Лён |
автор фото Олег Орлов
Название: по древнегреческому названию этого растения, 'linon' — лен.
Описание: род насчитывает около 230 видов однолетних и многолетних травянистых или полукустарниковых растений, распространенных в умеренных и субтропических районах земного шара, прежде всего Средиземноморья.
Листья сидячие, расположены в очередном порядке, реже супротивно или в мутовках, цельные с прилистниками или без них. Цветки белые, желтые, голубые, розовые, красные, красновато-фиолетовые, в разнообразных соцветиях. Плод — округлая или яйцевидная коробочка с плоскими гладкими семенами.
Месторасположение: требуют открытых, солнечных мест.
Почва: лучшего развития достигают на легких, плодородных почвах.
Размножение: семенами, черенками и делением куста. Семена высевают под зиму, можно сеять и весной. Многолетний лен зацветает на второй год после посева. Растения, выращенные из семян, цветут обильнее, более крепкие, чем при делении куста, которое осуществляют в апреле или августе. Расстояние при посадке 15-20 см.
Лен с седой старины и до наших дней – поэтический символ русской природы и источник народного творчества. Поле цветущего льна вызывает восхищение своим необыкновенным голубым цветом, об этом упоминается во многих поэтических произведениях, народных песнях и лирических стихотворениях. На языке цветов у многих народов лен обозначает доброту, чистые помыслы, преданность.
Лен стал настоящим подарком для представительниц прекрасной половины человечества, когда они научились использовать растение для сохранения своей привлекательности.
Почти 9 тысяч лет назад в горных районах Индии из стеблей льна впервые была изготовлена ткань. С тех пор человек стал выращивать лен в качестве прядильной культуры. Причем уже в те далекие времена льняные ткани были оценены по достоинству благодаря высоким гигиеническим качествам и в условиях жаркого климата быстро вытеснили одежду из звериных шкур. Более того, лен стал предметом обмена, торговли. Примерно через 2,5 тыс. лет он был позаимствован Ассирией, Вавилоном, а затем Древним Египтом. Государство славилось не только своими пирамидами, но и льняным ткачеством. Используя примитивную технику и технологию, египтяне ухитрялись выделывать тонкие, красивые и относительно дешевые ткани.
Лен считался первым благодеянием богов. В гробницах египетских пирамид мумии забинтованы тончайшим льняным полотном. Ткачи с берегов Нила умели изготавливать воздушные, почти прозрачные ткани, которые сравнивали с дыханием ребенка, а тело просвечивало даже через пять слоев египетского льна.
По традиции качество волокна определяют по длине нити, получаемой из 1 кг пряжи. Так, если из 1 кг выходит 10 км нити, ей присваивают номер 10. Сегодня наши лучшие нити имеют номера 20-40. Египетские ткачи умели прясть нить 240-го номера. Секрет изготовления таких нитей, к сожалению, утерян. Вот почему ткань, полученная из египетских нитей, была драгоценной и ценилась на вес золота. Носить одежды из такой ткани могли только царственные особы да могущественные жрецы, и то лишь при богослужениях в храмах.
Во всем античном мире лен считался символом света и чистоты.
Лен считался священным растением, и потому в Египте широко использовали льняные бинты для пеленания набальзамированных тел умерших. Что поразительно: эти бинты сохранили свою прочность и эластичность до настоящего времени.
Из Египта культура льна попала в Грецию и Рим. Здесь тоже полюбили льняные одежды, но носили их преимущественно женщины. Из Италии культура льна была заимствована народами Западной Европы. Наибольшее распространение льняные ткани получили в период средневековья и в эпоху Возрождения. Одежда из льна была распространена повсеместно.
Льняные наряды широко использовали в Азии и странах Океании. Здесь выделились новозеландцы, выращивающие лен особой прочности. Установлено, что лист знаменитого новозеландского льна выдерживает массу в 410 кг. Коренные жители Новой Зеландии – маори – издавна использовали его в качестве текстильного растения. Молодые листья новозеландского льна служили для изготовления традиционных украшений, которые юноши дарили своим избранницам. Кроме того, здесь изготавливали необычные и своеобразные юбки пиу-пиу.
На территории России лен известен с глубокой древности. От римлян лен позаимствовали галлы и кельты — основоположники льноводства в Западной Европе, а от греков — славяне, положившие начало разведению льна в Восточной Европе
У наших предков лен считался очень важной культурой и высоко ценился в хозяйственной жизни, поэтому бережное отношение к нему отразилось в славянском фольклоре и календаре русского народа.
К ХVI в. Льноводство становится на Руси традиционным промыслом, важной статьей экспорта и национальной гордостью. Начинает работать первая в России канатная фабрика, совершенствуется ткачество. Русские мастерицы умели прясть очень тонкую нить, но для этого работать с ней можно было только в сыром и холодном помещении, поскольку в сухом и теплом такая нить рвалась. Поэтому труд мастериц был не из легких, но ценился он высоко.
«Лен любит поклон» - пословица о трудностях выращивания льна.
Культуре льна на Руси были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Ален. Крестьяне примечали: кукушка закуковала – пора сеять лен.
В языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Очень долго существовал другой обычай. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!»
Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды.
Зачастую доход семьи зависел от урожая этой культуры, поэтому не зря говорили: «Посеешь лен – пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».
Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня – Святая Парасковия. Именно ей по окончании льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному, но чаще льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь.
Культ Пятницы, соединяющийся с христианским культом святой Параскевы-Пятницы у восточных и святой Петки у южных славян, сохраняет некоторые черты исходного языческого образа в народной демонологии. У восточных славян Пятница - персонифицированное представление нечётного дня недели, следующего за чётным днём, четвергом, посвящённым различным ипостасям громовержца Перуна. В паре Четверг - Пятница, воспроизводящей более древнюю Перун - Мокошь, особенно ясна взаимная связь противопоставлений чёт - нечет и мужской - женский. Пятница иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля - дня, посвящённого Пятнице), «бабьей святой», занимающейся повоем. В день Пятницу запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть. По украинским поверьям, Пятница ходит исколотая иглами и изверченная веретёнами (до 19 в. на Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» - женщину с распущенными волосами), потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвящённые ей дни (по другому поверью - прядут не лён, а волосы Недели, отождествляемой или соединяемой с Пятницей). Согласно «Стоглаву» и другим древнерусским текстам, в день Пятницу женщины не пряли и не стирали («мыли») платья, а мужчины не пахали, чтобы не запылить Пятницу и не засорить ей глаз. В случае нарушения запретов Пятница может покарать болезнями глаз и другими бедами
фото отсюда
Из льняных нитей создавали знаменитые кружева – бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.
На Руси лен стелили новобрачным, чтобы никакая хворь к ним не привязывалась, принимали в льняное полотно новорожденных, чтобы были здоровыми, перевязывали воинов, чтобы раны быстрее зажили.
До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза.
http://flower.onego.ru/other/linum.html
http://milvel.narod.ru/oazis/flax.html
http://www.lenladya.ru/viewtext.aspx?name=about_flax
Рубрики: | Мой Сад |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |