Кама Гинкас любит ставить спектакли про страсти человеческие, про темные глубины душ - по крайней мере, так кажется мне, а это был четвертый спектакль этого режиссера, который я смотрела.
Сюжет древней трагедии выдержан точно, несмотря на современную сценографию и сложный по структуре текст спектакля - патетические древние монологи Сенеки, бытовые - Ануя, поэтические - Бродского. Ты приходишь и ждешь - что даст тебе, зрителю двадцать первого века, история тысячелетней давности? А история оказывается современной или, точнее, вневременной. Медею оставляет Ясон - после десяти лет совместной жизни, после всего того, что она сделала для него и ради него - и собирается жениться на другой - молодой дочери царя. И первая сцена - это сцена страдания Медеи, ее ярости, ее ненависти, ее мук. Она в исступлении двигается по сцене - босая, в длинной черной юбке, с распущенными волосами. И ее просто жалко - так, как может быть жалко одной женщине другую, на чьем месте так страшно оказаться. А потом появляется Ясон - в сером костюме с галстуком, седой, но еще нестарый - у него тихий, ровный голос, он пришел проститься. И дальше они играют длинную, пронзительную и до ужаса будничную и банальную сцену расставания мужчины и женщины. И уже не все так однозначно, и симпатии перебираются на сторону Ясона, чтобы в итоге остаться ни с кем или с обоими, потому что история стара как мир, и выхода нет, и все правы и неправы одновременно. Пожалуй, я не помню, в каком из последних виденных мною спектаклей так играли про любовь, про суть ее - так близко ко мне, так совсем нетеатрально. С этими жестом, каким Ясон поправляет Медее волосы, с той позой, в которой они сидят плечо к плечу... В Медее слишком много страсти, себялюбия и - самоуничтожения. Она горит огнем, сжигающим все живое вокруг. Ясон - и это так подчеркивается его скучным и аккуратным видом - устал гореть, он просто хочет тихо сидеть у огня. Не получится у него, конечно. Медея сгорит, но Ясону оставит не забвение, а только страдание.