Особенности фотосъемки зимой
Зима с ее холодами и метелями — это еще не повод прятать фотокамеру. Зимняя фотосъемка может стать очень увлекательным занятием и пополнить фотоальбом превосходными снимками. Нужно лишь принять на вооружение несколько простых правил.
Зимняя экипировка
Самое главное, это, конечно, фотоаппарат и его сохранность. Зимой к этому вопросу следует подойти с особой ответственностью. Холод — главный враг Вашей техники. Не пренебрегайте данными руководства по эксплуатации о том, при какой температуре может работать Ваш фотоаппарат. Если он не предназначен для работы при низких температурах, то не пытайтесь заставить его это делать. Или фотоаппарат сразу выйдет из строя, или срок его службы значительно сократится.
Пленочные аппараты более выносливы в холодную погоду, чем «цифра», аккумуляторы которой при низких температурах значительно снижают свою емкость. Поэтому, если у Вас цифровой фотоаппарат, отправляясь на «фотопрогулку», запаситесь достаточным количеством аккумуляторов и, по возможности, держите их в тепле до момента съемки.
Помимо аккумуляторов, весьма чувствителен к особенностям зимней погоды и ЖК-дисплей камеры. В условиях низкой температуры он теряет яркость, контрастность, наблюдаются значительные искажения цветопередачи. При очень сильном морозе он вообще может выйти из строя. Поэтому не лишним будет наличие в фотоаппарате хорошего оптического видоискателя. В незеркальных фотоаппаратах с кратностью оптического зума 8 и выше используется электронный видоискатель. Он тоже основан на ЖК-матрице и подвержен на морозе снижению яркости и контрастности. Однако в отличие от ЖК-дисплея электронный видоискатель защищен от боковой засветки, поэтому даже при низкой температуре по нему вполне можно скомпоновать кадр.
Часто советуют для лучшей сохранности держать фотоаппарат за пазухой и вынимать его только на время съемки. Это допустимо, если Вы быстро сделали пару кадров и опять спрятали его под куртку на длительное время. Если же камера поработает на морозе достаточно долго, она серьезно промерзнет. В условиях повышенной влажности под зимней одеждой на ней мгновенно образуется сильный конденсат как снаружи, так на внутренних деталях. После многократного повторения процесса «вытаскивания-прятания» техника просто откажется с Вами сотрудничать! Все-таки лучше убирать камеру в специальную сумку. Во-первых, влажность внутри сумки такая же, как на улице, что исключает резкие перепады. А во-вторых, в случае весьма актуальных зимой падений Ваша камера в сумке сохранится гораздо лучше, чем под одеждой.
Зайдя с мороза в теплое помещение, не стоит сразу вынимать камеру из чехла, а тем более включать ее. Это опять-таки связано с образованием конденсата. Подождите около двух часов, не снимая крышку с объектива, пока фотоаппарат прогреется, а конденсат испарится.
Если погода выдалась снежная, фотоаппарат можно поместить в специальный водозащитный бокс. Если такового нет, то вполне подойдет полиэтиленовый пакет с отверстиями для объектива и видоискателя. Такое нехитрое устройство наилучшим образом защитит камеру от падающих хлопьев. Если же фотоаппарат все-таки присыпало снегом, ни в коем случае не сдувайте его: от теплого дыхания снег тут же растает, а влага может быть опасна для техники. Лучше стряхните снег специальной кисточкой или просто вязаной перчаткой.
Съемка на фоне белого снега значительно отличается от съемки, скажем, на фоне белой стены. Чистый снег очень хорошо отражает солнечные лучи. Специалисты в области фотографии рекомендуют применять при съемке на снежных просторах специальные светофильтры. В частности «небесный» (skylight) светофильтр на объективе в снежную погоду играет двойную роль: защищает поверхность объектива и отфильтровывает синюю часть спектра, преобладающую в сюжетах, включающих снежный фон.
При ярком солнце отраженный от снега свет, попадая сбоку в объектив, может создавать в изображении блики. Поэтому при работе в таких условиях рекомендуется пользоваться блендой.
Особенности экспозиции
По умолчанию в цифровых фотокамерах, как правило, устанавливается матричный экспозамер. В этом режиме измерение интенсивности света осуществляется в нескольких точках кадра. По среднему значению таких измерений устанавливается экспозиция. Матричный экспозамер вполне подходит для съемок пейзажей и общих планов. Однако если мы хотим сфотографировать конкретный объект на фоне снега (животное или дерево), то он, скорее всего, получится очень контрастным, то есть темным.
Мы уже говорили о том, что снег можно считать идеальным отражателем. Поэтому съемка на снегу приравнивается к съемке в контровом свете. Чтобы не потерять ни фон, ни объект, разумнее использовать точечный замер экспозиции (если позволяют возможности камеры). Интенсивность света измеряется в выбранной точке на объекте съемки. Также можно использовать центрально-взвешенный экспозамер, когда измерение осуществляется в нескольких точках, но при вычислении среднего значения интенсивности точки, более близкие к центру, учитываются с большим весовым коэффициентом. Наведите фотоаппарат на объект съемки, так чтобы он был в центре кадра, и слегка нажмите на кнопку спуска (в некоторых моделях для этого предусмотрена специальная кнопка блокировки экспозиции), чтобы фотокамера запомнила значение экспозиции. Потом, не отпуская кнопку, скомпонуйте кадр. Нажав до конца кнопку спуска, сделайте снимок.
Снимая портрет на фоне снежного полотна, мы рискуем в качестве фона получить сплошную белую область. Фактуры снега будет практически не видно. Чтобы лучше передать ощущение зимы, можно использовать вспышку (подсветить объект съемки), что позволит хоть немного повысить его яркость.
И все-таки, как бы ни проявлял фотограф свое мастерство в выборе вида экспозамера и подсветки, система автоматической установки экспозиции чревата небольшими ошибками, которые для съемки на фоне снега могут оказаться критическими. Вот почему лучше использовать фотокамеру, в которой предусмотрена возможность экспокоррекции. Специалисты рекомендуют прибегать к коррекции экспозиции в пределах от -0,7 EV до +0,7 EV относительно значения, выбранного автоматикой.
К сожалению, снижение на морозе яркости и контрастности ЖК-дисплея не позволяет оценить правильность экспозиции. Поэтому есть смысл сделать не один, а несколько снимков с разными значениями выдержки и диафрагмы.
Мороз творчеству не помеха
Цветовые эффекты на снимках зимних пейзажей могут быть просто удивительны. Зимой мы вынуждены приспосабливаться к короткому световому дню. Но это не так уж плохо: именно долгие зимние восходы и закаты предоставляют самые интересные возможности. Утром и вечером доминирует теплая гамма солнечного спектра; склоны холмов и заснеженные долины светятся мягким янтарным светом. В это время тени смягчаются. Закаты и восходы раскрашивают небо волшебными красками от бледно-розовых до ярко-красных и оранжевых тонов.
Лучше всего выбрать для съемок время ближе к вечеру, когда солнце стоит низко над горизонтом, но еще обеспечивает достаточный для фотосъемки свет. В это время суток длинные вечерние тени позволят лучше передать фактуру снега и создадут ощущение пространства.
Но и после захода солнца фотографу не стоит убирать фотокамеру. Заснеженные пейзажи в лунном свете выглядят просто потрясающе! Такую съемку лучше вести на длительных выдержках и со штатива, а про вспышку забыть. Ночной снегопад тоже станет отличным сюжетом для фотографии — в этом случае вспышка также совершенно противопоказана. Она подсветит снежинки перед объективом фотокамеры — в результате площадь вашего кадра заполнится размытыми белыми пятнами различного размера.
Говоря о жанрах фотографии, морозные солнечные дни прекрасно подойдут для съемки пейзажа, а в пасмурный зимний день лучше обратиться к жанру портрета: герою не придется щуриться на ярком солнце, а рассеянный свет поможет мягко подчеркнуть выгодные детали. А вот пейзажи облачным днем лучше не снимать — в большинстве случаев изображение получится «плоским» и невыразительным.
Старайтесь найти интересные детали и оригинальные композиционные решения кадра. Вся прелесть фотографий, сделанных в зимнее время, часто заключена в наличии выделенных геометрических линиях, образуемых голыми стволами деревьев и скал, что сильно контрастирует с волнистыми очертаниями сползших снежных «шапок» и причудливых изломов белых веток сосен. Ищите композиционные решения, подчеркивающие эти детали. Не усложняйте композицию кадра множеством деталей, приближайтесь к объекту настолько, чтобы он заполнял большую часть кадра. Стремитесь так скомпоновать кадр, чтобы в нем легко можно было выделить линии, привлекающие внимание зрителя — например, ярко окрашенный предмет или предмет интересной формы.