Представьте себе, что Вы проснулись, пошли на работу и весь день для Вас прошёл точно также, как и все другие дни, разве только вечером Вы поспешите не к себе домой и не в бар, чтобы там повеселиться с друзьями, а на концерт. Какова возможность того, что этот концерт изменит жизнь всего человечества? Думаю это сложно представить и уверена, что 29 лет назад, в один из мартовских вечеров люди, спешившие на концерт, посвящённый 25-летию Motown, тоже не задумались об этом. Однако то, что они увидели в этот вечер превзошло все их мыслимые и немыслимые ожидания. Этот концерт, словно вихрь увлёк их куда-то, о чём они даже и не предполагали, что такое возможно. Возвращаясь домой в этот вечер, все участники этого необыкновенного события наверняка были взволнованы и уже предчувствовали, что на этом представление ещё не закончилось. Но я уверена, что даже в самых безумных фантазиях тогда ещё не возникла мысль о том, что этот день станет решающим в истории всего человечества. Потому что пройдёт совсем немного времени и 16 мая 1983 года этот концерт покажут по телевидению. Что произойдёт потом....Думаю лучше меня об этом расскажут очевидцы.
"Вечером 25 марта 1983 года в плохо подогнанном смокинге, на машине эконом-класса – и то и другое было взято на прокат – я приехал в Pasadena Civic Auditorium на съемки передачи NBC "Motown 25: Yesterday, Today, Forever". Чего запись выступления Джексона (под фонограмму, как ни грустно, хотя уж он-то умел петь вживую во время танца) не может достоверно передать – так это того, что происходило в зрительном зале: натуральный хаос.
То, что теперь кажется рутиной, тогда сработало как заклинание: такого Майкла Джексона мы не видели никогда. Даже его собственные братья, исполнив вместе с ним попурри в честь воссоединения, смотрели на это из-за кулис впервые. Майкл, как гласит история, придумал свое выступление за день до этого.
Если вы были фанатом Джексона, вы радовались, что он вернулся. Если вы были фанатом Джексона и при этом черным, вас смывало волной культурной гордости уже не просто за поп-музыку, а сразу за всю историю Америки. Те пять минут, что Джексон провел на сцене, как-то разом возвысили всю расу – уж во всяком случае, подняли на ноги весь зал Pasadena Civic, где после окончания выступления Джексона концерт вынуждены были прервать, дабы дать возможность съемочной группе и зрителям придти в себя: мужчинам – пригладить галстуки, а женщинам – поправить парики.
Было похоже, будто Джексон бросил бомбу на это место и ушел, оставив нас разбираться с эмоциональными последствиями. «Леди и джентльмены, – умолял угрюмый мужской голос через динамики. – Пожалуйста, займите свои места, нам нужно продолжить запись шоу. Пожалуйста…» Люди смахивали с глаз слезы, обнимались друг с другом и давали пять незнакомцам. Выступление? Да мы только что наблюдали коронацию!
Вскоре порядок был восстановлен. Мы вежливо досмотрели остаток шоу, хотя наше коллективное сознание так и застряло на Джексоне.
Майкл рассказывал, что поначалу, уйдя со сцены, он был недоволен своим выступлением. Он-то планировал, встав на носочки, так и остаться стоять на них на веки вечные. И хорошо, что у его не получилось – зрители бы этого не пережили. Они и так чуть с ума не сошли, когда после концерта он появился на вечеринке, устроенной через дорогу в торговом центре, который Motown превратила в огромный диско-клуб.
В то время как охрана Джексона протискивала его через толпу возбужденных доброжелателей, Tops, Tempts, Supremes и прочие знаменитости проталкивались к нему навстречу так, будто сами не были легендами, создавшими вдохновившую его музыку. Началась давка. Телохранителям Джексона не оставалось ничего иного, как вытолкать его из клуба обратно к лимузину у входа.
Тем из нас, кому повезло присутствовать на записи, пришлось неделями ждать, пока шоу выйдет на ТВ. Покажется ли выступление Джексона столь же сногсшибательным, как в нашем бессвязном восторженном бреду, всем тем, кто будет смотреть его в записи? Как оказалось, да, и даже самим Джексонам. Рэбби Джексон рассказала мне, что, когда шоу показывали по телевизору, они записали его на кассету, как обычные американские зрители. На следующий день друзья, артисты и всяческие сановники звонили, присылали цветы и передавали свои комплименты, признавая тем самым, что мир-таки накренился. «Люди приходили к воротам Hayvenhurst (дома Джексонов в Энсино) весь день, – рассказывала она. – Как если бы кто-то женился или вернулся из роддома с ребенком. Мы проигрывали эту кассету снова и снова целый день, пока она не сломалась».
А на следующий день после премьеры "Motown 25" розничный рынок взорвался. На пике своей выдающейся истории продаж альбом расходился в Америке по полмиллиона копий в неделю. Учитывая, что в одном только Лос-Анджелесе было продано более миллиона копий, "Thriller" вполне заслуживал собственный почтовый индекс. Уже через годы Куинси Джонс поведал мне по секрету, что в какой-то момент все это начало его пугать:
«Сначала я молился, чтобы он хорошо продавался, – потом мне захотелось, чтобы он перестал продаваться, – рассказывал он. – Альбом стал слишком велик. Я боялся, что он затмит всю мою карьеру и будет единственным, что люди запомнят». Из-за этого Джонс, по его словам, даже пережил небольшой нервный срыв и вынужден был поправлять здоровье в тропиках, оставив Джексона и инженера Брюса Сведена начинать "Bad" без него. При всем уважении Кунси, я бы не отказался испытать срыв на такой почве. […]
Поговаривают о том, что Майкл Джексон вернется. Вернется с чем – с левитацией? Возвращения – это же для смертных. Будучи Майклом Джексоном, не возвращаются. Майкл Джексон просто есть. Он сам себе мировая культура, сам себе музыкальный символ. Вернуться, чтобы делать что? Он все уже сделал. Майкл Джексон альбомом "Thriller" навсегда запечатлен во времени. Теперь он просто Майкл Джексон!"
Стивен Айвори, 2007 год.
Наверное этого было бы более, чем достаточно, но есть ещё один рассказ свидетеля событий тех дней и я не могла пройти мимо и не поделиться и им с Вами.
"25 марта 1983 года Motown устроил сам себе поздравление с юбилеем в виде концерта в несколько актов, деньги от которого шли на борьбу с заболеванием крови. Motown в то время находился в довольно тяжелом положении: многие громкие имена, включая Джексонов, Дайану Росс и Марвина Гэя, покинули компанию. Перед началом шоу было много догадок о том, кто же появится на сцене. В основном любопытствовали по поводу Джексона – его новый альбом "Thriller", записанный с конкурирующим лейблом, держался на вершинах хит-парадов, и было непонятно, захочет ли музыкант отдать должное основателю Motown Берри Горди, сделавшему популярной группу Jackson 5.
Как обычно бывает с неожиданными историческими моментами, этот момент был обрамлен серостью. Шоу проходило в Pasadena Civic Auditorium – помещении с глухой акустикой, плохо подходящем для концертов. Мне каким-то образом досталось место на полу, довольно близко: где-то в 30-ом ряду, но сильно правее центра сцены. Так как шоу записывали для телевидения, было много остановок и повторных дублей – вечер растянулся на четыре с лишним часа. Зал был полон степенных, прилично одетых работников индустрии, от которых не приходилось ждать большого энтузиазма.
Примерно в середине мероприятия на сцену выскочили Jackson 5 в оригинальном составе, включая – да-да – Майкла. Я, помню, еще удивился, какой он был высокий. Они спели четыре старые песни, потом остальные Джексоны ушли, а Майкл очень по-элвисовски раздал в зал свои «спасибо, спасибо» и сказал, что ему нравятся старые песни, но по-настоящему он любит новые. Последовала пауза. Из-за кулис выбежал помощник и передал ему шляпу; Майкл прошелся по сцене в направлении меня и принял позу с отчетливым силуэтом, в то время как ударные отбивали столь известное нынче вступление к "Billie Jean".
Зал взорвался. Я весьма искушен в вопросах реакций толпы, но это было что-то особенное. Даже не рев – скорее это походило на звук пронзительных криков с разных концов зала, как будто всех зрителей одновременно сильно напугали. На пару рядов впереди меня две женщины вцепились друг в друга яростно, практически мертвой хваткой, при этом вперив взоры в сцену, как будто бессознательно пытались ухватиться за текущий момент еще сильнее, чем друг за друга.
Как ни странно, через 15 секунд после начала представления шум толпы стих. Все с головой погрузились в выступление. Думаю, мы все были очарованы этим новым взрослым Джексоном, полностью контролирующим свой артистизм. Его фальцет, может быть, и остался неизменным, но в остальном он был для нас совершенно незнакомым явлением.
Ключевым элементом представления был танец. Никогда до этого я не думал о Майкле Джексоне как о взрослом артисте. Его высокий рост и худоба подчеркивали острые как бритва движения и позы, каждую из которых он принимал лишь на долю секунды, так что мир едва успевал его в себя впитывать. Та первая лунная походка вызвала новую волну криков – и неудивительно, что позже в фойе люди пытались и не могли повторить это движение.
После того, как песня закончилась и Джексон ушел, объявили перерыв перед следующим актом. Когда я выходил из уборной, мимо меня прошли какие-то прилизанные парни и я услышал обрывок их разговора. Джексон был «как никто теперь».
Кристофер Смит, 27 июня, 2009.
Перевод: morinen
Источники:
http://mj-ru.livejournal.com/92871.html
http://www.mjfanclub.net/home/index.php?option=com...eeing-motown-25-live&Itemid=82