-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_o_paulos

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 0




О всяком разном - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://o-paulos.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss??555f7c00, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Новая программа!

Четверг, 09 Февраля 2017 г. 09:03 + в цитатник
Друзья, теперь я участвую ещё в одной программе на "Радио Вера" – "Частное мнение".
Главным образом можно познакомиться здесь – http://radiovera.ru/category/podcast/chastnoe-mnenie/protoierej-pavel-velikanov.

https://o-paulos.livejournal.com/42869.html


Воскресное утро священника. Без купюр :-)

Среда, 08 Февраля 2017 г. 20:04 + в цитатник

"Надо же – думаю я, открывая глаза. Красота какая! Уже выспался – а будильник еще и не звенел! Отлично! Можно без спешки правило к воскресной службе прочитать". Одевшись и умывшись, открываю молитвослов. "Благословен Бог наш…" Читаю предначинательные молитвы. Ум постепенно успокаивается от утренней встряски, приглядывается к словам – понемногу начинает включаться и сердце. "Во причастие святынь Твоих како вниду недостойный?"

"Папа, я ночью обдулся!" – резкое выныривание из ещё не начавшегося молитвенного умиления. Вариантов нет: надо идти спасать ребёнка из мокрой постели. Благо, времени ещё предостаточно.

Покончив с гигиеническими процедурами, убедив дитё, что вполне ещё может поспать часик-другой в сухой и тёплой постели, возвращаюсь к иконам. "Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко человеколюбец!" Ум никак не хочет снова ввинтиться в слова молитвы. Остаётся одно: просто читать дальше. Умиление, похоже, сегодня нас не посетит. Ну да ладно, хотя бы вычитать положенное.

"Папа, я заснуть не могу!" О Боже. "Ну раз спать не хочешь – тогда вставай, одевайся". "Нет, я хочу, но не могу. Посиди со мной, пожалуйста". "Хорошо, посижу – только мне надо правило дочитать". Счастливый ребёнок закрывает глаза – а улыбка с довольной физиономии ещё долго не сходит. Знаю же, что не заснёт, манипулятор мелкий – ну да ладно, хотя бы сидя домолимся. "Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся"…

Из-под нависших снежных тяжёлых туч едва брезжит рассвет – и затаённая тишина утра снова прорезается сочным голоском – только теперь куда более высокой тональности. "Папа, я какать хочу!" Так, спокойствие, только спокойствие – как завещал нам великий Карлсон. Это уже форсмажорные обстоятельства. Разбираться с обкакавшимся ребёнком – другой уровень сложности, не надо, только не сейчас, Господи, ну пожалуйста! "Давай бегом на горшок – а, ну да, сейчас спущу тебя с второго этажа кровати!" "А ты не уйдёшь?" Созерцая полусонного ребёнка, восседающего на своём троне, возвращаюсь к молитве. "Осквернен делы безместными, окаянный, Твоего Пречистаго Тела недостоин есмь…" "Папа, я всё". Прихватив одной рукой ребёнка, другой – понятно что, отправляемся в туалет. В голове уже начинает мигать желтая лампочка: время! Я сегодня в храме – начинающий, опаздывать нельзя! Так, всё ясно. Хотя бы молитвы без канона прочитать. Ум давно уже проснулся и легко переходит в турборежим. "Не бо яко презираяй прихожду к Тебе, Боже…"
Что-то подозрительно тихо. Слишком тихо для нашего дома. Ладно, надо срочно домолиться. Всё равно тихо. Словно все вымерли. "Доча, а ты где?" Тишина. Иду в спальню – никого. В детской – тоже. Спускаюсь вниз – сердце чует недоброе. Мимо лестницы ведёт в коридор цепочка белоснежных отпечатков маленьких ножек. Это ещё что такое?! В коридоре сидит совершенно счастливый ребёнок, и слизывает с пальцев ароматный творожный крем. "Как ты торт достала, он же на самой верхней полке холодильника? – лежал…" Довольное дитё молчит – рот занят едой. Подхожу к холодильнику. Картина кремом: распластавшийся по полу основанием вверх торт – и размазанные отпечатки маленьких босых ног. Меня разбирают одновременно гнев – и смех. С правилом к Причастию на сегодня покончено. Две минуты на то, чтобы отмыть ребёнка – и вручить мучительно пытающейся проснуться маме.

С добрым утром, любимая! Я убежал на службу. Теперь дети – твои!

https://o-paulos.livejournal.com/42707.html


Подкасты! "Евангелие дня"

Среда, 07 Декабря 2016 г. 21:18 + в цитатник
Друзья, вроде как возобновились публикации моих комментариев на евангельские чтения на "Радио Вера" – здесь – Евангелие дня с Павлом Великановым. Кому интересно – буду рад, если подпишитесь! Конечно, там не весь эфир выкладывают – на сайте radiovera.ru всего больше – но там какая-то странная логика публикаций, с которой я пока никак не могу разобраться :-(((

https://o-paulos.livejournal.com/42355.html


Незаметная ловушка многодетности, или о нелюбовной дискуссии вокруг любви

Среда, 30 Ноября 2016 г. 23:10 + в цитатник
Некогда Клайв Льюис в "Расторжении брака" заметил: "Немало на свете людей, которым так важно доказать бытие Божие, что они забывают о Боге. Словно Богу только и дела, что быть! Немало людей так усердно насаждало христианство, что они и не вспомнили о словах Христа. Да что там. Так бывает и в мелочах. Ты видел книголюбов, которым некогда читать, и филантропов, которым не до бедных. Это — самая незаметная из всех ловушек".

Похоже, в одну их таких ловушек мы попались, затеяв разговор о многодетности. Поводом послужило моё интервью, данное порталу "Милосердие" (1 часть и 2 часть), и дальнейшими последовательными шагами редакции раскрученное до каких-то просто астрономических масштабов – за что, конечно же, отдельное спасибо. На поверку оказалось: а тема-то ой какая непростая и очень болезненная – что для меня самого стало полной неожиданностью.
В конце концов, мало ли что какой неадекватный, юный и неопытный священник может сказать в беседе с корреспондентом не научного, а обычного портала – это же не фундированная статья, даже не авторская колонка и тем более не программная декларация. Однако высокий эмоциональный накал – причем равный по напряжению как со стороны вдохновлённых сторонников публикации, так и со стороны яростных её противников – не оставил вариантов предполагать, что такая реакция – всего лишь апогей осенней депрессии, усиленной начавшимся Рождественским постом. Шквал писем в почту, звонки и сообщения заставили посмотреть на затронутые в интервью вопросы уже под новым углом.

Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить всех, кто тем или иным образом оказался причастным к возникшему разговору – за исключением тех, кто воспользовался ситуацией высокого градуса разогрева, чтобы "свести счёты" и на удобном "трамплине" продвинуть свои давние потаённые желания. Но это – мелочи, а в целом разговор начался, и из состояния эмоционального маркирования "наш – не наш" стал постепенно переходить в содержательный диалог – на что очень хотелось бы надеяться. Поэтому и мне хотелось бы внести небольшую лепту в более подробное, нежели в интервью, разъяснение моей позиции.

1.
"Уклонение от рождения детей": о чём это?

Основной причиной снятия публикации – как это было указано редакцией – послужило то, что "многие многодетные" были "задеты" услышанным ими призывом "уклоняться от рождения детей и сомневаться в необходимости соблюдения библейской заповеди "плодитесь и размножайтесь"". Поскольку в интервью об этом не было сказано ни прямо, ни косвенно, позволю себе артикулировать свою позицию.

Фраза "уклоняться от рождения детей" может быть прочитана очень по-разному. Уклоняется ли от рождения детей муж, когда отказывает своей жене в близости – когда ей очень-очень хочется, ибо овуляция идёт полным ходом! – в святые дни Великого Поста? Да, уклоняется. Не только от рождения, но и от исполнения своих благословлённых супружеских обязанностей. Может ли на это обидеться жена? Имеет полное право. Является ли грехом подобное "уклонение"? Ответ очевиден – по крайней мере, человеку церковному.

Уклоняются ли от рождения детей супруги, решившие сделать аборт, дабы не "плодить нищету"? Да, уклоняются. Допустимо ли это с моей точки зрения? Нет, не допустимо.

Уклоняются ли от рождения детей любящие друг друга муж с женой, когда для них ребёнок n+1 – желанный, потому что они и правда любят друг друга крепко-крепко, но в их нынешней жизненной ситуации – совершенно нереальный, и поэтому прекращают супружеское общение, способное привести к желанной, но несвоевременной беременности? Да, уклоняются. Имеют право? Да, имеют полное право. Греховно ли такое уклонение? Внимательно читаем "Основы социальной концепции" и получаем ответ: нет. Можно много и долго писать о том, какие здесь могут быть причины: от невозможности разместить n+1 новорожденного в квартире, и без того заполненной, словно сельди в бочке, другими детьми, до медицинских проблем, угрожающих жизни матери, – но речь сейчас не об этом.

Скажу ещё более страшную вещь: уклоняется ли от рождения детей муж, вступающий в близость с супругой, когда знает, что она точно забеременеть не может? Причём здесь не имеет значения, в чем причина: детородный ли возраст прошёл, или просто дни такие, или же просто её бесплодие – уже объективный факт. Да, уклоняется. Ибо он тратит своё драгоценное семя, предназначенное для продолжения рода, впустую. Грех ли это? И вот отсюда мы плавно переходим к следующему вопросу.

2. Половая близость: организм или механизм?

Допустима ли половая близость при невозможности забеременеть – без уточнения причин? Мы подходим к ключевому вопросу – и чтобы на него ответить, придётся начать "от Адама".

Мудрейший и Добрейший Господь Бог создаёт Адама, чтобы дать ему возможность быть счастливым. Уже есть для этого прекрасный Эдем – райский сад, Сам Господь Бог – источник всякого блага, с Которым Адам общается в саду, как со своим Другом – и есть великое множество животных, которые тоже становятся младшими друзьями первозданного человека. Есть Небесные Силы Бесплотные, о которых Адам знал куда больше, нежели наше скудоумие может нафантазировать. Нет только одного: равного Адаму. Все – или существенно выше, или значительно ниже. И вот Бог создаёт Еву – как единственную во Вселенной равную Адаму помощницу и спутницу по жизненному пути. "Не хорошо быть человеку одному" (Быт.2:18), – говорит Господь Бог. А вот как Златоуст объясняет, почему: "Не хочу, говорит, чтобы он был один, но – чтобы имел некоторое утешение от сообщества, и не это только, но нужно создать для него соответствующего ему помощника, то есть жену. … Хотя многие из бессловесных помогают человеку в трудах его, однако ни одно из них не равняется разумной жене". И далее мы читаем в книге Бытия: "И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Быт. 2:23-24). И апостол Павел не нашёл никакого лучшего образа, чтобы описать превосходящую всякий разум тайну общения Христа и Его Церкви, как именно этими словами (Еф. 5:32).

Уже слышу вопрос: при чем здесь "половая близость", которая, как известно из Писания, началась после грехопадения? А при том, что половая близость – неизбежное следствие глубинного желания любящих друг друга людей быть вместе. Всегда и во всём. Так Бог вложил в самую толщу человеческой природы неистребимое влечение супругов друг ко другу. Ещё до грехопадения. И как бы мы богословски ни спекулировали над темой "а если бы не преступление заповеди, как бы прародители размножались?", очевидно одно: половая дифференциация и неизбежное следствие этого – преодоление её в полном единстве, в "единой плоти" была вложена изначально.

А теперь мы подходим к самому главному. Исчерпывается ли смысл половой близости зачатием? Если мы смотрим на человека как на животное – безусловно, да. И тому подтверждение – весь животный мир. Особенно весной. Или – у кого когда. Да, я сам неоднократно слышал гневные проповеди с амвона, особенно в монастырях, с призывом брать пример с коров и лошадей, у которых гон – один раз в год, а вам, людям, постоянно "чего-то хочется", ибо греховны и страстны! Да только дело в том, что и проповедующему неизбежно на какой-то глубине "хочется" – если бы не "хотелось", весь его религиозный пафос быстро бы сдулся, словно лопнутый воздушный шарик. Только он – если хороший монах – своими подвигами, молитвами и другими способами научился сублимировать, переносить своё "хочется" из телесно-душевной сферы в духовную – ну или около того где-то там рядом. И если бы ему "хотелось" как коню, раз в год, боюсь, энергии бы не хватило на самые элементарные труды, не то что на высокие подвиги. Бес-полый человек – это то же, что и "пустой", "никчёмный", ни к чему не пригодный. Современные нейрофизиологи не дадут соврать: пол действительно "клубится" вокруг тела (пользуясь терминологией В.В.Розанова), но никоим образом им – телом – не исчерпывается! Гормоны и всё остальное – не более чем следствие глубинных процессов, протекающих в личности человека и отражающихся (или каким-то другим образом связанных) с головным мозгом. Как пишет Дик Свааб, известный нейробиолог, в своей книге "Мы – это наш мозг", "секс начинается и заканчивается в мозге", а вовсе не в половых органах.

Но если не смотреть на человека, как на гиперпохотливую скотину, а как на образ Божий – пусть потёртый и кривоватый, но не безнадёжно и неисправимо – картина сильно изменяется. Если смысл брака – любовь, стремление восполнить собой другую половину и через это обрести целостность, тогда неизбежным будет растождествление полового общения и чадородия. Это, безусловно, связанные друг с другом процессы, но не однозначно обусловленные. Ведь можно размножаться без всякой любви, физиологически? Легко! А можно ли любить – сильно, по-настоящему, до смерти – без какой бы то ни было включённости тела в эту любовь? Хотите сказать, да? Не поверю! Будет ли эта любовь приводить к коитусу, или ограничится какими-то иными формами "овеществлённости" – типа подарочков ко дню рождения, кажущихся совершенно "бесплотными" – это уже вопрос диапазона вариаций, но не сути.

Если муж и жена в браке любят друг друга не "потому, что венчаны, и из-за этого должны любить, даже если терпеть друг друга не могут", а просто потому, что любят – вопрос полового общения и связанной с этим возможности деторождения они прекрасно могут решить сами, без какой бы то ни было помощи со стороны кого бы то ни было – духовника ли, родителей или друзей. Это их – и только их – вопрос. Третий там – лишний. Точнее, третий там всегда присутствует, но это только Сам Бог, перед Лицом Которого они и находятся постоянно – в постели ли, на кухне ли, или же в храме. Не сомневаюсь, что ради их самоотверженной любви Господь подаст им и рассудительность понять, когда и сколько детей следует ожидать в их семье.

3. Дети vs супруги

Ещё один аспект, о котором было много сказано в интервью, – это первичность отношений родителей друг с другом. Если брак превращается в безудержную "детородную машину" – и именно это, а не союз любящих друг друга во Христе, становится средоточием семьи – я решительный противник такого подхода. Дети – в любом количестве – желанный, благословенный плод любви супругов. И в семье они появляются естественным образом, а не по чьей-то "разнорядке". Но не будем на этом останавливаться – всё подробно проговорено в интервью. Резюмировать можно прекрасным афоризмом: лучшее, что может сделать отец для своих детей – полюбить свою жену.

4. "Даст Бог детку – даст и конфетку!"

Считаю ли я, что формула "даст Бог ребенка – даст и возможности его прокормить" – универсальна? Нет, не считаю. Утверждаю ли я, что эта формула никогда и нигде не работает? Нет, не утверждаю. И на собственном опыте, и на примере других семей многократно могу засвидетельствовать: да, Господь действительно "намерение целует" и неисповедимыми судьбами заботится о тех, кто несёт многодетные труды.

Но означает ли это, что мы вправе забывать о призыве Христа, прежде чем приступать к чему-то важному – подумать, взвесить объективные условия и возможности? "Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире" (Лк. 14:28 - 32). Святитель Григорий Двоеслов пишет: "Мы должны наперед обдумывать все, что делаем". Это вовсе не отменяет подвига веры: мы никогда не сможем просчитать все "за" и "против", но когда нет очевидного решения, значит надо остановиться и подождать. В одном из египетских монастырей, где довелось недавно побывать, духовник обители предельно просто ответил на вопрос, как правильно принимать решения: "Если в решении есть мир, радость и любовь – его можно принимать. Если отсутствует хотя бы что-то одно – не следует, пока не появится очевидность". Формальный подход к неизбежности зачатия в жизни супругов исключает саму возможность этого – не побоюсь сказать! – духовного упражнения в рассудительности и принятия самого ответственного решения – за появление в мир человека.

Если в семье, где царит любовь между супругами, дети радостны и благодушны, а не хронически депрессивны, нет очевидных препятствий для умножения и расширения семьи – это великолепно! Можно только всячески приветствовать и поддерживать рождение очередных счастливчиков, которым повезло родиться именно в такой семье. И Бог – не сомневаюсь! – будет рядом с ними главным Помощником. Но если есть очевидные проблемы – генетически обусловленные заболевания, уже отразившиеся на здоровье других детей, крайне низкий доход семьи, хроническое переутомление супруги, алкогольная или наркотическая зависимость одной из сторон и тому подобное – не надо превращать зачатие очередного ребёнка в своеобразный вызов Господу Богу: "А вот на Тебе – помогай теперь! Не дал нам трехкомнатную квартиру при пятерых детях – теперь уж никуда не денешься, с шестым-то!" Вся жизнь христианина выстраивается не на провокациях по отношению к Господу Богу, а на тщательном вслушивании в Его волю – и понимании, что и как следует делать именно в данный момент нашей жизни, принимая с благодарностью ту реальность, в которой находишься. И здесь универсальных рецептов нет – да и зачем они, когда рядом постоянно Самый Главный Шеф-Повар нашей жизни?

Дети – это осколки былого рая, а не "слабое место Господа Бога", куда можно уверенно давить для получения новых бонусов. Он нас всех одинаково любит – и мало, и средне, и многодетных. Добрых и злых. Умных и тупых. Честных и лживых. Трудоголиков и лентяев. Не надо Его лишний раз подталкивать к проявлению любви – мы и так в ней просто купаемся.

5. Многодетность и рассудительность

Нет добродетели или порока n-детности: хоть много-, хоть мало-, хоть средне-… Но есть добродетель рассудительности, которая к "рациональному выбору", как это ни странно, не имеет никакого отношения. Умение рассуждать – не логически обосновывать и препарировать, а видеть ситуацию "сверху", если не "свыше" – это дар Божий, о котором надо просить каждому христианину, вне зависимости от уже имеющихся образований и ученых степеней. Диакрисис, рассуждение – это один из даров Святого Духа, способность отличать настоящее добро от мнимого, кажущегося. Ведь и враг рода человеческого всегда стремится нас вытолкнуть в крайности, надевая личину ангела света: можно падать не только назад, но и вперед. Беда не только когда убивают зачатых во чреве, но и когда берут на себя неподъёмный подвиг, от которого потом истощаются и впадают в отчаяние. Любая добродетель, взятая на себя без рассудительности – опасна и чревата последствиями. И никакой "заказ" – от кого бы он ни исходил: от государства, семьи, общины, прихода или кого угодно – не может подменить собой рассудительности: самим же придётся расхлёбывать!…

Не только католики – не кролики. Но и православные – не мышки!..
6. О личном
Ни интервью, ни этой публикации не появилось бы, не окажись я в одночасье один, без супруги, с четырьмя детьми. И это – правда. Так бы и продолжалась наша классическая, вполне "шаблонная" православная семейная жизнь, с регулярными родами, уставшей супругой и вечно отсутствующим на важных общецерковных мероприятиях супругом – худо-бедно, но семью всё же обеспечивавшим. Думаю, и детей было бы у нас значительно больше – к сегодняшнему дню. Но Бог судил иначе: почему-то Ему оказалось важным окунуть меня в ту роль, о которой я имел самое поверхностное, исключительно теоретическое представление. И теперь я могу ответственно сказать: дорогие много, средне- и малодетные матери! Все вы – умницы и подвижницы. Даже без всяких "если только…". Никакому мужику в страшном сне не приснится, что вы делаете ежедневно и ежечасно – при этом умудряясь из какого-то таинственного колодца черпать силы, вдохновение и любовь для этого жертвенного служения. Мы, мужчины – не такие. Мы так – не можем. Материнская любовь – это тайна. И только оказавшись в вашей "шкуре", начинаешь понимать, чего стоит для вас – ещё один ребёнок в семье. Даже отбросив материальную составляющую. Даже при наличии помощниц по хозяйству. Даже если вы пышете физическим здоровьем и, как та некрасовская красавица, абсолютно психически устойчивы. И я очень хорошо помню эту позицию "главы семейства", который особо-то не заморачивается, а хочет ли его вторая половина ещё одних родов со всеми вытекающими – чадородием бо спасается! – но супружеские обязанности выполнять должна. "Даст Бог зайку – даст и лужайку!" А мы за неё ещё больше молиться будем и вешать себе на рясу звёздочки многодетности. Если только не помрёт она в очередных родах…

Теперь я знаю только одно: жена – это не "детородный механизм". И не просто "помощница" и "вдохновительница". Это такой же живой, уникальный, бесценный человек, как и ты сам. Которого уже не заменит никто. Ни тебе, ни вашим детям. И она вправе ожидать вдумчивого, ответственного и бережного отношения к себе – с полным уважением её права с тобой не соглашаться. В том числе и в вопросе о количестве детей. И забота о ней, о её душевном и телесном здоровье, о том, чтобы она была на самом деле безусловно счастлива рядом с тобой – несоизмерима ни с какими призывами к нескончаемой череде рождений. Из чьих уст они бы ни исходили.

https://o-paulos.livejournal.com/42077.html



Поиск сообщений в lj_o_paulos
Страницы: [1] Календарь