Блондинка с пышными формами, жгучая брюнетка, хрупкая нимфетка, целомудренная мещанка… каноны женской красоты все время менялись…Была бы Мерилин Монро красавицей в Античности? А как оценивали бы мы идеальную женщину XVI -XVII веков?!
Многочисленные статуэтки из кости и камня эпохи палеолита представляют собой первые известные изображения женщины. Туловище короткое туловище, лицо совсем без очертаний, грудь гипертрофирована, бедра, живот, маленькие руки и ноги. Всё это говорит о культе плодовитости женщины: выживание и красота тесно связаны в представлениях о первом женском идеале.
Но перейдем к более известным для нас временах… Вот например, образ женщины Майя
Египетские каноны красоты
Во времена знаменитой египетской цивилизации изображения красивой, идеальной женщины подчинялись своим канонам, - статуи женщин представляют их высокими, со стройной фигурой атлетического телосложения, ногами длинные, ягодицы округлые, грудь маленькая. Изображение лица можно наблюдать на примере известных бюстов Нефертити. Цвет кожи желтоватый, - женщина, которая следит за домашним очагом, всегда вдали от солнечных лучей.
В кино это выглядело немножко иначе...
Греческая красота: почти мужское тело
Во время архаического периода статуи никогда не изображали людей реальных, - они воплощали идеал добродетели, красоты, доблести или жертвенности. Подобный идеал больше соответствует юноше. Женщины же изображались всегда задрапированными в туники, позволяющие видеть очертания их атлетического мужеподобного тела. Красота основывалась не на художественном вкус, а на гармонии тела.
Скульптор Пракситель впервые изобразил женщину без одежды. Прототипом его скульптур Афродиты, известных своим эротизмом и женственностью, была Фрине, знаменитая куртизанка того времени.
Вот, что нам изображает кинематограф...
Потом были средние века - идеал непорочности, где макияж был запрещён всемогущей церковью, поскольку он (макияж) искажает божьи создания. Единственный разрешенный цвет – красный, - цвет целомудрия. Дева Мария изображалась с фигурой, лишённой всяческой. женственности. Женщина должна быть широкоплечей с маленькой упругой грудью, узкими бедрами, осиной талией и округлым животиком.
Пришла эпоха Возрождения - возвращение женственности. Вернулся макияж - доходило до того, что девушки подкрашивали даже соски. Куртизанки из Венеции, слывшие тогда самыми красивыми женщинами, ввели в моду новый идеал красоты: блондинка с пышными формами и бледным лицом (знаменитая венецианская блондинка).
XVII век: культ изысканности. Во времена классической эпохи женщина должна иметь молочный цвет лица и тонкую талию, немного пухлые руки и внушительную грудь. Женщина пользуется помадой и румянами, - красные щёчки и губы - символ любви и чувственности. Мадам де Монтеспан полностью воплощает идеал женской красоты той эпохи. Её портреты отражают представления о красоте: беспощадный корсет делает талию осиной, грудь подчеркнута глубоким декольте, кожа бледная, а губы ярко красные.
XVIII век - возвращение к естественной красоте. После излишеств культа изысканности XVII века с его специальными деревянными каркасами для платьев, увеличивающих бёдра и париками, пришло время вернуться к естественной красоте, - макияж должен быть минимальным, у женщины должны быть губы мягкими, а кожа цвета фарфора. Картины Фрагонара изображают красоту в движении: в естественных позах на лоне природы женщина задорно веселится и, во время игры, приоткрывается щиколотка или другая часть ее тела.
XIX век. Буржуазный идеал – маленькая неженка где-то между целомудренной женой и болезненной красоткой. В этот период изображения обнажённых женщин полны законченной женственности, воплощая в себе красоту женского гладкого молочного тела с пышными формами и внушительной грудью. Полнота является хорошим знаком материнства. Она усиливается накладными бёдрами и корсетами, визуально увеличивающими грудь.
XX век: от девушки-парня до красавицы Мэрилин…
В 20-е годы господствует мода девушки-парня: коротко стриженые волосы, непринуждённая, – вот новый идеал гермафродитской красоты.
Бёдра и живот должны быть плоскими, грудь маленькой, а платья по колено без рукавов должны выставлять напоказ достаточно мускулистые руки и стройные ноги...
Полвека трансформаций… От женщины чувственной, - внушительная грудь, пухлые губы, особая чувственность… После Второй Мировой войны худоба считается признаком плохого здоровья. Голливуд, всемогущая фабрика грёз, создаёт новый женский идеал: сексуальная блондинка а-ля Мэрилин Монро. Знаменитая актриса, начав свою карьеру, позируя обнажённой для календарей, стала символом красоты. Платиновая блондинка, воплощение чистоты и сексуальности, страстности и детской наивности. В реальной жизни всё было совсем иначе. Родители запрещают подросткам краситься, всякий флирт пресекается, церемонии помолвки и брака строго чтутся.
К женщине освобождённой… Кино продолжает создавать образ женщины. С широких экранов сходят звёзды с пышными формами: Софи Лорэн, Марина Влади, Лиз Тэйлор и Джина Лоллобрижида...
И наши - Элеонора Быстрицкая, Ирина Алферова, Анна Самохина, Ольга Кабо и Ольга Будина…
Наступает время отказа от установленной модели красоты и освобождения женщины!