Омск. Кладбище. Начнём с того, что Омск стоит на трупах. Во времена создания города покойников хоронили возле крепости. По мере развития Омска, места захоронения появлялись по его территории. В итоге город стал одним сплошным кладбищем. На сегодняшний день в Омске 20 кладбищ, из них 10 закрытых, 9 на которых можно ещё подхоранивать родственников и одно действующее. Мой интерес к закрытым кладбищам. К им историям и чувствам, которые они сохранили до сегодняшнего дня. Атмосфера и Аура проникнутые кладбищенским одиночеством, хранившиеся долгое время и открывающиеся избранным живым.
В центре города осталось кладбище, давно закрытое от посторонних глаз, находящееся на Береговой улице возле реки Омки. Между 4 и 5 Ремесленными. Название его Старое Еврейское кладбище. Испытание, которое поставило в тупик, это проход в него в остановившееся время, так как оно давно не действующее, последнее захоронение было в 1964 году. Заросшее и не ухоженное. Могилки давно обросли травой и кустарниками, а большую территорию занимают деревья. Вид со спутника говорит, что эти места дано не хожены человеком - квадрат сплошной зелени. Охрана состоит из двоих. С одним сторожем поговорить не удалось (в сторожке есть и окна и двери, только не со стороны дороги, ни калитки), такое впечатление будто его и нет, а со втором, вряд ли найти общий язык - собака. Вид могилок, виднеющихся из-за ограды обещает незабываемый поход в мир таинственности и тишины. Каждый надгробный камень будто говорит: "Загляни в меня, узнай меня". Ощущение будоражащее фантазию и поднимающее волосы по всему телу. А пока ищется путь в таинственное место немного истории...
Кладбище, территория, специально отведённая для захоронения покойников. Типы кладбищ и порядок их содержания определяются обрядами погребения, принятыми теми или иными народами, религиями, сектами, социальными группами, а так же администрацией и санитарными нормами, установленными органами власти.
Группы захоронений, относящихся к времени первобытно общинного и раннефеодального обществ, принято называть могильниками. Кладбища античного мира, древних Востока, Средиземноморья и Причерноморья обычно называют некрополями. В России кладбище называли погостами. Места захоронений выдающихся людей иногда называли пантеонами. В ряде случаев установленные на кладбище гробницы и надгробия имеют художественную, а надписи на них (эпитафии) историческую ценность.
В России кладбища создавались при монастырях, городских и сельских церквях. Покойников хоронили при каждой приходской церкви. Для иностранцев существовало особое "немецкое" кладбище. В октябре 1723 император Пётр 1 издал указ, запрещавший захоронение внутри города всех лиц, кроме "знатных персон". Но указ этот почти не выполнялся. В связи с эпидемией чумы Сенат указом от 24 марта 1771 предписал хоронить умерших от чумы в особых загородных местах, а прочих - в отдалённых от центра города монастырях и церквях. Затем указом от 1 ноября 1771 Сенат запретил по всем городам захоронения при церквях и потребовал создать кладбища за городской чертой. Эпидемия 1771 привела к появлению новых кладбищ, ставших своеобразными центрами старообрядческих (раскольничьих) религиозных общин (в Москве Преображенское и Рогожское). Постепенно кладбища в городах приобретают архитектурно-планировочную организацию.
В 18-19 вв. появляются кладбища военные, морские, тюремные, инфекционные и др. В 19- нач. 20 вв. в России в связи с ростом населения и территории городов увеличивалось число кладбищ. Многие из них образованные в кон. 18- на. 19 вв. за городом, оказались в черте города. Некоторые старые кладбища закрылись или переносились на другие места. Связь государства с церковью, существование официальных господств, религии - православия - определяли существование кладбища по религиозно-национальному признаку ("армянские", "еврейские", "иноверческие", "лютеранские", "мусульманские", "римско-католические", "татарские" и т.д.).
Ещё в дореволюционное время в крупнейших городах России ряд кладбищ превращается в своеобразные национальные-исторические памятники. В создании надгробий и памятников участвовали виднейшие скульпторы - Ж.А. Гудон, М.И. Козловский, П.П. Трубецкой, В.И. Мухина, Г.А. Йокубонис и др.
После Октябрьской революции 1917 декреты Советской власти об отделении церкви от государства, о свободе вероисповеданий превратили кладбища из религиозного учреждения в гражданское, светское. На смену религиозным обрядам похорон пришли гражданские. Изменяется вид надгробий, на которых появляется советская эмблематика (пятиконечные звёзды, серп и молот и т.д.). Эпитафии утрачивают религиозное содержание. Рост советских городов и их социалистическая реконструкция вызывают необходимость в закрытии и частичной ликвидации старых кладбищ. Новые кладбища сооружаются с учётом современных санитарно-технических требований. Например, по действующим в СССР основным правилам, кладбища располагаются на расстоянии не менее 300м от жилых и общественных зданий. Участок под кладбище отводят из расчёта 1,2 Га на каждые 10 тыс. жителей. Кладбища должны иметь зелёные насаждения, составляющие не менее 20% всей их площади. Соблюдение существующих санитарных правил обеспечивает нормальное обезвреживание и минерализацию трупов и исключает возможность превращения кладбища в источники эпидемий или инфекционных болезней.
Захоронения участников военных действий и революционных событий производились зачастую в братских могилах вне кладбища, иногда с особыми почестями в центре городов; таким образом возникли своеобразные мемориалы.
После Великой Отечественной войны 1941-45 в СССР созданы мемориалы на кладбище, где захоронены лица, погибшие во время военных действий, блокады и т.п.
В 20 в. кладбища начинают частично использоваться как места захоронения или хранения урн с прахом.