-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ivanov_p

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 0


Ботаника сильных

Вторник, 15 Октября 2019 г. 15:25 + в цитатник
... проглядывая книгу ацтеков по ботанике


Наоалли собственноназывается колдун, который ночью пугает людейи сосет младенцев.Тот, ктолюбознателен вэтом ремесле, хорошо разбирается в колдовских штучках, ичтобы использовать их,он чутоки хитер, использует выгоду и не наносит вред. Тот,ктопагубени зловреден в этомремесле, наносит вред теламвышеупомянутым колдовством, лишает разумаи душит, это чародей.

Заболевания пигментных пятен на лице,которые обычно происходятоттакой болезни, какгеморроидальнаяшишка, или сифилиса, откакой-либовнутренней язвы, или в паху>, обычно лечатопределеннойтравой, называющейсянамешикском языкетлетламаитль, измельчаяи перемешивая сокс водой, и вновь делая это; и четыре разабольной проделывает эти усилия, потом принимает несколько раз баню, спомощью чего он излечится, |и| принимая смолотую траву, которая на мешикском языкеназывается йичкайо, прикладываяеек упомянутымхворям.Эта упомянутая болезнь пигментных пятен лица, обычно встречается среди только что родившихженщин, особенно испытавшихопределенные сложности. Как средствоиспользуйвышеназванные травыи корнитлатлаукапатли80, тлакосасалик, костоматль, атепокапатли, аатепокатик, точтетепо, тламакаски ипапа, ауотото, куачтлакальаустли, куикуитлапиле, куаппатли, тлапатли, нанцин, кору мискитля, цацайаналькильтик>, проваривая их все вместе в сосудес водой, апосле варки, оставшуюсяводунужновыпить и принять несколько бань, и с теми же травами и корнями,выходя из бани, перемешав, нужнонатереть все тело|травами|тлатланкипатли, тлакокакаликкостоматль.

Тэупочотль. Встречается в жарком краю. Он толстоватый, толстый, очень гладкий, очень гладкий<...>, отполированный. Поэтому о нем говорят «большая пасхальная восковая свеча»318. У него колеблющаяся верхушка, очень белая верхушка. И вот хорошее, плохое о нем. Тот, кто в очень малом количествесъест или выпьет его семена или его молоко, из-за этого растолстеет, из-за этого он вырастет, из-за этого он выбросит плоть, из-за этого он развяжется, |вырастая|. По этой причине сведущие дают съесть |семена тэупочтли|своим животным, дабы они толстели, дабы они выросли. А плохое в нем вот что: тот, кто ненавидит людей, заставляет людей это есть, заставляет это пить в виде, в пульке, в еде, заставляет людей это глотать. Не замечает |тот| потом, что было съедено, выпито. Потом развязывается тело |того, ктоэто принял|; раздувается. Нигде больше не видно ничего человеческого, ни в чем не образуется хорошее. О том, кто так поступает, говорят: презренный обжора, обрюзгший человек, куча жира, лентяй, обросший мясом, мясная колонна, жердяй, грузный, плодовая мякоть, голова кувшина, каплевидные уши, опухшие веки, узкоглазый, слюнявыйрот, краснощекий, дрожащий, носкак у тамаля, дрожащий нос, шарикуноса, толстогубый, мясошеий, сплошное мясо на шее, укороченный ствол, покрытыекишками браслеты, полные дерьмапальцы, ноги скучейземли, икрыс кучейземли, толстые куски. Сильноон толстеет, быстрорастет. Он становится очень грязным; жадно поглощает пищу; никак не похож начеловеческое существо; он становится отвратительным; только ленится;задыхается, запыхается, умирает от жажды, умирает от голода. Три раза, четыре раза на деньест319и обедает всюночь. И он не толькоест; поистине,он раздавливаетедуногой. И вот как он умирает: трескается его плоть, разрываютсяего руки, его ноги. И бесполезно лекарство, средство, которымон очищается. Я даю ему почотль. Я принимаюпочотль. Я толстею. Я расту

Саагун Б.де., Куприенко С. А. Общая история о делах Новой Испании. Книги X-XI:Познания астеков в медицине и ботанике/ Бернардино де Саагун, С. А. Куприенко. —Киев : Видавець Купрієнко С. А., 2013. — 218с.
В предлагаемом Вашему вниманию издании впервые осуществлен перевод на русский язык X и XI книг фундаментального труда францисканского монаха Бернардино де Саагуна (1498 или 1500–1590). Данные книги, в основном, посвящены вопросам медицины и ботаники. Для написания такого медицинского трактата автор использовал в качестве информаторов индейских лекарей, предоставивших львиную долю сведений о местных растениях, болезнях, лекарствах и методах лечения.В отечественной науке до сих пор отсутствоваликакие-либо исследования по истории медицины или ботаники астеков, поэтому публикация столь важного исторического источника должна будет восполнить этот пробел и пробудить живой интерес к наследию одной из месоамериканских цивилизаций.В своей «Истории» сам Саагун дал описания 123 лекарственным травам, в то время, как в текстах его информаторов упоминаются 266 растений. В целом же, в его книгах упоминаются 724 растения, из которых можно идентифицировать 328 видов, относящихся к 101 семье.Примечательно, что автор дал, фактически, первые описания таким растениям: кукуруза, чиа, авокадо, амарант, фасоль, тыква, агава, гуайява, черимойя, перец красный острый, табак, батат, какао, маниок, капулин, лукума, опунция, хикама, сапота, томат, ваниль, юккаи многим другим.

Письмо астеков (мешики,акольуаиличичимеки,как их называли авторы XVI века), представлялособой «пикто-идеографическую» систему, которая позволяла записывать и передавать сведения в общем виде, оставляя большое место для интерпретацийи устной составляющей. Т.е. речь шла о смешанной системе, когда взаимодействовали три типа графических знаков: пиктограммы, идеограммы и фонетические вставки (последние в основном в топонимике, ономастике, антропонимикии хронологии)
https://docplayer.ru/31461177-Bernardino-de-saagun-bernardino-de-saagun.html

https://ivanov-p.livejournal.com/214131.html


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку