
Мы редко задумываемся о величине ответственности практиков дзогчен. Почему, это отдельный вопрос для каждого. Но приблизиться к осознанию ответственности человека в мире вообще можно именно через понимание полностью осознающего человека, то есть практика-реализатора дзогчен.
Помогает в этом один пункт из Четырёх опор буддийского практика. Будда говорил - опирайтесь не на человека, а на Учение. Одновременно это значит, что Дхарма больше человека, он подчиняется ей, этим установлениям, какого бы уровня и стиля Дхарму он ни практиковал. Будда кланялся своему пустому трону в знак важности Дхармы, потому что он понимал состояние людей, которым проповедовал. И только в Дзогчен говорят - опирайся на человека. Это не отрицание важности Дхармы, это указание на относительность её методов. Здесь впору даже вспомнить Христово "Не человек для субботы, а суббота - для человека".
Повторю слова Намкая Норбу Ринпоче: "Дзогчен же опирается на самого человека, потому что в Дзогчене самое основное - понять свои способности и уметь использовать те методы, которые им наиболее соответствуют". Ринпоче по большей части говорит в примере о пути отречения и его разнице с путём Дзогчен. Но чтобы гораздо острее понять ответственность действительного осознавания и приблизиться к этому ещё, я предлагаю практикам тантры вспомнить о самайях)). Потому что в ваджраяне нарушение их связано с весьма критичными переменами на много и много жизней вперёд, с адскими участями и участями потерянных в землях бардо вообще, и это ещё весьма мало сказано о том, как можно повредить своей судьбе на величайших перспективах, если умереть с невосстановленными самайями. Но в то же время мы должны весьма ясно понимать, что самайи это тоже ограничения, посредством которых мы подчиняем себя пути ваджраяны. Это всё инструменты - что ты должен принимать-собирать, а что отвергать. Домпа и дамциг.
А теперь вдумайтесь - для практика Дзогчен все эти невероятно важные (для тантриста) вещи не определяют ничего! Получается, что на одной чаше весов ады нарушителей, а на другой - пребывание в природе ума. И если не одно, значит другое. И наоборот.
На примере груза ваджрных самай гораздо доходчивее объём и значение осознавания практика Дзогчен. И я знаю многих, кто не рискует пускаться по пути Дзогчен, предпочитая ограничить себя выполнением самайя тантры. Впрочем, не оставляя попыток практиковать пребывание в природе ума. Но не полагаясь полностью на своё осознавание природы ума как на путь.
САРВА МАНГАЛАМ!
https://nandzed.livejournal.com/9385062.html