Скоро 1 сентября – знаменательный и волнительный день, прежде всего для первоклассников и их родителей. Впереди «долгие» годы школьной жизни. Какими они будут? Что ждет вашего малыша за школьным порогом? Конечно, очень хочется, чтобы это были радость от познания нового и успехов в учебе, восторг от успешного преодоления трудностей, открытие новых вершин для творчества и, обязательно, новые друзья.
По мнению психологов, исполнение этих надежд зависят от трех обстоятельств:
- насколько ребенок психологически подготовлен к школе?
- какими являются установки родителей относительно школьной жизни? Насколько эти установки соответствуют возможностям, мотивации и ценностям самого первоклассника?
- как педагогические ориентиры учителя совпадают с ожиданиями и установками ребенка и родителей?
Оказывается, что психологическая готовность к школе вовсе не определяется умениями читать и считать, играть в шахматы, декламировать стихи. Да, это является определенным уровнем психической зрелости ребенка, который способен обеспечить ему гармоничный переход от игровой деятельности к учебной. И такой уровень практически большинство детей достигает в 7 лет.
По мнению психологов, готовность ребенка к школе состоит из трех компонентов, таких как, мотивационного, интеллектуального и эмоционально-волевого.
В арсенале практикующих психологов имеются методики, которые позволяют определить структуру психологической готовности ребенка к школе, спрогнозировать возможные трудности в учебе и найти пути их предупреждения.
Однако нередко рекомендации психологов противостоят установкам родителей относительно школьного будущего их детей. Стремясь любыми способами устроить ребенка в самую престижную школу в 6 лет, а еще лучше в 5 с хвостиком, где изучается с первого класса три иностранных языка и информатика, родители не заботятся о своем ребенке, а тем самым стремятся удовлетворить свои собственные амбиции. Реализоваться через своего ребенка стремятся и те родители, которым очень хочется, чтобы он учился только на «отлично». Чрезмерный контроль, ограничение самостоятельности при выполнении домашних заданий, репетиторство, требования многоразового переписывания письменных работ гарантирует только быстрое возникновение у ребенка отвращения к учебе вообще, стремление любыми путями избегать учебных нагрузок и проявление открытого либо скрытого протеста к школе.
Восприятие своих детей родителями исключительно через призму успеваемости в учебе, подарки за хорошие оценки, наказания и различные ущемления за плохие оценки, отсутствие права выбора порождают у детей крепкие установки, что учатся они не для себя, а исключительно для родителей.
Иногда встречаются и другие крайности, такие как, например, выполнение родителями домашних заданий за ребенка, выяснение отношений с учителями, требование для своего ребенка каких-то льгот, обвинение учителя и одноклассников в том, что они виноваты в возникновении проблем в учебе и поведении собственного ребенка. Это далеко не полный перечень тех ошибок, которые практически усложняют адаптацию первоклассника к школе и формируют у него отрицательные установки к процессу учебы в ней.
Только избегая, изложенных выше ошибок, можно помочь первокласснику адаптироваться к школе, развить у него желание учиться.