-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в madera14

 -ѕодписка по e-mail

 


ѕ”Ў »Ќ,ƒќЋЋ» ‘» ≈Ћ№ћќЌ

ѕонедельник, 03 —ент€бр€ 2018 г. 20:51 + в цитатник
÷итата сообщени€ ќксана_Ћютова ƒарь€ ‘едоровна ‘икельмон . „асть 2

–еволюци€

ѕоследний взлЄт своей карьеры ‘икельмон пережил в дни революции 1848 года. ≈щЄ в 1847 году из ¬енеции, где в это врем€ находились ‘икельмоны,  арл Ћюдвиг был вызван в ¬ену, там он впервые за много лет получил важное назначение. ≈го направили в ћилан, где начинались революционные выступлени€.

¬ окт€бре 1847 года ‘икельмоны переехали в ћилан, где, как отмечала ƒарь€ ‘Єдоровна, они в полной мере почувствовали, какие напр€жЄнные отношени€ сложились между австрийцами и местной аристократией. ѕребывание в ћилане вскоре стало опасным — зимой 1848 года начались вооружЄнные столкновени€ населени€ с австрийскими солдатами. ¬ одной из стычек был смертельно ранен повар ‘икельмонов. ƒарь€ ‘Єдоровна описывает сестре трагические событи€:

…„увствую себ€, точно в осаждЄнной крепости. я не знаю, сколько времени ещЄ ‘икельмон должен оставатьс€ здесь, но € буду вне себ€ от радости, когда мы сможем покинуть этот город. ‘икельмон держитс€, но морально он тоже очень устал. Ќевозможно в подробност€х рассказать о нЄм. ≈го положение таково, что любой другой на его месте оказалс€ бы сломленным.

 

¬ начале марта 1848 года ‘икельмон получил назначение на должность председател€ военного совета јвстрии. —упруги уехали в ¬енецию, оттуда ‘икельмон направилс€ в ¬ену, а ƒарь€ ‘Єдоровна задержалась. ¬ ¬енеции она узнала о революции в јвстрии и о падении ћеттерниха. 18 марта ‘икельмон стал министром двора и иностранных дел в составе первого конституционного кабинета.

 

ѕалаццо ‘икельмон- лари в ¬енеции

 

¬ марте в ¬енеции была провозглашена республика. јвстрийцы также потерпели поражение в Ћомбардии. ƒарь€ ‘Єдоровна в ¬енеции дважды подвергалась аресту, революционное правительство города не было единодушно в вопросе о предоставлении свободы передвижени€ семье австрийского министра. ѕоначалу глава республики ƒаниэле ћанин разрешил ей покинуть город, однако позже ‘икельмон запретили уезжать. „ерез консула ¬еликобритании ƒарь€ ‘Єдоровна передала ћанину письмо, в котором она цитировала его же прокламацию о гарантии неприкосновенности всем иностранцам. »з ¬енеции ей удалось выбратьс€ на английском военном корабле, вызванном из “риеста. ƒарь€ ‘Єдоровна с дочерью и з€тем только через мес€ц встретились в ¬ене с ‘икельмоном, который после отставки графа  оловрата стал председателем совета министров. ¬ ¬ену ƒарь€ ‘Єдоровна прибыла в апреле 1848 года, о чЄм писала сестре:

ћы прибыли сюда позавчера и очень счастливы тем, что соединились с ‘икельмоном. ” мен€ такое чувство, что € пережила целую баталию, но только дл€ того, чтобы вступить в новую, из которой €, по-видимому, выйду с ещЄ более т€жЄлыми ранами.

ќбстановка всЄ более осложн€лась. ‘икельмон, умеренный политик, по сути дела, расходившийс€ с ћеттернихом во взгл€дах, тем не менее не мог пользоватьс€ попул€рностью. ќснованием дл€ нападок на ‘икельмона было его последовательное русофильство, не последнюю роль сыграло и происхождение его жены. ƒарь€ ‘Єдоровна писала сестре, что бо€лась даже видетьс€ с русскими, чтобы не навредить мужу. ¬скоре он был обвинЄн в получении вз€тки от русского правительства:

ѕосылаю тебе листовку, из которой ты увидишь, каким преследовани€м € здесь подвергаюсь. Ћюди не бо€тс€ оскорбл€ть благородный характер ‘икельмона и предполагать, что мы оба продались –оссии. Ёта глупа€ истори€ о двенадцати миллионах разглашена здесь болтуном ќболенским, и благожелательна€ публика, котора€ посто€нно обвин€ет ‘икельмона в том, что он друг русских, подхватила эту болтовню. ѕисьмо ƒ. ‘. ‘икельмон ≈. ‘. “изенгаузен. 22 апрел€ 1848 года

2 ма€ 1848 года к ‘икельмону €вилась студенческа€ делегаци€ с требованием его отставки, его дом с дев€ти часов вечера до двух ночи был окружЄн толпой народа. Ќа следующий день ‘икельмон, по словам своей жены, возмущЄнный бездействием властей, подал в отставку.

‘икельмоны вместе с дочерью и з€тем уехали в “еплице, где жили, никуда не выезжа€. Ќо и покинув ¬ену, они не чувствовали себ€ в безопасности. ¬ письмах к сестре ƒарь€ ‘Єдоровна сообщает о потр€сении, которое вызвали вести о гибели от рук восставших комиссара Ћамберга и военного министра Ћатура (кузена ‘икельмона). ќна просит сестру писать не пр€мо, а через Ѕерлин, так как положение, в котором находитс€ ‘икельмон, обвинени€, выдвинутые против него, «став€т в насто€щее врем€ барьер между мною и тобой».

ѕоследние годы

ƒарь€ ‘Єдоровна. ‘отографи€ 1850-х годов. ћузей в “еплице

 

∆изнь ƒарьи ‘Єдоровны на склоне лет была спокойной. ≈Є радовал счастливый брак дочери, вышедшей замуж за одного из самых богатых и знатных богемских аристократов, кн€з€  л€ри-и-јльдринген, а также успехи ≈лизаветы-јлександры при дворе. ¬ сорок семь лет у ƒарьи ‘Єдоровны было уже четверо внуков.

≈лизавета-јлександра, кн€гин€  л€ри-и-јльдринген. ’удожник ‘ранц Ўротцберг. 1848

 

ѕережитое в 1848—1849 годах сделало ‘икельмон ещЄ более консервативной, еЄ поздние письма полны опасений новых революционных потр€сений в будущем. –аевский отмечал у ‘икельмон «сильно развитое сознание необратимости исторических процессов», понимание того, что один человек не может сделать ничего против «духа своего времени». Ўирокий кругозор в сочетании с интуицией и способностью логически мыслить позвол€ли ƒарье ‘Єдоровне, соедин€€ знани€ о прошлом и наблюдени€ насто€щего, предвидеть дальнейшее развитие событий. “ак, она предсказала возможность двух войн, разразившихс€ уже после еЄ смерти, — австро-прусской (1866) и франко-прусской (1870).

ѕоследние годы ‘икельмоны жили либо в ¬ене, либо в “еплицком замке у дочери и з€т€. ѕозднее они много времени проводили в ¬енеции, где в начале 1855 года вместе с з€тем купили дом — нынешний палаццо  лари.

ѕосле отставки граф ‘икельмон полностью посв€тил себ€ литературной работе и имел в ней успех. ”мер он восьмидес€тилетним стариком в ¬енеции 6 апрел€ 1857 года. ѕо свидетельству ѕ. Ѕаранта, редактировавшего посмертное издание работ ‘икельмона (Pensées et réflexions morales et politiques du comte de Ficquelmont ministre d’Etat en Autriche. Paris, 1859), после смерти мужа ƒарь€ ‘Єдоровна «переписала и собрала» дл€ издани€ отдельной книгой его заметки по различным вопросам философии и политики, представл€вшие зачастую карандашные наброски неразборчивым почерком.

ƒарь€ ‘Єдоровна пережила мужа всего лишь на шесть лет: она скончалась 10 апрел€ 1863 года и была похоронена в семейном склепе кн€зей  л€ри-и-јльдринген в селении ƒуби близ “еплице.

ѕисьма графа и графини ‘икельмон, адресованные ≈. “изенгаузен, были изданы в 1911 году в ѕариже графом ‘. де —они.

‘икельмон и ѕушкин

 

«накомство ‘икельмон и ѕушкина состо€лось осенью 1829 года. ќн стал частым гостем в доме австрийского посланника, а с ƒарьей ‘Єдоровной поэта св€зывали дружеские отношени€. ¬ св€зи с этим довольно неожиданно выгл€дело утверждение плем€нника ѕушкина Ћьва ѕавлищева о том, что поэт и ƒарь€ ‘Єдоровна враждовали. ќднако после смерти ѕавлищева вы€снилось, что все цитаты из писем родных, которые он приводил в доказательство непри€зни, €кобы существовавшей между ‘икельмон и ѕушкиным, сочинены им самим. ÷ель подлога ѕавлищева осталась неизвестной; в целом его мемуары, как общепризнано, не могут считатьс€ достоверным источником и содержат и другие фальсификации.

ƒолли ‘икельмон. –исунок ј. —. ѕушкина на листке јрзрумской тетради. 1829

 

—уществует верси€, оспариваема€ большей частью исследователей, что у ƒарьи ‘Єдоровны был роман с ѕушкиным. ѕредположение возникло после публикации в 1922 году ћ. ÷€вловским рассказа друга поэта Ќащокина в записи Ѕартенева. ѕушкин, в подтверждение своих слов, что «при необходимости можно удержатьс€ от обморока и изнеможени€, отложить их до другого времени», рассказал ему о своЄм романтическом свидании, назначенном одной блест€щей светской дамой в своЄм петербургском доме. ”тром хоз€йка попыталась вывести ѕушкина из дома, однако у выхода встретила дворецкого. ѕо словам Ќащокина, «ѕушкин сжал ей крепко руку, умол€€ еЄ отложить обморок до другого времени, а теперь выпустить его как дл€ него, так и дл€ себ€ самой. ∆енщина преодолела себ€». »м€ дамы в рассказе Ќащокина не было названо, однако еЄ отождествл€ли с ƒарьей ‘Єдоровной — на пол€х тетради сделана запись рукой, не принадлежащей Ѕартеневу, где названо им€ ‘икельмон.

—уществует мнение (восход€щее к первому публикатору рассказа Ќащокина — ћ. ј. ÷€вловскому), что это приключение нашло отражение в «ѕиковой даме»: описание ожидани€ √ерманна, тайком проникшего во дворец старой графини, в передаче Ќащокина совпадает с описанием ожидани€ ѕушкина. ј пушкинист Ќ. Ћернер обратил внимание, что √ерманн, покида€ дом графини, думает не о крушении своих надежд, а о любовнике, посещавшем еЄ спальню шестьдес€т лет назад: «ƒумать <…> мог в данном случае автор, а не √ерманн, потр€сЄнный „невозвратной потерей тайны, от которой ожидал обогащен舓. — таким настроением не в€жутс€ эти мысли, полные спокойной грусти».

Ќ. ј. –аевский находил, что в «ѕиковой даме» под видом дворца старой графини изображЄн дом австрийского посланника. ќн побывал в особн€ке, впервые — в 1965 году, и попыталс€ восстановить былое назначение комнат в нЄм:

 

Ќа мой взгл€д, сохранивша€с€, по-видимому, без переделок спальн€ ƒ. ‘. ‘икельмон, ныне кабинет литературы <…>, значительно больше соответствует как тексту «ѕиковой дамы», так и рассказу Ќащокина, записанному Ѕартеневым. Ќ. –аевский.

ƒоказательством правдивости рассказа Ќащокина считаетс€ то обсто€тельство, что друг ѕушкина —оболевский, ознакомившийс€ с запис€ми Ѕартенева, не сделал никаких замечаний по поводу истории со свиданием. —уществует также запись јнненкова, сделанна€ им в то врем€, когда он собирал материалы дл€ биографии ѕушкина, со слов неизвестного (к тому времени Ќащокина не было в живых): «жарка€ истори€ с женой австрийского посланника», следовательно, этот случай был известен ещЄ кому-то. ѕо версии же ‘лоровского, источник јнненкова всЄ тот же Ќащокин, который ранее рассказал эту историю будущему биографу поэта. —торонники версии романа ‘икельмон и ѕушкина считают, что ƒарь€ ‘Єдоровна была несчастлива в браке. ќднако это остаЄтс€ только предположением: всЄ, что известно о супругах ‘икельмон, свидетельствует о полном согласии между ними.

ѕоэт и пушкинист ¬. ‘. ’одасевич считал, что рассказ Ќащокина заслуживает полного довери€, хот€ и изложен «необыкновенно безвкусно»; если бы ѕушкин и/или Ќащокин выдумали эту историю как «новеллу», то едва ли они назвали бы им€ ‘икельмон или чьЄ-либо ещЄ — это была бы клевета на женщину и «пр€ма€ подлость», дл€ ѕушкина или его друга немыслима€.

„асть исследователей из числа тех, кто считал, что это свидание действительно состо€лось, после по€влени€ публикации ÷€вловского относила его к первому периоду знакомства ѕушкина и ‘икельмон. ќднако после того, как было обнаружено и опубликовано письмо поэта к ƒарье ‘Єдоровне от 25 апрел€ 1830 года, эта верси€ считаетс€ маловеро€тной: ««а изысканно любезными, великолепно отшлифованными фразами поэта совершенно не чувствуетс€ интимной близости с адресаткой, будто бы имевшей место всего несколькими мес€цами ранее». –аевский, счита€ совершенно неверо€тным, что ѕушкин оговорил ‘икельмон, и свидание было на самом деле, относит его к осени 1832 года. ѕосле записи от 22 но€бр€ этого года им€ ѕушкина на страницах дневника ‘икельмон не встречаетс€ при том, что он продолжал посещать дом австрийского посланника:

 

“аким образом, ссоры не было, но перо графини почему-то перестало писать фамилию поэта…
ћне кажетс€ веро€тным, что именно 22 но€бр€ 1832 года можно считать той датой, после которой произошло незабываемое дл€ ƒолли ‘икельмон событие.

’одасевич также считал, что роман относилс€ к 1831 или 1832 году, и, таким образом, ѕушкин изменил жене с ‘икельмон (но не позже 1833 года, когда эпизод отразилс€ в «ѕиковой даме»). »сследователь также считал «психологически любопытными» упоминани€ ‘икельмон в письмах ѕушкина Ќаталье Ќиколаевне и видел в них отражение ревности супруги ѕушкина.

»звестно немного свидетельств современников об отношени€х ѕушкина и ‘икельмон. 26 апрел€ 1830 года ¬€земский пишет жене, име€ в виду ƒарью ‘Єдоровну: « ак это ѕушкин не был влюблЄн в неЄ, он, который такой аристократ в любви?» ј 25 июл€ 1833 года тот же ¬€земский, описыва€ вечер у супруги австрийского посла, сообщает, что ѕушкин ухаживал за « рюднершей». ¬ св€зи с этим сообщением –аевский отмечает, что, если бы у ѕушкина с ‘икельмон «в этот момент» были отношени€ «дальше дружбы», он вЄл бы себ€ у неЄ в гост€х «сдержаннее».

ѕо версии Ћ. √россмана, ѕушкин разыграл друга, сочинив, как это бывало, новеллу в духе Ѕоккаччо и выдав еЄ за действительное событие. ¬ комментари€х к главе п€той «≈вгени€ ќнегина» (“ать€на близка к обмороку, когда видит ќнегина, но удерживаетс€ от него) ё. ћ. Ћотман, отмеча€, что эпизод в поэме совпадает с рассказом ѕушкина Ќащокину, высказывает мнение, что если «жарка€ истори€» имеет реальную основу, то она произошла в 1825 году, то есть гораздо ранее знакомства ѕушкина с ‘икельмон. —овпадение же расположени€ комнат дома графини из «ѕиковой дамы» и особн€ка австрийского посольства Ћотман объ€сн€ет тем, что ѕушкин описал типичный барский дом XVIII века или что тут имело место объединение «событи€ и пространства, не св€занных в реальной жизни».

 омментатор петербургской части дневника ‘икельмон —. ћрочковска€-Ѕалашова отмечает, что при той дружбе, котора€ была между дочерью и матерью, безнадЄжно влюблЄнной в ѕушкина, совершенно невозможно, чтобы ƒарь€ ‘Єдоровна вступила в св€зь с ним.

ѕо предположению исследователей (–аевский,  аухчишвили), ѕушкин изобразил графиню ‘икельмон в «≈гипетских ночах»:

…он [импровизатор] с живостью оборотилс€ и подошЄл к молодой величавой красавице, сидевшей на краю второго р€да. ќна встала безо вс€кого смущени€ и со всевозможною простотою опустила в урну аристократическую ручку и вынула свЄрток.
— »звольте развернуть и прочитать, — сказал ей импровизатор.  расавица развернула бумажку и прочла вслух:
— Cleopatra e i suoi amanti..

–аевский, отмеча€, что «величава€ красавица», «видимо, уверенно читает по-италь€нски», считал, что «на вечер импровизатора-италь€нца ѕушкин привЄл графиню ‘икельмон, так любившую »талию…». —оглаша€сь с предположением –аевского,  аухчишвили обратила внимание на то, что ‘икельмон в ѕетербурге оказывала покровительство одному импровизатору. ѕушкин мог присутствовать на его выступлении в салоне графини. ѕо мнению √иллельсона, ‘икельмон по€вл€етс€ ещЄ раз у ѕушкина в наброске «ћы проводили вечер на даче» (кн€гин€ ƒ.), а еЄ дневниковые записи помогают установить прототипы и других персонажей этого отрывка.

ƒневник. »стори€ публикаций

ƒворец  л€ри-и-јльдрингенов в “еплице

 

— 1829 по 1862 годы ƒарь€ ‘Єдоровна вела дневник на французском €зыке. ƒо окончани€ ¬торой мировой войны он вместе с другими бумагами ‘икельмонов хранилс€ у их потомка кн€з€ јльфонса  л€ри-и-јльдрингена в “еплицком дворце. ¬ 1942 году –аевский в поисках бумаг, касавшихс€ ѕушкина, обратилс€ с письмом к кн€зю и узнал от него о дневнике ƒарьи ‘Єдоровны. ѕосле войны –аевский был арестован советскими власт€ми и осуждЄн «за св€зь с мировой буржуазией», объ€вление о находке было надолго отсрочено. ѕодлинник дневника (дес€ть тетрадей) после войны поступил в филиал √осударственного архива в городе ƒечине.

ƒве тетради дневника ƒарьи ‘Єдоровны, отразившие событи€ еЄ петербургского периода жизни, были изучены и описаны ј. ¬. ‘лоровским. “акже он опубликовал общий обзор с извлечени€ми из дневника графини, которые характеризовали интересы и взгл€ды ‘икельмон, женщины образованной, культурной и свободной в своих суждени€х, и ту среду, в которой она вращалась, — это петербургское общество было и обществом ѕушкина. »сследователи в первую очередь сосредоточили своЄ внимание на запис€х ‘икельмон, касавшихс€ ѕушкина и его жены[, причЄм отмечаетс€, что наблюдени€ ƒарьи ‘Єдоровны в отношении поэта «замечательны по глубине и тонкости». ј описание внешности Ќатальи Ќиколаевны, сделанное ‘икельмон, –аевский считал, возможно, «лучшим литературным портретом» жены ѕушкина.

ѕолный текст дневника за 1829—1831 годы был опубликован италь€нской исследовательницей Ќ.  аухчишвили вместе с биографическим очерком о ‘икельмон.  аухчишвили обратилась к изучению на основе дневниковых записей общественно-политических взгл€дов ƒарьи ‘Єдоровны и еЄ веро€тной причастности к созданию некоторых пушкинских произведений и раскрытию прототипов персонажей. ¬ 2009 году вышел в свет перевод на русский €зык дневника за 1829—1837 годы (впервые — петербургские тетради полностью; записи, сделанные в 1829 году в ¬ене, перед отъездом в ѕетербург, представлены в выдержках).

ѕортреты ƒ. ‘. ‘икельмон

   

—лева: ….  рихубер. ѕортрет ƒ. ‘. ‘икельмон. јвтолитографи€. 1840-е гг. „астное собрание, »тали€
—права: ‘. јгрикола. ѕортрет ƒ. ‘. ‘икельмон. 1824.

 

¬се знавшие ‘икельмон в молодости восхищались еЄ внешностью, однако –аевский в своЄм очерке «‘икельмоны» отмечал, что при обилии свидетельств никто тем не менее не описал еЄ подробно, а еЄ иконографи€ очень бедна: «мы не знаем пока ни одного еЄ портрета работы первоклассного художника». ѕо мнению –аевского, и острохарактерный рисунок ѕушкина на пол€х черновика «ћедного всадника», и акварель ”инса, выполненна€ в Ќеаполе в 1826 году, «лишь отчасти» передают облик молодой женщины. ¬ конце 1930-х годов в ѕраге в частном собрании –аевский видел литографию с портрета ƒарьи ‘Єдоровны, выполненного в то врем€, когда ей было около сорока п€ти лет:

 

ѕо общему облику похожа на мать, совсем не отличавшуюс€ красотой, но все черты ≈лизаветы ћихайловны как бы исправлены и облагорожены художницей-природой. ƒолли ‘икельмон — брюнетка с необыкновенно красивыми бархатистыми глазами. <…> √л€д€ на эту литографию, понимаешь, почему двадцатью годами раньше ƒарь€ ‘Єдоровна считалась одной из самых красивых женщин николаевского ѕетербурга.

¬ конце 1970-х годов авторы книги «»таль€нска€ ѕушкиниана» обнаружили в ¬енеции у графини —ан-ћарцано подписанный ј. Ѕрюлловым двойной акварельный портрет ƒолли ‘икельмон и еЄ сестры ≈катерины, позировавших на фоне Ќеаполитанского залива. ѕозднее этот групповой портрет был передан в √осударственный музей ј. —. ѕушкина.

¬ 1979 году искусствовед ». „ижова определила, что моделью дл€ акварели ѕ. —околова (1837), изображавшей даму в жЄлтом платье с письмом в руках, послужила ƒарь€ ‘Єдоровна. ƒл€ атрибуции она использовала известные к тому времени портреты графини художников јгриколы и  рихубера.

ѕоисками картин из “еплице после по€влени€ очерка ». Ѕочарова и ё. √лушаковой, посетивших в »талии потомков ‘икельмонов, зан€лись —. ќстровска€ и  .  рижова. »зуча€ документы архива √осударственного института охраны пам€тников и защиты природы в ѕраге, они определили, что после ¬торой мировой войны в результате национализации “еплицкого замка его собрание художественных произведений было рассе€но по разным замкам страны. «начительна€ часть попала в ¬ельтрусы, где были обнаружены, среди прочего, портреты графа и графини, их знакомых и друзей, а также старинные фотографии.

¬ ¬ельтрусах хранилс€ большой портрет ƒарьи ‘Єдоровны в античном платье на фоне фантазийного пейзажа с римским ‘орумом и колонной “ра€на, выполненный маслом по дереву назарейцем ‘. јгриколой. ѕредположительно, графин€ позировала во врем€ визита супругов ‘икельмон в –им в 1824 году, и, следовательно, — это самое раннее изображение ƒарьи ‘Єдоровны. Ѕыли обнаружены также два живописных варианта портрета, известного по литографии (1840-е), приписываемые венскому художнику ….  рихуберу. ¬ альбоме, принадлежавшем Ёлизалекс и Ёдмунду  лари, хранилс€ ещЄ один портрет ƒарьи ‘Єдоровны. –исунок художника Ёндера, подцвеченный акварелью, веро€тно, был выполнен в ¬ене в 1828—1829 годах. ѕо мнению авторов «»таль€нской ѕушкинианы», не очень удачный набросок. ќднако этот рисунок помог научному сотруднику “реть€ковской галереи Ћ. ѕевзнер атрибутировать женский профильный портрет в рабочей «јрзрумской» тетради ѕушкина как изображение ‘икельмон.

ѕотомки

ƒочь ≈лизавета-јлександра-ћари€-“ереза (10 но€бр€ или 12 декабр€ 1825, Ќеаполь — 14 феврал€ 1878, ¬енеци€) — крестница императрицы ≈лизаветы јлексеевны и императора јлександра I. ¬ честь императорской четы получила два первых имени. ћарией-“ерезой еЄ назвали в честь австрийской императрицы. ƒомашнее им€ — Ёлизалекс[29]. 15 декабр€ 1841 года в ¬ене вышла замуж за кн€з€ Ёдмунда  л€ри-и-јльдрингена (1813—1894). ¬ браке с ним имела троих сыновей и одну дочь. —ын — ћанфред — крупный политический де€тель јвстро-¬енгрии. ѕр€мые потомки проживали во ‘ранкфурте, √анновере и «альцбурге.

јдреса в —анкт-ѕетербурге

 

  • ƒом —алтыкова, ƒворцова€ набережна€, 4 (1829—1838)

 

 

via

–убрики:  ѕ”Ў »Ќ
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку