-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Liza-L

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.12.2016
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 11


ћасленица: истори€ праздника, традиции и обычаи.

¬оскресенье, 19 ‘еврал€ 2017 г. 16:16 + в цитатник

maslenitsa

Ѕорис  устодиев. ћасленица. 1920г.

 

ћасленица – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечаетс€ по всей –оссии. ќн отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколени€ в поколение.  Ёто недельный праздник-обр€д с хороводами, песн€ми, пл€сками, играми, посв€щенный прощанию с зимой и встрече весны.

 

»стори€ праздника

Ќа самом деле ћасленица €вл€етс€ древним €зыческим праздником. —читаетс€, что первоначально ћасленица была св€зана с днем весеннего солнцеворота, но с прин€тием христианства она стала предвар€ть ¬еликий пост и зависеть от его сроков.

Ќа –уси издавна было прин€то отмечать смену времен года. «има всегда была трудным временем дл€ людей: холодно, голодно, темно. ѕотому приходу весны особенно радовались, и это об€зательно нужно было отпраздновать. Ќаши предки говорили, что молодой ¬есне сложно одолеть старую коварную «иму. „тобы помочь ¬есне прогнать «иму, устраивали веселые гул€нь€ на ћасленицу. ѕроща€сь с «имой, древние славили ярилу — €зыческого бога солнца и плодороди€. ярило представл€лс€ русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. ярило, воскреснув, дарил люд€м солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю. ƒо крещени€ –уси праздник ћасленицы отмечали 7 дней перед днем ¬есеннего –авноденстви€ и еще неделю после.

— прин€тием христианства врем€ праздновани€ ћасленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. ќтменить ћасленицу и запретить развлечени€ церковь не решилась, несмотр€ на все развеселые и не очень-то соответствующие религиозным правилам традиции: уж слишком значимым был этот праздник дл€ народа. Ќо масленична€ недел€ достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. ћасленицу стали праздновать накануне ¬еликого поста. «а неделю перед ¬еликим ѕостом м€со есть уже нельз€, но люд€м и не особо это надо, ведь на ћасленицу пекут блины. »х вполне хватает, чтобы чувствовать себ€ сытыми и не страдать от отсутстви€ м€сной пищи. Ёто прекрасна€ возможность дл€ православного наестьс€ перед ¬еликим ѕостом. Ќо в православной трактовке масленична€ седмица — это не столько недел€ весель€, сколько недел€ подготовки к ¬еликому ѕосту, прощени€, примирени€, это врем€, которое нужно посв€тить доброму общению с родными, друзь€ми, благотворению.

kustodiev-sledge

Ѕорис  устодиев. ћасленица. 1916г.

 

ћасленица: почему так называетс€?

Ќаиболее распространенной €вл€етс€ следующа€ верси€: на ћасленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. ѕоэтому праздновани€ так и назвали — «ћасленицей».

ѕо другой версии это название по€вилось уже после прин€ти€ христианства. ¬едь нельз€ есть м€со, но можно употребл€ть молочные продукты. ѕоэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. ќтсюда будто бы и пошло название, св€занное с масл€ными блинами. ≈ще эту неделю называли м€сопустной - из-за того, что происходит воздержание от м€са, и сырной – потому что на этой неделе ед€т много сыра.

ј еще называли ћасленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

 

“радиции и обычаи

Ќаши предки почитали солнце, как Ѕога, ведь оно давало жизнь всему. Ћюди радовались солнцу, которое с приближением весны начинало по€вл€тьс€ все чаще. ѕоэтому и по€вилась традици€ в честь весеннего солнца печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. —читалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. —о временем лепешки заменили блинами.  руглые, рум€ные, гор€чие, - блины €вл€ютс€ символом солнца, а значит, обновлени€ и плодороди€.

“акже в ƒревней –уси блины считались поминальным €ством и готовили их в пам€ть об ушедших родственниках. Ѕлины стали и символом погребени€ «имы.

Ѕлинов на ћасленицу нужно было печь и есть как можно больше. ѕодавали их со всевозможными начинками: рыбой, капустой, медом, ну и, конечно, с маслом и сметаной. ¬ыпекание блинов стало своего рода ритуалом привлечени€ солнца, благоденстви€, достатка, благополучи€. „ем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнетс€ весна, тем лучше будет урожай.

pancakes

—ергей ”ткин. Ѕлины. 1957г.

 

 роме выпекани€ блинов были и другие масленичные обр€ды, св€занные с поклонением солнцу. “ак, например, производились различные ритуальные действи€, основанные на магии круга, ведь солнце — круглое. ћолодежь, да и взрослые тоже, запр€гали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу.  роме этого, украшали дерев€нное колесо €ркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. ¬о врем€ всеобщих гул€ний об€зательно водили хороводы, которые тоже €вл€лись ритуалом, св€занным с кругом, то есть с солнцем. —имволизировал солнце и огонь: парни зажигали дерев€нные колеса и скатывали с пригорка.  то смог прокатить свое колесо без единого его падени€, того ожидали в текущем году счастье, удача и достаток.

—амыми попул€рными развлечени€ми, которые раньше устраивали в селах во врем€ ћасленицы, были кулачные бои, катани€ на сан€х, лазанье на столб за призом, поедание на врем€ блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы.

≈ще одним непременным участником масленичных гул€ний был медведь. Ћюди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего р€женый пускалс€ в пл€с вместе со своими односельчанами. ѕозднее в городах показывали на площади и живого медвед€. ћедведь стал одним из символов ћасленицы и наступлени€ весны, ведь зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпаетс€. ѕроснулс€ медведь — значит, весна пришла.

Ќу и, конечно, символом праздника €вл€етс€ чучело ћасленицы, сделанное из соломы и обр€женное в €ркую одежду. „учело олицетвор€ло и сам праздник ћасленицы, и злую зиму, ¬ последний день ћасленицы чучело сжигали на ритуальном костре.

Ќа ћасленицу всегда прин€то было как можно больше есть и веселитьс€.

kustodiev-town

Ѕорис  устодиев. ћасленица. 1919г.

 

Ќаши предки считали, что тот, кто не ест и не веселитс€ на ћасленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

 стати, в €зыческие времена на –уси Ќовый год отмечалс€ в день весеннего равноденстви€, то есть ћасленицу и Ќовый год отмечали в один день. «иму прогнали — значит, наступил новый год. ј по давним поверь€м считалось: как встретит человек год, таким он и будет. ѕотому не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.

 

ћасленична€ недел€

ћасленица празднуетс€ семь дней, с понедельника по воскресенье. ¬с€ недел€ делитс€ на два периода: ”зка€ ћасленица и Ўирока€ ћасленица. ”зка€ ћасленица — первые три дн€: понедельник, вторник и среда, Ўирока€ ћасленица — это последние четыре дн€, с четверга по воскресенье. ¬ первые три дн€ хоз€йкам можно было заниматьс€ домашними делами, делать уборку. — четверга все работы прекращались, и начиналась Ўирока€ ћасленица. ¬ эти дни любые работы по хоз€йству и по дому запрещались.  –азрешалось только развлекатьс€ и печь блины.

 аждый день масленичной недели имеет свое название и наполнен уникальным смыслом.

»так, дни масленичной недели:

ѕонедельник - "¬стреча".

ѕервый день масленичной недели называетс€ «¬стреча» - это встреча ћасленицы. ¬ этот день начинают печь блины. ѕервый блин по традиции отдавали нищим, бедным и нуждающимс€ люд€м, чтобы те помолились за души усопших родственников, или же блин оставл€ли на пороге в дань уважени€ к своим предкам.

¬ понедельник занимались организационными вопросами, касающимис€ гул€ний. ¬ этот день завершались работы по подготовке к празднику: достраивались снежные горки, балаганы, качели, лотки дл€ торговли.

”тром свЄкор со свекровью отправл€ли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости и угощались блинами, раду€сь началу масленичной недели.

» именно в этот день делали чучело ћасленицы из соломы и других подручных материалов, нар€жали в старую одежду, разные лохмоть€, заодно избавл€€сь от старь€. «атем чучело насаживали на кол и возили в сан€х по улицам, и, наконец, выставл€ли на всеобщее обозрение на главной улице или площади деревни до воскресень€.

¬торник - "«аигрыши".

¬торник традиционно был днем гул€ний, игр и забав. ¬ этот день с утра начиналось веселье, катались на сан€х, лед€ных горках, карусел€х. ѕо улицам ходили скоморохи, развлека€ народ и угоща€сь щедрыми пода€ни€ми хоз€ек.

Joyful-maslenitsa

Ћеонид —оломаткин. ћасленица. 1878г.

 

¬ этот день звали родных и знакомых на блины.

«аигрыши были днем сватовства в деревн€х. ћолодые люди украдкой пригл€дывались друг к другу, парни присматривали себе невест, девушки засматривались на парней и украдкой гадали, кто же из них первым пошлет сватов. » родители присматривались к будущим родственникам и в шуточной форме начинали сговариватьс€ о предсто€щем торжестве.

¬се масленичные обр€ды, по сути, сводились к сватовству, дл€ того, чтобы сразу после ¬еликого поста сыграть свадьбу.

—реда - "Ћакомка".

¬ среду по традиции з€ть приходил к тЄще на блины, которые она готовила специально дл€ него. “еща должна была вдоволь накормить з€т€ и вс€чески демонстрировала расположение мужу своей дочери. ќт этого обыча€ пошло выражение «ѕришел з€ть, где сметаны вз€ть?». «€тьев могло быть несколько, приглашали и других гостей, родных, соседей, и столы ломились от угощений. «€ть€ славили своих тещ и пели им хвалебные песни и разыгрывали веселые сценки с переодевани€ми. ∆енщины и девушки собирались вместе, катались на сан€х по деревн€м и также распевали веселые песни и частушки.

„етверг - "–азгул".

— этого дн€ начиналась Ўирока€ ћасленица. ¬се хоз€йственные работы прекращались и разворачивались насто€щие гул€нь€ в честь ћасленицы. Ќарод вовсю предавалс€ всевозможным потехам, игрищам и забавам. Ћюди катались с горок, на качел€х и карусел€х, устраивали веселые катани€ на лошад€х, в сан€х, играли в снежки, шумно пировали, все это сопровождалось веселыми хороводами и песнопени€ми.

¬ этот день обычно проходили кулачные бои и игры «стенка на стенку», где молодые люди показывали свою удаль и стать, красу€сь перед девушками и невестами. ”частвовать в бо€х и соревноватьс€ могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские кресть€не, жители большого села, проживающие в противоположных концах. ѕричем к бою готовились очень серьезно: парились в бане, сытно ели, чтобы набратьс€ сил, и даже обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.

ќдной из любимых традиционных потех был штурм и захват лед€ной крепости. ѕарни строили городок из льда и снега с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: лезли на стены, врывались в ворота. ќсаждЄнные оборон€лись, как могли: в ход шли снежки, мЄтлы и нагайки.

snow-battle

¬асилий —уриков. ¬з€тие снежного городка. 1891г.

 

—мысл этих игрищ, как и всей ћасленицы — выплеск накопившейс€ за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

ƒети и молодЄжь ходили по домам с бубнами, рожками, балалайками, распева€ кол€дки. »х охотно угощали лакомствами и передавали приветы и поклоны их родител€м и родственникам.

¬ городах жители, разодевшись в лучшие нар€ды, участвовали в праздничных гул€нь€х, ходили на театральные представлени€ и в балаганы, чтобы посмотреть на потехи с медведем и скоморохов.

Makovskiy

 онстантин ћаковский. Ќародное гул€нье во врем€ масленицы на јдмиралтейской площади в ѕетербурге. 1869г.

 

ѕ€тница - "“ещины вечерки".

¬ этот день з€ть приглашал тещу к себе на блины. “еща приходила с ответным визитом, да еще и со своими родственниками и подругами. Ѕлины в этот день пекла дочь — жена з€т€. «€ть должен был продемонстрировать своЄ расположение к тЄще и еЄ близким. —емейные посиделки скрепл€ли отношени€ между родными, а общее веселье напоминало о скором приближении долгожданной весны и тепла.

—уббота - "«оловкины посиделки".

¬ этот день невестка с почетом приглашала родственников мужа в дом на блины. ≈сли золовки, сестры мужей, были незамужними, невестка приглашала своих незамужних подруг на общие посиделки. ≈сли сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Ќовобрачна€ по обычаю готовила подарки своим золовкам и одаривала каждую.

¬оскресенье - "ѕроводы ћасленицы". ѕрощеное воскресенье.

«авершает масленичную неделю ѕрощеное воскресенье. ¬ этот день близкие люди прос€т друг у друга прощени€ за все причинЄнные за год непри€тности и обиды. ѕосле прин€ти€ христианства в этот день об€зательно шли в церковь: насто€тель просил прощени€ у прихожан, а прихожане — друг у друга, и клан€лись, прос€ о прощении. ¬ ответ на просьбу о прощении по традиции произнос€т фразу «Ѕог простит». “акже в ѕрощЄное воскресенье было прин€то ходить на кладбище и поминать усопших родственников.

 ак и много лет назад, так и сегодн€ кульминацией всей ћасленицы считаетс€ сжигание чучела в воскресенье. Ёто действие символизирует проводы зимы и наступление весны. ¬ этот день люди устраивали €рмарки, чаепити€ с бубликами, калачами и блинами, играли в игры, водили хороводы вокруг чучела ћасленицы, пели и танцевали, и, наконец, сжигали чучело, мечта€, чтобы вместе с ним сгорело все плохое, что было в жизни, а пепел рассыпали по пол€м.

burning-maslenitsa

—емЄн  ожин. ћасленица. ѕроводы зимы. 2001г.

 

Ѕольшие костры тоже были значимой традицией, их жгли специально, чтобы растопить остатки снега и поскорей позвать в гости красавицу весну. ¬ костры кидали старые ненужные вещи, избавл€€сь таким образом от всего, что мешало жить. ¬округ костров водили хороводы, а одной из любимых забав были прыжки через пылающий костер. ¬ этот день забывались все старые обиды и конфликты, и говорили: « то старое пом€нет, тому глаз вон».

 

ћасленичные приметы.

— ћасленицей св€зано много примет. —читаетс€, что чем больше напечь блинов, тем больше удачи, денег и здоровь€ будет в семье в этом году. ≈сли же поскупитьс€ на угощение и напечь мало блинов, то с финансами будет неважно.

≈сли блины получались плохо пропеченными или некрасивыми, это означало, что не за горами трудные времена, болезни и непри€тности.  ¬ процессе приготовлени€ блинов надо было об€зательно находитьс€ в хорошем настроении, думать о благих делах и желать каждому, кто угоститс€ блинчиком, добра и счасть€. ” каждой хоз€йки были свои личные рецепты блинов на ћасленицу, и они не всегда раскрывали свои секреты.  роме привычных дл€ всех нас €иц, муки и молока, они добавл€ли в тесто картофель, €блоки, гречиху, орехи, кукурузу.

≈ще наши предки верили, что холодна€ и ненастна€ погода перед началом ћасленицы - к хорошему урожаю и благополучию. ј девушки, которые хотели выйти замуж, должны были допь€на поить всех встречных - знакомых и незнакомых — мужчин, ведь встреча с подвыпившим человеком на ћасленицу – это тоже добра€ примета, обещающа€ счастливый и долгий брак.

“радиции праздновани€ ћасленицы уход€т корн€ми вглубь нашей истории. » в былые времена, и сейчас этот праздник отмечаетс€ с размахом, с разнообразными развлечени€ми и, разумеетс€, с блинами. ћногие масленичные традиции сохранились до наших дней. Ќедаром масленица €вл€етс€ одним из самых веселых народных гул€ний!

¬еселой вам ћасленицы, вкусных блинов и благополучи€!

 

—тать€ вз€та с сайта Love and Beauty

ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 1 пользователю

yanooo4ka   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 25 ‘еврал€ 2019 г. 18:04 (ссылка)
Liza-L, Ѕлагодарю!

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
pavelka11   обратитьс€ по имени ¬торник, 28 январ€ 2020 г. 17:51 (ссылка)
¬кусна€ тема - рецепты блины
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
„ипо_Ћино   обратитьс€ по имени —уббота, 23 ћа€ 2020 г. 15:28 (ссылка)
¬ам предложу рецепты блины
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
mega-san   обратитьс€ по имени —реда, 03 ћарта 2021 г. 09:56 (ссылка)
¬ам предложу рецепт блины
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку