Оригинал взят у
На Богослове.Ru
ведется обсуждение очередного важного проекта Положения о Святом Причащении. Мои пять копеек.
Документ по своему содержанию не плохой, но совершенно не годится в качестве канонического руководства. Подобные тексты должны быть оформлены строго в соответствии с канонической традицией Церкви, что подразумевает научную публикацию. Дело в том, что каноническое право уже несколько веков является научной дисциплиной, а данный документ оперирует каноническими понятиями и подражает стилистике канонических определений на таком низком уровне, что создаётся впечатление розыгрыша (правильно ниже было замечено, что текст проекта Положения напоминает церковную брошюрку).
Ввиду того, что русская каноническая наука находится в самом плачевном состоянии, предлагаю, во-первых, хотя бы не стесняться брать в пример уже существующие образцы Положений по тем или иным вопросам как в других Поместных Православных Церквах, так и в католических statuta и фундаментальных канонических исследованиях. Statuta — это канонические Положения по разным вопросам (Ватикан издал целую серию подобных statuta), которые были составлены для нужд униатских епархий лучшими канонистами РКЦ. Эти Положения написаны полностью на основании восточно-православного канонического права, с учетом всех местных ответвлений и традиций. Это глубокие и важные исследования, которые практически стали энциклопедическими справочниками, поэтому они обязательно должны привлекаться для работы и нашими комиссиями (естественно, написаны они по-латыни). Я уже упоминал в свое время работу Плацидия Де Меестера по монашескому праву. Есть своды по источникам русского канонического права и т.п. В серии Codificazione canonica orientale. Fonti Конгрегацией по делам Восточных Церквей было издано около 40 томов (к сожалению, мне не попадалось еще полного списка этих уникальных изданий, надо искать в европейских библиотеках). Думаю, среди изданий должно быть и Положение о Причащении.
Во-вторых, издание такого типа обязательно должно предварять библиографическое описание, желательно полная аннотированная библиография вопроса. Иначе просто Положение не будет научно компетентным документом.
В-третьих, должно следовать аналитическое обобщение канонических источников, учитывающее различные ветви более поздних традиций и практик.
В-четвертых, должны быть даны канонически безупречные определения основных терминов Положения.
В-пятых, титулы положения должны сопровождаться, как говорили до революции, "оправдательными текстами", то есть текстами, подтверждающими ВСЕ изложенные в основном тексте Положения краткие формулировки и определения. Эти тексты должны печататься в приложении.
И только после этого можно переходить к постановлениям, выводам и рекомендациям. В данном же документе НИЧЕГО этого сделано не было.
Помимо этих общих замечаний следует сказать о некоторых частных вопросах.
1. Пост в субботу и воскресенье, запрещенный 64 апостольским правилом, означает полное воздержание от пищи. В канонических текстах и типиконах пост означает полное голодание, либо сухоядение до 9-го часа (так это объясняет прп. Никодим в Пидалионе, с. 76-77, изд. 1886 г.). В греческом языке слово "разрешение" выражается двумя понятиями, имеющими различное значение: λ