Эмилия Давыдовна Мильтон (Мильтон-Краснопольская, родилась15 мая 1902, в г. Умань.
Эмилия Мильтон-Краснопольская в молодости имела толпы поклонников и шумный успех в знаменитом пролетарском театре «Красный факел».
Богдан Хмельницкий, 1941
Она боготворила театр. Эффектная, стройная женщина, она буквально электризовала публику страстной мелодекламацией на революционную тематику, а мгновение спустя, наравне со статистами, с удовольствием изображала за кулисами завывание ветра. Эмилии Мильтон были подвластны самые разные краски – и лирика, и юмор, и глубочайший трагизм.
Том Сойер, 1936 г.
После ухода из «Красного факела» актриса долго искала свою новую сцену. Работала в Киевском театре русской драмы, в театре имени Моссовета (выйдя замуж за режиссёра Бориса Краснопольского, она поселилась в Москве), и, наконец, — в Московском театре имени Гоголя, где она проработала до последних дней.
Шли солдаты
Актриса большого темперамента, острого внешнего рисунка, она играла роли молодых героинь – её лучшей работой тех лет называют Диану в «Собаке на сене». Но уже тогда ей неплохо удавались и характерные роли, как, например, миссис Филдинг в «Сверчке на печи» Диккенса. Любопытно, что эту же роль Эмилия Давыдовна сыграет 50 лет спустя в радиоверсии диккенсовского произведения и соберет восторженную прессу. Там Мильтон сыграла массу интересных ролей и завоевала искреннюю любовь зрителей.
Щорс, 1939 г.
Ее карьере как актрисы мешали происхождение и фамилия — она оставила себе для сцены девичью фамилию Мильтон и никогда фамилию мужа не использовала. По происхождению она была немкой, а конец 30-ых — начало 40-ых г.г. были для этого далеко не лучшим обстоятельством.
Второй пик её бешеной популярности пришелся на последние годы жизни, после того, как она сыграла в «Семнадцати мгновениях весны». Надо сказать, что фрау Заурих возникла в фильме случайно, её не было ни в романе, ни в сценарии. Режиссёр Татьяна Лиознова ввела этот персонаж в повествование, чтобы как-то очеловечить образ разведчика, смягчить слишком уж серьёзного героя.
По поводу того, как эта роль досталась Эмилии Давыдовне, существуют разные версии . По одной из них, Эмилию Мильтон порекомендовала Татьяне Лиозновой отказавшаяся от роли Раневская. Более-менее точно известно, что скупая на похвалы Ф.Г.Раневская называла Эмилию Мильтон, с которой какое-то время играла на одной сцене Театра им. Моссовета, великой актрисой — этой характеристики из уст Раневской было удостоено очень немного её коллег. По другой — Лиознова вспомнила о Мильтон сама, она снималась у нее раньше в фильме «Рано утром»,
Рано утром
где играла директора детского сада. В тот период актриса была в страшной печали – у неё умер муж, было мало работы в театре, в кино. Надо сказать, что Лиознова практически никогда не снимала в своих картинах актеров дважды. Однако тут она поняла, что Эмилия Мильтон как раз та актриса, которая ей нужна.
Сцены встреч фрау Заурих со Штирлицем писались буквально на съёмочной площадке, и актриса потрясающе схватывала любые указания и предложения режиссера, даже сама импровизировала.
Татьяна Лиознова вспоминает: «Вот они в лесу. Фрау Заурих в каких-то жутких ботах, найденных на складе киностудии. «А как Вы думаете, я еще сезон прохожу в этих ботинках?» - спрашивает она Штирлица. Эта фраза родилась у меня спонтанно, но актриса замечательно ее обыграла. Или милые букетики цветочков, которые Мильтон очень любила! Она меня уговорила, чтобы я разрешила ей тыкать букетиком Штирлицу в нос – это же настоящая находка!
А шахматы? Зачем нам понадобились эти шахматы? Штирлиц все время думает. Он и за шахматами думает. Старуха постоянно что-то бубнит: «Сейчас я буду играть защиту Каракан», - изрекает она. «Что Вы сейчас будете играть?» – не понимает Штирлиц. Никто не знал, что это за защита. Даже я, которая и предложила эту фразу. Но ведь получилась замечательная сцена. «Ах, Вы так? – восклицает фрау Заурих, когда противник делает неудобный для нее ход. – Нет, так дело не пойдет! Вы так не ходили, и я так не ходила…» Штирлицу все равно, он занят своими мыслями, а зрителю интересно.
Но мне и этого показалось мало. Надо было сочинить историю этой женщины. Шахматы, гадание – это лишь кусочек жизни, за который хватается фрау Заурих. У нее была семья, умер муж, погибли дети… Я попросила моего художника Борю Дуленкова, чтобы он раздобыл какие-нибудь побрякушки, которые старуха носила бы с собой: бусы, флакончик с остатками духов, лорнет. Борис понесся домой и принес кое-что из шкафчика собственной жены. Ну и я поискала дома, что смогла. Так родился этот мешочек, который фрау Заурих достает вместе с шахматами: «Это ожерелье моей мамы. Она его очень любила…» – говорит она. И так мы расширили кайф от обычной игры в шахматы».
В те же годы она блистательно сыграла в «Следствии ведут знатоки»
Следствие ведут знатоки. Дело N6. Шантаж ,1972г.
и детективном телесериале «Совесть», совершенно затмив исполнителей ролей первого плана — опять-таки масштаб артистического дарования…
Бегство мистера Мак-Кинли, 1975г.
Снималась Мильтон крайне мало, была занята исключительно в ролях второго плана и эпизодах. Однако масштаб артистического дарования был таков, что не запомнить ее было невозможно.
Скворец и Лира, 1974 г.
Она была очень смешной старой актрисой в фильме Ролана Быкова «Внимание, черепаха!»
Внимание, черепаха!, 1969 г.
и мудрой учительницей эстетики в картине «Потрясающий Берендеев». В легендарных «Знатоках», в серии «Шантаж», Мильтон с блеском сыграла вдохновительницу шайки преступников Прахову. Были запоминающиеся эпизоды в картинах «Рано утром», «Легенда о Тиле»,
Легенда о Тиле, 1976 г.
«Кортик»...
Последние годы жизни Эмилия Давыдовна тяжело болела. Она с трудом выходила на сцену, поддерживая себя бесчисленными лекарствами. А играла она до последнего. Скорая увезла ее прямо со сцены, где случился инфаркт, от которого она уже не оправилась. Скончалась 12 февраля 1978 года на 76-м году жизни..
Свое единственное звание Заслуженной артистки РСФСР Эмилия Мильтон получила в 1960 году, когда перешла порог пенсионного возраста.
Похоронена Эмилия Давыдовна Мильтон на Введенском (Немецком) кладбище Москвы рядом с мужем, ушедшим лет за десять до нее. Памятник на могиле очень скромный, надпись почти истерлась, найти его очень сложно.
Говорят, что ни в Театре им. Моссовета, ни Театре им. Гоголя, где играла актриса, среди фотографий выдающихся мастеров прошлого, обычно вывешиваемых в театральном фойе, портрета Эмилии Мильтон нет…