Комплекс вины, вбиваемый с детства, может неожиданно трансформироваться... в манию величия. Если человек принимает упрёки хотя б на подсознании, то есть взваливает на себя ответственность за какие-то события, в которых он вообще-то не при чём, значит он начинает верить, что был способен их предотвратить. Вслед за этим он начинает верить, что способен главенствующе влиять на события всего вокруг. И если события развиваются неприятно для него, он начинает видеть в этом свою вину и... защищаться от неё, в том числе вызверяясь на людей, кому он счтает, его действия принесли зло. Забавно в этом три момента:
- люди, на которых вызверяются и которые ни ухом, ни рылом не считают объект виновным в чём-то, очень нескоро понимают (если понимают), что к странному поведению они сами не имеют на самом деле никакого отношения. Единственная их проблема - это возникновение у них проблемы, в которой индивид захотел признать себя виновным и защититься от неё и от них.
- чувство вины от этого вызверения у индивида никуда не девается. Наоборот, как "мщение есть признание, что нам больно", так болезненная реакция есть признание, что есть причина, её вызывающая, и поскольку мы выяснили, что человек с проблемой тут не при чём - он вообще не в курсах, значит проблема внутренняя - чувство вины. Чем больше индивид орёт, что он невиновен, когда его никто не обвиняет, тем больше виноватым считает себя он сам.
- уверенность в себе и слепая вера в свои силы - это приятно, это пьянит, как ощущение власти. Бесконечная власть есть ответственность за всё. Отказавшись от чувство вины, придёться отказываться и от мании величия. А что взамен? "Доктор, что вы сделали? Раньше я был великим человеком, а теперь кто я? Ничтожество!". Но, объективно человек остался таким, как все. Значит, вокруг него всегда будут совершаться события, на которые он неспособен будет повлиять. И он будет чувствовать свою вину за них. И снова срываться, ибо доводы разума о невиновности не пересилят чувств "я ж крут, как же я не могу (не мог) повлиять на это, сделать это, достичь этого? Значит, я виновен!" И так всю жизнь. Круг замкнулся.