
Вот и сделало полный оборот Колесо Года и замерло ровно на три дня. Три дня небытия мира, когда не существует границ между тремя мирами: миром людей, миром богов и миром мертвых.
Боги приходят в мир людей, чтобы проверить, не нарушены ли гейсы (особые запреты, данные каждому человеку богами через жрецов, чтобы уравновесить дары богов). Наши мертвые предки приходят, чтобы разделить с нами наш пир. Мы ощущаем незримую поддержку рода, будто сила всех предков вырастает за спинами живых людей, чтобы уберечь любимое чадо от гнева богов и сил зла, которые тоже вырываются в эти дни, и, особенно, ночи из своих темных закоулков. Приходят за своими жертвами неотмщенные духи. Из полых холмов выходят сиды (волшебный маленький народец, достаточно зловредный по отношению к людям, который также называют феями).
Особенно же резвятся жители "пограничного мира" - славяне называли его миром Кромки. Это тонкая грань, где существуют заблудшие души и разные сущности, которые могут при определенных обстоятельствах проявляться в мире людей. Например, к миру кромки относятся привидения, лешие, домовые, упыри, а также в мир кромки могут сходить ведьмы. В дни Самайна все они получают краткий "отпуск" и могут свободно гулять среди людей. Причем, многие принимают настолько правдоподобную внешность, что отличить их от обычного человека невозможно.

Долг каждого в эту ночь - поминать своих умерших предков, а также оставлять жертвы для тех, кого поминать некому. В Самайн пекут особые поминальные хлебцы из овсяной муки. А в нас, славян, принято поминать усопших блинами. Для того, чтобы очиститься огнем, разводят два высоких костра и люди проходят между ними, чтобы доказать, что они люди, а не духи, принявшие человеческий облик. Это также самый простой и действенный способ освободиться от присосавшихся и оседлавших нас существ кромки, которые тянут из нас силы, награждают болезнями, отпугивают удачу и всячески вредят. Обычно насылают этих полуразумных существ ведьмы и просто завистники, однако, люди своими неправедными поступками, нарушающую Правду Богов, могут "подцепить" своих мучителей самостоятельно. Пройдя между двух высоких костров в ночь Самайна мы как бы выходим из тьмы на свет - в мир людей через пылающие врата миров и очищаемся через этот огонь.

Самайн - это конец предыдущего года и начало следующего. Есть очень простой и могущественный ритуал очистки огнем, который может сделать каждый у себя дома - для этого не надо разжигать костер, не нужно ничего, кроме свечи (желательно все же, чтобы это была магическая свеча, но подойдет и простая восковая), листка бумаги, ручки и спичек. Напишите на листке бумаги все то плохое, что было в ушедшем году (тщательно вспоминайте, чтобы ничего не осталось на будущих год). Зажгите свечу спичкой (должен быть живой огонь, в идеале - добытый трением - зажигалка тут не подойдет). Можете сказать что-нибудь вроде "Оставляю все горе и все беды, все неприятности и неудачи в прошлом, в будущее иду с надеждой и радостью". Зажгите листок со всем плохим от пламени свечи и наблюдайте, как, корчась в пламени, уходит все злое, плохое, обидное из вашей жизни, как душа освободжается от тяжести, на смену которой приходит освобождение, светлая печать, а затем надежда и оптимизм.

Несмотря на то, что Самайн - праздник поминовения мертвых, празднуют его весело, а с мертвыми разговаривают и пируют как с живыми, веселят их души песнями, танцами, веселым смехом.
В самайн принято зажигать огни - костры, свечи, фонарики - все, что способно разогнать мрачную темень непроглядной ночи безвремения.
В Самайн можно узнать свое будущее. Лучше всего гадать на рунах, но и другие способы гаданий дадут самые верные результаты. В ночь Самайна заговаривают обереги, снимают ("сжигают") порчу, избавляются от сглазов и других негативных воздействий.