-Метки

Animals actors actual alexander rodchenko american artist architecture art art history art lesson art-clouds art-dogs art-water audiobooks avant-garde b. b. griffith beach beauty blake pierce blogs bloody river blues books brian freeman british capitaine marleau cara hunter cats celebrities cityscapes clouds daniel cole david baldacci dennis lehane detective dogs dorothy l. sayers english european expressionism florida flowers follow the crow food franck thilliez french french artist fun german graphic graphics gregg olsen health help history horses husky ian mcewan impressionism interview jeffery deaver john grisham kangliang landscapes lessons link literature loreth anne white louise penny miami michael connelly mimic mons kallentoft movies museum music nature norwegian people personal pets photographer photography photos poem psychology quotations rick wakeman robert bryndza russian artist russians scandinavian science sea seascapes seascapes-int shallow graves simone st. james sister boniface mysteries slow horses society spanish stephen hunter stephen king still-life story sur swedish tana french the accidental tourist the broken girls the coffin dancer the october list the second hostage the starling project the sun down motel travel ukraine usa war water watercolors waves whose body? workout бертина хенрикс борис акунин брайан фриман бритта рёстлунд вниз по кроличьей норе грегг олсен дациери сандроне деннис лихэйн дороти ли сэйерс дэниел коул жена убийцы забытые кости зыбучие пески идеальное убийство кадзуо исигуро камилла гребе капитан марло кара хантер кристин хармель левитан лорет энн уайт луиза пенни майкл коннелли макс сек малин перссон джиолито медленные лошади меж двух миров мертвая вода мертвые львы метос виктор мик геррон монс каллентофт на льду невидимый свет окуджава оливье норек охотник на ведьм роберт брындза свон томас симона сент-джеймс сломанные девочки случайный турист снайпер стивен хантер тана френч тереза дрискол у подножия монмартра убить отца фейтфул-плейс франк тилье цветы над адом шахматистка шифр это не сон я слежу за тобой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Marginalisimus

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.10.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 33252


Скульптор Луиза Буржуа (Louise Bourgeois)

Четверг, 19 Декабря 2013 г. 12:39 + в цитатник


Луиза Буржуа ( фр. Louise Bourgeois ; 25 декабря 1911 - 31 мая 2010) - известный американский скульптор, живописец и график.

Главная женщина в современном искусстве ХХ века Луиз Буржуа умерла 31 мая в возрасте 98 лет. До последних дней жизни скульптор усердно трудилась над своей новой выставкой, которая, уже посмертно, открылась в Венеции.Творчество Луиз Буржуа можно назвать энциклопедией современного искусства. В нем можно отыскать следы влияния всех ведущих художественных направлений 20 столетия - кубизма, футуризма, сюрреализма, конструктивизма, абстракционизма и концептуализма, но в тоже время скульптура, живопись, графика художника отличаются подчеркнуто личностным выражением ее творческой индивидуальности. Все работы Луиз Буржуа созданы под впечатлением ее жизненных впечатлений, глубоко уходящих корнями в детство мастера. Сама Луиз Буржуа образно определила себя "как коллекционера пространств и воспоминаний".

 

Предупреждение.

Пост не рекомендуется к просмотру трепетным любителям прекрасного и
 людям с обострённым чувством морали. Ваши чувства могут быть оскорблены.

 

Богатое символическое творчество Буржуа носит очень личный характер.

 

Луиза Буржуа - скульптор, посвятивший всю свою жизнь художественному воплощению собственных детских комплексов и пансексуалистичний теории З. Фрейда. Как признается Луиза Буржуа (Louis Bourgeois, b. 1911), все ее творчество - это всего лишь попытка справиться с эмоциями и достичь ментального здоровья. "Мои эмоции несоразмерны с моими габаритами, - говорит миниатюрная художница. - Не одни эмоции, а их сила - она ​​просто невыносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам". Вот уже семь десятилетий, как Луиза занимается самопсихоанализом, а искусствоведы анализируют опыты над собственной душой, воплощенные в мощные, захватывающие воображение пластические формулы.

 

 

«Меня зовут Луиз Буржуа. Я родилась 25 декабря 1911-го в Париже. Все мое творчество на протяжении последних 50 лет, сюжеты моих работ, все берет свое начало в моем детстве» – так звучало предисловие к ретроспективе скульптора в Центре Помпиду. Она выросла во французской провинции, где помогала родителям в семейном бизнесе – реставрации шпалер и гобеленов.

 

Луиза Буржуа (Louise Bourgeois)

В интервью для журнала Sculpture в 2005 году Буржуа утверждает, что детский опыт работы с гобеленами имел значение скорее для ее понимания искусства как реставрации поврежденных частей жизни, превращения фрагментированного в целостное. Кроме того, для нее эти старинные тканые картины были первыми контактами с историей искусства.

 

 

Жизнь американской художницы французского происхождения интересна не только историкам и любителям искусства – это история преданного своему делу человека, который терпеливо шел к цели на протяжении 60 лет и в результате добился невероятного успеха. Всемирное признание пришло к Буржуа в возрасте, до которого большинство художников просто не доживают: ей исполнилось 70, когда в 1982 году Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA) открыл большую ретроспективу ее творчества. 

 

"Собака" / "Nature Study" (1984-1994)

В 1960-х она начала работать с гипсом, латексом, смолой и, после посещения Италии, с бронзой и мрамором. Из-под ее рук выходят псевдоорганични объекты, а также творения, основой которых были женские и мужские половые органы, - долгосрочный и очень узнаваемый лейтмотив его творчества. Этот сдвиг в художественном подходе критики хором относят к постминимализму, т.е. символистской оппозиции к гегемонии художественного языка минимализма. Он ярко выраженный в знаковой скульптуре "Собака" / "Nature Study" (1984-1994), изображающая животное-гермафродита.

 

"Собака" / "Nature Study" (1984-1994)

 Работа иллюстрирует также ту тенденцию искусства Буржуа, которую сама художница называет "передгендернистю", - сосредоточение на телесном измерении без внимания к внетелесного измерения пола. Это следует рассматривать в поле не самодостаточной андрогинности, а, скорее, весы для Буржуа мифического сосуществования мужчины и женщины - среди ее скульптур и рисунков разных лет очень много сплетенных пар, мотивов любви и чувственного обмена

 

 Скульптура  Луизы Буржуа "Собака" / "Nature Study"  на выставке в Лувре.

 

Тогда, в рамках подготовки к вышеупомянутой ретроспективе в МоМА, художница через видеослайды обнародовала историю отношений ее отца и молодой любовницы, которой была английская гувернантка, им же нанятая для Луиз, ее брата и сестры. Женщина жила с семьей в течение десяти лет, при этом мать воспринимала такой длительный адюльтер как данность, фактически участвуя в существовании семейного двойного стандарта, так обременявшего детей.

 

"Разрушение Отца". The Destruction of the Father, 1974

 

Эта банальная ситуация стала для маленькой Луизы настоящей драмой, которую она переживала всю жизнь и переосмысливала в творчестве. Она считала отца предателем, а после смерти матери даже пыталась покончить с собой. Она до сих пор вспоминает, как однажды отец за столом почистил мандарин, сделал из него маленькую нелепую фигурку и, смеясь, показывал всем со словами: "Это Луиза". 

 

Кадр из видео, в котором Луиза демонстрирует, как еуо отец бырезал потешные фигурки из мандариновой кожуры.

Ссылка на ВИДЕО

В работе "Разрушение Отца" автор реализует в сложной пластической форме тягостные воспоминания, живущие в подсознании инстинкты, вызванные возникшими в детстве конфликтными отношениями с отцом.

"Я начала заниматься искусством, потому что оно отгораживало меня от тяжелых обеденных разговоров, когда мой отец рассуждал, какой он добрый и замечательный. Я брала белый хлеб, смачивала его слюной и лепила фигурку отца. Когда фигурка была готова, я начинала отрезать ее руки и ноги ножом". Детство понимается широко: как архаически наивный взгляд на мир.

 

"Разрушение Отца". Деталь.

В 1974 году Буржуа создает свою первую инсталляцию, открывшей новый этап в ее творческой биографии. Инсталляция, посвященная отцу, напоминает уютно румянящиеся в печи хлебы и представляет собой похожую на пещеру структуру, в которой похожие на камни фигуры окружают жертвенную плиту, на которой разбросаны части тела (в том числе куски этого ягненка, купленные в мясной лавке). Это очень тревожная работа, которая напоминает творчество одного из любимых художников Буржуа, испанца Франсиско Гойи.

 

 

 Эти обстоятельства, сложные отношения с отцом, смерть матери в 1932 году и одиночество оставили глубокие эмоциональные раны, от которых Буржуа пыталась освободиться в дальнейшем при помощи творчества. «Нужно каждый день избавляться от своего прошлого или принять его. Если же это не получается, нужно становиться скульптором», – писала она в своих мемуарах.

 

Мать и дитя. Mother and Child 1970.

 

Маленькая Луиза со своей матерью Жозефиной.

 

Мать Луиз, Жозефина Буржуа, после послевоенной эпидемии гриппа осталась почти инвалидом, и дочь заботилась о ней и возила ее на южнофранцузские спа. Художница называла мать мудрой личностью, которая была ее защитницей и лучшим другом. Умерла она в 1932-м, в том же году Луиз пошла в Сорбонну изучать алгебру и геометрию. В поздних интервью Буржуа утверждала, что геометрия давала уверенность в противовес эмоциональной путанице, которую она чувствовала — ее бакалаврская квалификационная работа касалась Канта и Паскаля (последнего она отмечала также как индивида, который отошел от математики в сторону религии после «мистического опыта» несчастного случая).

 

Couple IV, 1997

 

Дневники, которые художница хранила с 1923 года, говорят о раздиравших ее чувствах гнева, вины, страха. Богатое символическое творчество Буржуа носит очень личный характер, оно проникнуто гендерной проблематикой: женщина в нем – всегда жертва мужчины и его сексуальной тирании.

 

 

 

 

 

Louise Bourgeois May 31. 2010 ...last dance.

На родине, во Франции, первая большая экспозиция состоялась только в 1995 году, когда ей было 84 года. С тех пор творения этой хрупкой женщины преклонных лет – скульптуры, инсталляции, гравюры, картины – выставлялись по всему миру: в Лондонской TATE, Центре искусств королевы Софии в Мадриде, в Эрмитаже, снова в Париже, Центре Жоржа Помпиду и саду Тюильри (2009) и т.д. В 1999 году Буржуа была удостоена «Золотого льва» на 48-й Венецианской биеннале.

"Я делаю, я уничтожаю, я переделываю" - так называлась первая большая выставка Луизы Буржуа в лондонской галерее Tate Modern, прошедшей в 2000 году. Именно этой экспозицией Государственный национальный музей заявил о своем существовании, а Буржуа стала первым художником, представленным в новом бастионе contemporary art. Выставка имела огромный успех, и выбор мастера не случаен, ведь творчество Луизы Буржуа, по сути, является антологией современного искусства

 

"Истерический изгиб" ("Arch of Hysteria")

 

"Истерический изгиб" ("Arch of Hysteria")

"Истерический изгиб" и многие другие её работы исследуют физические, эмоциональные и психологические аспекты боли.

 

"Арка истерии" ("Arch of Hysteria").

 

"Истерический изгиб" и многие другие её работы исследуют физические, эмоциональные и психологические аспекты боли.

 

La Patte.

 

 

 

The Welcoming Hands

 

The Welcoming Hands

 

The Welcoming Hands

 

The Welcoming Hands

 


Father and Son, Louise Bourgeois

 

Louise Bourgeois Eye Benches, Agnes R. Katz Plaza, Pittsburgh Pennsylvania.

 

Eyes, Louise Bourgeois.

 

 

Художественное образование будущая художница получала в шести известных парижских учебных заведениях и ряде мастерских известных художников.С 1936 года начала заниматься в парижских художественных школах и студиях, включая знаменитую Ecole des Beaux-Arts и Академию de la Grande-Chaumiere. Начинающая художница посещала мастерскую великого скульптора Константина Бранкузи, в то время культовой фигуры парижского авангарда; брала уроки у прославленного кубиста Фернана Леже , и именно он сообщил Буржуа о том, что ее чувственное восприятие близкий к выразительных средств скульптуры . Фернан Леже оценил одаренность Буржуа и побудил ее заняться скульптурой . Тогда же художница поселилась в доме, где находилась галерея Андре Бретона "Gradiva" - таким образом состоялось ее детальное знакомство с работами Арпа, Миро, Дюшана, Далее, де Кирико, Пикассо, Ман Рея .

 

Self Portrait (1938)

В 1938 году она вышла замуж за выпускника Гарварда, американского искусствоведа Роберта Голдуотера. С ним она уехала из Франции, в которой, по ее словам, «не смогла бы выжить из-за хаоса семейных отношений», в Нью-Йорк.

 

 

До самой смерти мужа в 1974 году продолжался образцово-показательный союз двух и любящих друг друга людей, которые отдают силы и время искусству и воспитанию троих сыновей. Л. Буржуа - пример художника, "полюбила свой симптом", которой мифолизував факты собственного детства, свои навязчивые идеи и кошмары. Никаких реальных потрясений во взрослой жизни Луиз не произошло, однако она продолжала ласкать психологическую травму, которая мучила ее с детских лет.

 

Topiary (2009)

 

Topiary, 2005 Louise Bourgeois.

 

Portrait of Robert 1969 Bronze, painted white

 

Луиза в своей студии в Нью-Йорке, 1946 г.

В Нью-Йорке во время Второй мировой войны она примкнула к французам-сюрреалистам, бежавшим в США, но быстро потеряла к ним интерес и начала свою самостоятельную карьеру, полную открытий. Последующие почти 40 лет Буржуа жила тихой жизнью домохозяйки, воспитывала трех сыновей и постепенно зарабатывала известность в узких кругах.

 

Louise 1949

 

В этот период художница отдает дань всем основным направлениям в искусстве ХХ века – от футуризма до абстракционизма – и экспериментирует со всеми формами и материалами: начинает с сурового дерева в 1950-е, в 1960-е переходит к гипсу и латексу, чтобы затем в 1970–1980-е полностью посвятить себя мрамору и бронзе. Но во всех работах уже превалировали темы детских переживаний: материнство, смерть, ненависть, неравенство мужчин и женщин, личное и самое сокровенное.

 

Seven in Bed, 2001

 

Seven in Bed, 2001

 

Femme-Woman-2005

 

 

 

 

В этот период художница отдает дань всем основным направлениям в искусстве ХХ века – от футуризма до абстракционизма – и экспериментирует со всеми формами и материалами: начинает с сурового дерева в 1950-е, в 1960-е переходит к гипсу и латексу, чтобы затем в 1970–1980-е полностью посвятить себя мрамору и бронзе. Но во всех работах уже превалировали темы детских переживаний: материнство, смерть, ненависть, неравенство мужчин и женщин, личное и самое сокровенное.

 

Пара, 2003 год, алюминий (висячая скульптура)

 

Пара, 2003 год, алюминий (висячая скульптура)

 

Femme-Maison

В Америке Голдуотера и Буржуа имели тесные контакты с кружком французских экспатов-сюрреалистов (также и с большим количеством других представителей художественного и интеллектуальной среды, включая Жака Лакана). Влияние первых на дальнейшее творчество художницы абсолютно неоднозначный, поскольку, несмотря на некоторые похожие мотивы и формы, - например, изображения разрезанного тела или графики "Femme Maison" ("женщина-домов") (1945-1947) и "Fallen Women" (1946 - 1947) - Буржуа всегда не то что открещивалась от любых параллелей с сюрреализмом, но и достаточно пренебрежительно и критически относилась к представителям течения, особенно к Сальвадора Дали .

 

Fallen Woman

 

«Женщина-дом» — серия картин, изображающих обнаженную женскую фигуру, из тела которой вырастает дом. 

 

 

Эти работы - размышления художницы о роли женщины в семье, которую многие определяют исключительно как поддержание домашнего очага. Сама скульптор утверждает, что это пародия на сюрреализм, который пытался представлять женщину как конструкцию.

 

Louise Bourgeois. Femme-Maison, 1983.

 

С другой стороны, акт замыкания в доме носит угрозу заключение, как и заключение в собственном теле, что возвращает нас к формального содержания сросшихся "женщина-домов". В иронический способ Луиз Буржуа демонстрирует такую ​​линию в "Femme Maison" 1982 года - в этот раз это кукла Барби, голову и тело которой заклеено в глиняный макет дома, а ноги, руки и синтетическое волос беспомощно торчащие из него.

 

Louise Bourgeois. Femme-Maison, 1994.

 

Louise Bourgeois with her sculpture "Femme-maison" at the museum of modern art

Авторы официальной рецензии к фильму "Louise Bourgeois. The Spider, the Mistress and the Tangerine" увидели здесь призрак Зигмунда Фрейда и объяснили некоторую враждебность Буржуа по отношению к сюрреалистам тем, что они были для нее "родительскими фигурами".

 

Louise at Chelsea home_2007

Но эти выводы, очевидно, безосновательны: такое отношение было типичным для тогдашней нью-йоркской школы, которая при определенной близкой к сюрреализму в пределах отдельных образов отвергала излишне завершенный вид многих работ этого течения в пользу средств, характерными для абстрактного экспрессионизма. Следует принять во внимание и утверждение художницы о полное безразличие к сновидениям как источника образов.

 

 

 

ЛУИЗ БУРЖУА Фигуры (Тотемы).

«Тотемы» — квазипримитивистские абстрактные скульптуры (серия «Фигуры», скульптуры «Колонна», «Слушающий» и др.)

 

 

Ее безликие молчаливые «Фигуры» — зримое воплощение чувств Буржуа, которые она испытывала, уехав в начале 1940-х годов из раздираемой войной Франции в США. Поселившись в Нью-Йорке с мужем, историком искусства Робертом Голдуотером, она чувствовала свою вину перед оставшейся в Европе семьей. Многие критики считают, что «Фигуры» олицетворяли для нее покинутых родственников.

 

Quarantania , 1941.

Позже Буржуа стала создавать произведения, поражающие своей «телесностью». Чувственные органические формы ее скульптур иногда шокируют своими откровенными аллюзиями… Как для большинства послевоенных художников, сексуальность для нее связана с травмой и мучительным поиском своей идентичности, своей роли в межполовых отношениях. Она играет на контрастах, соединяя в одной скульптуре мужские и женские формы, внешний облик какой-то части тела с ее внутренностью, твердые и мягкие поверхности (серия «Янус»).

 

Висящие скульптуры "Цветущий Янус" (на переднем плане) и "Девочка" (назаднем плане).

Л. Буржуа принадлежит к числу художников-постсюрреалистов, заявивших о себе главным образом в 30-40-е годы, уже после того, как сюрреалистическое движение во Франции пришло в упадок. Художники этого круга никогда не образовывали сплоченных групп, не были склонны к декларативным заявлениям, широковещательным программам и манифестам. В то же время среди них можно выделить группу, объединенную не только романтическим интересом к «темной стороне» психической и интеллектуальной жизни, но и к телу как манифестации этой «темной стороны». По-этому сексуальность для Буржуа связана с травмой и мучительным поиском своей идентичности, своей роли в межполовых отношениях. В 1968 году Луиз Буржуа сделалa две скульптуры, одновременно ироничные и шокирующие: «Fillette» («Девочка») и «Janus Fleuri» («Цветущий Янус»).

 

  "Цветущий Янус". Janus Fleuri 1968.

 

Бронзовый "Цветущий Янус" отражает вечное соединение гендерных форм, слившихся и переходят одна в другую. Янус в латинском языке означает арку, проход. Но Янус - это еще и двуликий бог, один человек которого обращено в прошлое, другое - в будущее, к божественным ворот (janua), которые были открыты во время мира закрывались во время войны. Монолитная и жесткая основа скульптуры изображает два вялых пениса, соединенных с центральным, почти бесформенным элементом напоминает половую щель и лобковые волосы. Прилагательное "цветущий" в названии указывает на визуальную метафору гениталий как цветение и аромат. Мужская и женская, как два человека, слились воедино. Два пениса похожие одновременно на женскую грудь, бедра и ягодицы.

 

 Janus Fleuri 1968.

 

Зрители рассматривают скульптуру "Девочка" "Fillette (Sweeter Version)" на выставке "The Return of the Repressed" в Sao Paulo

 

"Девочка".  "Fillete".

 

"Девочка" представляет собой, сделан из латекса, гигантский фаллос, раскачивающийся на крюке мясника. Эта скульптура - прежде всего, критический взгляд на иконографию фаллоса и мужского статуса, с ним связанного. Основание скульптуры читается и как женская грудь, и мужские семенники, и округлые начала женских бедер, ограничивающих женскую промежность. Соединение противоположностей а также в заоблачный сексуальных мужских веселье - возбужденный член поднялся только для того, чтобы быть подвешенным на металлический крюк подобно мясной туши, готовой к нарезания ломтиками

 

"Девочка"

 

Blind Man's Buff (1984)

Кроме того, Буржуа была склонна рассматривать свое творчество отдельно от художественных течений: в интервью Sculpture она в этом контексте назвала себя "одиноким бегуном на длинную дистанцию" - и если бы это было иначе, вряд ли ее работы сохраняли бы тактильную современность в среде " актуального искусства "последних лет

 

 

 

Sleep II (1967)

 

 

 

Avenza Revisited II,1968-1969

 

Le Trani Episode.

 

Cumul I. 1968. White marble.

 

Louise Bourgeois. Femme bronze,1960

 

Louise Bourgeois. Harmless Woman, 1969

 

Louise Bourgeois. Fragile Goddess, 1970

 

 

В 40-х годах Буржуа сконцентрировала свое внимание на скульптуре, в которой она сейчас признан одним из ведущих мастеров ХХ века. Ее первые пластические опыты несут в себе формальный влияние архаической древнегреческой, африканской, древнеамериканской скульптуры. В этих работах отчетливо прослеживается влияние крупнейших скульпторов прошлого века Константина Бранкузи, Генри Мура, Альберто Джакометти, которые также опирались на архаическую пластику. В начале скульптуры Буржуа состояли из групп абстрактных и органических форм, которые часто были вырезаны из дерева .

 

The Blind Leading the Blind, 1947-49

 

Одна из самых известных ее работ "Слепой, ведущий слепого" (1947). Это работа напрямую роднится с шедевром Питера Брейгеля-старшего "Притча о слепых". Конструкция из двадцати длинных розовых деревянных подпорок, сужающиеся книзу, а вверху соединяются чем-то вроде непрочного мостика-стяжки. Ощущение неустойчивости и ненадежности захлестывает, простота смущает. А Луиза заявляет, что скульптура - просто реминисценция детского желания спрятаться под столом во время обеденных семейных скандалов.

 

Louise Bourgeois & Andy Warhol.

 

В 1980-х годах, уже после смерти мужа, творчество Буржуа стало предметом растущего интереса. Академические круги приветствовали ее в связи с распространением феминизма, а молодые художники интересовались ее жизнью и работой из-за творческой независимости, использования различных стилей, отсылок к истории искусства и чувствительности к социальным вопросам. К тому моменту не было никаких сомнений: Луиз Буржуа создала свой символический словарь, в котором личный опыт и фантазии конкретизированы в выразительные, часто феминистские образы.

 

 

 

Louise Bourgeois. Femme-Couteau,2002.

 

 

 

 

 
 
 
Louise Bourgeois, Knife Figure, 2002.
 
 

 

 

Three Horizontals, 1998.

 

Arch of Hysteria, 2004.

 

The Woven Child

 

 

На 1990-е пришелся новый период в творчестве Буржуа - период "Клетки". Как одной из целей художницы было создание самодостаточного пространства, независимого от музейного среды, в который можно войти. Эти конструкции представляют собой своеобразную изоляцию прошлого опыта.

 

Cell (Choisy) (1990-1993)

 В Cell (Choisy) (1990-1993) клетка содержит мраморную скульптуру дома, расположенного под большой гильотиной, напоминая сцену из ночного кошмара. Помещения, защитное убежище в работах Луиз Буржуа является отчужденным или огороженным, потерянным, однако это позволяет исследовать его извне, воспроизводить, а значит превращать в художественный объект. То, что теряет свою первоначальную функцию и место, получает право стать элементом поля эстетики. А эстетику Буржуа использовала как частный санаторий, однокоренной с "sanity"

 

Louise Bourgeois - Cell XXVII (2004)

 

Cell XXVII (2004) - Detail

 

Louise Bourgeois  Cell--2003

 

Cell XXVI, 2003, steel. Fabric, aluminium, stainless steel and wood.

 

 

Деформированное, фрагментировано, многофункциональное тело едва ли не основным элементом его творчества. На "Документе", 1992, и Венецианском биеннале, 1993, художница представляла в одной из "Клеток" показательную в этом плане работу "Истерический изгиб" ("Arch of Hysteria") - спазматически выгнутую мужскую фигуру без головы и рук. В одном из своих интервью Буржуа подчеркивает свою индифферентность к полу истерической скульптуры, а делает акцент на жесте. Это также часто фигурирует в её других работах, например, в складной кукле-ножик "Femme Couteau" (2002)

 

 

 

 

 

 

 Деформированное, фрагментировано, многофункциональное тело едва ли не основным элементом его творчества. На "Документе", 1992, и Венецианском биеннале, 1993, художница представляла в одной из "Клеток" показательную в этом плане работу "Истерический изгиб" ("Arch of Hysteria") - спазматически выпяченную фигуру без головы и рук, на этот раз мужской. В одном из своих интервью она подчеркивает свою индифферентность к полу истерической скульптуры и делает акцент на жесте. Эта идея также часто фигурировал в её других работах,например, в кукле-ножик "Femme Couteau" (2002)

 

The Reticent Child (2003).

 

The Reticent Child
"There is a child who simply refused to be born. His birth was quite late. Was there something that he perceived that prevented him from wanting to leave the womb and go out into the world? How much of who he will be, his feelings and actions, will be predetermined by this refusal to appear? How will this child face the future? Will he be shy, reduced to silence, awkward or even hostile? He is the reticent child. Il était réticent. Mais je l'ai révélé."
Louise Bourgeois, 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

The reticent child, 2003.

 

Louise Bourgeois - Oedipus (2003).

 

Oedipus, 2003 (Detalle)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Louise Bourgeois Rejection 2001

 

Louise Bourgeois THE WOVEN CHILD, 2002, Fabric, steel and aluminum,

 

 

 

Кролик.  Rabbit (1990).

 

 

 

Скульптура из серии "Эхо". Echo IV

 

Louise Bourgeois. St. Sebastienne, 2002.

 

Spider-2003

 

"Паук" ("Spider").

Символом позднего творчества Луиз Буржуа стала инсталляция «Паук», как образец совершенной, созданной природой рациональной и выразительно

 

CROUCHING SPIDER, 2003

 

 

Скульптор Луиза Буржуа считает паука лирическим воплощением собственной матери-мастерицы и вообще средоточием терпения, трудолюбия, искусности.

 

Louise Bourgeois-Exhibition Paris 09.


Художница сказала: «Паук является одой моей матери. Она была моим лучшим другом. Как и паук, моя мать была ткачихой. Моя семья занималась реставрацией гобеленов, и моя мать давала уроки реставрационного мастерства. Как и пауки, моя мать была очень умна. Пауки являются дружественными существами, которые поедают комаров. Мы знаем, что комары разносят заболевания, и потому являются нежеланными в доме. Поэтому пауки полезны и защищают нас, также как моя мать».

 

 

Конкретикой именно этого сорта (пауки—ткачество—шпалеры—детство—мать—терпение), как правило, и питаются рассуждения о творчестве Луиз Буржуа. Пытаются перечислить отозвавшиеся в нем посторонние эха: Бранкузи, Леже, Матисс, Мондриан, Боннар, Пикассо, Дерен, Поллок, Джакометти.

 

 

Посреди списка спотыкаешься: влияния столь разных художников неизбежно должны взаимно уничтожить друг друга. Пытаются поставить в границы стиля, но называют несовместимые сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, концептуализм, конструктивизм, футуризм. В конце концов, примирительная этикетка была найдена: "энциклопедия современного искусства".

 

Louise Bourgeois' Maman (1999) on the North landscape at Tate Modern in 2007.

 

Широкую известность принесли Буржуа ее гигантские «Паучихи» – огромные скульптуры из стали, бронзы и мрамора, на протяжении последних 20 лет ползающие по выставочным площадкам всего мира. В 2007 году одна такая девятиметровая фигура, названная Буржуа «Мамой», была выставлена на открытом воздухе в Лондоне перед галереей TATE.

 

«Мама» (Maman), Оттава, Онтарио (и другие места)

 

 

 

Bilbao - Louise Bourgeois' Spider

Название скульптуры переводится с неформального французского языка как «мать». Скульптура представляет собой 9-метрового бронзового паука с мешком, в котором содержится 26 яиц, сделанных из мрамора. Скульптура была представлена в 1999 году в Великобритании в Музее Современного Искусства в Тейте (Tate Museum Of Modern Art). «Этот паук – посвящение моей матери, которая была для меня лучшим другом. Подобно пауку, она была ткачихой и защитницей», – говорила тогда пожилая создательница.

 

 

 

23 мая 2011 года перед Швейцарским Парламентом была установлена бронзовая скульптура Maman.

 

Louise Bourgeois Maman sculpture and mist and fog at Guggenheim Museum in Bilbao, capital of the province of Biscay, in the Basque Country of Spain

 

Maman - Guggenheim Museum Bilbao 2.

 

Musée Guggenheim - Bilbao,

 

 

Женщина – жертва, мать и труженица – всегда находилась в центре творчества Буржуа. «Женщины – лузеры, они нищие, даже несмотря на борьбу за свои права. Ибо судьба женщины определяется нашей одаренностью. Это жестокая вещь. Если у вас нет таланта, нет хорошего образования, нет манер, нет самообладания, то что вы собираетесь делать со своей жизнью? А жизнь – это серьезная штука и часто трагичная», – писала когда-то Буржуа, первая художница, заставившая мировую арт-сцену говорить о себе всерьез.

 

Луиз Буржуа со своей скульптурой «Девочка». Robert Mapplethorpe: Louise Bourgeois, 1982,

 

Стилистическое разнообразие Буржуа, столь отрадное её исследователям, оборачивается не столько историей искусства, сколько историей ХХ века. В ней, как в кривом зеркале, отражены все культурные мифы столетия. Психоанализ, структурализм, феминизм, концептуализм — болезни века, пережитые и обыгранные в вещах Буржуа. Ее искусство — искусство образованной девочки из хорошей семьи, которой повезло родиться в 1911 году, но жить пришлось в безумном послевоенном мире. Искусство ироничное — но больше с черным юмором. Умное — иногда в ущерб пластическим достижениям. И оттого до сих пор актуальное — слишком хорошо описывается словами, чтобы быть отосланным в классику. Буржуа раньше многих скульпторов поняла, что идея важнее формы. И сейчас в образе морщинистой старухи с язвительной улыбкой на устах может смеяться над собой и миром — она победила свое время.

 

Источники: 1, 2, 3, 4, 5

 

 

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 6 пользователям

gallinnika   обратиться по имени Четверг, 19 Декабря 2013 г. 20:23 (ссылка)
Cтолько всего..... Талантлива.
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2013 г. 01:14 (ссылка)
Marginalisimus, сразила ты меня этим постом, этим автором. Лежу на лопатках. Переживаю шок. Не знала я ничего об этом художнике. Да, об этом художнике. " Слишком хорошо описывается словами, чтобы быть отосланным в классику". Добавила бы, что слишком актуально, чтобы быть отосланным в классику. Весь двадцатый век обрушивается на зрителя, сразу, оптом, без возможности вдохнуть-выдохнуть. Автор вообще не дает никакой возможности хоть чуть-чуть отодвинутся от своих образов и плюет на технику безопасности:" Не стой под стрелой!" - именно под " стрелой " зритель и стоит и эта самая "стрела", как в страшном сне рушится на зрителя. рушится, рушится, падает, да никак не упадет. Невозможно " проснуться " и забыть кошмар. С одной стороны - её творчество- настолько интимно-личное, что не каждая сильная и скандальная личность решится обнародовать. Уорхолл -невинный младенец, конформистский продавец по сравнению с этой тихоней, кропающей кошмары в своем мирке американской обывательницы. А как менается её облик на фотографиях с возрастом! В конце жизни: это уже фурия, ведьма, Баба-Яга, попирающая ногой самой же и созданное! "Смотрите, дураки, что вы из себя представляете!" Вот мы и смотрим. На образец гармонии, утвердившийся в Европе в конце двадцатого века( по мне , так, двадцать первый век ещё не наступил, не пробил ещё какой-то исторический час, не ударил ещё колокол судьбы, который провел бы водораздел между веками, не хрустнуло ещё время под ногами, чтобы обозначить -точно, уже в другом измерении живем, только умные гаджеты глупенько меняются с непредвиденной скоростью, а мы - висим над ними и с ними, не чуя земли под ногами) - и он -этот образец- не больше , ни меньше- паучиха кафканкианских размеров из благородной бронзы. Идея оказалась важнее формы, Европа с этим согласна. Остается нас всех в этом убедить.
Ответить С цитатой В цитатник
Marginalisimus   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2013 г. 02:32 (ссылка)
gallinnika, [QUOTE]Исходное сообщение gallinnika
Cтолько всего..... Талантлива.

Спасибо, что откликнулись и написали о своём впечатлении! Я даже не надеялась на положительную реакцию читателей, но мне очень хотелось, чтобы нашлись люди, кто в состоянии осознать масштаб таланта художницы.
Ответить С цитатой В цитатник
Marginalisimus   обратиться по имени Остается нас всех в этом убедить. Суббота, 21 Декабря 2013 г. 03:10 (ссылка)
ily_domenech, Спасибо тебе большое и за то, что не только приняла искусство Буржуа, но и написала великолепный анализ её творчества и личности в своём эссе (язык не поворачивается назвать его "комментом"). Благодарна за то, что сумела прочитать пост так, как я его и состовляла, т.е. тобою прочитана "концепция" поста. Не случайно я представила фотографии Буржуа с младенческого возраста до "бесконечности". Меня просто приковывало к себе её лицо в разном возрасте, я подолгу вглядывалась в её портреты, в глаза. Можно отдельный пост сделать только по её фотографиям, у меня ещё много осталось "за кадром". Про неё можно серию постов делать. Мне даже пришлось отдельные несколько альбомов сделать по ней на Яндексе:

http://fotki.yandex.ru/users/t-ferrara/album/223409/

1. Louise Bourgeois-Arch of Hysteria
Из-за ограниченного формата поста (и с технической стороны тоже) невозможно представить все сногсшибательные фотографии скульптуры с разных ракурсов и точек зрения. От них меня просто захватывало дух. Это плоскостную картину можно давать одним файлом, а скульптуру...до бесконечности.

2. Louise Bourgeois-Photos
Kak много выдающихся портретов не вошло в пост!





/fotki.yandex.ru/users/t-ferrara/view/735814/">
title="" alt="" border="0" />


url]
В этом альбоме посмотри и разгляди не только фотки скульптуры The Welcoming Hands, но и фото рук самой Луизы. По теме "Руки" можно делать целый пост. А сколько потрясных файлов осталось ещё в интернете...

4. Альбом "Spiders"
Можно столько пауков от Луизы Буржуа в интернете насобирать: и рисованных, и маленьких статуэток, и гигантских скульптур.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Marginalisimus   обратиться по имени Остается нас всех в этом убедить!!!!!!!! Суббота, 21 Декабря 2013 г. 03:30 (ссылка)
ily_domenech, И это ты верно сказала! Хотела пост в сообщество отправить, а потом поняла, что НАС ни в чём не убедишь! В тебе я была уверена, что понять Л.Буржуа тебе по плечу, но найдётся ли ещё кто-нибудь , кто примет это искусство, не сконфузится после "романтических" постов про понятное "прекрасное"?
Решила, если в дневнике найдутся "благодарные зрители", то рискну и в сообщество. Или не стоит? Всё-таки, эта тема требует интеллекта чуть повыше среднего.
Вон даже Садальский побоялся (или не смог) без сарказма пост о ней сделать.
http://sadalskij.livejournal.com/539472.html
Но ему простительно, он же не художник, не искусствовед, а простой артист.
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2013 г. 03:51 (ссылка)
Marginalisimus, а давай подождём денёк-только сутки пост висит, вторые пошли.
А вообще- хочешь прослыть эпатажной особой? Вперед! А ты - и уже эпатажна!
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2013 г. 03:57 (ссылка)
Marginalisimus, кстати- я тоже простой читатель.
Ответить С цитатой В цитатник
Marginalisimus   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2013 г. 04:04 (ссылка)
ily_domenech, Прослыть... Вот это "хотеть прослыть" , т.е. "преподатЬ" себя каким-то образом в интернете мне чуждо. Неудачное слово ты выбрала.
Ответить С цитатой В цитатник
Marginalisimus   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2013 г. 04:05 (ссылка)
ily_domenech,
Исходное сообщение ily_domenech
Marginalisimus, кстати- я тоже простой читатель.

Кокетка ты, а не "простой" читатель.
Ответить С цитатой В цитатник
Marginalisimus   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2013 г. 04:07 (ссылка)
ily_domenech,
Исходное сообщение ily_domenech
Marginalisimus, а давай подождём денёк-только сутки пост висит, вторые пошли.
А вообще- хочешь прослыть эпатажной особой? Вперед! А ты - и уже эпатажна!

Ты думаешь, что в своём дневнике и перед тобой я тоже себя "преподаю"?
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2013 г. 16:51 (ссылка)
Marginalisimus, думаю что выбрала не только неудачное слово, но и понятие, к тебе не применимое- ты действительно никем прослыть не хочешь, да, это понятие тебе чуждо. Прости. Пожалуйста, прости, я не хотела тебя обидеть.
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2013 г. 16:56 (ссылка)
Marginalisimus, нет, не думаю, уже попросила прощения. Относительно себя: я - не искусствовед, не художник, не журналист, не критик- ни одного из перечисленных образований у меня нет и не было, ужасно боюсь ляпнуть по графоманству какую-нибудь чушь, насчёт того, о чём профессионалы-как орехи колют. Полагаюсь на личные впечатления. Поэтому- считаю себя простым читателем. Но читать и смотреть -тоже труд, наверно потому, что нужно " вычитать" и " высмотреть". Может хоть здесь " юрисперденция" мне помогает.
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2013 г. 17:22 (ссылка)
Marginalisimus, ещё раз проштудировала пост и все фото из твоих альбомов. В восхищении. Вот что думаю : если бы Луиза не занималась творчеством, не выплёскивала из себя то, что сидело в ней занозой - эти самые детские впечатления, психолоческие травмы, вряд ли она дожила бы до своих преклонных лет и мы вряд ли увидели бы метаморфозу, которая с ней произошла: из заурядной жены с заурядной внешностью она превратилась в лихую, мудрую, свободную без понтов личность, победительницу экзистенциальных страхов - не они владеют её, а она управляет ими как жонглёр и фокусник одновременно, хоть в этом от двадцатого века и его толпы психиатров и психологов польза. Даже если бы я не видела работ Луизы, а только её портреты, она сразила бы меня не менее, если не более. В изгибе кистей её рук, её взгляде, всегда разном и изнутри, разрезающем околопространство, её жестах, поворотах головы - таится загадка, и я, как зритель - на кончике иглы - а что я дальше увижу- что произойдет? То, что произойдет- веришь безоговорочно. И происходит. Наверно, все видят и чувствуют своё. Наверно, это секрет женственности. Победившей страхи. Наверно. это секрет художника.
Ответить С цитатой В цитатник
Нюсь   обратиться по имени Суббота, 11 Октября 2014 г. 14:03 (ссылка)
Ох, какие пауки! *__* Сильный образ.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2016 г. 08:35 (ссылка)
Вчера была на выставке Луиз Буржуа Структура бытия клетки в Москве в музее Гараж. Впечатление огромное. Прочитала Ваш интересный пост, посмотрела фото. Зацепило и не отпускает. Выставка до 7 февраля, обязательно схожу ещё. Также собираюсь посмотреть там же 2 фильма о ней. Я просто зритель, но смею надеяться думающий и чувствующий.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Января 2016 г. 20:20ссылка
Аноним, Спасибо за информацию о выставке. Сама не смогу сходить, а друзьям подскажу.
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2016 г. 08:36 (ссылка)
Аноним, Ирина
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку