Кто не с нами |
|
Кто не с нами |
|
"Ну что, невротики…" |
|
"Ну что, невротики…" |
|
Но крыльев ей нам не связать |
|
Но крыльев ей нам не связать |
|
Справедливость как повод ограбить |
|
Справедливость как повод ограбить |
|
"Камо грядеши" и засолка капусты |
Очередной вопрос, на который мне довелось искать быстрый ответ: "а Вам не приходят в голову бессмысленные вопросы типа: ну и зачем дальше жить? Мол, ничего интересного не происходит, дальше все понятно, только старость и каюк."
То есть, разумеется, я отдаю себе отчет в том, что вопрос относится к разряду вечных, и ответ на него ищется из поколения в поколение. Тем интереснее было найти "быстрый" ответ, своего рода "Войну и Мир" в два абзаца.
Получилось так: Есть два варианта ответов: "живи сегодняшним днем" и "служи чему-то бОльшему, чем ты сам и твоя собственная жизнь, великому (хотя бы даже человеку)."
В первом варианте вопрос попросту снимается. Тут нету никакого "зачем жить", но это уравновешивается тем, что "не жить" — тоже незачем. А раз радикально менять ситуацию так же бессмысленно, как ее не менять, то "по умолчанию" остаемся в исходном положении, то есть — живем. Не "зачем-то", а именно что "по умолчанию." Сюда же присоединяются известные наблюдения суицидологов, что попытки уйти из жизни — это радикальный способ начать "жить иначе", то есть по сути мощное желание жить — но по-другому.
Для тех же, кто верит, что после смерти есть "по-другому," обычно не составляет труда поверить и в какой-то особенный смысл текущей жизни, так что опять — равновесие.
Обычно "текущий" смысл делится на два варианта. Один — служить чему-то. Или кому-то, кто служит чему-то. Большому, великому, светлому (или темному). Идея в том, чтобы ощутить причастность, мощно подпитать чувство собственной значимости и не жалеть о потраченном: времени, силах, молодости, упущенных возможностях. Мол, так было надо. В этом был смысл. В сухом остатке — гордость, самооправдание и относительный душевный покой на старости лет. В общем и неплохо.
Другой вариант — "смысл жизни — в самой жизни." Очевидные устремления тогда — в прожить эту жизнь получше в духе "полезного всем удовольствия", как говаривал заяц Бо из известного интернет-мультика. Получше — с точки зрения качества-приятности этой самой жизни. Чтобы интересно, чтобы меньше болеть, лучше себя чувствовать, дружить-быть с теми, с кем хочешь — и так далее. Любопытно, что в этой ситуации "поиски смысла" могут оказаться частью "интереса" — и происходить уже не ради самого смысла, а ради "прикольных поисков." ("И начальник объявил нашей славной партии, что главное — искать пути, а не их найти" — это уже Градский.) Ну вроде как у футбольного гола: без напряженной игры команд сам факт того, что мяч лежит в воротах — никого не возбуждает. Так и "поиски" — это игра, драйв, азарт, борьба, болельщики-единомышленники, обсуждения-споры и реклама газировки и телевизоров (ну или идей и тусовок). А уж кто кому когда забьет (в смысле найдет) — это не смысл, просто часть игры. Условность. Придумали бы не в ворота бить, а в землю закапывать — был бы у футбола другой смысл. И рубились бы за него.
Разумеется, я далек от того, чтобы провозглашать один из этих трех подходов — правильным. Просто было интересно суммировать.
|
"Камо грядеши" и засолка капусты |
Очередной вопрос, на который мне довелось искать быстрый ответ: "а Вам не приходят в голову бессмысленные вопросы типа: ну и зачем дальше жить? Мол, ничего интересного не происходит, дальше все понятно, только старость и каюк."
То есть, разумеется, я отдаю себе отчет в том, что вопрос относится к разряду вечных, и ответ на него ищется из поколения в поколение. Тем интереснее было найти "быстрый" ответ, своего рода "Войну и Мир" в два абзаца.
Получилось так: Есть два варианта ответов: "живи сегодняшним днем" и "служи чему-то бОльшему, чем ты сам и твоя собственная жизнь, великому (хотя бы даже человеку)."
В первом варианте вопрос попросту снимается. Тут нету никакого "зачем жить", но это уравновешивается тем, что "не жить" — тоже незачем. А раз радикально менять ситуацию так же бессмысленно, как ее не менять, то "по умолчанию" остаемся в исходном положении, то есть — живем. Не "зачем-то", а именно что "по умолчанию." Сюда же присоединяются известные наблюдения суицидологов, что попытки уйти из жизни — это радикальный способ начать "жить иначе", то есть по сути мощное желание жить — но по-другому.
Для тех же, кто верит, что после смерти есть "по-другому," обычно не составляет труда поверить и в какой-то особенный смысл текущей жизни, так что опять — равновесие.
Обычно "текущий" смысл делится на два варианта. Один — служить чему-то. Или кому-то, кто служит чему-то. Большому, великому, светлому (или темному). Идея в том, чтобы ощутить причастность, мощно подпитать чувство собственной значимости и не жалеть о потраченном: времени, силах, молодости, упущенных возможностях. Мол, так было надо. В этом был смысл. В сухом остатке — гордость, самооправдание и относительный душевный покой на старости лет. В общем и неплохо.
Другой вариант — "смысл жизни — в самой жизни." Очевидные устремления тогда — в прожить эту жизнь получше в духе "полезного всем удовольствия", как говаривал заяц Бо из известного интернет-мультика. Получше — с точки зрения качества-приятности этой самой жизни. Чтобы интересно, чтобы меньше болеть, лучше себя чувствовать, дружить-быть с теми, с кем хочешь — и так далее. Любопытно, что в этой ситуации "поиски смысла" могут оказаться частью "интереса" — и происходить уже не ради самого смысла, а ради "прикольных поисков." ("И начальник объявил нашей славной партии, что главное — искать пути, а не их найти" — это уже Градский.) Ну вроде как у футбольного гола: без напряженной игры команд сам факт того, что мяч лежит в воротах — никого не возбуждает. Так и "поиски" — это игра, драйв, азарт, борьба, болельщики-единомышленники, обсуждения-споры и реклама газировки и телевизоров (ну или идей и тусовок). А уж кто кому когда забьет (в смысле найдет) — это не смысл, просто часть игры. Условность. Придумали бы не в ворота бить, а в землю закапывать — был бы у футбола другой смысл. И рубились бы за него.
Разумеется, я далек от того, чтобы провозглашать один из этих трех подходов — правильным. Просто было интересно суммировать.
|
Про сапоги |
Фраза "сапожник без сапог" звучит достаточно часто, но в отличие от куда более ясного "плохому танцору сапоги жмут" — в истории про сапожника смысл не так однозначен. Что мы хотим этим сказать?
Дескать, ты предлагаешь чего-то другим, а у самого нету? Но упрек ли это? Где-то рядом лежит фраза "врач-венеролог не обязан переболеть сифилисом, чтобы от него лечить." Хотя, разумеется, врач не предлагает сифилис. А лекарство у него самого таки, наверное, есть.
Так все-таки, плохо ли это, если у сапожника нет сапог? Ну, в широком, метафорическом смысле. Если он предлагает сапоги другим, а между тем не умеет их сделать даже себе — тогда, наверное, плохо. А что если он потому не может сделать себе сапог, что у него других заказов на месяцы вперед, и делать себе сапоги просто некогда? То есть он может купить себе хотя бы сандалии у кого-то еще, но вот на свои собственные сапоги — ну нету времени. "Коллега, почему Вы не лечите себя сами? — Я слишком дорого беру" —- такая тут вспоминается шутка.
Может и так быть, что все деньги от сапожного ремесла уходят у нашего сапожника на прокорм семьи, да сырье, да аренду. Тогда он сам без сапог просто потому, что на это у него нет денег. Значит ли это, что он плохой сапожник, и сапоги у него покупать не стоит? Не очевидно: с некоторой натяжкой такой вывод, конечно, сделать можно — дескать, были бы хорошие сапоги, дороже бы продавал. Но что если он только начинает в этом городе (хотя опыт большой, и качество отличное)? Его просто не знают пока, вот и мало продается.
Наконец, вспоминается анекдот про "приходишь ты на пляж, а там станки-станки-станки." Может наш сапожник, просапожничав за деньги часы напролет, в свое свободное время ну категорически не хочет снова делать то же самое — пусть даже для самого себя? Может, он просветленный товарищ, который снисходительно принимает странное желание окружающих ходить в сапогах — но сам предпочитает решительно босиком? К земле ближе, и все такое.
Это я все к чему: недостаточно заметить, что сапожник без сапог. Для выводов нужно еще знать, почему так получилось. Уж очень разные варианты.
|
Про сапоги |
Фраза "сапожник без сапог" звучит достаточно часто, но в отличие от куда более ясного "плохому танцору сапоги жмут" — в истории про сапожника смысл не так однозначен. Что мы хотим этим сказать?
Дескать, ты предлагаешь чего-то другим, а у самого нету? Но упрек ли это? Где-то рядом лежит фраза "врач-венеролог не обязан переболеть сифилисом, чтобы от него лечить." Хотя, разумеется, врач не предлагает сифилис. А лекарство у него самого таки, наверное, есть.
Так все-таки, плохо ли это, если у сапожника нет сапог? Ну, в широком, метафорическом смысле. Если он предлагает сапоги другим, а между тем не умеет их сделать даже себе — тогда, наверное, плохо. А что если он потому не может сделать себе сапог, что у него других заказов на месяцы вперед, и делать себе сапоги просто некогда? То есть он может купить себе хотя бы сандалии у кого-то еще, но вот на свои собственные сапоги — ну нету времени. "Коллега, почему Вы не лечите себя сами? — Я слишком дорого беру" —- такая тут вспоминается шутка.
Может и так быть, что все деньги от сапожного ремесла уходят у нашего сапожника на прокорм семьи, да сырье, да аренду. Тогда он сам без сапог просто потому, что на это у него нет денег. Значит ли это, что он плохой сапожник, и сапоги у него покупать не стоит? Не очевидно: с некоторой натяжкой такой вывод, конечно, сделать можно — дескать, были бы хорошие сапоги, дороже бы продавал. Но что если он только начинает в этом городе (хотя опыт большой, и качество отличное)? Его просто не знают пока, вот и мало продается.
Наконец, вспоминается анекдот про "приходишь ты на пляж, а там станки-станки-станки." Может наш сапожник, просапожничав за деньги часы напролет, в свое свободное время ну категорически не хочет снова делать то же самое — пусть даже для самого себя? Может, он просветленный товарищ, который снисходительно принимает странное желание окружающих ходить в сапогах — но сам предпочитает решительно босиком? К земле ближе, и все такое.
Это я все к чему: недостаточно заметить, что сапожник без сапог. Для выводов нужно еще знать, почему так получилось. Уж очень разные варианты.
|
Не ценят, гады! |
|
Не ценят, гады! |
|
И сколько же мне лет? |
|
И сколько же мне лет? |
|
Как вы яхту назовете |
|
Как вы яхту назовете |
|