-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2183
Комментариев: 42
Написано: 2315


Три брата

Четверг, 16 Ноября 2023 г. 17:56 + в цитатник

Тогда не стерпел Федор – второй брат:

– Бросьте, батюшко, каждое вранье слушать. Ведь все это пустое он говорит!

– Ну, коли я пустое говорю, то я сказывать, ваше величество, не буду, уплатите мне двести рублей, а я даром языком болтать не стану.

Царь приказал платить деньги, и он начал говорить дальше:

– Ну, ладно, тогда слушайте, ваше величество, я еще вам скажу. Тогда меньшой брат Иван пошел на конюшню, сам отыскал себе коня, распростился с отцом-матерью и поехал в путь. Долго он ехал, приезжает к росстаням, и на росстанях стоит столб, и отделяются три дороги: в одну ехать – богатому быть, во вторую ехать – женатому быть, в третью ехать – убитому быть. Он стал думать, в какую из них ехать. «Интересно, куда братья уехали? Давай – поеду, где женатому быть». И поехал.

Не стерпел старший брат; – Брось, батюшко, слушать, ведь это все враки, какой-то к тебе пришел выходец с того свету, а ты слушаешь его!

– Вот что, сынки, вы не хотите слушать, то платите штрафы, а ты, выходец, говори дальше, меня очень интересует этот рассказ, чем он кончится.

Да, уплатили ему деньги, и он начинает говорить вперед:

– Иван уехал в ту дорогу, где женатому быть, подъезжает на площадь: два шатра стоят, смотрит. «На-ко, братьевы кони, наши, царские». Приезжает ко крыльцу. Вдруг выбегают девица и молодица. «Молодец, молодец, не убирай лошадь, мы уберем, иди в комнату». – «Дело не ваше, я хозяин лошади, я и уберу». Взял лошадь, отвел на то место, где братьевы, насыпал им пшеницы и пошел в шатер. Заходит в шатер, прибегает молодица и говорит: «Молодец, молодец, садись за стол есть, ешь – не наедайся, пей – не напивайся, с молодой спать собирайся и досуха ложки не вытирай». Он отвечает ей:

«У нас так: помрут – не плачут, пьют – не потчуют, скол ко хочу, столько и поем. А дело мое – утру или нет ложку». Попил, поел, приходит молодица, берет его за руку и уводит к кровати. Вот она и говорит: «Ну, ложись теперь к стене, а я повалюсь на край». – «Нет, у нас, на Руси, спят мужчины всегда на краю, а женщины у стенки». И заспорили. Берет он ее на руки и закинул на кровать к стенке, сам лег на край. И оба лежат молча. Иван все смотрел, когда лежал, что такое есть эта кровать, и рассмотрел, что тут есть рычаг, который раздвигает кровать. Немного подумал Иван, схватил этот рычаг, как раздернет, кровать раздвоилась, и она полетела в погреб. Когда она упала в погреб, то увядали озлобленные, ну, в общем, женихи, то кряду ее взяли и растерзали на мелкие части. Иван соскочил с кровати, пришел к девице и говорит:

«Сказывай сейчас же, где ключи от погреба, а то застрелю». Не стерпел опять яте Василий:

– Брось ты, батюшко, слушать. Ведь это он тебе проскажет несколько суток, и ты все будешь слушать, а у нас гости заняты другим весельем, а ты все будешь слушать какого-то враля.

– Ну, коли я, ваше величество, вру, то я рассказывать больше не буду, платите четыреста рублей.

Царь приказал сыну платить деньги и говорит:

– Ну, выходец с того свету, рассказывай дальше, уж больно твой рассказ стал затрагивать, дальше, и хочу все до конца услыхать.

Иван получил деньги и начинает вперед рассказывать:

– Да, когда Иван подходит к этой девице, она говорит:

«Ну, ладно, уж только не стреляй, а я тебе отдам». Он берет ключи, подходит к темнице и стал всех выпускать, а он стоял у дверей. И начали женихи выходить по два, по три и по десятку и как бы скорей только выйти. Наконец, он смотрит – вышли егонные два брата. «О, о, братья, и вы здесь женитесь?» – «Да, да, брат, и ты сюда попал?» – «Да, попал». Поблагодарили его товарищи и все пошли к шатрам, и он с братьями тоже пошел к коням, где стояли ихние кони. Взяли коней, оседлали, обуздали и приезжают опять же к шатру, где сидела эта девица. Вот он сказал братьям: «Братья, я сбегаю сейчас к шaтpy, а вы дожидайте меня здесь». Вскочил, пошел в комнату. Выходит, наставил ей пистолет и говорит: «Отдай ключи от погреба порохового, а то сейчас застрелю». Она подает ему ключи. Получил ключи, пошел к братьям. «Давайте, ребята, поедем». Приезжают, где стояли погреба с порохом. Соскочил Иван с лошади, открыл погреб. «Слезайте, набирайте пороху полные карманы». И он тоже стал с нима набирать. Заскочили на коней, и он сказал: «Ну, братья, начинайте порох высыпать». И он оставил погреб полый. И вот стали сыпать, пока у них хватило пороху. Наконец, Иван сказал: «Подождите немного, я слезу». Слез и зажег спичку, порох вспыхнул. Добрался порох до этого погреба и все кряду это спалило, рухнулось и полетело на воздух, а братья поехали вперед. Приехали они на ту же дорогу, где эти росстани разделялись на три части, он и говорит братьям: «Ну, вот, братья, кто желает ехать туда, где богатому быть?» Братья отказались. «Мы не поедем. Хошь – поезжай». Вот Иван кряду сел на лошадь и поехал. Приезжает, видит – три магазина стоят. Слез с лошади и пошел смотреть, что за магазины. Посмотрел – первый пустой, другой стоит с грязью, а третий был с навозом. И сел на лошадь, отправился к братьям. Приехал к братьям, стер обей надписи, что это все пустое. Дальше говорит братьям: «Ну, кто желает, братья, в ту дорогу ехать, где быть убитому?» Братья категорически отказались: «Хошь – поезжай на явную смерть, ну, мы не желаем, еще жить хочем, лучше ехать домой». Потом сказал Иван: «Нет, братья, уж я не сделаю того, чтобы не исполнить отцовской заповеди; смерть, так смерть, – и все привезу, что он заказывал».

Потом заговорил старший брат опять Василий:

– Брось ты, батюшке, слушать, вот уж теперь-то он начал врать, так врать, а ты все слушаешь.

Заговорил отец:

– Плати деньги, шестьсот рублей. И ты, проходимец, говори дальше.

Более стало отца затрагивать. Получил он деньги и видит – его мать уплакавши. Пришла, села рядком и говорит:

– Ну, проходимец, говори, говори, а я буду слушать.

Посмотрел он на свою матерь, едва мог удержаться без слез, дальше стал рассказывать:

– Так, тогда попрощался он с братьями и сказал: «Ну, дожидайте меня на этом месте до трех лет, а уж там поезжайте домой, значит, нет меня живого». И поехал, конечно; он уехал. Трудно, трудно было Ивану-царевичу, был при гибели несколько раз, но счастье все-таки не оставило. И съездил он в тридесятое государство и достал воду живую и мертвую, молодильные яблоки и манежные ягоды и обратно оттуда вернулся. Приехал на то же место, где братья обещались его ждать. Но братьев не было. Ну, он с такой с дальней дороги измучился, конечно, ему Захотелось спать. У него была с собой кряду скатерётка-хлебосолка, открыл ее, поел и оставил так открытую в том же месте, где зачал спать. Вдруг приходят эти братья и смотрят – этого брата спящего, и перед ним открыта скатерётка-хлебосолка. С радости они сели, поели и сказали: «Мы таких обедов еще не видали в своем царстве. Вот так Ванюша, все он сделал, достал живую воду и мертвую, молодильных яблок и манежных ягод...» Тогда не стерпел опять старший брат:

– Брось, батюшке, теперь уж он совсем заврался, все врет назло. И, мама, ты видишь, как он врет? Мать и отец обои стали просить его:

– Ты, проходимец, давай говорить дальше, а вы, братья, давайте деньги восемьсот рублей, который хошь откуль берешь, – платите.

А он получил деньги и дальше стал рассказывать.

Мать все сидела, слушала, утирала слезы, а он все вперед рассказывал:

– Братья поели, попили и говорят: «Вот он все получит, все достал, и получит полцарства, а по окончании нашего отца и все, а нам ничего не будет, мы как проездили три года, нам ничего не будет. Ты как думаешь, брат?» – «А вот я что думаю, брат. А ведь мы с тобой шли недавно, там была пропасть, так разбудим его, скажем, что, у отца случилось несчастье, провалилась его казна с деньгами. Когда он с нами пойдет, наклонится во всю спину, то мы его столкнем туда, он полетит, а мы с тобой поделим это богатство и поедем домой». – «Вставай, брат, уж ты довольно спал». Брат скинул глаза и говорит:

«Здравствуйте, братья». – «Здравствуй, здравствуй, братец. Ну-ко, расскажи, как ты вернулся обратно?» – «Теперь мне рассказывать очень будет долго, а мы с вами дома поговорим. Теперь лучше ехать, мы и так запоздали, уж три года, как в дороге. Я все достал, все, что было нужно для батюшка, исполнил его приказанье. Теперь поедем». Тогда заговорил старший брат Василий: «А вот что, Ванюша, случилось у нашего отца несчастье: провалилась вся казна с деньгами, только сделалась одна дыра. Давай, Ваня, идемте, посмотрим, поинтересуемся над убитым отцом». Ванюша согласился. Пошли. Когда они приходят к этой пропасти, то старший брат в это время его подтолкнул, и он улетел в подземелье, в государство.

Теперь говорит старший брат, сидящий на пиру за столом:

– Ну, отец, уж теперь ты видишь, как он врет, теперь он назло врет, запрети ему, чтобы он больше не говорил.

Тогда мать, сидящая возле него, горько-горько заплакала, что случилось с сыном, но еще не знает. Отец протер глаза свои платком и говорит:

– А ты, проходимец, говори дальше. Меня очень затрагивает, и говори до конца. . Получил он деньги.

– Ну, ладно, давайте, еще скажу. Теперь он, бедняжка, полетел. Летел, летел, на счастье его, конечно, подхватили голубь и голубица, не допустили его пасть на землю. Опустили его легонько на землю, и он пошел в подземельное государство и заходит в царство. Приходит в царство и видит – все царство под черным трауром. Заходит к одной старушке обночевать и стал спрашивать ее: «Что же, бабушка, у вас творится в царстве, очень оно печальное?» Бабушка ему и говорит: «Ой, ты, дитятко, кабы ты знал, три года как у нас змей пожирает людей. И вот пришла очередь царской дочери ехать. Он ее съест. И вот царь вызывает, кто бы ее спас, за это он полцарства отдаст и дочку замуж». Потом Иван сказал бабушке: «Ну, да уж если бы был хороший конь, да позвал царь меня, то я бы убил этого змея и спас царевну». И старушка сейчас же смылась и убежала к царю и объяснила. Приходит к царю и говорит:

«Ваше величество, я пришла объяснить: у меня пришел какой-то выходец с того свету, и он хвалится, что спасет вашу дочку, только был бы хороший конь». Когда царь выслушал бабушкин разговор, то сейчас же приказал призвать этого выходца к себе. Сейчас же послал царь одного из слуг, и тот приходит к Ивану и говорит: «Вот что, выходец с того свету: коль ты хвалишься, царь тебя просит притти». Сейчас же Иван оделся, пошли. «Здравствуйте, ваше величество». – «Здравствуйте, выходец с того свету. Ну, вот, коли ты обещаешь мою дочку спасти, то скажи – можешь или нет?» – «Ваше величество, ну, если даете хорошего коня, на котором могу ехать, то я спасу вашу дочку». – «Да, дам. У меня есть такой конь, на котором никто не может ехать, его хранит один конюх; больше никого он не допускает. А я за это тебе дам полцарства и дочку замуж». Теперь кряду же повели к конюшням. Взял он этого коня, прочитал подпись, кряду все он сделал, что было написано, оделся и поехал к морю. Когда он приехал к морю, там уже была царевна, а он, не слезая с лошади, дожидал, когда вылезет змей. Вот когда первый раз вода стала, второй и третий – вылез змей, и пошла у них битва. Иван убил этого змея, и вернулись обратно в царство. Когда приехал обратно Иван в царство, тогда садит царь его на свое место и говорит: «Ну, зять, что желаешь, хошь – Царство, хошь – дочку мою взять, что желаешь?» – «Нет, – он сказал, – я не желаю жениться». Дальше он стал говорить: «Вот что, ваше величество, я бы желал вылететь на Русь, откуль я есть, мне больше ничего не надо от тебя». Царь на это согласился. Тогда ему сказал царь:

«Ну, об этом не беспокойся, коли ты мне сделал такое добро, то как хочешь, когда вернешься, то я тебя поставлю на царство, а на Русь я тебя доставлю». И дал ему петуха. Иван кряду сел верхом на петуха и полетел на Русь. И вылетел он на Русь и пошел в свое государство. Тогда сказал старший брат:

– Опять ты, батюшко, докуль будешь слушать этот рассказ? Да он никогда не кончит, пусть уж он лучше замолчит!

– Ну, ладно, конца не будем говорить, уж коли не хочете слушать, а гоните деньги две тысячи рублей. Царь приказал дать деньги и говорит:

– Ну, проходимец, говори до конца, что с этим Иваном было?

А мать все сидела, слушала, утирала глаза платком.

– Потом он пришел в это государство и зашел к вам на почестен пир и сидит тут рядом, этот с вами проходимец. Я-то и есть – ваш сын младший Иван-царевич.

Тогда мать стала со стула, начала плакать, обнимать сына своего вместе с отцом. И сказал отец:

– Гости, вы сидите, а я уйду со сыном своим несколько времени и сейчас же вернусь.

И вместе пошел со сыном своим в особую комнату, и мать с нима же. Завели его в особую комнату, одели по-царски, и обратно зашли на пир. Вот отец и говорит:

– Ну, милый мой сын. Долго ты путался в дороге. Вот даю тебе престол, садись и тебе, старшему своему сыну Василию, велю уступить престол, если только желает Иван. Иван заговорил:

– Нет, батюшко, я не желаю. Если Василий сел, пусть сидит, а мне будет царство, какое полагается, а это я не желаю, пусть продолжается вперед.

Братья оба протянули руку, поблагодарили его за прошлое, что он не попомнил никакого зла, и стали продолжать пир вперед.

Вот кончился этот пир, поступил старший брат на престол, а Иван стал жить при царстве.

Вот прошел год, все Иван холостит, все живет и гуляет. Говорит ему отец:

– Слушай, Ваня, время тебе жениться.

– Мне еще, батя, невеста не поспела, справится – и потом и женюсь.

Ну, стыдно стало среднему брату Федору, подошел к Ивану и говорит:

– Ну, Ваня, мне охота жениться, не знаешь ли, как мне жениться?

– Ну, я тебя женю.

Вспомнил про петуха, прилетел; сел, и полетели в подземное царство. Прилетели они в подземельное государство, то сразу царь обрадел, что вернулся у него зять, хочет жениться, и устроили кряду же пир. Устроили пир, вместе же вылетели все трое напоказ к отцу, показать невесту брата.

Когда отец увидал такую редкость – обрадел, опять же устроили пир, начали веселиться. Потом обои братья подали ему руку и говорят:

– Ну, слушай, Ванюша, много ты пострадал, тебе теперь уж жениться.

– Нет, братья, погодите немного, наготове женят.

Вдруг смотрят, идут три корабля, становятся к пристани и расстелили ковры вплоть до царского дворца. И сейчас дает с кораблей тревогу.

– Царь, отдавай виноватого. Если не отдашь, то сама приду, все домы пожгу, а тебя в полон возьму? Сейчас он и говорит старшему сыну Василию:

– Ну, сынок, уж ты ездил, наверное напроказил. Поди, сходи.

Сейчас собрался старший сын Василий-царевич и отправился на корабль. Приходит он на корабль, то выбегают два суровых мальчика, становятся, и выходит сама королевна, то есть царевна. Эти мальчики подбегают к матери и спрашивают:

– Маменька, маменька, не это ли наш папенька?

– Нет, – отвечает, – это ваш дяденька.

– Что, маменька, прикажешь с ним делать? Она отвечает:

– А вот что, сынки, угостите.

Сейчас берут два куска poпa (это так называется трос, ну, это все равно – одно и то же), и давай его хлестать. Ну, и начесали, еле ушел с корабля.

Вот пришел дядя домой, а она еще больше тревогу дает царю. Царь и говорит второму сыну Федору:

– Ну, сынок, может, ты что сделал, сходи. тот оделся и отправился на корабль. Вот когда он подходит к пристани, к кораблю, то выбегают два суровых мальчика и она сама. Они и говорят:

– Маменька, маменька, не этот ли наш папенька? Она от не чает:

– Нет, ребятки, не этот. Этот – дяденька. Угостите так, как первого.

Они взяли также два куска ропа и начали дядю чесать. Так начесали, что дядя даже не помнил, как пошел домой.

Приходит домой, а она более еще стала бить тревогу, просит:

– Отдай добром, царь, виноватого, не посылай тех, которых не надо!

Царь приходит к младшему сыну своему Ивану и заплакал:

– Ну, сынок, наверное, ты все сделал там, твои проделки, уж делать нечего, приходится тебе итти. Уж жалко мне тебя и отправить. Ну, иди, делать нечего, надо итти.

Тогда стал Иван на ноги, попрощался с отцом, с матерью и пошел, и сказал:

– Папа, это все мое. Я походил там, и она меня зовет.

С тема словами вышел он на корабль. Дорогой зашел в трактир, напился пьян и вывалялся в грязи, а после того вымарался в смолу и потом вымарался в перо, и потом таким чудаком пошел на корабль. Подходит к борту корабля, выбегают два суровых мальчика и спрашивают:

– Маменька, маменька, неужели такой чудак – наш папенька?

Она и говорит им; – Ваш, ваш папенька. Забирайте его под руки, ведите его спокойно на корабль, уложите его спать в каюту.

Когда завели Ивана на корабль, то в то же время сдернули сукна, повернули корабли, направились в путь. Она приходит к нему сама, его в это время переодела и умыла, он проснулся уже тогда, когда был близко у ейного царства.

Когда она приходит к нему, и говорит:

– Ишь ты, Ванюша, думал убежать от меня, нет, не уйдешь. Что ты наделал, смотри, какие у тебя два сына, когда ты был у меня.

Она села вместе со сыновьями и с ним рядом. Начали обедать и стала спрашивать про его похождение, где он в это время находился. Он стал обсказывать. Все обсказал, все, что с ним случилось, пока он не пришел к ней на корабль. Она потом говорит ему в ответ:

– Ну, Иван-царевич, значит, нам была судьба, сумел ты ко мне подъехать и можешь мной владеть.

И в это время корабли поплыли к городу, стали к пристани. Царевич со своей царевной и со сыновьями своими отправились во дворец и зашли. Когда они зашли туда, она ему дает престол:

– Ну, Иван-царевич, можешь подучить мой престол и стать на царство.

Иван-царевич получил престол, стал на царство и живет у, нее год. Ну, это все для него кажет чужое, как все будто не свое, не родное и незнакомое. И стал часто вспоминать отца и матерь и как бы ему было их увидать. И не раз говорил:

– Елена Прекрасная, пойдем в наше царство, будем там жить в нашем государстве. Она ему говорит на ответ:

– Нет, я не поеду. Потому что нет у вас того, в вашем государстве, что у меня хранится. Во-первых, нет таких садов, что у меня, живой воды и мертвой, молодильных яблок и манежных ягод.

Тогда еще она ему добавила:

– А если можешь меня увезти в свое государство, чтобы я не знала, тогда я только соглашусь, поеду.

Он, ничего ей не говоря, провел второй год, и в одну прекрасную ночь повалились спать.

Когда он был в подземельи, дал эту трубочку царь за то, что он спас дочь, то он спомнил, что есть такая вещь, надо будет попытать. Только загнула царевна, он соскакиват в двенадцать часов ночи, вытаскивает эту трубочку и свистнул. Когда свистнул, то выскочили три молодца.

– Что тебе надо, Иван-царевич, долго кормишь, а работы но даешь?

Он отвечает этим ребятам:

– Вот что, ребята, я вам дам службу, сделайте мне эту службу, сумеете – то будете молодцы.

– Ну, какую?

– А вот в эту же ночь все чтобы царство было унесено в наше государство вместе с нами, и что только есть в государстве, чтобы все было там.

Ребята посмотрели друг на друга:

– Ну, Иван-царевич, хотя и трудно, ну, сделаем.

Сам лег спать. Когда стали наутро, проснулась его жена, обсмотрела окрестность, то и видит, что уж она очутилась в другом государстве. Хотя все ейное с собой, но все иначе. Пришла к нему и говорит:

– Ну, молодец, Ванюша, все-таки умел меня достать, умеешь мной владать, сумел привезти себе на родину.

Тогда он позвал своего отца и матерь, и братьев своих. И пошел у них пир. Начали играть свадьбу тогда. И все радовались этой свадьбе: мать и отец, так боле всего радовались над своима внучатами.

После этого всего стали жить Иван-царевич со своей женой до глубокой старости, и скоро ихние родители скончались.

Серия сообщений "Беломорские сказки":
Часть 1 - Чортов завод
Часть 2 - Шкип
...
Часть 20 - Три брата
Часть 21 - Три брата
Часть 22 - Три брата
Часть 23 - Матвей Михайлович Коргуев

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку