Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов
Лоуренс Альма -Тадема
Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema), голландский и английский художник, мастер исторической и мифологической живописи, страстный археолог. Альма-Тадема родился 8 января 1836 в городке Дронрийп, земля Фрисланд в Нидерландах. Искусство живописи изучал у голландских мастеров Йозефа Лаурентиса Дикманса, Байрона Яна Хендрика Лейса, Байрона Густава Вапперса. Ранние работы художника содержат тонкое, но непреодолимое сходство с искусством голландских мастеров. Однако в 60-е годы XIX века, художник Альма-Тадема совершил путешествие в Италию и эта поездка перевернула всю его жизнь. Во время экспедиции Альма-Тадема столкнулся с руинами древних римских городов - Помпеи и Геркуланума. Очарованный красотой древнеримской цивилизации, а особенно деталями повседневной жизни, он начал плодотворное изучение древнего Рима.
Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. Правдивостью и убедительностью своих картин Альма-Тадема обязан прежде всего своим основательным знаниям археологии. Художник отлично знал, как одевались древние римляне, каково было вооружение войска, какой вид имели дома простых граждан, виллы патрициев, мастерские ремесленников, рынки и бани. Альма-Тадема изучил развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий. Когда Альма-Тадема в 70-х годах XIX века переехал в Англию, его стиль живописи уже был сформирован и знатоки с восторгом встретили новые работы талантливого художника. В экзотическом доме живописца в Лондоне можно было воочию увидеть все те знаменитые бассейны с мраморными скамейками и колоннами, античную утварь и одеяния, известные по его картинам. Изображая бани, амфитеатры, атриумы домов, он писал с натуры то, что действительно находилось в его собственном "древнеримском" доме.
"Сафо и Алкаес" 1881
"Поцелуй" 1891
"Нахождение Моисея" 1904, Частная коллекция
"Спросите меня, не более" 1906
"Женщины Амфиссы" 1887, Частное собрание
"Фауст и Маргарита" 1857, Частное собрание
"Антоний и Клеопатра" 1883
"В атриуме сауны" 1881, Галерея леди Левер, Лондон
"Римский меценат" 1868, Йельский университет, Коннектикут
"Любители искусства в Риме" 1870
Безмятежная красота таких картин, как "Выгодная позиция" ("Coign of Vantage") и "Серебряные безделушки" ("Silver Favourites") создают у зрителей неповторимую атмосферу незримого присутствия. Начиная с раннего, так называемого "Помпейского периода" и заканчивая поздними, более сентиментальными работами, Альма-Тадема оставил нам в наследство прекрасные, остающиеся в памяти картины.
Лоуренс Альма-Тадема умер 28 июня 1912 в Висбадене, в Германии.
"Серебряные безделушки" 1903
"Колизей" 1896
"Посвящение Бахусу" 1889
"Любимое занятие" 1909
"Выгодная позиция" 1895
"Термы Каракаллы" 1899
"Лопатки и губки" 1879 Частная коллекция
"Праздник сбора винограда" 1870
"После саун" 1890
"Пандора" 1881
"Да поможет вам Бог!" 1893
"Женский портрет " 1902
"The years at the spring, alls right with the world" 1902
"Олеандр" 1882
"Модель скульптора" 1877
"Прогулка на лодке" 1868
" Между надеждой и страхом" 1876
"Под лазурным ионическим небосводом" 1903
"Доверие" 1869
"Белый флаг"
"Весна" 1894
"Кто это?" 1884
"Мrs. Frank D. Millet" 1886
"Герой" 1898
"Подношение Тарквинию"
"Архитектура в Древнем Риме" 1877
"Скульпторы в Древнем Риме" 1877
"Фидий показывает фризы Парфенона друзьям" 1868
"Вход в римский театр" 1866
"Галерея скульптуры" 1867
"Галерея живописи" 1874
"Галерея скульптуры" 1874
"Галло-романские женщины" 1865
"Гречанка" 1869
"Радушный прием" 1878
"Умоляющий" 1876
"Хanthe and Рhaon" 1883
"Время Венеры и Вакха" 1882
"Провозглашение императором Клавдия " 1867
"Иосиф проверяет запасы зерна фараона" 1874
"Игра в египетские шахматы" 1879
Лоуренс Альма-Тадема по словам Иннокентия Анненского, «удивительный артист кисти», «один из самых интересных художников второй половины 19-го века <…> не только благодаря профессиональному совершенству, но и как отличный знаток античного мира и древнего востока».
Имя художника звучит в варианте первых строк Анненского «Мелодии для арфы»:
"Мечта моей тоскующей любви,
Соперница волшебных роз Тадема."
Эстетизированная античность на картинах Альма-Тадемы часто бывает украшена розами. Можно предположить, впрочем, без уверенности, что в приведенных строках стихотворения содержится аллюзия на картину «Роза из роз» (1883), где на античном фоне изображена среди белых роз прекрасная дева.
" Ты всем розам - роза " ("Rose of all roses" ) 1883
" Обещание весны" 1890
"Долгожданные шаги" 1883
"Безмолвное приветствие" 1889
"Нечаянная соперница" 1893
" Недоверие" 1902
"Застенчивый"
"Земной рай"
"Образование детей Кловис" 1861
"Водные любимцы"
"Розы Гелиогабалa" 1888
О полотне «Розы Гелиогабала» (1888). С этим, по-видимому, можно согласиться, т. к. именно на картине «Розы Гелиогабала» изображено бессчетное количество розовых лепестков.
Сюжет картины – древнеримский. В Рим роза и ее культ, претерпевший метаморфозы, пришли из Греции. Как писал Н. Ф. Золотницкий, во времена падения Рима роза «делается цветком забавы пьяных оргий, выразительницей низменных чувств. Теперь ею украшают уж не Венеру-Уранию — богиню честного брака и благословения детьми, а позорную Венеру-Пандемос — богиню чувственной любви. <…> Но розы истреблялись в громадном количестве вообще на всех обеденных пиршествах римлян, так как не только каждый гость должен был непременно быть увенчан венком из роз, но розами украшались также и все подававшие кушанья и прислуживавшие рабы, все сосуды и все чаши с вином; ими же усыпан был весь стол, а иногда даже и пол. При этом надо заметить, что подносившиеся гостям венки были не просто сплетены из роз, а сделаны из розовых лепестков, которые в виде чешуи обвертывались вокруг обруча. <…>
Но всех превзошел своим безобразным истреблением роз император Гелиогабал.
На одном из его пиршеств, как рассказывают, знатные гости были забросаны таким множеством падавших с потолка розовых лепестков, что некоторые из них, к величайшему его удовольствию, задохлись под ними».36
У Тадемы нет ужаса смерти, смерть не очевидна, зато все основное поле картины засыпано бело-розовыми лепестками, сквозь которые мы видим античную архитектуру и античные фигуры – как бы ожившие статуи. Основная цветовая гамма полотна – розовый (цвет лепестков) и золотистый (цвет занавеса), т. е. те тона, в которых Анненский зачастую рисует в своих стихах зарю.
Мир картины, в котором даже гибель приходит к героям в виде аромата роз, коррелировал с «золотым сном <…> души» Анненского, с его идеалом красоты. Но был и другой полюс восприятия розы, в котором проявлялись его жалость и сочувствие всему живому:
"Когда б не смерть, а забытье,
Чтоб ни движения, ни звука...
Ведь если вслушаться в нее,
Вся жизнь моя – не жизнь, а мука.
<…>
Иль я не весь в безлюдье скал
И черном нищенстве березы?
Не весь в том белом пухе розы,
Что холод утра оковал?"
"Каракалла" 1902
"Каракаллы и Геты" 1909
"Вакханалия" 1871
"Измученные вакханки после танца" 1873-74
"Во времена Константина" 1878
"Любимый поэт" 1888
" Проза" 1879
"Беседа"
"Роспись ваз" 1871
"Чтение Гомера" 1885
"Колокольчики"
"Прерванное чтение" 1880
"Поэзия"
"Ракета любви"
" Корона"
"Зрители"
"Напрасные ухаживания" 1900
"Среди руин" 1902-1904
"Ухаживание"
"Флора" 1877
"Полуденные посиделки" (Whispering Noon) 1886
"Черешня" 1873
"Расхождение во мнениях" 1896
"Прощальный поцелуй" 1882
"Ожидание" 1885
"Не дома" 1879
"Отдых" 1882
"Полуденный сон" акварель
"Солдат марaфонец"
"Служительницы любви" 1891
"Римский император" 1871
"Триумф Тита" 1885
"Аве, Цезарь! Ура Сатурналии" 1880
"Агриппина с прахом Германика"
"Алтарь на улице" 1883
"Египетский жонглер "
"Написание письма в Риме"
"Подготовка в Колизее" 1912
"Путь к Храму" 1882
«Интерьер дома Гая Марция»
"Обращение Паулы к Богу Святым Жеромом"
"Сладкие воспоминания Паулы"
"Тибулл у Делии" 1866
"Весна"
"Cиеста, или помпейская сцены" 1868
"Римская гончарная мастерская"
"Адриан посещает римско-британскую гончарную мастерскую" 1884
"Пирровы танцы" 1869
"Мисс Алиса Льюис" 1884
"Переправа через Березину в 1812 году" около 1865
"Вышивальщица" 1904
"Гостиная в доме Тауншенд" 1885
"Золотой час" 1897
"Комната для родов XVII века" 1868
"Семейное" 1896
"Портрет певца Георга Хеншеля " 1879
"Портрет Юлиса Далу, его жены и их дочери" 1876
"Портрет профессора Джованни Баттиста Амендола"
"Это наш уголок" 1873
"Всегда Добро пожаловать" 1887
"Сравнение" 1892
"Мой доктор Вашингтон Эппс"1885
"В моей студии" 1893
"Летние приношение" 1911
"Дары лета " 1911
"Когда цветы вернутся" 1911
"Весенние цветы"
"Портрет Анны AlmaTadema" 1883
"Наши надежды" 1909
"Счастливый Venantius"
"Её взгляд и её мысли далеко ..."
"Предложение" 1892
"Loves jewelled fetter" 1895
"Это их мир" 1905