-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в memory_zip

 -Интересы

100 способов обращения с женщиной 4eka kawaii vocational school aka пту а я да две луны девушки-кошки детские сигареты жанна жанна жанна жевать вкусные одеяла засаленые чужими взглядами письма клёши индиго кровищщща ксюша принц лысый бог мася механическе шкатулки моё государство музыка парижских переулков пиратское оружие

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) DOOR_NEXT_DOOR

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 497


Без заголовка

Вторник, 05 Июня 2007 г. 22:15 + в цитатник
в помощь страдающим.

билеты по лит-ре.
чёрт. только 21 штука.
предупреждаю сразу - в самом конце поста вложен файл - эти же самые билеты. попробуйте, авось заработает.
1) Условия возникновения и особенности изучения древнерусской литературы.

Условия возникновения древнерусской литературы.
Был период, когда литературы не было. Существовало устное народное творчество.
Условия для создания литературы:
 Существование государства (складывается в IX веке). В 862 году племена для прекращения войн решили призвать иноземных правителей. Было призвано 3 брата. Звали их Синеус, Трувор и Рюрик. Было доказано, что существовал только один Рюрик. Он создал свою династию в Новгороде. После его смерти трон занял Олег. Варяги заявили свое право на власть, но доказательств было мало, т.к. осталось мало устных преданий. Требовались письменные предания.
 Принятие христианства (первой его приняла жена Игоря Ольга). В 988 году Владимир принял христианство государственной религией. Нужны были церковные книги. Христианство предполагало перестать верить в язычество. После принятия христианства началась канонизация к лику святых.
 Письменность (древний русский язык вариант болгарского). Олег, Ольга, Святослав умели писать, но не теперешним русским (не кириллицей).
Периодизация древнерусской литературы:
1) Конец X – начало XII века. Литература Киевской Руси, летопись (Киев и Новгород).
2) Конец XII – первая треть XIII века. Единая Русь раскалывается на княжества. Уничтожается единая летопись, в отдельных княжествах создаются свои летописи.
3) Вторая треть XIII – конец XIV века. 1240 – 1380 гг. – Татаро-монгольское иго (почти нет литературы – «Слово о погибели Русской земли». Автор плачет о погибели Руси).
4) Конец XIV – первая половина XV века. Объединение земель вокруг Москвы. Снова возникает одна общая летопись («Задонщина»; «О борьбе с татарами» - одни из немногих летописей).
5) Вторая половина XV – середина XVI века. Централизованное государство (в летописях прославляют правителей). Появляется публицистика.
6) Середина XVI – конец XVII века. Переходный этап от древнерусской литературы к новорусской, меняется система жанров, начинают задумываться о взаимоотношении и власти.

Особенности изучения древнерусской литературы.
 Рукопись (1564 – «Апостол» - церковная книга. Первая печатная книга. Первопечатник – Иван Федоров). Обычно книги переписывались. Тот, кто переписывал книгу, считал себя соавтором. Он имел право переписывать текст так, как ему это нравилось. «Задонщина» - переписанное «Слово о полку Игореве». Большинство текстов образовались при переписывании совсем других текстов.
 Анонимность (писатели не подписывали свои произведения. Авторами являлись образованные монахи). Монахи рассматривали свои книги, как служение Богу.
Не возможна датировка произведений (под произведениями дат не ставили и поэтому люди не могут определить дату написания книги).

2) Жанры древнерусской литературы.

Жанры – группы произведений, одинаковых по форме и близких по содержанию.
Были привезены из разных стран церковные книги, но вместе с ними на Русь попали и другие произведения. По переводу этих произведений стали писаться оригинальные русские книги (жития святых «житие Бориса и Глеба»). Существовал жанр апокриф, противоположный житию. Это рассказы о святых, но святые представлены там как живые люди, которые тоже могут совершать грехи. Писали апокрифы и об Иисусе Христе. «Хождение Богородицы по мукам» - Богородица добрая, а Христос – злой. Богородица просит простить грешников, но Христос отказывается. Люди начинают сомневаться, что в Библии написана правда. Хождение (Хожение). Люди редко путешествовали. В основном путешествовали только купцы. Их поражала жизнь иностранцев. Этот жанр заметил о других землях («Хождение за три моря» - Афанасий Никитин книга написана об его путешествиях). Летопись. Возник из жанра хроника (хронограф). В хрониках писалось с сотворения мира. Писалось о разных странах (возникло в Византии). Поначалу русские монахи их переводили, но потом они начали их дополнять. В летописи записывались устные предания. Все летописи начинаются тоже от сотворения мира и византийских хроник. Сейчас публикуют летописи от создания Руси. В XVII веке на стыке древней и новой литературы начнется жанровый прорыв, когда появятся новые жанры. Там и будет конец древней Руси.

3) Источники, редакции и основные идеи «Повести временных лет».

Источники и редакции «Повести временных лет».
Источники – те документы, из которых брали информацию (своды – «сказание о принятии Русью христианства». 1039 – Ярослав Мудрый. Принятие Русью христианства).
Редакция – вариант текста, возникший путем переписывания.
1050 – «Новгородская летопись». Так же принятие христианства.
1073 – «Первый Киево-Печерский свод». Автор – монах Киевский Никон (политическое задание). В текст были введены гражданские предания. Никон описал историю о призвании варягов. Она была очень злободневна. Русские князья спорили за право власти.
1095 – «Второй Киево-Печерский свод» («Начальный свод») был составлен на основе двух предыдущих.
1113 – ПВЛ (автор – монах Нестор). Первая редакция ПВЛ: текст этой летописи утерян. Составление летописи – задача политической летописи. Задача: прославить княжащего в это время князя. Когда писалась первая ПВЛ княжил Святополк. Летопись еще не закончили, а Святополк умер и на трон вступил Мономах. Летопись пришлось переписывать, потому что Владимир отобрал ее у Нестора. Киево-Печерский монастырь перестал быть главным. Выдубицкий монастырь занял его место. 3 года переписывали ПВЛ, и в 1116 году появилась вторая редакция. Ее составителем был Сильвестор. Эта редакция летописи дошла до нас. Третья редакция ПВЛ: 1118 год – на престол вступает сын Мономаха Мстислав. Он забрал из монастыря летопись и вернул ее в Киево-Печерский монастырь. Она не сильно отличалась от второй редакции. Мстислав велел включить «Поучение чадам» своего отца. Она тоже дошла до наших времен.
Основные идеи ПВЛ.
Можно выделить две главные идеи:
1) Идея единства русской земли (раздробленность).
Все придания начинаются от призвания варяг. В сюжетах прославляют князей. В «Поучениях чадам» есть письмо Олегу.
2) Независимость русской церкви. Много сюжетов о походах на Царьград.

4) История опубликования, проблемы подлинности и авторства «Слова о полку Игореве».

История публикации.
В 90-х годах XVIII века в городе Ярославле в Спасо-Приображенском монастыре А.И. Мусин – Пушкин нашел летопись «Слово о полку Игореве». В печати начались упоминания о находке, но эта летопись была не настоящая. На престоле тогда была Екатерина II. В 1796 году она попросила снять копию с летописи. Копия получила название «Екатерининский список». В 1800 году впервые была опубликована летопись. В 1812 году была война с Наполеоном, и Москва сгорела => летопись тоже. Когда же война закончилась, то стали высказывать сомнения о «Слове о полку Игореве». До нас дошло только несколько экземпляров.
Проблема авторства и времени написания.
Причины споров:
1. Слово написано очень ярким языком. Летопись – это сухое перечисление фактов, а здесь есть художественное осмысление текста.
2. В летописи много непонятных мест. Специалисты не могут прочесть некоторые места. А может это произведение писали не русские? В XIX веке была найдена «Задонщина». Она целыми страницами повторяет «Слово о полку Игореве». Общество настаивало, что Мусин – Пушкин сам написал «Слово о полку Игореве». Называли и Жуковского, и Карамзина. Мы не можем точно сказать, является этот текст древним или это подделка XVIII века. Единственный способ – это найти оригинал, но мы все – таки считаем его древним.

5) Сатирическое творчество Антиоха Кантемира.

В XVIII веке возникает неофициальная литература. Первым был Антиох Дмитриевич Кантемир. Он был грек. Его отец являлся правителем Молдавии. Он считал, что Молдавия должна быть свободна. Заключил договор с Петром. 1711 год - Петр проигрывает сражение за освобождение Молдавии и награждает Дмитрия. Сын Дмитрия получил очень хорошее домашнее образование. Антиох был знаком с Феофаном Прокоповичем - четвертым придворным поэтом. После смерти Петра в 1729 году он написал «На хулящих учение. К уму своему». Эта сатира не была опубликована. Его приближенных называли «ученой дружиной». Кантемир и Прокопович были за Анну и против дворян. Феофан Прокопович хотел вновь стать придворным поэтом, но Анна обманула их ожидания. Она решила проучить Кантемира. 1735 год – он посол в Англии и Франции. В 1744 году он скончался. Вышло одно издание его сатир в Париже на французском языке, а в 1784 году – в России на русском. Всего он написал восемь сатир. Они делятся на две группы: российские и заграничные.

6) Творчество М.В. Ломоносова (реформы русской поэзии, стилистическое учение, одическое творчество).

(1711 – 1765) Он был крестьянином, но не крепостным. Отец у него был богатый. Был рыбаком. Владел собственным судном. Родился в деревне Денисовка, находящейся на реке Северная Двина. 200 км от деревни находился город Архангельск. Отец Ломоносова был не грамотен, как и мать. Она умерла, когда сыну было пять лет. С детства Ломоносов помогал отцу. Был матросом на китобойном судне. Вдруг ему захотелось учиться. Он быстро научился читать у дьяка в местной церкви, потом перечитал все церковные книги, а потом решил сбежать в Москву. В 1730 году, когда ему было 19 лет, он сбежал. Тогда был декабрь. По дороге его подобрали рыбаки. Они довезли его до Москвы, но там было всего одно учебное заведение, куда не брали крестьян. Ломоносову пришлось подделывать документы, для того, чтобы его приняли. Через год обман раскрылся, но его не выгнали. Отец, узнав, что его сын сбежал в Москву, не стал давать ему деньги на обучение. Жилось Ломоносову трудно. Его одноклассниками были маленькие дети, которые были намного младше его. Он учился пять лет. Был лучшим учеником. В 1735 году его отправили учиться в Петербург. В 1736 году он поехал учиться в Германию, в Марбург. Был химиком, занимался горным делом. Являлся человеком не уживчивым. Поругавшись со своим учителем, он ушел. Два года пытался вернуться на родину. В Германии женился. У него родилось двое детей. В 1741 году он вернулся в Петербург и поступил на службу. В 1745 году стал академиком-химиком. В этом же году Тредиаковский стал академиком элоквенции. Ломоносов стал придворным поэтом Елизаветы. Подружился с Шуваловым. Вместе с ним в 1755 году он основывает Московский университет. Он был не только мастером во всех делах, но и художником. Ему было проще учиться, чем нам в наше время. Когда он учился, то задумался о реформе стихосложений. Уезжая в Германию, он взял с собой трактат Тредиаковского. Ломоносов много с чем не соглашался. Например, с ограничениями. Он написал еще один трактат «Письмо о правилах российского стихотворства» - 1739 год. Это действительно было письмо, которое он послал в Россию, но оно не было опубликовано. Оно было напечатано только в 1742 году.
Трехсложные размеры:
- дактиль.

- анапест.

- амфибрахий.
Силлабо-тоническая система; рифма равноправна; ямб – лучший размер.
К письму Ломоносова было приложение со стихом, которое было написано 4-х стопным ямбом.
- хорей

- ямб

«Ода на взятие Хотина» (написана в Германии, посвящена Турции). После этой оды перешли с силлабической на силлабо-тоническую систему.
Одическое творчество Ломоносова:
Ломоносов писал оды, которые делились на торжественные и духовные (главное чувство – восторг). «Ода на взятие Хотина» - он не был свидетелем боя, не знал, что на самом деле произошло. О событиях узнал из немецкой газеты. Поэтический беспорядок, мифологическая география, дело происходит на Олимпе, действующие лица в основном боги. Он писал в основном от лица всего народа. Все его оды символичны.
Обращается к монарху, который лишен личных черт (является символом России). В своих одах Ломоносов критиковал лишь умерших монархов.

Теория трех штилей.

I
Учение о типах речений.
-церковно-славянские
-общеупотребительные
-разговорные II
Учение штилей
-высокий

-средний

-низкий III
Учение о жанрах
-высокие (духовная, торжественная оды; героическая поэма; трагедия)
-средние (другие лирические стихотворения;
драма)
-низкие – относятся все комические произведения (басня, сатира, комедия, эпиграмма)
-устаревшие – «подлые» - ругательства и диалекты Была предложена в статье «предисловие
о пользе книг
церковных в российском языке»
- 1757 год.
7) Поэтическое новаторство Державина.

Г.Р. Державин родился в Казани. Он был из бедного дворянского татарского рода. Его предок был мурза Багрим. У них было небольшое поместье под Казанью с десятью крепостными. Когда Державину было пять лет, у него умер отец, и матери пришлось продать поместье. Он не имел образования. Мать нанимала ему учителей, но они были плохими преподавателями. Они с трудом научили его читать. Три года он проучился в Казанской гимназии, но потом ее бросил. В 1762 году он поступил солдатом в гвардию на службу, где 10 лет служил солдатом, так как для повышения надо было сдать экзамен, но он его сдать не мог. У Державина был сложный характер. Наконец он получил офицерский чин, где прослужил шесть лет, затем он стал секретарем в Сенате. До 35 лет он даже не думал становиться поэтом. В 1770-х годах, когда он служил в Сенате, он встретился с петербургским литератором Н.А. Львовым. Он был дилетантом. Львов еще был художником, архитектором и т.д. Он был человеком вдохновения. Любил воспитывать таланты. Когда с ним познакомился Державин, то Львов решил сделать из него поэта. В 1779 году Державин опубликовал три своих стихотворения: «Ключ», «На рождение парфирародного отрока» и «На смерть князя Мещерского». В 1782 году он написал оду «Фелица». Эта ода была посвящена Екатерине. В 1782 году ее опубликовали, и Екатерина видела эту оду. Державина назначили губернатором в Олонце, а затем в Тамбове. Каждое губернаторство заканчивалось крахом, т.к. он ссорился с начальством. В 1785 году его передали суду, но его оправдали и отправили в отставку. Державин написал еще несколько од Екатерине. Она решила покровительствовать ему. В 1791 году он стал секретарем и придворным поэтом, но он не годился на эту должность. Он считал, что беды в России происходят от того, что Екатерина о них не знает. Державин при докладах позволял себе ругаться. Екатерине надоело поведение Державина. Тот перестал ее прославлять, т.к. у него перестало это получаться. В 1793 году он был снят с должности секретаря, но после отставки он остался на высшей должности. Его последней должностью был министр юстиции. Тогда уже правил Александр I. В 1803 году он отправил Державина в отставку, но тот был награжден и поэтому стал богат. Он стал классиком. Он участвовал в торжественных мероприятиях. В 1815 году он присутствует в Царскосельском лицее, где он встречается с Пушкиным. Умирает в 1816 году.
Поэзия Державина.
Он разрушил Ломоносовскую оду. Державин сделал это не специально.
1) Есть общие идеи между Ломоносовым и Державиным. Державин писал торжественные оды. Ломоносов считал, что человек должен быть всегда гражданином, а Державин считал, что человек должен быть гражданином только на службе. В остальное время он мог делать что угодно.
2) У Державина в стихах было много бытовой конкретики. У него монарх был не только символом, он был и просто человеком. 1800 год – «Снегирь» - посвящается Суворову. Она называлась так, потому что у Державина был снегирь (по его словам). Державин дружил с Суворовым. Державин научил «снегиря» петь военную песню. Когда он, вернувшись с похорон, увидел снегиря, то тот пел марш. Это было несправедливо, т.к. Суворов уже умер. В «Снегире» Державин писал, что Суворов был человек со странностями. Он ездил на старой лошади, ел сухари и спал на соломе даже вне похода.
3) Державин сломал теорию трех штилей. Например, ода «Вельможа».
4) Он внес изменения в образ автора. Автор стал конкретным лицом.


«Фелица» - 1782 год.
Фелица – за год до публикации этой оды Екатерина написала сказку «О царевиче Хлоре». Хлор искал розу без шипов. Там была героиня Фелица (лат. Счастливая). Был отрицательный персонаж – Лентяг. Хлор нашел розу без шипов.
1. Фелица взята из этой сказки. Фелица – Екатерина. Державин описывает ее конкретные черты. Она любила гулять пешком. Мурза – сатирический образ (высмеиваются придворные). Например, высмеивает Потемкина. Ода написана от лица Мурзы, т.к. он был предок Державина. Он хочет стать хорошим, поэтому идет к Екатерине.

8) Основные этапы развития русской журналистики XVIII века.

1. Появилась первая русская газета – «Ведомость». Основал ее Петр I. 15 декабря 1702 года вышел указ о выходе газеты. 2 января 1703 года вышел первый номер. Он учитывал опыт своего отца Алексея. Куранты – рукописные книги (выдержки из иностранных газет). Они рассказывали о жизни на западе. Писались для царя. Петр I хотел сделать эту газету общедоступной. Он хотел сделать читателей союзниками в деле реформ. В этой газете не было больших статей. В основном там были краткие заметки. Писались они на маленьких листочках. В газете было написано об открытии новых школ, о повышении рождаемости, о том, что нашли полезные ископаемые, о том, что индийский царь подарил царю подарок, русские бьют шведов и т.п. Петр сам писал и редактировал газету. Стоила она одну копейку, но чаще ее раздавали просто бесплатно. Тираж был около 100 экземпляров, но ее не разбирали, т.к. почти все люди были безграмотными.
2. Появление первого российского журнала – «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Издавался при академии наук. Редактором являлся Г.Ф. Миллер – автор «Норманнской теории». В этом журнале печатались самые лучшие писатели 50-х годов. Журнал делился на несколько разделов. Там писалось практически обо всем, и Миллер старался его сделать не политическим. Власть не влияла на журнал. Там велась полемика.
Выпуск первого частного журнала – «Трудолюбивая пчела». Этот журнал издавал Сумароков только один 1759 год. Этот журнал ввел в русскую журналистику новую форму. Это был «моножурнал». Его писал сам Сумароков. Это был политический журнал. Там Сумароков критиковал придворных, которые занимались только личным обогащением.
3. Золотой век. Он длился 1769 год. Была сатирическая журналистика. Начало ей дала Екатерина II. Она выписывала много иностранных журналов, где писали, что в Англии и других странах были сатирические журналы. Екатерина хотела сделать так же и в России. Она хотела поставить очень жесткие рамки и объяснить, о чем можно писать, а о чем нельзя. 2 января 1769 года – «Всякая всячина». На обложке стояло имя одного из секретарей Екатерины. В первом номере была помещена статья о том, чтобы все литераторы следовали ее примеру и издавали сатирические журналы. Этот журнал являлся «бабушкой русских журналов». Появилось их 7, но они были сомнительного качества. Но один журнал составлял конкуренцию – «Трутень». Издавал его Н.И. Новиков. Этот журнал вел спор с Екатерининским о сатире. Екатерина II объясняла, что есть сатира, и призывала осмеивать не конкретных людей, власть и «хранить человеколюбие» («Улыбательная сатира»). Она подавала свои примеры. Новиков же предлагал сатиру социальную: направленную на конкретных людей. Целый год они соперничали. И 6 журналов присоединились к этому спору. В «Трутне» был поставлен крестьянский вопрос. Новиков писал, что они несчастны. Сатирическая журналистика начала выходить за рамки. Журнал закрыли вместе с другими сатирическими журналами.
4. 90-е годы – начало XIX века. Это время связано с Н.М. Карамзиным. Он издавал два журнала. 1791 – 1793 – «Московский журнал». Идея культурного сближения России с Европой. Было много переводов к западной культуре. Он был сентименталистом. Карамзин много писал в этот журнал, как и другие литераторы. Журнал был очень популярен.
1802 год – «Вестник Европы». Карамзин рано ушел из него, но тот был закрыт лишь в 1918 году. Журнал существовал 116 лет! Там сложилась система постоянных рубрик.

9) Классицизм как литературное направление.

Русская драматургия 18 века связана с таким литературным направлением, как классицизм.
1) Классицизм сложился во Франции еще в 16 – 17 веках, им пользовались многие страны. 18 век – угасание, но при этом он только появляется в России. 16 – 17 в. в Европе время абсолютизма. Монархия. Человек в государстве не имел никакого значения. Он – слуга государства. Слуга правителя.
2) В основе классицизма лежало учение «Рационализм» (Картезианство). Ratio (лат.) – разум. Основателем был французский философ Рене Декарт – Картезий (лат.). Таким образом он пытался доказать существование Бога. Доказательство – человеческий разум. Все человеческое общество устроено разумно (рационалистически). Классицисты считали так же. От этого происходит конфликт между страстью и разумом (чувством и долгом). Положительные герои подчинялись долгу. Отрицательные – эмоциям. Классицизм был подражательным (даже название – «Классика» - античная литература). Классицисты заимствовали построение произведений из античной литературы. Аристотель написал книгу «Поэтика» (совокупность правил по написанию произведений). Он сформулировал правила литературы. Классицисты на нее и ориентировались.
1. Правило трех единств. Это единства места, времени, действия. В античности не было возможности для смены декорации. Действие не могло длиться больше суток. Не было разницы между сценическим и обычным временем. В пьесе должен был быть один сюжет.
2. Была заимствована схема построения пьесы. Было пять частей. 1 – экспозиция; 2 – завязка конфликта; 3 – развитие действия; 4 – кульминация; 5 – развязка (еще часть неопределенной развязки входила в пятую – deux ex mahina – Бог из машины. В финале вмешивались высшие силы (государство)).
В русскую литературу классицизм вошел в XVIII веке, когда в других странах он увядал.
Классицизм – 1747 год. А.П. Сумароков написал два трактата:
«Эпистола о стихотворстве»
«Эпистола о русском языке»
Он был поэтом и журналистом – «певец дворянства». Он считал, что дворянские роды самые главные.
«Сатира о благородстве».
Он был противником Ломоносова. Сумароков считал, что надо писать ясно и просто. Являлся классиком средних жанров. Классицист – драматург. Его называли российским Расином.
Первая его пьеса была написана в 1747 году – «Хорев» (имена взяты из ПВЛ). Первая пьеса классицизма. Главный герой Кий и его брат Хорев. Есть девушка Оснельда. Она дочь правителя, которого убил Кий. Хорев влюблен в Оснельду, а Кий в этом видит измену брата и приказывает ее убить. Из-за этого Хорев кончает жизнь самоубийством, а Кий после этого очень сильно мучается.
Один канон отсутствует (единство времени). Она была поставлена на сцене школьного театра при Кадетском корпусе. Постановка была очень хорошая.
Сюжет комедий.
Набор ролей. Амплуа госпожи – обязательно девушка – дворянка должна была выйти замуж. Обычно на половину сирота. Ее растит отец, который хочет выдать ее за того, кого она не любит. Это амплуа глупого отца. У г-жи есть служанка – подружка (амплуа субретки). Она тоже хочет выйти замуж. Амплуа женихов – отрицательные женихи и один положительный, который нравится девушке (герой – любовник). Герой резонер – он не участвует в интриге (образ автора). Сюжет состоит в том, что глупый отец хочет выдать дочь за отрицательного жениха.
Катарсис (лат. Очищение через сострадание). В финале пьесы отрицательного героя должно быть жалко.
Говорящие фамилии – фамилия должна выражать характер героя.
Победа добра над злом.

10) Драматургическое творчество Фонвизина.

Фонвизин родился в Москве и был дворянином с немецкими корнями. Его называли фон Визен, а фамилию Фонвизин придумал Пушкин. Денис учился в гимназии при Московском университете. В 1761 году его произведения напечатали. Он был переводчиком с немецкого. «Басни нравоучительные с изъяснениями барона Гольдберга, перевел Денис фон Визен» - это был перевод датского писателя. Гольдберг был мыслитель. Свою учебу в Московском университете Фонвизину пришлось бросить. В 1762 году на трон вступает Екатерина II. На коронацию она приехала в Москву. При дворе нужен был переводчик. Им сделали Дениса. Он уехал в Петербург вместе с Екатериной. Там он очень быстро освоился. Иван Елагин был главным в кружке, в котором он познакомил Фонвизина с Лукиным. Фонвизин являлся сторонником теории склонений (Чтобы написать комедию надо было взять иностранную поэму, перевести ее, заменить имена на русские, а место действия перевести в Россию). В 1764 году он пишет пьесу «Корион». Он взял французскую пьесу и переделал ее на русский лад. Пьеса было достаточно слабая, т.к. Фонвизин плохо знал русские имена. Возлюбленную Кориона звали Зиновия. Пьеса была опубликована и поставлена. Фонвизин понял, что путем склонений русскую национальную комедию не напишешь. «Бригадир» - его вторая пьеса. 1769 год – скорее всего, это дата написания этого произведения. Бригадир – офицерский чин. В IXX веке его отменили. «Бригадир» стала русской национальной комедией. Эта пьеса стала причиной ссоры между Фонвизиным, Елагиным и Лукиным. Елагин запретил ставить эту пьесу на сцене и запретил ее опубликовывать. «Бригадир» был написан также по теории склонений. Сюжет про то, что две семьи любят друг друга, он взял из европейской драматургии. Там была русская проблематика. Главным объектом осмеяния был Иванушка. Галломания – подражание французскому в ущерб русскому национальному. Иванушка сравнивает жизнь во Франции и в России. Во Франции люди культурнее. Он находит единомышленницу в лице советницы. Проблема воспитания русского дворянства. Иванушку воспитывал француз. Так как эту пьесу запретили, Фонвизин устраивал публичные чтения. Он собирал большие аудитории. Читал ее при дворе Екатерины и самой императрице. Н.И. Панин стал его новым покровителем. Он был министром иностранных дел и воспитателем сына Екатерины – Павла. Он любил путешествовать и являлся очень образованным человеком. Он считал, что в России власть не правильная и не справедливая. Это страна монархии. Он хотел, чтобы Россия стала похожа на Англию. В конце 70–х годов он придумывает план: хочет уговорить отказаться Екатерине от престола в пользу Павла. И при нем дать подписать Павлу конституцию. Фонвизин пишет проект конституции. Екатерина была против всего этого. Конституцию сожгли. Под влиянием Панина Фонвизин пишет «Недоросль» - 1781 год. А в 1782 году Панин добился ее постановки. Был огромный успех. Например, Г. Потемкин сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь!». Фонвизин ушел со службы и решил стать литератором. В 1782 году он ушел со службы, а через год умер Панин. Он оказался лицом к лицу с Екатериной II, которая ему припомнила все. «Собеседник любителей русского слова» - это был официальный орган Российской академии. Это писательское объединение. Каждый писатель имел право печататься в этом журнале, но за ним лично следила государыня. Фонвизин написал туда «Вопросы, могущие возбудить в умных и честных людях особливое внимание». Екатерина ответила на эти вопросы. Фонвизин обрадовался, но после этого она наложила запрет на публикацию его сочинений. В театрах больше их не ставили. Фонвизин просился обратно на службу, но его не взяли. Ему стало не на что жить. Он тяжело заболел, был парализован и скончался в 1792 году в возрасте 47 лет. Если бы он не заболел, то его бы посадили в тюрьму.

11) «Недоросль» как русская национальная комедия.

Произведение «Недоросль» представляет собой комедию воспитания. Речь идет о воспитании русского дворянина. Недоросль – дворянин, не вступивший в службу. Вторая половина 18 века – Екатерина очень интересовалась судьбой дворян. Ребенок не самостоятельная личность. Он – копия своих родителей => Екатерина понимала, что большинство родителей грубые и жестокие. Детей надо было от них изолировать. Было построено много учебных заведений, где они жили. Было и здание для воспитания девочек. Фонвизин рассказывает о детях, которые воспитываются у родителей.
Митрофан (греч.) – похожий на мать.
1. Еремеевна – кормилица. От нее Митрофан получает психологию раба. Ради хозяев она готова на смерть и Митрофан становится такой же.
2. Простаков – раб своей жены.
3. Простакова – мать Митрофана. Она по своим взглядам жестокая тиранка. Это Митрофан перенял от нее.
4. Скотинин – Митрофан весь в дядюшку. Он тоже любит свиней. Скотинин – дворянин, не служащий отечеству. Он забыл о своим долге. Митрофан не хочет служить, а хочет заниматься собственными делами.
Митрофан не хочет ничему учиться. Напрасны старания учителей. Он считает лучшим учителем Вральмана. В нем практически нет человеческих качеств. Образ Митрофана жуткий.
«Недоросль» - пьеса классицизма. Очень многие каноны соблюдены.
1) Три единства – единства времени (2 дня) нет. Единство места соблюдено. Единства действия нет (любовный и социальный сюжет).
2) Любовный сюжет – традиционный. У Софьи нет ни отца, ни матери. Вместо отца – дядя. Нет субретки. Есть резонер – Стародум. Правдин – представитель власти. С ним связана развязка (бог из машины). Обычно появляется в конце, а тут он находится с самого начала. Есть катарсис (с Простаковой). Для классицизма характерно прямое столкновение добра и зла.

1. Госпожа Простакова (эгоистка) – Софья (живет долгом)
2. Милон (служит) – Митрофан (не служит и не учится)
3. Правдин (служит) – Скотинин (разводит свиней)
4. Стародум – резонер

12) Этапы развития русской прозы в 18 веке.

Русская проза имеет несколько этапов:
1. Конец 17 – 20-е годы 18 века – Зарождение прозы. Рукописная повесть. Эти повести переписывались в альбомы от руки. Каждый переписчик являлся соавтором. Дат не ставили. Произведения были анонимными. Идеи у повестей очень похожи. Главная идея – вера; неограниченные возможности человека. Писалось, что человек сам себе строит жизнь. До Петра I место каждого в обществе было известно. Теперь же выяснилось, что эту несправедливость можно преодолеть. Человек имел право стать выше по должности. Например, Меньшиков. Он был выходцем из простых крестьян. Рукописные повести были аморальны. В них говорилось, что человек, делая карьеру не должен думать о нравственности, а должен думать только о себе. Например, «История о российском матросе Василии Кореоцком и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Василий – бедный дворянин, который не думает о нравственности, а думает только о себе. Он женится на королевне и становится королем Флоренции. Мораль: всякий матрос при желании может стать королем. Петровская проза была рассчитана на определенный круг читателей. Их не читали аристократы, а читали мелкие и средние дворяне. Писались эти прозы тоже дворянами. В 30-х, 50-х годах проза вообще отсутствовала, т.к. в это время пришли новые идеи. Например, классицизм. Классицисты утверждали, что литература должна чему – то учить. Интерес к прозе угас.
2. 50 – 70 года – интерес к прозе вспыхивает вновь. Образованных людей стало больше, и для них потребовалась своя литература. Считалось, что служить государству должны дворяне. Проза возродилась, она начала публиковаться, появились авторы.
Ф.А. Эмин.
По натуре был авантюристом. Настоящее имя – Мухаммед. Родился и служил в Турции. Попадал в тюрьму, но сбежал. Ему легко давалось учить языки. Учил язык месяца за два. В начале 60-х принял православие и сменил имя. Стал российским подданным. Переехал в Петербург и быстро выучил русский язык. Перед ним встал финансовый вопрос. Преподавал иностранные языки, но денег это приносило мало. Стал писать, оказался очень талантливым: написал 20 романов; подружился с Новиковым. Участвовал в журналистике – издавал журнал «Адская почта». Там переписывались духи Ада, рассуждая о земных делах. Главный роман Эмина назывался «Непостоянная фортуна или похождения Миромонда». Это был во многом автобиографический роман. Главный герой – турецкий юноша, который ищет счастье. В финале женится на Египетской принцессе. Подробно описываются любовные переживания. Сентиментализм здесь затронулся впервые. Эмин был первым профессиональным литератором.

М.Д. Чулков.
Он был необычным писателем. По происхождению был бедным. Служил лакеем в Зимнем дворце. Он считал, что весь мир делится на богатых и бедных. Он есть в любом сословии. Он осуждал богатых, которые мешают бедным разбогатеть. В 1759 году издавал сатирический журнал «И то, и сё». Не участвовал в споре Новикова и Екатерины. Он считал, что там мало затрагивается тема богатых и бедных. В 70–х – самый популярный писатель из-за романа, вышедшего в 1773 году: «Пригожая повариха или похождения развратной женщины». Главную героиню звали Мартона. Она была вдовой унтер – офицера; мещанкой. Ей не на что было жить. Роман велся от первого лица. Там не было гражданских идей. Сумароков писал, что дворянин не должен читать прозу.

Проза до конца 18-ого века развивалась двумя путями: путь классицизма и путь прозы. Дворяне скептически относились к прозе. В 80-е годы начался третий этап: проза полноправная. Прозаики не писали стихов и драм, а те, кто писал стихи не писали прозу. В эти годы люди, которые писали что – то одно, начали писать и то, и другое.

13) Сентиментализм.
«Бедная Лиза» Карамзина, как произведение русского сентиментализма.

Сентиментализм – это литературное направление, основу которого составляет культ человеческих чувств. Существовал в недрах классицизма. В России он появился задолго до Карамзина. Образцом являлась книга Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Письма, как жанр, преследовали образовательную цель.
«Бедная Лиза» - 1792 год.
Когда эта повесть вышла, то она прославила Карамзина. Сентиментальные традиции. Повесть о любви. О влюбленных, которые социально не равны. Поразил образ крестьянки. До Карамзина сформировались стереотипы: 1) Крестьяне несчастны, им надо помогать. 2) Комическое описание. Комическая опера. Комедия, положенная на музыку (17-е годы). Отношения между крестьянами. Крестьяне грубы и не могут любить. М.И. Попов написал комическую оперу «Анюта». Филат борется за Анюту, а она его не любит. Из-за этого он ей угрожает. Анюта оказывается дворянкой. Лизу же никто не угнетает. Она является государственной крестьянкой. Крестьяне тоже имеют право любить. Знаменитая фраза: «И крестьянки любить умеют». Крестьяне тоже люди. Повесть сильно подействовала на дворян. Они поняли, что крестьяне такие же.
С жизнью реальных крестьян эта повесть ничего общего не имела. Имя «Лиза» традиционна для сентиментализма. Имя «Эраст» в Европе часто использовалось.

Это произведение является очень эротическим по тем временам.
Карамзин считал, что каждый образованный человек стремится к некоему идеалу. Эраст стремится найти идеальную платоническую любовь, но этой любви не случилось. Он хотел такой любви, которой не было у него до этого.

Кульминация: «где твоя невинность?»
Лиза стала одной из тех женщин, с которыми он раньше встречался. Лиза стала Эрасту неинтересна. На самом деле Эраст человек не плохой, и когда Лиза погибает, он считает себя убийцей.
Человеку свойственно стремиться к идеалу, но он никогда его не найдет.
Здесь присутствует сентиментализм. Речь о долге вообще не идет. Речь идет о чувствах. Карамзин создает эффект реальности событий. История рассказана автору Эрастом. Четкие указания места и времени. Карамзину удалось убедить читателей, что эта история на самом деле случилась. Из-за этого в пруду, в котором якобы утопилась Лиза, начали топиться молодые девушки. Там даже огородили этот пруд, чтобы этого не происходило. Карамзин в основном писал для женщин.

14) Языковая реформа Карамзина и полемика вокруг нее.
Архаисты и Карамзинисты.

Карамзина не устраивала теория трех штилей. Он считал, что писать надо языком разговорным. Тредиаковский считал так же. В его произведениях встречалось много ругательств. Карамзин же по-другому поставил вопрос. Разговорный язык – это не язык простого народа, а язык дворянского сословия. Т.к. Карамзин был женским писателем, то это язык женщин. Его язык прижился. Радищев считал совершенно по-другому. Человеку надо было создать языковые барьеры, чтобы тот перечитал и понял смысл. Карамзин не написал трактата по языку. Размышления есть в предисловиях и заметках. У языковой реформы Карамзина была вторая часть. Он считал, что необходимо обогащать язык иностранными словами. Русский язык был бедным, и его надо было обогащать. Карамзин был западником. Русский язык должен был стать европейским, а европейский – русским. Карамзин своей деятельностью ввел в Россию много новых слов. Например, натура, промышленность, вояж, влюбленность и т.п. Эта реформа внедрялась тяжело, особенно вторая часть. Она вызвала яростные споры по поводу заимствований. Патриотично ли использовать иностранные слова? Его обвиняли в том, что он не патриот. Его последователем являлся и Пушкин. Он писал в рамках Карамзина. Благодаря реформе Карамзина в Русском языковом обществе вспыхнула идея учить русский язык. Интерес к языку повысился. Обычно разговаривали на французском.
В 1807 году А.С. Шишков написал книгу: «О старом и новом слоге российского языка». Он пытался опровергнуть реформу Карамзина. Заимствовать не патриотично. Хотел убрать из русского языка иностранные слова и выражения, пользоваться их русскими синонимами. Если же синонимов нет, то пользоваться корнесловием. Например, армия – рать. Мнения разделились. На базе его книги в 1807 – 1808 году было организовано литературное общество «Беседа любителей русского слова». Туда входили в основном классицисты. Программа этой беседы состояла на патриотичность литературы. Задача литературы – воспитывать граждан. Это классицистические произведения. В этом обществе не было хороших писателей. У Карамзина тоже были сторонники. На почве защиты его реформ было создано общество «Арзамас». Общество объявило, что их организация не серьезная. Лидером являлся В.А. Жуковский. Там были сентименталисты и романтики. Друг с другом они общались по кличкам из баллад Жуковского (его называли Светлана; Пушкина – сверчок). Речи Жуковского были в стихах. Каждый читал упокойное слово обществу Шишкова. У них была и серьезная программа. Литература не должна быть патриотической. Она не должна никого воспитывать, а должна развлекать определенный круг друзей. Жуковский выпустил сборник своих стихов «Для немногих». Название стало девизом. Участников «Беседы» называли архаистами, а участников «Арзамаса» - карамзинистами (среди них было много хороших поэтов). «Арзамас» был сильнее «Беседы». Почитателей было больше. В 1817 году эти общества распались. «Беседа» умерла сама по себе. «Арзамас» же распался из-за того, что его хотели использовать декабристы. Несколько из них вступили в «Арзамас». Зазвучали революционные речи. Участники перестали интересоваться заседаниями. «Арзамас» умер. Но споры не прекратились. В начале 20-х годов появились молодые писатели - сторонники Шишкова. Эту группу называли младоархаистами. Например, Грибоедов, Павел Катенин (автор баллад. Спор с Жуковским). Жуковский переводил немецкие баллады. Катенин считал, что это не патриотично. Написал «Русские баллады». В. Кюхельбекер – был хорошим поэтом и теоретиком. В 1824 году написал «О направлении нашей поэзии, особенно лирическое, в последние десятилетие». Он призывал к возрождению патриотизма, и вернуться к Ломоносовской торжественной оде. Она даст новую жизнь поэзии. Этим был недоволен Пушкин. Доспорить литераторы не успели. 14 декабря 1825 года случилось восстание декабристов. Много писателей из обоих лагерей попали в тюрьму. У Николая I был свой взгляд на литературу. Он старался подавить любые ростки революции. Ему казалось, что одним устрашением на троне удержаться сложно. Должна быть сфера, которая уносит людей от реальной жизни, т.е. – литература. Властвует романтизм. Другие направления запрещены. Читая книги люди должны отдыхать душой. Николай I – 1825 – 1855. Все эти годы в России процветал романтизм. В итоге победили сторонники Карамзина. Был литературный протест «Натуральная школа», направленный против романтизма (конец 40-х годов).

15) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Основные идеи, вопрос о композиции.

За книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева арестовали. Хотели расстрелять, но отправили в ссылку в Сибирь. Павел его вернул в Россию, а Александр на службу. А.Н. Радищев родился в Саратове. Родители были дворянами. Учился в Пажеском корпусе, где дети учились и занимались придворной службой. Во время пугачевских восстаний его спасли крестьяне, именно поэтому ему удалось выжить. Был отправлен учиться в Германию. 1767 – 1771 – Лейбуикский университет. Учился на юриста. Изучал философию, историю, медицину. Когда попал в Сибирь, стал врачом. Стал служить юристом в армии. Когда вернулся из университета, начал писать. Познакомился с Новиковым. Помогал ему в издании сатирических журналов. Начал заниматься переводом европейских философов. Но ему очень быстро надоела служба, и он перешел на службу в камеру - коллегий. Радищев стал продвигаться по службе. Обрел покровителя – А.Р. Воронцова. Воронцов был братом Е.Р. Дашковой, которая была подругой Екатерины II, затем она стала президентом академии наук и предводителем Российской академии. Стала следить за образованием Радищева. 1790 – Радищев – управляющий Санкт – Петербуржской таможни. Не брал взяток, за что Екатерина наградила его орденом. Начал писать «Путешествие…». 1788 – произведение было закончено. Еще два года понадобилось для того, чтобы ее опубликовали. Печатал сам в домашней типографии. В мае 1790 года вышло 600 экземпляров этой книги. Эта книга прошла цензуру, вышла анонимно. Но при этом Радищев не делал секрета своего авторства. Один экземпляр отправил Державину, тот подумал, что Радищев хочет устроить бунт. Его арестовали, т.к. Екатерина видела пометки Державина, тоже написала свои комментарии. Радищева долго допрашивали, но тот отрицал идею создания бунта и говорил, что «русский народ книжек не читает». Начали думать, что его подговорили написать эту книгу, но доказать этого не сумели. Радищев полтора месяца ожидал смертной казни, но его отправили в ссылку в Иминск. Тираж публично сожгли. В ссылке жилось тяжело, там он работал врачом. В 1796 году умерла Екатерина. Павел разрешил Радищеву жить в своем имении под полицейским надзором. В 1801 году, когда на престол вступил Александр, Радищева оправдали и приняли на службу. Служил в комиссии для составления законов. К нему пришло общественное признание. Царь его уважал. «Путешествие…» прославилось. В этом же году вышло собрание сочинений. Время славы оказалось не долгим, т.к. в феврале 1802 года он покончил с собой. Отравился. Царский врач пытался его спасти, но не удалось. Под конец жизни он был психически не здоровым. Литературная деятельность: Радищев был сентименталистом. Об этом говорит книга «Путешествие…». В главе «Едрово» речь идет о крестьянской девушке, которая вышла замуж. Не обычен маршрут «Путешествия», т.к. путь проходит по России. Описывается все то, к чему привыкли русские дворяне. Описываются отношения между господами и крестьянами. Радищев – сторонник освобождения крестьян. В этом смысле книга резкая и она не могла понравиться власти. В основе лежит идеология Просвещения. Эта система была сформулирована в середине 18 века во Франции. Помогла в этом Великая французская революция. Теория естественных прав и общественного договора. Жан – Жак Руссо написал трактат «Об общественном договоре», который лег в основу книги Радищева. В нем было две части: учение об естественных правах и об общественном договоре. Руссо считал, что люди наделены правами, которые у них невозможно отнять: право на жизнь, на свободу и на частную собственность. Он считал, что золотой век человечества – это первобытный строй. Но по мере того, как росло население, и улучшалась их жизнь, происходило осложнение отношений между людьми. Прогресс погубил человека. Когда люди поняли, что они друг друга уничтожают, они заключили общественный договор. Возникло государство.
«Путешествие из Петербурга в Москву» - это книга о России конца 18 века. Она о бесчеловечности крепостного права. Радищев считал, что крепостное право нужно отменить и его отмени, но лишь в 1861 году.
Цель:
Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева». Она думала, что он хотел устроить революцию среди крестьян. Дашкова по поводу этой книги спорила с Екатериной и говорила, что он не революционер. Его цель – подготовить программу реформ сверху. Екатерина была за это. Обе точки зрения находят в тексте книги: самая резкая глава – «Зайцово». Повествование в этой главе ведет судья. Человеку должен быть полезен общественный договор, а если нет, то он не нужен. Если закон не защитил крестьянина, то крестьянин имеет право его нарушить, т.к. при этом он защищает свои права. Естественно, что это вызывает крестьянский бунт. Екатерину разозлила именно эта глава. В главе «Хотилов» речь идет о восстании Пугачева. Это Радищев оценивает отрицательно. Он сторонник реформ сверху («Спасская Полесть»). Царь – это тоже человек. «Хотилов» и «Выдропуск». Суть этих глав: проект в будущем. Смысл проектов – постепенная отмена крепостного права – Реформы. Екатерина и Дашкова не заметили третью идею («Тверь» - Ода Вольность – 22-ая Английская революция). С одной стороны, Кромвель казнил короля, т.е. поступил хорошо, но он стал диктатором, присвоил себе власть. Эта история для Радищева – модель любой революции. Правитель начинает тиранствовать, и народ его свергает, но после революции начинается гражданская война. История повторяется сначала. Это все не приводит к свободе, а приводит к появлению нового тирана. В конце оды появляется Бог.
Сложность книги в том, что эти три концепции высказывают разные герои. Путешественник часто с ними спорит. В главе «Зайцово» рассказ ведет господин Крестьянкин, но Путешественник не комментирует его рассказ. «Спасская полесть» - свой сон Путешественник считает просто бредом. «Хотилов» - Путешественник находит проект в будущем на постоялом дворе. Не существует того, что написано в проекте. «Тверь» - встречает проезжего, с которым он обедает. Тот читает ему свой стих. Этот стих Путешественнику не нравится. Не один из трех путей Путешественнику не нравится. «Ода Вольность» - это отдельное произведение. Там есть все взгляды Радищева. Автор «Оды» написал еще и «Слово о Ломоносове». «Слово…» и «Ода…» были написаны Радищевым до «Путешествия». «Слово» - это анализ деятельности Ломоносова. Радищеву в его деятельности нравится далеко не все. Он не считает его великим ученым и в стихотворстве Ломоносова Радищева не устраивает лесть царям, не устраивает отсутствие чувствительности и не нравится многословность. Но Ломоносов все - равно велик. Впервые Россия обретает слово, и Ломоносов подобен Богу. Радищев понимает, что Ломоносов не революционер. Он сказал, что «цель моя была прослыть писателем». Радищев писатель и поэтому имя Ломоносова свято. Радищев хочет показать возможные варианты будущего и заставить их задуматься. Эта книга о том, какова роль писателя в России. Он должен говорить правду.

16) Романтизм. Пути развития русского романтизма первой четверти 19 века.

Историко-литературная ситуация.
Русская литература 19 века связана с историей тех времен. Писатель в полной мере считал себя историческим деятелем. Великая французская революция – 1789 – (?)1795. Важна для литературы своей идеологией. Концепция богоданности власти. Любая власть назначается богом. Человек не может этого изменить, а в начале 19-ого века власть начали осуждать. Французская революция сформировала новое отношение к человеческой личности. Интерес вне сословий. Равенство. Новое отношение к человеку нанесло удар по классицизму. Новое литературное направление – романтизм. Конфликт между личностью и обществом. Возник в Германии. Тогда на месте Германии были княжества. Мечтали об объединении, но этого не произошло. Герой романтизма обычно проигрывает. Элегический романтизм (унылый, мистический). Им писали такие писатели как: Шиллер, Гете, Бюргер. Из русских, например, Жуковский. В 10-е годы 19 века возникло второе течение борьбы. Даже если у личности нет шансов, она должна бороться (свободолюбивый (гражданский) романтизм).
Д.Г. Байрон – английский писатель. В 20-е годы уехал в Грецию из парламента. Тогда там шла война.
Каждый поэт должен бороться за свободу.
В России Байрон был очень популярен. Существовала даже школа подражателей (главным был Пушкин). Эхо русского народа.
Рылеев – 1812 – война с Наполеоном.
Русские люди впервые почувствовали себя целостным народом. Общенациональная литература. Литература становится бессословной.
1813 – 1814 – походы.
Русские люди оказались за границей. Они получили возможность сравнить жизнь в России и в Европе. Жизнь в Европе оказалась лучше.
Жизнь во Франции была намного лучше, чем в России. Лишь в России существовало крепостное право. Людей унижали. Во Франции же существовал кодекс Наполеона. В России зреет недовольство. Люди ждут от Александра I отмены крепостного права, но этого не происходит. Революционная идеология. Люди заставляют армию свергнуть правителя. Создают тайные общества. Восстание декабристов не удалось. 14 декабря 1825 – восстание в Санкт-Петербурге. Оно подавлено. Александр I умирает. Детей у него не было, поэтому его брат Константин должен был занять трон. Он был женат на польской дворянке. Детей тоже не было. Отрекся от престола в пользу третьего брата – Николая. Несколько недель выясняли, кто будет править. Николай смог подавить восстание декабристов. Не довольно было практически все дворянство, литература политизирована. Перестают описывать любовь.

17) Классицистические и романтические традиции в «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

Грибоедов родился в Москве. Принадлежал знатному боярскому роду. Сначала учился дома, потом в пансионате при Московском университете. В 1806 году поступил в Московский университет. Через год заканчивает словесный факультет и поступает на юридический (заканчивает в 1810-м году). Поступает на математический факультет, но закончить его не успевает, т.к. в 1812 году начинается война. Идет служить, но в военных действиях участия не принимает. В 1814-м году война заканчивается и он уходит в отставку. Работает в министерстве Иностранных дел. Сначала живет в Петербурге и там пишет «Горе от ума». В 20-е годы его переводят чиновником в штаб Ермолова на Кавказ. У Грибоедова было много друзей декабристов. После восстания декабристов 14 декабря 1825 года его арестовали в подозрении участия. Просидел в тюрьме полгода. После этого он стал послом России в Иране (говорили, Персии). Загадка – это его смерть. Погиб в Тигиране. Там начался народный бунт. У правителя Ирана было 12 сыновей. Между ними шла борьба за власть. Затем они пошли на русское посольство и все послы погибли.
Грибоедов ориентировался на классицизм и на книгу Шишкова «О старом и новом слоге российского языка». «Горе от ума» - произведение классицизма с соблюдением канонов, но есть и отступления. Есть определенный набор амплуа. Чацкий одновременно является и резонером, и героем – любовником. Отступление: Софья любит отрицательного жениха и поэтому не выходит замуж. Композиция: вместо 5 действий 4. Нет развязки: нет катарсиса. Три единства: нет единства действия (сюжет любовный и социальный). Еще сам Сумароков отказался от единства действия. В этом произведении говорящие фамилии, но фамилия Чацкий не говорящая (раньше его фамилию писали как Чадский). Современники соотносили это фамилию как «настоящий человек» - Чаадаев. Есть некое отступление. Само название «Горе от ума» - это отступление, т.к. горе от ума не может быть, может только счастье. Речь: большинство героев говорили разговорным языком, но Чацкий разговаривает высоким штилем. По традиции комедия писалась прозой, а Грибоедов пишет ее стихами. Классицизм в IXX веке почти перестает существовать. Пьеса написана на стыке классицизма и романтизма. Конфликт не классицистический. Нет конфликта между чувством и долгом, конфликт между личностью и обществом. «Горе от ума» - классицистическая пьеса, написанная под сильным влиянием романтизма. Тема противостояния Петербурга и Москвы. Чацкий одинок в Москве, потому что все его единомышленники живут в Санкт-Петербурге. Поэтому он туда возвращается. Там живут люди, которые жаждут перемен.

18) Особенности конфликта в «Горе от ума».
Статья Гончарова «Мильон терзаний».
Чтение наизусть одного из монологов Чацкого.

Чацкий разделяет передовые взгляды эпохи: противник крепостного права, против подражаний. Чацкий ведет себя странно: приезжает к Софье с желанием посвататься, но при этом дерзит ее отцу и уезжает, ничего не сказав. У него странные монологи. Лотман предложил вариант, что Чацкий ведет себя так, потому что он декабрист. Он пытался это доказать. И приходит к выводу, что Декабристы были людьми действия. Проповедовали свои мысли. Для них главным была сама проповедь. Чацкий видит в Фамусове врага. В Софье же он видит единомышленницу. Лотман обращает внимание на сложность речей Чацкого. Тот говорит высоким стилем, т.е. говорит проповедь. Он является героем – резонером.
Фамусов по взглядам противоположен Чацкому. Это московский барин, который пытается противостоять новым идеям. Время правления Екатерины – золотой век для русского дворянства, т.к. дворяне могли не служить и просто жить на своих землях, владеть крестьянами и, минуя службу, добиваться чинов. Недаром Фамусов воспитывал Чацкого. Он тоже делит мир на своих и чужих. Чацкий не хочет жить по правилам Фамусова. Общая неприязнь подражанию иностранному. Но при этом Фамусов пускает их к себе домой => неискренняя неприязнь. У Чацкого тоже, т.к. он ездил учиться за границу.
И.А. Гончаров «Мильон терзаний».
… Комедия «Горе от ума» держится каким–то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкою живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда–нибудь и его черед.
… Например, у Пушкина гораздо больше прав на долговечность, нежели у Грибоедова. Их нельзя близко и ставить одного с другим. Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он занял собою всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников – взял себе в эпохе все, кроме того, что успел взять Грибоедов.
… Несмотря на гений Пушкина, передовые его герои, как герои его века, уже бледнеют и уходят в прошлое. Даже позднейшие герои века, например, лермонтовский Печорин, представляя, как и Онегин, свою эпоху, каменеют, однако, в неподвижности, как статуи на могилах, оставив по себе некоторые права на литературную память.
… «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленной жизнью. Критика не трогала комедию с однажды занятого ею места, как будто затрудняясь, куда ее поместить.
… Печатная критика всегда относилась с большею или меньшею строгостью только к сценическому исполнению пьесы, мало касаясь самой комедии или высказываясь в отрывочных, неполных и разноречивых отзывах. Решено раз всеми и навсегда, что комедия образцовое произведение – и на том все помирились. Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку. Вся пьеса представляется каким–то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт.

19) Мильон терзаний Чацкого.
Его поражение и победа в борьбе с миром Фамусова.
Чтение наизусть одного из монологов Чацкого.

В своем произведении Грибоедов затронул наиболее важные вопросы о воспитании, образовании, службе отечеству и гражданском долге дворянина; о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» с «веком минувшим», Чацкого и фамусовского общества. Отношения между людьми в доме Фамусова построены на лжи и лицемерии. Именно в такое общество и попал Чацкий. Чацкий ищет новые идеи и более современные формы жизни. Он разделяет передовые взгляды эпохи: противник крепостного права, против подражаний. Чацкий ведет себя странно: приезжает к Софье с желанием посвататься, но при этом дерзит ее отцу, так как не разделяет его взгляды и после этого уезжает, ничего не сказав.
В фамусовском обществе правят женщины. Консервативная среда московских дворян. С помощью несценических персонажей, о которых идет речь, но которые не появляются на протяжении всего текста, Грибоедов хотел показать, что в реальности у каждого из героев есть свои сторонники.
Молчалин является сторонником Фамусова – он умеет угождать: делает вид, что влюблен в Софью. Среди главных героев ему живется лучше всех. Он выпутался из этой истории и остался на службе.
Софья изменила Чацкому потому, что он уехал, и она за это на него обиделась. Пока его не было, она влюбилась в Молчалина. В конце она понимает, что он не такой уж и хороший, как она себе его представляла. Она объявляет Чацкого ненормальным вследствие обиды. Софья не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит обществу ее отца. Она оказывается среди «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.
В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с «московскими» невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешенными.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих «чудаком», «странным человеком», а потом – просто безумцем. Чацкий рвется к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам». Трагедия Чацкого – это трагедия «ума, алчущего познаний». Комедия дает Чацкому только «мильон терзаний». Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема.
По словам И.А. Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей... Чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и весь ум».

20) Защитники века минувшего в комедии «Горе от ума».
Чтение наизусть одного из монологов Фамусова.

П.А. Фамусов по взглядам противоположен Чацкому. Это московский боярин, который пытается противостоять новым идеям. Время правления Екатерины – это золотой век русского дворянства. Недаром Фамусов воспитывал Чацкого. Он, как и сам Чацкий, делит мир на своих и чужих. Чацкий же не хочет жить по правилам Фамусова. У них общая неприязнь ко всему иностранному.
Молчалин является сторонником Фамусова. Он умеет угождать.
В круг представителей «века минувшего» включаются:
Фамусов — глава богатого московского дома, который мечтает выдать удачно замуж дочь и получить пару орденов;
Скалозуб — груб и примитивен, но «золотой мешок, и метит в генералы». Его жизненное кредо:
...как истинный философ я сужу: мне только бы досталось в генералы.
Горичи — молодая светская дама и «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей»;
князья Тугоуховские с шестью дочками, не отличающимися друг от друга. Цель жизни княгини — удачно выдать их замуж, используя князя «на посылках» (будущее Горича);
графини Хрюмины (бабушка и внучка) — выживающая из ума старуха и озлобленная сплетница-внучка;
Загорецкий — вор и доносчик («при нем остерегись: переносить горазд, и в карты не садись: продаст»);
Хлестова — одна из тех, чей суд составляет «общественное мненье»;
Молчалин — Чацкий неспособен отнестись к нему и его «талантам» всерьез. А между тем это «жалчайшее созданье» не так уж безобидно. «Молчаливы блаженствуют на свете». Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти «ключ» к каждому влиятельному человеку, беспринципность, вся система нравственных ценностей делают его противником Чацкого. Молчалин малым не удовлетворится. Безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского «туза», получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал тайным женихом Софьи. Молчалин не остановится на достигнутом. Он страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только сам унижать, но и уничтожать.
В фамусовском обществе правят женщины. Консервативная среда московских дворян. Отношения между людьми в обществе Фамусова построены на лжи и лицемерии. Именно в такое общество и попал Чацкий.

21) Идеи и система персонажей в «Горе от ума».
Статья Ю.М. Лотмана «Декабрист в повседневной жизни».
Чтение наизусть одного из монологов главных героев.

А.А. Чацкий – сирота, родился в Москве. Его воспитывал Фамусов. Он служил, ездил учиться за границу. Любит Софью. Разделяет передовые взгляды эпохи: противник крепостного права, против подражаний. Чацкий ведет себя странно: приезжает к Софье с желанием посвататься, но при этом дерзит ее отцу, уезжает, ничего не сказав. Странность его монологов заметил еще Пушкин. Ю.М. Лотман был одним из главных деятелей семиотики. Последователи этой науки считали, что поведение каждого человека знаковое. Лотман предложил семиотику применять к литературе и попытаться выяснить социальную роль героя. Чацкий ведет себя так, потому что он декабрист. Лотман пытается это доказать. И приходит к выводу, что декабристы были людьми действия. Проповедовали свои мысли. Для них главным была проповедь. «Проповедник на балу». Лотман рассуждает о том, что у декабристов были друзья и враги. Чацкий видит в Фамусове врага. В Софье же - единомышленницу. Лотман обращает внимание на сложность речей Чацкого. Все разговаривают разговорным языком, а Чацкий говорит высоким штилем. Он «говорит, как пишет». Он говорит проповедь. Перед нами герой резонер.
П.А. Фамусов – по взглядам противоположен Чацкому. Это московский барин, который пытается противостоять новым идеям. Время правления Екатерины – золотой век русского дворянства. Недаром Фамусов воспитывал Чацкого. Он тоже делит мир на своих и чужих. Чацкий не хочет жить по правилам Фамусова. Общая неприязнь к иностранцам.
Молчалин – живет по заветам своего отца. По возрасту ровесник Чацкого. Но они совершенно не похожи. Молчалин умеет угождать – сторонник Фамусова. Делает вид, что влюблен в Софью. Среди главных героев ему живется лучше всех. Он выпутался из этой истории и остался на службе.
Софья – обыкновенная девушка, которая не думает о политике. Она хочет настоящей любви. В юности любила Чацкого, но потом она на него обиделась из-за того, что он уехал заграницу. Пока его не было, она влюбилась в Молчалина. В конце она понимает, что он не такой. Поэтому объявляет Чацкого ненормальным вследствие обиды.
Лиза – классический вариант субретки. Показывает отношение народа к спорам Чацкого и Фамусова. Ей больше нравится Чацкий. Она ненавидит Молчалина. Живет согласно народной мудрости. Предана своим хозяевам. Любит буфетчика Петрушу. Она - дворовая девушка.
Второстепенные герои (гости на балу у Фамусова). Фамусовское общество. Там правят женщины. Консервативная среда московских дворян.
Репетилов – декабрист. Злая пародия на декабристов. На тайных собраниях собираются бездельники. Он поддерживает сплетни о Чацком, что он сумасшедший.
Несценические персонажи:
Герои, о которых говориться, но они не участвуют в главном действии.
Самая большая группа у Фамусова. Есть свой круг и у Чацкого. Например, брат Скалозуба; Петр, ученый, профессора педагогического института.
У Молчалина – его отец.
У Лизы – буфетчик Петруша.
У Репетилова их тоже много. У Софьи же нет никого.
Грибоедов хотел раздвинуть рамки текста и показать, что в реальности у каждого из героев есть сторонники.
Ю.М. Лотман «Декабрист в повседневной жизни».
Мы ощущаем Чацкого, как декабриста. Однако он ведь не показан нам на заседании «секретнейшего союза» - мы видим его в бытовом окружении, в московском барском доме. Несколько фраз в монологах Чацкого, характеризующих его как врага рабства и невежества, конечно существенны для нашего толкования, но не менее важна его манера держать себя и говорить. Именно по поведению Чацкого в доме Фамусовых, по его отказу от определенного типа бытового поведения он безошибочно определяется Фамусовыми как «опасный человек».
Чацкий с позиции декабриста упрекает Репетилова в пустословии. Но он и сам не уберегся от такого упрека со стороны Пушкина: «Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову, Скалозубу? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело». Декабрист своим поведением отличал иерархичность и стилевое многообразие поступка. Прежде всего, отменялось различие между устной и письменной речью: высокая упорядоченность, синтаксическая завершенность письменной речи переносилось в устное употребление. Фамусов имел основание сказать, что Чацкий «говорит, как пишет». В данном случае не только поговорка, речь Чацкого резко отличается от слов персонажей именно своей книжностью.
Н.В. Нечкина говорила, что «Чацкий – главное лицо. Автор вывел его с любовью и, по мнению автора, в Чацком все достоинства и нет порока».

Вложение: 3586469_Biletuy.doc