-ћетки

anti-usa bio-tech bmi hi-tech hmi it-юмор авиаци€ альтернативна€ энергетика антихач асадов башорг бессмертие битвы бог брать€ слав€не бронетехника вмф вов военные истории война генетика геополитика герои графен грузи€ дети евтушенко жизнь искусство исследовани€ мозга истори€ квантовые компьютеры киборгизаци€ концепт космос культура личное лукь€ненко любовь медицина мозг мужчины и женщины нанодвигатели нанотехнологии национальный вопрос никитин ноутбуки оперативна€ пам€ть оптика оранжева€ украина оранжевые пам€ть политика притчи протезы рассказы религи€ роботы романтика русский €зык и литература русь свобода информации ссср счастье танки треть€ мирова€ украина умный дом флот фото/картинки холодное оружие хранение информации хранение энергии чай человек чтение мыслей электроника энергетика энерги€ солнца юмор со смыслом

 -ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в m007kuzya

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) liru_magazine »скусство_войны

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.01.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 11754


»ван  улибин.

„етверг, 22 ќкт€бр€ 2009 г. 15:15 + в цитатник
÷итата сообщени€ √Ћј√ќЋЏ »ван  улибин и его ¬ечный двигатель.



«¬ечный двигатель» »вана  улибина




Ќадежда ћаксимова. «¬ечный двигатель» »вана  улибина


’арактеризу€ »вана ѕетровича  улибина, энциклопеди€  ирилла и ћефоди€ ( ћ) сдержанно сообщает: «–оссийский механик-самоучка (1735-1818). »зобрел много различных механизмов. ”совершенствовал шлифовку стекол дл€ оптических приборов. –азработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Ќева с пролетом 298 м. —оздал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и много др». 
«¬ечный двигатель» »вана  улибина

ѕри чтении этого абзаца у неподготовленного человека возникает ощущение, что  улибин был-таки довольно приличным изобретателем (вон, за ним числитс€ и фонарь, и семафор и даже «много др.»). Ќо с другой стороны всего-навсего механик (типа слесар€) да еще и самоучка.

— высокоученым европейцем эпохи ¬озрождени€ р€дом не поставишь.

ѕоэтому, наруша€ традиции написани€ рефератов и научных статей, посв€щенных каким-либо персонали€м, начну не с биографических данных, а с загадки.

»так, известно, что »ван  улибин, родившийс€ на ¬олге и с детства видевший т€желый труд бурлаков, изобрел самоходную баржу.  отора€ (внимание!) сама шла против течени€ реки, использу€ в качестве движущей силы само (вы не поверите!) течение реки.

ƒа-да, это не ошибка и не опечатка.  улибин действительно создал баржу, котора€ использу€ только силу течени€ шла ... против течени€.

Ёто кажетс€ неверо€тным. Ќевозможным. ѕротиворечит базовым законам физики.

—удите сами: даже если добитьс€ того, чтобы т€жела€ баржа имела нулевой коэффициент трени€ о воду (что невозможно!), то судно в лучшем случае оставалось бы на месте. Ќе дрейфовало бы по течению в низовь€ реки.

ј тут баржа своим ходом шла ¬¬≈–’.

Ёто же просто вечный двигатель какой-то!

ѕарижска€ академи€ наук отказалась бы рассматривать такой проект, так как это невозможно, потому что невозможно никогда!

Ќо  улибин-то не проект предоставил, а насто€щую баржу.  отора€ при большом скоплении народа действительно была спущена на воду и Ќј —јћќћ ƒ≈Ћ≈, у всех на виду, шла против течени€, не использу€ никаких внешних сил.

„удо? Ќет, реальность.

» теперь, когда вы это знаете, попробуйте сами (как никак мы жители XXI века, вооруженные знани€ми и обласканные техническим прогрессом) сообразить, как механик-самоучка(!) XVIII века добилс€ столь удивительного эффекта, использу€ самые простые и доступные каждому материалы.

ѕока вы думаете, дл€ обострени€ мыслительных процессов приведу несколько основополагающих принципов изобретательства. –азработанных, естественно, в XXI веке.



»так,

“ехническое решение считаетс€ идеальным, если нужный эффект достигаетс€ «даром», без использовани€ каких бы то ни было средств.

“ехническое устройство считаетс€ идеальным, когда устройства нет, но действие, которое оно должно делать, выполн€етс€.

—пособ, которым осуществл€етс€ техническое решение, €вл€етс€ идеальным, когда расхода энергии и времени нет, но требуемое действие выполн€етс€, причем регулированно. “о есть столько, сколько надо и только тогда, когда надо.

Ќу и в завершение: ¬ещество, используемое в техническом решении, считаетс€ идеальным, когда самого вещества нет, но его функци€ выполн€етс€ в полном объеме.

¬ам не кажетс€, что деревенскобородый мужик-лапотник, а точнее механик-самоучка »ван  улибин умел находить именно »ƒ≈јЋ№Ќџ≈ решени€? Ќевозможные с точки зрени€ ѕарижской академии наук?

Ќо пойдем дальше.

¬ книге јлександра ƒюма «√раф ћонте- ристо» €рко живописуетс€, как титульный герой перехватил и исказил информацию, передаваемую при помощи семафорного телеграфа с испанского театра военных действий в ѕариж. –езультатом стало обрушение биржи и грандиозное разорение одного из могущественнейших банкиров - врагов графа.

Ќичего удивительного.  то владеет информацией, тот владеет миром.

’очетс€ только подчеркнуть, что изобрел этот самый семафорный телеграф - »ван ѕетрович  улибин.

ѕрототип современного прожектора, созданный  улибиным.
«¬ечный двигатель» »вана  улибина
kulibin_prozhektor.jpg

“еперь о прожекторе.

Ќе забудем, что милостью ее императорского величества ≈катерины II сын нижегородского купца-старовера »ван  улибин был призван в столицу и там, в течение 32-х лет (с 1769 по 1801 год) заведовал механическими мастерскими ѕетербургской академии наук.

ѕетербург - город мореходный. ј значит, подача световых сигналов в нем исключительно важна. “ут и ма€ки, ориентирующие суда и оберегающие их от попадани€ на мель, и передача информации с корабл€ на корабль...

ƒо эпохи  улибина суда дл€ передачи сигналов использовали разноцветные вымпелы, поднимаемые на мачтах, и ручной семафор (лихой матросик с флажками). ѕон€тно, что разгл€деть эту красоту можно было только днем. Ќа ма€ках ночью разжигали костры.

Ќо на дерев€нном судне открытый огонь слишком опасен, поэтому в море дл€ освещени€ можно было использовать только свечу или фитиль, плавающий в плошке с маслом. ѕон€тно, что мощность света от таких источников невелика и дл€ передачи сигналов на сколь-нибудь приличное рассто€ние не годитс€. “ак что ночью суда погружались во тьму и информационное молчание.

»зучив проблему, механик-самоучка  улибин в 1779 сконструировал свой знаменитый фонарь с отражателем, дававший мощный свет при слабом источнике. ¬ажность такого фонар€-прожектора в портовом городе трудно переоценить.

¬иктор  арпенко в своей книге «ћеханик  улибин» (Ќ. Ќовгород, изд-во «Ѕ» ј–», 2007 год) так описывает событие:

« ак-то в темную осеннюю ночь на ¬асильевском острове по€вилс€ огненный шар. ќн освещал не только улицу, но и јнглийскую набережную. “олпы народа устремились на свет, твор€ молитвы.

¬скоре вы€снилось, что это светит фонарь, вывешенный знаменитым механиком  улибиным из окна своей квартиры, котора€ помещалась на четвертом этаже јкадемии».

‘онари пользовались огромным спросом, но  улибин был плохим предпринимателем и заказы ушли к другим мастерам, которые нажили на этом не одно состо€ние.

јвтомобиль

Ћеонардо да ¬инчи считаетс€ первым в истории изобретателем самобеглой кол€ски. ѕравда, у флорентийца она предназначалась дл€ военных целей и, как сейчас утверждают, €вилась прообразом современного танка.

”стройство, со всех сторон защищенное «броней» из дерева (современных пуль и снар€дов в средние века не знали), передвигалось за счет мускульной силы нескольких человек, которые сидели внутри и вращали рычаги. (“ипа «кривой стартер»).

”вы, изучив чертежи Ћеонардо современные специалисты оценили изобретение так:

ƒэвид ‘летчер, британский историк танков:

- ƒа, сначала кажетс€, что ничего из этого не выйдет. “ам внутри должны быть люди, вращающие руко€ти, чтобы завращались колеса и с места сдвинулась махина бог знает какой т€жести. я бы сказал, что это физически почти невозможно.

ƒл€ того чтобы это могло двигатьс€, нужно поле бо€ ровное, как стол.  амень - и оно остановитс€. Ќора крота - и снова остановка. ѕротивник умрет от смеха раньше, чем эта штука до него доедет.



Ќо это только с первого взгл€да. —о второго - солдаты (!) британской армии заметили, что в чертеже есть принципиальна€ ошибка.

- Ўестерни на колесах расположены неправильно, - сказал один из тех, кого посадили внутрь Ћеонардовского танка и заставили крутить руко€ти. - ѕри таком устройстве переднее колесо крутитс€ назад, а заднее - вперед. “ак что это нужно исправить - переставить шестеренки. “огда оба колеса будут одновременно двигатьс€ в одном направлении.

 ак видите, изобретение Ћеонардо содержало принципиальные конструкторские недоработки. ѕричем, даже после их устранени€ механизм мог использоватьс€ только в лабораторных услови€х на идеально ровной поверхности, какой в реальной жизни не найти.

“еперь взгл€нем на изобретени€ »вана  улибина.

¬ ѕолитехническом музее ћосквы хранитс€ несколько уменьшенных копий самодвижущейс€ кол€ски. “аковые (не копии, а насто€щие издели€) изготавливались в механических мастерских ѕетербургской академии наук, которыми руководил  улибин, и довольно широко использовались дл€ прогулок аристократов.

—отрудники музе€ подчеркивают, что кулибинска€ самобегла€ повозка имела все части современного автомобил€: коробку скоростей, тормоз, карданный механизм, руль, подшипники качени€... ≈динственное сходство с Ћеонардовским изобретением - приводилась си€ конструкци€ в движение тоже за счет человеческих мускулов. ¬одитель крутил ногами педали, его усили€ раскручивали т€желый маховик... и через короткий промежуток времени, велокол€ска, отличавша€с€ завидной грузоподъемностью, могла развивать приличную скорость. ќт водител€ требовалось только твердо держать руль и поддерживать маховик в посто€нном вращении.

«—амобегла€ кол€ска»  улибина
«¬ечный двигатель» »вана  улибина




ћосты

ƒа ¬инчи

”страива€сь под покровительство миланского герцога Ћюдовико —форца, Ћеонардо позиционировал себ€, как военный инженер.

«я могу создать легкие прочные мосты, - говорил он, - которые будет легко перевозить в ходе преследовани€. »ли, упаси господи, бегства от врага. “ак же € придумал способ осады замков, при котором первым делом осушаетс€ ров с водой».

» герцог прин€л его на службу. ќднако, как человек здравомысл€щий, (энциклопедии сообщают, что при нем «ћилан стал одним из сильнейших государств »талии, центром наук и искусств») поручил новому служащему не строительство мостов новой конструкции, а нечто гораздо более скромное. ќн доверил Ћеонардо (”меешь осушать? - ќсушай!) провести дренаж дл€ ванной комнаты герцогини.

«¬ечный двигатель» »вана  улибина
 улибин

Ёнциклопеди€  ћ сообщает:

«¬ 1770-х гг.  улибин спроектировал дерев€нный одноарочный мост через Ќеву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору). ¬ 1766 он построил модель этого моста в 1/10 натуральной величины. ќна была испытана специальной академической комиссией. ѕроект получил высокую оценку математика Ћ. Ёйлера, по модели  улибина проверившего правильность своих теоретических формул».

ќчень любопытно упоминание о том, что знаменитый Ёйлер не проводил расчеты дл€ русского самоучки, а по его модели провер€л —¬ќ» расчеты. ”мный был человек, понимал, что «практика - критерий истины».

¬опрос: а зачем, собственно,  улибину понадобилось изобретать мост такой необычной формы? —лава Ѕогу, конструкций мостов с древнейших времен существует множество...

ƒело в том, что —анкт-ѕетербург - крупный порт. » до сегодн€шнего дн€ он принимает суда большого тоннажа и водоизмещени€. ƒл€ того, чтобы эти громадные суда могли входить в город, основные мосты —анкт-ѕетербурга сделаны разводными.

ј одноарочный мост, который предлагал  улибин, как бы парил над Ќевой, каса€сь земли только в двух точках - на правом и на левом берегах.

≈√ќ Ќ≈ “–≈Ѕќ¬јЋќ—№ Ѕџ –ј«¬ќƒ»“№!

ћосты  улибина, если бы их проект был прин€т, позволили бы океанским судам входить в порт не только ночами, а в любое врем€ суток! » никаких затрат на обслуживание и ремонт разводных механизмов.

»деальное решение (см. выше).

«¬ечный двигатель» »вана  улибина
„асы

ќбщеизвестно, что столична€ карьера »вана  улибина началась с того, что во врем€ визита императрицы ≈катерины II в Ќижний Ќовгород, ей преподнесли изготовленные мастером часы. –азмером они были с гусиное €йцо и вмещали (помимо собственно часов) ни много ни мало, как театр-автомат, музыкальную шкатулку и механизм, который все этим управл€л. ¬сего «€ична€ фигура», котора€ теперь €вл€етс€ жемчужиной в коллекции Ёрмитажа, содержит 427 деталей.

¬от как описываютс€ эти удивительные часы в книге ¬иктора  арпенко:

«ќни отбивали каждый час, половину и даже четверть часа. ѕо завершении часа в €йце отвор€лись створчатые дверцы, открыва€ золоченый чертог. ѕротив дверей сто€ло изображение гроба √осподн€, в который вела затворенна€ дверь.

ѕо сторонам гроба сто€ли два воина с копь€ми. „ерез полминуты после того, как отвор€лись двери чертога, €вл€лс€ ангел. ƒверь, ведуща€ к гробу, раскрывалась, и сто€щие воины падали на колени. ѕо€вл€лись жены-мироносицы и слышалс€ сопровождаемый звоном церковный стих «’ристос воскресе!», исполн€вшийс€ трижды.

¬о второй половине дн€ ежечасно исполн€лс€ уже другой стих: «¬оскрес »исус из гроба». ¬ полдень часы играли гимн, сочиненный самим  улибиным. ‘игурки ангелов, воинов и жен-мироносиц были отлиты из золота и серебра».

„асы, созданные  улибиным, хран€тс€ в кладовых Ёрмитажа и, чтобы их увидеть, нужно приложить специальные усили€ (договариватьс€, оформл€ть пропуск и т.п.). √ораздо доступнее знаменитые «„асы-павлин», изготовленные в ≈вропе и выставленные в одном из залов Ёрмитажа.

Ёто поистине грандиозное сооружение, которое даже в просторном Ёрмитаже занимает значительную часть выделенного ему помещени€.

–азумеетс€, как все произведенное в ≈вропе, часы "ѕавлин" €вл€ютс€ модной занимательной игрушкой и, заодно, произведением искусства. ¬ "чудесном саду", выполненным в натуральную величину, на золоченых ветв€х дуба расположились павлин, петух, сова в клетке и белки. ѕри заводе специальных механизмов фигуры птиц приход€т в движение. —ова вертит головой, павлин распускает хвост и поворачиваетс€ к публике своей самой красивой частью (то есть тылом), петух кукарекает.

ѕлюс ко всем наворотам имеетс€ и циферблат (в шл€пке гриба), взгл€нув на который можно без вс€ких выкрутасов, чисто по-человечески узнать сколько врем€.

„асы были приобретены кн€зем ѕотемкиным у английской герцогини  ингстонской, котора€ в 1777 году на собственном корабле с грузом художественных ценностей, вывезенных из јнглии, приплыла в —анкт-ѕетербург.

” часов был только один недостаток: герцогин€ вывезла их из Ћондона в разобранном виде и, они более дес€ти лет лежали в кладовой, тер€€ свои части и детали. Ќапример, из 55 граненых хрусталей, лежащих на основании часов, к 1791 году уцелел лишь один.

—ветлейший кн€зь ѕотемкин-“аврический, потративший на диковинку немалые деньги, призвал  улибина и попросил «оживить бедных птичек».

„асы действуют до сих пор.

„асы различных конструкций  улибин создавал во множестве: карманные, суточные, перстневые, часы с гусл€ми...

Ќо рассказать хочетс€ еще лишь об одних. ¬ 1853 году в журнале «ћосквит€нин» по€вилась заметка, подписанна€ неким ѕ.Ќ. ќбнинским. ќн сообщал, что у него в доме наход€тс€ часы, созданные  улибиным, и просил прислать комиссию дл€ освидетельствовани€.

„ем же так интересно было это устройство?

¬о-первых, часы были астрономическими. “о есть показывали ход планет, затмени€ Ћуны и —олнца.  роме того, часы указывали дату (день, мес€ц), а особа€ стрелка отмечала високосные годы.

¬о-вторых, на минутной стрелке были устроены мелкие часы, в гривенник размером, которые не име€ никакого сообщени€ с общим механизмом часов и не име€ завода, показывают, тем не менее, врем€ очень верно.

‘актически, здесь мы оп€ть сталкиваемс€ с «вечным двигателем», изобретенным  улибиным.

¬ самом деле, ни пружин, ни гирь, ни какого-либо видимого источника энергии... ј стрелка двигаетс€ и показывает врем€ очень верно. „удо!

—екрет в том, что  улибин знал физику, пожалуй, получше ‘ранцузской академии наук.

ƒействительно, согласно закона сохранени€ энергии «вечный двигатель» невозможен. ѕотому что в замкнутой системе энерги€ не возникает из ничего, и не исчезает в никуда. Ќо кто нас заставл€ет оставатьс€ в «јћ Ќ”“ќ… —»—“≈ћ≈?

ќтсюда разгадка. Ќа мелких (в гривенник) часах, расположенных на минутной стрелке астрономических часов, была система противовесов. ћинутна€ стрелка движетс€ под воздействием часового механизма. ѕри этом ее положение в поле т€жести мен€етс€. —оответственно мен€етс€ положение центра т€жести в «мелких» часах, и за счет этого они идут. √равитационный двигатель!

ѕримерно так же решаетс€ задача с баржей, двигавшейс€ против течени€ за счет силы течени€.

¬ замкнутой системе подобное движение было бы невозможно. Ќо зачем замыкатьс€?!

—екрет так прост, что даже смешно.

Ѕеретс€ €корь и на лодке заноситс€ вперед, где и зацепл€етс€ надежно. якорна€ цепь (канат) другим концом обвиваетс€ вокруг гребного вала на судне.   гребному валу креп€тс€ два гребных колеса (все, как на колесном пароходе).

“ечение давит на лопасти колес, они приход€т во вращение, и канат наматываетс€ на гребной вал. —удно начинает двигатьс€ против течени€.

»спытывали судно несколько дней подр€д. √руз составл€л 8500 пудов песку.

»нтересно отметить, что «водоходное машинное судно»  улибина €вилось прототипом туерной системы, введенной в 60-х годах XIX века в –оссии. “уером называлось паровое судно. ќно имело железный корпус и двигалось вперед, выбира€ цепь, уложенную на дно реки.



 улибин прожил 83 года, причем продолжал работать до самого конца.

«Ѕолее сорока лет времени занималс€ € во изыскании самодвижущейс€ машины, упражн€лс€ в делании опытов ее секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное, даже смеютс€ и ругаютс€ над теми, кто в том изыскании упражн€ютс€», - писал »ван ѕетрович јршеневскому в 1817 году.

ј может и сделал бы? „уть-чуть не хватило. ¬нимани€, денег, сил, времени...

Ќет, изобрета€ «вечный двигатель», невозможность которого доказывал еще Ћеонардо да ¬инчи, »ван ѕетрович  улибин не опровергал законы физики. ѕросто он знал их немного лучше...
«¬ечный двигатель» »вана  улибина


______________________________

√овор€т, что выдающийс€ полководец и большой оригинал ј. —уворов, увидев великого изобретател€ на другом конце залы, стал отвешивать ему поклоны и приговаривать: «¬ашей милости!», «¬ашей чести!», «¬ашей премудрости мое почтение!»
здесь вз€л
–убрики:  интересно/познавательно
Ћюди
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку