
(отрывок из главы семь: О естественном совершенстве всех дхарм сансары-нирваны)
Наше Пробуждённое Сердце(thugs) свободно от колебаний,
Но оно не похоже на нечто безжизненное:
Оно наделено Знанием или Осознаванием, а его ясность порождает видимости.
Оно сжигает концептуальные мысли,
Поскольку природа его изначального Знания подобна всепожирающему огню.
Так же оно напоминает природу небесного пространства.
Таково единство пустоты, ясности и Осознавания.
Поскольку Я учу проявлению изначального Знания,
Оно — в безусильной самопроявляющейся Энергии сострадания,
Которая проникновенна и связана со всеми явлениями, [предстающими] в совершенстве.
Природа его памятования — в отсутствии памятования,
Поскольку изначальное Знание свободно от основы, которую можно помнить.
Такова природа изначального Знания.
Из этого Основного изначально чистого Знания[1]
Проявляются [пять мудростей], наделённых характеристиками, а так же проникающие в объекты [мудрости качества и количества].
Поскольку всеоснова (алайя) сама по себе связана с накоплением,
А наше измерение Дхармакаи — с исчерпанностью загрязнений,
[Дхармакая] пуста, но ясна; ясна, но проникновенна;
Не переполняется обдумыванием, так как память очищается (sangs)[2];
Свободна от [рассудочной] усложнённости;
Словно пространство: пуста и всепроникающа;
Естественно чиста и свободна от обозначений.
Всеоснова, будучи связана с причинами и условиями,
Подобна резервуару для кармических следов.
Дхармакая же свободна от кармических следов.
Рассудок, ум и прочие [аспекты сознания-всеосновы] накапливают карму.
Для наделённых телами [существ] всеоснова проявлена в многообразии.
Однако поскольку Дхармакая свободна от [классифицирующего] рассудка(yid) и т.п.,
Многообразие форм в ней проявляется за пределами «телесности»(lus med pa).
Когда пять великих первоэлементов стали видимостью тела,
Их пятицветие было запятнано нашим омрачением.
Когда пять тонких и грубых [субстанций] стали видимостью объектов,
Даже цвет и облик стали связаны с атомами.
Когда же самоосвобождаются возникшие узлы [двойственности],
Пять элементов проясняются в пяти цветах.
Когда запятнанность тонкого и грубого естественно обращается,
Цвет и облик становятся неперепутанной ясностью.
Когда атомы [тела] самопроизвольно растворяются в пространстве,
Пять изначальных Знаний проявляются в Свете.
Когда наблюдаемые пять объектов самоосвобождаются,
Пять порождений потенциальности(rtsal) истощаются в Материнском [Ясном Свете].
Когда объекты и сознания(yul dang shes pa) самопроизвольно исчезают,
Порождение материальной вещественности истощается в Материнском Свете.
Вот почему есть разница между очищенными и нечистыми элементами.
Примечания:
[1] Джняна Основы — это Сущность, Природа и Энергия, аспекты единого Знания изначального состояния. Пять Джнян, наделённых характерными качествами — это Джняна дхармадхату, зерцалоподобная, равностности, различающая и всесовершающая. Объемлющая объекты — знание различных нюансов абсолютной и относительной истины всех явлений.
[2] Очищение памяти означает не «отсутствие запоминания», но лишь то, что ментальный процесс, освобождаясь в момент возникновения, не становится причиной накопления кармы. Другими словами, не происходит формирование семян двойственного восприятия, запомненной двойственной реакции, созревающей в неосознанные привычки и обусловленные действия.
_______
Тибетский текст(издание Адзом-гара, a 'dzom chos sgar par khang):
thugs ni bskyod pa kun bral bas
bem po lta bu ma yin te
shes zhing rig la gsal byed snang
rnam par rtog pa kun bsregs te
ye shes nyid ni me bzhin za
nam mkha' nyid dang mtshungs pa
stong gsal rig bcas nyid yin no
de phyir ye shes snang bar ston
'bad med thugs rje rang shar bas
khyab cing kun 'brel chos kun rdzogs
dran pa nyid ni dran med pas
ye shes dran gzhi nyid dang bral
ye shes nyid ni 'di lta ste
gzhi nas dag pa'i ye shes dang
mtshan nyid 'dzin dang yul khyab po
kun gzhi nyid ni bsag pa'i phyir
chos kyi sku ni zag pa zad
stong zhing gsal ba gsal zhing khyab
bsam pas ma sbags dran pa sangs
spros pa nyid dang bral ba ste
nam mkha' lta bur kun tu khyab cing stong
rang dag mtshon pa kun dang bral
rgyu rkyen bcas kun gzhi la
bag chag bsog phyir rdzing dang 'dra
chos kyi sku ni bag chag bral
yid dang sems sogs 'dus pa las
lus can kun gzhi du mar snang
chos sku yid sogs bral bas na
du ma gzugs snang lus med pa'o
'byung chen lnga bo lus snang bas
dangs ma'i 'od lnga dri mas bsgribs
phra rags lnga ni yul snang bas
kha dog lnga yang rdul dang bcas
'byung ba'i mdud pa rang grol bas
chen po lnga yang 'od lngar gsal
phra rags dri ma rang log pas
kha dog lnga po ma 'dres gsal
bag rdul nam mkhar rang dengs pas
ye shes lnga ni 'od du shar
dmigs pa'i yul lnga rang grol bas
'byung ba'i rtsal lnga ma la thim
yul dang shes pa rang yal bas
'byung ba'i dngos ma 'od du thim
de phyir 'byung ba dangs snyigs dbye
https://nandzed.livejournal.com/8734382.html