-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lea-dvojra

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

11 и 111 commedia dell’arte liebesleben античные тексты белла ахамдулина белое библиотеки блошинные рынки булькать от радости весна вкус аноны вороны встречи геометрия глина голоса горы грузинские песнопения дамаскские розы двуединство

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 9) Изучение_английского Live_Memory Дом_Кукол Аудиокниги _В_И_Н_Т_А_Ж_ Это_волшебное_ПЛАТЬЕ Camelot_Club Decor_Rospis QUILTS
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мода_и_стиль_с_Сусловым

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.11.2011
Записей: 4004
Комментариев: 63
Написано: 4123


Промельк встречи

Воскресенье, 22 Сентября 2013 г. 19:27 + в цитатник
Цитата сообщения ГалаМаг «Промельк встречи»




1 (2) (500x375, 96Kb)

«Промельк встречи» - так назвал свои воспоминания Б.А.Мессерер. Название – безошибочное. В одном из интервью он сказал: «Я начал писать эту книгу после того, как Беллы не стало, буквально через месяц. Было так трудно и невыносимо, что надо было находить какую-то отдушину».



0_8c1b3_f23c6d0d_L (500x40, 22Kb)


Досье: Борис Асафович — выпускник Московского архитектурного института, где учился у А. Дейнеки. Он, прежде всего, известен как театральный художник, автор легендарных постановок в Большом театре и МХАТе, где работал с О. Ефремовым, А. Алонсо, Е. Симоновым, А. Эфросом, Г. Волчек. И параллельно всю свою жизнь занимался станковой живописью, графикой, коллажем и инсталляциями. Из последних работ Б. А. Мессерера - оформления выставки Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Борис Мессерер из удивительной семьи артиста балета Асафа Мессерера и актрисы немого кино Анели Судакевич, двоюродный брат гениальной балерины Майи Плисецкой и муж поэтессы Беллы Ахмадулиной, ушедшей из жизни в ноябре 2010 года.
А еще Борис Мессерер — один из символов поколения шестидесятников, его знаменитая мастерская в Москве на Покровской стала колыбелью самиздатовского журнала «Метрополь», в котором публиковались В. Аксенов, Ю. Алешковский, Б. Ахмадулина, В. Высоцкий, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев, А. Вознесенский. Все эти люди были его близкими друзьями, а Белла — любимой женой.



2 (500x314, 67Kb)


А начиналось все так:

Весна 74-го года.


"Двор дома кинематографистов на улице Черняховского, около метро “Аэропорт”. Я гуляю с собакой Рикки. Она принадлежит красавице-киноактрисе Элле Леждей, любимой мною женщине, с которой я живу в этом доме.
Во дворе появляется Белла Ахмадулина с коричневым пуделем. Его зовут Фома. Белла живет через один подъезд от меня, в бывшей квартире Александра Галича. Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная.
От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце.
Говорим о собаках.
Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда. Куда угодно.
В первые дни нашего совпадения с Беллой мы отрезали себя от окружающего мира, погрузились в нирвану и, как сказано Высоцким, легли на дно, как подводная лодка, и позывных не подавали… Мы ни с кем не общались, никто не знал, где мы находимся.
На пятый день добровольного заточения Беллы в мастерской я, вернувшись из города, увидел на столе большой лист ватмана, исписанный стихами. Белла сидела рядом. Я прочитал стихи и был поражен — это были очень хорошие стихи, и они были посвящены мне. До этого я не читал стихов Беллы — так уж получилось. После знакомства с ней мне, конечно, захотелось прочитать, но я не стал этого делать, потому что не хотел сглазить наши нарождавшиеся отношения.
Я, конечно, очень обрадовался и стихам, и порыву, толкнувшему Беллу к их созданию. Я был переполнен радостью и бросился к ней…
И сразу же решил повесить эти стихи на стену. Схватил огромные реставрационные гвозди и прибил этот трепещущий лист бумаги со стихами к наклонному мансардному потолку мастерской. Листок как бы повис в воздухе, распятый этими гвоздями. Жизнь показала, что мое решение было правильным. Все тридцать шесть лет нашей совместной жизни листок провисел там, хотя потолок моей мастерской постоянно протекал и был весь в пятнах и разводах, которые коснулись и листа бумаги. Он и сейчас висит на этом самом месте».

Ради нее он оставил жену Нину Чистову, балерину у ГАБТа и 14-летнего сына Александра. У нее в прошлом было три брака с – Евгением Евтушенко, Юрием Нагибиным, Эльдаром Кулиевым – и две дочери Анна и Елизавета. Ему был 41 год, ей – 37 лет. Но … как писала в одном из стихотворений Ахмадулина «любовь и есть отсутствие былого». Так сложилась поистине звездная пара.



3 (500x370, 74Kb)


Со временем Ахмадулина стала музой Мессерера, но позировать ему никогда не любила. «Когда она понимала, что ее рисуют, то сразу же меняла выражение лица или позу» – рассказывает Мессерер. Его муза стоически молчала и терпела, когда он выбирал ей наряды для портретов. А по завершению работы посвящала ему очередное стихотворение.

Перед вами линии рисунков – «приглашение к встрече». Небольшой цикл акварелей, написанных Борисом Асафовичем с жены. За ними следуют слова стихов - «свидетели встреч». Все они посвящены Беллой Ахатовной любимому мужу и расположены в соответствии с датами их написания.




0_8c1b3_f23c6d0d_L (500x40, 22Kb)





4 (506x700, 296Kb)


1968


Рисую женщину в лиловом.
Какое благо - рисовать
и не уметь! А ту тетрадь
с полузабытым полусловом
я выброшу! Рука вольна
томиться нетерпеньем новым.
Но эта женщина в лиловом
откуда? И зачем она
ступает по корням еловым
в прекрасном парке давних лет?
И там, где парк впадает в лес,
лесничий ею очарован.
Развязный! Как он смел взглянуть
прилежным взором благосклонным?
Та, в платье нежном и лиловом,
строга и продолжает путь.
Что мне до женщины в лиловом?
Зачем меня тоска берёт,
что будет этот детский рот
ничтожным кем-то поцелован?
Зачем мне жизнь ее грустна?
В дому, ей чуждом и суровом,
родимая и вся в лиловом,
кем мне приходится она?
Неужто розовой, в лиловом,
столь не желавшей умирать,-
всё ж умереть?
А где тетрадь,
чтоб грусть мою упрочить словом?





Борис Мессерер «Портрет Беллы Ахмадулиной в белом» 2008 (582x700, 330Kb)


1974


Потом я вспомню, что была жива,
зима была, и падал снег, жара
стесняла сердце, влюблена была -
в кого? во что?
Был дом на Поварской
(теперь зовут иначе)... День-деньской,
ночь напролет я влюблена была -
в кого? во что?
В тот дом на Поварской,
в пространство, что зовется мастерской
художника.
Художника дела
влекли наружу, в стужу. Я ждала
его шагов. Сморкался день в окне.
Потом я вспомню, что казался мне
труд ожиданья целью бытия,
но и тогда соотносила я
насущность чудной нежности - с тоской
грядущею... А дом на Поварской -
с немыслимым и неизбежным днем,
когда я буду вспоминать о нем...





786f88e2 (600x698, 226Kb)


1975


Родитель-хранитель-ревнитель души,
что ластишься чудом и чадом?
Усни, не таращь на луну этажи,
не мучь Александровским садом.

Москву ли дразнить белизною Афин
в ночь первого сильного снега?
(Мои друг, твое имя окликнет с афиш
из отчужденья, как с неба.

То ль скареда лампа жалеет огня,
то ль так непроглядна погода,
мои друг, твое имя читает меня
и не узнает пешехода.)

Эй, чудище, храмище, больно смотреть,
орды угомон и поминки,
блаженная пестрядь, родимая речь —
всей кровью из губ без запинки.

Деньга за щекою, раскосый башмак
в садочке, в калине-малине.
И вдруг ни с того ни с сего, просто так
в ресницах — слеза по Марине...





Борис Мессерер «Портрет Беллы Ахмадулиной в полосатой кофте» 2007 (522x700, 285Kb)


1976


О гость грядущий, гость любезный!
Под этой крышей поднебесной,
которая одной лишь бездной
всевышней мглы превзойдена,
там, где четыре граммофона
взирают на тебя с амвона,
пируй и пей за время оно,
за граммофоны, за меня!

В какой немыслимой отлучке
я ныне пребываю, — лучше
не думать! Ломаной полушки
жаль на помин души моей,
коль не смогу твой пир обильный
потешить шуткой замогильной
и, как всеведущий Вергилий,
тебя не встречу у дверей.

Войди же в дом неимоверный,
где быт — в соседях со вселенной,
где вечности озноб мгновенный
был ведом людям и вещам
и всплеск серебряных сердечек
о сквозняке пространств нездешних
гостей, когда-то здесь сидевших,
таинственно оповещал.

У ног, взошедших на Голгофу,
доверься моему глаголу
и, возведя себя на гору
поверх шестого этажа,
благослови любую малость,
почти предметов небывалость,
не смей, чтобы тебя боялась
шарманки детская душа.

Сверкнет ли в окнах луч закатный,
всплакнет ли ящик музыкальный
иль призрак севера печальный
вдруг вздыбит желтизну седин —
пусть реет над юдолью скушной
дом, как заблудший шар воздушный,
чтоб ты, о гость мой простодушный,
чужбину неба посетил...





Борис Мессерер «Портрет Беллы Ахмадулиной с шарфом» 2000 (507x700, 300Kb)


1984


Когда жалела я Бориса,
а он меня в больницу вёз,
стихотворение «Больница»
в глазах стояло вместо слёз.

И думалось: уж коль поэта
мы сами отпустили в смерть
и как-то вытерпели это,—
всё остальное можно снесть.

И от минуты многотрудной
как бы рассудок ни устал,—
ему одной достанет чудной
строки про перстень и футляр.

Так ею любовалась память,
как будто это мой алмаз,
готовый в черный бархат прянуть,
с меня востребуют сейчас.

Не тут-то было! Лишь от улиц
меня отъединил забор,
жизнь удивленная очнулась,
воззрилась на больничный двор.

Двор ей понравился. Не меньше
ей нравились кровать, и суп,
столь вкусный, и больных насмешки
над тем, как бледен он и скуп.

Опробовав свою сохранность,
жизнь стала складывать слова
о том, что во дворе — о радость!—
два возлежат чугунных льва.

Львы одичавшие — привыкли,
что кто-то к ним щекою льнёт.
Податливые их загривки
клялись в ответном чувстве львов.

За все черты, чуть-чуть иные,
чем принято, за не вполне
разумный вид — врачи, больные —
все были ласковы ко мне.

Профессор, коей все боялись,
войдет со свитой, скажет: «Ну-с,
как ваши львы?» — и все смеялись,
что я боюсь и не смеюсь.

Все люди мне казались правы,
я вникла в судьбы, в имена,
и стук ужасной их забавы
в саду — не раздражал меня.

Я видела упадок плоти
и грубо поврежденный дух,
но помышляла о субботе,
когда родные к ним придут.

Пакеты с вредоносно-сильной
едой, объятья на скамье —
весь этот праздник некрасивый
был близок и понятен мне.

Как будто ничего вселенной
не обещала, не должна —
в алмазик бытия бесценный
вцепилась жадная душа.

Всё ярче над небесным краем
двух зорь единый пламень рос.
— Неужто всё еще играет
со львами?— слышался вопрос.

Как напоследок жизнь играла,
смотрел суровый окуляр.
Но это не опровергало
строки про перстень и футляр.





Серия сообщений "Ахмадулина Б.А.":

Часть 1 - Дмитрий Быков. Bella
Часть 2 - Лидия Графова. Белла вернулась
...
Часть 4 - Таруса. Белла и Марина.
Часть 5 - Таруса: Б.А.Ахмадулина – М.И.Цветаевой
Часть 6 - «Промельк встречи»


Метки:  

Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку