-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_belle_epoque

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 30.11.2007
«аписей: 3037
 омментариев: 21263
Ќаписано: 39966


ћодные женские и мужские прически. ѕарикмахерское искусство эпохи модерна

„етверг, 03 јпрел€ 2008 г. 13:02 + в цитатник
я верю в бородатых мужчин и длинноволосых женщин...
«. ‘рейд 

»звестное высказывание отца психоанализа «игмунда ‘рейда как нельз€ лучше отражает парикмахерскую моду второй половины XIX столети€ — эпохи длинных волос у женщин и растительности на лице у мужчин. ѕо јмерике гастролировали семь сестер —андерленд — «—амые длинные в мире волосы», а бородой были отмечены все сколько-нибудь выдающиес€ личности той эпохи: от  арла ћаркса и „арльза ƒарвина до јнтона „ехова и ¬ладимира Ћенина.

ћода нередко зависит от эпидемий и революций, от войн и успеха мирных переговоров. –убежом в европейской истории XIX столети€ стали буржуазные революции 1848 года, охватившие ‘ранцию, јвстрию, а также германские и италь€нские государства и сформировавшие новую карту ≈вропы. ¬ результате на авансцену общественной жизни выдвинулс€ новый социальный слой — крупные буржуа, которые хот€ и хотели подражать большому свету, но все же сохран€ли собственные привычки и обычаи, нередко уход€щие корн€ми в патриархальное кресть€нское прошлое. ƒлинные женские волосы, усы и окладистые бороды у мужчин входили в эту систему буржуазных ценностей, и мода на них сохран€лась удивительно долго.  онец ей положила только ѕерва€ мирова€ война, котора€ и знаменовала собой начало новой эпохи.

ќдним из характерных дл€ этого времени нововведений было полное изменение представлений о гигиене вообще и о гигиене волос в частности. ≈сли в XVII–XVIII веках мытье головы замен€ли расчесыванием с пудрой и отруб€ми, то с середины XIX столети€ об€зательный уход за женскими волосами, например, предполагал не только расчесывание и заплетание на ночь в косу, но и нечастое мытье (в конце столети€, например, рекомендовалось мыть голову один раз в две недели) мыльным раствором, а начина€ с эпохи “ретьей республики — только что изобретенным шампунем.
ѕочти сразу же по€вились и специальные виды мыла и шампуней. “ак, например, известно, что в 1885 году московский провизор јлександр ќстроумов изобрел мыло от перхоти. Ёто изобретение положило начало благососто€нию самого ќстроумова и его масштабному парфюмерно-косметическому производству. ¬ это же врем€ вопросами лечени€ волос зан€лись и профессиональные медики, а в начале XX века во многих странах по€вились специальные лечебницы, где обслуживались те, у кого были проблемы с волосами. ѕо€вились «волосолечебницы» и в столице –оссийской империи — в 1914–1915 годах такие заведени€ располагались на Ќевском проспекте и ѕушкинской улице. Ёто не исключало, конечно, и широкой рекламы всевозможных шарлатанских средств от облысени€ и от седых волос, применение которых нередко имело эффект, пр€мо противоположный рекламировавшемус€[1].

¬тора€ половина XIX — начало XX столети€ — врем€ серьезных изобретений и технических усовершенствований, которые коснулись и парикмахерского дела. ¬ √ермании по€вились наусники — приспособление дл€ придани€ формы усам после мыть€ или дл€ сохранени€ их формы во врем€ сна. ¬ 1872 году некто Ёли ƒж. –эндольф запатентовал механизм, позвол€вший преп€тствовать попаданию усов при еде в тарелку. „уть позже фарфоровые фабрики начали производство специальных чашек, форма которых также преп€тствовала попаданию усов в напиток. ¬ 1880-е годы в јмерике по€вились первые машинки дл€ стрижки волос, облегчавшие работу мастерам мужских причесок. ¬о ‘ранции был изобретен новый метод гор€чей завивки щипцами, позвол€вший создавать характерную дл€ той эпохи волнистость волос. Ѕыл открыт секрет химической завивки, а в 1904–1906 годах  арл Ќесслер (впоследствии сменивший им€ на Ќестле) изобрел перманент. ќднако шестимес€чна€ завивка только после 1908 года оказалась включена в арсенал профессиональных парикмахеров, поскольку первое врем€ сам процесс был чрезвычайно дорогим и занимал порой до восьми часов. ¬ начале ’’ столети€ стали использовать первые устройства дл€ сушки волос — фены, рукава которых поначалу присоедин€лись к домашним печам и даже к только что по€вившимс€ пылесосам.
»зобретател€ми становились сами парикмахеры, и одним из главных мастеров парикмахерского искусства в 1880-е годы был ћарсель √рато, который придумал «ондул€цию», новый вид завивки волнами, впоследствии получивший название по его имени: «марсель». »нтересно подробно рассмотреть историю его профессионального роста — ведь это, наверное, один из первых примеров блистательной парикмахерской карьеры, которых было немало в ’’ веке. ¬ небольшой парикмахерской на улице ƒюнкерк на ћонмартре √рато обслуживал мужчин и небогатых клиенток, которые вовсе не стремились воспользоватьс€ новинкой, пока ее им не предложили бесплатно. » только спуст€ врем€ новый вид завивки стал попул€рен. ѕерва€ клиентка √рато из общества, мадам √астон ћеньер, за немалые деньги вызывала его к себе на €хту. ¬ыбившись в модные мастера, в 1882 году √рато продал парикмахерскую на ћонмартре и купил новый салон на улице ƒе-Ћешель, недалеко от ‘ранцузского театра, однако имел довольно скромный успех у небольшого круга
посто€нных клиенток, пока к его услугам не прибегла 24-летн€€ актриса ƒжейн ’адинг, находивша€с€ на пике славы. ѕричесав ее «в стиле собственной матушки», √рато открыл новую эпоху в парикмахерском искусстве.   концу 1884 года в числе его клиенток были  лео де ћерод, красавица ќтеро, ƒиана де ѕужи, –ежан и другие этуали французской сцены, так что скромный в прошлом уроженец Ўовиньи вынужден был нан€ть себе многочисленных помощников. ≈го супруга сумела наладить пор€док, при котором были введены особые тарифы за срочность и дополнительные услуги, так что семь€ √рато вскоре разбогатела настолько, что в 1897 году в возрасте сорока п€ти лет √рато уже мог удалитьс€ от дел и прожить остаток своих дней совершенно безбедно.

ƒл€ ознакомлени€ с новым способом завивки профессионалы из других стран предпринимали путешестви€ в ѕариж, и завивка «марсель» постепенно завоевала ≈вропу: в 1881 году она по€вилась в Ѕрюсселе, в 1885-м — в Ћондоне, в 1886-м — в ѕетербурге, а в 1894-м — в ¬ене. ¬ 1897 году описание метода √рато было опубликовано в специализированном журнале La Coiffure Française Illustrée, по€вилс€ прибор дл€ завивки «марсель», и таким образом «ондул€ци€» стала доступна всем профессионалам. —ам же метод активно использовалс€ на прот€жении почти п€тидес€ти лет.

‘ранцузские парикмахеры, традиционно считавшиес€ лучшими в мире, были желанными гост€ми и в –оссии. «Ќа Ћуб€нке был —ильван, потом сделавшийс€ парикмахером казенных театров <…> √алис на углу Ќеглинной и  узнецкого моста в доме  упеческого общества. Ўамбрун в пассаже —олодовникова», — вспоминал ¬ладимир √ил€ровский в своей книге «ћосква и москвичи» (√ил€ровский 1967: 224).  ак и в ћоскве, в ѕетербурге первые места тоже занимали иностранцы: в 1850 году в столице –оссийской империи открыл свою парикмахерскую Ўарль ѕрево, в 1889-м — ∆ан –евелен. Ќа рубеже веков на  араванной находилс€ магазин дамского парикмахера √ишара, а на ћорской — салон поставщика императорского двора √енри ƒелькроа, где делали не только дамские прически, но и маникюр, массаж лица, продавали «постиши»[2], парфюмерию и шл€пы. ќднако уже в это врем€ по€вились и русские парикмахеры, которые с легкостью могли конкурировать с заграничными знаменитост€ми. ќсобенно прославилс€ кресть€нин  алужской губернии »ван јндреев (насто€ща€ фамили€  озырев), который в 1885 году был удостоен Ѕольшой серебр€ной медали ¬сероссийской выставки, а трем€ годами позже получил высшую парикмахерскую награду от јкадемии ѕальмы в ѕариже. ј на ѕарижской ¬семирной выставке 1900 года он получил сразу несколько высоких наград: ««а искусство», Ѕольшую золотую медаль, Ѕольшую серебр€ную медаль, «олотой крест и диплом профессора ѕарижской академии парикмахерского искусства.

Ќесмотр€ на бурное развитие парикмахерского дела, вплоть до начала ’’ века дамские мастера специализировались главным образом на свадебных и бальных прическах. —читалось, что в повседневной жизни убрать волосы вполне может хорошо обученна€ горнична€. » только делавша€ первые шаги женска€ эмансипаци€ изменила ситуацию: в 1870-е годы в —оединенных Ўтатах и во ‘ранции парикмахерские по€вились в больших универсальных магазинах и женщины стали не только вызывать парикмахера на дом, но и посещать салоны. Ќесколько позже подобные дамские парикмахерские по€вились и в –оссии — обслуживание в них стоило в 3–4 раза дешевле, чем на дому. ¬ те же 1870-е американка ћарта ’арпер открыла свой первый салон в –очестере, Ќью-…орк, а спуст€ некоторое врем€ она оказалась владелицей целой сети, насчитывавшей около 500 парикмахерских. ќднако и после этого к парикмахерам обращались только в особых случа€х. «ќпасно довер€ть свою прическу парикмахеру, кака€ бы ни была за ним слава “артиста”; он действительно сделает вам артистическую прическу, но в ней всегда будет чувствоватьс€ шаблон, придуманность и искусственность, между тем как, наоборот, дл€ хорошей прически нужна известна€ небрежность, далека€, конечно, от беспор€дка», — увер€ла автор одного из попул€рных пособий по искусству одеватьс€ уже в 1910-е годы (”менье хорошо одеватьс€ 1914: 79). » все же парикмахерское дело получало дополнительные импульсы к развитию, так что с конца XIX века в крупных городах повсеместно открывались школы, проходили съезды парикмахеров, выходили специализированные журналы, как например «»скусство причесыватьс€» (с 1894 года) или  «–усский всеобщий парикмахерский журнал» (с 1913 года).

ƒл€ создани€ модных причесок придумывалась масса специальных инструментов и приспособлений, причем только часть из них предназначалась дл€ профессионалов. ¬ эпоху, когда все большую попул€рность завоевывали идеи демократизма, а передовые люди из общества пропагандировали жизнь без прислуги, большое значение имело все, что могло заменить труд горничных и камеристок, например «универсальна€ машинка дл€ получени€ модной французской прически без чьей-либо помощи».

¬ этой св€зи большое значение приобрели и достижени€ постижерного искусства. ¬севозможные накладки, косы, локоны, фальшивые руло[3], бандо[4], завитушки со шпильками, заколками и гребн€ми были в запасе у вс€кой женщины. √отовые аксессуары продавались в парикмахерских и в специализированных магазинах и значительно облегчали создание прически. — конца 1850-х и практически до 1910-х годов это была гигантска€ индустри€. ¬ 1859 году в одном только Ћондоне было зарегистрировано 950 мастеров-постижеров, 27 мастеров по изготовлению париков и три торговца волосами, поскольку дл€ подобных изделий использовались исключительно натуральные волосы.


Ќебольшой перерыв в увлечении накладными волосами наступил в середине 1870-х, однако после 1885 года оп€ть стали носить — совершенно открыто — множество локонов и вс€ческих накладок, хот€ журналы рекомендовали использовать фальшивые волосы очень осторожно и только в случае крайней необходимости. ¬ 1900-е годы мода на шиньоны переживала второе рождение. Ёто подтверждала королева детектива јгата  ристи, в девичестве ћиллер, родивша€с€ в 1890 году: «Ќаступила и мне пора “выходить в свет”. ” мен€ уже была насто€ща€ высока€ прическа в греческом стиле с большим пучком локонов, собранных на затылке и перев€занных узкой лентой. ћне очень шла эта прическа, особенно с вечерним платьем. ¬олосы у мен€ были очень длинные, € с легкостью могла бы сесть на них. ƒлинные волосы считались предметом женской гордости, на самом же деле эта немыслима€ длина означала всего лишь, что они не слушались, посто€нно выбивались из прически и пр€д€ми свисали вниз. Ѕор€сь с этим неудобством, парикмахеры создавали произведени€ под названием “postiche” — большой шиньон из накладных локонов. —обственные волосы пришпиливались к голове так туго, как только это было возможно, а к ним прикрепл€лс€ “postiche”» ( ристи 1997: 183).

¬ 1910-е годы эту же тенденцию зафиксировали и обозреватели мод: «¬ насто€щее врем€ ни одна женщина даже не пытаетс€ скрывать, что она носит фальшивые волосы, до такой степени они вошли в обычай. —овершенно не стесн€€сь, женщина их показывает и говорит об их цене. ќчевидно, мы возвращаемс€ к той моде, благодар€ которой в 1873 году только во ‘ранции было продано 6,000 пудов фальшивых волос.  осы, букли, локоны, шиньоны, всевозможные волос€ные издели€ дл€ лба, надевающиес€ дл€ той или иной шл€пы, все можно купить в насто€щее врем€ за самую различную цену. ѕричем тонкие волосы сто€т гораздо дороже толстых, а длинные и белокурые цен€тс€ выше, чем короткие и черные» (”менье хорошо одеватьс€ 1914: 82).

ќкончательно избавитьс€ от нагромождени€ шиньонов и локонов помогли постепенно входившие в моду активные виды спорта — верхова€ езда, теннис и т.п. «ѕомню, однажды € носилась по пол€м с двум€ друзь€ми –обина. “ак как мы решили пуститьс€ в эту прогулку в последний момент, у мен€ не оказалось времени даже надеть амазонку. я была в легком летнем платье, с неподобранными волосами.  ак и все девушки, € продолжала носить шиньон.  огда мы возвращались домой по проселочным улицам, прическа совершенно расстроилась, и при каждом шаге лошади € тер€ла один за другим свои локоны. ћне пришлось слезть, пойти обратно и подобрать их. Ќеожиданно это происшествие произвело самое благопри€тное впечатление. ѕозднее –обин сказал мне, что один из самых знаменитых охотников ”оркшира, звезда, одобрительно отозвалс€ обо мне:

— ѕрекрасна€ девчушка гостит у вас. ћне понравилось, как она вела себ€, когда потер€ла все свои фальшивые локоны: как ни в чем не бывало. ¬ернулась назад и подобрала их совершенно спокойно, при этом умирала от смеха. ¬от это спортсменка!

ѕоистине никогда не угадаешь, что может понравитьс€ люд€м», — вспоминала јгата  ристи ( ристи 1997: 196–197).

ћировым центром торговли волосами был ѕариж. ќтсюда и волосы, и издели€ из них экспортировали во многие страны. »звестно, например, что —оединенные Ўтаты импортировали волос почти на миллион долларов в год, а объем парижского рынка женских волос в 1862 году составл€л около сотни тонн. “емные волосы покупались у французских кресть€нок, а светлые — у обитательниц √ермании. ѕроцветал этот бизнес и в –оссии: «“огда волосы шли русские, лучше принимавшие краску, и самые дорогие — французские. ƒенег не жалели. ƒобывать волосы ездили по деревн€м “резчики”, которые скупали косы у кресть€нок за ленты, платки, бусы, кольца, серьги и прочую копеечную др€нь» (√ил€ровский 1967: 223).

»менно во второй половине XIX века парики, накладные усы, бакенбарды и бороды оккупировали театральные подмостки, став одним из  самых эффективных средств создани€ убедительного художественного образа. Ќи одна роль не игралась в собственных волосах. ¬от, например, какие парики предлагались в –оссии в 1914 году: «√амлет (из насто€щих волос и ангорской шерсти), король Ћир (из искусственных волос, из буйволовых волос, а также с бородой и без нее), мольеровский темный, мольеровский серый, фат пожилой, —калозуб, рококо, Ќаполеон, бо€рин, бретонский темный, √арпагон 2-х видов,  арл ћоор, ‘ранц ћоор, ‘амусов, испанский темный, резоне 4-х видов, купеческий, комик 4-х видов, простак, фат молодой» (ѕарики, бороды 1914). Ётот длинный перечень отражает не только репертуар театров тех лет, но и широкие возможности парикмахерского искусства и уровень его востребованности. Ћюбопытно при этом, что те же фирмы и мастерские, которые занимались театральными париками, шиньонами и накладками, предлагали и парики с современными модными прическами, которые были значительно дороже исторических.

¬олосы покупали и с другой целью. ∆енщины из общества, как правило, проводили весь день дома, много времени посв€ща€ не только уходу за собой, но и всевозможным дамским рукодели€м. ќсобенно модным с середины XIX столети€ стало плетение из волос. ÷епочки, браслеты, кошельки и прочие сентиментальные сувениры должны были напоминать о той, из чьих волос они были сплетены или св€заны. ¬ 1851 году на ¬семирной выставке в Ћондоне, в специально построенном ’рустальном дворце, среди экспонатов јнглийского отдела был один довольно курьезный — чайный сервиз, сделанный целиком из волос. ¬о ‘ранцузском отделе всеобщее внимание привлекал выполненный из человеческих волос портрет королевы ¬иктории. –епортеры увер€ли, что он был сделан столь тонко и убедительно, что его невозможно было отличить от рисунка сепией. јвтором его был ћ. Ћеммоньер (или Ћеммонье) — французский ювелир, который в 1850-е годы разработал специальную технику плетени€ из натуральных волос и изготавливал таким образом браслеты, руко€ти кинжалов, чехлы дл€ флаконов, гребни и украшени€ дл€ причесок.

¬ целом втора€ половина XIX века отмечена большим разнообразием причесок, которые теперь стали зависеть не только от моды и индивидуального стил€
кумиров времени, но и от возраста, овала лица, формы носа и подбородка, и даже от цвета волос. «Ѕелокурые волосы можно носить очень пышными, чтобы они, в виде ореола, обрамл€ли лоб; черные же должны лежать более спокойно, в классических лини€х, иначе, при обилии волос, может получитьс€ впечатление громадной головы, чего никогда не бывает с белокурыми волосами, которые, благодар€ своей пышности и воздушности, как венцом окружают головку легким венком», — такие рекомендации давали дамам уже в 1910-е годы (”менье хорошо одеватьс€ 1914: 80).  роме того, фасон прически зависел и от времени суток и «от случа€». ќбщеприн€тым было причесыватьс€ дважды в день. ”тром убирали голову довольно просто и так ходили до вечера, когда наставала пора причесыватьс€ к обеду, балу или, как в ¬еликобритании и некоторых штатах —Ўј, к п€тичасовому чаю. Ќу и конечно же, прическа подчин€лась моде: не только каждый год, но почти каждый мес€ц приносил какие-либо новинки.

ќснову женской прически 1850-х годов составл€ли косы разнообразного плетени€. ¬олосы раздел€лись спереди пр€мым пробором, а сзади косы убирали в узел, «улиткой», «пуфами» и т.п. „аще всего такую прическу носили дома, а ленты были единственным ее украшением, так же как и украшением утренних шл€п. Ќередко уложенные косы пр€тали в сетку, сплетенную из разноцветных шелковых нитей или волос и украшенную бусами. ¬ечерн€€ прическа была сложнее и включала различные локоны. ѕри переодевании к обеду прическу нередко украшали цветами, натуральными или искусственными. ƒамы в возрасте декорировали голову небольшими наколками из черной тафты, кружевами и блондами, пожилые носили чепцы.

— середины 1850-х годов волосы стали раздел€ть на две части где-то посередине головы и сзади оформл€ть в виде банта, улитки, сложного узла, а по бокам старались придать им пышность, начесыва€, завива€ или укладыва€ валиками. «»сторизм» в архитектуре и прикладном искусстве неожиданно про€вилс€ и в искусстве убирать волосы. ¬ конце 1850-х в прическах нередко воскрешались образы XVII века — с локонами вокруг лица и шиньонами сзади, а в 1860-е по€вились отдаленные напоминани€ греческих причесок, позднее — заимствовани€ из Cредних веков. √оловы украшали то диадемами, то небольшими коронами «в греческом стиле», то гирл€ндами цветов.

¬ начале 1850-х экстравагантные француженки пытались вновь ввести в моду пудру дл€ волос, в особенности золотую (дл€ брюнеток) и серебр€ную (дл€ блондинок). ¬ первое врем€ эта мода светских львиц и кокоток не получила большого распространени€ в ≈вропе, хот€ подобные примеры встречались в —Ўј после √ражданской войны. ќднако уже в 1860-е пудра дл€ волос использовалась очень активно, тогда же по€вилс€ и обычай душить волосы, правда, к нему чаще прибегали кокотки, а не дамы из общества.

ѕосле революции 1848–1849 годов ѕариж вновь вернул себе значение мирового центра стил€ и роскоши. –асцвет парикмахерского искусства в период ¬торой империи оказалс€ св€зан с новым витком моды, с по€влением знаменитых парижских портных. ѕерсоной номер один в мире моды стала императрица ≈вгени€, а ее ѕигмалионом — английский портной „арльз ‘редерик ¬орт, которому приписывают изобретение кринолина и турнюра[5]. ƒействительно, пышные, раст€нутые на каркасе юбки с легкой руки французской императрицы ≈вгении и ее верного портного ¬орта превратились в насто€щее бедствие, вынудившее изменить не только форму мебели дл€ сидень€, но и некоторые правила этикета. Ќахальный кринолин требовал, чтобы ему везде уступали дорогу.

ј вот прическа, в противоположность юбке, имела более скромный вид, хот€ и стала более широкой и объемной, по сравнению с 1850-ми годами. ќб€зательный пр€мой пробор в середине 1860-х постепенно выходил из моды, волосы зачесывали назад и завивали, взбивали вокруг лица или делали косой пробор. ћолодые женщины стали открывать уши (у пожилых дам уши были прикрыты пр€д€ми волос), а завитки волос носили на висках. —зади волосы собирали в различные виды пучков и «гнезд», убирали в сетку, располага€ их все ниже на затылке. ¬ середине 1860-х прически стали асимметричными, переплетени€ волос — более сложными, а вечерние прически об€зательно открывали шею.

»мператрица ≈вгени€ вела моду на украшение причесок сделанными из драгоценных камней и эмали бабочками и пчелками, чучелами насто€щих колибри с глазками из бриллиантов. ”сыпанные драгоценными камн€ми гребни так и назывались ― «а-л€ императрица». √ребнем скрепл€ли узел на затылке, им же присоедин€ли шиньон.   концу дес€тилети€ целые каскады локонов спадали сзади на шею и плечи.

Ёто был редкий и короткий период в истории, когда в моде были темные волосы и брюнетки того особого пикантного типа, который запечатлен на полотнах импрессионистов или, к примеру, в «Ќезнакомке» »вана  рамского. ј поскольку седина в темных волосах особенно заметна, именно в это врем€ стала активно примен€тьс€ краска дл€ волос. ѕричем к окраске волос прибегали и мужчины, желавшие выгл€деть моложе, а особенно часто красили усы и бороды. »спользование краски осуждалось строгими моралистами как крайне глупа€ и вредна€ практика, нанос€ща€ ущерб здоровью и кошельку. ќднако мода всегда сильнее доводов разума.

—мешной турнюр, получивший распространение в дамской моде в 1870-е годы, в прическе уравновешивалс€ массой волос, собранных на верхушке головы или
на затылке — целым каскадом разнообразных локонов. “е, кто носил свои волосы, укладывали косы вокруг головы наподобие диадемы. ѕри создании высоких причесок использовались разнообразные каркасные конструкции из металлической проволоки. » даже шл€пна€ мода существенно изменилась: на смену шл€пкам боннет пришли маленькие шл€пки, которые водружались на самый верх прически и сдвигались немного вперед.

ѕробор окончательно вышел из моды, волосы зачесывали назад, по обе стороны от лица завивали и взбивали, иногда поднимали надо лбом закрученные валики и локоны. Ќередко короткими завитками прикрывали лоб, иногда выстригали самую насто€щую челку. ѕридававшие прическе аккуратность сетки почти совсем вышли из употреблени€, но в качестве украшений продолжали использовать декоративные шпильки и булавки с головками в виде насекомых или же резные шпильки из €нтар€ и перламутра. »з цветов наиболее охотно использовались ветви и длинные побеги: вьюнки, клематисы, вьющиес€ розы и т.п. ¬ 1872 году в моде было украшать прическу лентами, концы которых спадали на плечи. »ногда на спину спускали несколько длинных локонов.

“орговл€ по-прежнему предлагала всевозможные краски дл€ волос, но попул€рным стал золотой цвет, а люди из общества перестали скрывать седину. ”потребление краски порицалось обозревател€ми журналов мод, составител€ми различных пособий по этикету и по искусству одеватьс€.   тому же давало себ€ знать несовершенство красок, из-за чего многие рисковали выгл€деть смешно, «напомина€ зебру», когда окраска была сделана некачественно.

∆енщины отращивали волосы все длиннее и длиннее, у некоторых они доходили до колен или даже до земли, и только первые поборницы женской эмансипации (в –оссии — нигилистки и слушательницы открывшихс€ в 1878 году Ѕестужевских курсов) рисковали стричь волосы, подверга€сь насмешкам и общественному порицанию.

¬ эпоху господства стил€ модерн, в 1890–1900-е годы, женские волосы сделались не просто предметом гордости их обладательниц, но и объектом творческой рефлексии: длинные волосы и локоны стали непременной частью орнаментов и декоративных работ в стиле модерн. »ми отмечены произведени€ английских прерафаэлитов, а после них — художников-символистов. ÷елые волны женских волос изображались на плакатах јльфонса ћухи и “омаса —тейнлена. ћногословные описани€ причесок встречались на страницах романов ћарсел€ ѕруста и ƒжона √олсуорси, а весь мир был покорен «гибсон герл» — образом красавицы с густыми волнами волос, созданным американским журнальным иллюстратором „арльзом ƒана √ибсоном. Ћюбопытно при этом, что едва ли не впервые в истории европейской цивилизации модными оказались €рко-рыжие волосы.

ќднако в обычной жизни, за пределами мира художественных грез и фантазий, никто не носил распущенных волос до пола и не путалс€ в густых локонах, за исключением тех персонажей художественной сцены, которые, как например «инаида √иппиус в –оссии, отводили себе роль «декадентской мадонны».

ƒействительность была скромнее. ¬ 1890-е вместе с закрытыми плать€ми пришла и мода на волосы, собранные на макушке или на затылке в петлю, «пирожок», «гнездышко» и т.д. ћногочисленные и многообразные виды завивки прошедших дес€тилетий канули в Ћету. √отовую, довольно объемную, прическу оформл€ли при помощи щипцов «волнами» (волна — один из излюбленных мотивов модерна). ¬ большинстве случаев дл€ придани€ объема и «волн» использовались еще и дополнительные проволочные, картонные и роговые каркасы, а также фальшивые волосы. ќбъемные прически эпохи модерн вли€ли и на особенности дамских шл€п того времени: их делали с чрезвычайно широкой тульей, поскольку такую шл€пу надевали не столько на голову, сколько на прическу.


”крашали такую прическу черными широкими лентами или бантами. јксессуарам дл€ волос вообще удел€лось большое внимание. ѕопул€рностью пользовались наборы из шпилек и гребней. ¬ моде были насто€щие черепаховые гребни, в р€де случаев повтор€вшие форму высокого испанского гребн€, но украшенного орнаментом в «новом стиле» или изображени€ми цветов. —тоили они недешево, вспомним, например, рассказ ќ’√енри «ƒары волхвов». ј поэтесса »рина ќдоевцева писала, как Ќиколай √умилев рассказывал ей о рождественском подарке јнне јхматовой, который в числе прочих предметов включал и черепаховый гребень с шишками: «…€ знал, что она о нем давно мечтает» (ќдоевцева 1998: 544).

ѕрически дл€ вечера и бала, кроме гребней, украшали эгретами[6], чучелами птиц или цветами: молодые женщины — крупными (розами, хризантемами, гвоздиками), а девушки — зелеными побегами или мелкими цветочками. ¬ 1910-е годы в моду вошли широкие полосы ткани, вышитые бусами, золотом, стекл€русом и т.п., и пов€зки из металлического газа. —овершенно вышел из употреблени€ чепец — даже очень пожилым дамам рекомендовалось украшать голову эгретами, гребн€ми «или, наконец, несколькими шпильками с алмазами» (”менье хорошо одеватьс€ 1914: 84).

’арактер прически постепенно мен€лс€. ћода на античность, неоклассицизм в искусстве и вакхические танцы јйседоры ƒункан сформировали новый тип убранства головы. ѕрическа уже не была высокой, волосы часто раздел€ли пробором посередине, опускали на лоб, закрывали ими уши и закручивали в разнообразные узлы низко на затылке. ≈е декорировали разнообразными пов€зками и даже фальшивыми жемчужными бусами, которые в это врем€ вошли в моду. »менно такие «восточные» прически украшают головы femme fatale — первых звезд немого кино, искусства, которому в ’’ столетии суждено было завоевать мир. —вою роль здесь сыграли «–усские балеты» и главный чародей балетной сцены тех лет — Ћев Ѕакст, сделавшийс€ в 1910-е годы одним из законодателей мировой моды. ≈го балеты «ориентального» цикла («Ўахерезада», «ѕери», «—иний бог») неожиданно вызвали моду на гор€чий южный дым и головные пов€зки с длинными подвесками.

¬озобновление балета « леопатра» (перва€ постановка в 1909 году) в ѕариже привело к неожиданному увлечению цветными париками. ѕридуманный Ѕакстом синий парик главной героини тут же вошел в моду. «имой 1913–1914 годов, вслед за ѕарижем, волна балов в цветных париках захлестнула и ѕетербург. ¬ ѕариже —он€ ƒелоне представл€ла красные и зеленые парики, которые дополн€ли ее «симультанные» плать€ и костюмы. ћежду тем уроженец Ћодзи парижский парикмахер јнтуан в своей книге Antoine by Antoine, котора€ увидела свет в Ћондоне в 1946 году, увер€л, что это именно он ввел в моду парики оранжевого, голубого, пурпурного, изумрудно-зеленого цвета, а также абсолютно белоснежные. Ёстет јнтуан вообще обожал белый цвет: окружал себ€ белыми душистыми цветами и носил белоснежный шелковый фрак. ƒа и любой парижский парикмахер в 1910-е годы напоминал не столько обслугу, сколько джентльмена. ‘рак считалс€ особым шиком, причем в подобного рода одежде выполн€лись и самые сложные и «гр€зные» виды работы, как например окрашивание волос, завивка и т.п.

≈сли сложное убранство женских головок во второй половине XIX века убеждает в том, что у дам было много свободного времени и немалые средства, то мужские прически этого периода демонстрируют практицизм и деловитость. ¬о второй половине XIX столети€ произошел окончательный отказ от париков. ƒаже в ¬еликобритании, где парик долгое врем€ оставалс€ частью об€зательного костюма судьи, в 1868 году законники частенько его не надевали. ѕравда, это чаще объ€сн€лось беспрецедентной жарой, чем стремлением сломать столетнюю традицию.

»менно в это врем€ установилс€ некий стандарт приличного человека — об€зательна€ коротка€ стрижка дл€ мужчин, котора€ могла иметь разную форму и разную длину. Ќапример, в 1850-е годы волосы, как правило, закрывали уши. ќткрывать уши одним из первых в –оссии стал император јлександр II, который слыл красавцем.   концу столети€ все, кроме пожилых людей, носили совсем короткие стрижки. “олько нищие, люди из простонародь€ и представители богемы: музыканты, поэты, художники — носили довольно длинные волосы. јктеры еще и брились. «ƒл€ начала и дл€ того, чтобы больше походить на актера, € даже сбрил бороду и усы», — значительно позже вспоминал јлександр Ѕенуа о своем увлечении мейнингенцами в молодости (Ѕенуа 1993: 165).

¬ середине столети€ волосы чаще имели боковой пробор или зачесывались назад, однако делали также и пробор посередине.  ороткие мужские прически
были разных фасонов. ѕособи€ по этикету и хорошим манерам советовали мужчинам выбирать прическу, форму бороды и усов, руководству€сь исключительно соображени€ми гармонии, овалом лица, формой носа, ушей и т.п.

¬о второй половине 1870-х годов пришла мода на прическу «а-л€  апуль». «ќн маклер, биржевой за€ц, дирижер в танцах, комиссионер, шафер, кум, плакальщик на похоронах и ходатай по делам. »ванову известен он как рь€ный консерватор, ѕетрову же — как отъ€вленный нигилист. –адуетс€ чужим свадьбам, носит дет€м конфеты и терпеливо беседует со старухами. ќдет всегда по моде и причесан a la  апуль» — так начинаетс€ рассказ јнтона „ехова «ƒелец». Ёта прическа, включавша€ короткий затылок и волосы, разделенные спереди пр€мым пробором и уложенные полукружь€ми, об€зана своим названием известному французскому тенору ∆озефу  апулю, очень попул€рному в 1870–1980-е годы и даже выступавшему в ѕетербурге. ¬ дальнейшем она прочно ассоциировалась с образом франта и дамского угодника и в этом качестве продержалась удивительно долго. ¬ –оссии ее подхватили даже приказчики и мелкие купчики, просившие парикмахеров: «„тобы без т€теньки выходило а-л€-капуль, а при т€теньке по-русски» (√ил€ровский 1967: 221).

¬ 1900–1910-е годы в мужской прическе особенно ценилс€ идеальный пробор, который порой даже специально протравливали сильными химическими средствами. ќфицеры российских гвардейских полков в 1911 году «почти все были причесаны одинаково, с гладко зализанным и лощеным английским пробором» (“рубецкой 1991: 22). ѕри этом следует добавить, что существовали специальные военные парикмахеры, обслуживавшие только офицеров того или иного полка.

Ќа этом фоне заметно выдел€лись прически артистической богемы. Ѕлок с нимбом вьющихс€ волос, ¬€чеслав »ванов с золотым пухом на голове в подражание немецкому профессору ћоммзену или √еоргий »ванов: «–€дом с ним √еоргий »ванов, как всегда подчеркнуто элегантный, насмешливый, с челкой до бровей. ћне очень не нравитс€ эта челка, хот€ ее и придумал «сам —удейкин» (ќдоевцева 1998: 411).

ѕричесывание на люд€х, столь попул€рное в прошлые века, теперь было несовместимо с представлением о хороших манерах, поэтому, стрем€сь сохранить безукоризненную прическу, волосы при любом фасоне помадили и бриолинили так отча€нно, что антимакассары — салфеточки, пришпиленные по моде того времени булавками к спинкам диванов и кресел, — были просто необходимы. —пециальные помады, обладавшие к тому же подкрашивающим эффектом, например фабру, примен€ли также дл€ усов, бород и бакенбардов.

¬ 1850-е годы борода и усы вернули себе утраченные было позиции. ¬озвращение бороды было далеко не безболезненным. ¬ английской и французской прессе по этому поводу разгорались насто€щие баталии.   усам общество было более благосклонно. Ќапример, с удовольствием ухаживал за своими усами „арльз ƒиккенс, который признавалс€, что без них «жизнь была бы пустой». ƒело закончилось тем, что в 1850-е годы установилась довольно аккуратна€ форма полной бороды, от уха до уха, — но только по нижнему краю выбритого подбородка.   1858 году борода стала нормой, хот€ многие предпочитали ей бакенбарды или усы. Ѕакенбардов существовало несколько видов: «бараньи котлетки», «плакальщики», «сапог», «а-л€ ‘ранц »осиф» и др. »ногда, как у јлександра II, они соедин€лись с усами.

¬ 1860–1870-е годы бороды заметно увеличились в размере. »менно к этому времени относ€тс€ густые бороды  арла ћаркса, ƒжузеппе √арибальди, „арльза ƒарвина, √енри Ћонгфелло, ѕетра  ропоткина, российского императора јлександра III и американских генералов времен √ражданской войны. ¬прочем, были и более аккуратные бородки Ћуи ѕастера и јнтона „ехова.

Ќа прическу и форму бороды и усов вли€ла не только мода, но и убеждени€. »ван “ургенев, например, стригс€ «а-л€ мужик», что неудивительно в период увлечени€ слав€нофильством. ј мужска€ борода в –оссии и вовсе стала своеобразной демонстрацией собственных политических взгл€дов и общественного статуса. —лав€нофилы, народники и ревнители всего «русского» предпочитали окладистую бороду лопатой.  ороновавшийс€ на престол в 1883 году император јлександр III именно за такой фасон бороды получил прозвище «дворник». ѕричем специальным указом от 1882 года он разрешил носить прежде запрещенные бороды и в армии, и во флоте, хот€ студентам и усы, и бороды категорически запрещались. Ћибералы и «западники» предпочитали эспаньолки («испанские» бороды) и ван-дейковские бородки. Ѕыли также бороды «ласточкин хвост», «императорска€» и «козлина€», которую в —Ўј называли «д€дюшка —эм».

”сы носили также самых разнообразных фасонов: щеточкой, «а-л€ ¬ильгельм», как у немецкого кайзера и др. ¬ 1870-е на пике моды были маленькие, подкрученные кверху усики, позднее — усы, напоминавшие велосипедный руль.


Ѕороды постепенно исчезали: в 1890-е годы они оставались только у стариков и пожилых людей, а молодежь решительно от них отказалась. ¬ кругу художников «ћира искусства», которые, в отличие от мастеров предыдущего поколени€, передвижников, подчеркнуто подавали себ€ как светских людей, бороду носил только јлександр Ѕенуа, претендовавший на роль идейного лидера группировки, современники отличали у него «стремление разыгрывать доброго д€дюшку». —уществовали и региональные моды: так, в —Ўј совсем не носили бород, а во ‘ранции, наоборот, борода пользовалась попул€рностью.

— началом нового столети€ произошел окончательный отказ от бороды, бакенбардов, а иногда и от усов тоже. –егул€рное бритье стало насущной необходимостью, однако решалась эта проблема по-разному.  орреспонденты парикмахерских журналов увер€ли, что в јнглии из трех человек один бреетс€ самосто€тельно, тогда как во ‘ранции и один из сорока не знает, что это такое — бритьс€ самому. ¬ –оссии в военной среде брить офицера было об€занностью денщика, а штатских брили либо специально обученные слуги, либо мастера общественных парикмахерских, посещение которых дл€ многих мужчин превратилось в ежедневный ритуал.

  концу XIX столети€ лучшие мужские бритвы делали в «олингене и –емшейде в √ермании, однако их конструкции почти ничем не отличалась от лезвий цирюльников ƒревнего ¬остока. Ќо в 1895 году было сделано изобретение, которое перевернуло мир, по крайней мере мужской мир. јмериканец  инг  емп ∆иллетт, агент по продажам успешной компании Baltimore Sea, производившей штопоры и пробки, сформулировал идею одноразовой бритвы, т.е. станка со сменным лезвием. ќднако ему пришлось немало потрудитьс€ и потратить почти 25 тыс€ч долларов, прежде чем его изобретение получило наконец реальное воплощение. ѕервые одноразовые бритвы марки Gillette по€вились в 1903 году, а уже в 1908 объем продаж компании превысил 13 миллионов долларов. –азразивша€с€ в 1914 году ѕерва€ мирова€ война доказала преимущества нового изобретени€: эти бритвы были гигиеничны, дешевы и ими каждый мог пользоватьс€ сам. ѕоследнее было немаловажно, ведь полковые брадобреи тоже встали под ружье.

¬скоре началась нова€ эра в истории человечества — эра телевидени€, €дерной энергии, полетов в космос. √ладко выбритые подбородки и дамские стрижки (верный признак первых эмансипе и одновременно одна из самых €рких отличительных черт женской прически ’’ века) стали одним из про€влений попул€рной идеи равенства полов и равенства вообще, т.е. дальнейшего развити€ традиционной западной демократии.

ёли€ ƒемиденко, журнал "“еори€ моды. ќдежда. “ело.  ультура" (є4 за 2007 год).


Ћитература

Ѕенуа 1993 — Ѕенуа ј. ћои воспоминани€. ћ., 1993. “. 1.

√ил€ровский 1967 — √ил€ровский ¬л. —очинени€ в 4 т. ћ. 1967. “. 4.

 ристи 1997 —  ристи ј. јвтобиографи€. —ѕб., 1997.

ќдоевцева 1998 — ќдоевцева ». »збранное: —тихотворени€. Ќа берегах Ќевы. Ќа берегах —ены. ћ., 1998.

ѕарики, бороды 1914 — ѕарики, бороды, бакенбарды, усы и современные прически. ћ., [1914].

“рубецкой 1991 — “рубецкой ¬. «аписки кирасира. ћ., 1991.

”менье хорошо одеватьс€ 1914 — ”менье хорошо одеватьс€. ћ., 1914.



[1] ¬о многом это было св€зано с тем, что средства, «восстанавливающие естественный цвет волос», содержали свинец.

[2] ќт фр. postiche — накладные волосы.

[3] ¬алик из волос; от фр. rouleau — рулон, сверток.

[4] Ћента дл€ волос; от фр. bandeau — пов€зка.

[5] “урнюр — фасон дамского плать€ с выпуклым возвышением под задней частью юбки ниже талии.

[6] ”крашение дл€ дамской прически в виде пучка длинных перьев, от фр. aigrette — хохолок (у птиц).


***

¬ качестве иллюстраций € выбрала известные картины ¬алентина —ерова:


ѕортрет —. ћ. Ћукомской


ѕортрет ¬. ќ. √иршмана


ѕортрет ». ј. ћорозова


ѕортрет √. Ћ. √иршман


ѕортрет кн€гини «. Ќ. ёсуповой (фрагмент)


ѕортрет ћ. Ќ. ≈ромоловой (фрагмент)


ѕортрет императора Ќикола€ II


ѕортрет художника ». ». Ћевитана

 ниги по теме
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

»стори€ моды с XVIII по ’’ век.  оллекци€ »нститута костюма  иото (комплект из 2 книг)»стори€ костюма»стори€ костюма и гендерные сюжеты модыјлександр ¬асильев –усска€ мода. 150 лет в фотографи€х

»стори€ моды с XVIII по ’’ век.  оллекци€ »нститута костюма  иото (комплект из 2 книг)
»стори€ костюма
»стори€ костюма и гендерные сюжеты моды
јлександр ¬асильев –усска€ мода. 150 лет в фотографи€х



—таринный костюм в кино¬интажна€ мода. ѕлать€ћода в ———–. —оветский  узнецкий, 14ƒжентльмен. ѕутеводитель по стилю и моде дл€ мужчин

—таринный костюм в кино
¬интажна€ мода. ѕлать€
ћода в ———–. —оветский  узнецкий, 14
ƒжентльмен. ѕутеводитель по стилю и моде дл€ мужчин



¬се рубрики блога "ѕрекрасна€ эпоха модерна"    La_belle_epoque

–убрики:  ћода
ћетки:  

ѕроцитировано 11 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Arin_Levindor   обратитьс€ по имени „етверг, 03 јпрел€ 2008 г. 13:42 (ссылка)
”х...шикарно ! Ќе то слово !! ¬еликолепно.
—еров как никто другой вписалс€ в дух времени и причесок модерна наверное. “ем более что это не заморска€ гибсон-герл, а наши соотечественники.
√лавное про€снилс€ вопрос о подкладывании все же каркаса под пышные прически. »наче,действительно,как бы шл€пы держались, не приплюскива€ голову ,какой бы легкой шл€пка не была.
Ќасколько € понимаю, лака дл€ волос еще не существовало ?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_belle_epoque   обратитьс€ по имени „етверг, 03 јпрел€ 2008 г. 14:05 (ссылка)
Arin_Levindor, € так обрадовалась, когда нашла эту статью - все описано четко, обсто€тельно, с кучей примеров. «нала, что ты оценишь! =)

Ќадо будет поискать, кто изобрел лак дл€ волос, наверно, это было в период между мировыми войнами.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Arin_Levindor   обратитьс€ по имени „етверг, 03 јпрел€ 2008 г. 14:54 (ссылка)
»сходное сообщение La_belle_epoque
Arin_Levindor, € так обрадовалась, когда нашла эту статью - все описано четко, обсто€тельно, с кучей примеров. «нала, что ты оценишь! =)

Ќадо будет поискать, кто изобрел лак дл€ волос, наверно, это было в период между мировыми войнами.


Ћак дл€ волос-это хими€, вс€кие газы применили дл€ военных действий именно в ѕервую мировую. —корее всего да- потом и в парикмахерские добралс€ :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Arin_Levindor   обратитьс€ по имени „етверг, 03 јпрел€ 2008 г. 15:32 (ссылка)
 стати вот еще картина- авторства ћаковского с характерной прической


 (547x698, 100Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени „етверг, 03 јпрел€ 2008 г. 15:50 (ссылка)
—пасибо за крайне интересную статью=))) ќгромное спасибо!

я вот подумала, что мужские прически этой эпохи по фотографи€м отследить гораздо проще, чем женские, так как женщины ќ„≈Ќ№ любили шл€пки, все прически пр€чущие=)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_belle_epoque   обратитьс€ по имени „етверг, 03 јпрел€ 2008 г. 20:44 (ссылка)
Arin_Levindor, ой, мне пр€мо захотелось сделать подборочку портретов с этими дивными прическами, постараюсь на дн€х сделать!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_belle_epoque   обратитьс€ по имени „етверг, 03 јпрел€ 2008 г. 20:45 (ссылка)
NADYNROM, а вот интересно, как мне кажетс€, на фотографи€х дамы чаще в шл€пках, чем на портретах, или нет?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
≈катерина_ оробова   обратитьс€ по имени „етверг, 03 јпрел€ 2008 г. 21:55 (ссылка)
спасибо за рассказ
 (215x227, 8Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_belle_epoque   обратитьс€ по имени „етверг, 03 јпрел€ 2008 г. 22:13 (ссылка)
≈катерина_ оробова, а что за аппарат на картинке?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
xif   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 04 јпрел€ 2008 г. 00:38 (ссылка)
La_belle_epoque, так вот что такое "ондул€нсион на дому"!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Arin_Levindor   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 04 јпрел€ 2008 г. 12:28 (ссылка)
La_belle_epoque, здорово ! сделай такую подборочку, у мен€ просто руки не дойдут- это точно :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_belle_epoque   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 04 јпрел€ 2008 г. 13:07 (ссылка)
Arin_Levindor, завтра с учебы приеду и займусь!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 04 јпрел€ 2008 г. 13:37 (ссылка)
La_belle_epoque, мне тоже кажетс€, что на фотографи€х шл€пки встречаютс€ гораздо чаще=)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_belle_epoque   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 04 јпрел€ 2008 г. 13:57 (ссылка)
NADYNROM, может быть, это потому что портретистам чаще позировали в помещении, а фотографам на улице?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_belle_epoque   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 04 јпрел€ 2008 г. 14:00 (ссылка)
NADYNROM, хот€ нет, фотографировались тоже в студи€х.
 (454x699, 77Kb)
(это американские дамочки 1910-х гг.)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
≈катерина_ оробова   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 04 јпрел€ 2008 г. 21:44 (ссылка)
просто с сайта про  иевъ, там конкретно про эту картинку не говоритьс€
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Sestriza   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 15 »юн€ 2009 г. 14:36 (ссылка)
»сходное сообщение Arin_Levindor
Ќасколько € понимаю, лака дл€ волос еще не существовало ?

Ћак дл€ волос по€вилс€ в 1954 году, называлс€ он taft и в≥пускалс€ легендарной компанией Ўварцкопф)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
stonpejust   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 07 јпрел€ 2013 г. 12:42 (ссылка)
” кого-то буквенна€ алекси€ )))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
my-blog   обратитьс€ по имени ¬торник, 05 јвгуста 2014 г. 17:33 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку