-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Marginalisimus

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.10.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 30481


„айковский —ентиментальный вальс. »сп. Ћюка ƒебарг

—уббота, 04 »юл€ 2015 г. 19:08 + в цитатник

 

‘ранцузский 24-летний пианист Ћюка ƒебарг - насто€ща€ сенсаци€ XV конкурса им. „айковского. ≈го интерпретации "Ќочного √аспара" –авел€, моцартовского концерта є24, сонат ћетнера, Ѕетховена - уже попали в разр€д художественных €влений. ќ феноменальности ƒебарга говор€т все. ќбучающийс€ профессиональной игре четыре года, он смог выдержать и т€желейшую дистанцию конкурсных туров, и жесткую конкуренцию виртуозов. Ћюка ƒебарг играет в третьем туре ѕервый концерт „айковского и ¬торой концерт Ћиста. Ќакануне о своем уникальном ученике обозревателю "–оссийской газеты" рассказала педагог, профессор ѕарижской высшей школы музыки им. јльфреда  орто –ена Ўерешевска€.



 

«ан€ти€ на фортепиано начал в 11 лет. ¬ 15 лет поступил на литературное отделение в парижский университет. ¬ 20 лет решил стать пианистом. ¬ насто€щее врем€ занимаетс€ в ѕарижской высшей школе музыки им. јльфреда  орто в классе профессора –ены Ўерешевской. ¬ 2014 году победил на IX ћеждународном конкурсе пианистов јдилии јлиевой в √айаре (‘ранци€). Ѕольшое место в его репертуаре занимает русска€ музыка, в частности сочинени€ Ќикола€ ћетнера, ѕрокофьева, —кр€бина Ќикола€ –ославца. »грает джаз. ¬ своей конкурсной программе сделал два посв€щени€: "—ентиментальный вальс" „айковского он посв€тил пам€ти великой французской пианистки Ѕрижит јнжерер, ¬торой концерт Ћиста - пам€ти пианиста и педагога, народного артиста ———–, профессора ћосковской консерватории Ћьва ¬ласенко.

 



 



 

 

 ак французский пианист Ћюка ƒебарг попал на конкурс „айковского

 

–ена Ўерешевска€ и Ћюка ƒебарг. ‘ото: ≈лена „ишковска€

 

 ак по€вилс€ у вас такой ученик и как вы определ€ете его харизму?

–ена Ўерешевска€: ѕо€вилс€ он просто: пришел играть на экзамене в консерваторию города –уэль-ћальмезона, р€дом с ѕарижем. ¬ышел на сцену такой вот, каким его все видели - колонна с ногами в разные стороны, садитс€ и играет: половину нот не слышно, несетс€ как на ипподроме. ¬ отношении интерпретации обычно кому-то можно сказать: ну что же ты, не видел что в нотах написано? ј здесь вообще все было поставлено с ног на голову: трагеди€ - это комеди€, комеди€ - это трагеди€. ѕодумала: это какой-то сумасшедший в своих эмоци€х молодой человек. Ќу, не может такого быть, чтобы он на слух все играл: ну, не Ѕах же он, не ћоцарт!  оллега спросил мен€: возьмешь его? - √оворю: да. - ј он: что ты с ним делать будешь? - Ќе знаю.

Ћюка долго не приходил на первый урок. я ничего не понимала. «воню ему: Ћука (€ так его называю), это Ўерешевска€. ѕочему вы не приходите? - ћолчит. ѕотом: ј что, вы мен€ вз€ли? ќн даже списки не пошел смотреть: был абсолютно уверен, что не может такого быть, чтобы € вз€ла его в свой класс.

ќн такой пессимистичный?

–ена Ўерешевска€: Ќет, в нем смешиваетс€ кака€-то романтическа€ возвышенность и какое-то абсолютное чувство реальности. ќн двум€ ногами стоит на земле. —ейчас вот говорит: если пройду на финал, у мен€ будут концерты. я должен продумать все это. Ќо вы же мен€ не бросите? ¬ы мне нужны, мне надо еще дальше учитьс€!

“ак вот, когда € его вз€ла, смотрю, он приходит на уроки с литературой в руках. ѕричем, с хорошей литературой. ј во ‘ранции - не читают так, как у нас. ¬о ‘ранции спросишь у студента: кто такой "≈вгений ќнегин"? - “ебе ответ€т: русский композитор! ј Ћюка все врем€ с литературой. — первого урока. Ќачинаю его учить, говорю: Ћукаша, ты знаешь, что можно играть правую руку громче левой, левую - громче правой? - ќн: это же трудно! ј на уроке у мен€ 12-летний мальчик, выступавший на фестивале у ¬ладимира —пивакова, играет “ретью сонату ѕрокофьева. Ћюка сидит р€дом со мной и вдруг говорит: € обожаю русскую музыку, € обожаю русских писателей, € обожаю эту сонату, € обожаю ѕрокофьева, € ее уже почти знаю до конца! —прашиваю: ты что, учил ее? ” него ведь был педагог с 19-ти лет, 2 или 3 года занималс€ с ним, как с любителем. ќн отвечает: нет, не учил. - „итал с листа? - Ќет. - √оворю ему: ну, поиграй мне! » он садитс€ и играет “ретью сонату и улыбаетс€ своей лучезарной улыбкой. “ретью сонату ѕрокофьева по слуху!

—ажусь, показываю ему что-то, объ€сн€ю, начинаю играть блюз Ёрролла √арнера. Ћюка подбегает: вы любите джаз? - ƒа. - я тоже! - я ему говорю: ну, с€дь, играй! ќн садитс€, и оторвать его уже невозможно. —тоишь и говоришь: Ћука, ну хватит, нам надо заниматьс€, ну хватит! ј у него разр€дка идет.  ак вот здесь, на конкурсе, после концерта ћоцарта он устроил театр: играл джаз в артистической. » не потому, что выпендривалс€: ему просто надо было выпустить пар, создать какой-то, как он говорит, амбь€нс дл€ людей, которые так же, как и он, переполнены эмоци€ми. Ќо они не должны бегать, говорит, и просить автограф, хватать мен€ на улице. Ёто не €, это музыка производит такое впечатление!

ќн сам понимает уникальность собственной природы?

–ена Ўерешевска€: “о, что он абсолютно уникален, причем не только в музыке, € сразу пон€ла. Ќо кроме мен€ и реб€т моего класса, в его уникальность никто не верил. ќн приходил ко мне после каких-то встреч, экзаменов и спрашивал: вы верите в мен€? я понимаю, что недолго еще учусь играть профессионально. Ќо вы верите в мен€? ” этого человека нет середины. ќн иногда играет, а € сижу и пишу по-русски: дурак! ј на самом деле - гений! » потом спрашиваю: Ћука, в чем дело? ј он все знает, что у него не так. » говорит: € просто устал, устал бегать в метро, давать частные уроки, искать по ѕарижу ро€ль, чтобы заниматьс€.

” него трудное семейное положение. –одители в разводе, не помогают ему. ≈сть бабушка с дедушкой, которые живут р€дом с ѕарижем. я сказала: пойду разговаривать с твоими бабушкой и дедушкой! - ќн: умол€ю, не надо! ќни и так делают все, что могут! - Ќет, € должна поговорить с ними! ѕрихожу к ним и говорю: вы понимаете, что Ћука едет на –олан √аррос! » сразу всем пон€тно. “ам, говорю, у всех есть массажисты, они ед€т специальную пищу, и так далее. ј ваш внук носитс€ в метро по частным урокам. ¬озьмите его к себе, надо, чтобы он занималс€, чтобы он отдыхал, был на природе. Ѕабушка сказала: хорошо, мы перейдем спать в прицеп, а ему отдадим свою спальню. » он осталс€ у бабушки с дедушкой, которым € признательна по гроб жизни за это.

≈му важны внешние обсто€тельства?

–ена Ўерешевска€: ≈му нужны крыль€. ќн мне позвонил из ћосквы и сказал: € так счастлив, это такой зал, это такой инструмент! я играю, € летаю, у мен€ крыль€! ј вчера после ћоцарта € зашла к нему в артистическую, он не выходил из нее. √оворит: € чувствую, что могло быть лучше. - я ему: все равно ћоцарт был изумительный. Ќо у него какое-то собственное ухо на себ€. » не только на себ€.

” Ћюки есть ощущение физического контакта с музыкой.

–ена Ўерешевска€: ƒа, и € ему говорю: ты входишь физически в звук, ты с композиторами, ты даже не с залом. » с ним начинает происходить кака€-то метаморфоза.  онечно, он гениальный.  огда он начал делать успехи четыре года назад, € ему сказала: Ћука, если так дело пойдет, поедешь на  онкурс „айковского. —ейчас зачастую езд€т по конкурсам и катают одну и ту же программу по всему миру. ѕотому и начинают играть одинаково, спортивно, накачивают себ€ какими-то неестественными эмоци€ми. Ёто какой-то новый вид спорта в мировом масштабе. ћо€ позици€ друга€: можно играть на массе маленьких конкурсов, чтобы обыгрывать программы, собирать репертуар, но идти надо к своему большому конкурсу. » € сказала Ћюке: твой конкурс - это конкурс „айковского.

...ќн садитс€ и играет “ретью сонату и улыбаетс€ своей лучезарной улыбкой. “ретью сонату ѕрокофьева - по слуху!

Ќо это самый сложный конкурс и самый непредсказуемый по результатам.

–ена Ўерешевска€: ƒа. » € знала, куда мы едем, и какие сильные участники будут в этом году. —казала ему: ты должен дать обещание, если не пройдешь на второй тур, ты не опустишь руки. » так же, как € обещала тебе 4 года назад, что ты будешь играть на конкурсе „айковского, так и сейчас обещаю, что через 4 года мы приедем сюда за успехом. Ќо сейчас ни €, ни он о премии не думали. ћы просто готовились. ћы везли сюда сложную программу, хот€ нас в ѕариже били за нее: с ума сошли, с ћетнером едут! Ћюка даже обыгрывал эту программу в Ёколь, но там нам сказали: нет-нет, ћетнера слушать не будем! ѕожалуйста, что-нибудь другое! ј Ћюка очень любит эту музыку. ќн играет все. ¬сю литературу, какую хотите.

 ак он ее играет?  ак вы занимаетесь с ним?

–ена Ўерешевска€: ƒело в том, что дл€ мен€ база всей работы - это Ѕах. я изучаю его словарь, композиции, на которых построена музыка всех времен. » мои реб€та как-то по-другому начинают слышать. Ќе трафаретно. —кажем, они знают, что побочна€ тема во ¬тором концерте –ахманинова - это баховский хорал. » когда Ћюка приходит ко мне, а у мен€ кто-то играет, и € начинаю говорить, что, вот, все думают, что этот лейтмотив - словарь Ўумана, а на самом деле - это словарь Ѕетховена, а Ћюка уже играет из "ѕестрых листков" Ўумана. »ли приходит ко мне: вы знаете, почему у Ѕетховена были такие каденции? » начинает рассказывать. ” нас в классе все этим заражены. я глубоко убеждена, чтобы не быть штампом, нужны знани€. » не надо говорить, что исполнител€ми, композиторами рождаютс€. –ождаютс€ и потом учатс€ ими быть. ћоцарт мог стать великим математиком, если бы в его семье были математики.

 
  • ¬ игре Ћюки есть качество живой импровизации.

–ена Ўерешевска€: Ёто и так, и не так.  онечно, все основное у него продумано и выстроено. ѕри этом он может сказать: € сейчас, чтобы быть уверенным, перед тем, как идти играть, записал по пам€ти прелюдию и фугу Ѕаха. ј вчера он сидел и пел, чтобы фразу построить правильно. » вот когда уже все есть, он садитс€ на сцене и начинаетс€ "ворожба". ƒа, € ему объ€сн€ю, как фраза строитс€ в данном контексте, что композиторы исход€т из возможностей инструмента - моцартовского, бетховенского и т.д. Ќо как он это делает потом на сцене? ќн не занимаетс€ по восемь часов на инструменте. » когда € чувствую, что он устал, начал нервничать, € говорю: Ћукаша, € пошла! - ќн говорит: да-да, € сам, € сам! »ли он мне звонит и говорит: € сегодн€ не трогал ро€ль, € просто смотрел в ноты, € пел, не волнуйтесь, € в хорошей форме.

≈го отношение со звуком феноменальное: в "Ќочном √аспаре" через звук он создает суггестивные эффекты - живые страхи, ужас от химерических сущностей, оцепенение смерти?

–ена Ўерешевска€: ќн сам захотел играть "Ќочного √аспара". ќднажды мы были в горах, и вдруг он говорит: хочу выучить "—карбо". » через три дн€ принес мне "—карбо", которого подобрал по слуху. “ам были, конечно, фальшивые ноты, но это уже был "—карбо". я ему говорю: да, ты сыграл, но - в общем. - ј он на мен€ смотрит и говорит: а —карбо был? » за мен€ ему отвечает –еми ∆енье: не то слово "был" - мурашки по коже шли! “о есть, Ћюка исходит сначала из образа, и с ним вообще заниматьс€ невозможно, как с другими. Ќапример, он играет Ётюд Ўопена, и € ему говорю: Ћука, то, что ты будешь играть быстро, это пон€тно. Ќо мне нужно, чтобы было больше трепета и какой-то любви мимолетной в движении звука. ћне нужна мимолетность. » вот так мы с ним работаем - образами. »ногда надо технически помочь, как этот звук сделать на ро€ле. » € ему подсказываю.

„то у него за природа техники, без фундамента позвол€юща€ играть виртуозный репертуар?

–ена Ўерешевска€: ј у него, как у √оровица, врожденна€ виртуозность. Ёто то, что мен€ сразу поразило, когда его брала: у него было все "дыр€во", но пальцы летали в разные стороны. Ёто виртуозность от Ѕога. ” нас однажды был напр€женный момент, когда мы учили —едьмую сонату Ѕетховена. Ћюка все очень хорошо делал и вдруг приходит ко мне и говорит: ничего не получаетс€! я не могла пон€ть, в чем дело. ѕотом одна девочка из класса сказала: он сейчас 24 часа в сутки играет гаммы и упражнени€. ќн приходит, и € ему говорю: ты что думаешь, сто процентов детей, которые играют гаммы двойными терци€ми, умеют потом играть Ётюды Ўопена? “ы с твоим талантом, с твоими ушами? ѕрекратить! я всегда говорю ученикам: когда вы играете, ничего дл€ вас нет, кроме образа, звука и времени - того персонального времени, которое логично, идет от гармонии, от линеарного анализа. Ёто - главное.

 акой вы видите правильную перспективу дл€ Ћуки?

–ена Ўерешевска€: ¬о-первых, ему надо получить концертный диплом. ≈го жизнь теперь совершенно помен€етс€, благодар€ тому, что он так был пон€т и прин€т в моей любимой ћоскве. ј ведь некоторые вообще не верили в то, что он сможет играть на конкурсе „айковского. Ќо вот как будто что-то свыше есть. ќн спрашивает мен€ во врем€ второго тура: знаете, какой сегодн€ день? - Ќет. - —егодн€ 24-е число. ћне 24 года. я играю 24-й концерт. ќн непростой мальчик. ќн знает очень многое. —прашиваю, проход€ мимо ÷ентрального дома литераторов: ты знаешь, что это здание имеет отношение к "ћастеру и ћаргарите"? - ќн отвечает: значит, ѕатриаршие пруды здесь где-то близко? ј перед конкурсом бабушка ему открыла, что они, оказываетс€, бежали из –оссии во врем€ революции. ћожет, это был какой-то фамильный секрет. Ќо Ћюка чувствует себ€ здесь, как рыба в воде. ќн обожает этот зал, он обожает все. » когда к нему подошла кака€-то девочка с книгой ƒостоевского, чтобы вз€ть автограф, € сказала ей: правильно - ƒостоевский, это его писатель. ƒл€ российского человека это нормально, но не дл€ молодого француза.

 

http://www.rg.ru/2015/06/27/interviu-poln.html

 

ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



Ќина_ёрьева   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 »юл€ 2015 г. 19:58 (ссылка)
Ѕлагодарю за пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
natali_100   обратитьс€ по имени —реда, 15 »юл€ 2015 г. 22:35 (ссылка)
Ѕольшое спасибо! »звините мен€, пожалуйста, € изменила название поста, т.к. немного написала о Ћюка ещЄ во врем€ конкурса. „тобы было пон€тно, что это более развЄрнутый рассказ.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 16 »юл€ 2015 г. 07:33ссылка
natali_100, ¬ы можете смело мен€ть цитату на свой вкус.
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку