-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Limberic

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.04.2011
Записей: 22
Комментариев: 8
Написано: 32




Львов напоминает разные прекрасные города мира, и при этом похож только на себя

Приехал венецианский консул, позвал итальянского архитектора, построил дом.

Воскресенье, 24 Апреля 2011 г. 21:47 + в цитатник

Сердце Львова – это площадь Рынок со своими дворцами, фонтанами и львами. На южной стороне Рынка лучше всего сохранился от перестроек дом № 14 – Массаровская или Венецианская каменица.

Название произошло от фамилии первого владельцаАнтонио Массари, который приехал во Львов во второй половине ХVI столетия. В 1583 году он принял городское гражданство, женился на одной из самых богатых невест Львова и построил этот дом (вернее, переоборудовал старый).

Перестройкой занимался известный львовский архитектор П.Римлянин при участии П.Счастливого. Массари исполнял функции консула Венеции во Львове. Поэтому над входом – герб Венеции, крылатый лев с открытой книгой. Дата «1600» на эмблеме – дата реставрации дома.


Сложенный из тесаного камня, дом сохранил признаки первичного ренессанского стиля. В ХIХ столетии здание было перестроено: добавлен четвертый этаж и одно окно по фасаду. В результате постройка потеряла первоначальный вид, но фасад сохранил черты стиля, данного ему зодчими.

венец (466x700, 156Kb)

С этих времен над порталом сохранился символ Венеции - крылатый лев с раскрытой книгой, надпись которой гласит: «Мир тебе, Евангелист Марк».

венец лев (700x479, 139Kb)  

В 1589 году дом перестроил прославленный архитектор Павел Римлянин. А дата «1600», что на гербе, указывает год реставрации дома. Дом № 18 — дом Гутетеровский — построен в середине XVI столетия. Имел большие залы, поэтому его часто использовали для банкетов и приемов. В 1672 году, во время осады Львова турками, здесь жил турецкий казначей, прибывший за выкупом. Аптека, находящаяся в доме на первом этаже, существовала уже в первой половине XIX столетия и называлась «Под золотым оленем». Ее собственником была семья Зенткевичей — аптекарским делом она занималась еще с XVI столетия. Во Львовском историческом музее хранится аптекарская ступа с фамилией Зенткевичей и датой — „1776”. Дом № 19 — дом Пелнинский, построен в XVI столетии. Принадлежала семье Пелко. От этой фамилии пошло и название Пелчинского пруда, которого уже нет и который находился на современной улице Дзержинского.

Сегодня в подвале под зданием находится заведение, которое подчеркивает не столько интернациональные, сколько националистические тенденции в истории Львова. Это знаменитое кафе «Крайивка».



Понравилось: 1 пользователю

Краткая история львовской архитектуры

Воскресенье, 24 Апреля 2011 г. 21:30 + в цитатник

 

0000pg1t (170x100, 4Kb)

Приехал греческий купец, позвал итальянского архитектора, построил дом.
Приехал армянский купец, позвал итальянского архитектора, построил дом.
Приехал польский магнат, позвал итальянского архитектора, построил дом.
Приехал венецианский консул, позвал итальянского архитектора, построил дом.
Приехали иезуиты, позвали итальянского архитектора построить им костел, да такой, чтоб был похож на римский "Иль Джезу". И точно, похож, только "Иль Джезу" пошире будет.
Спохватилась русинская община, пригласила итальянского архитектора, и он им построил Успенскую церковь.
А потом все это вошло в сокровищницу украинского архитектурного наследия.

 

В начале июня 1527 года Львов уничтожил страшный пожар. От всего города (вместе с предместьем) остались только ратуша и один дом. Он, по убеждению некоторых львовян, сохранился лишь благодаря заступничеству богородицы. Не удивительно, что дом глубоко уважали религиозные верующие и позволили его разобрать только в 1786 году.

Огонь уничтожил и каменные укрепления. На храмах расплавились колокола. Ветер занес горящие головешки на Высокий Замок — так сгорела одна из башен. Отсюда пламя перекинулось на Знесення: оно сгорело дотла. Постепенно город восстанавливался. В 1540 году городской совет специальным постановлением запретил возводить в центральном городе деревянные дома. А спустя некоторое время во Львову пришел новый архитектурный стиль — Возрождение.

Местные патриции заказывали проекты домов иностранным зодчим — преимущественно итальянцам. Так, на протяжении XVI—XVII столетий образовался уникальный ансамбль площади Рынок — единственный в Украине. Его особенностью является то, что эти дома и до сих пор используют по прямому назначению, то есть для жилья. Правда, как в них жить — это уже другой вопрос.

Каждый дом сооружался не только по индивидуальному проекту (это было своеобразной формой рекламы для хозяина). Он еще и имел свой, неповторимый цвет. Та львовская полихромия была восстановлена лишь несколько десятилетий назад — благодаря огромной работе сотрудников историко-архитектурного заповедника.

http://www.mankurty.com/melnik1/02.html

Также большое значение имели постоянные контакты львовской католической общины с Римом, Ватиканом. Их влияние росло в связи с увеличением присутствия монашеских орденов, чьи генералы по большей части пребывали в Италии.

Ярчайший след оставили по себе итальянцы во время зарождения ренессансного Львова, который длился, правда, не очень долго. В возведении зданий, храмов итальянские зодчие стремились соединить искусство своей родины с местными вкусами и традициями.
Большое значение для последующей участи города имела перестройка укреплений третьей линии обороны согласно новейшей итальянской школе фортификации того времени.

На то время значительную часть городского цеха строителей составляли именно выходцы из Италии.
Самые значительные сооружения возводили Петр Итальянец, Петр Барбон, Джакомо Бриано, Батист Джизлени, Павел Римлянин, творения которого до сих пор в большой мере определяют силуэт Львова.

В 17-18 ст. при оформлении интерьеров костелов барокковые росписи создавались художниками, усовершенствовавшими свои умения в Италии.
Кроме купцов, архитекторов в истории города остались имена Доменика Монтелуппи – организатора первой львовской почты (1625).

 



Понравилось: 1 пользователю

Приехал армянский купец, позвал итальянского архитектора, построил дом

Воскресенье, 24 Апреля 2011 г. 19:12 + в цитатник

Армянский кафедральный собор. (700x525, 95Kb)

 Армянский квартал.

Во Львове армяне появились во второй половине ХIII столетия, во времена Данила Галицкого. В древнерусском Львове армяне жили в районе современного Подзамче.

 В ХIV веке они переселились в среднюю часть города, заняв квартал между улицами Краковской, совр. Леси Украинки и Армянской. Центральной частью квартала стала улица Армянская. Впервые это название фиксируется в документах в 1441 году.
Армянская колония играла значительную роль в жизни Львова. Восточная торговля почти полностью была сосредоточена в руках армян.

Они не только торговали сами, а также занимали должности торговых переводчиков. Славились также армянские ремесленники, прежде всего ювелиры и кожевники. В ХVI-ХVII веках армяне много сделали для  Речи Посполитой как разведчики.

Почти каждый купец, возвращаясь  с Востока, привозил ценную информацию. Несмотря на  притеснения  со стороны католического духовенства, армяне сохранили свой суд, школы, больницы, библиотеку.

арм10 (359x466, 16Kb)

арм 14 (400x300, 13Kb)

Существовала также армянская типография, в которой в 1616 году Ованес Карматанянц издал «Псалтырь», единственный экземпляр которого хранится сейчас в Венеции. В городе  возникла армянская митрополия.

арм3 (640x477, 71Kb)
 Армяне подарили Львову   таких выдающихся личностей, как бургомистр Бартоломей Зиморович, историк Садок Баронч, первооткрыватель минеральных источников Трускавца и Дрогобыча Теодор Торосевич.

В первой половине ХVII столетия во Львове проживало более 2000 армян, а в 1783 году их осталось всего 212. На начало ХХ века армян во Львове практически не было – остались поляки с полонизированными армянскими фамилиями.
Центром духовной и культурной жизни львовских армян всегда был и остается Армянский Кафедральный собор, расположенный на улице Армянской, 7. 

Памятниками архитектуры являются дома № 14 и № 21, сохраненные в стиле ампир. Ценнейшим памятником жилищной архитектуры считается дом № 20, возведенный в ХVI  столетии итальянским архитектором Петром Итальянцем в стиле Возрождения. Самый старый из домов на улице – это дом № 25, возведенный в  ХVII столетии и принадлежащий армянскому художнику Христофору Захновичу.

 

арм4 (640x425, 63Kb)

Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы связан с традициями византийского, древнерусского и, прежде всего, национального армянского зодчества. Значение его тем более велико, что он является уникальным памятником армянской архитектуры XIV века на украинских землях.

В плане, композиции и конструкциях древнейшей части львовского Армянского собора есть много общего со знаменитым храмом в Ани — прародине многих львовских армян. Преемственность, а возможно и прямая зависимость очевидна. Но влияние национальной культуры шло не только прямым, но и опосредованным путем: через армянскую архитектуру Каффы (Феодосии) и других колоний в Крыму, через Галич, еще раньше Львова познакомившийся с зодчеством Армении.

В исторических источниках упоминается имя зодчего Армянского собора — Доринг (Доре, ум. в 1384 г.), силезский немец. Однако большинство исследователей справедливо сомневается в том, что чужеземец смог бы так скоро, глубоко и органично проникнуться духом армянского зодчества. Быть может, архитектором был какой-то армянин из Ани или Крыма, а Доринг лишь осуществлял руководство строительством. В последнее время появилась новая версия: имя Доринга прочитано неверно, зодчим был армянин Дорко из Каффы.

По первоначальному плану здание Армянского собора представляло собой равноконечный греческий крест; купол в центре поддерживался двенадцатигранным барабаном. Этот тип четырехстолпного храма, равно как и кладка купола из обожженных глиняных горшков, специфичны именно для архитектуры средневековой Армении. В то же время наличие трех апсид, характерных для восточноевропейской традиции, указывает на творческое взаимодействие армянской и древне-русской архитектуры. В условиях Львова XIV века, где было столько храмов галицко-волынской школы, такое влияние; представляется более чем вероятным. В пользу этого говори и определенное сходство Армянского собора с церковью св. Пантелеймона в Галиче.

Подобные точки соприкосновения обнаруживают и остатки фресок в оконных нишах (открыты при реставрации собора в 1925 году) едва ли не древнейшего на Западной Украине памятника монументальной живописи, датируемого первой половиной XVI века. В амбразуре южного окна уцелели изображения Иоанна Богослова и св. Прохора; на противоположной стороне — апостол Иаков и маленькая фигурка коленопреклоненнего ктитора. В своеобразном типаже персонажей, динамичном ритме жестов и складок, несколько угловатом, резком рисунке и других выразительных средствах проступают черты, общие для многих школ древнерусской живописи.

арм44 (462x700, 151Kb)

Эпоха Возрождения привносит много нового в архитектуру собора. В 1437 году с южной стороны сооружается открытая аркада; после пожара 1527 года достраивается восточный портал. Петр из Лугано (Швейцария), которого называли Итальянцем, а также Красовским (от Красова неподалеку от Львова, где были каменоломни, или же от Крассо на границе Италии и Швейцарии), строит в 1571 году восьмиугольную колокольню, увенчанную луковичным куполом. Колокольня впоследствии несколько раз горела, и ее купол был восстановлен в начале XIX века в искаженном виде. В XVI веке был возведен и дом армянских архиепископов. Из скульптурных памятников той эпохи сохранилась надгробная каменная плита умершего в 1551 году патриарха Великой Армении Стефана. В формальных приемах пластики прослеживаются реминисценции готики, но очень определенная гуманистическая трактовка образа человека вводит это произведение уже в орбиту ренессансного искусства. В стены ризницы вмурованы прекрасные рельефы XVI века: «Фома неверующий» и «Св. София с дочерьми», снятые с надгробных памятников.

К концу XVI столетия армяно-грегорианская церковь в Галиции, вынужденная заключить унию с Ватиканом, теряет свою самостоятельность. Соответственно «католизируется» и архитектура собора. В XVII веке пристраиваются ризница, внутренние ворота в монастырском дворе, каплица. Там, где был главный фасад с порталом, архитектор и скульптор Альберт Келар пристраивает к древней первооснове собора длинный неф. Вскоре его перекрывают резным деревянным потолком великолепной работы, а в 1723—1726 годах весь интерьер отделывается в стиле европейского барокко. Устанавливается барочный алтарь; во дворе — колонна со статуей св. Христофора и деревянный барельеф «Голгофа».

Но и на этом история строительства собора не оканчивается. В 1908 году архитектор Ф. Менчинский переделывает западный фасад, выходящий на Краковскую улицу, в псевдоготическом духе. Внутри собора купол украшается мозаикой Ю. Меххоффера (1926), а стены росписями Я. Розена. На апсидах появляются резные колонны и орнаменты — стилизация по мотивам древнеармянского зодчества; они мало что прибавили к художественным достоинствам собора.

 


 

Ансамбль Армянского собора — уникальный памятник армянской средневековой архитектуры в Украине. В ансамбль храма входят ещё несколько архитектурных шедевров:

  • башня-колокольня над входом во двор, которую выстроил архитектор Петр Красовский в 1578; возвращена армянской общине решением львовского горсовета в декабре 2007года.
  • декоративная колонна с фигурой Святого Христофора (1726 год), которая стоит на дворе;
  • здание бывшего армянского банка (XVII век);
  • дворец армянских архиепископов (XVII—XVIII век, в настоящее время не принадлежит армянской общине);
  • здание бывшего монастыря армянских бенедиктинок (XVII век).

 

арм интер (700x477, 30Kb)

18 мая 2003 года собор освятил патриарх-католикос всех армян Гарегин II. После того как глава Львовской областной госадминистрации передал армянскому архиепископу Григорису ключи от храма, католикос Гарегин ІІ осуществил обряд «открытия двери» и освятил собор. На торжествах присутствовали... 

 

 

 

 

 

 


Приехали иезуиты, позвали итальянского архитектора построить им костел, да такой, чтоб был похож на римский "Иль Джезу". И точно, похож

Воскресенье, 24 Апреля 2011 г. 18:34 + в цитатник

 

иль джеза (635x600, 68Kb)  Иль Джезу  Италия

 

Церковь Джезу́ (Chiesa del Sacro Nome di Gesù, Кье́за дель Са́кро Но́ме ди Джезу́, то есть «церковь во святое имя Иисуса») -соборная  церковь Общества Иисуса (ордена иезуитов), в которой похоронен его основатель-Игнатий лойола Находится на небольшой одноимённой площади в центре Рима. Построена в1568-1584 в духе маньеризма, довольно близко предвещавшем эстетику барокко, первоначальный проект подготовил Микельанджело).

Костёл иезуитов. (700x525, 72Kb)

Костёл иезуи́тов (костёл Святых Петра и Павла ордена иезуитов) 

одно из наибольших культовых сооружений Львова: длина 41 метр, ширина 22,5 метра, высота — 26 метров. Костёл мог вместить до 5 тысяч верующих. Это также первое сооружение в стиле барокко во Львове.

Костёл сооружался в 1610—1630 годах, отделочные работы продолжались до 1660 года. Строительство начал монах Себастьян Лахмиус в 1613—1614 годах, его проект существенно переработал и завершил строительство итальянский архитектор Джакопо Бриано в 1618—1621 годах. Итальянец внёс в здание формы, которые сложились в схеме фасада церкви Иль-Джезу в Риме (авторы Дж. Виньола и Дж. делла Порта). Эта схема распространилась в европейской архитектуре в XVII веке и стала характерной для стиля барокко. В решение интерьера была положена новая пространственная концепция, которая символизировала мощь Римско-католической церкви, определявшей, по мнению идеологов контрреформации, жизнь и все дела человека.

 

Иезуиты известны во Львове не только тем, что положили на­чало промышленному пивоварению. Иезуиты – самый мощный католический орден. Их ум, образование и богатство, как и, впро­чем, хитрость и коварство, стали легендой. Ватикан несколько раз ликвидировал орден иезуитов, но он возрождался вновь и вновь, как Феникс из пепла. Иезуиты проникали во все уголки земного шара, даже в Китай, Индию и Индонезию, а в Парагвае иезуит­ское государство существовало полтора столетия.

В Украину иезуиты попали в конце шестнад­цатого столетия. В 1583 году львовский латин­ский архиепископ Ян Соликовский, личный друг трех польских королей, пригласил иезуитов во Львов для поддержки като­лицизма среди схизматического окру­жения. На деньги львовской мещанки Софии Гандзлевой была построена первая иезуитская деревянная часовня на площади Каструм  возле бывшего Низкого замка (замок стоял там, где теперь львов­ский вернисаж).

 

Но иезуитам с их размахом и амби­циями нужен был большой каменный храм. Город в этом не был заинтересован. земля во Львове была очень дорогой, ее было мало, крепостные стены не давали городу расти. Буквально каждый санти­метр земли облагался большим налогом, а вот церковные земли налогом не обла­гались. Поэтому город всячески тормозил сооружение иезуитского храма. Однако польский король Сигизмунд III, сам  ие­зуит, оказывал давление на львовский магистрат. И вот в 1603 году король вы­делил участок для строительства иезуит­ского костела – недалеко от Волосской  церкви, в еврейском районе, где, как было сказано в документе, размещались  конская мельница, дом Нахмановича и дом публичной испорченности».

Однако именно на этом месте еврейский бурго­мистр Исаак Нахманович вел строительство чудес­ной готично-ренессансной синагоги, которую спроек­тировал самый знаменитый львовский архитектор, итальянец Павел Римлянин. Синагога – гордость львовских евреев, только что была закончена. Однако иезуитам удалось найти документ, свидетельствовавший, что когда-то эта  земля принадлежала католическому священнику Синявскому.  Началось расследование: каким образом участок стал еврейской собственностью?

Евреи, в свою очередь, начали судебный процесс и проиграли. Глубокое отчаяние поселилось в сердцах народа Израилева. Отдать роскошную синагогу, на которую было истрачено столько труда и денег!? Это было выше их сил. На их счастье, жила тогда во Львове очень богатая и очень набожная вдова несравненной красоты – невестка этого самого Нахмановича- Роза. Она постоянно заботилась о бедных, больных и калеках, жертвовала для них значительные суммы.Увидев беду, павшую на голову своего народа, Роза, не задумываясь ни на минуту, отдала все свое богатство на выкуп святы­ни, но иезуитский епископ и слышать об этом не хо­тел. «Пусть сама придет с деньгами», – таково было последнее слово епископа. Роза была так прекрасна, что, взглянув на нее, епископ утратил дар речи. Придя в себя, он сказал: «Останешься со мной – отдам твоим братьям святыню».

- Хорошо, – ответила Роза, – но сначала подпиши бумагу. Документ о том, что иезуиты отказываются от этого участка земли, через несколько минут был передан старшинам еврейской общины, а Роза осталась с епископом. Великая радость овладела народом Израилевым, евреи со­брались в синагоге, чтобы своими молит­вами восславить Господа. Не забыли они в молитвах и свою спасительницу.

Эта ночь стала для Розы чередой неимо­верных страданий. Проснувшись, епископ нашел Розу мертвой. Она отравилась,потому что не могла жить после такого страшного позора. Но смерть ее не была напрасной. Роза вошла в пантеон мучеников, и благодарные евреи назвали свою чудесную синагогу ее именем – Золотая Роза

 

Так рассказывает старая львовская легенда. Синагогу «Золотая Роза», несравненный  шедевр львовской ренессансной архитектуры, уничтожили немецкие нацисты во время Второй мировой войны.

Lwow-SynagogaZlotaRoza3 (640x480, 26Kb)

А иезуитам пришлось строить свой храм в другом месте, на берегу Полтвы. Строительство продолжалось 20 лет – с 1б10 по 1б30 год. Это был первый храм в стиле барокко во Львове. Итальянский архитектор Джакопо  Бриано, только что приехавший со своей родины, построил его по образцу церкви Иль Джезу  в Риме. Во Львове есть еще один храм – церковь Сретения, построенная по похожему проекту. Иезуитский костел – самый большой храм Львова, на литургию в нем собиралось более пяти тысяч прихожан. Самый большой храм имел и самую высокую башню, высотой 100 метров. Ее построили в 1702 году. Но когда обрушилась львовская ратуша, иезуитскую башню разобрали в 1830 году.

Иезуиты придавали очень большое значение образованию и везде, куда они приходили, основывали коллегии, учебные заведения для детей шляхты. Во львовской иезуитской коллегии учился Богдан Хмельницкий, и когда он осадил город, на пере­говоры с ним ходили его бывшие преподаватели.

Благодаря иезуитам в нашем городе был основан первый в Украине и в России университет. Несмотря на интриги во Львове и вне Львова, польский король Ян Казимир 20 января 16б1 года подписал указ о реорганизации иезуитской коллегии в универси­тет. Указ должен был подтвердить сейм, но он этого не сделал под давлением Краковского университета, который опасался соперни­ка в лице Львовского университета. Так или иначе, но Львовский университет тогда заявил о себе во весь голос.

Иезуитов во Львове не любили, город задолжал им большую сумму денег. И вот, через год после прихода во Львов новой австрийской власти, в 1773 году орден был ликвидирован. Иезуитов выгнали со Львова, их собственность стоимостью более одного миллиона злотых конфисковали, а культовое имущество иезуитов – храмовое золото и серебро переплавили на монеты. После этого иезуиты еще несколько раз появлялись во Львове, и несколько раз их снова выгоняли. Но они оставили в наследство львовянам самый большой храм города, первый университет и  чудесную

 

Недавно в Львовском Костеле Иезуитов были найдены остатки старинного органа, украшены резьбой, позолотой и полихромией. Тридельный алтарь выполнен в стиле рококо со скульптурным и орнаментальным убранством.

Среди лепнины преобладают ангелы с различными музыкальными инструментами.

Специалист по органным инструментам Национального дома органной и камерной музыки осмотрел инструмент и по его заключению, он был изготовлен в 18-19 веках.

Клавиатура инструмента изготовлена из слоновой кости. Хорошо сохранилось и скульптурное украшение, но большинство из 22 регистров органа недоукомплектованы и нуждаются в реконструкции. Решается вопрос о возвращении органа к жизни.
 

 

Множество легенд таят в себе средневековые подземелья Львова. Разветвленная система подземных ходов старого города может неожиданно вывести нас как к костелу иезуитов Святых Петра и Павла, Преображенской церкви, так и к Аптеке-музею. Мы попытаемся «разобрать на камни» легенды, связанные с католическим кляштором Святых Петра и Павла.

Это место таит в себе огромное количество историй. В 1610 году монах Себастьян Лахмиус заложил первый камень в фундамент храма, в дальнейшем его проект существенно переработал и завершил итальянский архитектор Джакомо Бриано. Храм, выполнен в стиле барокко, по своей форме напоминает церковь Иль-Джезу в Риме. Подземелья храма намного старше самого здания. Но наиболее интересным объектом в криптах, так называемых подземных тайниках костела, является алебастровый саркофаг XVIII века, который предназначался для архиепископа львовского Николая Вижицкого.

Стоит отметить, что дата смерти указанная на саркофаге не была выгравирована до конца, видны только две первые цифры 17 .. и герб Вижицкого. Самая интересная находка - большое отверстие с левой стороны саркофага, которое, согласно легенде, выбил архиепископ после захоронения, в попытке выбраться наружу. Но где именно тело Архиепископа Львовского, до сих пор никто не знает.

В древности в подземельях прятали самых достойных людей, но в конце XVIII ст. эти захоронения начали уничтожать, и полностью вывезли в советские времена. Остались только места, в которые ставили гроб.

С подземными галереями связана средневековая легенда о Черном Монахе. Рассказывают, что когда-то во Львов пришел монах из другого монастыря. Он не хотел быть простым монахом, потому начал бунтовать. Остальные монахи восприняли бунтарство как грех, и закрыли его в келье - вымаливать у Бога прощение. Спустя некоторое время к непокорному неофиту пришел мужчина, его впустили, и незнакомец долго не выходил. Когда монахи пришли проверить, что случилось, в келье уже никого не было. Только на полу лежал небольшой лоскуток бумаги, написанный кровью. Это был контракт, за которым монах продал свою душу дьяволу. И вот с того времени вплоть до наших дней львовскими подземельями ходит Черный Монах. Каждого встречного он спрашивает, не видели ли незнакомца, потому что он хочет упразднить тот договор…


 


Приехал греческий купец, позвал итальянского архитектора, построил дом.

Воскресенье, 24 Апреля 2011 г. 18:33 + в цитатник

 

ит дворик (555x700, 219Kb)

Итальянский дворик внутри  Дома-палаццо К Корнякта. 

Украшением дома является его двор, так называемый венецианский, или итальянский. Он — единственный в Украине. Только в Ливадии, в бывшем царском дворце, есть нечто подобное. но между ними разница в триста лет. И во дворе, как и на фасаде, поражает соразмерность всех деталей. Он закрыт по периметру тремя рядами галерей. Колонны нижнего ряда — несущие, поэтому они тяжелые и крепкие. Колонны второго этажа — тоньше и более легкие, а третьего — еще тоньше. Поэтому создается впечатление чрезвычайной легкости, почти невесомости конструкции. Если рассматривать двор во второй половине солнечного дня, то кажется, что колоны просто виснут в воздухе. Корнякт вопреки тому, что стал шляхтичем и вступил в брак с шляхтянкой Дзедушинской, коммерческой деятельности не покинул. Он арендовал королевские таможенные пошлины и торговал вином. Над входной дверью висела ветвь ели, показывающая, что в этом доме — винная. Она размещалась в двух залах первого этажа, на забитых в потолок кольцах висели масляные светильники. В винную впускали только людей с тугими кошельками. И приятно, наверное, было в морозный зимний вечер посидеть возле костра с кружкой горячего вина с сахаром и пряностями. Вино хранилось в просторных подвалах, наверх его подавали лифтом. Корнякт был очень богатым человеком. Он финансировал строительство часовни Трех святителей в дворе Успенской церкви. Для самой церкви он купил колокол «Кирилл», который имел два метра в диаметре, весил около четырех тонн и считался главнейшим в всей Галиции (к большому недовольству католического духовенства). Корнякт — один из основателей Ставропигийского братства. Но вместе с тем он давал деньги на строительство иезуитского костела.

Дворец Корнякта - жемчужина жилой ренессансной архитектуры Львова.
Дом построен арх., П. Барбоном и П. Римлянином по заказу  греческого купца К. Корнякта. Константин Корнякт получил дворянство из рук короля Речи Посполитой Сигизмунда II Августа за свою верную службу на должности личного королевского секретаря. Следующий король Стефан Баторий специальным декретом позволил Корнякту построить на площади Рынок во Львове дворец с шестью окнами - привилегия, которую в городе Магдебургского права нельзя было купить ни за какие деньги, только получить за особо выдающиеся заслуги перед городом и государством. Фасады остальных камениц на площади Рынок состоят только лишь из трех окон в отличие от Дворца Корнякта.
Впоследствии перешел в собственность королевской семьи Собеских, получив название Королевская каменица.
Итальянский дворик с выставкой скульптуры, в т.ч. "Справедливость и Правосудие" - позорный столб (прангер), который стоял на лобном месте перед ратушей.Здесь проходят концерты, выставки, представления и другие художественные акции. На вполне Шекспировском дворе несколько раз ставили «Ромео и Джульетту».
В 1908 году здание выкупил город и тут уже более 100 лет работает Львовский исторический музей. Изюминка экспозиции дворца Корнякта - так называемые "королевские залы", меблированные в стиле львовских дворцов XVIII-XIX века) в которых размещена коллекция драгоценностей, живописи, старинной мебели и посуды. Работает кафе и антикварная лавка.

 

пл 6 (525x700, 83Kb)

Является самым крупным жилым зданием древней площади Рынок. Корняктовский дом, к сожалению, не сохранился таким, каким был в 1580 г. Тогда у него был красивый многоколонный портал, который доходил до середины нынешнего тротуара (снесён в 1860 г.). На втором этаже  в тронном зале в 1686 году был подписан «Вечный мир» между Россией и Польшей

Ит дворик в доме (500x312, 63Kb)  

Пару слов о Константине Корнякте. Греческий купец, львовский патриций и меценат, личный секретарь короля Сигизмунда II Августа,один из лидеров львовского православия.

Родился в 1517 или 1520 году на острове Крит.

Почву для финансового и политического авторитета Константина во Львове создал его старший брат Михаил, который постоянно жил во Львове с 1545 до 1563 года, занимаясь торговлей восточными товарами.

Константин Корнякт переехал сначала в Молдавию и стал возить во Львов на продажу вино, шелк и хлопок.

В 1566 году по декрету польского короля Константин Корнякт получил разрешение на свободную торговлю восточными винами в городах Речи Посполитой.

С 1570 года он поселился в Львове, в 1576 году добился королевской грамоты на право собирания пошлины на русских землях королевства — на Волыни, Киевщине, Подолье, Подляшье, Холмщине и в Галиции. Он предоставлял магнатам и шляхте займа под залог имений, в 1571 получил дворянство сам и приобрёл городок Куликов и десяток сёл.

Не позднее 1569 года он стал членом православного братства. В 1586 году Корнякт стал одним из двенадцати членов-основателей Львовского Успенского православного братства. . При материальной помощи правительств Молдавии и Московского государства Успенское братство выстроило выдающийся памятник архитектуры во Львове - Успенскую церковь По просьбе константинопольского патриарха Иеремии в 1572 году.  Корнякт материально поддержал строительство колокольни и церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Он поддерживал братские школу и типографию, оплачивал судебные расходы в процессе православных мещан против львовского магистрата, который контролировался католиками. Константин Корнякт финансировал деятельность православной фракции варшавского сейма.Комплекс зданий, принадлежавших Успенскому братству, находился на ул. Русской , единственной, где православные в средневековом Львове могли владеть недвижимостью. Братство выкупило типографию первопечатника Ивана Федорова, работавшего во Львове. Братству принадлежала львовская братская типография, на его средства содержалась Львовская братская школа. . Значительное внимание оно уделяло развитию изобразительного искусства. Братство организовало во Львове больницу — приют для нетрудоспособных, предоставляло материальную помощь своим неимущим членам.

В конце XVІ века К. Корнякт считался богатейшим мещанином Львова (жители говорят он был настолько богат, что даже нынешние олигархи ему бы завидывали лютой завистью).

Он вступил в брак в 1575 году с Анною Дзедушицкою (умерла в 1616 году), представительницей одного из самых влиятельных родов польско-литовского государства. В браке имел дочерей и двух сыновей — Константина и Александра.Наследники быстро спустили все состояние Корнякта и потому в середине XVII века дворец Корнякта прешел к семье польского короля Яна III Собеского и с тех пор он стал называться Королевским зданием.

 Умер в 1603 году и был похоронен в крипте построенной на его средства православной Успенской церкви. Согласно его завещанию Ставропигийское братство получало прибыли от его имения в пригородном селе Збоища. 

 65-и метровая башня Корнякта, построенная в 1578 году из тесаного камня и названная в честь своего основателя К. Корнякта является визиткой средневекового Львова 

Lw%C3%B3w_-_Cerkiew_Uspie%C5%84ska (634x700, 153Kb)

 

История построения башни Корнякта, на то время уникальная, не так проста. Почти 450 лет назад, в Львове жил бездетный старец Давид Мелецкий, которого называли Русином. Он очень удачно вел торговые дела и накопил большое состояние. Желая обессмертить свое имя, Русин взялся за постройку первой башни возле Успенской церкви. Вложив в это дело все свои деньги, он нанял знаменитого архитектора Петра Красовского, которого называли Итальянцем. Роботы, на которые Русин потратил три с половиной тысячи золотых, продолжались два года, башня достигла огромной высоты, но из-за ошибки архитектора она внезапно обвалилась. Дед Давид, как сообщает летописец, поверженный этим горем, заболел и умер.

Дело Русина продолжил и успешно завершил знаменитый К Корнякт. Будучи человеком набожным, Корнякт львиную долю своих богатств истратил на сооружение самых великих архитектурных памятников Львова и на развитие украинской культуры, образования и Церкви. Корнякт построил башню, которая обладает типичными чертами типичных итальянских кампанелл, но имеет четко выраженные элементы украинской архитектуры. Самую высокую, на то время в Украине башню построили в 1578 году. Она исполняла три функции: колокольни, оборонной башни и наблюдательного пункта (свою оборонную важность она доказала в битве с шведами, когда лучник с башни Корнякта стрелой сбил шапку с головы короля Карла XII). Незадолго до завершения строительства на башне повесили вылитый на заказ Корнякта самый большой в то время в земле Галицкой колокол диаметром в два метра, который назвали "Кириллом".

 

трех святителей (400x437, 34Kb)  Часовня Трех Святителейв итальянском дворике проходят концерты, выставки, представления и другие художественные акции. На вполне Шекспировском дворе несколько раз ставили «Ромео и Джульетту».

корнякта (432x648, 65Kb)


Дневник Limberic

Воскресенье, 24 Апреля 2011 г. 15:34 + в цитатник
Львов занимательный


Поиск сообщений в Limberic
Страницы: [1] Календарь