Морис. 2014. Средневековая философия и цивилизация.
Выводы о Средних веках автор делает преимущественно основываясь на текстах Аквината. Но он пишет не о том, чем было Средневековье в быту, а об идеалах - о том, как формировалась Европа, потом ставшая во главе мира. Как создавались европейские ценности. как возникла победоносная цивилизация, чем Европа в смысле идеалов отличается от других регионов мира.
Картина получается очень симпатичная - судя по идеалам, нравящиеся нам сейчас черты цивилизации были заложены Аквинатом (и всем европейским развитием) еще в XII-XIII вв. Предпочитается индивидуализм. Государство должно знать свое место и главнейшая цель его - служить гражданам. Умонастроение - оптимистичное, радостное. Царит истинный интеллектуализм, интеллектуальная деятельность высоко ценится, в рассуждениях поощряется строгая точность, а не неряшливость и фантазии. Счастье понимается как самое полное развитие личности. Схоластика является плюралистичной философией и врагом монизма. Фундаментальный принцип: группа существует ради своих членов, а не наоборот; отсюда ценность индивида в сравнении с центральной властью.
Эта схоластическая философия - продукт развития западных народов. Нигде более такие идеалы сформулированы не были.
Три главные доктрины Средневековья: ценность индивида, интеллектуализм, умеренность.
Говорится о сопернике томистской философии - аверроизме, который внезапно возник, захватил множество умов - а потом быстро исчез, "как бы васываясь в какой-то подземный туннель". Показано, что этот аверроизм в цивилизационном смысле слабее европейского томизма (ценность индивида - против "общего разума" аверроистов).
Так что это симпатичное Средневековье под пером автора становится западным мировоззрением, исходной точкой развития Запада - от которой мы, по-видимому, удаляемся. Или воплощаем? Или то и другое.
























https://ivanov-p.livejournal.com/311200.html