-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в m-12

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.05.2012
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 259


Ћев “олстой - ѕќ„≈ћ” ’–»—“»јЌ— »≈ Ќј–ќƒџ ¬ќќЅў≈ » ¬ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» –”—— »… Ќј’ќƒя“—я “≈ѕ≈–№ ¬ Ѕ≈ƒ—“¬≈ЌЌќћ ѕќЋќ∆≈Ќ»»

—реда, 23 ћа€ 2012 г. 08:59 + в цитатник

Ћюди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и назначение своей де€тельности.
“ак это дл€ семей, так это и дл€ различных кружков людей, так это дл€ политических партий, так это дл€ целых сословий и так это в особенности дл€ народов, соединенных в государства.
Ћюди одного народа живут более или менее мирно между собой и отстаивают дружно свои общие интересы только до тех пор, пока живут одним и тем же усвоенным и признаваемым всеми людьми народа мировоззрением. ќбщее люд€м народа мировоззрение выражаетс€ обыкновенно установившейс€ в народе религией.
“ак это было всегда и в €зыческой древности, так это есть и теперь и в €зыческих, и магометанских народах, и с особенной €сностью в самом древнем и до сих пор продолжающем жить одной и той же мирной и согласной жизнью народе  ита€. “ак это было и среди так называемых христианских народов. Ќароды эти были внутренне соединены той религией, котора€ носила название христианской.
–елиги€ эта представл€ла из себ€ очень неразумное и внутренне противоречивое соединение самых основных и вечных истин о жизни человеческой с самыми грубыми требовани€ми €зыческой жизни. Ќо как ни грубо было это соединение, оно, облека€сь в торжественные формы, долгое врем€ отвечало нравственным и умственным требовани€м европейских народов.
Ќо чем дальше подвигалась жизнь, чем больше просвещались народы, тем все очевиднее и очевиднее становилось внутреннее противоречие заключающеес€ в этой религии, ее неосновательность, несосто€тельность и ненужность. “ак это продолжалось веками и в наше врем€ дошло до того, что религи€ эта держитс€ только инерцией, никем уже не признаетс€ и не исполн€ет главного свойственного религии внешнего воздействи€ на народ: соединени€ людей в одном мировоззрении, одном общем всем понимании назначени€ и цели жизни.
ѕрежде религиозное учение это распадалось на различные секты, и секты гор€чо отстаивали кажда€ свое понимание, теперь этого уже нет. ≈сли и существуют различные секты между разными охотниками словопрений, никто уже серьезно не интересуетс€ этими сектами. ¬с€ масса народа - как самые ученые, так и самые неученые рабочие не вер€т уже не только в эту когда-то двигавшую людьми христианскую религию, но не вер€т ни в какую религию, вер€т, что самое пон€тие религии есть нечто отсталое и ненужное. Ћюди ученые вер€т в науку, в социализм, анархизм, прогресс. Ћюди неученые вер€т в обр€ды, в церковную службу, в воскресное неделание, но вер€т как в предание, приличие; но веры, как веры, соедин€ющей людей, движущей ими, совсем нет, или остаютс€ исчезающие остатки.
ќслабление веры, замена или скорее затемнение ее суеверными обыча€ми дл€ масс и рационалистическое толкование основ веры высшими учеными классами происходит везде: и в браманизме, и в конфуцианстве, и в буддизме, и в магометанстве, но нигде нет того полного освобождени€ народов от религии, какое произошло и с необыкновенной быстротой происходит в христианстве.
«атемнение основ веры суеверными толковани€ми и обыча€ми есть общее всем религи€м €вление. ќбщие причины затемнени€ основ веры заключаютс€, во-первых, и главное, в том, что всегда именно непонимающие люди желают толковать учение и своими толковани€ми извращают и ослабл€ют его; во-вторых, в том, что большинство ищет видимых форм про€влени€ учени€ и переводит на вещественный духовный смысл учени€; в-третьих, в общих всем религи€м жреческих искажени€х религиозных основ учений ради выгод жрецов и властвующих классов.
¬се три причины эти извращени€ религии общи всем религиозным учени€м и исказили отчасти учени€ браманизма, буддизма, таосизма, конфуцианства, еврейства, магометанства; но причины эти не уничтожили веру в эти учени€. » народы јзии, несмотр€ на извращени€, которым подверглись эти учени€, продолжают верить в них и соединены между собою и отстаивают свою независимость. “олько одна так называема€ христианска€ религи€ утратила вс€кую об€зательность дл€ народов, исповедующих ее, и перестала быть религией. ќтчего это?  акие особенные причины произвели это странное €вление?
ѕричина эта в том, что так называемое церковно-христианское учение не есть цельное, возникшее на основании проповеди одного великого учител€ учение, каковы буддизм, конфуцианство, таосизм, а есть только подделка под истинное учение великого учител€, не имеюща€ с истинным учением почти ничего общего, кроме названи€ основател€ и некоторых ничем не св€занных положений, заимствованных из основного учени€.
«наю, что то, что € имею высказать теперь, именно то, что та церковна€ вера, которую веками исповедовали и теперь исповедуют миллионы людей под именем христианства, есть не что иное, как очень груба€ еврейска€ секта, не имеюща€ ничего общего с истинным христианством, - покажетс€ люд€м, исповедующим на словах учение этой секты, не только неверо€тным, но верхом ужаснейшего кощунства.
Ќо € не могу не сказать этого. Ќе могу не сказать этого потому, что дл€ того, чтобы люди могли воспользоватьс€ тем великим благом, которое дает нам истинное христианское учение, нам необходимо прежде всего освободитьс€ от того бессв€зного, ложного и, главное, глубоко-безнравственного учени€, которое скрыло от нас истинное христианское учение. ”чение это, скрывшее от нас учение ’риста, есть то учение ѕавла, изложенное в его послани€х и ставшее в основу церковного учени€. ”чение это не только не есть учение ’риста, но есть учение пр€мо противоположное ему.
—тоит только внимательно прочесть евангели€, не обраща€ в них особенного внимани€ на все то, что носит печать суеверных вставок, сделанных составител€ми, вроде чуда  аны √алилейской, воскрешений, исцелений, изгнани€ бесов и воскресени€ самого ’риста, а останавлива€сь на том, что просто, €сно, пон€тно и внутренне св€зано одною и тою же мыслью, - и прочесть затем хот€ бы признаваемые самыми лучшими послани€ ѕавла, чтобы €сно стало то полное несогласие, которое не может не быть между всемирным, вечным учением простого, св€того человека »исуса с практическим временным, местным, не€сным, запутанным, высокопарным и подделывающимс€ под существующее зло учением фарисе€ ѕавла.
 ак сущность учени€ ’риста (как все истинно великое) проста, €сна, доступна всем и может быть выражена одним словом: человек - сын Ѕога, - так сущность учени€ ѕавла искусственна, темна и совершенно непон€тна дл€ вс€кого свободного от гипноза человека.
—ущность учени€ ’риста в том, что истинное благо человека - в исполнении воли ќтца. ¬ол€ же ќтца - в единении людей. ј потому и награда за исполнение воли ќтца есть само исполнение, сли€ние с ќтцом. Ќаграда сейчас - в сознании единства с волей ќтца. —ознание это дает высшую радость и свободу. ƒостигнуть этого можно только возвышением в себе духа, перенесением жизни в жизнь духовную.
—ущность учени€ ѕавла в том, что смерть ’риста и его воскресение спасает людей от их грехов и жестоких наказаний, предназначенных Ѕогом теперешним люд€м за грехи прародительские.
 ак основа учени€ ’риста в том, что главна€ и единственна€ об€занность человека есть исполнение воли Ѕога, то есть любви к люд€м, - единственна€ основа учени€ ѕавла та, что единственна€ об€занность человека - это вера в то, что ’ристос своей смертью искупил и искупает грехи людей.
 ак, по учению ’риста, награда за перенесение своей жизни в духовную сущность каждого человека есть радостна€ свобода этого сознани€ соединени€ с Ѕогом, так по учению ѕавла, награда доброй жизни не здесь, а в будущем, посмертном состо€нии. ѕо учению ѕавла, жить доброй жизнью надо, главное, дл€ того, чтобы получить за это награду там. — своей обычной нелогичностью он говорит, как бы в доказательство того, что должно быть блаженство будущей жизни: ≈сли мы не распутничаем и лишаем себ€ удовольстви€ делать гадости здесь, а награды в будущей жизни нет, то мы останемс€ в дураках.
ƒа, основа учени€ ’риста - истина, смысл - назначение жизни. ќснова учени€ ѕавла - расчет и фантази€.
»з таких различных основ естественно вытекают и еще более различные выводы.
“ам, где ’ристос говорит, что люди не должны ждать наград и наказаний в будущем и должны, как работники у хоз€ина, понимать свое назначение, исполн€ть его, - все учение ѕавла основано на страхе наказаний и на обещани€х наград, вознесени€ на небо или на самом безнравственном положении о том, что если ты веришь, то избавишьс€ от грехов, ты безгрешен.
“ам, где в ≈вангелии признаетс€ равенство всех людей и говоритс€, что то, что велико перед людьми, мерзость перед Ѕогом, ѕавел учит повиновению власт€м, признава€ установление их от Ѕога, так что против€щийс€ власти противитс€ Ѕожию установлению.
“ам, где ’ристос учит тому, что человек должен всегда прощать, ѕавел призывает анафему на тех, кто не делает то, что он велит, и советует напоить и накормить голодного врага с тем, чтобы этим поступком собрать на голову врага гор€чие уголь€, и просит Ѕога наказать за какие-то личные расчеты с ним јлександра ћедника.
≈вангелие говорит, что люди все равны; ѕавел знает рабов и велит им повиноватьс€ господам. ’ристос говорит: не кл€нись вовсе и кесарю отдавай только то, что кесарево, а то, что Ѕогово - тво€ душа - не отдавай никому. ѕавел говорит: "¬с€ка€ душа да будет покорна высшим власт€м: ибо нет власти не от Ѕога; существующие же власти от Ѕога установлены". (  –имл. ’III, 1,2)
’ристос говорит: "¬з€вшие меч от меча погибнут". ѕавел говорит: "Ќачальник есть Ѕожий слуга, тебе на добро. ≈сли же делаешь зло, бойс€, ибо он не напрасно носит меч; он - Ѕожий слуга..., отмститель в наказание делающему злое". (–имл. ’III, 4.)
’ристос говорит: сыны Ѕога никому не об€заны платить подати. ѕавел говорит "ƒл€ сего вы и подати платите: ибо они Ѕожии служители, си самым посто€нно зан€тые. » потому отдавайте вс€кому должное; кому подать - подать; кому оброк - оброк, кому страх - страх, кому честь - честь". (–имл. ’III, 6,7.)
Ќо не одни эти противоположные учени€ ’риста и ѕавла показывают несовместимость великого, всемирного учени€, у€сн€ющего то, что было высказано всеми величайшими мудрецами √реции, –има и ¬остока, с мелкой, сектантской, случайной, задорной проповедью непросвещенного, самоуверенного и мелко-тщеславного, хвастливого и ловкого евре€. Ќесовместимость эта не может не быть очевидна дл€ вс€кого человека, восприн€вшего сущность великого христианского учени€.
ј между тем целый р€д случайных причин сделали то, что это ничтожное и лживое учение зан€ло место великого вечного и истинного учени€ ’риста и даже на много веков скрыло его от сознани€ большинства людей.
ѕравда, во все времена среди христианских народов были люди, понимавшие христианское учение в его истинном значении, но это были только исключени€. Ѕольшинство же так называемых, в особенности после того, как властью церкви все писани€ ѕавла даже и его советы при€тел€м о том, чтобы пить вино дл€ поправлени€ желудка, были признаны непререкаемым произведением св€того духа, большинство верило, что именно это безнравственное и запутанное учение, поддающеес€, вследствие этого, самым произвольным толковани€м, и есть насто€щее учение самого Ѕога-’риста.
ѕричин такого заблуждени€ было много различных.
ѕерва€ та, что ѕавел, как и все самолюбивые, славолюбивые проповедники лжи, суетилс€, бегал из места в место, вербовал учеников, не брезга€ никакими средствами дл€ приобретени€ их; люди же, пон€вшие истинное учение, жили им и не торопились проповедовать.
¬тора€ причина была в том, что послани€, проповедующие, под именем »исуса ’риста, учение ѕавла, стали, вследствие торопливой де€тельности ѕавла, известны прежде, чем евангели€ (это было в 50-х годах после рождени€ ’риста. ≈вангели€ же по€вились позднее).
“реть€ причина была в том, что грубо суеверное учение ѕавла было доступнее грубой толпе, охотно прин€вшей новое суеверие, замен€вшее старое.
„етверта€ причина была та, что учение это (как ни ложно оно было по отношению тех основ, которые оно извращало), будучи все-таки разумнее грубого исповедоваемого народами €зычества, между тем не нарушало €зыческих форм жизни, как и €зычество, допуска€ и оправдыва€ насили€, казни, рабство, богатство, - в корне уничтожало весь склад €зыческой жизни.
—ущность дела была така€.
¬ √алилее в »удее по€вилс€ великий мудрец, учитель жизни, »исус, прозванный ’ристом. ”чение его слагалось из тех вечных истин о жизни человеческой, смутно предчувствуемых всеми людьми и более или менее €сно высказанных всеми великими учител€ми человечества: браминскими мудрецами,  онфуцием, Ћао-“зе, Ѕуддой. »стины эти были восприн€ты окружавшими ’риста простыми людьми и более или менее приурочены к еврейским веровани€м того времени, из которых главное было ожидание пришестви€ мессии.
ѕо€вление ’риста с его учением, измен€вшим весь строй существующей жизни, было прин€то некоторыми, как исполнение пророчеств о мессии. ќчень может быть, что и сам ’ристос более или менее приурочивал свое вечное, всемирное учение к случайным, временным религиозным формам того народа, среди которого он проповедовал. Ќо, как бы то ни было, учение ’риста привлекло учеников, расшевелило народ и, все более и более распростран€€сь, стало так непри€тно еврейским власт€м, что они казнили ’риста и после его смерти гнали, мучили и казнили его последователей (—тефана и других).  азни, как всегда, только усиливали веру последователей.
”порство и убежденность этих последователей, веро€тно, обратили на себ€ внимание и сильно поразили одного из фарисеев-гонителей, по имени —авла. » —авл этот, получив потом название ѕавла, человек очень славолюбивый, легкомысленный, гор€чий и ловкий, вдруг по каким-то внутренним причинам, о которых мы можем только догадыватьс€, вместо прежней своей де€тельности, направленной против учеников ’риста, решилс€, воспользовавшись той силой убежденности, которую он встретил в последовател€х ’риста, сделатьс€ основателем новой религиозной секты, в основы которой он положил те очень неопределенные и не€сные пон€ти€, которые он имел об учении ’риста, все сросшиес€ с ним еврейские фарисейские предани€, а главное, свои измышлени€ о действенности веры, котора€ должна спасать и оправдывать людей.
— этого времени, с 50-х годов, после смерти ’риста, и началась усиленна€ проповедь этого ложного христианства, и в эти 5-6 лет были написаны первые (признанные потом св€щенными) псевдохристианские письмена, именно послани€. ѕослани€ первые определили дл€ масс совершенно превратное значение христианства.
 огда же было установлено среди большинства верующих именно это ложное понимание христианства, стали по€вл€тьс€ и евангели€, которые, в особенности ћатфе€, были не цельные произведени€ одного лица, а соединение многих описаний о жизни и учении ’риста. —начала по€вилось евангелие ћарка, потом ћатфе€, Ћуки, потом »оанна.
¬се евангели€ эти не представл€ют из себ€ цельных произведений, а все суть соединени€ из различных писаний. “ак, например евангелие ћатфе€ в основе своей имеет краткое евангелие евреев, заключающее в себе одну нагорную проповедь. ¬се же евангелие составлено из прибавл€емых к нему дополнений. “о же и с другими евангели€ми. ¬се евангели€ эти (кроме главной части евангели€ »оанна), по€вившись позднее ѕавла, более или менее подгон€лись под существовавшее уже павловское учение.
“ак что истинное учение великого учител€, то, которое сделало то, что сам ’ристос и его последователи умирали за него, сделало и то, что ѕавел избрал это учение дл€ своих славолюбивых целей; истинное учение, с первых шагов своих извращенное павловским извращением, все более и более прикрывалось толстым слоем суеверий, искажений, лжепониманием, и кончилось тем, что истинное учение ’риста стало неизвестно большинству и заменилось вполне тем странным церковным учением с папами, митрополитами, таинствами, иконами, оправдани€ми верою и т.п., которое с истинным христианским учением почти ничего не имеет общего, кроме имени.
“аково отношение истинно-христианского учени€ к павловско-церковному учению, называемому христианским. ”чение было ложное по отношению к тому, что им будто бы представл€лось, но как ни ложно оно было, учение это все-таки было шагом вперед в сравнении с религиозными пон€ти€ми варваров времен  онстантина. » потому  онстантин и окружающие его люди охотно прин€ли это учение, совершенно уверенные в том, что учение это есть учение ’риста. ѕопав в руки властвующих, учение это все более и более огрубевало и приближалось к миросозерцанию народных масс. явились иконы, статуи, обоготворенные существа, и народ искренно верил в это учение.
“ак это было и в ¬изантии и в –име. “ак это было и все средние века, и часть новых - до конца 18 столети€, когда люди, так называемые христианские народы, дружно соединились во им€ этой церковной павловской веры, котора€ давала им, хот€ и очень низменное и ничего не имеющее общего с истинным христианством, объ€снение смысла и назначени€ человеческой жизни.
” людей была религи€, они верили в нее и потому могли жить согласной жизнью, защища€ общие интересы.
“ак это продолжалось долго, продолжалось бы и теперь, если бы эта церковна€ вера была самосто€тельное религиозное учение, как учение браманизма, буддизма, как учение шинто, в особенности как китайское учение  онфуци€, и не была подделкой под учение христианства, не имеющей в самой себе никакого корн€.
„ем дальше жило христианское человечество, чем больше распростран€лось образование и чем смелее и смелее становились на основании извращенной и признанной непогрешимой веры как светские, так и духовные властители, тем все больше и больше изобличалась фальшь извращенной веры, вс€ неосновательность и внутренн€€ противоречивость учени€, признающего основой жизни любовь и вместе с тем оправдывающего войны и вс€кого рода насили€.
Ћюди все меньше и меньше верили в учение, и кончилось тем, что все огромное большинство христианских народов перестало верить не только в это извращенное учение, но и в какое бы то ни было общее большинству людей религиозное учение. ¬се разделились на бесчисленное количество не вер, а мировоззрений; все, как пословица говорит, расползлись, как слепые щен€та от матери, и все теперь люди нашего христианского мира с разными мировоззрени€ми и даже верами: монархисты, социалисты; республиканцы, анархисты, спиритисты, евангелисты и т.п., все бо€тс€ друг друга, ненавид€т друг друга.
Ќе стану описывать бедственность, разделенность, озлобленность людей христианского человечества. ¬с€кий знает это. —тоит только прочесть первую попавшуюс€ какую бы то ни было, самую консервативную или самую революционную газету. ¬с€кий, живущий среди христианского мира, не может не видеть, что как ни плохо теперешние положение христианского мира, то, что ожидает его, еще хуже.
¬заимное озлобление растет, и все заплатки, предполагаемые как правительствами, так и революционерами, социалистами, анархистами, не могут привести людей, не имеющих перед собою никакого другого идеала, кроме личного благососто€ни€, и потому не могущих не завидовать друг другу и не ненавидеть друг друга, ни к чему другому, кроме как к вс€кого рода побоищам внешним и внутренним и к величайшим бедстви€м.
—пасение не в мирных конференци€х и пенсионных кассах, не в спиритизме, евангелизме, свободном протестантстве, социализме; спасение в одном: в признании одной такой веры, котора€ могла бы соединить людей нашего времени. » вера эта есть, и много есть людей уже теперь, которые знают ее.
¬ера эта есть то учение ’риста, которое было скрыто от людей лживым учением ѕавла и церковью. —тоит только сн€ть эти покровы, скрывающие от нас истину, и нам откроетс€ то учение ’риста, которое объ€сн€ет люд€м смысл их жизни и указывает на про€вление этого учени€ в жизни и дает люд€м возможность мирной и разумной жизни.
”чение это просто, €сно, удобоисполнимо, одно дл€ всех людей мира и не только не расходитс€ с учени€ми  ришны, Ѕудды, Ћао-“зе,  онфуци€ в их неизвращенном виде, —ократа, Ёпиктета, ћарка јврели€ и всех мудрецов, понимавших общее дл€ всех людей одно назначение человека и общий всем, во всех учени€х один и тот же закон, вытекающий из сознани€ этого назначени€, но подтверждает и у€сн€ет их.
 азалось бы, так просто и легко страдающим люд€м освободитьс€ от того грубого суевери€, извращенного христианства, в котором они жили и живут, и усвоить то религиозное учение, которое было извращено и исполнение которого неизбежно дает полное удовлетворение как телесной, так и духовной природе человека. Ќо на пути этого осуществлени€ стоит много и много самых разнообразных преп€тствий: и то, что ложное учение это признано божественным; и то, что оно так переплелось с истинным учением, что отделить ложное от истинного особенно трудно; и то, что обман этот осв€щен преданием древности, и на основании его совершенно много дел, считающихс€ хорошими, которые, признав истинное учение, надо было бы признать постыдными; и то, что на основании ложного учени€ сложилась жизнь господ и рабов, вследствие которой возможно было произвести все те мнимые блага материального прогресса, которым так гордитс€ наше человечество; а при установлении истинного христианства вс€ наибольша€ часть этих приспособлений должна будет погибнуть, так как без рабов некому будет их делать.
ѕреп€тствие особенно важное и то, что истинное учение невыгодно дл€ людей властвующих. ¬ластвующие же люди имеют возможность, посредством и ложного воспитани€ и подкупа, насили€ и гипноза взрослых, распростран€ть ложное учение, вполне скрывающее от людей то истинное учение, которое одно дает несомненное и неотъемлемое благо всем люд€м.
√лавное преп€тствие состоит в том, что именно вследствие того, что ложь извращени€ христианского учени€ слишком очевидна, в последнее врем€ все более и более распростран€лось и распростран€етс€ грубое суеверие, в много раз вреднейшее, чем все суевери€ древности, суеверие о том, что религи€ вообще есть нечто ненужное, отжитое, что без религии человечество может жить разумной жизнью.
—уеверие это особенно свойственно люд€м ограниченным. ј как таковых большинство людей в наше врем€, то грубое суеверие это все более и более распростран€етс€. Ћюди эти, име€ в виду самые извращени€ религии, воображают, что религи€ вообще есть нечто отсталое, пережитое человечеством, и что теперь люди узнали, что они могут жить без религии, то есть без ответа на вопрос: зачем живут люди, и чем им, как разумным существам, надо руководитьс€.
√рубое суеверие это распростран€етс€ преимущественно людьми, так называемыми учеными, то есть людьми особенно ограниченными и потер€вшими способность самобытного, разумного мышлени€, вследствие посто€нного изучени€ чужих мыслей и зан€ти€ самыми праздными и ненужными вопросами. ќсобенно же легко и охотно воспринимаетс€ это суеверие отупевшими от машинной работы городскими фабричными рабочими, количество которых становитс€ все больше и больше, в самых считающихс€ просвещенными, то есть в сущности самых отсталых и извращенных люд€х нашего времени.
¬ этом все более и более распростран€ющемс€ суеверии причина неприн€ти€ истинного учени€ ’риста. Ќо в нем же, в этом распростран€ющемс€ суеверии, и причина того, что люди неизбежно будут приведены к пониманию того, что та религи€, которую они отвергают, вообража€, что это религи€ ’риста, есть только извращение этой религии, а что истинна€ религи€ одна может спасти людей от тех бедствий, в которые они все более и более впадают, жив€ без религии.
Ћюди самим опытом жизни будут приведены к необходимости пон€ть то, что без религии люди никогда не жили и не могут жить, что если они живы теперь, то только потому, что среди них еще живы остатки религии; поймут, что волки, зайцы могут жить без религии, человек же, имеющий разум, такое орудие, которое дает ему огромную силу, - если живет без религии, подчин€€сь своим животным инстинктам, становитс€ самым ужасным зверем, вредным особенно дл€ себе подобных.
¬от это-то люди неизбежно поймут, и уже начинают понимать теперь, после тех ужасных бедствий, которые они причин€ют и готов€тс€ причинить себе. Ћюди поймут, что им нельз€ жить в обществе без одного соедин€ющего их, общего понимани€ жизни. » это общее, соедин€ющее всех людей понимание жизни смутно носитс€ с сознании всех людей христианского мира отчасти потому, что это сознание присуще человеку вообще, отчасти потому, что это понимание жизни выражено в том самом учении, которое было извращено, но сущность которого проникала и сквозь извращение.
Ќадо только пон€ть, что все, чем еще держитс€ наш мир, все, что есть в нем доброго, все единение людей, то, какое есть, все те идеалы, которые нос€тс€ перед людьми: социализм, анархизм, все это - не что иное, как частные про€влении той истинной религии, котора€ была скрыта от нас павлоством и церковью (скрыта она была, веро€тно, оттого, что сознание народов еще не доросло до истинной) и до которой теперь доросло христианское человечество.
Ћюд€м нашего времени и мира не нужно, как это думают ограниченные и легкомысленные люди, так называемые ученые, придумывать какие-то новые основы жизни, могущие соединить всех людей, а нужно только откинуть все те извращени€, которые скрывают от нас истинную веру, и эта вера, едина€ со всеми разумными основами вер всего человечества, откроетс€ перед нами во всем своем не только величии, но всей об€зательности своей дл€ вс€кого человека, обладающего разумом.
 ак готова€ кристаллизироватьс€ жидкость ожидает толчка дл€ того, чтобы превратитьс€ в кристаллы, так и христианское человечество ждало только толчка дл€ того, чтобы все его смутные христианские стремлени€, заглушаемые ложными учени€ми и в особенности суеверием о возможности человечества жить без религии, превратились в действительность, и толчок этот почти одновременно дан нам пробуждением восточных народов и революцией среди русского народа, больше всех удержавшего в себе дух истинного христианства, а не павловского христианства.
ѕричина, по которой христианские народы вообще и русский народ в особенности наход€тс€ теперь в бедственном положении, - та, что народы не только потер€ли единственное условие, необходимое дл€ мирного, согласного и счастливого сожительства людей: веровани€ в одни и те же основы жизни и общие всем люд€м законы поступков, - не только лишены этого главного услови€ хорошей жизни, но еще и коснеют в грубом суеверии о том, что люди могут жить хорошей жизнью без веры.
—пасение от этого положени€ в одном: в признании того, что если извращение христианской веры и было извращение веры и должно было отвергнуто, то та вера, котора€ была извращена, есть едина€, необходимейша€ в наше врем€ истина, сознаваема€ всеми людьми не только христианского, но и восточного мира, и следование которой дает люд€м, каждому отдельно и всем вместе, не бедственную, а согласную и добрую жизнь.
—пасение не в том, чтобы устроить придуманную нами дл€ других людей жизнь, как понимают это спасение теперь люди, не имеющие веры каждый по-своему: одни парламентаризм, другие республику, третьи социализм, четвертые анархизм, а в том, чтобы всем люд€м в одном и том же понимать дл€ каждого самого себ€ назначение жизни и закон ее и жить на основании этого закона в любви с другими, но без определени€ вперед какого-либо известного устройства людей.
”стройство жизни всех людей будет хорошо только тогда, когда люди не будут заботитьс€ об этом устройстве, а будут заботитьс€ только о том, чтобы каждому перед своей совестью исполнить требование своей веры. “олько тогда и устройство жизни будет наилучшим, не такое, какое мы придумываем, а такое, какое должно быть соответственно той веры, которую исповедают люди и законы которой они исполн€ют.
¬ера же эта существует в чистом христианстве, совпадающем со всеми учени€ми мудрецов древности и востока.
» € думаю, что именно теперь настало врем€ этой веры, и что лучшее, что может человек сделать в наше врем€, это то, чтобы в жизни своей следовать учению этой веры и содействовать распространению ее в люд€х.

 

ћетки: