Важнейшим событием в истории большинства городов является открытие железнодорожного сообщения, включение в общенациональную сеть стальных магистралей. В нашей стране, с её необъятными просторами и сложными природными условиями эпопея железнодорожного строительства растянулась на 180 лет и пока ещё далека до своего завершения!
Решил составить хронологию присоединения городов на территории бывшего СССР к общей железнодорожной Сети. Т.е., когда у них появилось железнодорожное сообщение с Москвой, хотя бы непрямое и с пересадками (но без паромной переправы!).
Некоторые даты мне показались интересными и удивительными. Например, что в Казань железная дорога пришла на 30 с лишним лет позже, чем в Нижний Новгород! Или что до Астрахани рельсы смогли дотянуть на несколько лет позже, чем до Владивостока!
Даты в хронологии могут отличатся от года начала регулярного пассажирского сообщения или официального открытия первого вокзала.
Буду рад дополнениям и уточнениям.
1851 - Санкт-Петербург, Тверь
1859 - Псков
1860 - Вильнюс, Динабург (Даугавпилс)
1861 - Владимир, Рига
1862 - Гродно, Кёнигсберг (Калининград), Нижний Новгород, Сергиев Посад
1864 - Рязань
1866 - Витебск, Полоцк, Серпухов
1867 - Тула
1868 - Брянск, Воронеж, Елец, Иваново, Кинешма, Козлов (Мичуринск), Курск, Липецк, Орёл, Ростов-на-Дону, Шуя
1869 - Белгород, Выборг, Таганрог, Тамбов, Харьков
1870 - Киев, Ревель (Таллин), Ростов, Рыбинск, Смоленск (прямое сообщение с Москвой), Ярославль
1871 - Брест, Либава (Лиепая), Минск, Новгород (узкоколейная до 1916 г.), Полтава, Саратов, Царицын (Волгоград)
1872 - Вологда (узкоколейная от Ярославля, прямой путь с 1913 г.), Донецк
1874 - Калуга (через Тулу или Вязьму), Пенза, Симферополь
1875 - Владикавказ, Севастополь
1877 - Самара, Оренбург
1878 - Луганск, Старая Русса (узкоколейная)
1880 - Муром
1882 - Мариуполь
1884 - Кривой Рог
1887 - Кострома
1888 - Екатеринодар (Краснодар), Новороссийск, Уфа
1890 - Златоуст
1891 - Чернигов (узкоколейка от станции Круты Московской Киевско-Воронежской железной дороги)
1892 - Челябинск, Феодосия
1893 - Казань, Грозный, Саранск
1894 - Кисловодск, Курган, Петровск (Махачкала), Пятигорск
1895 - Омск, Ново-Николаевск (Новосибирск) (левобережная часть)
1896 - Екатеринбург, Томск, Тюмень
1897 - Архангельск (узкоколейная до 1915 г.), Красноярск, Ставрополь
1898 - Симбирск (Ульяновск)
1899 - Вятка (Киров), Иркутск, Малоярославец
1900 - Баку, Керчь, Тифлис (Тбилиси), Чита (с паромом через Байкал)
1903 - Владивосток (через Китай, с паромом через Байкал)
1904 - Верхнеудинск (Улан-Удэ) (без парома), Владивосток (через Китай, без парома), Хабаровск (через Китай и Владивосток, без парома), Чита (без парома)
1905 - Череповец
1906 - Ашхабад, Самарканд, Ташкент
1909 - Астрахань
1911 - Майкоп
1912 - Туапсе
1913 - Благовещенск, Вологда (непрерывная линия после постройки моста через Волгу в Ярославле)
1915 - Барнаул, Семипалатинск
1916 - Евпатория, Кемерово, Петрозаводск, Мурманск, открытие сквозного движения от Москвы до Владивостока по российской территории
1918 - Сочи
1919 - Ижевск
1924 - Бишкек
1927 - Йошкар-Ола
1929 - Алма-Ата, Акмолинск (Нур-Султан)
1934 - Гагры
1936 - Комсомольск-на-Амуре
1940 - Чебоксары
1941 - Воркута
1942 - Сухум
1950 - Сталинабад (Душанбе)
1961 - Сыктывкар
1969 - Элиста
1973 - Тобольск
1976 - Нижневартовск
2018 - Якутск (до станции Нижний Бестях на другой стороне реки Лена)
https://visualhistory.livejournal.com/1974099.html