Всё под рукой | Всё, что нужно начинающему блогеру. ...
Этимология фразеологизма "Ерунда и чепуха на постном масле" - (0)Этимология фразеологизма "Ерунда и чепуха на постном масле" Че...
Бондарчук всегда был убежден: он родился, чтобы снимать кино. - (0)✨ Бондарчук всегда был убежден: он родился, чтобы снимать кино. (2...
Забытые имена советского кинематографа . Мария Сергеевна Виноградова - (0)✨ Забытые имена советского кинематографа . Мария Сергеевна Виноградова ...
ДОМИНО - (0)ДОМИНО ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЗОЛОТОЕ ДЕТСТВО 1. РОДНОЙ ДОМ Солнце село за Голдерск...
Ещё одна страничка… |
Е.Д.Симкин. Пушкин в Михайловском
Среди писем А.С.Пушкина, написанных весной 1826 года, есть одно, показывающее, до какого состояния дошёл поэт, томящийся в ссылке, переживающий за судьбу друзей и свою собственную. Письмо (оно датировано 3 марта) адресовано П.А.Плетнёву, именно в нём мы читаем отчаянное «Мне не до "Онегина". Чёрт возьми "Онегина"! я сам себя хочу издать или выдать в свет. Батюшки, помогите».
Но есть тут и ещё очень интересная фраза: «Сле-Пушкину дают и кафтан, и часы, и полумедаль, а Пушкину полному — шиш. Так и быть: отказываюсь от фрака, штанов и даже от академического четвертака (что мне следует), по крайней мере пускай позволят мне бросить проклятое Михайловское». О чём и о ком пишет поэт?
В январе 1826 года вышел из печати сборник стихотворений «Досуги сельского жителя», автором которых был крепостной поэт Фёдор Никанорович Слепушкин. В предисловии к сборнику было сказано, что «крестьянин Слепушкин, который воспел свои полевые труды и начертал верную картину сельской жизни, по справедливости заслуживает имя Русского Гезиода». И на Слепушкина буквально посыпались награды: Российская Академия присудила автору «среднюю золотую медаль» в 50 червонцев с надписью: «Приносящему пользу Русскому слову», от Николая I поэт получил в подарок шитый золотом бархатный кафтан, а от каждой из императриц (вдовствующей и «действительной») - золотые часы. Сообщение об этих пожалованиях было помещено в «Северной Пчеле». Часто указывают, что такие императорские милости были не случайны: прошло очень мало времени после восстания декабристов, среди которых, как нам хорошо известно, были поэты, и вот теперь царь противопоставляет мятежным поэтам-дворянам поэта-крестьянина (интересно, что никаких мер к освобождению Слепушкина от крепостной зависимости самодержец не предпринял и выкуплен поэт с семьёй был уже позднее, за три тысячи рублей, а сбор средств был начат княгиней Т.В.Юсуповой).
Ф.Н.Слепушкин в пожалованном кафтане
Пушкин сборник «Досуги сельского жителя» прочёл и ещё раньше, 20 февраля того же года, писал А.А.Дельвигу: «Видел я и Слепушкина, неужто никто ему не поправил "Святки", "Масленицу", "Избу"? у него истинный, свой талант; пожалуйста, пошлите ему от меня экз. "Руслана" и моих "Стихотворений" — с тем, чтоб он мне не подражал, а продолжал идти своею дорогою» (эта просьба поэта была выполнена).
Впоследствии, видимо, Пушкин познакомился со Слепушкиным – точных сведений нет, но, во всяком случае, Б.М.Фёдоров в мае 1828 года записал в дневнике, что Пушкин «сбирается к Слепушкину в Рыбацкое с Мицкевичем» (после выкупа из неволи Слепушкин записался в купцы 3-й гильдии и завел в с. Рыбацком кирпичный завод), а сам Слепушкин поднёс Александру Сергеевичу издание своей «сельской поэмы» «Четыре времени года Русского поселянина» с надписью: «Его Высокоблагородию Милостивейшему Государю Александру Сергеевичу Пушкину! в знак истинного почитания и благодарности приносит сочинитель» (эта книга сохранялась в библиотеке Пушкина).
Но рассказываю я эту историю не только для того, чтобы напомнить о практически забытом поэте, а чтобы рассказать о ещё одном (и тоже не слишком известном) пушкинском творении.
Предположительно к осени 1827 года относится начало стихотворения:
Всем красны боярские конюшни:
Чистотой, прислугой и конями;
Всем довольны добрые кони:
Кормом, стойлами и надзором…
Обычно указывают, что стихотворение неоконченное и не окончательно обработанное, хотя черновик показывает достаточно тщательную работу:
Видимо, это рассказ старого конюха о том, что
Лишь одним конюшни непригожи —
Домовой повадился в конюшни…
По ночам ходит он в конюшни,
Чистит, холит коней боярских,
Заплетает гриву им в косички,
Туго хвост завязывает в узел.
Кажется, перед нами сказка, основанная на старинном предании, опубликованном в книге М.Д.Чулкова «Словарь русских суеверий», где сказано: «Суеверные люди говорят и даже твёрдо убеждены в том, что во всяком доме водится чёрт под именем домового, он ходит в доме по ночам в образе человека, и когда полюбит которую скотину, то оную всячески откармливает, а буде не полюбит, то скотина совсем похудеет и придётся, что называется, не ко двору», «Говорят, что он любимым лошадям заплетает гривы в косы и подкладывает сено,.. но беда лошадям, не имеющим счастия пользоваться благоволением его; у них он расплетает и почти выдёргивает всю гриву», а иногда лошадь находят «всю в поту или в мыле».
Вот и здесь, кажется, описано, как домовой «не взлюбил вороного» и мучит его:
А поутру отопрёшь конюшню,
Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,
С морды каплет кровавая пена.
Во всю ночь домовой на нём ездил
По горам, по лесам, по болотам,
С полуночи до белого света —
До заката месяца .......
Однако очень скоро мы увидим, что перед нами вовсе не проделки домового, а просто «старый конюх, неразумный» не понял происходящего:
Полюбил красну девку младой конюх,
Младой конюх, разгульный парень —
Он конюшню ночью отпирает,
Потихонько вороного седлает,
Полегонько выводит за ворота,
На коня на борзого садится,
К красной девке в гости скачет.
Стихотворение осталось, увы, незаконченным, а сюжет его Пушкин… сообщил Слепушкину, и тот написал стихотворение «Конь и домовой».
Написать-то написал, конечно. Только превратилось у него оно в лёгкую притчу, написанную рифмованным ямбом:
Коня не портит домовой,
Виною конюх молодой,
Который на гнедке летает
К красоткам сельским по ночам!
На посиделках распевает,
Вернётся к утренним часам.
И, как и положено, «злоумышленник» пойман, и порядок восторжествовал:
Поныне тоже говорят,
Случится ль где такое чудо,
Коню от домовова худо,
А смотришь — конюх виноват.
Вот только вся прелесть пушкинского наброска исчезла… И приходится снова домысливать – куда повернулся бы сюжет? Может быть, предполагалось продолжение? Возможно, мы получили бы ещё одну повесть о любви? А кроме того, не кажется ли вам, что у «барина» Пушкина стихотворение получилось куда более похожим на народное сказание, чем у крестьянина Слепушкина?
Серия сообщений "Прототипы героев произведений":
Часть 1 - ПЕСНЬ О РУСЛАНЕ. СКРЫТЫЙ ЗАМЫСЕЛ ПОЭМЫ 1
Часть 2 - Каракули государевы
...
Часть 13 - «Подруга весны моей златой»
Часть 14 - «Подруга весны моей златой». Часть 2
Часть 15 - Ещё одна страничка…
Часть 16 - Как Пушкин придумал Царевну-Лебедь и почему у неё месяц под косой
Рубрики: | ПУШКИН Александр Сергеевич/Стихи , поэмы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |