Книгу прочитала давно и всё думала, писать про неё или нет, решила всё-таки сказать пару слов, а то прям никак на полку не поставлю =)
Хоть кое-кто и сказал, что Стендаль "дядька скучный", мне понравилось, читать было совсем не скучно, особенно под конец, который на размышления главного героя оказался очень богатым.
На протяжении всего романа постоянно просматриваются душевные терзания Жюльена: он находится в постоянной борьбе с собой, в противоречии между своей возвышенной натурой и тем низменным, что диктует ему общественность. Сам Жюльен считал себя непривзойдённым лицемером: "Увы! Это единственное мое оружие! — размышлял он.— Будь это другое время, я бы зарабатывал свой хлеб делами, которые говорили бы сами за себя перед лицом неприятеля".
Мы видим становление главного героя, его путь от простого крестьянского паренька, горячо увлечённого чтением и неоднократно битого за это, до "парижского денди"; от наивного пылкого влюблённого юноши до преступника, оказавшегося на скамье подсудимых.
Мы можем проникнуть в самые потаённые уголки души Жюльена. То он мучается от своей гордыни, то занимается самоуничижением, он пылко и горячо любит, но холодно рассчитывает каждый свой шаг. А в чувствах, наверное, это просто недопустимо, ибо "...если я буду наслаждаться осторожно, с оглядкой, то это уже не наслаждение" (Лопе де Вега).
Название романа символично: красный - символ военной карьеры, чёрный - цвет церковников.
"Среди множества предположений о значении романа «Красное и черное» можно найти версию, по которой Стендаль замаскировал под тайными цветами два чувства, бушующих и владеющих духом Жюльена Сореля. Страсть – душевный порыв, нравственная жажда, необузданное, безотчетное влечение, и честолюбие – жажда чинов, славы, признания, действие не по нравственным убеждениям в стремлении к цели – эти два чувства боролись в Жюльене, и каждое имело право владеть его душой. Автор разделил героя на две части, на двух Жюльенов: страстного и честолюбца. И оба они добились поставленных целей: Жюльен, склонный к природным чувствам, с открытой душой, добился любви г-жи де Реналь и был счастлив; в другом случае честолюбие и хладнокровие помогли Жюльену завоевать Матильду и положение в свете. Но счастливым от этого Жюльен так и не стал." Кстати, именно эта версия мне как-то ближе всего, потому что в романе именно основой является что-то идущее изнутри, не зря герои очень часто размышляют сами с собой, наедине...
И не зря в конце романа Жюльен говорит г-же де Реналь (наверное, единственной женщине, которую он действительно любил): "В былые времена, - говорил ей Жюльен, - когда мы с тобой гуляли в вержийских лесах, я мог бы быть счастлив, но необузданное честолюбие влекло мою душу в края воображения. Мне бы прижимать к сердцу прелестную ручку, которая была так близко от моих губ, а мечты о будущем отрывали меня от тебя; я думал о бесчисленных сражениях, благодаря которым я создам себе сказочную жизнь… Я так бы и умер, не узнав, что такое счастье, если бы ты не пришла ко мне в тюрьму".
Но какое-то отвращение вызывает то, что Жюльен постоянно думает о своём положении в обществе, он боится, выбирая не то, что хочется, а то, что выгодно: "…пойти в солдаты или в священники, сообразуясь с тем, какая тогда будет мода во Франции".
Или добиться женщины только для того, чтоб посмеяться над её супругом. "…по крайней мере, меня развлечёт на короткое время любовное похождение с хозяйкой дома". И в этом смысле для меня Стендаль оказался немного неубедительным, я могу сказать, что не верю в искреннюю любовь Жюльена к госпоже де Реналь, потому что любить по-настоящему и тут же говорить "волей-неволей приходилось удовольствоваться г-жой де Реналь" для меня невозможно.
Может быть, перед смертью он и стал таким, каким был на самом деле, потому что терять больше уже нечего. Может быть. Но всё равно для меня неприятный след оставило его лицемерие, честолюбие, тщеславие. Кто-то может разглядеть в Жюльене человека, борящегося с классовой несправедливостью, но лично я не увидела борьбы внешней, в нём была только борьба внутренняя, да и то по большей части с собой. Он не выступал открыто против, он всё копил в себе...
Наверное, у каждого на этот счёт сложится своё, отличное от других, мнение, так как роман действительно не может поняться однозначно, на мой взгляд.
Особого внимания заслуживает ещё одна героиня романа: Матильда, молодая девушка, которая сознаёт своё превосходство над окружающими, готова на "безумства". Но все её чувства всего лишь придуманы ей самой, она решила походить на своих предков, жизнь которых была полна любви, преданности и риска. И её любовь к Жюльену вызвана тем, что он отличался от остальных, он был её оружием против скуки, против монотонного существования. Он был для неё родственной душой, она восхищалась им. Но и это было лишь частью сценария её рисковой натуры: она втайне гордилась своей любовью, потому что видела в этом героизм, ведь не каждая знатная дама отважилась бы полюбить сына плотника, пренебречь мнением света. "Оригинальность, которой она добивается явно и тайно, ее поступки, мысли и страсти, разгорающиеся при завоевании «исключительного существа, презирающего всех других»,— все это вызвано сопротивлением обществу, желанием рисковать, чтобы отличиться от других и подняться до высот, которых никому не достичь". И Жюльен понимает это: "Жюльен чувствовал, что помимо постоянной тревоги, страха за возлюбленного, - она помыслить не могла о том, чтобы его пережить, - в глубине её души таится потребность удивить мир своей сверхъестественной любовью, благородством своих поступков". Поэтому то свои последние минуты он хочет провести с человеком, который искренне будет оплакивать его смерть, который отдавался своим чувствам полностью, которому он был нужен по-настоящему и в которого он на пике эмоций стрелял, - с г-жой де Реналь.
"Если человек дошёл до отчаяния, ему остаётся призвать на помощь только своё мужество." И мне кажется, ему это удалось. Он не сломился в предсмертные часы, он терпеливо ждал, рассуждая с собой, не боялся смерти и, на мой взгляд, принял её достойно.
"…а Матильда одна, втайне от всех, в завешенной карете везла у себя на коленях голову любимого человека".