главный герой мотивирован своим социальным происхождением, как и опричник. Купец – представитель свободного сословия.
5. Конфликт внутренний между стремлением человека к свободе и внутренней
привычкой к рабству.
5.Конфликт между внутренним достоинством человека и внешними обстоятельствами.
III Вывод.
Романтическая поэма, отрицающая пушкинскую традицию.
III Вывод.
Романтическая поэма, учитывающая традиции Пушкина. Это единственный подобный пример творчества Лермонтова.
42) Сюжет и композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени». Романтическая и Пушкинская традиции в романе.
Этот роман написан в конце 30-х – начале 40-х годов. Большая часть романа написана между ссылками. Лермонтов хотел написать сборник рассказов. 1839-1840 гг. в разных журналах и в «Отечественных записках» были опубликованы разные главы этого романа. В конце 40-ого это произведение вышло в отдельном издании как роман. Это вершина романтизма: 1) Автобиографизм. В образе Печорина угадывается сам Лермонтов. В главе «Максим Максимович» есть описание портрета Печорина. Его внешность списана с А. Столыпина. 2) Загадочность биографии героя. Неизвестны причины его смерти. 3) Конфликт со средой. Неизвестно, почему Печорин не ладит с людьми. «Княжна Мери» - дуэль с Грушницким. 4) Стоит выше всех по уровню интеллекта. 5) Постоянная бесцельная борьба. 6) Разочарованность в жизни. Лермонтов не принимает истинного пушкинского романтизма. Спор\диалог с Пушкиным. Похожесть романа на «Евгения Онегина».
Сюжет и композиция: обычно сюжет совпадает с композицией. В «Герое нашего времени» этого нет. Главы расположены не по хронологии. Композиция: I Белла, II Максим Максимович, III предисловие к журналу Печорина (I Томань, II Княжна Мери, III Фаталист). Сюжет: 1) Томань – Печорин сослан на Кавказ. 2) Княжна Мери – он едет в отпуск. 3) Белла – за дуэль попадает в Крепость. 4) Фаталист – позволение на 2-е недели отлучиться из крепости (5 лет). 5) Максим Максимович – встреча. Журнал Печорина: Максим Максимович отдает записки Путешественнику. Печорин едет с Кавказа в Персию. 6) Предисловие к журналу. Смерть Печорина. Возможность публикации. «Героя нашего времени» нельзя читать не по композиции. Теряется весь смысл этого произведения. Это был замысел показать, что такое герой его времени. Показать его с разных сторон. «Белла» - наиболее загадочная глава. По Кавказу едет человек. Это Автор, который возможно является офицером. Он записывает свои впечатления от увиденного. Все, что он рассказывает – загадка. Он не понимает, зачем Печорин так поступает с Беллой. Задача – создать загадку. «Максим Максимович» - описание встречи Печорина и Максима Максимовича. Не понятно, почему Печорин жесток со своим лучшим другом. Дан портрет героя: Автор выделяет основные черты внешности Печорина – аристократическая внешность, следит за собой (чистое белье), скрытен, человек, много страдавший, он не стар, но лоб его весь в морщинах. Глаза: они не смеялись, когда он смеялся (неискренний), возможно, он злой, либо много и постоянно грустит. Этим задаются основные черты характера Печорина. Журнал Печорина: там он рассказывает сам о себе. Причины, почему он злой и скрытный. Рассуждает и осуждает себя. Дневник писался не для публикации. Описание своих дел и проступков искреннее. «Томань» - внешние поступки Печорина, не размышляя о причинах. «Княжна Мери» - причины собственных поступков. «Фаталист» - философские принципы Печорина.
Лермонтов писал по подобию «Евгения Онегина». Печорин – сильная личность. Он выше общества. Является сверхчеловеком. Онегин безобиден для общества, а Печорин опасен для людей. Он жесток – губит чужие жизни. Пушкин считал, что причина всех бед героя – это он сам. Лермонтов же считал, что вина не на главном герое – виновато общество. Эпоха, описанная Пушкиным, сильно отличается от эпохи Лермонтова. 20-е годы – это время общественного подъема. Правит дворянство. Масонство. Тайные общества. Людям было что сказать, и было интересно жить. 30-е годы – время правления Николая. Спад активности. Слежки за литературой и журналистикой. Выбор: служба или отставка. У Печорина не было прав на отставку, т.к. его разжаловали. Людям было скучно. Печорину тоже. Под влиянием скуки хорошие качества превращались в отрицательные. Печорин умен. Умеет видеть окружающих и себя. Но приносит окружающим только вред. Он очень деятельный человек. «Фаталист» - это единственная глава, в которой он приносит пользу. Он способен на чувства и на любовь. Любит Веру. Его любовь превращается в ненависть к окружающим и женщинам. Он мог бы приносить пользу, если бы жил в 20-е годы. Но он живет в 30-х и поэтому несет вред. Основной смысл, как и в стихотворении «Дума». Описывается представитель потерянного поколения, который ничего не оставит после себя. Это поколение вскоре забудется. Автор принадлежит именно к этому поколению. Лермонтов описывает себя, многие эпизоды автобиографичные. Например, «Княжна Мери». Лермонтов и Екатерина Сушкова. Он ухаживал за ней на спор, а после этого он ее бросил. «Фаталист» - самая философская глава. Спор с Пушкиным. 1. Осечка. Случайная не гибель. 2. Случайная гибель Вулича. 3. Поступок Печорина. Спор Печорина с Вуличем. Вулич не верит в судьбу и говорит, что все в жизни случайно. Осечка. Но Печорин чувствует, что тот все равно погибнет. Судьба есть, и Печорин хочет это проверить. Бросается в избу с вооруженным преступником и не умирает. В жизни есть предопределения. У Пушкина с судьбой спорить бесполезно. Например, Онегин. Здесь момент спора. Лермонтов считает, что с судьбой нужно бороться. Вулич не противился судьбе – он был ей покорен. Печорин же считает, что судьбу можно победить. Идея борьбы и победы над судьбой. «Герой нашего времени» - это произведение романтизма.
43) Система образов и система повествователей в романе «Герой нашего времени».
В «Герое нашего времени» три повествователя: 1. Автор – странствующий человек («Белла»; «Максим Максимович»; «Предисловие» - романтик). Видимо, он ниже Печорина. Он во многом его не понимает. 2. Максим Максимович – бывший начальник Печорина (непоэтический рассказчик, как у Пушкина Белкин). Глуп. Ничего не знает, кроме службы. Он не понимает Печорина. 3) Сам Печорин. Описывает себя глубже всех. Лермонтов уверен, что до конца познать человека не возможно. Этого не может сделать даже он сам.
Система образов (концентрическая). Все персонажи расположены вокруг главного героя. Они интересны в связи с Печориным. Они оттеняют те или иные черты его характера. Максим Максимович – холодность, не умение дружить, ненависть. Секундант Вернер – цинизм. Печорин не приносит пользы обществу, а Вернер – врач. Они перестают дружить. Казбич и Азамат – бесцельность существования Печорина. Княжна Мери – его жестокость. Грушницкий. Дуэль Печорина с ним, схожесть с сюжетом «Евгения Онегина» Пушкина (дуэль Онегина и Ленского). Сходство ситуации. Для Онегина Ленский друг. Его убийство – это следствие ошибки Евгения. Печорин и Грушницкий же – враги. «Нам на земле вдвоем места нет». Грушницкий носил солдатскую шинель, хотя являлся юнкером. Он из себя строил разжалованного в солдаты офицера. Когда его переводят в прапорщики, он надевает офицерскую форму. Грушницкому 18 лет – ровесник Онегину. Печорину – 26 (ровесник Ленскому). Он прапорщик, потому что его разжаловали и сослали на Кавказ. Для Грушницкого же это маска. Это злит Печорина. Печорин действительно одинок, а Грушницкий – это пародия на него.
44) Тема маленького человека в творчестве Гоголя.
Основные идеи повести «Шинель».
«Шинель» была написана в 1842-м году. Писалась одновременно с «Мертвыми душами». Происходит вытеснение романтизма. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» - говорил Достоевский. Здесь раскрывается тема маленького человека. Гоголь ориентируется на «Станционного смотрителя» Пушкина. Своего человека он изображает еще более мелким, чем Пушкин изображал смотрителя. Акакий Акакиевич живет своей профессией – переписыванием писем красивым почерком. Его все обижают, но он не сопротивляется. Он лишь говорит: «Оставьте меня. Почему вы меня обижаете?». Башмачкин у человека из департамента видит в этом фразу: «Я брат твой». Гоголь этим показывает, что такая несправедливость случается повсюду. Станционный смотритель Вырин у Пушкина был привязан к своей дочке, а Акакий Акакиевич привязан к идеи сшить шинель. Новая шинель представлялась ему родным и близким. Так любят жену. Когда шинель была наконец то сшита, Башмачкин стал счастлив, но он теряет это счастье. И у Самсона Вырина, и у Акакия Акакиевича потерян смысл жизни, но они не могут вернуть то, что так дорого им. В обоих произведениях они в конце умирают. В «Шинели» появляется генерал (есть сходство с мужем Дуни). Это молодой человек, недавно ставший генералом. На самом деле он добрый. Он всего лишь пытается вызвать страх у подчиненных. В один из таких моментов ему под руку попадается Акакий Акакиевич, он на него кричит, но после об этом сильно жалеет. Таким образом, показывается невнимание к маленькому человеку. От этого все беды жизни. Очень разные финалы в «Станционном смотрителе» и «Шинели». Дуня плачет об отце. А Акакий Акакиевич никому не был нужен. В финале он появляется в виде призрака, который ворует шинели. Когда он срывает шинель у генерала, то теперь он может обрести покой.
45) Комедия Гоголя «Ревизор» и предшествующая драматургическая традиция. Черты классицизма в «Ревизоре».
Комедия «Ревизор» была написана в 1835-м году. Место «Ревизора» в истории русской драматургии: в 18-19 вв. это драматургия классицизма. С начала 19-ого века классицизм существует наряду с другими литературными направлениями. Например, «Горе от ума». Одновременно пишется «Борис Годунов». Там идет отказ от классицизма. Заложены новые традиции, но «Ревизор» - это возвращение к классицистическим традициям. Пример, говорящие фамилии. Возвращение к пятиактности. Возвращение к системе комедийных амплуа. Выдача девушки замуж. Городничий – глупый отец. Вариант неоправданной развязки. Появляется жандарм (символ государства). Катарсис – в финале становится жалко героев. Пьеса «Ревизор» стала классикой. От классицизма отказались лишь в 20-м веке.
46) Основные идеи комедии Гоголя «Ревизор». Вопрос о положительном герое Ревизора.
Сюжет «Ревизора» распадается на 2-е части: чиновники-взяточники и Хлестаков, и его вранье. Они параллельны, т.к. Хлестаков не ревизор. 1) Гоголь неоднократно подчеркивает, что сюжет «Ревизора» подарил ему Пушкин. Эта история на самом деле произошла с ним. Но влияние не ограничивалось только представлением сюжета. Она связана и с «Борисом Годуновым» темой самозванства. Здесь показан еще один тип самозванства. Бытовое самозванство. Хлестаков хочет взять деньги и убежать. Он не строит планов, а просто врет. Его вранье построено на реальных фактах из его биографии. Он плохо представляет, как живет настоящий ревизор. Хлестаков считает, что тот живет как и он, только у него все дороже и его больше. Он описывает съемную квартиру. Довольно правдиво описывает свой круг общения. У него есть знакомый литератор Тряпичкин, но при этом говорит, что знаком с самим Пушкиным. В 30-е годы такой тип людей встречался достаточно часто. Это век авантюристов. Оборотная сторона жестокой внутренней политики. Николай I не верил чиновникам и поэтому придумал ревизоров инкогнито. Это время абсолютной доверчивости людей. Именно поэтому городничий верит Хлестакову. 2) Чиновники-взяточники. В основе сюжета лежит конфликт. «Странно, что никто не заметил честного лица в моей пьесе. Да, было одно честное лицо, девствовавшее на все продолжение ее. Это честное благородное лицо был – смех» (Театральный разъезд). Гоголь умел включать философские абстракции в свои произведения. Смех – чиновники положительной абстракции не соответствуют. Отрицательные герои сталкиваются с положительным идеалом, который есть в голове у каждого читателя. Вокруг этого конфликта развивается действие. Предложение, которое Хлестаков делает Марье Антоновне – это победа для Городничего. Нет экспозиции. Произведение начинается с завязки. Развязкой же служит письмо Хлестакова к Тряпичкину. Странно, что чиновников это расстроило. У каждого из них есть свой идеал, к которому они стремятся: борьба между положительными и отрицательными качествами. Городничий – хочет поесть рыбки в Петербуржском трактире. Судья любит охоту и борзых щенков. П.И. Добчинский – хочет усыновить своих внебрачных детей. Бобчинский – хочет, чтобы о нем узнал император. Они расстроены, что живут неправильно. Неправильное поведение людей сталкивается с идеалом их поведения.
47) Жанр, сюжет, система образов поэмы Гоголя «Мертвые души».
Гоголь считал, что эта поэма написана по аналогии с «Евгением Онегиным». «Евгений Онегин» - это роман в стихах, а «Мертвые души» - это поэма в прозе. На самом деле здесь достаточно сложный жанр: роман о похождениях Чичикова (европейская традиция: путешествие. «Плутовской роман» - зародился еще в 17-ом веке. Главный герой – мошенник. Херсонская губерния – в 30-е годы там было крайне мало жителей, но земля там была очень плодородная. Когда помещик покупал определенное количество крепостных, то там давали землю. Но «Мертвые души» являются еще и поэмой (это связано с лирическими отступлениями).
«Мертвые души» как роман.
Гоголь изображает три основных сословия: помещики, чиновники и крестьяне. Главное место занимает описание помещиков – Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Гоголь описывает их хозяйства по одной схеме. Помещик – организатор сельского хозяйства. Всегда описывает сцену обеда – здесь раскрываются человеческие качества помещиков. Торг по поводу мертвых душ – такая сделка является абсурдной для непосвященных помещиков. 1) Хозяйство: 1. Манилов – с первого взгляда он очень заботится о своем хозяйстве, но выясняется, что он им особо и не занимается. Строит несбыточные планы, но никогда их не реализует. Гоголь описывает его с помощью световых характеристик – серые и скучно синеватые цвета. Такими цветами характеризуют хозяйственный застой. 2. Коробочка – она богата. У нее много денег, но она их складывает в коробочки. Это хозяйство находится на грани разорения. 3. Ноздрев – это человек очень эгоистичный, но хозяйство у него заброшено: поле состоит из сплошных кочек; мельница сломана, но псарня находится в прекрасном состоянии. 4. Собакевич – кулак. Он занимается своим хозяйством. Там все сделано очень прочно, но слишком грубо. Нет красоты. На одной стороне дома все окна заколочены. Собакевич убрал одну колонну в фронтоне. 5. Плюшкин – у него постоянно умирают крестьяне. Хозяйство находится в отвратительном состоянии. Никто из этих помещиков не исполняет свой помещичий долг до конца. 2) Сцена обеда. Описание человеческих качеств помещиков. У всех есть хорошие качества, но они гибнут. Манилов хочет вкусно накормить гостя, но его хорошие качества доводятся до абсурда. Ноздрев – широкая и гостеприимная натура. Его открытость – он пьяница и дебошир. В итоге, все его страсти – это страстишки нагадить ближнему. Коробочка и Собакевич – люди простые. И еда у них простая: блинцы и пироги, другие простые блюда. Это нравственное одичание. Самым странным обедом является обед у Плюшкина: заплесневелые сухари. Это человек со странностями. Центральная тема – тема мертвых душ. Это многозначность. Это мертвые души и одновременно души помещиков. Но это не все помещики. Плюшкин – в книге описывается его биография. Он вспоминает о своем школьном друге – способен на проявление чувства. Чичиков – у этого человека тоже есть биография. Гоголь хотел написать поэму в трех томах. Строилась она по комедии Данте. 3 тома – это три уровня Ада, т.е. три уровня загробной жизни – 1. Ад; 2. Чистилище – там души могут воскреснуть; 3. Рай – счастье. Поэма о воскрешении человеческой души и ее успокоении. Главными героями должны были стать Плюшкин и Чичиков, т.к. у них живые души. 3) Отношение к абсурду. После первого удивления большинство помещиков все-таки продает мертвые души. Не соглашается лишь Ноздрев. Он это делает для того, чтобы нагадить. Все они живут в мире абсурда. Не отличают хорошее от плохого. Нельзя оценить их поступки. Это фантастический реализм. Смешивается реальность и абсурд.
Чиновники: их души тоже мертвые. Все они забыли свой общественный долг, все берут взятки. Прокурор – в конце произведения умер, узнав об афере Чичикова. У него был нервный тик. Лишь после его смерти окружающие узнали, что у него была душа. Крестьяне – слуги Чичикова. В этом произведении нет рассуждений о крепостном праве. Чичиков размышляет о живой душе народа, когда смотрит на список умерших крестьян. П.И. Чичиков не принадлежит ни к одному из сословий. Ближе всего он к чиновникам, т.к. сам им был. Гоголь характеризует его как «хозяин – приобретатель». Отец завещал ему копить копейку. Чичиков – это продолжение образа сверхчеловека. Он хочется возвыситься благодаря деньгам. Он не является лишним человеком, потому что его стремления понятны окружающим. В последней главе дана биография Чичикова. Гоголь подчеркивает, что тот вырос на почве богатой литературной традиции. Образ Чичикова тесно связан с образом Онегина. Пародируется письмо Татьяны к Онегину. Пародируется образ романтического разбойника – Дубровского. Повесть о капитане Копейкине. Чичиков – Наполеон. Не слишком толст – не слишком тонок. У Чичикова наполеоновский профиль. Как у Германна из «Пиковой дамы». У того способ обогатиться романтический, а Чичиков просто зарабатывает. Все те, на кого дает отсылки Гоголь – это яркие личности, а Чичиков является человеком толпы. У него нет конфликта со средой. Чиновники приходят к выводу, что Чичиков – это антихрист. Он пришел, чтобы овладеть миром. Но он не только отрицательный герой, у него живая душа, которая способна на проявление человеческих чувств. Они брали верх над его способностями афериста. Контрабанда с овцами. Ссора с напарником. Он влюблен в губернаторскую дочку. Из-за этого теряет бдительность. Поэтому афера рушится. Лирические отступления ведутся от лица Чичикова и автора.