Русское знаменное пение
Русское знаменное пение, развивавшееся в русле святоотеческого учения, базируется на диатоническом строе, чуждом изнеженности и расслабленности, вполне соответствующем мужественному характеру православного мироощущения.
Знаменный распев развивался в рамках системы осмогласия, структурно связывающего различные церковные песнопения с определенными для каждого гласа напевами. Восемь гласов составляют столп, то есть цикл, повторяющийся каждые восемь недель, поэтому знаменный распев еще называют столповым. Знамена, крюки (отсюда также крюковое пение) – знаки безлинейной нотации, применяющиеся для записи напевов.
– параклит, разновидность крюка, самого распространенного знака, давшего название всей системе (половинная нота);
– статия (целая нота);
– подчашие ( две четвертные ноты в нисходящем движении);
– чашка ( то же значение);
– стопица (половинная нота);
– переводка (две четверти в восходящем движении);
– хамило (встречается во всех гласах, кроме третьего и седьмого, – до четырех нот);
– дербица ( четыре четвертных ноты в восходящем движении)
Музыкальная структура знаменного распева обусловлена применением попевок, они имеют самые разнообразные названия : возвод, возгласка, возмер, гроза, грунка, дуда, жалостная, затинка, качалка, паук, оброн, орлик, ометка, перекличка, пригласка, ромжа, стезя, уломец, ясница и многие другие.
Ладовая система русского одноголосного знаменного распева является наиболее чистым примером модальной музыкальной системы. Чистая модальность вообще связана собственно с одноголосием – горизонтальный звукоряд, линеарность, горизонтальное музыкальное мышление.
Знаменный распев, или роспев, как писали и, вероятно, говорили, окая, в старину – музыка иконописная, это, можно сказать, звучащая икона.
Именно монодийный стиль пения позволил создать иконописную музыку, русское знаменное пение, включающее в себя столповой, путевой и демественный распевы с их модификациями малого, среднего (обычного), и больших распевов. Это пение повсеместно звучало на Руси с начала принятия христианства и до конца XVII века, а на периферии и позже. Временем начала борьбы со знаменным пением, возглавленной царем и патриархом (что с полным основанием можно квалифицировать как музыкальное иконоборчество), является период никоно-алексеевской “реформы”, то есть середина XVII века.
Аналогично плотному письму и интенсивности цвета каноничной иконы одноголосный стиль пения позволяет создать плотное, интенсивное звучание, что обеспечивает активное суггестивное воздействие на слушателя. Одноголосие особенно способствет концентрации ума и внимания, само слово “унисон” (единение, согласие) свидетельствует о тенденции к интроверзии, то есть центростремительном направлении ума, в противоположность экстраверзии, рассеянности, разбросанности. Эти специфические особенности монодийного пения полностью соответствуют православно-богословскому учению о внимании и молитве и призыву прославлять Бога “едиными устами и единым сердцем”.
Знаменный распев характерен попевочной техникой в отличие от западноевропейской музыки, основанной на личностно-субъективном композиторском творчестве.
Взято Cайт Б.П.Кутузова