
Недавно встретил где-то на форуме забавный вопрос про практику туммо - правда ли, что тело садхака под кожей заполняет сперма. Вопрос был задан, основываясь на случае из одного тибетского намтара, где практику случайно прокололи кожу, а оттуда полилось белое семя. Но вопрос на самом деле в том, что этим словом называли тибетцы, а до них индийские практики туммо.
В обычном мужчине или женщине, поглощенным ежедневными заботами, потоки ветров оживляют наши способности органов чувств — зрения, слуха и т. д., а также поддерживают умственную осознающе-познающую и сексуально-воспроизводящую деятельность. Они и делают мир для людей реальностью. Несомненно, верно, что когда мы говорим «реальный мир», мы подразумеваем только наше представление о реальном мире и никогда — вещь-в-себе. Но Тантра указывает, что нечто вроде дымчатого экрана нужно «киномеханику», чтобы увидеть образы, которые он проецирует. Этот экран индуистская Тантра называет корнем — Пракрити (root-Prakriti), фундаментальной «объективностью», внутренней свободой от объектов, но что, тем не менее, позволяет человеку ощутить то, что он проецирует, как объективное.
Подобная энергетическая проекция мира, согласно теории йоги являющаяся составной частью садханы, есть расточительство. В некоторых текстах такая утечка изображается в виде крысы или бандикута, отсасывающего накапливаемую йогом энергию. Садхака должен научиться управлять потоками и отклонять их от того, что может показаться «реальным». Когда он отозвал энергию-реальность, он должен сконцентрировать ее, проделав «поворот назад вверх» (паравритти/paravritti — ключевое понятие) по системе собранных сил нади и направить ее в тонкую точку в темени, где она проникает широко через отверстие в Высшую Твердь Бытия.
Сквозь него начнет капать бесконечно дающий блаженство нектар, наполняя все его тело и сознание более плотной субстанцией — соком Раса (Rasa), сгущенным молоком Истины, вместо разбавленной энергии, которая первоначально циркулировала по его нади. Как раз это и составляет высший внутренне-эротический опыт, когда Пуруша и Пракрити сливаются в трансцендентальном акте способом, описанном в эротических рисунках. Иногда нектар представляют молоком из вымени Камадхену (Kamadhenu) — «коровы, исполняющей желания», как ее называют в рукописях. В буддизме этот сок выступает в качестве Бодхичитты (Bodhicitta) — «озарения-сознания», аналога трансцендентного семени, иногда называемого также белым цветком. Для достижения всего этого ни Тантра, ни индуизм, ни буддизм не требуют от садхаки умерщвления плоти посредством аскетизма. Он должен быть в хорошем состоянии готовности, чтобы тело помогало в жизни. Продвинутый садхака не перестает быть тем человеком, каким его знали друзья. Происходит только то, что к его человеческой личности добавляется безмерная надстройка из сверх измерений разума. Никакая из его сенсорных или эмоциональных способностей не должна быть потеряна, напротив, все они должны быть развиты и расширены. И поскольку садхака такого рода не есть вещь чисто умозрительная или плод воображения, добавленные измерения разума являются состояниями знания не менее конкретного, чем любой другой феномен мира.
Филипп Роусон, "Искусство тантры" http://nandzed.livejournal.com/4910401.html