Всё под рукой | Всё, что нужно начинающему блогеру. ...
Этимология фразеологизма "Ерунда и чепуха на постном масле" - (0)Этимология фразеологизма "Ерунда и чепуха на постном масле" Че...
Бондарчук всегда был убежден: он родился, чтобы снимать кино. - (0)✨ Бондарчук всегда был убежден: он родился, чтобы снимать кино. (2...
Забытые имена советского кинематографа . Мария Сергеевна Виноградова - (0)✨ Забытые имена советского кинематографа . Мария Сергеевна Виноградова ...
ДОМИНО - (0)ДОМИНО ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЗОЛОТОЕ ДЕТСТВО 1. РОДНОЙ ДОМ Солнце село за Голдерск...
Культовые киноленты СССР о пограничниках и границе: 1939-1940 |
Культовые киноленты СССР о пограничниках и границе: 1939-1940
Ссылки для получения более полной информации о кинофильмах даны на ресурсы Кинопоиск.ру, как наиболее содержательный на мой взгляд российский кинопортал. В отдельных случаях использованы ссылки на другие российские и зарубежные ресурсы.
Часовые Родины в кинематографе: довоенные фильмы СССР о пограничниках и границе.Часть 2. От южных горных рубежей до морских границ на севере. 1939-1940 годы
Продолжая свой рассказ (начало здесь) о кинолентах сталинского периода и говоря об оборонном кино довоенного периода перехожу к картинам 1939 и 1940 годов.
Казалось бы не так уж и много прошло времени после выхода первых фильмов о пограничниках, но его оказалось достаточным для закрепления в кино, как и в литературе, образа идеальных защитников советской родины. Подтверждением тому небольшой эпизод из популярной советской комедийной ленты 1939 года «Девушка с характером».
Лента снята киностудией «Мосфильм» режиссером Константином Юдиным.
В поисках справедливости и принятия мер к нерадивому директору зверосовхоза лучшая работница хозяйства Катя Иванова отправляется в райцентр. По пути на станцию ей удаётся поймать диверсанта, которого она передает пограничникам (показан пограничный наряд, из чего делаем вывод, что пеший путь героини пролегал как минимум в пограничной зоне).
В киноленте впервые звучит песня «На Дальний восток» (музыка братьев Покрасс, стихи Евгения Долматовского), на мотив которой исполняется другая, широко известная веселая песня «Коричневая пуговка», родившаяся в 1939 году.
Примечательна песня использованным популярным сюжетом о шпионе, пойманном пограничниками с помощью бдительных мальчишек, приметивших вовремя пуговицу «несоветского» фасона.
Для сюжетов 1939 года уже совсем расшифрован главный враг - Япония. Намного позже, в своей речи 2 сентября 1945 года в связи с окончанием войны Сталин скажет про особый счет к Японии, про поражение русских войск в 1904 году в период Русско-японской войны, которое «легло на страну черным пятном» и что советские люди старшего поколения ждали реванша все прошедшие сорок лет.
Но до 1945 года еще, ох, как далеко. Зато свежи в памяти бои у озера Хасан и на Халхин-Голе.
Справка: Бои у озера Хасан (29 июля — 11 августа 1938 года) были провалившейся попыткой японцев захватить часть советской территории. Предлогом послужили территориальные претензии марионеточного государства Маньчжоу-го к СССР.
Бои на Халхин-Голе (11 мая — 15 сентября 1939 года) названы по месту боёв на монгольской реке. Причиной конфликта стал спор о делимитации границы между Монголией и Маньчжоу-го. В начале конфликта японским войскам удалось занять часть монгольской территории, но уже в августе японская группировка силами РККА окружена и разгромлена. Результат поражения Японии - подписанный с Советским Союзом 13 апреля 1941 года пакт о нейтралитете. Последствия - отказ Японии от нападения на СССР.
Художественный фильм 1939 года «Комендант птичьего острова» это почти дословная экранизация одноименного рассказа Сергея Диковского.
Справка: Сергей Владимирович Дико́вский (1907–1940) — русский советский писатель, журналист, военный корреспондент. Большинство произведений посвящены Дальнему Востоку, солдатам-пограничникам и рыбакам. Наибольшее признание нашли его рассказы «Приключения катера «Смелый», повести «Патриоты» и «Конец «Саго-мару». Является автором первого в советской литературе произведения о пограничниках - книге «Застава N» (1932 год)
«Комендант Птичьего острова» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Союздетфильм» в 1939 году режиссёром Василием Прониным по одноимённому рассказу Сергея Диковского. Премьера фильма состоялась 13 августа 1939 года.
В картине «Комендант птичьего острова» волею случая на краснофлотца-пограничника Косицына выпадает необычная задача: в условиях необитаемого острова, находящегося вблизи полуострова Камчатки, он вынужден без сна и отдыха, без еды и питья стеречь от побега семерых японцев, задержанных на шпионском судне. Без надежды на спасение он тем не менее выполняет долг советского пограничника.
По наивности сюжета и диалогов фильм рассчитан наверное больше на юного зрителя. Но нельзя не учитывать уровень развития звукового кино и по-прежнему оказывающий влияние опыт немого кино, который привычен кинематографистам того времени.
В ленте несложно заметить, что советскими пограничниками осуществляется на морских просторах не только контроль режима государственной границы. Им приходится бороться и с японскими браконьерами. А еще примечателен диалог между героем ленты и японским шкипером, в котором пограничник напоминает японцу про Хасан в ответ на его угрозы и слова о Цусиме.
Другой экзистенциальный враг в кинолентах не только сталинского периода, но и в позднем советском искусстве это басмачи. Борьба с басмачеством как идеологическая основа в отечественном кинематографе дала простор для производства советских приключенческих фильмов, для которых иногда стал употребляться термин «истерн» - получился своего рода наш ответ американскому «вестерну».
В 1939 году на Ашхабадской киностудии вышел короткометражный фильм «Пограничники», который поражает скудностью диалогов и сюжета, причинами которых видятся названные мной выше шаблоны немого кино.
Режиссер Александр Маковский. Сценарист Алексей Ян. Оператор Владимир Лавров. Композитор Георгий Березовский. Актеры: Николай Ивакин, Иван Юдин, Алты Карлиев, И. Каравайченко и др.
Действие происходит в феврале 1937 года в Туркменистане у советско-афганской границы. Отряд басмачей, который прикрывает переход диверсанта через границу, вступает в бой с тремя советскими пограничниками.
На самом деле этот фильм особенный, и не потому что короткометражный. Эта картина создана в память о ратном подвиге пограничников Тахта-Базарского отряда Ивана Трунова, Ивана Стешенко и Насибула Джуканова. Об этом напоминают титры в начале фильма.
Кадр из фильма. Символизм силуэтов несет определенный экзистенциальный смысл. Может быть это храбрость, жертва и единство. А может быть этой метафорой изоляции и одиночества режиссер передал предвосхищение встречи героев с роковыми испытаниями.
7 февраля 1937 г. Трунов вместе с красноармейцами Стешенко и Джукановым заступили в наряд по охране государственной границы. В районе высоты 492 Трунов остановил вооруженных нарушителей, предупредительно выстрелив вверх. Нарушители ретировались, но немного погодя уже в большом количестве - несколько десятков атаковали пограничников с трех сторон, охватив высоту. В упорном бою был убит красноармеец Стешенко и ранен в ногу Джуканов. Трунов продолжал вести бой, отправив Джуканова с донесением на заставу. Прибывшее с заставы через четыре часа подкрепление деблокировало из вражеского кольца пограничника. Банда отступила, оставив более десятка убитыми и ранеными. 25 июля 1937 г. приказом НКВД СССР объявлено о награждении орденом Красного Знамени красноармейца заставы Кара-Чеп Трунова Ивана Тихоновича за доблесть и героизм, проявленные при защите государственной границы СССР (источник здесь).
Кавалер ордена Красного Знамени красноармеец погранзаставы Кара-Чеп 68-го Тахта-Базарского погранотряда ТРУНОВ Иван Тихонович
Среди картин 1939 года фильм «Гость» — особый советский фильм, экранизация рассказа Льва Канторовича «Враги», на широкий экран не был допущен по до конца непонятным для меня причинам — возможно просто из-за слабого идейного содержания. Зато лента сохранилась до наших дней и доступна для просмотра онлайн на некоторых российских ресурсах.
Постановка режиссёров Адольфа Минкина и Герберта Раппапорта 1939 года, на экраны выпущен не был. Оператор Георгий Филатов. Художник Павел Бетаки. Актеры: Иван Кузнецов, Юлия Цай, Петр Аржанов, Николай Васильев, Зула Нахашкиев, Валентина Телегина и др.
В этом фильме молодой ненецкий охотник не сразу разоблачает проникшего на территорию СССР диверсанта, который сначала выдает себя за врача, сбившегося с пути, а затем берет охотника в заложники... Из пограничников в фильме только один персонаж, указанный в титрах именно так - пограничник» (единственная! актёрская роль Сергея Васильева, который прославился вместе с собратом-однофамильцем на режиссерском поприще по картине «Чапаев»). Без книги, по-моему, сложно разобраться в перипетиях этой истории. Очень хочется понять как диверсант (в звании майора оказывается!), нарушив государственную границу, оказался на Крайнем Севере. Может быть действительно закономерно из-за многочисленных вопросов лента не пошла на экран.
В данной статье не могу не упомянуть советский чёрно-белый фильм «Мужество», поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1939 году режиссёром Михаилом Калатозовым. Хотя в этой ленте не показана пограничная служба, завязка драмы начинается с государственной границы.
Фильм снят по мотивам рассказов Георгия Кубанского. В нем подробно показан самолёт УТ-2 и высший пилотаж на нём. Можно увидеть самолёты ПС-84, ПС-89, ПС-9 (АНТ-9), Р-5, СБ-2.
Сюжет картины выстроен вокруг поединка между пилотом Алексеем Томилиным и диверсантом, который против воли летчика оказывается пассажиром его самолета. При чем тут граница спросите?
Поединку предшествует задание офицера НКВД по доставке пакета начальнику шестой заставы и получении от него донесения (текст внизу), касающегося диверсанта, пробирающегося на советскую территорию. Сложность задания в особых условиях полета через горное ущелье, который не каждый пилот может совершить - Томилин как раз настоящий летчик-ас, способный на подобный дерзкий рейс.
Ответная записка начальника заставы офицеру НКВД.
Из интересного о службе на границе в горах Памира видим, что для срочной связи с заставами используется авиация. И в горах красноармейцы-пограничники выполняют задачи аэродромной службы. И сейчас такая практика сохраняется особенно на отдаленных рубежах нашей Родины.
Кульминация в ленте «Мужество» приходится на схватку пилота с диверсантом, ставшим пассажиром самолёта при определенных обстоятельствах. В конце фильма контрразведчик рассказывает летчику подробности про шпиона и иностранную разведку, его направившего. Не буду спойлерить, но удивляться есть чему.
Среди кинолент, которые сохранились до нашего времени, есть недоступные для сегодняшнего зрителя (по техническим причинам, прежде всего). К подобным фильмам пожалуй можно отнести и этот. «Родина» - советский художественный фильм, снятый в 1939 году на Тбилисской киностудии режиссерами Николаем Шенгелая и Диомиде Антадзе по пьесе Георгия Мдивани «Честь».
Исполнитель роли Сардиона в фильме «Родина» Серго Закариадзе (1907-1971) хорошо известен благодаря главной роли в ленте «Отец солдата» (За неимением изображений афиш и кадров из фильма разместил этот кадр).
О сюжете фильма известно, что Сардион и Ягора, два простых крестьянина из грузинской деревушки, - большие друзья. Но ни Ягора, ни остальные односельчане даже не подозревают, что Сардион - иностранный агент. Во время гражданской войны сыновья Ягоры выбрали жизнь за границей. Младший сын погиб при нарушении государственной границы, фактически застрелен кое-кем из своих. Старший сын, выполняя задание иностранной разведки, переходит с помощью Сардиона государственную границу. Преследуемый пограничниками находит убежище в доме своего отца, который оказывается перед дилеммой — спасти сына или выполнить свой долг гражданина. В этой картине пограничники в лице начальника заставы реализуют контрразведывательные задачи.
Такой же по недоступности для просмотра оказалась картина, снятая на Ашхабадской киностудией в 1939 году режиссёром Григорием Ломидзе «Советские патриоты». В ленте рассказывалось о борьбе советских пограничников и колхозников против диверсантов в Туркмении в 1930-е годы.
Одну из главных ролей в фильме «Советские патриоты» исполнил актер Степан Крылов, за плечами которого в тридцатых годах оказалось несколько экранных ролей пограничников - Журба в ленте "Тринадцать", Антон Михалков в фильме "На границе", начальник заставы в картине "Переход" (кадр из этой ленты).
Степано Крылов в роли Антона Михалкова в фильме "На границе"
Основной враг в ленте - басмач Ширмат-бек связан с иностранной разведкой недружественного Советскому Союзу государства (надо полагать, подразумевается британская разведка). Противостоят ему пограничники местной заставы и председатель колхоза. Сценарий ленты написан Николаем Рожковым, учеником студии Сергея Эйзенштейна.
А вот пропагандистской направленности фильм почти с похожим названием «Патриот» доступен для сегодняшнего зрителя. Эта лента попала в этот обзор из-за упоминания пограничников — мальчик Коля Новиков, убежав из дома, хочет уехать на Дальний Восток чтобы стать бойцом пограничником на смену погибшему брату.
Картина снята на студии «Ленфильм». Режиссеры и сценаристы Ян Фрид и Андрей Апсолон, композитор Иосиф Пустыльник. В ролях Юрий Бычков, Юрий Толубеев, Ольга Аверичева, Николай Симонов, Владимир Лукин, Рита Клокова, Владимир Репкин, Василий Меркурьев, Андрей Апсолон.
В этом детском фильме о коллизиях и перипетиях жизни советского мальчика-патриота в 1930-е пограничников в принципе не показывают. Но сама причина, использованная в качестве завязки картины нам говорит о той пропагандистской роли военной службы на границе - то есть там, где по-настоящему трудно.
В начале фильма звучит песня (музыка композитора И.Пустыльника):
Будет день, будет день,
И к далёким границам
Нас отправит страна -
Старших братьев сменить.
Мы должны на «отлично» учиться,
Чтоб любого врага победить!
О своём брате — пограничнике мальчик рассказывает в школе с гордостью: «имеет орден, самый главный на заставе — начальник отделения». Поэтому для Коли будущее очевидно — он собирается тоже стать пограничником. Его решение после новости о гибели брата только укрепилось.
Интересная деталь в картине — упоминание о юных друзьях пограничников.
О картинах сороковых годов начну с ленты «Переход» — советского драматического фильма 1940 года режиссёра Александра Иванова. Это история пограничной заставы одного из отдаленных районов горного Памира, отрезанной землетрясением от близлежащих районов.
Режиссер Александр Иванов, сценаристы Матвей Тевелев и Семен Полоцкий, композиторы Борис Арапов и Гавриил Попов. В ролях Степан Крылов, Юлия Предтеченская, Николай Виноградов, Владимир Волчик, Георгий Колосов, Борис Музалев, Николай Воробьев.
Воспользовавшись безвыходным положением пограничников, многочисленная банда басмачей нападает на горстку красноармейцев. Экспедиционный отряд, совершающий переход через горы, считавшиеся до сих пор непроходимыми, приходит на помощь погранзаставе. Совместными усилиями пограничников и бойцов экспедиционного отряда банда разгромлена...
Кадр из фильма «Переход» - построение экспедиционного отряда.
В ленте «Переход» заметны некоторые элементы экипировки военнослужащих для высокогорья - защитные очки в первую очередь. (их можно заметить в небольшом ролике, подготовленном в дополнении к данной статье) Показан городок заставы и вольеры служебных собак, которые в критические моменты атаки басмачей бросаются на врагов. У пограничников на заставе есть небольшой по размеру бильярд (похожий на тот, что показан в ленте 1937 года «Граница на замке»).
В конце фильма звучит интересная песня, еще одна на тему границы, слова которой не все можно разобрать на слух (не нашел текст в Сети):
...
День и ночь стоят дозоры вдоль советских рубежей,
Берегут они просторы славной родины своей.
На заставу не промчится и птица,
Не проникнет зверь лесной.
Мы храним свои границы,
Бережём страны покой.
...
Шпионский фильм «Девушка с того берега» (другое название «Застава номер семь») снят в 1940 году на Тбилисской киностудии художественных фильмов, но премьера его пришлась на апрель 1941 год.
Режиссер и сценарист Леонард Эсакия, сценарист Ило Мосашвили, композитор Алексей Мачавариани. В ролях Медея Джапаридзе, Елизавета Черкезишвили, Михаил Мгеладзе, Леонид Романов, Василий Баланчивадзе, Акакий Кванталиани, Григол Костава, Элза Апакидзе, Виктор Чанкветадзе, Нели Чиковани.
Пограничники спасают Фатиму, юную турчанку. Местные жители заботятся о ней, у Фатимы появилось много новых друзей. Когда она возвращается в Турцию, то узнает, что иностранный шпион, живущий в ее доме, собирается отправиться в Советский Союз. Фатиме удается сообщить об этом своим новым друзьям в Грузии…
Как и в случае с фильмом «Застава у Чертова брода» о ленте «На дальней заставе» недостаточно информации. Известно, что картина снята в 1940 году на Сталинабадской киностудии режиссер Евгением Брюнчугиным. Картина рассказывает о жизни советских пограничников… Известно, что фильм был подготовлен к выпуску, напечатан тираж (250 копий), но не вышел на экран. В некоторых источниках приводится такая характеристика фильма — «Картина карикатурно показывает работу наших пограничников. Сюжет картины построен на том, что пограничник, поймав шпиона, не может принять решения, как поступить: идти на заставу или сидеть и ждать случая. По картине выходит: враг, диверсант-человек умный и решительный, а советский пограничник-шляпа, безвольный человек».
Но скорее всего лента скомпрометирована уже в годы войны в связи с участием в ней одного именитого в довоенный период актера. Речь о неизвестном для большинства современных кинолюбителей деятеле искусства. Это потомственный артист российского и советского театра и кино Блюменталь-Тамарин В.А. (1881-1945). Что интересно, актер после окончания императорского театрального училища сразу же был принят в труппу Малого театра. И до революции успел снискать признание зрителей на театральных подмостках Киева, Харькова, Одессы. Несмотря на то, что в годы гражданской войны поддерживал белогвардейцев, при советской власти Блюменталь играл и ставил в качестве режиссера в крупнейших театрах. А в годы Великой Отечественной войны он оказался с ноября 1941 года на оккупированной немцами территории, где возглавил театр русской драмы в Киеве. Имитируя речь Сталина, Блюменталь озвучивал фальсифицированные указы советского правительства, которые на немецком радио транслировались на оккупированных территориях СССР. 27 марта 1942 года Военная коллегия Верховного Суда СССР заочно приговорила его к смертной казни. Ликвидирован в ходе специальной операции СМЕРШа в мае 1945 года.
Кадр из ленты 1953 года «Застава в горах» с Асли Бурхановым., который в картине «На дальней заставе» сыграл одну из ролей. Этот советский, таджикский актёр театра и кино, как и актер Степан Крылов имеет в копилке несколько ролей в лентах о пограничниках.
На этой ленте завершаю обзор отечественных кинофильмов довоенного сталинского периода, посвященных пограничникам и охране государственной границы. Многие из именитых советских кинорежиссёров, например Александр Иванов, Михаил Калатозов, Михаил Ромм, участвовали в их создании, приобретая мастерство.
Несмотря на различные сюжеты рассмотренных в этой и предыдущей статье картин кинокритики легко укажут общие признаки «оборонного» кино особенно предвоенных лет. В них наверное не избежать отсылки к классификации Борхеса, манихейской интерпретации противоборства и т.п. Для простых же советских людей, наших старших поколений эти кинофильмы стали частью культурного кода, определившего в грядущей войне победу над агрессором.
При подготовке этой статьи оказалось, что материалов в сети не всегда достаточно. Поэтому буду признателен за дополнительную информацию о рассматриваемых в очерке кинолентах, недоступных сегодня для просмотра.
Рубрики: | КИНОЗАЛ/Обозрение , критика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |