-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ru_alchemy

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2005
Записей: 55
Комментариев: 0
Написано: 0




Алхимическая лаборатория : Alchemical Lab - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://ru-alchemy.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??de0aa7b8, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

От таблицы Менделеева к Алхимической.

Пятница, 23 Октября 2020 г. 19:22 + в цитатник

В гостях у сказки!

Жар-птица — шаровая молния.

https://cloud.mail.ru/public/3xed/41DmMCMPS

https://ru-alchemy.livejournal.com/131580.html


Вышла моя новая книга "Лабиринты алхимии". СПб.: Алетейя, 2017.

Вторник, 15 Августа 2017 г. 16:25 + в цитатник
Оригинал взят у o_kleschevich в Вышла моя новая книга "Лабиринты алхимии". СПб.: Алетейя, 2017.
Kleshevich_2_l

Аннотация:

В книгу вошли произведения, раскрывающие возможность разгерметизировать алхимические тексты на основе оригинальной методики их интерпретации. Это монография "Алхимия: выход из спагирического лабиринта" и четыре статьи, освещающие различные аспекты алхимии и демонстрирующие непредвзятый подход к работе с рзнообразными жанрами алхимических трактатов, содержащих одну и ту же тему — описание теургической практики как способа взаимодействия с алхимическим Духом Меркурием. В целом книга предлагает вниманию читателей ответы на следующие вопросы: как устроены алхимические трактаты; о чем они повествуют; кто были их создатели, каких этических и практических установок они придерживались; как они позиционировали алхимию по сравнению с другими эзотерическими течениями, отстаивая ее идентичность и уникальность.

https://ru-alchemy.livejournal.com/131269.html


Вышла из печати моя новая книга

Вторник, 18 Октября 2016 г. 17:27 + в цитатник
Оригинал взят у o_kleschevich в Вышла из печати моя новая книга
"Иероглифика Петергофа.
Алхимические аллюзии в символике Петергофского садово-паркового ансамбля" - СПб.: Алетейя, 2017. - 312 с.: ил.


Kleshevich_l2-2


Аннотация:
Неожиданный поворот – описание символики садово-паркового ансамбля Петергофа как отражение увлечения его зачинателя и творца императора Петра I широко распространенной в начале Нового времени герметической философией.
Книга приглашает к путешествию внутрь алхимической реторты, эмблематически вписанной в план Петергофского парка, внутрь барочного лабиринта, создающего неповторимую и уникальную игру, усовершенствовованную и поддерживаемую в течении более полутора веков выдающимися архитекторами – продолжателями петровской традиции. Следуя предложенному автором маршруту обхода парка, читатель сможет сам убедиться в правомерности игровой алхимической гипотезы и проследить, как, в продолжение тенденций эпохи Возрождения, в герметической философии эпохи барокко преломлялись дух и содержание античных мифов, наложивших специфический отпечаток на культурные коды эпохи, с таким упорством и несокрушимой волей привитые на древо русской культуры императором Петром I. Книга адресована всем поклонникам Петергофа, а также интересующимся эзотериологией, русской и европейской культурой эпохи барокко.

Содержание:

Введение ................................................................................................................ 5
Глава 1. Создатель Петергофа и алхимическая традиция........................... ............12
Глава 2. Сад – реторта. Сад – трактат ................................................................... 48
Глава 3. Путешествие Адепта. Реторта и алхимический процесс. Символика воды в
Алхимии................................................................................................................. 80
Глава 4. Верхний сад и его фонтаны – горлышко Реторты .................................... 105
Глава 5. Западная сторона Нижнего парка ........................................................... 137
Глава 6. Середина парка – "Химическая свадьба" ...............................................160
Глава 7. Восточная сторона Нижнего парка ..........................................................191
Глава 8. Большой каскад. Ядро пространства Петергофской алхимической
мистерии...............................................................................................................220
Заключение ......................................................................................................... 283
Библиография .......................................................................................................297

https://ru-alchemy.livejournal.com/131020.html


алхимическая мистерия налицо

Среда, 03 Августа 2016 г. 03:13 + в цитатник

ЧЕРНАЯ КНИГА ЯКОВА БРЮСА

Понедельник, 27 Июня 2016 г. 22:34 + в цитатник
Оригинал взят у assalam786 в ЧЕРНАЯ КНИГА ЯКОВА БРЮСА
...Бывает ли у вас такое чувство, что, куда бы вас ни заносила судьба, она всегда устраивает вам встречи, открывает факты и показывает места, связанные с тем, что является предметом вашего наиживейшего интереса и привязанности? Для меня такие "неслучайные" совпадения нередко бывают связаны с тайными братствами Традиции.

Вот на этой волне, будучи в Москве пару лет назад, случайно сделала для себя два открытия: 1) в соборе Василия Блаженного нашла тайный символ, оставленный Мастерами-Строителями, и 2) узнала кое-что из истории Сретенки, где находилось книжное издание "Эннеагон-Пресс", и где тогда работали мои Друзья.

Оказывается, во времена Петра Первого в районе станции метро Сухаревская находилась Сухарева башня, которую прозвали "Башней колдуна" из-за рода занятий необычайного человека, работавшего там.

Человека звали Якоб (или Яков) Брюс, и был он потомком не кого иного, как короля Роберта Брюса - покровителя шотландских тамплиеров, с именем которого был связан один из наиболее мощных "центров силы" Традиции в Старом Свете – храм Рослин.

Среди прочих наук, Яков Брюс занимался магией, астрологией и алхимией и был первым в России членом братства Строителей. Потомкам он стал известен благодаря работе, содержащей рекомендации по застройке Москвы, основанные на астрологических и геомантических знаниях. (Как считают, впоследствии этот труд был использован Сталиным при застройке центра города и прокладке метро).

Про Башню в Москве ходило множество слухов, а самого ученого, в следствие невежества, называли чернокнижником и колдуном. Однако, поскольку Брюсу покровительствовал сам Петр, его не трогали.

Москвичи верили, что у Якова Брюса была "книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого, что, где спрятано". Книгу эту, якобы, достать было нельзя: она никому в руки не давалась и находилась в таинственной комнате, куда никто не решался войти. Эта Черная Книга, согласно легенде, некогда принадлежала царю Соломону, а Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни.

...До сих пор не могу не улыбаться, читая эти яхонты городского фольклора. Потому что любой человек, хотя бы немного знакомый с алхимией, сразу понимает, что подразумевалось под Черной Книгой, открывающей все тайны. У каждого адепта Великого Делания была "книга" такого рода.

Алхимик Фулканелли в своей книге "Тайна готических соборов" обращает внимание читателей на один из барельефов Собора Парижской Богоматери, где женская фигура, символизирующая алхимию, держит в руках две книги – одна из них закрыта, другая же, обращенная к зрителю, раскрыта.



Как утверждает Фулканелли, книга - иероглиф материи Делания, способной после соответствующей обработки проявлять таящийся в ней дух. "Мы уже указывали, что древние Мудрецы называли своё вещество liber, то есть книгой. У этого минерала специфическая структура: он, подобно слюде, состоит из кристаллических пластинок, которые накладываются друг на друга, как листы в книге". Согласно описаниям Фулканелли, минерал первичной материи, как правило, черного цвета, иногда с небольшими вкраплениями других цветов.

Таким образом, книга олицетворяет первоматерию Великого Делания. Первичная, необработанная материя "раскрывается" в процессе трансмутации, высвобождая скрытый в ней универсальный дух, Квинтэссенцию.

Вот она - отгадка тайны "черной книги" Якова Брюса!

По словам Фулканелли, эту книгу легко обрести, но открыть её без откровения свыше невозможно.

Своя "книга" была у Мастера Делания Николя Фламеля. Вплоть до наших дней многие понимают буквально историю о некоем манускрипте под названием "Книга Иудея Авраама", который Фламель якобы приобрел в лавке древностей в ранней молодости. В течение 20 лет, согласно Википедии, Фламель пытался разгадать тайный смысл книги. Фулканелли полагает, что знаменитый манускрипт, неизвестно откуда взявшийся и куда девавшийся — выдумка великого Адепта, предназначенная для наставления учеников Гермеса. Разумеется, "книга" Фламеля была той же самой "черной книгой", которую пытался раскрыть (неизвестно, успешно или безуспешно) Яков Брюс в московской Сухаревой башне.

Нижеприведенная фотография представляет чрезвычайно интересный аллегорический барельеф, выбитый на ритуальном саркофаге, в котором, по-видимому, происходил ритуал "нового рождения" шотландских рыцарей-тамплиеров в Рослине.
Фотография не моя, но я была в Рослине и видела этот саркофаг, который оставляет очень глубокое впечатление. На нем изображены три фигуры: смерть с косой в царской короне, человек, идущий по направлению к ребенку и протягивающий к нему руку, и сам ребенок, сидящий на стуле.


Надпись на саркофаге гласит Omnia mors regis, что можно прочитать и как "Над всем царит смерть", и как "Смерть все делает царственным". Алхимический подтекст фразы вполне понятен: человек, чья фигура расположена далее, стоит одной ногой на круге с Т-образным рисунком, символизирующим первичную материю, а другой ногой ступает на другой круг, уже полый внутри. Полый круг – образ материи, прошедшей полное разложение и смерть, а затем возрождение, и в результате трансмутации приобретшей свойства философского камня. Хотя в аллегории использованы символы из минерального Делания, они равным образом приложимы и к алхимии духа.

Фигура ребенка ("истинно говорю вам, пока не станете как дети малые, не войдете в Царствие Небесное") сидит на стуле, опирающемся на раскрытую книгу, символика которой, после всего вышесказанного, нам должна быть уже вполне понятна.



*****

Еще немного по поводу слова "чернокнижник" и связанных с ним предрассудков, вызванных невежеством. Считается, что слово "алхимия" изначально произошло от арабского названия Египта — Аль-Хем, которое иногда переводят как "чёрная земля", поскольку искусство алхимии пришло именно оттуда. Согласно Традиции, алхимические знания, наряду с другими науками, были переданы человечеству Гермесом Трисмегистом.

Идрис Шах показал родство между словами "чёрный" и "мудрый", происходящими от одного арабского корня ФХМ. В зависимости от контекста и произношения корень ФХМ может также означать "знание". Иначе говоря, подлинное значение слова "чернокнижник" – это человек, искушенный в науке алхимического преобразования, дошедшей от людей знания из Черной Земли.



Статуя, изображающая св. Иакова, покровителя алхимиков, в большой шапке с морской раковиной (символ Великого Делания). В левой руке у него зачехлённая закрытая книга. Вестминстерское аббатство, XIV в.

******
...Завершая круг и возвращаясь к Сухаревой башне, месту силы знаменитого московского чернокнижника Якова Брюса:

В тридцатые годы прошлого века по приказу Сталина башня была полностью разрушена, несмотря на все петиции и протесты общественности. Некоторые предполагают, что Сталин искал книгу Брюса, разбирая по кирпичикам стены, однако, разумеется, ничего там не нашел. Если причиной сноса башни и вправду был поиск тираном Черной Книги, то случай может послужить прекрасной метафорой того, насколько тщетны любые усилия людей мира сего даже подступиться к Тайне.

...И никто не может раскрыть эту книгу, кроме как путем откровения...

Были также мнения, что сносом башни Сталин пытался уничтожить одно из старых "мест силы", поскольку хотел создать свою собственную энергетическую структуру в Москве, работающую на режим власти. Кто знает?

Так или иначе, "место силы" на Сретенке, судя по всему, не только сохранилось, но и продолжает действовать. То, что может казаться моим Друзьям из издательства случайностью, нередко является результатом действия правильно сфокусированной силы, неукоснительно притягивающей подобное к подобному и никогда не оставляющей пустым святое место.

https://ru-alchemy.livejournal.com/130537.html


МЕТОДЫ ШИФРОВАНИЯ АЛХИМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

Вторник, 18 Августа 2015 г. 15:13 + в цитатник
Оригинал взят у assalam786 в МЕТОДЫ ШИФРОВАНИЯ АЛХИМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Считается, что в алхимических текстах часто практиковался метод введения в заблуждение: отделить верное от неверного мог только тот, кто уже и так был близок к открытию секрета.

Так действительно иногда делали средневековые алхимики, намеренно запутывая читателя введением ложной информации. Однако, как писал Мастер Великого Делания Фулканелли, из-за этого алхимические трактаты получались практически бесполезными, поэтому стали применяться и другие, более хитроумные, методы шифровки.

Например, метод рассеивания: если кто-то из авторов в одном трактате описывал какую-либо из фаз процесса в подробностях, достаточных для воспроизведения процесса новичком, другой автор эту же фазу либо опускал вообще, либо проходил дискурсивно. То есть для того, чтобы понять весь процесс в целом, нужно было собрать рассеянное в нескольких местах знание и интегрировать его в целостность.

(Некоторое упрощенное подобие метода "рассеивания" отражено в фильме "Девятые врата" — хотя фильм совсем о другом. Там детали некоего ритуала были зашифрованы в иллюстрации к одной средневековой книге. Каждый из изданных экземпляров книги содержал только одну деталь, и для того, чтобы восстановить иллюстрацию в ее полноте, необходимо было найти все экземпляры и сравнить их).

"Рассеивание", применяемое алхимиками, по сути дела, являет частный случай применения метода, используемых Традицией для введения истинного Знания в поток жизни сообщества. Одно из суфийских имен Ибн-Араби, например, было указанием на того, кто применяет этот метод. Идрис Шах напрямую говорил, что использует рассеивание. "Рассказы Вельзевула" Гурджиева также написаны методом рассеивания — намеренно, его тоже надо не только "собирать", но еще и идти по ниточкам, оставленным там и тут.

Но вернемся к алхимии. Собирание рассеянного — важная часть изучения Великого Искусства, но сама по себе недостаточная. Oдна из ключевых операций алхимического процесса вообще не подлежала описанию или даже устной передаче — искатель должен был прийти к ней сам, через внутреннее озарение, даруемое свыше.

Помимо рассеивания, применялись и другие методы шифровки.

Фулканелли чаще всего использовал метод, который можно назвать итерационным — повторение одной и той же информации снова и снова, с разных углов зрения, в разных терминах или используя разные метафоры. Я считаю, что книги Фулканелли ("Тайны готических соборов" и "Философские обители") представляют собой вершину применения этого метода.

С эрудицией, которой обладал этот человек, в совершенстве знающий не только естественные науки, но и лингвистику, древние мифы, средневековую историю и архитектуру, Фулканелли мог многократно описывать одну и ту же алхимическую процедуру при помощи древнегреческого мифа, библейской притчи, французского средневекового фольклора — с каждой итерацией все больше и больше приближаясь к сути и ключевым деталям, но сохраняя неприкосновенность тайны Адепта.

Итерационный метод, конечно же, был свойственен не только алхимикам — его широко применяли (и применяют) суфии. Все книги Шаха, по его собственному выражению, об одном и том же, сказанном разными словами. Поскольку емкость нашего восприятия ограниченная, данный метод рассчитан на то, что с каждой итерацией (приближением) границы восприятия несколько расширяются, и усваивается чуть больше, чем в прошлый раз. Так и происходит, по сути.

Еще один, достаточно распространенный, метод шифрования у алхимиков был описан Доктором Папюсом. Его можно назвать методом замены соответствий. Знание этого метода, кстати, действительно помогает при чтении алхимических текстов, не только европейских, но и китайских — они применяли его даже чаще. Для понимания метода нужно знать, что представляют из себя таблицы соответствия, нанесенные на круг.

Приведу цитату из книги Папюса "Оккультизм, магия и гипноз" (с.80-81):

Если читаешь какое-нибудь алхимическое сочинение, то следует определить, о каком опыте говорится.
1) Когда речь идет о производстве философского меркурия, это будет непонятно профану.
2) Если же говорится о самом камне, то писание будет довольно ясно.
3) Но лишь только речь зайдет о помножении — объяснение будет самое ясное.

Снабженный такими данными, читатель может взять книгу Фигье и прочесть от страницы 8 до 52. Он свободно поймет смысл символической истории, которая темна для самого Фигье, сделавшего забавные объяснения. В доказательство приведем следующую выписку, взятую из „Черной книги“ (стр.41):

"Надо начинать по солнечном закате, когда красный супруг и белая супруга соединяются в духе жизни для того, чтобы жить в любви и спокойствии, в прочной пропорции воды и земли" (Положить в яйцеобразную колбу два фермента: активный, или Красный, и пассивный, или Белый)

"Продвигайся с запада, сквозь тьму, к Малой Медведице. Охлаждай и разводи мужа между зимой и весной, преврати воду в черную землю и поднимайся через изменяющиеся цвета к востоку, где показывается полная луна. После очищения появляется солнце, белое и лучистое" (Различные степени тепла. Голова ворона, цвета действия. Белое)

Рассматривая символический рассказ, всегда следует искать скрытый в нем герметический смысл, который там находится почти наверное. Так как Природа повсюду тождественна, то описание, изъясняющее тайны Великого Делания, может означать также путь Солнца (солнечный миф) или жизнь какого-нибудь сказочного героя. Один только посвященный будет в состоянии воспринять третий смысл (герметический) древних мифов, тогда как наши ученые увидят там только первый и второй смыслы (физический и естественный: путь Солнца, Зодиак и пр.), а крестьянин поймет там только первый смысл (историю героя).

Приключения Венеры, Вулкана и Марса знамениты среди алхимиков с этой точки зрения.


В приведенном Папюсом алхимическом тексте слова "запад", "восток" означают разные степени тепла — как если бы слова "медленный огонь", "усиливающийся огонь", "максимальный огонь", "слабый огонь" нанесли на круговую шкалу и поставили ей в соответствие круговую шкалу со сторонами света.


Вы скажете, а зачем это нужно - изучать какие-то там таблицы соответствия, заменять одно другим? На что любой, когда-либо работавший с такими таблицами, вам ответит: это незаменимый инструмент развития особых ментальных "мышц", позволяющий постичь закон октав и другие космические законы.

Но об этом - в другой раз.

https://ru-alchemy.livejournal.com/130263.html


Желтое и красное

Вторник, 16 Июня 2015 г. 12:09 + в цитатник
Оригинал взят у assalam786 в Желтое и красное

Это сера в чистом виде. Это киноварь, которая применяется как сама по себе, так и в качестве сырья для производства ртути. В китайской алхимической традиции, например, чаще в качестве символа встречается именно киноварь, нежели ртуть в чистом виде, а вместо серы часто фигурирует "желтый металл". Но цвета те же - красный и желтый.

Читаем у Идриса Шаха, в книге "Суфии" глава "Секретный язык - Философский камень": "Вся алхимия как таковая, которая стала известна нам с тех времен (со времен суфия Джабира, 8 век) содержит доктрину трех элементов - соли, серы и ртути. Эти три элемента должны быть соединены в правильном соотношении, чтобы произвести Философский Камень. Многими алхимиками, можно сказать, почти всеми, подчеркивалось, что эти субстанции не те, что известны нам как соль, сера и ртуть."

Далее объясняется, что названия субстанций - не что иное как символы некоторых внутренних сил, используемых в процессе "дистилляции духа". Сера - точнее, ее производные, как и ртуть, - вещества чрезвычайно активные, тогда как соль - пример нейтрального вещества. Активные, пассивные и нейтральные субстанции должны быть смешаны в правильной пропорции в тигле, которым является человеческое существо, с помощью особых техник и упражнений, для того, чтобы получить "философский камень" - квинтэссенцию человеческих возможностей.

Типичным образным выражением духовной сути алхимических процессов, например, является вот эта иллюстрация из немецкого алхимического манускрипта 17 века:




Здесь для нас интерес представляют два круга наверху иллюстрации, красного и желтого цветов, обозначенные "Огонь" и "Воздух" (в некоторых версиях этого же сюжета они называются, соответственно, Душа - Анима и Дух - Спиритус)

Возвращаясь к суфийской алхимии, можно сказать, чтоо использование соответствующих цветов в качестве символов связано с концепцией латаиф, энергетических центров в тонком теле человека.

Иллюстрацией этой концепции может быть вот эта, чрезвычайно богатая символами средневековая миниатюра, помимо всего прочего, являющаяся полным изложением теории цвета в исламском искусстве:


Бахрам Гюр в Желтом Павильоне. 16 век, миниатюра, приписываемая Шайх-Заде (Музей Искусств Метрополитан, дар А.Смита-Кокрейна, 1913)

Две центральные фигуры на иллюстрации одеты в желтое и красное и олицетворяют дух (желтый цвет) и душу (рух, красный цвет). Бахрам Гюр (искатель) изображен в углу миниатюры - его под руку ведет женская фигура в желтом и красном, символ суфийских упражнений. Три женские фигуры, к которым ведут принца, возрастающие в размерах, по-видимому, символизируют латаиф и обозначены соответственно зеленым (сердце), желтым (левая сторона, интеллект) и красным (правая сторона, душа). Интересно, что латифа души находится за пределами этого мира, что символизируется оградой, за которой стоит женская фигура. Мужчина в зеленом одеянии, протягивающий сосуд с вином - скорее всего, сам Святой Георгий, Хидр - покровитель суфиев. Желтый павильон, где находятся Дух в желтом и Душа в красном, находится над уровнем земли. Пол в павильоне темно-синего цвета, олицетворяющий нафс - низшую природу человека, которая должна быть покорена с помощью упражнений и других практик.

https://ru-alchemy.livejournal.com/129897.html


О символике Пасхи

Среда, 10 Июня 2015 г. 07:33 + в цитатник
Оригинал взят у assalam786 в О символике Пасхи
В Великом Делании, как иногда именуют алхимию, первичная материя, подвергаемая обработке в специальном запаянном сосуде, "философском яйце", в процессе трансмутации проходит через три основные стадии. Их называют нигредо, альбедо и рубедо – по именам трех цветов, последовательно появляющихся перед глазами алхимика: черного, белого и красного. (В промежутках между основными цветами могут на короткое время появляться и другие оттенки спектра – в частности, переход от белого к красному происходит через желтый цвет. По этой причине Парацельс, например, упоминал последовательность из четырех цветов – черный, белый, желтый и красный, однако принципиального противоречия здесь нет).



"Все традиционные алхимические документы единодушно сообщают о трех главных цветах, последовательное появление которых служит вехами победного шествия к успешному завершению Великого Делания. Прежде всего черный цвет (Делание в черном), символом которого является голова ворона или череп, соответствует необходимой фазе гноения, через которую должна пройти смесь, надлежащим образом приготовленная и помещенная вариться в философском яйце. Другим основным цветом, который должен своевременно появиться, является белый (Делание в белом), ассоциирующийся с фазой дистилляции первичной материи; его появление знаменует собой многообещающую возможность осуществления трансмутации в серебро — промежуточный этап на пути к успеху Великого Делания. Наконец, красный цвет, появившийся в обрабатываемой смеси, указывает на достижение делателем подлинного герметического триумфа, обретение им возможности осуществлять трансмутации в золото." (Серж Ютен. Повседневная жизнь алхимиков в средние века. http://lib.rus.ec/b/183400/read)


Философский камень, или порошок проекции, получался рубиново-красного цвета, и был способен не только превращать простые металлы в золото, но и излечивать
все человеческие недуги.


Как-то в один из прошлых лет я впервые полностью, от начала до конца, смотрела по телевизору православную пасхальную службу в Храме Христа Спасителя. Чем дальше я смотрела, тем интереснее становилось. Ближе к концу оторваться было уже невозможно, потому что каждый последующий шаг, каждую последующую деталь действия можно было предугадать, как по-писанному. Как будто перед тобой переворачивают страницы книги, и, поскольку ты знаешь, что это за книга, то предвосхищаешь содержание следующей страницы. Больше всего удивило то, насколько неизменно древнее знание о внутренней трансформации человека сохранилось в этом ритуале православной церкви.


Я не буду описывать все в подробностях, чтобы дать Вам и другим собеседникам, если будет возможность и желание, самим прочитать эту книгу, записанную языком ритуала. Но стоит остановиться на некоторых значимых моментах.


Всем известно, что перед Пасхой совершается Великий Пост. В течение сорока дней человек подвергает испытаниям и трансмутации свою низшую природу, очищает ее от плотских желаний и страстей. На время сорока дней Великого Поста православные священники во время службы облачаются в черные одеяния.


У знаменитого мастера Великого Делания Николя Фламеля в его книге "Иероглифические фигуры" есть такой отрывок: "Если вначале, как только положишь заготовки в философское яйцо (иными словами, как только огонь возбудит их), ты не увидишь этой черной, очень черной головы ворона, тебе надо начинать снова. ... Цвет должен быть безупречно черным — и так в течение сорока дней". Черный ворон, которого в алхимических трактатах нередко изображали сидящим на мертвеце – это символ смерти, разложения первичной материи, избавления от ненужных шлаков, не способных участвовать в дальнейшем восхождении.


С этой точки зрения интересно также время начала лабораторных операций Великого Делания.


Фулканелли, таинственный алхимик-адепт начала двадцатого века (который, как предполагают некоторые, жив и по сей день), в своей книге "Тайны готических соборов", обращает наше внимание на алхимические скульптуры трехчастного портала собора Парижской Богоматери. Там, среди прочих, присутствуют фигуры Овна и Тельца. Они указывали на два весенних месяца, имевших решающее значение для начальных стадий Великого делания: март и апрель. В марте время весеннего равноденствия было также важной отметкой для алхимика.


Как нам известно, время наступления Пасхи, хотя и разнится от конфессии к конфессии, было привязано к двум отметкам в солнечном и лунном циклах – весеннему равноденствию и ближайшему к нему полнолунию. В Традиции это время всегда считалось одним из наиболее благоприятных моментов в годовом цикле, как "место встречи" земных и высших октав.


Православные священники начинают пасхальную церемонию в белых облачениях. Сорок дней Великого Поста и Великой Первичной Трансформации прошли и завершились возрождением попранной материи в ее промежуточной высшей форме – получением белого эликсира. Иногда он встречается на алхимических гравюрах в виде белого лебедя.


Все предварительные стадии пройдены, и вот, наконец, наступает тот драматический момент в пасхальной церемонии, когда все священники, еще в белых одеждах, заходят внутрь алтаря церви ("сердца", Храма в храме, святая святых) , и через некоторое время появляются, переодетые в ярко-красные одеяния. Рубиновый философский камень увенчал труды и страдания адепта. Символом его в работах алхимиков нередко был Феникс, восставший из пепла, или воскресший Христос.


"Адептами проводилась аналогия между страстями Христовыми и этапами Великого Делания, последовательными трансформациями философского камня, которая стала, например, темой поэмы "Margarita preciosa› ("Драгоценный перл") монаха Петра Бона из Феррары (XIV век) и которая для алхимиков-адептов отнюдь не была пустым словом". (Серж Ютен. Повседневная жизнь алхимиков в средние века)


Секретом философского камня, который невозможно было передать на словах, было, вполне возможно, то, что на каком-то этапе восходящей октавы трансформации физической материи алхимик должен был дать ей импульс, вложив в процесс некий неосязаемый, тонкий ингредиент. Этот ингредиент можно было получить только путем собственной внутренней трансформации, которая должна была преосуществляться в адепте параллельно трансформации материи в стеклянной реторте. Две восходящие октавы должны были сочетаться таким образом, чтобы обеспечивать взаимный обмен импульсами. Простое механическое следование рецептам, выполнение Великого Делания только в грубом химическом смысле не могло привести к результату. Как сказано в тексте Мориена: "Я признаю, о царь, что Бог послал эту вещь (философский камень), заключив ее в вас, и, где бы вы ни находились, она будет в вас, так что нет возможности отделить ее от вас". Когда эликсир был получен внутри адепта, цель Великого Делания – изменение его собственной природы – была достигнута. Получение камня было лишь знаком, подтверждением этого факта.


В заключение хочется привести слова из арабского "Торфа философов": "Знайте, что конец есть лишь начало и что смерть есть причина жизни и начало конца. Узрите черное, узрите белое, узрите красное, и это всё, ибо эта смерть есть вечная жизнь после смерти славной и совершенной".



М.Грюневальд.Воскресение Христа. 15 век.
(Заслуживает внимания изображенная художником последовательность цветов в процессе воскресения. Явный алхимический символизм образов).

https://ru-alchemy.livejournal.com/129642.html



Поиск сообщений в lj_ru_alchemy
Страницы: [3] 2 1 Календарь