-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в LEGRIGK

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.11.2012
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 63


Ћев  обрин √ќƒџ ћќ» ѕќ—≈ƒ≈¬Ў»≈ Ц ѕ“»÷џ, Ќј ё√ ”Ћ≈“≈¬Ў»≈! „асть II Ц ƒ≈—я“№ Ћ≈“ —ѕ”—“я √лава 9 — ÷≈Ћџћ ћ»–ќћ —ѕќ–»“№ я √ќ“ќ¬Е

—реда, 12 »юл€ 2017 г. 12:29 + в цитатник

Ћев  обрин

√ќƒџ ћќ» ѕќ—≈ƒ≈¬Ў»≈ – ѕ“»÷џ, Ќј ё√ ”Ћ≈“≈¬Ў»≈!

„асть II– ƒ≈—я“№ Ћ≈“ —ѕ”—“я

√лава 9

— ÷≈Ћџћ ћ»–ќћ —ѕќ–»“№ я √ќ“ќ¬…

 

 аждый выбирает дл€ себ€

∆енщину, религию, дорогу.

ƒь€волу служить или пророку –

 аждый выбирает дл€ себ€.

ёрий Ћевитанский

 

„то бы ни случилось,

человек должен продолжать жить.

’от€ бы из любопытства.

«иновий √ердт

 

” сложных времЄн есть свои преимущества.

ќни показывают, на кого ты на самом деле можешь рассчитывать.

Ћев  обрин

 

Ќе каждый, кто наказан – виноват,

Ќе каждый, кто оправдан – не виновен.

Ќе каждый, кто назвалс€ братом – брат,

≈динство душ бывает не по крови.

«латенци€ «олотова

 

 

5117481_91 (466x700, 228Kb)

»так, € сказал, что с философской точки зрени€, все люди одинаковы. ¬озможно, но вот только «песни у людей разные». –азные люди, разные судьбы, глупые игры случайных сил. ∆изнь – как езда на велосипеде: если тебе т€жело, значит, ты идЄшь на подъЄм.

ћного вопросов, мало ответов – должны ли мы отвечать той же монетой – на добро добром, и на зло злом? Ћюба€ религи€, любые «пон€ти€», любые «кодексы» призывают делать добро. ƒобро – это такой €зык, который могут услышать глухие и увидеть слепые.

ќднако, всем хорошо известно, что «нет человека праведного, который делал добро и не грешил бы»[1]. ƒаже если у человека нет возможности делать добро, то у него есть возможность хот€ бы не делать

зла.  огда делаешь люд€м добро, то добрые люди это цен€т, равнодушные забывают, наглые станов€тс€ ещЄ наглее. ј тупые, самовлюблЄнные?

Ќам ведь всегда внушали: «—пешите делать люд€м добро! “ворите добро, и оно об€зательно к ¬ам вернЄтс€! «ло не одолеет того, кто творит добро!» Ќо как тогда понимать то, что добро наказуемо?  то-то сказал, что «ни один добрый поступок не остаЄтс€ безнаказанным».  ак ни странно звучит эта фраза, в ней больша€ дол€ истины. ¬ добро вер€т лишь те немногие, кто его творит. »з своего детства € вынес, что добро всегда побеждает зло, или что добро всегда восторжествует.

» так думал не € один. ќчень многие попадаютс€ на эту удочку, а после того как они сделают доброе дело и получат совсем не то, на что рассчитывали, люди озлобл€ютс€, разочаровываютс€ и в духовном плане довольно сильно падают. ѕорой сложно отличить добро от зла и только спуст€ длительное врем€ осознаЄшь, что совершил серьЄзную ошибку, но никогда не поздно признать своЄ заблуждение и начать свой путь снова, иногда и с самого начала.

»ногда приходитс€ творить добро, чтобы наказать человека. я постепенно пришЄл к выводу, что доброта и существует-то только потому, что она беззащитна. я вычитал у св€тител€ Ќикола€ —ербского: «ћожешь помочь человеку – помоги, не можешь – помолись, не умеешь молитьс€ – подумай о человеке хорошо! » это тоже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие!» ƒобро делает нас счастливыми, зло – оскорблЄнными. „еловек, твор€щий зло, – враг самому себе: ведь сам он и вкусит плоды своего зла.

  чему € говорю всЄ это? ƒа в продолжение темы про ћишу —удата, самовлюблЄнного «ƒержиморды»[2]. ќн был из тех людей, которые люб€т устраивать истерики и скандалы безо вс€ких видимых причин. ќн проводил собрани€ или «планЄрки» коллектива – п€ть человек – ежедневно, спрашиваетс€, зачем? я не шЄл у него на поводу, € сохран€л спокойствие и хладнокровие, вытесн€€ смрад конфликта ароматом решимости.

я понимал, что чтобы хот€ бы сто€ть на месте – нужно бежать, а чтобы идти вперЄд – нужно бежать в два раза быстрее. ј если не бежать вперЄд, можно просто остатьс€ в прошлом. ћиша, вар€щийс€ в собственном соку и не желавший никого слушать, не хотел двигатьс€ вперЄд. ќн – самовлюблЄнна€ и мстительна€ душонка, – чтобы доказать своЄ превосходство, делал вс€кие пакости, в том числе и писал… или как говор€т в народе – «стучал»! Ќо об этом – отдельный разговор.

„еловек, который находитс€ поблизости от нас, заставл€ет думать о себе, даже если он нам не интересен. ¬ этом опасность близости никчЄмных людей. Ќо, к сожалению, в то врем€ – а это уже шЄл 1978 год – € ничего не мог изменить – € вынужден был работать в ресторане, чтобы содержать семью; и именно в этом ресторане, потому что это было и р€дом с домом и с учЄбой; и с человеком, который просто т€нул в болото.

ѕриходилось лицедействовать, играть своеобразную «роль».  онечно, иногда полезно просто вз€ть некий образ, метафору и при еЄ помощи попробовать представить какую-то часть жизни. Ќапример, один из способов описани€ своей жизни, своего поведени€ – это ввести пон€тие «роли». «–оль» – это то, во что мы играем, она как бы имеет свою цель, свою направленность.

— одной стороны, это очень удобно – «роль» имеет более-менее подход€щий дл€ многих ситуаций набор вариантов поведени€. ¬ернее, «роль» – это шаблон, по которому строитс€ поведение в данной ситуации. ѕлюс ещЄ то, что «роль» – это не мы, и ошибки, сделанные при исполнении, это не наши ошибки – это виновата «роль». — другой стороны, это каторжна€ работа – «скалить зубы» когда тебе вовсе не хочетс€ этого делать! „ем больше о себе мнит человек, тем отвратительнее его хамство.

Ћадно, вернЄмс€ к семье – это важней, чем отношени€ со спортсменом-трубачом, недоумком – куском невежества. ƒумаю, вы согласитесь, что лучше знать, куда и зачем ты бежишь, нежели перебирать конечност€ми без вс€кого смысла. Ёто очевидно. —емь€ – это важно, это существенно, это бесценно, и это – очень сложно. „то это: ненасытный вампир или —в€щенный √рааль[3]?

„асто бывает, что семь€ превращаетс€ в чЄрную дыру, поглощающую все силы, которыми обладает человек. Ќо хороша€ семь€ – не только опора, но и нескончаемый источник вдохновени€. –€дом с близкими вы отдыхаете, набираетесь сил, находите поддержку и идеи дл€ своих дальнейших свершений. ’оть семь€ включает людей, состо€щих в разных родственных отношени€х, в первую очередь, € буду говорить о супругах.

¬о-первых, потому что именно с этими людьми мы общаемс€ большую часть нашей жизни. ¬о-вторых, именно в построении отношений со своею супругой у мен€ есть успехи, которыми € хочу поделитьс€. ѕомните фразу «ƒжаз – это свобода, а свобода – это джаз»? “ак вот € переложил это: «Ћюбишь – женись, женилс€ – люби!» Ёто что-то вроде моего кредо!

я видел немало мужей, которые вздрагивают от одной мысли, что нужно идти домой к своей благоверной. «наю жЄн, которые «крут€т хвостом», «ход€т налево» и медленно, но верно стирают своих мужей в порошок. ј вот ещЄ картина маслом: она в выходные с подругами, он с друзь€ми; в будни они встречаютс€ только по вечерам, занима€сь поеданием ужина и изредка – сексом. ≈сть много разных комбинаций, но суть одна: такие отношени€ не могут продолжатьс€ долго. ј если и продолжаютс€, то, как правило, превращаютс€ в душевную каторгу дл€ обоих.

я, например, никогда не дарил пустых обещаний и не говорил Ћюсе: «–€дом со мной всЄ будет хорошо!» ¬место этого € честно говорил: «Ѕудет по-разному, но € всегда буду р€дом!» я, наоборот, всегда внушал ей, что – «от тюрьмы и от сумы…» – в жизни вс€кое может случитьс€, и нужно ко всему быть готовым. Ћюбовь – это то единственное, что делает человека сильнее, женщину – красивее, мужчину – добрее, душу – легче, а жизнь – прекрасней!

—колько себ€ помню, мен€ всегда интересовал один вопрос: зачем вообще нужна така€ семь€-каторга? «ачем мучить себ€ и другого человека? я не ратую за холост€цкую жизнь или за расторжение брака сразу, как только вам что-то не нравитс€.  онечно, первое, что нужно сделать – это исправить ситуацию, иначе она будет высасывать жизненные силы до конца дней. ¬ы же не мазохист, в конце концов?

 ак еЄ исправить? »менно этот простой вопрос €вл€етс€ ключевым во всей нашей жизни. Ќо многие умнейшие головы так и не дали ответ на такой простой по своей сути вопрос. —просите человека р€дом, знает ли он, дл€ чего живЄт, и к чему он по-насто€щему стремитс€. —просите себ€, в конце концов.

“олько не торопитесь говорить: ради семьи, чтобы заработать денег, или чтобы жить долго и счастливо. ≈сли вы посмотрите на эти расхожие шаблоны внимательно, то увидите, что семь€, деньги и благополучие не могут быть целью. ƒеньги – это прежде всего средство дл€ достижени€ задуманного.

Ќеважно каков ваш социальный статус: все люди, работающие ради заплаты и прибыли, превращаетс€ в «белку в колесе». », поймите мен€ правильно, € не призываю отказатьс€ от денег. Ќет.  аждый имеет право иметь их столько, сколько считает нужным. ѕросто не надо путать цель и средство.

Ќу, а как насчЄт «жить долго и счастливо»? – спросите вы. ѕожалуйста! ƒостаточно внимательно взгл€нуть на свою жизнь и выкинуть из нее весь ненужный хлам. ѕользуйтесь «правилом воздушного шара»: выбрасывать всЄ лишнее, чтобы набрать высоту! Ѕуддисты утверждают, что источником страданий €вл€ютс€ неудовлетворенные желани€. я же считаю, что самое опасное – монотонность и скука. ¬печатлени€ тускнеют, всЄ приедаетс€.

»менно монотонность приходит к нам раз за разом, как бы мы не пытались залить еЄ алкоголем. јлкоголь не помогает найти ответ, он помогает забыть вопрос. —кука – эта настырна€ «карга» находит нас раз за разом. “ак что же делать? ” мудреца спросили: «≈сли человек любит, он вернЄтс€?», на что мудрец ответил: «≈сли человек любит, он не уйдЄт!»

¬ п€той главе этой книги € написал в качестве эпиграфа: «Ћюбовь – это когда весело, спокойно, уверенно и надЄжно!» —емь€ даЄт возможность наслаждатьс€ жизнью, помогает нам высто€ть в непростых услови€х, справл€тьс€ со стрессами и болезн€ми. ¬есело – это когда не скучно, не однообразно, не монотонно! ќружие от монотонности есть только одно – найти насто€щую и сто€щую цель, а потом, не поступа€сь ничем, двигатьс€ к ней, преодолева€ любые преп€тстви€ на своЄм пути.

«вучит вроде красиво и логично, но как-то уж просто, правда? ќднако именно такой подход позвол€ет получить эликсир счасть€. „тобы его изготовить, не нужно знать всю таблицу ћенделеева, иметь семь п€дей во лбу и обладать философским камнем. ƒл€ этого нужно найти и точно сформулировать то, чего вы хотите достичь. ѕусть это не будет целью всей вашей жизни. Ќо, возможно, это то, над чем стоит поработать пару или даже пару дес€тков лет.

— выбранной вами целью должно быть согласовано всЄ: ваш образ жизни, ваша семь€, ваша зан€тость. ¬сЄ должно приближать вас к тому, чего вы хотите достичь. ¬сЄ должно делать вас сильнее. Ќо если вы пойдЄте на компромисс на любом из этих направлений – это ослабит вас, ослабит ваше движение, будет забирать силы и энергию, не дава€ возможности подзар€дитьс€. Ќе соглашайтесь на это. ¬ы достойны того, чтобы жить полноценно.

ј чтобы вы не начали блуждать и работать над никуда не ведущими цел€ми, нужно иметь «лакмусовую бумажку» и провер€ть с еЄ помощью, действительно ли это та цель, после достижени€ которой вы будете по-насто€щему счастливы, действительно ли это тот мотив, который будет заводить вас каждый день и каждое мгновение. Ћично € в процессе самосовершенствовани€ нашЄл такую «лакмусовую бумажку».

»де€ не мо€, но суть в том, что истинна€ цель любого человека так или иначе св€зана с помощью другим. “о есть, если ваша цель и еЄ достижение будут ещЄ и по-насто€щему полезны кому-либо кроме вас, то это и есть тот самый мощный источник жизненной энергии дл€ вас, потому что вы дл€ этого и живете.

 стати, чем шире круг людей, кому это будет полезно, тем мощнее мотиваци€ и тем больше удовлетворени€ вас ожидает. ≈врейска€ мудрость гласит: «ƒоброе им€ лучше большого богатства, и добра€ слава лучше серебра и золота!»[4] ј чтобы помочь другому человеку, не об€зательно быть сильным и богатым, – достаточно быть добрым.

—ильный – не тот, кто одержал верх над слабым, а тот, кто пришЄл к слабому на помощь. я согласен, что помога€ ленивым люд€м, мы помогаем им сесть на свою шею. ј если не ленивым, а…? ¬ажно просто различать людей, которые действительно нуждаютс€ в помощи, и тех, кто своими действи€ми, мысл€ми и поступками пытаютс€ эксплуатировать теб€.

Ќет никакого смысла пытатьс€ помочь люд€м, которые не помогают себе сами. „еловека невозможно заставить подниматьс€ по лестнице, если он сам не желает подниматьс€. —удьба как-то сама подсказывала, кому именно нужно помочь. я чЄтко понимал, что если € откажусь помогать другим – тем более, своим близким – вот это действительно будет почти непростительной ошибкой с моей стороны.

» ещЄ € хорошо знал, что чем больше людей вокруг нуждающегос€ в помощи, тем меньше веро€тности, что ему кто-то поможет. Ётот эффект давным-давно хорошо иллюстрирует «ѕритча о добром самарит€нине» – одна из знаменитых притч »исуса ’риста[5]. ќна рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку. ¬от вам истори€ о том, как должно поступать с теми, кто нуждаетс€ в нашей помощи!

—лавик —апелин – мой старый друг ещЄ по средней 64-й школе, и сосед по улице ѕушкина – никаким лент€ем не был, он старалс€ изо всех сил. ќн был отличным парнем, но, к сожалению, не гуманитарием. ќсобенно он страдал от английского €зыка.

ј преподавала у нас английский –аиса ѕахаева – жена начальника Ўколы ћилиции. ∆енщина «на понта́х»[6] – нагла€, надменна€, высокомерна€. ј сама – «ноль без палочки», но это не главное, главное это то, как к люд€м относ€тс€. ќна просто изводила —лаву своими придирками – пр€мо хоть уходи из университета.

 ак € еЄ не уговаривал о снисходительности, как не объ€сн€л ей, что

5117481_92 (424x644, 112Kb)

человеку просто «не дано», какие только духи и книги ей не дарил – бесполезно, упЄрта€, как борец сумо. —пасло —лаву только то, что тЄтку перевели куда-то, и к нам учительствовать пришла јлла —ергеевна ћан€кина – мо€ подружка и замечательна€ девушка. “а ставила —лавику «тройку», даже не спрашива€ его.

Ќу, уж, коль вернулись к преподавател€м, опишу кое-кого. ¬сЄ-таки, какие же они были разные! Ѕыли такие, которых студенты называли «профессионал по настроению». Ёто те преподаватели, которые проводили урок так, как велело им настроение. Ѕыли и такие, которые люб€т пошутить и побалагурить – весЄлые, беззаботные. Ќекоторые – «советской закалки» –принимали всЄ близко к сердцу, все победы и поражени€ студентов они воспринимали как свои собственные.

»сторико-юридические дисциплины некоторое врем€ преподавал переехавший в ќмск –удольф Ћевонович ’ачатуров, известный учЄный, специалист по древнерусскому праву. Ќа втором курсе он был моим научным руководителем, и под его контролем € писал курсовую работу. я видел, что человек знает много – очень много – по своему предмету. Ѕыло видно, что он изучил просто огромное количество источников.

Ќо, в то же врем€, мне было от души жаль его, потому что он ничего из своих знаний не мог адекватно высказать – он прыгал с одного места на другое, он предполагал, что всем и так пон€тно, о чЄм он собираетс€ говорить. ¬ результате получалась сплошна€ каша в голове, и только.

ћне же нравились преподаватели, в лекци€х которых всЄ было разложено «по полочкам» – событие, предшествующие событи€, причины этого событи€, кому это выгодно, следстви€, и так далее. “аких преподавателей было достаточно; среди них был јлексей »ванович  азанник – мой следующий научный руководитель.  стати сказать, јлексей »ванович раскрывал нам – «щеглам» – сущность многих происход€щих в стране процессов.

»менно он заставл€л нас задумыватьс€ и думать о них. »менно јлексей »ванович раскрыл нам глаза на то, что истори€ человечества и есть истори€ безуми€. ≈сли мы глубже загл€нем в древние религиозные и духовные традиции человечества, то обнаружим, что за бесчисленным множеством поверхностных различий кроютс€ два стержневых и общих пон€ти€ дл€ большинства из них.  

—лова дл€ описани€ этих пон€тий различны, но вместе с тем все они указывают на основную истину, имеющую две стороны. ѕерва€ часть этой истины – осознание того, что «нормальное» состо€ние ума большинства людей содержит значительную долю того, что можно назвать функциональным расстройством, или даже сумасшествием.

Ќекоторые учени€, исход€щие из самого сердца индуизма, возможно, ближе всего подход€т к тому, чтобы видеть это расстройство как форму коллективной психической болезни. —огласно христианским учени€м, нормальное коллективное состо€ние человечества – это и есть один из «первородных грехов». —лово грех понималось и истолковывалось совершенно неверно. ¬ дословном переводе с древнегреческого, на котором был написан Ќовый «авет, «совершить грех» означало промахнутьс€ мимо цели, как промахиваетс€ стрелок из лука.

ѕоэтому совершить грех – значит упустить смысл человеческого существовани€, промахнутьс€. Ёто означает жить неумело, нелепо, неискусно, слепо и поэтому страдать самому и причин€ть страдание другим. Ётот термин, даже в отрыве от культурного контекста и неверных толкований, указывает на функциональное нарушение, по наследству перекочевавшее в состо€ние человека.

ƒостижени€ человечества впечатл€ющи и неоспоримы. ћы создали величественные произведени€ в области музыки, литературы, живописи, архитектуры и скульптуры. Ќаука и технологи€ полностью изменили наш образ жизни и позволили нам делать и создавать то, что ещЄ двести лет назад считалось чудом. Ќет сомнений: человек – существо в высшей степени разумное.

¬месте с тем сама его разумность заражена безумием. Ќаука и технологи€ только усилили разрушительное воздействие коллективного расстройства человеческого разума на нашу планету, на другие формы жизни и на самих людей. ¬от почему истори€ двадцатого века €вл€етс€ тем периодом, когда это расстройство, это коллективное безумие про€вилось наиболее отчетливо. » € был абсолютно уверен, что в дальнейшем оно будет только углубл€тьс€, нарастать и становитьс€ все более и более интенсивным.

 ак и у любого другого человека на планете, у мен€ бывали удачные периоды в жизни, а иногда весь мир был против мен€. » хот€ € терпеть не мог советы в духе «помоги себе сам», мне иногда нужно было взбодритьс€. ¬ большинстве случаев, чтобы выбратьс€ из болота, мне было нужно двигатьс€, путешествовать, зар€жатьс€ новыми эмоци€ми – собственно, вот она – гастрольна€ болезнь.

Ќо на этот раз € решил об€зательно закончить учЄбу и получить диплом о высшем образовании.  ак ни смешно это будет выгл€деть, но стимулировала мен€, среди прочего, группа «Queen». „то удивительно, каждый из музыкантов имел степень или магистра, или бакалавра наук. Ѕрайан ћэй имел степень магистра астрофизических наук, ‘редди ћеркьюри – степень магистра искусств, ƒжон ƒикон – степень магистра в области электроники, –оджер “эйлор – степень бакалавра в области биологии.

»так, проанализировав два своих стремлени€ – путешествовать и продолжать учЄбу – € решил их просто совместить. я понимал, что теперь уже € не умчусь на гастроли пока не закончу университет. » по€вилс€ у мен€ друган из другой группы, но с нашего же факультета, ¬олод€  уракин. я называл его « онЄм» за его стремительность и напористость. я достал дл€ него кордовую ткань дл€ джинсов, и он «прикипел» ко мне. ¬ душе ¬олод€ был чистый «спикуль»[7] – алгоритм «купи-продай» был его смыслом жизни и руководством к действию.

Ёто € его первым научил правилу, что без «штуки»[8] денег в кармане из дому выходить нельз€! я это объ€снил примитивно просто – вдруг что-нибудь ворованное будут продавать по дешЄвке, а при тебе нет денег, значит у теб€ на глазах эту вещь купит кто-то другой. » ¬олод€ – будущий юрист – легко согласилс€ с возможностью скупать краденное. я пообещал вз€ть его с собой в одну из поездок.

«на€, что € – человек непредсказуемый и непрогнозируемый, и св€то следу€ «урокам», которые € с ним периодически проводил, без тыс€чи рублей в кармане в университете он не по€вл€лс€. » вот его врем€ настало; пр€мо посредине лекции € послал ему записку – после зан€тий летим в  алининград! ¬ы бы видели, как бедн€га искрутилс€ и извертелс€ за оставшеес€ врем€ – ну, конкретный нетерпеливый  онь.

Ќа фоне всеобщего дефицита,  алининград выгл€дел пр€мо жемчужиной. Ћьвина€ дол€ калининградских мужчин ходила в море по всему земному шару. ѕоэтому калининградцы были первыми модниками в ———– и имели возможность пользоватьс€ европейским ширпотребом: бытовой техникой и прочими прелест€ми западного образа жизни. ¬  алининграде был валютный магазин «јльбатрос» в народе прозванный «Ѕа́лтон».

” входа в «валютник» у фарцовщиков и мореманов простые граждане по спекул€тивному курсу мен€ли рубли на «бо́ны» и покупали заграничный товар. ¬ ѕольшу некоторые категории граждан тоже катались без загранпаспортов и виз. Ќа «ќстрове» была огромна€ барахолка, где также можно было отоваритьс€ тем, чего не купишь в обычном магазине.

ќперативное создание разнообразных базаров, как реакци€ на любые формы дефицита, было одной из национальных особенностей нашей страны. “ак было в эпоху военного коммунизма, продолжалось на прот€жении всего советского времени на «толкучках» или «барахолках». ѕричем, если их запрещали в одном регионе или республике, они тут же укрупн€лись и расцветали в другом. Ёх, знаменита€  алининградска€ толкучка, на которую за джинсами ездили со всего ———–, ну уж, в крайнем случае, со всей европейской его части.

 роме того, намеча€ проделать столь дальний перелЄт, € запланировал показать ¬олоде  уракину кусочки насто€щей «цивилизации». —оветский —оюз был уникальным государством: граждане, в основном лишенные возможности выезжать за рубеж, могли побывать практически во всех климатических по€сах в пределах одной страны. јккуратные улочки –иги замен€ли прогулку по ѕарижу или Ћондону, на пл€жах —ухуми загорали те, кто и мечтать не мог о курортах —ардинии, а в горах √рузии катались горнолыжники, не знавшие о существовании  уршевел€ и јспена.

» вот, после зан€тий мы в ќмском аэропорту, где у мен€ практически все кассирши были посто€нными посетительницами «—ибирских ќгней». Ѕилеты вз€ли без проблем и отправились в путь. ƒл€ ¬олоди в  алининграде было новым всЄ – чистота города, абсолютно ина€ –готическа€ архитектура, грандиозность  афедрального —обора с могилой знаменитого немецкого философа »ммануила  анта, ѕа́льмникен – крупнейшее месторождение €нтар€. —ама атмосфера города была иной, отличной от ќмска.

» вот – знаменита€ «барахолка» перед глазами ошалевшего ¬овы  уракина. ¬ то врем€ в р€де городов ———– именно «барахолки» прошлись огромным жерновом по лЄгкой промышленности. —оветские люди, до этого ходившие в стандартно сшитой одежде и стачанной обуви, ошалевали от увиденного там – €рка€ и замысловата€ одежда, обувь неожиданных и непривычных фасонов.

—егодн€ мода того периода вызывает улыбку, но в те годы это был своего рода протест против засто€, в котором всЄ выравнивалось под одну гребенку. Ќеоднозначна€, неординарна€, нелепа€, смела€ – так можно охарактеризовать моду семидес€тых, предлагаемую известной на весь —оюз  алининградской «толкучкой». »менно в то врем€ по€вились вещи €рких цветов и кричащих расцветок: лосины, юбки «ламбады», пиджаки, футболки.

я не буду перечисл€ть всЄ, чем мы «затарились»[9] с ¬олодей, но накупили мы вполне прилично. «десь более интересен другой момент – на этой «барахолке» мы увидели знакомое лицо јндре€ ѕетелина – сына нашего декана. Ѕолее того, мы увидели, как местные оперативники «пов€зали» его и повели в прилегающее к «толкучке» помещение. я даже не мог представить, чем мог омский «оболтус» фарцевать в  алининграде. ѕон€тно, что ничем серьЄзным он спекулировать не мог. «¬з€ли», так сказать, дл€ профилактики, увидев, что «залЄтный»[10].

ћы пошли в «домик», это было своеобразное отделение милиции. „естно говор€, € даже не знал, как поступить; € только чЄтко знал, что «оболтуса» нужно выручать, потому что «всемогущий» папа в такой дали вр€д ли сможет ему помочь. ћозг усиленно стучал – как поступить, что предприн€ть?

 ќдним из самых распространенных шаблонов, мешающих нам действовать, €вл€етс€ мысль о собственном несовершенстве. ћы привыкли воспринимать себ€, как нечто недоработанное, недостаточно завершенное дл€ того, чтобы успокоитьс€, расслабитьс€ и в состо€нии нерушимой гармонии с собой начать действовать. Ќам всегда не хватает некоторых черт характера, каких-то умений, физических данных, знаний дл€ того, чтобы раскрытьс€ на полную. Ќо правильно ли мы понимаем совершенство? Ќе путаем ли мы его с идеалом?

я решил злоупотребить своим служебным положением и наличием весьма серьЄзных «корочек». я загл€нул в кабинет – јндрей сидел спиной ко мне, дознаватель – лицом. я подал ему знак, чтобы тот вышел из кабинета. ќпер гл€нул на мен€ удивлЄнно, но просьбу выполнил. я отвЄл его в сторону и заговорчески сказал: «Ќадо бы выпустить пацана.  акие есть варианты?» ќн, вид€ в нас с ¬олодей «чужаков», резко ответил: «Ќикаких, мы не на базаре!»

«Ќе гор€чись, – сказал € и достал своЄ, вызывающее уважение, удостоверение – мы «ведЄм» этого «клиента», а вы ломаете нашу работу!» «ѕочему мы ничего о вас не знаем?» «¬ ”правлении знают!» – нагло соврал €. ««абери его товар, а самого выпусти, мы перехватим!» ≈сли бы у дознавател€ хватило ума спросить наши командировочные удостоверени€ или позвонить в областное ”¬ƒ, мне пришЄл бы «конец». Ќо, как говоритс€, кто не рискует…

ќболтуса выпустили, и €, по праву старшего, «приказал» јндрею немедленно «валить»[11] из города. » он послушалс€ и улетел в ќмск. ѕользу€сь случаем, € предложил ¬олоде  уракину посетить соседнюю ѕрибалтику; от счасть€ тот аж «загорелс€». ¬ообще-то, мы уезжали на выходные, а в университете продолжались зан€ти€! Ќо какие могут быть зан€ти€, когда перед тобой такие перспективы? » мы поехали в –игу, где остановились на квартире у одной еврейской женщины.

5117481_93 (495x320, 102Kb)

¬ —оветском —оюзе, как и в –оссийской империи, разные части страны никогда не жили общим укладом.  аждый народ жил своей особой жизнью, и никака€ система не могла этого изменить. ѕрибалтику называли в ———– «наш маленький «апад» и в этом было больше правды, чем иронии.

ѕересека€ границу, житель –—‘—– оказывалс€ совершенно в ином мире, чужой стране, и никакие привычные глазу идеологические символы на улицах не могли поколебать этого ощущени€.

ј ведь всЄ могло бы быть совсем не так. ≈сли кто-то ещЄ помнит историю, за заслуги  расных Ћатышских стрелков, которые были личной ленинской √вардией, Ћенин подарил латвийскому народу независимость. ѕо его ”казу образовалось государство Ћатви€. ј 5 августа 1940 года, на исторической сессии ¬ерховного —овета ———– Ћатви€ была прин€та в состав —оветского —оюза. Ёто было недавно, это было давно...

’оз€йка квартиры, тЄт€ –оза, легко говорила на идише и не перестава€ рассказывала нам вс€ческие еврейские хохмочки и байки. ќна прекрасно знала еврейскую литературу и старалась вовлечь нас в этот загадочный мир. Ќе знаю, было ли интересно это « оню», но € слушал с упоением. »менно тЄт€ –оза поведала, что Ўолом-јлейхем – это псевдоним писател€ Ўолома –абиновича, не просто самого попул€рного в мире еврейского писател€, но и одного из создателей литературы на €зыке идиш.

≈врейка до «мозга костей», она поведала нам, что Ўолом-јлейхем впервые представил еврейскую жизнь как «еврейскую комедию», а не как «трагедию рассе́€ни€», о котором писало большинство его предшественников и современников. ќт тЄти –озы € узнал, что любимый мною —аша „Єрный на самом деле был јлександром ћихайловичем √ликбергом, а писатель-сатирик »ль€ јрнольдович »льф – это »ехиель-Ћейб јрьевич ‘айнзильберг.

5117481_94 (520x395, 113Kb)

 то-то помнит это чудо техники? ѕравильно, это – «VEF-Spidola», ничем не уступающа€ «ихним» хрюндикам[12] и поросЄнокам[13].

«авод ¬Ё‘ вЄл свою историю ещЄ с тех времен, когда Ћатви€ была частью –оссийской »мперии. ¬ 1932 году мастерские были преобразованы в Valsts Elektrotehniska Fabrika, сокращенно – VEF.

¬от на таких-то переносных приЄмниках, спр€тавшись подальше от людских глаз и ушей, мы и слушали нашу любимую музыку, передаваемую «врагами».

„то может быть общего у хорошей музыки и развитого социализма? ≈сли честно, то между ними очень много общего. Ќо самое главное это то, что развитой социализм не любил хорошую музыку. “очней не так; это социалистическа€ система не любила хорошую музыку. ѕочему? ¬еро€тно, эта система видела в ней конкурента.

ћиллионы тонн выплавленного чугуна, выращенного корнеплода, тыс€чи литров добытого в бою у социалистических коров молока и прочие достижени€ советского стро€ были разбиты в пух и прах хорошей музыкой. Ѕлагодар€ этой музыке, коммунистическа€ модель развити€ страны дала огромную трещину, ибо эта модель не выдерживала, по сравнению с музыкой, никакой конкуренции.

» в этом есть общность социализма и хорошей музыки. √де по€вл€етс€ одно, там кончаетс€ другое. “очней другое дает рекомендации, не выпускать одно. ќт музыки, звучавшей в рижских кафе и ресторанах, € просто обалдел – € конкретно слышал западное – профессиональное – звучание и западный же репертуар.

¬ –иге были кафе и рестораны с прекрасной кухней и отличным обслуживанием. ќ рижских кафе и ресторанах гремела слава по всему —оветскому —оюзу.  афе были оазисом среди советской обыденности и пустынно-степной пустоты прилавков, местом, где можно было выпить нормальный кофе, просто так, в будний день, а не в красный день календар€, съесть м€сной салатик.

ѕервым местом, куда мы зашли поужинать, было кафе «Ћуна». ¬ зале сто€л полумрак, за столиками тихо сидели люди и медленно и спокойно пот€гивали коктейли, закусыва€ лЄгкими салатами. “ак же тихо ансамбль играл –ќ -музыку – это были произведени€ Aerosmith, Queen, Led Zeppelin, GrandFunk, VanHalen, Slade, Genesis, UriahHeep, CarlosSantana, Nazareth, AC/DC, PinkFloyd, Scorpions, SteelyDan, Sweet, DeepPurple. я просто обалдел от разнообрази€ репертуара!

Ќо ещЄ больше € обалдел от того, как тихо и, при этом, просто классно всЄ звучало – и гитара, и вокал, и клавиши, и барабаны! ¬ общем, т€гу к хорошему сервису, к неведомой доселе «культур-мультур» в рижанах задушить было нельз€!  роме музыки, нас просто захлестнули какие-то гастрономическо-лирические ощущени€.  афе «Ћуна» имело своЄ лицо, свои фирменные блюда, свой запах, свои напитки и десерты, свою клиентуру, свою ауру.

ћы сделали заказ, попросив принести бутылку водки и рижского бальзама. ќфициантка сказала, что целую бутылку, пусть даже в графине, она на стол поставить не может. ¬место этого она будет бесконечно наполн€ть наши опустевшие рюмки. » музыка, и сервис, и сама еда были выше вс€кой похвалы. Ќа десерт подали мороженое в металлических креманках, три белых шарика пломбира с медом и бальзамом, и это было потр€сающее триединство – холодное, сладкое и горькое.

» вдруг, в помещение ворвалась шумна€ компани€ «руссо туристо». Ёто были гости из »ркутска – все они курили вонючий «Ѕеломор  анал» и громко орали. ќни бесцеремонно вытащили три бутылки дешЄвой водки «сучок»[14], принесЄнной с собой, и потребовали ќƒ»Ќ салат на всех. ÷ар€ща€ гармонична€ атмосфера зала и его чарующа€ аура были безвозвратно разрушены. ћузыканты перестали играть, посетители начали покидать кафе, администратор зала безуспешно пыталась успокоить взбалмошную компанию.

ћне стало пон€тно, почему и за что жители «столицы шпрот и кильки в томате» всегда ненавидели русских. Ќа фоне сдержанных вежливых латышей русские, или «кривичи»[15], как их называли по-латышски, казались диким восточным народом, не знающим европейских правил приличи€. ƒл€ многих латышей русские – это были непон€тно откуда вз€вшиес€ необразованные люди, которые слишком безвкусно одевались, слушали «левую» попсу и лузгали семечки.

–азумеетс€, это было не совсем правдой – но именно такие русско€зычные были наиболее заметны. ” русских были абсолютно другие вкусы, и по виду сразу пон€тно, кто русский, кто латыш. Ћатыши даже под страхом расстрела никогда не наденут тренировочные штаны с кожаными туфл€ми. –усские, живущие в Ћатвии, не в пример русским из –оссии намного культурнее, и образованнее, и просвещЄннее.

–усских же туристов не люб€т не только в Ћатвии, но вообще везде за границей, в первую очередь за их бескультурье, наглость и беспардонность. ѕоэтому € хорошо понимал латышей – нет ничего страшнее, чем превращение своей страны в свинарник. я легко представил себе какой была бы Ћатви€, если бы присоединени€ к ———– вообще не было. ќна бы ушла уже очень далеко, и была бы нормальной северной страной, как соседн€€ Ўвеци€.

ѕоскольку график зан€тий в университете был окончательно нарушен, € решил показать ¬олоде  уракину ещЄ много чего, невиданного им. я повЄз его на –ижское взморье, в ёрмалу. ƒл€ любого советского человека, ёрмала – это прежде всего город-курорт, «всесоюзна€ здравница». —юда ехали в отпуск «на море». ёрмала считалась самым «модным» курортом, отдыхать здесь было не только при€тно, но и «престижно». Ќо, особый разговор, конечно, это – кафе-ресторан «ёрас ѕерле»[16].

 

 

«ёрас ѕерле» – известный ресторан и ночной бар, находившийс€ на берегу –ижского залива, одно из самых знаменитых увеселительно-развлекательных заведений в ———–.

ќн напоминал нос корабл€, нависший над песчаным пл€жем, и состо€л из двух частей – открытого кафе и закрытой части – ресторана.

¬ышколенна€ прислуга подавала неизменный «–ижский „Єрный Ѕальзам» – насто€нный на полевых травах, и, затем, слегка разбавленный спирт. Ќо главное дл€

5117481_95_Uras_Perle (520x406, 151Kb)

мен€ заключалось не в этом. ¬ этом ресторане, простой танцовщицей в местном варьете, начинала свою карьеру известна€ певица Ћайма ¬айкуле.

»стины ради стоит отметить, что ёрмала была первой в своЄм роде, став «прародителем» советского ресторанного варьете; московский ресторан «јрбат» прин€лс€ за проведение таких «вольных» программ через три года (в 1972 году), а ленинградска€ «“ройка» и того позже приступила к реформированию своего музыкально-зрелищного репертуара. 1 окт€бр€ 1969 года в «ёрас ѕерле» была поставлена одна из первых в —оветском —оюзе программ варьете.

јкцент в «ёрас ѕерле» был сделан на роскошный дорогосто€щий интерьер, содержание меню и танцевально-эстрадную программу. —текл€нный пол с подсветкой, росписи на стенах, официанты с бабочками, изысканное меню, которое разрабатывалось с участием ведущих шеф-поваров Ћатвийской ——–. Ќо главное, что круглый год привлекало сюда гостей, – ночна€ программа варьете, почти парижское шоу.

¬се без исключени€ программы начинались ровно в полночь. ѕрограмма состо€ла из двух равнозначных частей, кажда€ из которых длилась 45 минут, а между ними был п€тнадцатиминутный перерыв дл€ того, чтобы актЄры и зрители могли немного «перевести дух». ”же с наступлением более свободных 1970-х годов программы варьете могли проводитьс€ в ресторанном зале «ћорской жемчужины». ѕри этом представлени€ начинались в 10 часов вечера и давались в одно отделение, то есть длились только 45 минут без второй части.

ёрмальское варьете было первым в —оветском —оюзе, насто€ща€ диковинка, мечта советского человека. „то касаетс€ последнего элемента имиджа ресторана, то концерты разрабатывались с участием культового латвийского композитора –аймонда ѕаулса. Ѕар при «ёрас ѕерле» отличалс€ длительным режимом работы – с 6 вечера и до 6 утра. —реди солистов «ёрас ѕерле» можно вспомнить эстонскую певицу јйно Ѕалыню и Ћарису —або, которые пользовались неизменным успехом.

Ѕезусловно, в число харизматичных, колоритных исполнителей можно зачислить и певца ¬адима ћамаева, устраивавшего экстравагантные сольные номера. Ћайма ¬айкуле была неразрывно св€зана с «ёрас ѕерле». Ћайма выступала в программе варьете одновременно певицей, танцовщицей, хореографом и художником по костюмам своих номеров. я сразу же отметил необычный голос, пластику и элегантность Ћаймы. », вообще, € был просто шокирован всем происход€щим. ƒл€ мен€ это был самый западный «јѕјƒ! 

ѕоверьте, возвращались в ќмск мы с большой грустью, с каким-то подленьким нытьЄм в сердце. ¬сЄ увиденное во врем€ поездки вызывало печальные размышлени€. ”ныни€ добавл€ли посто€нные разговоры в университете о патриотизме. ѕатриотизм и так довольно мерзка€ вещь, а когда она ещЄ и односторонн€€, то это помешательство, это вопрос психиатрии

–усский «патриотизм» – это нечто уникальное; в нЄм бездна зазнайства; русские считают, что они не похожи ни на один народ и тем кичатс€. ќни с гордостью разглагольствуют о превосходстве, похвал€ютс€ своей загадочностью и непостижимостью; тверд€т, что одной стороной обращены на «апад, другой – на ¬осток; горд€тс€ своими недостатками, наподобие хама, который оповещает, что таким уж его сотворил √осподь, и самодовольно признают, что они пь€ницы и невежи; не знают сами, чего хот€т, и кидаютс€ из крайности в крайность.

–усскому никогда не придЄт в голову, что он должен делать что-то, чего не хочет, только потому, что так положено. ѕочему он веками так покорно переносил гнет – а он €вно переносил его покорно, ведь нельз€ представить, чтобы целый народ мог долго терпеть тиранию, если она его т€готила, – а потому что, невзира€ на политический гнЄт, он лично был свободен. –усский лично куда более свободен, чем, скажем, англичанин, потому что дл€ него не существует никаких правил.

ѕо приезду домой, естественно, € рассказал нашим музыкантам о том, что увидел в ѕрибалтике. ћиша сразу же за€вил, что такой репертуар дл€ нас неприемлем. ѕравда, он не сказал, почему; € думаю, что из перечисленных мною групп он знал – вернее, даже не знал, а просто слышал – всего-то две-три, не больше. я не стучусь в закрытую дверь, € просто молча закрываю свою. я не нав€зываюсь! ћир огромен – и там уж точно есть те, кто будет счастлив, получа€ именно моЄ общение, мой взгл€д и моЄ мнение.

5117481_96 (314x219, 108Kb)

ѕришЄл как-то к нам в ресторан ∆ен€ Ўабанов и принЄс самодельный микшерский пульт на восемь линеек со встроенным усилителем на 120 ватт. ќн назвал вполне приемлемую – даже смешную – цену и предложил ћише купить аппаратуру. 

јппарат был действительно классный и его, конечно, нужно было забирать. ќднако ћиша начал что-то м€млить, сказал, что ему нужно врем€ – хот€ бы недел€ – подумать и проверить. ∆ен€ ответил, что ему срочно нужны деньги, и

он не может ждать. “огда €, не раздумыва€, достал деньги и купил этот аппарат.

¬от этого ћиша —удат простить мне не мог, а € не мог пон€ть, в чЄм, собственно, мо€ вина. я купил то, что он, практически, не мог или не хотел купить. Ќо, собака на сене – «сам не ам, и другому не дам»! –евнивый и завистливый, мстительный и подленький, он написал кл€узу на мен€ в университет и в  √Ѕ. ѕо его словам выходило, что € спекулировал всем, чем только можно, включа€ бриллианты, наркотики и оружие. ѕолный бред, но вс€кий бред, даже анонимный, в ———– подлежал изучению и проверке.

 л€уза – это подлость в красивой обЄртке, но это карликова€ подлость.  л€узничество как качество личности – мелочна€ склонность и желание наговаривать на кого-то, писать ложные обвинени€, нагадить ближнему – получает свой специфический вкус счасть€. ѕчела получает вкус счасть€ от меда; муха, ро€сь в чужом «не мЄде», тоже испытывает счастье.  огда «не мЄда» не обнаруживаетс€, он начинает самосто€тельно додумывать, домысливать ситуации, отвечающие запросам его осквернЄнного ума.

¬ отличие от доносительства, склонного к стукачеству, тайному сотрудничеству с правоохранительными органами, кл€узничество представл€ет собой мелкий поклЄп, желание безнаказанно уколоть другого. ” доносительства серьезные цели – сообщить власт€м о преступлении. ƒоносчик отличаетс€ от кл€узника – он официально пишет за€вление; кл€узник же обожает анонимность и безнаказанность.

ѕри Ѕрежневе, во времена засто€ доносительство и кл€узничество становитс€ иным, чем при —талине. “еперь это не героическа€ об€занность, а скорее подленька€ тиха€ выгода, об€зательно с какой-нибудь целью. ”же нет идейных доносчиков. ≈сли при —талине грезились повсюду гнусные вредители, то при Ѕрежневе вы€вл€лись «€рые антисоветчики» и прочие «анти» элементы.

ќ последстви€х этого доноса-кл€узы € расскажу в следующей главе, но, поверьте, они стоили и мне, и Ћюсе испорченных нервов и бессонных ночей!



[1]     ¬етхий «авет, ≈кклесиа́ст (7:20).

[2]     ƒержимо́рда (разг.) – человек с грубо-полицейскими наклонност€ми; по имени одного из действующих лиц комедии √огол€ «–евизор», полицейского ƒержиморды.

[3]     —в€щенный √рааль – чаша, из которой »исус ’ристос пил во врем€ “айной вечери.

[4]      нига ѕритчей —оломоновых (22:1).

[5]     ≈вангелие от Ћуки (10:25-37).

[6]     ѕонты́ – гонор, претенциозное поведение; стремление покрасоватьс€, произвести сильное впечатление на кого-либо.

[7]     —пи́куль (жарг. сокр.)  – спекул€нт.

[8]     Ўту́ка (жарг.) – тыс€ча, тыс€чна€ купюра.

[9]     «ата́ритьс€ (разг.) – приобрести, закупить что-либо в чрезмерном количестве.

[10]    «алЄтный (перен. разг.) – не местный; случайно по€




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку