Всё под рукой | Всё, что нужно начинающему блогеру. ...
Этимология фразеологизма "Ерунда и чепуха на постном масле" - (0)Этимология фразеологизма "Ерунда и чепуха на постном масле" Че...
Бондарчук всегда был убежден: он родился, чтобы снимать кино. - (0)✨ Бондарчук всегда был убежден: он родился, чтобы снимать кино. (2...
Забытые имена советского кинематографа . Мария Сергеевна Виноградова - (0)✨ Забытые имена советского кинематографа . Мария Сергеевна Виноградова ...
ДОМИНО - (0)ДОМИНО ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЗОЛОТОЕ ДЕТСТВО 1. РОДНОЙ ДОМ Солнце село за Голдерск...
Высота (фильм, 1957) |
✨ Шедевры советского кинематографа. Александр Зархи
Любой советский фильм – это шкатулка с двойным, а то и тройным дном. В СССР любили совмещать жанры, например, или использовать какой-нибудь "западный-буржуазный" формат в рамках соцреализма и выходило весьма органично – допустим, многие шпионские и милицейские детективы 1950-х несли на себе отпечаток нуара. А бывало и так, что фоном шла интереснейшая идея, подаваемая исподволь.
В кинокартине Александра Зархи "Высота" (1957) речь идёт о монтажниках-высотниках, индустриальной мощи, выполнении плана – всё, как обычно. Плюс – лав-стори, без которой монтаж домны выглядел бы скучновато. Но, вместе с тем, это – фильм о красоте. Это слово повторяется так же часто, как и вышеназванная "домна". Более того, слово шутливо вставлено в песню: "Не то погибнут в неизвестности / Мои любовь и красота" .
Кадр из фильма "Высота" (1957).
В романе Евгения Воробьёва, по которому был снят фильм, тема присутствует, но не так сильно – именно Зархи с его эстетским чувствованием сделал из производственной мелодрамы настоящее шоу цвета и света. Он использовал эффектные ракурсы, комбинированную съёмку, панорамные виды, контрасты, созвучия. Если внимательно смотреть, в кадре вообще всё подчинено цветосветовой гармонии.
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Допустим, когда в финале Катя с Колей завтракают, цвета их одежды и – абажура совпадают, и бордо в сочетании с бледно-серыми стенами комнаты и ярко-белым светом пространства даёт ощущение …праздничной стабильности. Красный, тем паче - алый дал бы тревожность. Тёмно-зелёный – приземлил бы. Синий вообще уничтожил бы всю атмосферу кадра.
Кадр из фильма "Высота" (1957)
.Бесконечность ярко-синего неба полностью растворяет серый цвет спецовок, а красный флаг воспламеняет пелену дождя. Неслучайно местом съёмок была выбрана Украина – Днепродзержинск, а ряд сцен снимали в Днепропетровске (по книге это Южный Урал, однако, авторы киноленты позволили себе перенести место действия в более "яркое" место).
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Центральная сцена – это диалог Маши - супруги инженера с прорабом Токмаковым на высоте. И о высоте. Мужчина объясняется с нравящейся ему женщиной при помощи аллегорий, рассказывая о видах и типах красоты: есть – спокойная и тихая (природа), а есть индустриальная и динамичная. При этом, разговор всё равно выглядит, как объяснение в любви, которая в данный момент невозможна – Маша замужем, хотя, давно разлюбила супруга, да и он её – тоже.
Кадр из фильма "Высота" (1957).
В фильме практически нет "говорящих" фамилий, зато имеются точно звучащие, а потому – указывающее на суть. Отрицательный герой – Игорь Дерябин звучит холодно и дрябло, а положительный Максим Токмаков, как радостный стук молотка. Коля Пасечник – тепло и открыто. Катя Петрашень – звонко. Вася Хаенко – свистяще. И эта фамилия – говорящая, "хаять". Он ещё и откровенно некрасив рядом с Колей, и этот крупный и дисгармоничный мужик оказывается ещё одним "плохишом"...
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Завуалированные или же явные обсуждения и споры о красоте в фильме иногда касаются и одежды
Cварщица Катерина определяет платье Маши – супруги инженера, как "ничего так, простенькое", а потом говорит: "Платье на вас такое… приветливое". Незамысловатый ум находит интереснейшую трактовку.
Сама Катерина девушка разбитная и любит одежду поярче. И главный герой однажды даже высмеивает наряд Катерины, как неподходящий из-за чудовищных цветовых предпочтений.
Сцена эта крайне примечательная.Cознательный пролетарий Коля Пасечник приходит к подруге Катюшке с целью пригласить её на культурно-массовое мероприятие, и она выходит к нему в самом своём лучшем наряде — в оранжевой атласной блузке с зелёной юбкой в обтяжку (с разрезом) и — с зелёным же платочком на шее. Коля изумляется и выдаёт ироничный текст по поводу малой уместности таких сочетаний. Оскорблённая Катя выгоняет насмешливого парня.
Кадр из фильма "Высота" (1957).
Вообще, если проследить карикатуры тех лет, то прослеживается тенденция — стиляги, тунеядцы, хищные дамочки, беспечные модницы "предпочитают" именно зелёное с оранжевым. В пособиях "Одевайтесь со вкусом" и "Эстетика поведения" (в главах, посвящённых моде и подбору одежды) указывалось, что это "созвучие" ярких цветов — не просто вызывающе, но и уродливо. Неслучайно, в ретро-песенке группы "Браво" обыгрывается "стильный оранжевый галстук".
Кадр из фильма "Высота" и карикатура 1950-х, изображающая охотницу за богатыми стариками.
Кроме того, писалось, что оранжевый — хорош исключительно в детско-подростковом и ранне-юношеском возрасте. Потом уже — поздновато носить очень уж весёленькие ситчики. Да, малышам и школьникам — нормально и в сочетании с зелёным. То есть, высмеивая эту "морковь с зелёным горошком", карикатуристы и фельетонисты преследовали сразу две противоположные цели: 1) показывали, что носитель этих вещей — инфантил; 2) чрезмерно ярок, привлекает внимание, раздражает. Попугай, одним словом.
Карикатуры на стиляг и модниц.
А в СССР быть вечным дитятей и — ярким, беспечным попугаем — одинаково провальный путь. Это символ ничегонеделания, дольче-виты, отдыха. Потому что и для тех, кому всё это можно и красиво, оно — в праздник, на пляже, в пионерском лагере. То есть, когда человек отдыхает. Носишь оранжево-зелёное? Стало быть, мечтаешь о шике-блеске курортной жизни.
В случае с Катей из "Высоты" - она железно не тунеядка. Отлично работает и не боится никакого труда.
Типичная карикатура на отщепенца.
Зато она — разболтанная, курящая не_комсомолка. Да ещё и "надкусанное яблочко" (в смысле общения с кавалерами). В 1950-х дидактика была прямолинейной, с чётким указанием на "хорошо" и "плохо", в многочисленными маркерами соответствия и несоответствия. Поэтому, когда Катя исправляется, она начинает носить скромно-элегантные, но - модные (это - важно!) платья и вот тогда ей подходит шарфик, подаренный ей Пасечником. Одежда — как символ становления. И — высоты. Название-то у кинокартины - многосложное.
Поэтому, когда Катя исправляется, она начинает носить скромно-элегантные, но - модные (это - важно!) платья.
Кадр из фильма "Высота" (1957).
_____________________________________________________________
Рубрики: | КИНОЗАЛ/Экранизации литературных произведений КИНОЗАЛ/Фильмы-драмы , мелодрамы КИНОЗАЛ/Мосфильм. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |