-Рубрики

 -Цитатник

Всё под рукой | Всё, что нужно начинающему блогеру. - (0)

Всё под рукой | Всё, что нужно начинающему блогеру.   ...

Пοдземелья и дρакοны (2023) 💥 Жанр: фэнтези, боевик, приключения - (0)

Подземелья и драконы: Честь среди воров (англ. Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves) &...

Уходит август! Ирина Расшивалова - (0)

Уходит август! Ирина Расшивалова ...

Как три мушкетера (Индия, 1984) - (0)

Как три мушкетёра (англ. Jagir) — индийский музыкальный приключенче...

26 августа 1974 г. по Центральному ТВ начался показ фильма «СОВЕСТЬ» (1974, реж. Юрий Кавтарадзе) - детектив. - (0)

📺 по Центральному ТВ начался показ фильма "Совесть" (телесериал) (1974...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Рамки_для_днева Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) LiveInternet

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 5302
Комментариев: 290
Написано: 5971


«Меж датами рожденья и кончины...памяти Эльдара Александровича Рязанова, кинорежиссера, кинодраматурга, поэта и писателя (1927-2015).

Суббота, 18 Ноября 2023 г. 18:08 + в цитатник
Цитата сообщения babeta-liza «Меж датами рожденья и кончины...памяти Эльдара Александровича Рязанова, кинорежиссера, кинодраматурга, поэта и писателя (1927-2015).

Сегодня исполнилось бы 96 лет Эльдару Александровичу Рязанову. Сложно представить советский кинематограф таким, каким мы его любим и знаем, без работ великого режиссера. Эльдар Рязанов снял десятки больших фильмов, которые и сегодня собирают перед экранами людей разных поколений.

Эльдар Александрович Рязанов был очень многогранным человеком – кинорежиссер, сценарист, актер, педагог, телеведущий, писатель, поэт, драматург, продюсер и народный артист СССР.

Родился 18 ноября 1927 г. в Самаре в семье Александра Семеновича Рязанова и Софьи Михайловны Шустерман. Незадолго до его рождения родители, работавшие в советском торговом представительстве в Тегеране (Персия, ныне Иран), вернулись в СССР. В 1930 г. семья переехала в Москву. Вскоре родители развелись, в 1938 г. отец был репрессирован, в общей сложности провел в лагерях 17 лет. Эльдара Рязанова воспитывали мать и отчим - инженер Лев Копп. Со второй половины 1941 г. вместе с матерью и отчимом он находился в эвакуации в Куйбышеве (до 1935 г. и после 1991 г. - Самара) и Нижнем Тагиле. В годы Великой Отечественной войны Лев Копп работал на оборонных заводах. В 1944 г. семья вернулась в Москву.

Эльдар рязанов с мамой Софьей Михайловной

В 1950 г. Эльдар Рязанов с отличием окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК; ныне Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова), где занимался в мастерской педагога Григория Козинцева. Его дипломной работой стала документальная лента "Они учатся в Москве", снятая совместно с сокурсницей Зоей Фоминой.

Работа в кино
По окончании института Эльдар Рязанов в течение пяти лет работал на Центральной студии документальных фильмов, снимал сюжеты для киножурналов "Пионерия", "Советский спорт" и "Новости дня".
В 1955 г. стал режиссером киностудии "Мосфильм". В том же году совместно с Сергеем Гуровым поставил фильм-концерт "Весенние голоса". Через год снял свой первый художественный фильм - музыкальную комедию "Карнавальная ночь". Картина не только возглавила список самых кассовых лент 1956 г., но и вошла в "золотой фонд" отечественного кинематографа.

В 1958 г. на экраны вышла его лирическая комедия "Девушка без адреса", в 1961 г. - фильм "Человек ниоткуда", в 1962 г. - музыкальная кинокартина "Гусарская баллада", в 1965 г. - комедия "Дайте жалобную книгу".


Всего на счету режиссера около тридцати картин, многие из которых стали классикой отечественного кино. Сценарии к большинству из них были написаны самим Эльдаром Рязановым или в соавторстве с Эмилем Брагинским. Среди самых популярных - "Берегись автомобиля" (1966), "Зигзаг удачи" (1968), "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975), "Служебный роман" (1977), "Гараж" (1979), "Вокзал для двоих" (1982; приз за режиссуру XVI Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде, 1983).


В 1984 г. состоялась премьера мелодрамы "Жестокий романс", поставленной режиссером по мотивам пьесы Александра Островского "Бесприданница". В 1985 г. она была отмечена Гран-при "Золотой павлин" Международного кинофестиваля в Дели.


В 1991 г. на экраны вышел фильм "Небеса обетованные" (в 1992 г. был удостоен кинопремии "Ника" в номинации "Лучший игровой фильм" и Гран-при Международного кинофестиваля в Мадриде), а спустя два года - "Предсказание" по повести собственного авторства. В 1996 г. зрители увидели фильм "Привет, дуралеи!", в 2000 г. - картины "Тихие омуты" и "Старые клячи". Среди последних работ Эльдара Рязанова - "Андерсен. Жизнь без любви", "Карнавальная ночь - 2, или Пятьдесят лет спустя", снятые в 2006 г.


Роли в его фильмах исполняли Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Валентин Гафт, Светлана Немоляева, Леонид Филатов, Никита Михалков и другие известные актеры.

Сам режиссер играл эпизодические роли почти во всех своих картинах.

25 января 2005 г. в Москве был открыт созданный по инициативе режиссера киноклуб "Эльдар". В нем демонстрируются отечественные и зарубежные фильмы, проходят концерты и встречи с мастерами искусств.


Работа на телевидении
Эльдар Рязанов был автором и ведущим ряда телевизионных программ. Он вел популярную в СССР "Кинопанораму" (1979-1985), которая выходила на Первой программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР.

Василий Ливанов, Эльдар Рязанов, Игорь Масленников и Никита Михалков на съемках легендарной телепередачи "Кинопанорама". 1981 год

Кроме того, им создано более двухсот авторских телепрограмм. Наиболее популярными стали циклы: "Восемь девок, один я" (1992, 1-й канал "Останкино"), "Белоснежка и семь гномов" (1993, "РЕН-ТВ"), "Разговоры на свежем воздухе" (1992-1994, 1-й канал "Останкино"), "Парижские тайны Эльдара Рязанова" (1996-1997, "РЕН-ТВ"), "В гостях у Эльдара Рязанова" (с 2007 г., "Культура").


Литературное творчество
Эльдар Рязанов - автор книг "Грустное лицо комедии" (1977), "Эти несерьезные, несерьезные фильмы" (1977), "Неподведенные итоги" (1983), "Четыре вечера с Владимиром Высоцким" (1989), "Эльдар-TV, или Моя портретная галерея" (2002), сборника стихов и новелл "Ностальгия" (1997). В 2010 г. вышла его автобиографическая книга "Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги".
В некоторых фильмах Эльдара Рязанова звучат песни и романсы, написанные на его стихи ("У природы нет плохой погоды" из "Служебного романа", "Любовь - волшебная страна" из "Жестокого романса" и др.).

Булат Окуджава, Эльдар Рязанов и Андрей Вознесенский.
 

Педагогическая деятельность
С 1980 г. Эльдар Рязанов преподавал в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Среди его учеников - Юрий Мамин, Иван Дыховичный, Исаак Фридберг.

Звания, награды
Народный артист СССР (1984).

Эльдар Рязанов был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1977), Дружбы народов (1987), "За заслуги перед Отечеством" II и III степеней (2008, 1996). Отмечен благодарностью президента РФ (1997).
Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры 1977 г., Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых 1979 г.

Был отмечен премией "Ника" в категории "Лучшая режиссерская работа" (1992, "Небеса обетованные") и почетной номинации "Честь и достоинство" (2006), премией ТЭФИ (1997, специальный приз), Царскосельской художественной премией (2005).
Почетный гражданин Самары (2012).

Кончина
Эльдар Рязанов скончался 30 ноября 2015 г. в Москве на 89-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.


Личные сведения
Был трижды женат. Первая супруга - однокурсница по режиссерскому курсу ВГИКа Зоя Фомина (1924-1999). Дочь - Ольга (род. 1952, филолог и киновед).

С дочерью Ольгой

Второй женой была редактор "Мосфильма" Нина Скуйбина (1930-1994).

Третья супруга - киноредактор Эмма Абайдуллина (род. 1941).

Память, признание
В честь Эльдара Рязанова названы улица в Москве и астероид главного пояса 4258 Ryazanov.
В 2016 г. на фасаде дома №120 по улице Фрунзе в Самаре, в котором режиссер провел первый месяц жизни, была установлена мемориальная доска. В 2018 г. в этом доме начал работу музей режиссера.
В 2017 г. в Самаре был открыт памятник Эльдару Рязанову (автор - грузинско-итальянский скульптор Важа Микаберидзе).


Жизни и творчеству кинематографиста посвящены документальные фильмы "Эльдар Рязанов. Моей душе покоя нет" (2012, режиссер Константин Мурашев) и "Эльдар Рязанов. Человек-праздник" (2015, Георгий Ананов), а также цикл программ "Монолог в пяти частях. Эльдар Рязанов" (2005, Наталия Урвачева).

Интересные факты

  1. Свое имя, которое переводится с персидского как «владеющий миром», будущий режиссер получил от родителей в память об их службе в торгпредстве СССР в Тегеране.
  2. Несмотря на то чтоНикита Михалков получал главные роли в фильмах Эльдара Рязанова, позднее их пути разошлись из-за разногласий в Союзе кинематографистов.
  3. Преданности постановщика своему делу не было границ. Снимая фильм «Забытая мелодия для флейты», Рязанов перенес микроинсульт и частично потерял слух, что не помешало ему продолжать вести творческий процесс, совмещая его с лечением в стационаре.

Помимо культовых фильмов: Рязанов оставил нам большой багаж поэзии.
Так он сам говорил о своих стихах:

"Я поставил несколько фильмов — «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Дорогая Елена Сергеевна». В этот период параллельно с многочисленными и разнообразными занятиями и обязанностями существовало что-то вроде внутреннего монолога или, если хотите, стихотворного дневника.

В стихах фиксировалось то, что не находило себе места, да и не могло найти, в сценариях и фильмах, мучительное желание высказаться о личном, только моем, стремление поделиться чем-то заветным, жажда исповеди и побудили меня к стихотворству. Исповедь, я думаю, - то, к чему властно тяготеет каждый вид искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна. В искренности, правдивости чувств, обнажении тайников души, умении заглянуть в человеческие глубины, наверное, и есть суть поэзии."
Предлагаю почитать несколько его проникновенных стихов:

Жизнь прожить – нехитрая наука:
отыщи любовь да сбереги…
Место жизни – ближняя округа,
далью не прельщайся, не беги.

Даже если жизнь обыкновенна,
делай всё, что можешь, от души,
понимай всему живому цену
и судить чужого не спеши.

Трать себя, живи неосторожно,
выгод не считай, не мелочись…
Пусть с людьми и сложно, и тревожно,
ты пойми их суетную жизнь.

Жизнь, коль вдуматься, простая штука.
Главное, ни разу не предать.
Жизнь – совсем не сука и не скука,
если станешь дальним сострадать.

И живи! В любую непогоду!
Сочиняй свой собственный мотив.
А любить жену, друзей, природу —
не такой уж, право, примитив.

***

Любовь готова все прощать,
когда она — любовь,
умеет беспредельно ждать,
когда она —любовь,
любовь не может грешной быть,
когда она — любовь,
ее немыслимо забыть,
когда она —любовь,
она способна жизнь отдать,
когда она — любовь,
она — спасенье, благодать,
когда она — любовь,
полна безмерной доброты,
когда она — любовь,
она естественна, как ты,
когда она — любовь.

***

Как много песен о любви к Отчизне!

Как много песен о любви к Отчизне! 

Певцы со всех экранов и эстрад, 

что, мол, для Родины не пожалеют жизни, 

через динамики на всю страну кричат. 

А я б о том, что глубоко интимно, 

не декламировал, не пел бы, не орал. 

Когда о сокровенном пишут гимны, 

похоже, наживают капитал. 

Земля не фразы требует, а плуга. 

Как ей осточертели трепачи! 

Вот мы с землей посмотрим друг на друга 

и о любви взаимной помолчим… 

***

Сумерки

Сумерки — такое время суток, —


краткая меж днем и ночью грань,


маленький, но емкий промежуток,


когда разум грустен, нежен, чуток


и приходит тьма, куда ни глянь.

Сумерки — такое время года, —


дождь долдонит, радость замерла,

и, как обнаженный нерв, природа


жаждет белоснежного прихода,


ждет, когда укроет все зима.

Сумерки — такое время века, —


неохота поднимать глаза…


Там эпоха тащится калекой,


человек боится человека


и, что было можно, все нельзя.

Сумерки — такое время жизни,


что заемным греешься огнем,


но добреешь к людям и Отчизне…


При сплошной вокруг дороговизне


сам ты дешевеешь с каждым днем.

Сумерки -- такое время суток,


между жизнью и кончиной грань,


маленький, но емкий промежуток,


когда взгляд размыт, печален, чуток


и приходит тьма, куда ни глянь.

***

После фильма

Пришла озябшая и жалкая зима

с каким-то серым и убогим снегом,

с давящим, низким, сумеречным небом

и с тусклой отупелостью ума.

Закончен труд. Ушел он на свободу.

Покинул автора, чтоб жить сам по себе.

И ты не волен уж в его судьбе,

не в силах изменить его природу.

Так поздней осенью тяжелые плоды,

отторгнуты ветвями, упадают…

А почерневшие усталые сады,

воздевши к небу руки, замирают.

И кажется, отныне никогда

на голых ветках не набухнут почки…

Что не взрастить на бездыханной почве

ни выдумки, ни мысли и ни строчки…

И жуть, что ты приехал в никуда.

***

Молитва

Господи, ни охнуть, ни вздохнуть,–


дни летят в метельной круговерти.


Жизнь — тропинка от рожденья к смерти,


смутный, скрытный, кривоватый путь.


Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!

Снег. И мы беседуем вдвоем,


как нам одолеть большую зиму…


Одолеть ее необходимо,


чтобы вновь весной услышать гром.


Господи, спасибо, что живем!

Мы выходим вместе в снегопад.


И четыре оттиска за нами,


отпечатанные башмаками,


неотвязно следуя, следят…


Господи, как я метели рад!

Где же мои первые следы?


Занесло начальную дорогу,


заметет остаток понемногу


милостью отзывчивой судьбы.


Господи, спасибо за подмогу!

***

Как много дней, что выброшены зря

Как много дней, что выброшены зря,

дней, что погибли как-то между прочим.

Их надо вычесть из календаря,

и жизнь становится еще короче.

Был занят бестолковой суетой,

день проскочил -- я не увидел друга

и не пожал его руки живой...

Что ж! Этот день я должен сбросить с круга.

А если я за день не вспомнил мать,

не позвонил хоть раз сестре иль брату,

то в оправданье нечего сказать:

тот день пропал! Бесценная растрата!

Я поленился или же устал --

не посмотрел веселого спектакля,

стихов магических не почитал

и в чем-то обделил себя, не так ли?

А если я кому-то не помог,

не сочинил ни кадра и ни строчки,

то обокрал сегодняшний итог

и сделал жизнь еще на день короче.

Сложить - так страшно, сколько промотал

на сборищах, где ни тепло, ни жарко...

А главных слов любимой не сказал

и не купил цветов или подарка.

Как много дней, что выброшены зря,

дней, что погибли как-то между прочим.

Их надо вычесть из календаря

и мерить свою жизнь еще короче.

***

Когда-то, не помню уж точно когда…

Когда-то, не помню уж точно когда,

на свет я родился зачем-то…

Ответить не смог, хоть промчались года,

на уйму вопросов заветных.

Зачем-то на землю ложится туман,

всё зыбко, размыто, нечётко.

Неверные тени, какой-то обман,

и дождик бормочет о чём-то.

О чём он хлопочет? Что хочет сказать?

Иль в страшных грехах повиниться?

Боюсь, не придётся об этом узнать,

придётся с незнаньем смириться.

От звука, который никто не издал,

доходит какое-то эхо.

О чём-то скрипит и старуха-изба,

ровесница страшного века.

И ночь для чего-то сменяется днём,

куда-то несутся минуты.

Зачем-то разрушен родительский дом,

и сердце болит почему-то.

О чём-то кричат меж собою грачи,

земля  проплывает под ними.

А я всё пытаюсь припомнить в ночи

какое-то женское имя.

Зачем-то бежит по теченью вода,

зачем-то листва опадает.

И жизнь утекает куда-то…  Куда?

Куда и зачем утекает?

Кончается всё. Видно, я не пойму

загадок, что мучают с детства…

И эти «куда-то», «о чём-то», «к чему»

я вам оставляю в наследство.

***

Ты укpой меня снегом зима

Ты укpой меня снегом зима,

Так о многом хочу позабыть я

И отpинуть pаботу ума...

Умоляю тебя об укpытьи!

Одолжи мне, зима, одолжи

Чистоты и отдохновенья

Бело-синих снегов безо лжи..

Я пpошу тебя об одолженьи.

Подаpи мне зима, подаpи

День беззвучный угрюмый, неяркий

Полусон от зари до зари

Мне не надо богаче подаpка.

Поднеси мне, зима, поднеси

Отpешенности и смиpенья

Чтобы снес я,

Что тpудно снести..

Я пpошу у тебя подношенья.

Ты подай мне зима, ты подай

Тишину и печаль состpаданья

К моим собственным пpошлым годам..

Я пpошу у тебя подаянья..

***

Я всё ещё, как прежде, жил, живу

Я всё ещё, как прежде, жил, живу,

а наступило время отступленья.

Чтобы всю жизнь держаться на плаву,

у каждого свои приспособленья.

Я никогда не клянчил, не просил,

Карьерной не обременён заботой.

Я просто сочинял по мере сил

и делал это с сердцем и охотой.

Но невозможно без конца черпать —

колодец не бездонным оказался.

А я привык — давать, давать, давать!..

И, очевидно, вдрызг поиздержался.

Проснусь под утро… Долго не засну…

О, как сдавать позиции обидно!

Но то, что потихоньку я тону,

покамест никому ещё не видно.

Богатства я за годы не скопил,

хотя вся жизнь ухлопана на службу.

В дорогу ничего я не купил…

Да в этот путь и ничего не нужно.

***

Меж датами рожденья и кончины

«Меж датами рожденья и кончины,
А перед ними наши имена,
Стоит тире, черта, стоит знак „минус“,
И в этом знаке жизнь заключена.

В ту чёрточку вместилось всё что было,
А было всё! И всё сошло как снег!
Исчезло, растворилось и погибло,
Чем был похож и не похож на всех.

Погибло всё моё! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Всё это не воротится обратно,
Лишь будет между датами черта…»

И песни из кинофильмов Эльдара Рязанова



Светлая память МЭТРУ

Источник, источник

Рубрики:  КИНОЗАЛ/Режиссёры
КИНОЗАЛ/Авторы песен
ПОЭТЫ
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку