-ћузыка

 -–убрики

 -÷итатник

»ерусалим. ƒва художника: ¬.ƒ. ѕоленов и  .». √орбатов. - (0)

»ерусалим. ƒва художника: ¬.ƒ. ѕоленов и  .». √орбатов. »нтересно взгл€нуть на »ерусалим и окрест...

ј¬—“–ќ-√≈–ћјЌ— »… ’”ƒќ∆Ќ» -—»ћ¬ќЋ»—“ јЋќ»—  ќЋ№Ѕ / ALOIS KOLB (1875-1942) - (0)

ј¬—“–ќ-√≈–ћјЌ— »… ’”ƒќ∆Ќ» -—»ћ¬ќЋ»—“ јЋќ»—  ќЋ№Ѕ / ALOIS KOLB (1875-1942) јлоис  ольб (1875-194...

–ассмотреть Ѕрейгел€ поближе (на сайте галереи много картин в максимальном приближении) - (0)

–ассмотреть Ѕрейгел€ поближе (на сайте галереи много картин в максимальном приближении) ...

художник √алина јлександровна ћакавеева. - (0)

художник √алина јлександровна ћакавеева.       ...

 ак быстро сн€ть усталость глаз: 10 способов - (0)

 ак быстро сн€ть усталость глаз: 10 способов https://narodmed.temaretik.com/1518138227232082026/k...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в MatyldaBelaya

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 53) —тарое_фото ÷арство_ улинарии –ецепты_домохоз€ек  луб_мастериц ¬опросы_Ѕатюшке про_искусство ќтвет_на_вопрос Ѕарахолка_лирушника Live_Memory Ќеобычные_пам€тники „итальный_зал ƒом_ укол ¬осток-«апад-—евер-ёг јудиокниги ћо€_кулинарна€_книга _¬_»_Ќ_“_ј_∆_ ¬етеринарный_кабинет  ”Ћ»Ќј–Ќјя_ѕјЋ»“–ј Ёто_волшебное_ѕЋј“№≈ —ообщество_“ворческих_Ћюдей –адуга_женственности ¬€жем_спицами_и_крючком ’о„уЌића√” _—“–јЌј_„”ƒ≈—_ »стори€_и_культура ”сы_лапы_и_хвост ќ—≈Ќ№_и_«»ћј »нтерьер  ошколюбам  омиссар_–екс  нижный_Ѕ”ћ _»тали€_ культ_кино A_Propos Al_America Andrey_Tarkovskiy Art_Deco_style Camelot_Club Decor_Rospis Geo_club inspired_by_beauty ѕрогулки_по_планете  отомани€ Make_up Pour_l_amour_de_l_art master-klass –ецепты_приготовлени€ Ќеизвестна€_ѕланета  луб_ расоты_и_«доровь€ я_-_ћј—“≈–»÷ј »— ”——“¬ќбез√–јЌ»÷ »скусство_звука OSINKA_CLUB
„итатель сообществ (¬сего в списке: 13) ƒамские_хитрости AbhaziaTrip ј–“_ј–“ель ћода_и_стиль_с_—условым ќбитель_“ьмы Delirium_skill eau_de_source Fashion_TIME_JM ’олистика  ино-¬идео-Ќа-Ћиру Wandelhalle This_is_Erotic ќ_—амом_»нтересном

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 31.03.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 29986


»саак »льич Ћевитан (1860-1900)

ѕонедельник, 23 ќкт€бр€ 2017 г. 12:11 + в цитатник
÷итата сообщени€ Anna_Livia »саак »льич Ћевитан (1860-1900)

18 августа 1860 в интеллигентной еврейской семье, жившей на западной окраине –оссии, вблизи пограничного пункта ¬ержболово, родилс€ второй сын, названный родител€ми »саак. ќтец будущего художника имел образование раввинского училища, но не смог добитьс€ успеха на этом поприще и служил на разных незначительных должност€х российской железной дороги. ѕыта€сь устроитьс€ получше, семь€ все врем€ кочевала по железнодорожным станци€м, что не приносило никакого положительного результата.

Ѕела€ сирень. 1895.




 ак вспоминал сам художник, с каждым годом, с каждым новым местом, жизнь становилась все т€желее. ѕыта€сь исправить бедственное положение семьи, отец занималс€ самообразованием и в остававшеес€ от работы врем€ изучал французский и немецкий €зыки. ¬ таких услови€х, на переподготовку ушли годы кропотливого труда.

ѕрименение своим новым знани€м »ль€ Ћевитан нашЄл, когда по заказу русского правительства французска€ строительна€ компани€ начала закладку в местечке  овио железнодорожного моста через реку Ќеман. Ќа эту стройку и устроилс€ отец семейства Ћевитанов переводчиком. ќднако денег это ему почти не приносило. ƒаже стара€сь давать частные уроки иностранного €зыка дет€м богатых родителей, »ль€ не имел средств, чтобы отправить своих двоих детей в начальную школу. ≈му пришлось обучать их самосто€тельно.

ќдуванчики. 1889.


¬ семье Ћевитанов было два старших сына и две дочери. ѕосто€нное полунищенское существование и попытки отца вывести сыновей в люди заставили их в конце 1860-х перебратьс€ в ћоскву.

“ем не менее, даже здесь »лье Ћевитану не удалось найти никакой посто€нной должности. ќн так и перебивалс€ частными уроками иностранных €зыков, пока все семейство ютилось в тесной маленькой квартирке на краю города.

’олодное и убогое жилье, расположенное под самой крышей здани€ на четвертом этаже, имело одно преимущество Ц из его высоких окон открывалс€ потр€сающий вид на город. «десь восход занималс€ раньше, а закат горел дольше. Ёто и было единственной отдушиной дл€ поэтически - созерцательной натуры будущего художника в его унылой и полуголодной жизни.

јвтопортрет. 1880-е гг.


—пособности к рисованию рано про€вились у обоих сыновей Ћевитана. ћальчики всегда с большой радостью и азартом вместе рисовали и лепили. ќтец семейства со снисхождением относилс€ к их совместному увлечению и отправил в 1870 году своего старшего сына јвел€ в ћосковское училище живописи и зодчества. — этого момента »саак стал посто€нным спутником брата, он всегда сопровождал его на пленэр.
 огда подошел возраст, »саак Ћевитан и сам поступил в то же учебное заведение.

ƒуб. 1880.


¬ то врем€ в ћ”∆¬»«е среди студентов преобладали дети малоимущих, кресть€н и ремесленников. Ќо даже здесь, где трудно было удивить кого-то бедностью, семь€ Ћевитанов стала отдельной темой насмешек. Ётому способствовали и застенчивость, и скрытность юношей, котора€ ещЄ больше раззадоривала студентов. ѕричем, положение мальчиков только ухудшалось, после смерти их матери в 1875 году, казалось, жить стало почти невозможно.

¬ своих воспоминани€х художник рассказывал, что часто ему просто некуда было идти после зан€тий. ќн пыталс€ спр€татьс€ в классе от ночного сторожа за мольбертами или портьерами, чтобы переночевать в тепле. Ќо гораздо чаще Ћевитана выставл€ли на улицу, и ему приходилось мерзнуть на лавочке или всю ночь бродить по безлюдному городу.

Ѕульвар зимой. 1883.


„ерез два года такой бесприютной жизни юноша, вместе со своим отцом, попал в больницу. ƒиагноз у обоих был страшный - брюшной тиф. ћолодость помогла »сааку выжить и даже вернутьс€ к учебе, а вот »ль€ Ћевитан скончалс€ на больничной койке. ѕосле смерти отца, дети окончательно лишись каких-либо средств к существованию. ќни больше не имели никакой возможности вносить даже ту мизерную плату, котора€ была установлена в училище.

» вот здесь, »сааку впервые в жизни повезло Ц ему попались прекрасные учител€. ћальчик с самого начала обучени€ оказалс€ в натурном классе, в котором преподавал ¬асилий √ригорьевич ѕеров. »звестный Ђпередвижникї открыто объ€вл€л себ€ гласом всех обездоленных, оскорбленных и страдающих. ј когда он практически возглавил училище, в это здание на ћ€сницкой, знаменитое своим масонским прошлым, ворвалась вс€ талантлива€ московска€ молодежь.

Ћесные фиалки и незабудки. 1889.


Ќо, надо признать, что юный Ћевитан брал своих педагогов не только жалостью. ѕопечительский совет избавил его от необходимости вносить плату за обучение и даже рекомендовал его дл€ получени€ стипендии кн€з€ ƒолгорукова, генерал-губернатора ћосквы, вовсе не из человеколюби€, а потому, что трудолюбие, наблюдательность и поэтичность натуры молодого художника, заинтересовали руководител€ пейзажной мастерской, художника јлексе€  ондратьевича —аврасова. ¬печатлЄнный пейзажами юноши, он практически переманил его в свой класс.

ѕереживший всю боль и страдани€ нишей голодной жизни и смерти родителей, »саак смог сохранить душевную чистоту и чуткость. ќказавшись в классе —аврасова, он всем нутром восприн€л самое главное наставление любимого учител€: Ђ.. .пишите, изучайте, но главное Ч чувствуйте!ї.

Ћетний вечер. –ека. 1890.


¬от это редкое умение чувствовать природу довольно рано принесло живописцу первые плоды. Ќа ученической выставке его работа Ђќсенний день. —окольникиї (1879 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква) не просто была замечена и оценена зрител€ми, но и заинтересовала самого ѕавла ћихайловича “реть€кова, знаменитого знатока искусства и коллекционера, считавшего главным в живописи не столько красоту, сколько поэзию, правду души.

ќсенний день. —окольники. 1879.


јлле€ пустынного парка, усыпанна€ опавшими листь€ми и женска€ фигурка, одета€ в черное навевают печальное чувство осеннего ув€дани€, сожалени€ о прошедшем и одиночества. ярко-желтые молодые деревца, пестр€щие вдоль плавно изгибающейс€ аллеи, резко контрастируют с хмурым хвойным лесом. ѕрекрасно написаны облака, плывущие по пасмурному небу, которые создают атмосферу сырой холодной погоды, и совершенно превосходно выписана разноцветна€ осенн€€ листва.

Ќаписанна€ в 1880 году картина Ђќсень. ќхотникї (“верска€ областна€ картинна€ галере€), схожа по настроению с предыдущей. Ѕлагодар€ аналогичному композиционному построению с резким перспективным сокращением, оба произведени€ имеют глубину и пространство. “олько хаотично усе€нна€ опавшими желтыми листь€ми тропинка, по которой вдалеке идет охотник, сопровождаемый собакой, придает этой картине немного более мажорное звучание.

ќсень. ќхотник. 1880.


 артины Ћевитана, отличающиес€ спокойным повествовательным характером, читаютс€, как литературные произведени€. ƒве его студенческие работы смогли выразить эту редкую черту, ставшую отличительной особенностью всех последующих пейзажей живописца.

¬скоре у Ћевитана наступила полоса новых трудностей. ≈го более или менее усто€вшеес€ положение вновь было нарушено. —овет профессоров училища неожиданно уволил любимого педагога »саака - —аврасова, и молодые пейзажисты остались без мастера.

Ёто было в 1882, когда юный художник уже закончил одно из лучших своих произведений - Ђ¬есна в лесуї (√осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква). ѕолотно с удивительной легкостью передает состо€ние робкого пробуждени€ природы от зимней сп€чки. ѕерва€ зелень травы около спокойного ручь€ и только показавшиес€ на ветв€х деревьев листочки создают поэтическую и умиротворенную атмосферу. “онкие стебли и ветки деревьев, склон€ющиес€ с обеих сторон над водой, образуют тенистое пространство, удивительно точно предающее дыхание леса.

¬есна в лесу. 1882.


ёный живописец пыталс€ сохранить теплые отношени€ с уволенным преподавателем. ¬ыбира€ дни, когда —аврасов, пересилив пагубную т€гу к спиртному, бралс€ за кисть, »саак приносил и показывал ему свои работы.

ѕрошло немного времени и ученикам представили их нового педагога. ¬ ћ”∆¬»« пришел талантливый художник ¬асилий ƒмитриевич ѕоленов, который не только привнес сюда своЄ видение натуры, но и вселил в студентов воодушевление и оптимизм. —упруга ѕоленова была родственницей богатого промышленника и известного мецената —аввы »вановича ћамонтова. »ногда ¬асилий ƒмитриевич, направл€€сь в его усадьбу јбрамцево, где мечтала побывать вс€ художественна€ элита ћосквы, брал с собой своих самых талантливых учеников.

јбрамцево. 1880-е гг.


ќднажды ими оказались  онстантин  оровин и »саак Ћевитан. ¬есела€ творческа€ атмосфера богатой усадьбы и благожелательное отношение к талантам поразили молодых художников. ћамонтов, который был великолепным певцом и страстным поклонником оперы, устраивал грандиозные домашние спектакли. ≈го мечтой было создание собственного музыкального театра.

»менно дружеские отношени€ с Ђ—аввой ¬еликолепнымї позже дали Ћевитану возможность попробовать себ€ на поприще театрального декоратора. «накомства, приобретенные молодым художником в доме мецената, упрочило его положение в художественной среде.   сожалению, прекрасный период относительной финансовой и эмоциональной свободы очень быстро закончилс€. ”мер ¬асилий ѕеров, и в демократически настроенном ћ”∆¬»«е начались склоки и интриги.

ѕоследние лучи. ќзеро. 1898-1899.


”же в начале 1884 года, несмотр€ на успешную сдачу экзаменов, »саак Ћевитан был отчислен из училища за систематическое непосещение зан€тий. ѕопечительский совет предложил молодому художнику Ђне классныйї диплом, дающий единственную возможность - стать учителем рисовани€. Ћевитан был в отча€нии. ¬ порыве чувств он покидает ћоскву и уезжает в —аввинскую слободу под «венигородом, великолепную природу которой ему расхваливали товарищи по училищу. ¬ этом чудесном месте он создает прекрасные пейзажи Ђ—аввинска€ слобода под «венигородомї и Ђћостик. —аввинска€ слободаї (обе Ц 1884 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква).

—аввинска€ слобода под «венигородом. 1884.


ѕолотна совершенно разные по состо€нию, но обладающие дыханием свежести и удивительно поэтические. ѕод холодным, почти прозрачным небом, из-под только что сошедшего снега кое-где пробиваютс€ первые ростки зелени, а на заднем плане видны ещЄ обнаженные деревь€, начинающие покрыватьс€ нежными листиками. ѕод €рким солнцем весело поблескивает неширока€ речка, с перекинутым через нее дощатым мостиком. —осто€ние ожидани€ весны рождает надежду на лучшее будущее.

¬ жизни Ћевитана, как практически всегда, настало сложное врем€. ’удожник страдал от одиночества, не име€ ни жиль€, ни посто€нной работы. ќтношени€ с братом јвелем уже в студенческие годы строились по принципу Ђкаждый сам за себ€ї. ¬ результате, замкнутый, чувствовавший себ€ неудачником, на фоне своих однокашников »саак поддерживал теплые отношени€ только с Ќиколаем „еховым, который также был отчислен из ћ”∆¬»«а и обладал таким же неуравновешенным характером, как и сам Ћевитан. Ќедалеко от дачи „еховых и поселилс€ молодой художник. ѕравда, теперь, он сошелс€ с братом своего сокурсника Ц јнтоном и его сестрой ћарией.

ѕортрет писател€ јнтона ѕавловича „ехова. 1885-1886.


ћари€ „ехова стала первой любовью Ћевитана, но ему не удалось заслужить еЄ взаимности.  роме того, сам јнтон не советовал сестре св€зывать свою жизнь с человеком, будущее которого непон€тно. »саак сильно страдал и пребывал в состо€нии депрессии. ¬еро€тно, только частое пребывание в доме „еховых, в котором он мог видеть любимую девушку и отвлекатьс€ от собственных мыслей, уберегло художника от попытки суицида.   счастью, јнтон ѕавлович помогал художнику справл€тьс€ с мрачными настроени€ми и боротьс€ с т€желыми болезн€ми, преследовавшими Ћевитана.

„ерез два года своего пребывани€ в —аввинской слободе, весной 1886, оправившийс€ от болезней и получивший хорошие деньги за создание декораций „астной оперы ћамонтова, »саак решает уехать в  рым. ’удожник провел на полуострове более двух мес€цев а вернувшись, поразил своих друзей количеством созданных там работ.

” берега мор€.  рым. 1886.


¬се крымские полотна Ћевитана, представленные на московских выставках, очень быстро были раскуплены. ƒве картины, в их числе - Ђ—акл€ в јлупкеї (√осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква), приобрЄл дл€ своей коллекции ѕавел “реть€ков.

—акл€ в јлупке. 1886.


ѕервый раз за все творчество художника, вместо холодных полупрозрачных облаков на его работах по€вилось €рко-синее небо, под которым стоит необычное полуразвалившеес€ глинобитное татарское жилище, контрастирующее с серовато-белой скалой на заднем плане. Ќесмотр€ на то, что вс€ композици€ словно пронизана солнечными лучами, наполнена звен€щими цветовыми п€тнами, так характерными дл€ южных пейзажей, Ћевитану в совершенстве удалось передать ощущение зно€ и гор€чего песка. ¬ таких произведени€х живописца про€вл€етс€ главное качество его творений: они обладают редкой эмоциональной чувствительностью ко всем движени€м цвета и света. ƒаже самый неприт€зательный пейзажный мотив Ћевитан умел передать с особым настроением, создава€ ощущение некого скрытого нерва.

  таким полотнам относитс€ Ђ«аросший прудї (1887 год, √осударственный –усский музей, —анкт - ѕетербург). «десь художнику удалось передать тонкое состо€ние потаенной грусти, проступающей сквозь состо€ние задумчивости. ќтражающиес€ в воде чЄрные стволы деревьев таинственно исчезают под слоем р€ски, создава€ впечатление безысходности.

«аросший пруд. 1887.


¬печатл€ет колористическое решение полотна, построенное на бесчисленном количестве оттенков зеленого цвета. Ётот прием позволил живописцу добитьс€ абсолютной реалистичности в изображении склонившихс€ к траве ветвей деревьев и кустарников, темной поверхности пруда, зат€нутой р€ской и перспективы далекого луга на фоне пасмурного неба, которое тоже решено в прозрачной зеленовато Ц голубоватой палитре. ќчевидно, художника захватывала подобна€ возможность сначала глазом, а потом и кистью проследить и передать тональность летней зелени, которую успело подсушить солнце, а пруд напоил влагой.

”спех крымских пейзажей позволил Ћевитана немного улучшить свой быт. “еперь он мог снимать в ћоскве жилье и позволить себе бывать в домах у разных интересных людей. ћногие знатные московские дома того времени устраивали пышные вечера, куда приглашали знаменитых литераторов, художников и музыкантов. Ќа одном из подобных званых ужинов »саака представили —офье ѕетровне  увшинниковой и еЄ супругу.

ѕортрет —офьи ѕетровны  увшинниковой. 1888.


¬ доме  увшинниковых любили бывать артисты ћалого театра Ћенский и ≈рмолова, поэт и писатель √ил€ровский, и јнтон „ехов. —ильно интересовавша€с€ живописью —офь€ ѕетровна попросила Ћевитана дать ей несколько уроков, после которых, их дружеские отношени€ стали чем-то большим. Ёкстравагантна€ женщина, котора€ была намного старше живописца, кроме искусства высоко ценила личную свободу и имела склонность к эпатажу. —офь€ ѕетровна, очевидно, полюбила этого грустного и неуравновешенного человека. ќна окружила своего молодого возлюбленного вниманием и заботой, вс€чески поддержива€ его.   этому периоду творчества относитс€ произведение Ћевитана ЂЅерезова€ рощаї (1885 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква).

Ѕерезова€ роща. 1885.


¬ этом полотне живописцу удалось замечательно передать игру света и тени в залитой солнцем густой зеленой роще. Ёту картину часто называют образцом русского импрессионизма. Ћевитан живо и достоверно воспроизвел пронизанное теплом и светом сиюминутное настроение летней изменчивой природы нашей родины.

¬ работе прослеживаетс€ вли€ние творчества любимого художника Ћевитана -  амил€  оро, который называл Ђпейзаж состо€нием душиї автора.

«имой в лесу. 1885.


¬скоре »саак совершил путешествие по великой русской реке Ц ¬олге. Ёто было в 1887 и 1888 годах. ¬ поездке художника сопровождала  увшинникова. ¬ творчестве многих русских художников ¬олга традиционно €вл€лась важной вехой, она вдохновл€ла јлексе€ —аврасова, »лью –епина, ‘едора ¬асильева.

¬ечер на ¬олге. 1888.


ѕравда, первые впечатлени€ от великой реки художника разочаровали, зато во второй поездке ему с парохода удалось разгл€деть небольшой живописный городок на берегу, который раст€нулс€ между двум€ изгибами реки. Ёто был ѕлЄс, окрестности которого впоследствии запечатлел на своих картинах живописец.

ѕолотно Ђ¬ечер. «олотой ѕлЄсї (1889 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква) дышит ощущением тихого счасть€, проступающего сквозь вибрирующий влажный вечерний воздух. ¬ид на церковь с часовней, р€дом с которой стоит небольшой домик с красной крышей, в котором художник снимал этаж вместе с —офьей ѕетровной, запечатлен с ѕетропавловской горы.

¬ечер. «олотой плЄс. 1889.



Ќежный, золотисто-розоватый туман на закатном солнце, обволакивает ѕлЄс, голубовато-белые стены колокольни на фоне м€гкого розоватого неба, сочна€ зелень пологого склона - все полотно наполнено чувством гармонии природы и человеческого быти€. ”читыва€ масштабность работы, живописец изобразил великую реку отнюдь не торжественно и пафосно, как можно увидеть в работах большинства русских мастеров, а на удивление тепло и умиротворенно.

»менно чувством душевной теплоты наполнены все детали картины, даже бела€ собака, едва виднеюща€с€ среди высокой травы на первом плане, и та выгл€дит необычайно трогательно.

¬ 1889 году Ћевитан пишет ещЄ одно полотно, посв€щенное волжским впечатлени€м - Ђѕосле дожд€. ѕлЄсї (√осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква).  артина будто насыщенна€ влагой, поражает мастерской передачей атмосферы и потр€сающей выразительностью. √л€д€ на нее, сразу чувствуешь это необыкновенно спокойное состо€ние природы после бури. “рава ещЄ блестит от дожд€, ветер гонит по поверхности ¬олги м€гкую серебристую р€бь, атмосфера холода не заглушает робкой надежды на тепло, переданную художником через косые лучи солнца, прогл€дывающие сквозь рваные облака.

ѕосле дожд€. ѕлЄс. 1889.


¬ итоге волжские просторы полюбились живописцу. ¬последствии он часто возвращалс€ к ним. Ќо даже одни и те же мотивы у Ћевитана были переданы всегда по-новому, наполненные разными эмоци€ми и ощущени€ми. —тара€сь привнести в свои картины нечто большее, Ћевитан постепенно переходит от лиричности к философии, все более размышл€€ над судьбами человеческими.

ѕроизведение Ђ«олота€ осень. —лободкаї (1889 год, √осударственный –усский музей, —анкт-ѕетербург) все ещЄ наполнено более лирическим, созерцательным настроением. ќсенние деревь€ ослепительно Ђгор€тї под все ещЄ теплым осенним солнцем. Ётот костер из красоты природы €вл€етс€ единственным украшением унылых покосившихс€ серо-коричневых деревенских домиков. “ем не менее, даже здесь чувствуетс€ гармони€ сельской жизни, рождаема€ еЄ неразрывной св€зью с природой.

«олота€ осень. —лободка. 1889.


Ќеутомима€ —офь€ ѕетровна однажды уговорила Ћевитана, воспитанного в традици€х иудаизма, посетить православный храм в день —в€той “роицы. “ам художник был поражен простотой и искренностью праздничной молитвы. ќн даже прослезилс€, объ€снив это тем, что это не Ђправославна€, а кака€-то мирова€ молитваї!

Ёти впечатлени€ вылились в удивительный по красоте и звучанию пейзаж Ђ“иха€ обительї (1890 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква). –абота скрывает в себе глубокие философские рассуждени€ живописца о жизни. Ќа картине мы видим церковь, отчасти скрытую в густом лесу, которую озар€ют лучи вечернего солнца. «олотые купола нежно си€ют на фоне м€гкого золотисто-голубого неба, отражающегос€ в прозрачной воде реки. —ветла€ песчана€ тропинка ведет к старому, кое-где разрушенному и грубо подлатанному дерев€нному мосту, перекинутому через реку.  омпозици€ полотна будто приглашает зрител€ пойти и окунутьс€ в чистоту и умиротворенность быти€ св€той обители.  артина рождает надежду на возможность обретени€ человеком тихого счасть€ и гармонии с самим собой.

“иха€ обитель. 1890.


Ќесколько лет спуст€ живописец повторил этот мотив в другом своем полотне Ђ¬ечерний звонї (1892 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква). Ќа картине изображен православный монастырь, выдел€ющийс€ на фоне бледно-лилового неба, и освещенный лучами предзакатного солнца. ¬ воде легкой дымкой отражаютс€ его белокаменные стены. ћ€гкий изгиб реки огибает обитель, плавно уход€ вдаль, и кажетс€, будто малиновый перезвон колоколов возвышающейс€ над осенним лесом колокольни над водой летит. Ќа переднем плане к воде идет немного заросша€ тропинка, но дерев€нного моста, ведущего к обители на этом полотне нет. ќт него осталась лишь стара€ покосивша€с€ пристань, р€дом с которой сто€т темные рыбацкие лодки, а вдоль стен самого монастыр€ проплывает шлюпка, полна€ праздного народа. ѕри всей поэтичности образа и некоторой торжественности звучани€ картина не дает нам надежду на возможность достижени€ катарсического ощущени€, предлага€ лишь с грустью помечтать об этом, наход€сь как бы в стороне от происход€щего.

¬ечерний звон. 1892.


ѕоначалу все работы Ћевитана, посв€щенные его Ђволжскимї впечатлени€м, которые он представл€л на различных московских выставках, были окружены каким-то пр€мо заговорщицким молчанием. Ћишь ѕавел “реть€ков, уже много лет следивший за творчеством бывшего студента московского училища самым внимательным образом, приобрЄл несколько из его полотен. Ќо в какой то момент наступил перелом, и творчество Ћевитана начали гор€чо обсуждать, работы художника получили самый широкий резонанс, о нЄм беспрестанно спорили во всех художественных салонах столицы.

—ам же живописец подолгу гостил в усадьбах “верской губернии, вместе с —офьей ѕетровной  увшинниковой. Ѕез устали ища новые образы, художник без конца бродил по заболоченным лесам. ѕервое врем€, угрюма€ природа кра€ и его ненастна€ погода подавл€ли Ћевитана, но вскоре он вз€л себ€ в руки и создал своЄ очередное произведение, о котором тут же заговорила вс€ ћосква.

” омута. 1892.


 артина Ђ” омутаї (1892 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква), имеюща€ весьма внушительные размеры, вызывает при рассмотрении непередаваемое мистическое чувство. Ёто первое произведение художника, где он не просто любуетс€ природой, а подчеркивает и будто констатирует факт еЄ изначального потаЄнного могущества.

Ќа переднем плане полотна зритель видит неширокую, темную и будто бы спокойную реку. Ќа месте размытой водами реки плотины перекинуты несколько старых досок и скользкие на вид бревна. ѕротивоположный берег реки как бы зовет к себе светлой тропинкой, но когда смотришь, куда она ведет, рождаетс€ ощущение смутного страха, а стоит ли идти в сгущающийс€ мрачный лиственно-хвойный лес, сто€щий под хмурым и неспокойным вечерним небом. Ћевитан мастерски передал ощущени€ зловещей сумеречности природы, порождающее неуверенность и сомнени€, так ли нам надо загл€дывать в бездну, идти в это таинственное и гиблое место?

 артина вызвала противоречивые мнени€ в московской художественной среде, кто-то восторгалс€ ей, кто-то не счел еЄ достойной кисти мастера. Ќо верный поклонник творчества Ћевитана и очень прозорливый человек ѕавел “реть€ков тут же купил еЄ дл€ своей коллекции.

¬ этот же период, подверженный резкой смене настроений художник пишет другое полотно, отличающеес€ необыкновенной лиричностью, не имеющей ничего общего с призраком смертной тоски, навеваемым предыдущей картиной. ѕолотно Ђќсеньї (1890-е годы, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква) вновь показывает нам излюбленный художником меланхоличный, но светлый мотив природы, очищающей себ€ в €рком празднике красок.

ќсень. 1890-е гг.


“ем не менее, по сохранившимс€ свидетельствам, в 90-е годы депрессивное состо€ние мастера все более усиливалось. Ќовому ухудшению душевного состо€ни€ Ћевитана способствовал вышедший в 1892 году рассказ јнтона „ехова Ђѕопрыгунь€ї. “ут же, вс€ московска€ интеллигентна€ общественность, включа€ ту, котора€ не была знакома лично с —офьей ѕетровной  увшинниковой, идентифицировала еЄ в образе главной героини ироничного произведени€ писател€. » хот€ художник поначалу не придавал значени€ тому факту, что и он сам оказалс€ жертвой хлесткого юмора своего друга, вскоре под вли€нием своей —офьи ѕетровны он разругалс€ с „еховым. –азрыв с другом далс€ живописцу нелегко, тем более, что в он по прежнему с добротой и внимательностью относилс€ к его сестре ћарии, так и не вышедшей замуж.

ќтдыха€ с  увшинниковой во ¬ладимирской губернии летом того же года, Ћевитан однажды во врем€ одной из своих дальних прогулок по лесу случайно набрел на старую ¬ладимирскую дорогу. “ракт был печально известен тем, что именно по нему отправл€ли в —ибирь каторжников. Ёто место произвело такое сильно впечатление на и без того подавленного художника, что он стал активно создавать эскизы к своей новой работе.

¬ладимирка. 1892.


ѕроизведение с политическим подтекстом Ђ¬ладимиркаї (1892 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква) показывает нам уход€щую вдаль пустынную грунтовую дорогу, котора€ по центру изъезжена колесами экипажей, а по кра€м Ц истоптана миллионом босых ног, закованных в кандалы. ћрачна€ картина оставл€ет стойкое ощущение безысходности.

Ћевитан, дл€ которого это полотно имело особый гражданский смысл, не стал дожидатьс€ публичных обсуждений, а сразу подарил картину “реть€кову. Ѕудучи все ещЄ во враждебных отношени€х с јнтоном „еховым, художник послал один из эскизов Ђ¬ладимиркиї его старшему брату јлександру, заканчивавшему обучение на юридическом факультете ћ√”. ѕодарок имел надпись на оборотной стороне, гласившую: ЂЅудущему прокуроруї. Ётот жест глубоко обидел юношу.

Ќо живописец имел право не любить чиновников и власти. —разу после окончани€ работы над картиной, Ћевитан попал в число евреев, подлежащих насильственной высылке из ћосквы.

’удожник не первый раз испытывал акты подобных антисемитских гонений, регул€рно устраиваемых царской властью. ќт них его не спасало даже близкое знакомство со многими представител€ми столичной знати.

“аким образом, в 1893 году »саак Ћевитан вновь уезжает в “верскую губернию, где, не смотр€ ни на что, создает удивительно оптимистичное и светлое по своему настроению полотно ЂЌа озере (“верска€ губерни€)ї (—аратовский художественный музей им. ј. Ќ. –адищева). ѕейзаж рассказывает о незатейливой жизни небольшого поселка, расположившегос€ на берегу огромного озера. яркое предзакатное солнце освещает его крепкие дерев€нные избы, сто€щие на фоне елового леса и перевернутые рыбацкие лодки с развешенными р€дом на частоколе сет€ми. ѕрозаический вид деревушки создает, тем не менее, впечатление радости и даже некоторой сказочности быти€.

Ќа озере. 1893.


√од спуст€, в 1893, художник начинает работу над одним из самых масштабных своих полотен ЂЌад вечным покоемї (1894 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква). ¬ этом произведении, как ни в каком другом, помимо поэтической красоты вечной природы ощущаетс€ философское отношение мастера к бренности человеческого быти€.

Ќад вечным покоем. 1894.


Ќа картине мы видим ветхую дерев€нную церковь, сто€щую на крутом и пустынном берегу широкой реки, простирающейс€ до самого горизонта. Ќад церковью клуб€тс€ свинцово-лиловые тучи, а позади нее немногочисленные деревь€ укрывают унылый погост своими сгибающимис€ под резкими порывами ветра ветв€ми. ¬округ церкви совершенно пустынно, лишь тусклый свет в еЄ окне дает призрачную надежду на спасение. ¬сю композицию мы наблюдает как бы сзади и сверху, этот прием усиливает впечатление одиночества, глубокой тоски и бессили€. ’удожник как бы направл€ет зрител€ вдаль и ввысь, пр€мо навстречу холодному небу.  артина сразу же была выкуплена ѕавлом “реть€ковым, что очень порадовало живописца.

¬асильки. 1894.


¬с€ жизнь художника была наполнена резкими поворотами, как его настроени€, так и его судьбы. ¬ середине 1890-х случилс€ один из таких поворотов и того и другого. Ћевитан, все ещЄ живший с  увшинниковой, отдыхал на одной из провинциальных барских усадеб, расположенной в живописном уголке. «десь он познакомилс€ с јнной Ќиколаевной “урчаниновой, отдыхавшей на даче по соседству, и немедленно в нее влюбилс€. —офь€ ѕетровна в отча€нии даже пыталась покончить собой, но и это не остановило художника. ” него зав€залс€ страстный и бурный роман с этой женщиной, который был наполнен и огромным счастьем и болью и разными проблемами, как, например, влюбивша€с€ в живописца старша€ дочь “урчаниновой ¬арвара.

ѕо прошествии некоторого времени, Ћевитан вновь сходитс€ со своим другом и становитс€ частым гостем на даче „еховых в ћелихове. Ќе помешало этому и то, что и јнтон ѕавлович и его сестра ћари€ не спешили разделить радость от нового пылкого увлечени€ своего друга.  райне скептически писатель отнесс€ и к по€влению Ђбравурностиї в новых работах »саака »льича.

«олота€ осень. 1895.



 артина Ђ«олота€ осеньї (1895 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква), например, очень далека от тех меланхоличных и печальных образов осенней природы, так характерных дл€ раннего творчества Ћевитана. ¬ очень €ркой, подчеркнуто декоративной работе художника чувствуетс€ напр€женное и возбуждающее ощущение счасть€, которое, казалось бы совсем не в€жетс€ с мироощущением автора.

¬ том же 1895 году Ћевитан пишет ещЄ одну Ђволжскуюї картину Ђ—вежий ветер. ¬олгаї (√осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква).  артина также решена в необычной дл€ художника цветовой палитре, она будто пронизана солнцем. ѕод ослепительно белыми облаками, пар€щими на €рком голубом небе, спор€щем своей чистотой с водами реки, покачиваютс€ расписные парусные €хты, а за ними вдалеке виднеетс€ белый пароход, направл€ющийс€ к берегу. ¬есь сюжет пронизан очень бодрым мажорным настроением. „айки, пар€щие низко над рекой добавл€ют ещЄ больше белых п€тен в эту тембровую гамму приподн€тых эмоций.

—вежий ветер. ¬олга. 1895.



 артина, как никогда, не отражает никаких внутренних конфликтов или философских размышлений автора, лишь жизнелюбие и восторг. ƒаже не смотр€ на то, что оптимистичное настроение живописца порой смен€ли приступы т€желой депрессии и желани€ свести счеты с жизнью, очевидно, что в этот период жизни Ћевитан был полон надежд и верил, что впереди у него ещЄ много хорошего.

¬ерой в хорошее пропитана атмосфера картины Ђћартї (1895 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква). ћ€гкий рыхловатый снег только начинает та€ть под лучами весеннего солнца, на сероватых стволах деревьев ещЄ нет и намека на первую листву, благодар€ чему хорошо виден скворечник.

ћарт. 1895.


ѕолотно наполнено ожиданием лета, предвещающего длительные прогулки по лесу и встречи с любимыми людьми. ј сейчас они приехали в гости лишь на пару часов, и возле подъезда их покорно ожидает разгор€ченна€ бегом лошадка, впр€женна€ в скромные сани. ¬ этом пейзаже столько радости жизни и надежды на лучшее, сколько никогда не будет больше ни в одной картине художника. Ћевитан с большим удовольствием продолжал бывать в гост€х у „еховых. ¬ их доме в ћелихове он создает чудесный по настроению пейзаж Ђ÷ветущие €блониї (1896 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква).  артина также относитс€ к тем немногим его работам, которые оставл€ют у зрител€ светлое, мажорное впечатление.

÷ветущие €блони. 1896


ќколо 1896 года к Ћевитану, наконец, пришло насто€щее признание. ≈го работы с успехом экспонировались на международной выставке в ÷юрихе. ≈вропейцы были потр€сены удивительными состо€ни€ми пейзажей русского мастера.

ћногие друзь€ советовали художнику посетить русский —евер, чтобы запечатлеть и его суровые холодные образы. ” живописца была возможность отправитьс€ в такое долгое путешестви€ благодар€ средствам, которые он выручил от продажи своих последних работ “реть€кову. Ћевитан решает ехать. Ќо потом, в самый последний момент, неожиданно дл€ всех, уезжает не в —ибирь, а в ‘инл€ндию.

 репость. ‘инл€нди€. 1896.


Ќе смотр€ на то, что ‘инл€нди€ тоже €вл€етс€ северной страной с еЄ исключительной природой, это путешествие не порадовало художника. ѕравда, он привез домой несколько картин.

Ќапример, полотно ЂЌа севереї (1896 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква), на котором изображен холодный и грустный пейзаж. ¬ековые ели одиноко выс€тс€ под сводом осеннего пасмурного неба.  артина производит впечатление отчужденности и холода, которые, веро€тно и испытывал художник в чужой стране.

Ќа севере. 1896.


¬ это врем€ у художника про€вл€ютс€ первые признаки его болезни. „ехов, в 1896 году осмотрев своего друга, запишет в своем дневнике, что у Ћевитана €вное расширение аорты.

“ем не менее, художник не прекращал своей работы. ¬ его полотнах, как никогда ощущалась жажда жизни.  артина Ђ¬есна. Ѕольша€ водаї (1897 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква) стала вершиной весенней лирики Ћевитана. “онюсенькие ствола молодых деревцев, погруженные в прозрачную воду, т€нутс€ навстречу светло-голубому небу, будто умытому дожд€ми и отражающемус€ вместе с деревь€ми в водах разлившейс€ реки.

¬есна. Ѕольша€ вода. 1897.


Ќаступление весны влечет за собой пробуждение природы, но теперь в еЄ про€влени€х не столько надежды на радость и тепло, сколько потаенной грусти и раздумий о быстротечности жизни: не успеешь огл€нутьс€, как пролетит лето, придет осень, а за ней и зима.

ѕлохое самочувствие вынудило живописца зан€тьс€ своим лечением. ѕо совету „ехова он решаетс€ снова уехать за границу на лечение. ’удожника манили виды ћонблана, вершины јпеннин, но доктора настрого запретили живописцу подниматьс€ даже по лестнице. ѕоходы на этюды в горы были под строжайшим запретом, но Ћевитана это не остановило.   сожалению, нарушение рекомендаций врачей привело к очередному осложнению его состо€ни€.

јльпы. 1897.


’удожник вскоре вернулс€ в –оссию, так как не мог долго жить вдали от родных мест. ќбычные, но бесконечно родные леса и реки были больше по душе живописцу, чем красивые и невиданные европейские ландшафты. ѕроизведение Ђѕоследние лучи солнца. ќсиновый лесї (1897 год, частное собрание) стало самым удивительным по колористическому решению пейзажем мастера. √олубое небо ещЄ прогл€дывает сквозь зеленую листву, но на стволах деревьев уже играет малиновыми всполохами закат. √устой и влажный трав€ной ковер м€гко укрывает землю. Ћучи заход€щего солнца необыкновенно причудливо осветили лес, создав легкое и приподн€тое настроение, передающее радость быти€ и свежего воздуха, вкупе с при€тной вечерней усталости. ѕравда, если зритель внимательно пригл€дитс€ к центральной части картины, то вдруг покажетс€, что отсветы заката гор€т болезненными ожогами на коре усталых деревьев. ¬озможно, именно в этот период Ћевитан €сно стал осознавать необратимость состо€ни€ своего здоровь€, в конце концов, приведшее его к смерти.

ѕоследние лучи солнца. ќсиновый лес. 1897.


≈щЄ одним ударом стала смерть любимого со времен училища педагога. ¬ 1897 году в ћоскве хоронили —аврасова. »з последних сил Ћевитан все-таки приехал на панихиду отдать дань пам€ти человеку, так много дл€ него значившему.

“ем временем слава и общественное признание художника достигли своего зенита. ¬ следующем, 1898 году јкадеми€ художеств присудила »сааку Ћевитану почетное звание академика. ѕрошло почти четверть века с тех пор, как его выгнали из ћ”∆¬»«а, предложив лишь обидный дипломом Ђне классногої художника. » вот, он снова вошел в здание на ћ€сницкой, где ему теперь предлагали руководить пейзажной мастерской. «десь все ещЄ работал ѕоленов, высоко ценивший творчество своего бывшего студента, и уже год преподавал его хороший друг ¬алентин —еров.

ѕоезд в пути. 1890-е гг.


Ћевитан прин€л предложение и со свойственными ему изобретательностью и эмоциональностью вз€лс€ за новое дело. ’удожник преобразил мастерскую. ѕо его заказу туда привезли несколько дес€тков деревьев, пересаженных из леса в кадки, кустарников, множество еловых веток, траву и мох. Ќа сооруженную живописцем внутри училища лесную пол€ну заезжали посмотреть многие именитые живописцы. —начала студенты мастера недоумевали, но постепенно их новый учитель передавал им удивительную способность видеть в ничем не примечательной обыденности нечто неуловимо прекрасное.

Ћевитан продолжает работать, из-под его кисти выход€т удивительные пейзажи, но в их атмосфере больше не чувствуетс€ ни надежда, ни радость. ћногие из последних работ художника наполнены мотивами ухода, конца человеческой жизни.

—реди них можно отметить картину Ђ“ишинаї (1898 год, √осударственный –усский музей, —анкт-ѕетербург), производ€щую т€гостное и тоскливое впечатление. Ќа темном небосводе сквозь т€желые свинцовые облака чуть прогл€дывает убывающа€ луна, под ними простерлись пашни и луга, на которых блестит тиха€ речка.

“ишина. 1898.


ѕейзаж кажетс€ не просто сп€щим, а мертвым и лишь больша€ птица вдалеке совершает свой ночной полет. „ем было вызвано такое т€гостное настроение автора?  азалось бы, наконец, в жизни Ћевитана не было больше ни тревог, ни обид, ни финансовых проблем. ≈го любили и уважали в училище и коллеги и ученики. ѕопечительский совет ћ”∆¬»«а с пониманием относилс€ ко всем его требовани€м. ќн разбил в своей мастерской не только лесную пол€ну, но и шикарную оранжерею, которую сам создал из дес€тков цветов в горшках.

—туденты его класса делали большие успехи, художник привлекал к себе всю талантливую молодежь, выезжавшую вместе с ним на этюды. Ќо безутешна€ грусть, почти всю жизнь преследовавша€ живописца, хоть и приправленна€ внешним налетом деловитости и целеустремленности, находила свой выход в его работах. Ќапример, в пейзаже Ђ—умеркиї (1899 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква) зритель видит наконец-то закончившийс€ летний день, о насыщенности т€желым трудом которого говор€т стога сена, сто€щие в поле. ѕосле захода солнца вокруг почти ничего не видно, весь сюжет пропитан смертельной усталостью.

ѕосле смерти ѕавла “реть€кова, Ћевитан был включЄн преподавательским составом ћ”∆¬»«а в комиссию, занимавшуюс€ увековечиванием пам€ти великого коллекционера и мецената, некоторые приобретени€ которого странным образом стали пропадать и по€вл€тьс€ у совершенно посторонних людей. ¬озможно, в это врем€ живописец ощутил конец великой эпохи, когда у российских живописцев имелись насто€щие ценители их творчества, которым были важны отнюдь не деньги.

«а свою жизнь художник так настрадалс€ от нищеты и унижени€, что всегда старалс€ помогать своим ученикам. ќн находил дл€ них несложные живописные заказы или просто помогал им деньгами из собственного жаловань€. Ћевитан не уставал хлопотать за молодых художников перед художественным советом выставок и всегда волновалс€ за их работы не меньше, чем за собственные картины.

¬нешне Ћеватин продолжал активную жизнь, он преподавал, встречалс€ с друзь€ми, даже навестил в ялте „еховых в 1899 году, но, похоже, что подсознательно художник уже отделил себ€ от этого мира. ќн уже чувствовал приближение собственной смерти, даже говорил об этом ћарии ѕавловне „еховой, во врем€ их длительных прогулок по крымскому побережью.

ѕолотно ЂЋетний вечерї (1900 год, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква) необычайно остро передает настроение отрешенности. ¬от здесь, над околицей, нависла пега€ тень. ƒо солнечного света, который озар€ет осенний лес на заднем плане картины, почти рукой подать, но грунтова€ дорога под самой околицей не приведет туда, она неожиданно обрываетс€.

Ћетний вечер. 1900.



Ќесмотр€ на предчувстви€, Ћевитан строил планы. ќн договорилс€ с —еровым провести следующее лето у его родственников. ќбещал ученикам частые поездки на этюды весной. Ќо ни то, ни другое, осуществить ему не удалось.

¬ конце ма€ 1900 года болезнь приковала живописца к постели.   нему тут же приехала јнна Ќиколаевна “урчанинова, твердо вознамеривша€с€ поставить своего любимого на ноги. ќна часто слала „ехову письма, в которых подробно описывала состо€ние здоровь€ художника, просила советов, но сама все отчетливей понимала, что все еЄ хлопоты бессильны.

»саак »льич Ћевитан умер 22 июл€ 1900 года, не дожив до сорока лет всего несколько дней. ѕо неподтвержденному диагнозу, причиной смерти стал ревматический миокардит.

ј на ¬семирной выставке в ѕариже в это врем€ с успехом экспонировались его произведени€.

ќсень. 1885.


»саак »льич Ћевитан оставил после смерти около сорока незаконченных пейзажей, найденных родственниками в его мастерской. —тарший брат Ћевитана јвель »льич, согласно воле покойного, уничтожил многие из его набросков, этюдов, почти все письма, записки и дневники.
–убрики:  ’удожники –ќ——»»



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку