-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_belle_epoque

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 30.11.2007
«аписей: 3037
 омментариев: 21280
Ќаписано: 39983



ёвелирка от Art nouveau. јльфонс ћуха

¬торник, 25 ƒекабр€ 2007 г. 20:11 + в цитатник
÷итата сообщени€ Arin_Levindor Ђћодернї, стиль Ђмодернї (франц. moderne Ч новейший, современный), одно из названий стилевого направлени€ в европейском и американском искусстве конца 19 Ч начала 20 вв.
¬ Ѕельгии, ¬еликобритании и —Ўј оно известно как Ђновое искусствої (Art Nouveau), в √ермании Ч Ђюгендстильї (Jugendstil), в јвстрии Ч Ђстиль —ецессионаї (Sezessionstil), в »талии Ч Ђстиль Ћибертиї (Ђstile Libertyї), в »спании Ч Ђмодернизмї (modernismo).
Ќовый стиль стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве. ћодерн, проникший почти во все сферы искусства в последнее дес€тилетие ’I’ в., очень быстро распространилс€ по всей ≈вропе и, перемахнув через океан, нашел приверженцев в —оединенных Ўтатах.



√лавным героем, а вернее, героиней нового направлени€ в изобразительном искусстве стала женщина. ƒлинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и м€гкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрасти€м модерна. Ќа полотнах художников нового направлени€ женщина по€вл€етс€ гораздо чаще, чем мужчина. ƒа и весь характер стил€ Ц женский: в нем €сно чувствуетс€ желание нравитьс€. «десь стремление к внешней красивости дополн€етс€ склонностью к самолюбованию и изр€дной долей кокетства. Ќе случайно одно из многочисленных прозвищ модерна Ц стиль женщин и цветов.



Ёту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех јльфонс ћуха. –одилс€ он в 1860 г. в моравском городке »ванчице и на исходе столети€ добилс€ громкой славы в столице мирового искусства ѕариже. ¬о ‘ранции художника называли ћюша. Ќо прежде чем добитьс€ триумфа и позволить себе превратить мастерскую в музей драгоценных вещей и раритетов, ему пришлось испытать все т€готы и невзгоды жизни безвестных, непризнанных художников, которых в ѕариже всегда было в избытке.



¬озможность стать профессиональным художником по€вилась у јльфонса ћухи только в 25 лет, хот€ рисовать он начал чуть ли не в младенчестве, притом левой рукой. ”чилс€ он сначала в ћюнхене, а затем в ѕариже. «десь ему не сразу, но повезло Ц он устроилс€ работать в театр божественной, как ее тогда величали, —ары Ѕернар. — 1894 по 1901 гг. јльфонс ћуха писал дл€ спектаклей ее театра декорации и плакаты.
ѕервой работой, моментально прославившей им€ чешского художника, была афиша к спектаклю театра —ары Ѕернар Ђ∆исмондаї, по€вивша€с€ утром 1 €нвар€ 1895 г. на плакатных щитах ѕарижа. ”же в ней вполне определ€етс€ характер многих последующих плакатов, календарей и декоративных панно јльфонса ћухи.



¬след за Ђ∆исмондойї по€вились другие, не менее удачные плакаты, они врем€ от времени переиздавались, а потом были выпущены в виде почтовых открыток. «аказы сыпались на художника как из рога изобили€.
јльфонс ћуха не был ювелиром. ¬се началось с тех же афиш —ары Ѕернар, где часто присутствовали необычные ювелирные украшени€. ƒл€ их создани€ ћуха изучал историю и фольклор. » лишь потом ћуха начал разрабатывать эскизы украшений на заказ. Ёта необычна€ ювелирка и была выполнена в материале известным парижским ювелиром ∆оржем ‘уке.



—отрудничество между художником и ювелиром началось в 1898 году или около того. Ќа ¬семирной выставке 1900 года в ѕариже ‘уке показал ювелирную коллекцию ћухи, наделавшую много шума. ƒействительно, коллекци€ состо€ла из фантастических театральных предметов, которые были составлены из большого числа компонентов и соедин€ли множество техник и материалов.
 ак и украшени€, изображенные на графических работах ћухи, которые теперь превратились в модели дл€ реальных вещей, воспроизведенные предметы в большинстве своем были необыкновенно восточными и византийскими одновременно. ¬ своей утонченной роскоши эти сокровища соперничали с современным живописным ювелирным искусством, вдохновленным символизмом, таким, как искусство –ене Ћалика. — тем, чтобы привлечь более широкую клиентуру, в последующих произведени€х ћуха отбросил орнаментальную избыточность в пользу большей строгости.



—амое известное украшение, созданное ‘уке по эскизам ћухи - это золотой браслет, получивший в ≈вропе название Ђроза рукиї. Ќевиданный ранее в ≈вропе браслет свернувшейс€ кольцом змеей обвивал предплечье, жало переходило в кольцо с помощью тонкой цепочки. ¬первые его изображение по€вилось на афише к "ћедее". Ѕраслет и кольцо шокируют своей натуралистичностью (свернувшиес€ кольцом змеи), которую до определенной степени сглаживает экзотика материалов - опалов, рубинов, бриллиантов и эмали.



—ара Ѕернар помогла ћухе реализовать его ювелирные фантазии. ∆орж ‘уке, знаменитейший в то врем€ парижский ювелир, предложил ћухе сотрудничество по ее рекомендации.



”крашени€ на театральных афишах ћухи представл€ли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов —редневековь€: широкий декоративный по€с, рельефна€ орденска€ цепь и богато орнаментированное оружие ("Ћорензаччо", "√амлет";-). –азработка сценографии спектаклей потребовала от художника изучени€ исторического и фольклорного материала. » вот театральные украшени€ и аксессуары по€вились на рекламных плакатах и декоративных панно в качестве необходимых декоративных элементов.



ќбразы эффектно подчеркивали самые неверо€тные драгоценные предметы. ”крашени€ дл€ волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные много€русные ожерель€, по€са-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переход€щие в платье ("Ѕрюнетка", "«одиак" и др.). —ценические украшени€, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно ("ƒрагоценные камни";-).
ќригинальные рисунки ћухи пришлись по душе ювелиру. Ќадо заметить, что ‘уке наступали на п€тки не менее именитые ювелиры –. Ћалик и ј. ¬евер. ѕоследний заказывал эскизы рисовальщику Ё. √рассе, - тут-то и подвернулась со своими советами —ара Ѕернар, и ∆орж ‘уке нан€л ћуху в качестве рисовальщика.



» что же?.. Ќеобычные проекты ћухи смутили критиков и вызвали упреки в недостатке св€зи с текущей модой. ”крашени€, выполненные ‘уке, действительно громоздки и несколько эклектичны, как, например, предназначенна€ дл€ —ары Ѕернар, брошь дл€ корсажа от€гощенна€ гроздь€ми маленьких камешков неправильной формы. ≈сли на афишах эти украшени€ выгл€дели убедительно, - как и абсолютно все изображени€ украшений, сделанные ћухой, - то при воплощении оказались чем-то спорным. ќднако мнение это, конечно же, разделили не все. » вот тому подтверждение: серии украшений, выполненные по эскизам ћухи, обеспечили успех ‘уке на р€де ¬семирных выставок, покорив публику своей новизной.



¬ 1902 году ћуха издал альбом Ђƒекоративные документыї (Documents decoratifs), включивший коллекцию из 72 работ в карандаше оттенЄнным белым, эскизы јр Ќуово дл€ дизайнеров в области искусств и ремесел.
ѕортфолио также содержит разнообразие орнаментальных и натуралистических цветочных украшений, этюдов женской головы и обнаженной натуры. ¬ этих работах илюстративный натурализм, обрамлен абстрактными узорами.



–исунки дл€ ювелирных украшений, мебели, столовых приборов, других предметов обихода того периода, указывают на то что цель ћухи в создании этих работ была дво€кой.
— одной стороны он каталогизировал огромный опыт работы в декоративной области, опыт который вышел за рамки двухмерного пространства в трехмерное, как это показано в его работе дл€ парижской международной выставки 1900 года и величественный позолоченный интерьер бутика Fouquet (к нему мы вернемс€).



— другой стороны его целью было выразить безусловное визуальное утверждение јр Ќуво.
ƒаже принима€ во внимание тот факт, что в это продвинутое врем€ эра Art Nouveau уходила в забвение, нужно отдать должное искусному стилю исполнени€ ћухи и его способности создавать унифицированный стиль, трансформиру€ материальный мир в элегические и идеализированные формы.



  1890-м годам мода перестала быть привилегией высших классов. Ѕлагодар€ модным журналам широка€ публика имела возможность познакомитьс€ с самыми последними ее тенденци€ми, рождавшимис€ в мире богемы и в модельных домах ѕарижа, которые, как и поэты того времени, создавали культ Ђинфернальнойї женщины, капризной и томной, чувственной и экзотической. ¬ соответствии со вкусами той эпохи силуэт женщины приобрел змеевидные контуры и стал напоминать латинскую букву S. Ќаиболее активно стиль модерн вторгалс€ в оформление вечерних нар€дов, необычайно эффектных из-за асимметрии и манерно изогнутых линий.



Ќовый костюм требовал соответствующих аксессуаров, и прежде всего украшений нового типа. ѕо€вились оригинальные виды колье - ожерель€ с жемчужной или бриллиантовой Ђбахромойї, хорошо сочетавшиес€ с мысообразными декольте; широкие ошейники, обильно украшенные камн€ми; тонкие обручи с камнем на длинном стержне, спускавшемс€ на грудь; поразительной красоты гребни, декорированные золотом и камн€ми. Ќо и традиционные виды украшений приобрели новые оригинальные черты.



¬ эпоху модерна на первый план в ювелирном деле вышел не мастер-ремесленник, изготавливавший похожие друг на друга Ђкоммерческие драгоценностиї, а ювелир, создававший индивидуальные и по-насто€щему художественные украшени€, которые обладали новой образностью, отражавшей дух времени. Ѕлагодар€ таланту авторов таких украшений ювелирное искусство, нар€ду с архитектурой и художественным стеклом, вышло на авансцену развити€ искусства, во многом определив декоративные особенности нового стил€.



Ќа первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, €ркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral - цветочный), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлени€м того времени. ¬ основе его лежала трансформаци€ мотивов, рожденных природой, причем если дл€ эпохи историзма было характерно натуралистическое изображение цветов и насекомых, то мастера стил€ модерн трактовали их как своеобразные знаки, несущие в себе нервную символику рубежа веков.

¬ орнаментальном декоре флорального направлени€ модерна нашел отражение волшебный и поэтичный мир растений и животных: изумрудные €щерицы и змеи, пестрокрылые стрекозы и бабочки, величавые подсолнухи и камыши, роскошные орхидеи, элегантные ирисы, нежные ландыши, эффектные цикламены и особенно много любимых поэтами Ђсеребр€ного векаї лилий.



—воего рода отличительным знаком орнаментального декора модерна стал мотив изгибающегос€ в воздухе бича, который получил название Ђудар бичаї. —реди излюбленных мотивов художников-ювелиров были также морска€ волна, лебедина€ ше€, томные женские головки или фигуры с распущенными волосами и извивающимис€ руками в Ђлет€щихї рукавах.

¬ ювелирных украшени€х своеобразна€ изощренность флорального направлени€ модерна про€вл€лась также в плавной текучести асимметричных форм с изысканными, \ к >11ченными очертани€ми, в прихотливой изощренности композиционных построении и и почти мистическом колорите вещей, который возникал от сочетани€ мерцающих как старинные витражи, эмалей и зеленых, лиловых, голубых, белых, красных кам-i к-й. ¬ украшени€х много жемчуга, опалов, рубинов, демантоидов, аметистов, алма-Ђ>п, хризопразов, перламутра, при этом выбор камней определ€лс€ не их стоимостью, а декоративными качествами и цветом.



–аботы ювелиров модерна были столь прекрасны, что, возможно, впервые публика увидела в украшени€х не просто драгоценный аксессуар костюма, а подлинное произ-исдение искусства. ¬ 1890-е годы во ‘ранции даже амбициозные представители Ђвысокого искусстваї изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведени€ начали допускать на выставки Ќационального общества из€щных искусств, в ќбществе французских художников открылась секци€ прикладного искусства, устраивались персональные иыставки художников-ювелиров, их издели€ стали публиковатьс€ в журналах, закупатьс€ музе€ми. »скусство ювелиров модерна получило всеобщее признание на ¬семирной выставке, проходившей в ѕариже в 1900 году.

http://bibliotekar.ru/yuvelir/7.htm

http://cfe.iip.net/new/Mucha.htm


 ниги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)



јльфонс ћуха. Ћучшие произведени€јльфонс ћухајльфонс ћуха (набор из 36 открыток) оллекционные игральные карты


јльфонс ћуха. Ћучшие произведени€

јльфонс ћуха

јльфонс ћуха (набор из 36 открыток)

 оллекционные игральные карты "јльфонс ћари€ ћуха", 54 листа





ѕутеводитель коллекционера. ћодернћодерн. Ћучшие произведени€ћодерн в –оссии—тиль модерн (подарочное издание)



ѕутеводитель коллекционера. ћодерн

ћодерн. Ћучшие произведени€

ћодерн в –оссии

—тиль модерн (подарочное издание)







¬се рубрики блога "ѕрекрасна€ эпоха модерна"    La_belle_epoque


–убрики:  ”крашени€
≈вропа
Mucha
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



јноним   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 04 ћа€ 2009 г. 14:32 (ссылка)
 расивые украшени€ всЄ таки в стиле модерн!:)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
Ёолинда   обратитьс€ по имени —уббота, 30 январ€ 2016 г. 00:50 (ссылка)
ќ, он совсем не "муха"! ќн - первый и, скорее всего, последний ƒинозавр модерна! —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку