Разместил на сайте "Нкебо над Иркутском" новый текст о новом (же) телескопе. Телескоп заработал в Институте солнечно-земной физики СО РАН в прошлом году. Есть успехи, но есть и проблемы.
При поддержке астрономической обсерватории ИГУ возник новый сайт, куда я постепенно перебираюсь. Все более или менее крупные тексты размещаю там (если они не совсем личные).
Один из новых текстов - об открытиях в инфракрасном диапазоне.
Не люблю входить с долгами в новый год. Я обнаружил, что давным-давно написан текст про некие штаны, зачатый во время экспедиции на полное солнечное затмение в Индонезии. Текст медленно эволюционировал и был вчерне закончен в июле. И теперь, когда наступил новый 2017 год и сформировались выходные дни, я вспомнил про этот текст, - заглянул в него, слегка подправил и решил выставить. 9 месяцев прошло с того момента, когда он был начат - следовательно, пора ему выходить на свет.
БУРИДАНОВА КУРТКА
.... Гаврилов неожиданно позвонил (что для него, вообще говоря, нехарактерно). Он спросил, – где я. Оказалось, что он прибыл в Домодедово, не нашёл меня на регистрации и приступил к поискам (т.е. решил позвонить). Я сообщил, что уже давно здесь, зарегистрировался на наш рейс, и теперь сижу в некоем "Бутерброде" недалеко от выхода номер шесть, где нам предстоит выходить на посадку.
Я ел солянку (она стоила, как в Норвегии) и проглядывал фейсбук с помощью бесплатного вай-фая аэропорта.
Минут через двадцать, пройдя регистрацию и пограничный контроль, явился Гаврилов. Я уже допивал чай.
- Ты не видел тут какого-нибудь бомжа? – неожиданно спросил он, умащиваясь напротив меня.
- В Домодедово? – удивился я. – А впрочем… Честно говоря, трудно удержаться от того, чтобы не сказать, что вижу его прямо сейчас…
Действительно, Гаврилов был одет, по меньшей мере, странно. Поверх хорошо (мне) знакомой теплой коричневой рубахи была надета какая-то подозрительная как бы кожаная (…как бы лабутены!..) курточка – из разряда тех, в которые порой обряжаются не очень хорошо зарабатывающие молодые люди, желающие, тем не менее, продемонстрировать свои мачо-признаки.
– Зачем ты это напялил? – спросил я неделикатно.
– Я оставлю её здесь, – отозвался Гаврилов и начал стаскивать с себя предмет обсуждения. – Мне же надо было сюда в чем-то доехать, –холодно, а на экваторе она точно не понадобится. Кому-нибудь, может быть, пригодится.
Напомню, что дело было в марте. Марте 2016 года.
– Ну, конечно, - сказал я. – Самое лучшее место для поиска бомжей, кого можно было бы осчастливить бесплатной курткой – это, разумеется, международный терминал Домодедово. Вон, видишь, стоит хвост очереди на Тель-Авив – подойди туда. А можешь заглянуть в Duty-Free. Или, скажем, покараулить у прилавка, где продают матрешек в импортном варианте. Вдруг какой-никакой бомж появится – покупать сувениры.
Действительно, всё вокруг сверкало, сияло и блестело, нас окружали стильные люди, ожидавшие посадку на самолет, чтобы лететь в далекие страны, и были они (люди) внешне прекрасны. А среди них сидели мы – я в выцветшем колониальном жилете со множеством, как у Вассермана, карманов (жилет был порван сзади, и там Ира пристрочила мне плотную заплатку) – ну, и Гаврилов в откровенно бомжатской (бомжацкой?) курточке.
– Ты где ее взял? – спросил я.
– Это моя старая, я уже давно в ней не хожу, - отвечал Гаврилов. – Точнее, у меня таких две, и я долго думал какую из них взять…
– Буриданова проблема, - сказал я, чтобы что-то сказать.
– Она, в общем, действительно Буриданова, но в другом смысле, - заметил Михаил. – Я ведь был уверен, что обе никогда не понадобятся. А теперь буду думать про вторую – вдруг тоже пригодится!
– Ну, думай! – сказал я.
Он извлек из своей знаменитой коричневой сумки ручку, я вырвал листок из блокнота, и Гаврилов начертал сакраментальную надпись:
БЕРИТЕ, КОМУ НУЖНО. УЛЕТАЮ В ЖАРКИЕ СТРАНЫ, МНЕ НЕ ПОНАДОБИТСЯ.
– И где ты ее оставишь? – поинтересовался я. – В витрине салона Сваровски? Там обычно бомжи и толпятся. Как всем известно.
Это я продолжал свои попытки говорить иронично. Получалось не очень.
– В Домодедово работает немало небогатых людей – возразил Гаврилов. – Например, уборщицы – как правило, из Средней Азии.
– Тогда оставь её в туалете, – предложил я.
Гаврилов поднялся и ушел с курткой в руке. До посадки на самолет оставалось примерно полчаса, и я снова раскрыл ноутбук.
Когда, наконец, Гаврилов появился, куртки с ним уже не было.
– Я обошел три туалета, - и только в одном были крючки в кабинках! – сообщил он.
– В кабинке – это хорошо, - одобрил я. – Там человек пребывает в одиночестве. Ему некого будет стесняться, когда он выйдет оттуда с твоей курткой на плече.
И тут объявили посадку на наш рейс.
…Мы уселись в кресла "Боинга-777", готовясь к более чем десятичасовому перелету в Сингапур. Играла тихая музыка, на экранах демонстрировались фрагменты трассы нашего будущего перелета. Всяческие лампы и лампочки в самолете и за окном сверкали, как кристаллы Сваровски. Стюардессы "Сингапурских авиалиний" были выше всяческих похвал.
Мы долго разговаривали, и, наконец, угомонились. Уже в середине перелета, когда освещение в самолете погасло, солидный (не бомжатского вида) китаец справа от меня степенно заснул, и только самые стойкие продолжали смотреть на своих мониторах какие-то бесконечные "Звездные войны", – Гаврилов вдруг открыл глаза и сказал мне на ухо:
– А всё-таки интересно – какова дальнейшая судьба моей курточки?
– Привыкни к мысли, что ты не узнаешь об этом НИКОГДА! – отозвался я.
И мы замолчали, обдумывая этот тезис. Слово nevermore всегда приводит к размышлениям о вечном. Конечно, если задуматься всерьёз.
А затем далёкая Индонезия, куда мы, собственно, и летели, подбросила нам вариации на ту же тему, – но, как обычно, в фарсовом варианте.
… На острове, где мы собирались наблюдать полное солнечное затмение, было жарко. В этом не было ничего удивительного, поскольку остров находится на экваторе, и даже вода на мелководье просто обжигала ноги, – если, конечно, разуться и попытаться зайти в море. Солнце жарило прямо из зенита, это могло закончиться печально, и дело к тому уже шло. Случилось так, что гавриловский рюкзак во время последнего нашего перелета из города Манадо на острове Сулавеси (ударение на предпоследнем слоге) во время посадки на небольшом островке Тернате (ударение на последнем слоге) почему-то там и выгрузили. Когда мы прилетели в Були (ударение снова на последнем слоге) – поселок на восточном берегу острова Хальмахера (ударение и так понятно, где), рюкзак не появился. Несколько официальных лиц из крошечного аэропортика Були, стоя в тени домика аэровокзала, важно обсуждали проблему, и деловито разглядывали гавриловский квиток. Квиток свидетельствовал о том, что рюкзак в принципе существует. Точнее, существовал, когда его сдавали в багаж. Он (квиток) раза два был передан по кругу, официальные лица внимательно его разглядывали и сосредоточенно кивали, о чем-то переговариваясь. Они были при исполнении, и были они серьезны.
Я понял, что шансов нет и отошел в сторону, - фотографировать рыжую корову на траве и кокосовые орехи на пальме.
Тут оказалось, что некая местная девушка, прилетевшая нашим рейсом домой на каникулы, тоже не получила свою сумку. Она вошла в контакт с официальными лицами на аутентичном языке, те прекратили бесконечную передачу по кругу гавриловского квитка, и одно из лиц отправилось в домик – звонить на Тернате.
Гаврилов был мрачен.
Вскоре выяснилось, что да, мистер, багаж выгрузили на Тернате, его привезут следующим рейсом, т.е. завтра. И доставят, – конечно, да! Доставят. Мисте-е-ер!
Мы поехали в Були искать какой-нибудь отель, девушка без сумки нам помогла в поисках, и поэтому отель в конечном итоге мы нашли. Про этот отель я рассказывать не буду – как-нибудь в другой раз.
На следующий день упомянутая девушка приехала в наш отель верхом на мотоцикле и привезла-таки Гаврилову его рюкзак, который она получила вместе со своей сумкой. Почему ей выдали гавриловский рюкзак? Потому что она сказала сотрудникам аэропорта, что отвезёт его Гаврилову, поскольку знает, где он поселился. Этого оказалось достаточно. А что, если бы она не привезла рюкзак Гаврилову? Вопрос этот не имеет практического значения, ибо рюкзак она-таки привезла. Гаврилов вручил ей несколько местных купюр, девушка деловито их спрятала, лучезарно улыбнулась и укатила на своем мотоцикле. Подгазовывая. Её подружка на заднем сиденье пыталась оглянуться и ещё раз посмотреть на нас, но ей это не удалось.
Всё это произошло назавтра.
А пока (сегодня) стало ясно, что а) Гаврилову не во что переодеться – в частности, у него нет коротких штанов (шорт, бриджей и далее по списку), да и вообще нет никакой сменной одежды, и б) у меня тоже нет не только коротких штанов, ни рубашки с длинными рукавами (у Гаврилова подобная рубашка как раз была).
Зачем на экваторе длинные рукава ("… зачем он шапкой дорожит?...")
Дело в том, что здесь у европейцев без длинных рукавов на солнце сгорают руки.
Я вспомнил убедительные рассказы о тех несчастных, кто приехал на экватор со средних широт. А вы знаете, что концентрация озона над экваториальными широтами всегда процентов на двадцать ниже, чем на умеренных широтах? Всегда, это природная закономерность. А то, что это эквивалентно озоновой дыре на широте Иркутска – понимаете? И в эту естественную как бы дыру всегда льётся куда больше солнечного ультрафиолета, чем, например, в Сибири. А солнце здесь поднимается выше – стало быть, оптическая толща атмосферы меньше. Кожа краснеет, пузырится, рак кожи. И что?... … И всё. А местные к таким дозам привыкли.
В небе не было ни облачка. Как писал Владимир Владимирович, "жара с ума сводила". Кисти рук (а у чего ещё могут быть кисти? у ног?...) у меня мгновенно порозовели, потом покраснели, и уже начали намечаться упомянутые выше пузыри. А Гаврилов, наоборот, погибал от жары в своих едва ли не зимних брюках. И значит, нужно было нам оснаститься одеждами, адекватными здешнему постоянному (без смены времен года) климату.
В общем, мы с Гавриловым отправились на местный рынок и купили по паре коротких (по колено) штанов. Кроме того, Гаврилов приобрел плавки, а я еще и местную рубашку с длинными рукавами. В странную постмодернистскую полоску. Но уже совсем скоро мы поняли, что важным (имманентным) свойством купленных штанов – как гавриловских, так и моих, – оказалась их непрочность. Мои штаны лопнули часа через полтора их эксплуатации. Лопнули, впрочем, не очень сильно – т.е. в принципе ходить в них было можно, но следовало всегда помнить об аварии, и избегать некоторых типов поз. У Гаврилова штаны лопнули чуть позже, но зато более глобально. Гаврилов был крайне недоволен, – он сумрачно ругался, а вечером сел зашивать огромную брешь (в его коричневой сумке оказалась игла с ниткой). Но это не помогло,– на следующий день брешь разверзлась в ещё более устрашающих масштабах. После очередного устранения катастрофы Гаврилов объявил, что эти штаны он домой не повезет. А что он с ними сделает? Оставит тут.
Я оживился. Складывался закольцованный сюжет! Я объявил, что история должна повториться – следует написать записку (теперь уже на английском). Содержание было очевидно: БЕРИТЕ, КОМУ НУЖНО, Я УЛЕТАЮ В ХОЛОДНЫЕ КРАЯ, МНЕ БОЛЬШЕ НЕ ПОНАДОБИТСЯ.
Гаврилов согласился. Сюжет начал управлять нашими действиями.
Гаврилов на рынке в Були покупает плавки. Им суждено остаться в Индонезии
Я купил рубашку (в черном пакете). Кривая усмешка свидетельствует о смутных сомнениях. Индонезийцы, наоборот, довольны, что усиливает мои сомнения
ТЯГОТЕНИЕ ТЕРНАТЕ
А потом было солнечное затмение (это отдельная история), а потом мы полетели обратно в Манадо (там в отеле нас ожидали наши чемоданы, а почему мы не брали их с собой в Були – тоже отдельная история, но не будем отвлекаться) – и уже где-то в полете Гаврилов расстроенно охнул и сообщил, что он-таки забыл! Забыл, блин. Забыл, во-первых, оставить в Були пресловутые штаны. Во-вторых, забыл те самые плавки (они остались сохнуть после завершающего купания). Причём остались они безо всякой сопровождающей записки.
– Ты же мне говорил, чтобы я забрал плавки, а я так и не забрал! – сокрушенно сказал Гаврилов.
Я заметил, что шансы остаются – индонезийские штаны можно оставить в Манадо, а если уж и там память откажет – то в Сингапуре.
Тем временем события начали угрожающе двоиться. Наш товарищ Александр Кривенышев, возвращавшийся с того же затмения на нашем же самолете в Манадо, тоже не получил свой багаж. Его, как и рюкзак Гаврилова, выгрузили по пути на всё том же Тернате! Этот заколдованный островок, видимо, притягивал к себе любой следующий транзитом багаж.
Мы втроем отправились искать кабинет официальных лиц в аэропорту Манадо – заявлять о пропавшей сумке.
….Возле искомого кабинета на полу в коридоре стояла сумка. Но не Кривенышева, а чья-то другая, – большая и красная.
Меня охватило чувство де жа вю. На сумке лежала записка на английском языке. Она гласила привычное!
МЕНЯ НЕ ПУСТИЛИ В САМОЛЕТ С ЭТИМ – БЕРИТЕ, КОМУ НУЖНО!
Похоже, ЭТО уже никому не было нужно. Из-под сумки выползала темная струйка. Она (струйка, – впрочем, как и вся сумка) ощутимо пахла, и было совершенно ясно, почему сумку не пустили в самолет – там была рыба, и была она там уже давно.
Кривенышев совершил уже знакомый мне ритуал. Он протягивал здешним официальным лицам багажную квитанцию (но в отличие от Гаврилова, в руки ее не давал – те, нагнувшись и прищурившись, рассматривали бумажку из рук). Они листали какие-то амбарные книги, звонили опять-таки на остров Тернате (а куда же ещё?), и наконец, сообщили, что,– да, сумка мистера Кривенышева, разумеется, обнаружена в аэропорту этого злосчастного острова (аэродроме подскока), где, судя по всему, выгружают всё и всегда. Мисте-е-ер!
Хорошо, что я свой рюкзак в багаж не сдавал,– видимо, это меня и спасло.
Язев и Гаврилов перед посадкой в самолет по маршруту Були-Манадо. На Гаврилове те самые штаны
ШАССИ МАНАДО
Описывать, как в одном из супермаркетов Манадо Саша Кривенышев, оставшийся без багажа, приобретал себе на завтра штаны (эффект де жа вю крепчал и усиливался), я описывать не буду.
Этот нескончаемый эффект ещё раз проявился спустя две ночи – когда после ночных приключений в тропическом лесу и плавания среди рифов (это тоже отдельный сюжет для другого рассказа, его я тоже опускаю), мы продолжили наше путешествие.
Гаврилов не стал оставлять штаны в отеле Манадо, вероятно, рассчитывая повторить домодедовский ритуал в аэропорту. Но, как сейчас принято говорить, что-то снова пошло не так.
В аэропорту Манадо обнаружился вай-фай и Гаврилов погрузился в интернет. Неожиданно быстро объявили посадку на Джакарту, и мы отправились в самолёт. Когда мы угнездились в удобных креслах, я посмотрел на Гаврилова и задал вопрос. Точнее, произнёс нечто утвердительное.
- Так. Значит, штаны в Манадо ты не оставил.
Гаврилов сосредоточенно кивнул. Впрочем, он пытался объяснить допущенный отход от сюжета тем, что срочно следовало что-то (уже не помню что) заказать или подтвердить по интернету – кажется, бронирование отеля для нашего пребывания в Сингапуре. Поэтому ему было некогда заниматься штанами.
– У тебя остается всего два варианта – оставить штаны в Джакарте, либо в Сингапуре, – грозно сказал я.
Мы обсудили вопрос о том, не оставить ли штаны в туалете самолета и пришли к консенсуальному заключению – так делать не надо. Дискуссия была чисто риторической – всё равно штаны были практически недоступны, поскольку Гаврилов сдал их в багаж вместе с рюкзаком.
Нашу бесконечную высокоинтеллектуальную беседу о рваных штанах прервало объявление по громкой связи. Командир известил пассажиров, что в связи с некими техническими причинами всем надлежит покинуть самолет, и выразил надежду, что часа через полтора вылететь всё-таки удастся.
Мы зашевелились, отстегиваясь.
– Ты получаешь возможность всё-таки оставить штаны в Манадо, – заметил я Гаврилову. Тот напомнил, что ничего не получится: штаны, как недавно было сказано, лежат в большом рюкзаке, сданном в багаж, а багаж мы получать не будем. Во всяком случае, пока.
… Нас выгрузили обратно в здание аэропорта. Гаврилов опять погрузился в интернет, а я наблюдал сверху через стеклянную стену, как несколько сотрудников аэродромных служб топтались вокруг стойки левого шасси нашего самолета. Один из них пнул покрышку (наверно, …"они были таксисты", – как поёт Игорь Иванович Сукачёв). Затем они долго стояли, окружив колесо, и лица были серьёзны. Наклонив головы, сотрудники вдумчиво и неспешно что-то обсуждали. Вскоре к ним подошел еще один, – вероятно, главный. Он начал энергично говорить, размахивая руками (сквозь стекло ничего не было слышно). Прочие внимательно его слушали. Начальник говорил долго, сотрудники, утомившись, стали по одному усаживаться прямо на бетон. Начальник, – единственный оставшийся стоять, – подумал и сел рядом с ними.
Ситуация выглядела абсолютно безнадежной.
Я посмотрел на часы. Мы уже явно опаздывали на очередной перелет по маршруту Джакарта – Сингапур. Аэропорт Манадо не выпускал нас в местную столицу.
Тут что-то громко объявили. Народ засуетился – но это была всего лишь раздача питьевой воды и каких-то булочек по предъявлении посадочных талонов на злосчастный наш рейс. Мы сходили куда следовало и получили то, что нам причиталось. Доедая индонезийскую булочку, я снова подошел к стеклянной стене. Возле нашего самолета уже никого не было, – подозреваю, что сотрудники аэродромной службы тоже отправились жевать булочки и запивать их водой.
… Примерно через час снова объявили посадку, и мы вернулись в тот самый самолёт. В Джакарту мы прибыли с изрядной задержкой, и пришлось доказывать, что мы опоздали на сингапурский рейс не по своей вине. В конечном итоге нас перерегистрировали на другой рейс. Когда Гаврилов сдавал в багаж свой рюкзак, я вспомнил, но не рискнул ему (Гаврилову) сказать, чтобы он (Гаврилов) забрал-таки пресловутые штаны из рюкзака...
Гаврилов, Кривенышев и Язев на острове Сулавеси вблизи от Манадо. На Язеве рубашка, купленная в Були для предотвращения ожогов.
На Гаврилове штаны, купленные в Були, но их на снимке не видно. Зато видно, что Гаврилов не боится солнечного ультрафиолета
КОЛЬЦО СИНГАПУРА
…В Сингапурском отеле, где мы дважды переночевали, штаны, разумеется, снова не остались. И уже вечером, в гигантском аэропорту Сингапура, когда мы сидели на низких креслах возле розетки в зоне вай-фая, я завёл серьёзный разговор. Я сказал, что у Гаврилова осталась последняя возможность закольцевать сюжет и оставить, наконец, страждущим штаны с острова Хальмахера.
Гаврилов сомневался. Я почувствовал, что он уже малодушно допускает для себя возможность увезти драные штаны в Россию. То есть оставить их у себя. Позволять это Гаврилову было нельзя!
Я поставил вопрос ребром. Я официально (т.е. непререкаемым тоном) известил Гаврилова о том, что, если он сейчас же (а позже можно уже не успеть) не отнесет свои штаны с запиской в сингапурский туалет, я откажусь описывать эту историю в задуманном мною авантюрном цикле "Рассказы о Гаврилове". В конце концов, первая часть этой истории – про Домодедово, – уже написана и киснет попусту в ноутбуке. Я что – зря это делал? – патетически вопросил я. – Сюжет должен быть реализован!
Мои аргументы возымели действие. Не очень довольный Гаврилов наклонился над рюкзаком и извлёк пакет со штанами.
– Записка! – напомнил я.
– А ты не помнишь, что я писал во время нашего пребывания в Домодедово? – спросил Гаврилов.
Пришлось достать мой ноутбук и заглянуть в первую часть этого текста. Англоязычный аналог записки был немедленно написан, и Гаврилов отправился искать в недрах сингапурского аэропорта туалет с кабинками и крючками.
Сюжет был реализован, композиция закольцована. И я вздохнул с облегчением.
Стоило ли об этом писать? Есть ли в этой истории какая-то мораль, не говоря уже о смысле? Подозреваю, что нет. Никакого смысла. Ну, а о какой бы то ни было морали уже и говорить нечего, – какая может быть мораль в рваных штанах!..
Но если уж этот текст (я должен сообщить, что, будучи начатым на острове Хальмахера в марте, он был закончен на острове Ольхон в июле), всё-таки оказался написанным, - его ничто не помешало опубликовать. Например, под Новый 2017 год.
Поэтому я и разместил его в соцсети. Не зря же, в самом деле, повинуясь сюжету, Гаврилов вынужденно расстался со своими новыми (хоть и драными) дважды заштопанными штанами с Хальмахеры.
25 октября, ориентировочно в 19.39 по иркутскому времени над Бурятией и Иркутской областью наблюдался яркий болид. На следующий день это вызвало большое количество комментариев в сети и в СМИ.
Одна из версий связывала наблюдавшееся явление с запуском межконтинентальной баллистической ракеты УР 100Н, или РС-18 ("Стилет") с полигона в Оренбургской области. В частности, такую возможность допустили в НТВ, а вслед за ними – целый ряд СМИ в Бурятии.
Старт ракеты РС-18. Снимок похищен в сети, и это старый снимок
Эта версия выглядела с самого начала абсолютно несостоятельной. Ракета была запущена в сторону Камчатки в 11:58 по московскому времени (16:58 по иркутскому и улан-удэнскому), т.е. больше чем за два с половиной часа до наблюдения болида. Те, кто связывал ракету с болидом, вероятно, об этом не подумали. Межконтинентальные ракеты летают всё-таки быстро, – как им и полагается. Кроме того, трасса полета "Оренбургская область - полигон Кура на Камчатке" проходит существенно севернее точек наблюдения, да и направление полета (даже грубо оцененное по первым свидетельствам) было явно неподходящим.
Заметим, что появлялись и другие гипотезы – например, что это всё-таки была какая-то ракета. По этому поводу я на следующий день высказался для СМИ так: каждый пуск любой (не обязательно космической – геофизической или даже метеорологической) ракеты, отслеживается во всем мире. Скрыть такие пуски невозможно, – да, в общем-то, их никто и не скрывает. О любом запуске каждой ракеты становится известно,– причём, как правило, заранее. Поэтому это не могла быть какая-то НЕИЗВЕСТНАЯ ракета. Неизвестных ракет не бывает.
Еще одна версия, связавшая болид со сгоранием космического мусора, тоже оказалась распространенной. Моя коллега Лилия Миронова, заведующая астрономической обсерваторией Бурятского госуниверситета, сообщила нескольким СМИ, что "это был не метеорит, не метеор и не комета. Совершенно ясно, что речь идет о каком-то искусственном объекте". В телеинтервью Лилия Миронова сказала, что скорость движения была слишком низкой для метеора.
С этим тоже сложно было согласиться.
Днем следующего дня, 26 октября, в сети можно было увидеть видеозаписи падения. Одно из них было снято автомобильным видеорегистратором иркутянина Романа Кошелева (тележурналист ИГТРК Игорь Пиханов немедленно нашел его и сделал репортаж). Удалось узнать, где было снято видео, что позволило выяснить направление на болид – на северо-востоке, если смотреть от Иркутска. Учитывая, что многие сообщения в соцсетях шли из Бурятии, – причем не только из Улан-Удэ, но, например, и из Курумкана, – становилось ясно, что болид падал достаточно далеко (от Иркутска, во всяком случае). Однако скорость его падения на видео была примерно такой же, как на видеозаписях знаменитого Челябинского болида (если не больше). Это означало, что реальная скорость падения при наблюдении издали была, как минимум, не меньше, а скорее всего, больше (или даже существенно больше), чем в Челябинске. Из этого следовал однозначный вывод: к космическому мусору явление не могло иметь никакого отношения. Не может космический мусор входить в атмосферу со скоростью 18 и выше километров в секунду!….
Я думаю, что те, кто счёл скорость невысокой, явно недооценил расстояние до болида. Позже выяснилось, что максимум свечения болида наблюдался примерно в 285 километрах от Улан-Удэ и примерно в 330 км от Иркутска. С такого расстояния любая скорость может показаться невысокой….
Кроме того, присутствовал еще один признак, который тоже говорил в пользу высокой (космической) скорости. Дело в том, что зеленое свечение, которое прекрасно видно на цветных видеорегистрациях и отмечалось всеми очевидцами, типично для очень высоких температур. Такие температуры (тысячи градусов), в свою очередь, вызываются высокой скоростью входа в атмосферу - 20 км/с и выше. Заметим, что даже в свечении Челябинского болида присутствовали красные оттенки, что соответствует более низкой температуре при известной скорости входа в атмосферу (18 км/с). Еще раз повторю, что никакие ракеты, никакие обломки космического мусора не летают со скоростью выше первой космической. Другими словами, их скорость входа гарантированно не может превышать 8 км/с. Кроме того, сход с орбиты всех более или менее крупных фрагментов контролируется.
Тем не менее версия о космическом мусоре на первых порах оказалась достаточно популярной – судя по СМИ. Например, корреспонденту ИА "Восток-Телеинформ" об этом рассказал исполнительный директор Иркутского планетария (почему-то названный в материале директором иркутской обсерватории ) Павел Никифоров. По его словам, ни на одном из международных сайтов ассоциаций, которые следят за астероидами, информации о "бурятском метеорите" нет.
- Сейчас сложно говорить, был это метеорит или тело искусственного происхождения. Я посмотрел все международные сайты ассоциаций, которые следят за астероидами, за различными телами, которые приближаются к земле и могут быть опасны, но таких близких угроз в это время замечено не было. Кроме того, ни один мониторинг не выявил, что какое-либо космическое тело упало на землю,- заявил, согласно изданию, Никифоров.
По его словам, утверждать, что это был именно метеорит, можно будет только после того, как остатки метеоритного вещества будут найдены.
Это тоже было немного странное, с моей точки зрения, заявление. Сообщение о знаменитом Витимском болиде, наблюдавшемся американским спутником в ночь на 25 сентября 2002 года, было опубликовано на американском сайте только 8 октября. Понятно, что шансы зарегистрировать новый болид были только у спутников – никаких болидных станций и систем постоянного мониторинга ночного неба в забайкальской Бурятии и в прибайкальской Иркутской области просто нет. Здесь регистрировать болиды некому (камеры астрономической обсерватории ИГУ и телескоп "МАСТЕР" ГАИШ МГУ в Тункинской долине оказались слишком далеко). Информация со спутников, как показывает опыт, оперативно в сеть не выкладывается.
Что касается отсутствия заблаговременных сообщений об приближающихся астероидах,– это тоже было довольно неквалифицированное заявление. Ни один из наблюдателей не указал на какие-то акустические эффекты. Не были замечены звуки, не было признаков ударной волны. Даже с учетом большого расстояния, с которого наблюдался феномен, это был довод в пользу сравнительно небольшой массы (а значит, и небольших размеров) падавшего тела. В интервью нескольким СМИ 26 октября я грубо оценил возможные размеры небесного тела примерно в 20 – 30 см и сказал об этом в телекамеры (последующие расчеты подтвердили эту предварительную оценку). Но современные системы наблюдения, фиксирующие астероиды, сближающиеся с Землёй, не регистрируют в околоземном пространстве объекты с размерами меньше первых метров! Объекты таких размеров вплоть до момента вторжения в атмосферу просто не видны, и было бы наивным ожидать от существующих средств наблюдения подобных предупреждений при приближении 30-сантиметрового булыжника…
ФАКТОР ГРОХОВСКОГО
Вечером 26 октября я получил из Екатеринбурга электронное письмо от Виктора Иосифовича Гроховского.
Виктор Гроховский
Виктор Гроховский – человек удивительный и знаменитый. Пожалуй, на сегодня его можно назвать главным охотником за метеоритам в России (просьба не обижаться Дмитрию Дмитриевичу Бадюкову из Москвы, который тоже крутой метеоритчик). Гроховский работает в Екатеринбурге, в Уральском Федеральном Университете. Журнал Natureназвал его человеком года в 2013 году – по итогам исследования Челябинского метеорита. Именно команда Гроховского первой из профессиональных исследователей прибыла на место высыпания фрагментов, провела магнитные съемки на льду озера Чебаркуль и указала, где лежит подо льдом самый крупный фрагмент упавшего метеорита. Гроховский и его сотрудники участвовали во многих метеоритных экспедициях, успешно находя метеориты. Он первым в истории России год назад организовал метеоритную экспедицию в Антарктиду, и его группа вернулась оттуда с добычей. Мы с Виктором Иосифовичем знакомы с 2003 года - когда наши экспедиции, взаимодействуя, искали метеорит в Бодайбинском районе после впечатляющего полета Витимского болида в сентябре 2002 года.
Гроховский предложил, чтобы его сотрудники приняли участие в расчетах траектории падения. Я был только "за". Пожалуй, никто в России не мог бы это сделать более профессионально, чем уральская группа. К расчетам, как сообщил Виктор Иосифович, должна была подключиться Мария Грицевич – член его команды, старший научный сотрудник УрФУ, получившая позицию в университете Хельсинки. Мария - высококвалифицированный специалист по процессам, происходящим с небесными телами в атмосфере, автор и соавтор целого ряда блестящих научных работ по этой непростой теме.
Мария Грицевич
Примерное направление полета болида уже было понятно: на одной из опубликованных в сети видеозаписи, сделанной где-то далеко на севере, болид летел слева направо, а на записях, сделанных в Иркутске и в Улан-Удэ – справа налево. Это означало, что болид летел (грубо говоря) примерно с востока примерно на запад. Это был дополнительный (если не главный) довод против версии космического мусора: все искусственные объекты движутся вокруг Земли с запада на восток. Но Гроховскому нужна была точная траектория – он надеялся, что удастся рассчитать место падения фрагментов…. Но для этого нужны были дополнительные данные.
СЕТЬ НАРОДНАЯ
Итак, сначала данных было маловато. Я обратился к СМИ (в частности, в "Комсомольскую правду- Иркутск", а также написал в фейсбуке, что нужны видеозаписи и координаты мест съемок.
Откликнулся Батор Гармаев из Улан-Удэ – прислал запись со своего автомобильного видеорегистратора, указал координаты, а затем по моей просьбе прислал поправку часов. Я переправил данные в Хельсинки. Гроховский нашел в интернете видеозапись с камеры наружного наблюдения, сделанную в Северобайкальске. Но больше всего повезло с уже упомянутой записью, отснятой на севере. Мне написал старый знакомый – Сергей Николаевич Евчик, руководитель пресс-службы Иркутской нефтяной компании (ИНК).
- Это наша запись! - сообщил он.
Оказалось, что видеозапись была сделана в Усть-Кутском районе на кустовой площадке № 22 Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения. Буровой мастер Ильшат Субуханкулов сообразил, что, собственно, оказалось на записи, и сохранил ее……
Камера наружного наблюдения на площадке КП-22 Ярактинского НГКМ. Именно она зафиксировала полёт болида в 430 километрах на юг. А здесь, в Усть-Кутском районе Иркутской области, уже двно лежал снег.
Это было большое везение! Я загрузил Евчика просьбами. Следовало определить точные координаты камеры, выполнившей съемку, и какого-нибудь ориентира в кадре – например, буровой вышки, на которую камера была нацелена. Для определения точного направления съемок работники ИНК (огромное спасибо директору бурового подразделения "ИНК-Сервис" Михаилу Юшкову и начальнику отдела "ИНК-Сервис" Максиму Никонову) нашли на записи отдельные кадры, где на темном небе просматривался Юпитер. Поскольку было известно точное время каждого кадра, это позволило определить ориентировку камеры и угловой масштаб кадра. Кроме того, я уже упоминал, что в нашем распоряжении оказались и другие видеозаписи, полученные в Иркутске, Северобайкальске и Улан-Удэ, – и это позволило сравнительно точно рассчитать траекторию болида.
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Расчеты с использованием собранных данных выполнила в Хельсинки Мария Грицевич. В ее распоряжении были как успешно отработанная на примере Мурманского болида методика, так и положительный опыт подобных расчетов (команде Гроховского удалось по расчетам найти упавший метеорит). Со своей задачей Мария Грицевич справилась блестяще.
Итоги исследования Байкальского болида оказались такими.
…Вечером 25 октября 2016 года небольшое космическое тело с массой в пределах 50 – 80 кг ворвалось в атмосферу над Бурятией при начальной скорости 20.6 км/с под углом 20 градусов к горизонту. Размеры тела (если оно было каменным) не превышали 25 – 35 см, если железным – еще меньше. Тело стремительно двигалось почти востока на запад, слегка отклоняясь к северу.
Малый наклон траектории привел к тому, что трасса падения оказалась очень пологой и поэтому длинной – от точки входа в атмосферу (условно можно считать, что высота этой точки 99 км) до пересечения траектории с землей оказалось примерно 276 км по прямой. Пройдя примерно над Курумканом, а затем над Давшой, на высоте около 55 – 53 км тело ярко вспыхнуло – из-за трения о воздух оно нагрелось до первых тысяч градусов и стало трескаться, рассыпаясь в воздухе. Мощный набегающий воздушный поток сдувал отслаивающиеся частицы и уносил их назад, в дымно-пылевой хвост (такой процесс называется абляцией).
Яркое свечение началось над Байкалом, севернее полуострова Святой Нос в восточной части среднего Байкала.
Поражает гигантская площадь, с которой наблюдался болид. Расстояние до области самого яркого свечения от Иркутска составило примерно 330 км, от Слюдянки – около 410 км, от Улан-Удэ – около 285 км, от Северобайкальска – около 160 км, от Ярактинского месторождения – 430 км.
…Ярко светясь и порождая яркие вспышки в моменты особенно интенсивной фрагментации, небесное тело буквально за три секунды пересекло Байкал, вторгшись на территорию Иркутской области. Примерно на высоте 37,6 км над северной частью Байкало-Ленского природного заповедника свечение угасло. К этому моменту остатки небесного тела весом всего в несколько граммов неслись к земле со скоростью 9.2 км/с. Абляция практически полностью разрушила (распылило) космическое тело на большой высоте…
Один из кадров из Усть-Кутского района. В левой части изображения виден болид
Виктор Гроховский был, безусловно, расстроен. Несколько граммов на высоте 37 км – это практически ноль на поверхности земли. Найти горошину или песчинку в труднодоступной гористой тайге невозможно. Даже если модель разрушения тела в воздухе неточна (а абсолютно точных моделей не бывает), и расчеты занизили массу выпавшего вещества, шансы обнаружить упавшие камешки исчезающе малы. Планировать экспедицию бессмысленно. Атмосфера в очередной раз защитила планету от космического удара – на этот раз пусть даже не очень сильного.
ЧТО В СУХОМ ОСТАТКЕ?
Виктор Гроховский, планировавший рассказать об итогах работы на пресс-конференции, засомневался – стоит ли ее (пресс-конференцию) вообще проводить. Метеорит, скорее всего, не выпал – на землю могли осесть только крошечные частицы разрушившегося космического тела. Но я попытался переубедить коллегу и предложил всё-таки рассказать публично о проделанной работе.
Во-первых, неплохо было бы еще раз публично сказать о том, чтО это было на самом деле. Это не ракета и не сход с орбиты элемента космического мусора, - гигантская скорость болида зачеркивает обе гипотезы. Надо заметить, что, к счастью, на этот раз в публичном пространстве не появлялись антинаучные версии – никто не вспоминал про инопланетян и не опасался повышенной радиации. В газетах не упоминались таинственные высокие черные фигуры, якобы бродившие по тайге, – как сообщали некоторые СМИ после Витимского болида в 2002 году.
Во-вторых, следовало сказать про народную болидную сеть. В России нет сети автоматизированных камер, следящих за небом – если не вспоминать про редкую сеть телескопов-роботов "МАСТЕР" ГАИШ МГУ, которые, впрочем, имеют другие приоритетные цели. Оказалось, что вполне пригодные для обработки данные были предоставлены случайными наблюдателями, у которых работали автомобильные видеорегистраторы либо автоматические камеры наружного наблюдения. Впервые эти данные в массовом порядке использовались после падения Челябинского метеорита
Нет сомнений, что на самом деле видеозаписей должно быть гораздо больше, и это означает, что надо пропагандировать "астрономическую культуру": в случае, если удалось зафиксировать какое-то природное явление, нужно фиксировать время и место съемок и оповещать специалистов. Такая "народная сеть" может очень сильно помочь в астрономических исследованиях.
В-третьих, пресс-конференция могла бы лишний раз продемонстрировать, что в России есть специалисты, способные по имеющимся скудным данным восстановить многие параметры падения космического тела, включая место возможного падения фрагментов. Международная команда Виктора Гроховского, включая замечательную Марию Грицевич, тут на самых первых ролях.
В-четвертых, надо было сказать большое спасибо участникам "народной сети", – Роману Кошелеву из Иркутска, Батору Гармаеву и Вадиму Амагаеву из Улан-Удэ, безымянным авторам съемок в Слюдянке и Северобайкальске, и, конечно же, сотрудникам Иркутской нефтяной компании (генеральный директор Марина Седых) Сергею Евчику, Михаилу Юшкову, Максиму Никонову и Ильшату Субуханкулову. Помогли и иркутские тележурналисты – Александр Матренин (Life-News) и Игорь Пиханов (ИГТРК).
Виктор Иосифович Гроховский со мной согласился.
Именно об этом мы и рассказали на двойной пресс-конференции 8 ноября 2016 года – Гроховский в Екатеринбурге, а я в Иркутске. Была организована прямая связь, мы видели на экране наших уральских коллег, и я ответил на вопрос, заданный из медиацентра УрФУ.
Виктор Гроховский и Николай Кругликов на пресс-конференции в УрФУ 8 ноября 2016
Дмитрий Семенов и Сергей Язев на прес-конференции в ИГУ 8 ноября 2016
… Бесчисленные болиды сгорали в былые времена в атмосфере, изредка при этом выпадали метеориты. Как правило, эти метеориты никто не находил – разве что случайно и гораздо позже. Но теперь впервые в истории человечества появилась возможность зафиксировать гостей из космоса на видео, и даже рассчитать, где искать упавшие фрагменты космических тел.
Хочется надеяться, что эти новые методики и технологии ещё не раз сработают. И тогда мы вспомним о рассыпавшемся в пыль Байкальском болиде 2016 года, когда впервые в Бурятии и Иркутской области сработала "народная болидная сеть".
Как-то получилось, что мой ЖЖ самостоятельно и тихо уходит. Редко сюда заглядываю, поскольку редко стал писать большие тексты. Но иногда это случается. Даю ссылку на интервью по поводу индонезийской экспедиции, неуклонно уплывающей в прошлое.
Незадолго до Дня космонавтики журналист из газеты "Культура" Андрей Моисеенко взял у меня интервью. Материал у Андрея получился большой и хороший, но туда попал только небольшой кусочек из того, что я сказал. Это здесь
Чтобы не пропадало сказанное, я решил опубликовать интервью в своем блоге. Андрей не возражал. Я чуть-чуть подправил текст - и помещаю здесь.
Всех с Днем космонавтики!
Нужны ли сегодня космонавты, ведь автоматы лучше справляются?
Этот вопрос обсуждается активно уже несколько лет. Довод против, который обычно приводится, таков. Люди на борту орбитальной станции работают в основном на себя – обслуживают бортовые системы, обеспечивающие их существование, и толку от этого немного. Известный московский астроном и популяризатор науки Владимир Георгиевич Сурдин отмечает, что наука не получила от пребывания человека в космосе практически ничего – кроме информации о, собственно, особенностях пребывания человека в космосе.
Я думаю, что летать в космос надо, потому что наука не есть единственная цель нахождения человека за пределами Земли. Есть императив, – как в далеком прошлом, когда говорили – navigare necesse est –. "плавать по морю необходимо". Аналогично – летать в космос необходимо. Просто необходимо, потому что речь идет о человеке. А человек всегда делал то, что научался делать. Нельзя прекращать летать, потому что можно разучиться.
Это свойство homosapiens – делать максимальное из возможного. Я думаю, что не надо спрашивать, что это даст народному хозяйству, и сколько детсадов можно построить взамен ракет. Один день крупномасштабных военных действий отнимает у человечества, помимо жизней людей и материального ущерба, пару миллиардов долларов – статистика "Бури в пустыне". На сигареты человечество тратит больше, чем на космонавтику. Ресурсы, направляемые ежегодно на олимпийские игры, того же порядка величины. Всё это означает, что дело вовсе не в отсутствии ресурсов у нашей цивилизации, а в системе ее приоритетов.
Человек, находясь в космосе, поднимает за собой ввысь всё человечество, демонстрирует замечательный пример. Потому-то один за другим возникают энтузиасты даже в среде миллиардеров (увы, пока не в России, – наши всё ещё играют в яхты и в недвижимость, мечтают о власти и доходах), – готовые вкладываться в то, чтобы выйти за пределы атмосферы, не дожидаясь, пока мост в космос построят неразворотливые государства. А отдача непременно будет – когда человек пойдет на Луну и на Марс, когда мы будем жить в космосе постоянно, расширяя среду обитания.
Сегодня редко вспоминают высказывание Константина Циолковского о том, что нельзя вечно жить в колыбели (колыбель – это наша Земля). И забывают об этом совершенно напрасно. Если думать о будущем, – значит, надо летать уже сегодня. Что же касается тех, кто не хочет думать о будущем – а стоит ли их слушать? Те, кто не думает о будущем, навсегда остаются в прошлом.
А насчет того, что некоторые функции автоматы выполняют лучше человека, – это правда. Они это и делают – метеоспутники, системы связи, системы навигации, межпланетные зонды, разведывательные спутники. И пусть. Но человек должен летать.
Наверняка вы знакомы с иркутскими космонавтами - затрагивали ли такую тему?
С некоторыми космонавтами, не только иркутскими, я действительно разговаривал на эту тему. Для них такого вопроса нет. Navigare necesse est. Для них это смысл существования, они убеждены, что это главная дорога человечества, которую они сейчас прокладывают. Я совершенно с ними согласен.
Какова сегодня посещаемость Иркутского планетария?
Разная бывает посещаемость у планетария, есть естественные сезонные колебания, бывают аншлаги, бывает, когда остаются свободные места. Но я особо отметил бы тех людей, которые купили абонемент на цикл из лекций "Всматриваясь в Солнечную систему", и ходили на лекции каждый понедельник. Там были самые разные люди – взрослые и дети, молодые пары, папа с сыном семиклассником, которые не пропустили ни одной лекции. Они приходили, они слушали, они задавали вопросы, они долго не уходили после лекций, и было видно, что это им нужно, что помимо обычной рутины – работы, учебы, быта, магазинов и соцсетей - им нужен Космос – пишу слово с заглавной буквы. И есть у меня надежда, что кто-то из этих мальчишек и девчонок вырастет и скажет, что мечтать о яхтах и особняках, как главной цели жизни – это убожество и нищета духа, и что только человек среди многочисленных обитателей Земли умеет смотреть в небо. А родители, которые приводили своих детей в наш планетарий, скажут им "браво".
И главный вопрос - как привлечь мальчишек к космосу?
Когда-то еще школьником иркутский мальчишка Толя Иванишин решил стать космонавтом. Он шел к своей цели сознательно и настойчиво – всю жизнь, и цели своей достиг. Он работал на МКС, а нынешним летом он во второй раз стартует в космос, и мы желаем нашему земляку большой удачи и большого успеха!
В нашем планетарии работает несколько человек, которые когда-то в детстве занимались у замечательного педагога без педагогического образования, бывшего строителя, Учителя с большой буквы Эдуарда Георгиевича Зуева. Он "заразил" их космосом! Они выросли, состоялись, работали в разных сферах. Но когда открылся иркутский планетарий, они собрались здесь, под его крышей, из разных мест и даже городов, отказавшись от своей прежней работы, в том числе достаточно высокооплачиваемой. Непобедимый звёздный вирус снова проснулся, и они стали сотрудниками планетария. В этом коллективе не надо убеждать друг друга в том, что в небо надо смотреть, а в космос надо летать. Это образ жизни, это базовое понимание мира.
Возвращаясь к поставленному вопросу – всё это означает, что мальчишек в космос может привлечь Учитель. Надо, чтобы у мальчишек (впрочем, почему только у мальчишек? а чем девчонки хуже?) был в жизни настоящий Учитель. Тот, который покажет им звезды и убедит их, что недвижимость не самое главное в жизни – звездное небо над головой куда важнее, если ты homosapiens…
Таким учителем может стать Книга. А могут и родители. Для меня – это родители, они оба были астрономами. А вот (к вопросу о девчонках) для некой девушки по имени Александра Тюрина, судя по всему, Учителем стал ее отец – российский космонавт Михаил Тюрин.
Александра тренируется, она уже зачислена в отряд российских космонавтов….
Автограф космонавта. Анатолий Иванишин в Иркутском планетарии. Снимок Натальи Булгаковой, 2015