-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ludmila-Lea

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2012
Записей: 50327
Комментариев: 3225
Написано: 55097


Не Штирлиц, а Янкель Черняк»

Среда, 19 Июня 2013 г. 01:25 + в цитатник
Цитата сообщения Agoll Не Штирлиц, а Янкель Черняк»

 Перепечатано из блога  "просто Правда"

     

 Мне рассказал однажды коллега, с которым я трудился в середине 90 годов в некоей изотерической редакции в Израиле. Человек малоразговорчивый, мой собеседник вызывал доверие. Я верил каждому его слову, всегда после оказывалось, что он говорил правду. Его рассказ меня поразил, я привожу почти дословно, без комментариев. Просто такая жизнь, такие люди.

Вот этот рассказ:

«В 60-80 годы я работал в спортивной редакции ТАСС в Москве. На другом этаже была маленькая комнатка переводчиков. Среди других там сидел невысокий смуглый человек семитской внешности. Очень скромный, тихий, он получал минимальную зарплату рублей 90-100, не больше. Звали его Черняк Ян Петрович, был похож на еврея и, наверное, был им, никто на эту тему с ним не говорил. Тема была непопулярной, всех можно было понять. Питался он в столовой ТАСС, был одинок, ни с кем не общался, один и тот же поношенный костюм. Был заядлым курильщиком. Мы к нему бегали с переводами, он блестяще владел несколькими языками: английский, немецкий, французский, итальянский, испанский. Это то, что я знал о нем. Он быстро делал перевод и передавал мне отпечатанный, отличный текст. Иногда возвращаясь с какого-нибудь чемпионата мира или Европы я (и другие журналисты тоже) привозил ему в подарок несколько пачек «Мальборо» или «Житана». Он благодарил, в разговоры о загранице не вступал, человек был очень надежный, какая-то в нем была внутренняя сила, сдержанность что ли. Не знаю.

Когда по ТВ показали фильм «17 мгновений весны» мне рассказал коллега по редакции, человек очень осведомленный, знающий всякие секреты конторы, что Штирлиц из фильма и есть наш Черняк Ян Петрович. Я сказал, что не верю. С такой семитской внешностью в гестапо или в германском генштабе работать невозможно. «Возможно, ты не понимаешь особенностей этой работы», сказал коллега. «Этот Черняк был уволен из разведки во время чистки при Сталине, но хотя бы не расстрелян. Пенсии у него не было, родился за границей, однокомнатная квартира. Контора устроила его переводчиком в ТАСС, чтобы не загнулся», — коллега ушел допивать свое.

Черняк продолжал работать у нас на той же должности. Потом пришла перестройка. Черняк был уже очень стар. Он заболел и без сознания лежал в больнице, умирал в одиночестве, никого у него не было. Я был у него несколько раз, это было тяжело и грустно. Потом мне рассказали, что однажды в больнице охрана перекрыла все входы и выходы, приехал Ельцин Борис Николаевич, президент РФ. Его провели в палату Черняка и он, стоя по стойке смирно, сказав несколько фраз, вручил ему звезду Героя России. Черняк был без сознания. Через несколько дней он умер».

Вот что пишет о судьбе Черняка энциклопедия советских спецслужб.

"… более благополучной была судьба Яна Петровича (Янкеля Пинхусовича) Черняка, который родился в 1909 году в Австро-Венгрии. Советским военным разведчиком он стал в 1930 году. С 1935 по 1946 гг. возглавлял созданную им же наиболее эффективную агентурную группу в Германии, носившую кодовое наименование «Крона».
К началу Второй мировой войны ее члены занимали видные позиции в руководстве Рейха, и полученная от них информация стратегического и военно-технического характера высоко ценилась в Москве. Специально подчеркнем — ни один агент Черняка никогда не был разоблачен гестапо, да и сегодня о них ничего конкретно не известно.
После Победы Черняк был отозван в Москву и в 1950 году уволен из военной разведки. Как родившийся за рубежом, он не имел права на военное звание и стал работать переводчиком в ТАСС. Но в 1995 году о Черняке вспомнили и в честь 50-летия Победы присвоили звание Героя России. Это произошло в феврале, когда он лежал в районной больнице Москвы. Ян Черняк так и не узнал о столь высокой чести, ибо умер, не приходя в сознание."

Несколько вопросов мучают меня до сегодняшнего дня по поводу биографии и судьбы этого человека. Фотографий Черняка нет нигде. Но я достоверно знаю, что он был смугл, невысок, горбонос. Как он выдавал себя за арийца? Как его не могли распознать проницательные немецкие коллеги?
Сообщают, что Штирлиц-Тихонов самый популярный герой российских легенд и сказок сегодня в новой России. Но рассказывая истории о геройских разведчиках, «.. славных ребятах у железных ворот ГПУ» вспомните, пожалуйста, господа, тихого семита-переводчика из новостной службы ТАСС и о его судьбе. Просто вспомните, без разговоров о еврейском засилье и еврейских деньгах и прочей важной жизненной подробности. И помолчите хотя бы минуты две-три, этот дядька (Черняк его фамилия) того достоин. А!?

 

Этот материал, специально для «пП», подготовил наш израильский общкорр. Александр Куперман.

Рубрики:  МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА/Красивые и знаменитые
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку